Научная статья на тему 'Динамика умственной работоспособности (результаты лонгитюдного эксперимента)'

Динамика умственной работоспособности (результаты лонгитюдного эксперимента) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
609
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / СУБЪЕКТ / ДИНАМИКА / ЛОНГИТЮД / ЭКС-ПЕРИМЕНТ / MENTAL HEALTH / SUBJECT / DYNAMICS / LONGITUDINAL STUDY / EXPERIMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Толочёк Владимир Алексеевич

Приводятся результаты 33-летнего лонгитюдного эксперимента по контролю умственной работоспособности (УРС) субъекта умственного труда. Обсуждаются динамика УРС, выявленные закономерности, типы УРС. Констатируются спонтанность и неповторяемость динамики УРС в недельном, месячном, годичном и двухгодичном циклах. Выделяются закономерности ее динамики: 1) существование не менее шести-семи типов динамики УРС в двухгодичном цикле; 2) разных «волн» УРС, отличающихся по продолжительности; 3) наличие в каждом годовом цикле нескольких периодов с большей и меньшей ее стабильностью; 4) каждая отдельная годовая имеет вид пилообразно изменяющейся кривой; 5) типичные «кванты» УРС составляют 40-50 мин, при их высокой вариативности в течение недели и месяца от 15-20 (в ситуациях сильного утомления) до 90-120 мин, а их продолжительность колеблется в чрезвычайно широком диапазоне и находится в зависимости от состояний субъекта и условий среды; 6) активная работа с выраженной мобилизацией и повышением УРС сочетается с последующим понижением УРС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Толочёк Владимир Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamics of Mental Health (Results of a Longitudinal Experiment)

The results of a 33-year longitudinal experiment of monitor mental capacity (MC) of subject is considered. We discuss the dynamics of MC, identified patterns are types of MC. The fact is that dynamics is spontaneity and repeatability of the of MC in weekly, monthly, annual and biennial cycle. There are several tendencies of MC dynamics: 1) the existence of at least six or seven types of dynamics of MC in the biennial cycle; 2) different «waves» MC with different duration; 3) the presence in each annual cycle some periods with greater and lesser stability of MC; 4) each has the form of annual variable sawtooth curve; 5) the typical «quanta» of MC is 40-50 minutes when high variability for a week and the month 15-20 (in situations severe fatigue) to 90-120 minutes, and their length vary in an extremely wide range and depends on the conditions and environmental conditions of the subject; 6) active work with a strong mobilization and increase MC combined with the subsequent lowering of MC.

Текст научной работы на тему «Динамика умственной работоспособности (результаты лонгитюдного эксперимента)»

ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

УДК 159.9.331.101

ДИНАМИКА УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ (РЕЗУЛЬТАТЫ ЛОНГИТЮДНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА)

В. А. Толочек

Толочёк Владимир Алексеевич - доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт психологии РАН, Москва, Россия E-mail: [email protected]

Приводятся результаты 33-летнего лонгитюдного эксперимента по контролю умственной работоспособности (УРС) субъекта умственного труда. Обсуждаются динамика УРС, выявленные закономерности, типы УРС. Констатируются спонтанность и неповторяемость динамики УРС в недельном, месячном, годичном и двухгодичном циклах. Выделяются закономерности ее динамики: 1) существование не менее шести-семи типов динамики УРС в двухгодичном цикле; 2) разных «волн» УРС, отличающихся по продолжительности; 3) наличие в каждом годовом цикле нескольких периодов с большей и меньшей ее стабильностью; 4) каждая отдельная годовая имеет вид пилообразно изменяющейся кривой; 5) типичные «кванты» УРС составляют 40-50 мин, при их высокой вариативности в течение недели и месяца - от 15-20 (в ситуациях сильного утомления) до 90-120 мин, а их продолжительность колеблется в чрезвычайно широком диапазоне и находится в зависимости от состояний субъекта и условий среды; 6) активная работа с выраженной мобилизацией и повышением УРС сочетается с последующим понижением УРС. Ключевые слова: умственная работоспособность, субъект, динамика, лонгитюд, эксперимент.

DOI: 10.18500/2304-9790-2016-5-1 -46-54 Введение

В исследованияхумственнойработоспособности (УРС) человека, как правило, обсуждаются данные искусственных и сравнительно краткосрочных экспериментов, также, как и в изучении работоспособности и утомляемости [1, 2]. В масштабных отечественных исследованиях динамики эволюции психических функций отмечены выраженные снижения их уровня после 25 - 35 лет с последующими флуктуациями и выраженными тенденциями снижения [3-6]. В современной акмеологии в отношении физического и психического развития человека в зрелом возрасте заявлено множество чрезмерно оптимистичных утверждений, однако не подтвержденных эмпирическими данными [7]. Пожалуй, наиболее обширный пласт представляют исследования деятельности учителей средних школ. В последние десятилетия отмечаются кризисные явления в начале, середине и в завершении их профессиональной карьеры, колебания эффективности труда (успеваемости учеников, межличностных отношений с ними), физического, психического и духовного здоровья учителей [5, 8-15]. Тема естественной жизни людей, ее структурирования и вычленения доли разных видов активности до настоящего времени остается областью единичных исследований [16-18]. В плане методологической

рефлексии можно отметить, что абсолютное доминирование номотетичного подхода в академической психологии, соответствующих парадигм и критериев научности практически не оставляет места идеографическому изучению реальной жизни людей, в частности - проблемы УРС.

Пожалуй, единственный нам известный прецедент - художественное произведение, повесть Д. А. Гранина [19]. Из содержания повести следует, что: 1) есть реальный опыт точной фиксации субъектом динамики УРС на протяжении многих лет; 2) при последовательной реализации доступных ресурсов у субъекта - экспериментатора и исследователя - А. А. Любищева (доктора биологических наук, профессора), при целеустремленной деятельности его УРС возрастала на протяжении многих лет; 3) стабильная динамика УРС на протяжении многих лет обеспечивалась весьма своеобразным образом жизни, поддерживалась неординарными качествами характера и личности; 4) сохранение устойчивой и позитивной динамики УРС способствовало полноценной самореализации личности (согласно Д. А. Гранину, А. А. Любищев изучил несколько иностранных языков, писал научные работы по биологии, математике, а также истории и литературоведению, не отказывал себе в разных формах досуга - смотрел кинофильмы, много читал и пр.). Однако материалы этих продолжительных самонаблюдений не опубликованы, и неизвестно, сохранились ли они.

Помимо того, что вышеприведенный прецедент едва ли не единственный в своем роде, жизнь героя повести Д. А. Гранина представляет своеобразный «акмеологический парадокс» - при высокой степени самореализации в профессии и в сфере досуга, при высоких профессиональных достижениях, А. А. Любищев находился в довольно сложных отношениях с другими людьми (что следует как из содержания повести, так и наших расспросов лиц, его знавших). Во всяком случае, этот пример самоактуализации, по А. Мослоу, едва ли можно считать «классическим».

Обобщая, можно констатировать, что результаты эмпирических исследований представителей конкретной профессиональной сферы (в частности, на выборках учителей) сильно диссоциируют с декларативными заявлениями акмеологов; результаты «срезов» на выборках лиц разного возраста отражают непростую динамику изменений уровня развития психических функций людей зрелого возраста, периодические перестройки психических структур, обусловленных не только возрастными, но и социальными факторами. Нельзя не замечать, что, как и подавляющее большинство таких исследований, они проводятся на выборках школьников и студентов, в условиях краткосрочных обследований и последующей утраты интереса к судьбам испытуемых.

«Состояние вопроса» можно определить как отсутствие достаточно надежных научных фактов о связи УРС, самореализации и самоактуализации человека, а проблему - как отношения активности и социальных успехов человека, их личностной и психофизиологической «цены», как вопрос возможностей мобилизации и управление УРС в перспективе всей жизни человека.

Программа экспериментального исследования

Цель исследования: изучение динамики умственной работоспособности человека зрелого возраста в условиях реальной жизни («естественного эксперимента») на протяжении длительного времени. «База исследований»: жизнь и деятельность одного субъекта интеллектуального труда (научного сотрудника, преподавателя вуза) на протяжении 33 лет (с 1982-го по 2015-й, с 25 до 58 лет). Методы: 1) фиксация времени умственной работы: время фиксировалось ежедневно при каждом акте начала и окончания такой работы (с точность до 5 мин). Различалось и раздельно фиксировалось «время 1-й категории» (чтение научной литературы, написание научных работ, прослушивание лекций, чтение лекций, выступление на научных семинарах и конференциях) и «время 2-й категории» (участие в научных семинарах и конференциях, проведение семинаров со студентами, ввод эмпирических данных в статистические программы, проведение статистических расчетов и т.п.). «Временем 1-й категории» считались также акты решения важных социальных задач в условиях высокой эмоциональной напряженности; «временем 2-й категории» - акты решения типичных задач в «штатных ситуациях», эмоционально не напряженных (взаимодействия с администраторами, руководителями, чиновниками и пр.).

Время умственной работы прилежно фиксировалось непосредственно и точно (например: 06.15 - начало работы, 06.55 - окончание); время всех спонтанных или плановых отвлечений (перерывы на телефонные и иные разговоры, «кофе-брейк», хозяйственные дела и пр.) вычленялось, де-факто фиксировалось только «чистое время работы», как плановое (работа за письменным столом, в аудитории), так и спонтанное (в общественном транспорте, при переездах, перелетах, во время отдыха и пр.). Окончанием работы считалось завершение решения задачи (законченного действия по К. Левину), плановый переход к другой деятельности, осознание наступления утомления и снижения продуктивности деятельности, а также все отвлечения, прерывающие работу. Все акты планового и спонтанного начала и прекращения отдельных фаз работы фиксировались в записной книжке (еженедельнике). Все время работы, репрезентирующее состояние

УРС, обобщалось как «общее» - «время 1-й категории» плюс «время 2-й категории», и отдельно - «время 1-й категории» (как наиболее ценное, подлежащее особому контролю).

По окончании рабочего (учебного) года (в августе) проводилась экспертная оценка условий жизни и результатов деятельности (общих социальных и узко профессиональных достижений) на протяжении года в 10-балльной шкале по семи параметрам: 1) целостность личности (состояние духовного здоровья); 2) целостность организма (состояние физического и психического здоровья, заболевания, их продолжительность и тяжесть); 3) жесткость социальной среды (социальные условия блокируют возможности решения жизненных задач); 4) необходимость избыточной активности (актуальность, важность, острота необходимости решения жизненных задач и, следовательно, субъективно понимаемая как необходимость успешно решать эти задачи);

5) экстремальные ситуации и условия (кризисы, конфликты, разные негативные события);

6) профессиональные достижения и результаты (прямые, узкие: выход принципиально важных научных работ, защита диссертации, карьерное продвижение и т.п.); 7) социальные достижения (широкие), события, свершения (вступление в брак, рождение детей, приобретение жилья, начало и завершение строительства дачи и т. п.).

Шесть месяцев отрабатывалась технология фиксации фаз УРС (опираясь на опыт А. А. Лю-бищева). Избранные способы фиксации рабочего времени обеспечивали достаточную точность: погрешность не превышала 5-7% в течение рабочего дня; при обобщении времени работы за месяц отбрасывались неполные часы - до 40 мин и суммировались только «целые» часы (таким образом, при суммировании погрешность была не более 0,4-0,6%); оценки условий среды и состояний субъекта находились в пределах погрешности метода экспертных оценок (не более 10-15%).

Статистический анализ эмпирических данных. Предполагая, что могут иметь место не только суточные, недельные, месячные и годовые ритмы, но и иные, например, двухлетние, для анализа следовых процессов и связей полученные данные собирались в прямоугольную матрицу: объектами выступали рабочие (учебные) годы (с 1982/1983 по 2014/2015, переменными - динамика УРС по месяцам с сентября по август текущего года (например, 1982/1983) и динамика УРС по месяцам следующего года с сентября по август (т.е. 1983/1984), экспертные оценки событий жизни анализируемого года (1982/1983) и экспертные оценки событий жизни следующего анализируемого года (1983/1984). Для изучения динамики УРС использовались: описательная статистика, кластерный, факторный и корреляционный анализ.

Результаты исследования. Принимая во внимание идеографический метод исследования, выделим общее, особенное и единичное в жизни «испытуемого» (он же выступал и как экспериментатор). Общее: благополучно пережитые «застойные 1980-е», «лихие 1990-е», «нестабильные нулевые»; два брака, двое детей; множество позитивных и негативных событий (профессиональные успехи и неудачи, смерть близких, вынужденные изменения места жительства, приобретения жилья и др.); обобщая, можно определить как «среднестатистический гражданин РФ». Особенное: типичная биография мигранта из сельской местности в город; достаточно четко структурированный образ жизни и рабочее время научного сотрудника и преподавателя вуза (активное начало в сентябре и завершение в июне - как учеба и самообразование, обучение других, проведение исследований и написание научных работ и пр.); социальная стабильность. Единичное: высокая социальная мобильность (за 33 года 14 раз изменялось место проживания, 10 - место постоянной работы), поэтапное повышение социального статуса (аспирант, учитель средней школы, младший научный сотрудник НИИ, старший научный сотрудник и заведующий лабораторией, ведущий специалист в государственных и коммерческих организациях, доцент и профессор вуза, ведущий научный сотрудник); высокая профессиональная активность; активное продвижение в первой половине карьеры (преимущественно как рост «интернальной карьеры»).

Первоначальные систематические попытки экспериментатора увеличивать «нагрузки» в первые 20-25 лет не давали ожидаемых результатов. За «перевыполнением нормы» работоспособности в течение дня, недели или месяца, как правило, неизбежно следовало соответствующее понижение УРС в последующий период. При активных попытках стимулирования УРС она оставалась своеобразной константой, несколько возрастая с 25 до 50 лет. Подобный феномен наблюдается в спорте высших достижений: есть определенные, возможные для данной квалификации спортсмена оптимальные «объемы» тренировочных нагрузок (поднятые килограммы, пройденные километры, количество подходов к снаряду, часы интенсивных тренировок). Их повышение возможно при умелом управлении тренировочным процессом, но не монотонное, а волнообразное, с возрастанием очередных «волн», за которыми следуют адекватные приросту «отливы». Поэтому экспериментатор по существу вынужден был ограничиться ролью «Нестора-летописца» - прилежно фиксировать реальное время работы, отражающее соответственный уровень актуальной УРС. Основной жизненный опыт и эффект использования экс-

периментатором «системы учета временем» привел не к постоянному возрастанию УРС, а к формированию личной организованности, умению планировать, выделять цели, проводить стратегическую разработку перспектив НИР. Другими словами, ожидания, что можно активно управлять УРС, со стороны экспериментатора оказались несостоятельны, а фиксация времени просто стала привычным способом структурирования работы и жизненных задач. Накопленный эмпирический материал и стал предметом исследования. Обратимся к полученным результатам 33-летнего лонгитюдного эксперимента.

Описательные статистики. Все анализируемые переменные характеризуются чрезвычайно широкими диапазонами вариации их количественных значений при высоких значениях и стандартных отклонениях. Согласно полученным данным, нет оснований говорить о стабильности уровня и динамики УРС в продолжении разных хронологических периодов, о важном формирующем влиянии социальных условий на биологические ритмы и т.п. Сравнение УРС в первые и последующие 5-летние периоды позволяет лишь констатировать слабовыраженную «кривую» первоначального в продолжение 25 лет повышения и последующего понижения работоспособности, отраженную в объемах рабочих часов: среднемесячно - 102,7 ч, 131,6 ч, 136,0 ч, 149,8 ч, 138,0 ч, 137,4 ч и среднее за три года - 136,0 ч.

Анализ «объектов». Для иллюстрации особенностей отдельных динамик УРС нами избраны девять однолетних циклов, характеризующих динамику на протяжении длительного времени в

период работы на одном рабочем месте, в одной должности, в одной организации при сравнительно стабильных внешних условиях труда, при возможности краткосрочного и долгосрочного планирования субъектом своей деятельности, при эмоционально спокойном «фоне». Другими словами, для иллюстрации закономерностей приводится динамика УРС в продолжение 9 лет при достаточно стабильных внешних условиях. Идентичности, подобия и, тем более, сходства динамик не наблюдается: есть неповторяемость годовой динамики УРС даже в соседних хронологических периодах. На основании полученных результатов можно выделить лишь одну закономерность - отсутствие повторяемости динамик УРС в разные годы. Обратим внимание: объектом исследования были не факты «присутствия на рабочем месте» работника в рабочие дни, согласно законодательству, составляющие порядка 40 ч в неделю, а реальное время работы («чистое время», «время нетто»); не выполнение ординарных действий, не решение стандартных задач, допускающих успешную деятельность субъекта при значительных колебаниях его функционального состояния, а именно - учет рабочих состояний, косвенно запечатленных в большей или меньшей работоспособности, следовательно, и производительности умственного труда (по определению «творческого труда»). Полученные результаты достаточны для отклонения «простых» гипотез, простых и однозначных интерпретаций количественных и качественных параметров реальной деятельности субъекта умственного труда (рисунок).

Динамика умственной работоспособности в девяти годовых циклах

Кластерный анализ. Проведение цикла стати- критериям выделение семи классов «объектов» (т.е. стических расчетов дало основание предпочесть как динамик УРС на протяжении двух лет в сочетании более отвечающих формальным и содержательным с экспертными оценками условий жизни) (табл. 1).

Таблица 1

Результаты кластерного анализа динамики умственной работоспособности на протяжении 33 лет

Месяцы года Кластеры F Значимость

1 2 3 4 5 6 7

Сентябрь1 173 156 121 175 157 123 140 1,514 0,213

Октябрь 1 160 152 110 195 180 116 169 4,794 0,002

Ноябрь 1 145 171 106 172 175 117 157 3,471 0,012

Декабрь 1 131 153 98 164 152 120 137 4,450 0,003

Январь 1 168 158 123 143 167 149 134 1,766 0,146

Февраль 1 135 159 99 157 159 126 159 7,901 0,000

Март1 157 152 113 178 168 91 144 3,975 0,006

Апрель 1 133 147 99 154 201 134 139 6,248 0,000

Май1 165 129 112 157 174 144 139 3,899 0,007

Июнь1 139 123 40 159 160 93 128 15,000 0,000

Июль1 149 53 57 136 80 85 74 2,773 0,032

Август1 89 76 92 119 110 59 62 1,426 0,242

Сумма часов за 1-й год 1745 1631 1178 1909 1884 1358 1582 48,416 0,000

Сентябрь2 108 171 128 170 171 116 151 2,726 0,034

Октябрь2 137 165 113 157 202 150 169 3,341 0,014

Ноябрь2 142 171 102 166 170 169 152 3,144 0,019

Декабрь2 117 153 98 138 153 146 149 4,143 0,005

Январь2 159 168 125 129 141 148 148 1,240 0,319

Февраль2 145 153 104 171 157 163 149 5,063 0,001

Март2 87 166 122 170 177 142 144 4,566 0,003

Апрель2 147 167 104 128 186 125 145 4,781 0,002

Май2 154 160 112 134 167 147 139 3,042 0,022

Июнь2 102 155 51 114 159 130 128 11,099 0,000

Июль2 88 65 59 36 158 93 92 2,678 0,037

Август2 25 125 97 72 108 101 50 6,938 0,000

Сумма часов за 2-й год 1413 1821 1215 1586 1948 1630 1613 39,097 0,000

АА 8 6 8 7 7 8 8 1,860 0,126

ВВ 6 5 9 5 7 6 4 1,765 0,146

СС 7 6 5 6 6 9 5 1,642 0,176

ЭЭ 8 8 6 7 9 9 6 2,026 0,098

ЕЕ 4 5 2 4 6 5 5 1,158 0,358

ББ 7 5 8 5 6 5 7 1,678 0,166

Л 4 4 6 7 6 7 4 1,024 0,432

АА2 7 6 9 8 8 7 7 0,920 0,496

ВВ2 5 5 8 4 7 7 4 2,374 0,058

СС2 8 5 6 5 7 6 5 0,574 0,747

ЭЭ2 8 7 7 6 9 8 7 0,808 0,575

ЕЕ2 6 4 2 5 6 4 6 1,749 0,149

РР2 5 5 8 8 7 6 7 0,773 0,598

Л2 7 3 6 4 10 5 3 4,311 0,004

Число объектов 3 5 5 3 3 3 11 Всего 33 объекта

Примечание. Б - Б-критерий; Значимость - уровень значимости различий, полужирным выделены статистически значимые различия; АА - целостность личности; ВВ - целостность организма; СС - жесткость среды; ЭЭ - необходимость активности; ЕЕ - экстремальные условия; ББ - профессиональные достижения; Л - социальные достижения. АА2, ВВ2 и др. - те же параметры второго года.

Так, при выделении семи классов статистически значимые различия между количественными значениями «переменных» (т.е. объемов часов работы за каждый из 12 месяцев рабочего года, 12 месяцев следующего года, оценок событий жизни первого и второго года) имели место в 22 случаях, тогда как при выделении 4, 5, 6 и 9 классов меньше - 18- 20.

Во всех случаях значимые различия между переменными семи классов имели место в отношении уровня УРС отдельных месяцев двух анализируемых лет, но не в отношении переменных, отражающих условия социальной среды и состояния субъекта (физического, психического, духовного), которые более инерционны, менее изменчивы. Следовательно, УРС можно рассматривать как «функцию», «аргументами» которой и выступают условия социальной среды и состояние субъекта. Внимательный анализ динамики УРС обнаруживает, что она как «функция», точнее, как функциональная система чрезвычайно динамична, но в ее вариациях прослеживаются разные «волны» - сезонные, годовые, двухлетние. Все семь классов были наполнены сравнительно равномерно: 3-5 - 5-3 - 3-11, всего 33 «объекта» (т.е. двухлетних циклов УРС). При содержательном анализе именно такое распределение объектов по классам было признано соответствующим действительности, а их объединение в один класс сочеталось со сходными жизненными обстоятельствами субъекта.

В 1 кластер вошли три 2-летних цикла (1988-1990, 1993-1995 и 2006-2008), каждый из которых был отмечен самыми драматичными событиями жизни. В каждом цикле первый анализируемый был рекордным по уровню УРС, но второй отличался резким падением работоспособности (на 16%, 9% и 13% соответственно - см. табл. 1). Аналогичная динамика отражена и тремя объектами 4 кластера (1997-1999, 2003-2005 и 2010-2012): высокий уровень УРС с последующим снижением на следующий год (на 22%, 19% и 11%, соответственно - см. табл. 1). Причины такой динамики объяснимы - решение субъектом в первый анализируемый год предельных для него задач (защита диссертации, написание первого большого учебного пособия и первой большой монографии). Можно отметить, что с обретением опыта решения предельных задач мера снижения УРС в последующий год заметно уменьшалась.

3 кластер составили первые пять 2-летних циклов начала эксперимента, в которых имело место незначительное повышение УРС на второй год, сравнительно с первым. Объяснением такой динамики могут служить неоднократные изменения места работы и должности, а также становление опыта контроля времени работы, соответственно, повышение дисциплины, организованности субъекта и, как следствие, экс-

тенсивные приращения уровня УРС. 2, 5, 6 и 7 кластеры характеризовались последовательным возрастанием УРС на второй год, сравнительно с первым (в среднем на 10%, 4%, 17% и 2%). Устойчивая положительная динамика объясняется сравнительно «спокойными» годами, не требующими ни «подвигов», ни экстренной мобилизации всех ресурсов.

Факторный анализ. При проведении циклов факторного анализа (Уапшах) лучшим было признано 6-факторное решение, объясняющее 77,5% дисперсии (при этом шестой фактор объяснял 5,4% дисперсии, тогда как последующие меньше: седьмой - 4,4%, восьмой - 3,8% и т.д.). Согласно формальным критериям, такое решение признается удовлетворительным. При выделении шести факторов в пространстве 38 переменных (т. е. уровня УРС за 12 месяцев и 7 оценок условий среды за 1-й и 2-й анализируемые годы) каждый из них достаточно хорошо интерпретировался. 1-й фактор, согласно его образующим переменным, был назван «Высокая работоспособность в течение двух лет при умеренном кризисе личности и снижении здоровья»; 2-й - «Сниженная работоспособность при умеренной экстремальности среды, целостности личности и организма, наличии общих социальных и узкопрофессиональных достижений»;

3-й - «Вынужденная высокая активность и успешное решение социальных задач в летние месяцы при действии экстремальных факторов»;

4-й - «Вынужденная высокая активность в весенние и летние месяцы при действии экстремальных факторов, кризисе личности и низкой социальной успешности»; 5-й - «Сниженная активность в первый год цикла и умеренно высокая активность во второй год при "нейтральности" условий среды»; 6-й - «Нестабильная работоспособность с тенденцией понижения при «нейтральности» условий среды» (табл. 2).

Небольшой объем статьи вынуждает автора ограничить описание результатов статистических расчетов названиями выделенных факторов. Кратко эти результаты можно обобщить так: устойчиво высокая УРС имела место при умеренном кризисе личности и здоровья; устойчиво низкая - при благополучии личности и удовлетворительном здоровье, при наличии заметных социальных достижений; нетипичная динамика УРС была обусловлена внешними обстоятельствами и не приводила к социальным успехам; личностные кризисы, не «воплощенные» в работе, не сочетались с социальными достижениями.

Обсуждение результатов. Представленные результаты 33-летнего эксперимента могут обсуждаться в разных планах - психологии и социологии труда, физиологии труда; они могут рассматриваться с позиции акмеологии и психологии развития, социальной психологии.

Таблица 2

Результаты факторного анализа динамики умственной работоспособности

на протяжении 33 лет

Месяцы года Факторы

1 2 3 4 5 6

Сентябрь 1 0,379 - 0,712 - - -

Октябрь 1 0,609 - - 0,563 - -

Ноябрь 1 0,294 - 0,486 - 0,658 -

Декабрь 1 0,585 - 0,356 0,379 - -

Январь 1 - - -0,276 - 0,753 0,244

Февраль 1 0,549 - 0,508 - 0,314 -

Март1 0,721 -0,215 0,390 - - 0,300

Апрель 1 0,659 - - - 0,359 -

Май1 - 0,777 - - 0,419 -

Июнь1 0,804 0,383 - - - -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Июль1 0,310 0,738 -0,291 - -0,222 -

Август1 - - - - - 0,912

Сумма часов за 1-й год 0,778 0,361 0,299 - 0,323 -

Сентябрь2 - - 0,823 - - -

Октябрь2 - - - 0,892 0,215 -

Ноябрь2 - - 0,328 0,512 0,600 -

Декабрь2 - 0,234 0,242 0,779 - -

Январь2 - - - 0,323 0,827 0,217

Февраль2 - - 0,620 - - -

Март2 0,381 - 0,512 - -0,278 -

Апрель2 0,497 0,390 - 0,429 - -

Май2 - 0,805 0,213 0,314 - -0,225

Июнь2 0,688 0,449 - 0,223 - -

Июль2 0,265 0,818 -0,279 - - -

Август2 - - - - - 0,896

Сумма часов за 2-й год 0,369 0,443 0,310 0,644 0,244 0,266

Дисперсия, % 32,0 13,2 11,4 9,1 6,4 5,4

Примечание. Дисперсия, % - объясняемая дисперсия в процентах для каждого фактора; в столбцах представлены корреляции переменных с фактором не ниже г > [0,200]

Развернутое обсуждение оставим на суд специалистов. Эксперимент продолжается. Часть закономерностей динамики УРС уже просматриваются достаточно четко, некоторые нуждаются в сборе дополнительных данных, в целом они согласуются с имеющимися литературными данными. Ценность полученного материала - в установленных конкретных количественных параметрах УРС, в выявленных количественных значениях связей «аргументов» и «функций» на протяжении трех десятилетий.

Выводы

1. Типичные «кванты» УРС составляют 4050 мин, при их высокой вариативности в течение недели и месяца: от 15-20 (в ситуациях сильного

утомления) до 90-120 мин (при вовлеченности в задачу, при жестких сроках выполнения масштабной работы, при начале и при завершении масштабных проектов). Продолжительность «квантов» работы колеблется в чрезвычайно широком диапазоне и находится в зависимости от состояний субъекта и условий среды.

2. Различаются не менее 6-7 типов динамики УРС в 2-летних хронологических периодах. Можно выделить и несколько типов «волн» УРС разной продолжительности и повторяемости (отраженных в корреляциях в годичном и двухгодичном циклах). В течение каждого рабочего года можно обозначить несколько периодов с большей и меньшей стабильностью УРС. Имеет место высокая вариативность УРС в каждый временной период (день, неделя, месяц, год, двухлетний

цикл), точнее, неповторяемость динамики УРС в разных хронологических периодах. Каждая отдельная динамика - не монотонно, не синусоидально, а, скорее, пилообразно изменяющаяся «кривая».

3. Следствием длительного действия стрессоров и активной работы в «эмоционально окрашенные» годы были мобилизация и повышение УРС (выражающиеся в возрастании объема часов работы), которые сочетались с последующим понижением УРС (на 9-16%). Следствием продолжительного решения важных социальных задач явилась выраженная мобилизация и повышение УРС в первый год и последующее понижение УРС (на 11- 22%).

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект «Темпоральные

характеристики профессиональной карьеры»

(№ 14-06-00677).

Библиографический список

1. Бодров В. А. Профессиональное утомление. М., 2009.

500 с.

2. Городецкий И. Г., Якимович Н. В. К проблеме использования инструментальных методов диагностики работоспособности операторов // Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики / под ред. В. А. Бодрова, А. Л. Журавлева. М., 2012. Вып. 3. С. 287-305.

3. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человеко-знания. М., 1977. 381 с.

4. Возрастные особенности психических функций взрослых в период зрелости (41-46 л.) / отв. ред. Я. И. Петров. М., 1984. 560 с.

5. Психология здоровья / под ред. Г. С. Никифорова. СПб., 2003. 607 с.

6. Развитие психофизиологических функций взрослых людей : в 2 кн. / под ред. Б. Г. Ананьева, Е. И. Степановой. М., 1972. Кн. 1. 248 с.

7. Акмеология / под общ. ред. А. А. Деркача. М., 2002. 650 с.

8. Анализ образовательной ситуации в Центральном районе г. Тольятти (по материалам социологического исследования 1998-1999 уч. г.). Тольятти, 1999. 137 с.

9. Водопьянова Н. Е. Профилактика и коррекция синдрома выгорания. СПб., 2011. 160 с.

10. Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя. М., 2004. 320 с.

11. Поваренков Ю. П. Психология профессионального становления личности. Ярославль, 2013. 128 с.

12. Системогенез учебной и профессиональной деятельности : материалы VI междунар. науч.-практ. конф. 19-21 ноября 2013 г., Ярославль / под ред. Ю. П. Поваренкова. Ярославль, 2013. 446 с.

13. Слепко Ю. Н. Оценка учениками личности и деятельности учителя // Ярослав. пед. вестн. 2013. Т. 2, № 2. С. 171-175.

14. Толочек В. А., Онищенко О. В., Карпенко О. В. Акмеология и смыслы жизни человека в период кризиса общества // Мир психологии. 2001. № 2. С. 140-148.

15. Толочек В. А., Тимашкова Н. А., Денисова В. Г. Профессиональное становление субъектов педагогической деятельности : позитивные и негативные изменения // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. 2014. № 1. С. 16-32.

16. Волочков А. А. Активность субъекта бытия : интегра-тивный подход. Пермь, 2007. 375 с.

17. Кроник А. А., Ахмеров Р. А. Каузометрия : методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. М., 2003. 284 с.

18. Попов А. Ю. Оценка учебного и профессионального потенциала. Пермь, 2015. 427 с.

19. Гранин Д. А. Эта странная жизнь. М., 1982. 256 с.

Dynamics of Mental Health (Results of a Longitudinal Experiment)

Vladimir A. Tolochek

Institute of Psychology, Russian Academy of Sciences 12, Yaroslavskaya str., Moscow, 129366, Russia E-mail: [email protected]

The results of a 33-year longitudinal experiment of monitor mental capacity (MC) of subject is considered. We discuss the dynamics of MC, identified patterns are types of MC. The fact is that dynamics is spontaneity and repeatability of the of MC in weekly, monthly, annual and biennial cycle. There are several tendencies of MC dynamics: 1) the existence of at least six or seven types of dynamics of MC in the biennial cycle; 2) different «waves» MC with different duration; 3) the presence in each annual cycle some periods with greater and lesser stability of MC; 4) each has the form of annual variable sawtooth curve; 5) the typical «quanta» of MC is 40-50 minutes when high variability for a week and the month - 15-20 (in situations severe fatigue) to 90-120 minutes, and their length vary in an extremely wide range and depends on the conditions and environmental conditions of the subject; 6) active work with a strong mobilization and increase MC combined with the subsequent lowering of MC. Key words: mental health, subject, dynamics, longitudinal study, experiment.

References

1. Bodrov V. A. Professional'noe utomlenie (Professional fatigue). Moscow, 2009. 500 p. (in Russian).

2. Gorodetskiy I. G., Yakimovich N. V. Kprobleme ispol 'zovaniya instrumental 'nykh metodov diagnostiki rabotosposobnosti operatorov (To issue of using instrumental methods of diagnosis operators' working capacity). Aktual 'nye problemypsikhologii truda, inzhenernoy psikhologii i ergonomiki (Actual issues of labor psychology, engineering psychology and ergonomics). Ed. by V. A. Bodrov, A. L. Zhuravlev. Moscow, 2012, iss. 3, pp. 287-305 (in Russian).

3. Anan'ev B. G. O problemakh sovremennogo chelove-koznaniya (To issues of modern human knowledge). Moscow, 1977. 381 p. (in Russian).

4. Vozrastnye osobennostipsikhicheskikhfunktsiy vzroslykh v period zrelosti (41 - 46 l.) (Age features of psychics functions at maturity period (41-46 years old)). Ed. by Ya. I. Petrov. Moscow, 1984. 560 p. (in Russian).

5. Psikhologiyazdorov 'ya (Psychology of health). Ed. by G.

S. Nikiforov. St.-Petersburg, 2003. 607 p. (in Russian).

6. Razvitiep.sikhofiziologiche.skikhfunkt.siy vzroslykh lyudey: v 2 kn. Kn. 1 (Development of adult persons' psychophysiological functions: in 2 vol.). Eds. B. G. Anan'ev, E. I. Stepanova. Moscow, 1972. Vol. 1. 248 p. (in Russian).

7. Akmeologiya (Acmeology). Ed. A. A. Derkach. Moscow,

2002. 650 p. (in Russian).

8. Analiz obrazovatel'noy situatsii v Tsentral'nom rayone g. Tol 'yatti (po materialam sotsiologicheskogo issledo-vaniya 1998-1999 uch. g.) (The analysis of the educational situation in the Central district of Togliatti {from materials of sociological investigation in 1998-1999 academic year}). Tol'yatti, 1999. 137 p. (in Russian).

9. Vodop'yanova N. E. Profilaktika i korrektsiya sindroma vygoraniya (Prophylaxis and correction of burn-out syndrome). St.-Petersburg, 2011. 160 p. (in Russian).

10. Mitina L. M. Psikhologiya truda i professional 'nogo razvitiya uchitelya (Psychology of teacher's work and professional development). Moscow, 2004. 320 p. (in Russian).

11 .Povarenkov Yu. P. Psikhologiya professional 'nogo stanov-leniya lichnosti (Psychology of professional personality becoming). Yaroslavl', 2013. 128 p. (in Russian).

12. Sistemogenez uchebnoy iprofessional 'noy deyatel 'nosti: materialy VImezhdunar. nauch.-prakt. konf. 19-21 noy-abrya 2013, Yaroslavl'. (System-genesis of learning and professional actitity: materials of the 6th International

УДК 159.9:316

С. И. Кудинов, И. Б. Кудинова, С. Р. Айбазова

Кудинов Сергей Иванович - доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной и дифференциальной психологии, Российский университет дружбы народов, Москва, Россия E-mail: [email protected]

Кудинова Ирина Борисовна - кандидат психологических наук, доцент, кафедра социальной и дифференциальной психологии, Российский университет дружбы народов, Москва, Россия E-mail: [email protected]

Айбазова Софья Ратмировна - аспирант, кафедра социальной и дифференциальной психологии, Российский университет дружбы народов, Москва, Россия E-mail: [email protected]

Обсуждаются результаты эмпирического исследования, характеризуются выделенные особенности ценностно-смысловой направленности студентов. При изучении ценностно-смысловой

scientific and practical conference (Yaroslavl, 2013 November 19-21). Ed. Yu. P. Povarenkov. Yaroslavl', 2013. 446 p. (in Russian).

13. Slepko Yu. N. Otsenka uchenikami lichnosti i deyatel 'nosti uchitelya (Valuation of teacher's personality and activity by pupils). Yaroslav. ped. vestn. (Yaroslavl Pedagogical Bulletin), 2013, vol. 2, no. 2, pp. 171-175 (in Russian).

14. Tolochek V. A., Onishchenko O. V., Karpenko O. V. Akmeologiya i smysly zhizni cheloveka v period krizisa obshchestva (Acmeology and person's life purposes in period of social crisis). Mir Psikhologii (The World of Psychology), 2001, no. 2, pp. 140-148 (in Russian).

15. Tolochek V. A., Timashkova N. A., Denisova V. G. Professional'noe stanovlenie sub"ektov pedagogicheskoy deyatel'nosti: pozitivnye i negativnye izmeneniya (Professional becoming of subjects of pedagogical activity: positive and negative changes). Vestn. MGU. Ser. 14. Psikhologiya (The Moscow University Herald. Series

14. Psychology), 2014, no. 1, pp. 16-32 (in Russian).

16. Volochkov A. A. Aktivnost' sub"ekta bytiya: Integra-tivnyy podkhod (Being subject's activity: integrative approach). Perm', 2007. 375 p. (in Russian).

17. Kronik A. A., Akhmerov R. A. Kauzometriya: Metody samopoznaniya, psikhodiagnostiki i psikhoterapii v psik-hologii zhiznennogo puti (Methods of self-knowledge, psychodiagnosis and psychotherapy in psychology of life journey). Moscow, 2003. 284 p. (in Russian).

18. Popov A. Yu. Otsenka uchebnogo i professional 'nogo potentsiala (Value of learning and professional potential). Perm', 2015. 427 p. (in Russian).

19. Granin D. A. Eta strannaya zhizn' (This strange life). Moscow, 1982. 256 p. (in Russian).

направленности личности применен комплекс валидных и надежных методик, позволяющих вывить основные виды направленности, доминирующие ценности и установки личности в мо-тивационно-потребностной сфере. Показано, что совокупность определенных ценностно-смысловых и мотивационно-потреб-ностных характеристик образует прагматично-профессиональный, социально-коммуникативный и индивидуально-эгоистический типы ценностно-смысловой направленности личности, характеризующие отношение субъекта к окружающей действительности и самому себе. В прагматично-профессиональном типе доминируют ценности: труд, результативность, деньги и процесс. Наименее привлекательной для них выступает ценность власти. У респондентов с социально-коммуникативной ценностно-смысловой направленностью в качестве основных ценностей выступают альтруизм, результативность, деньги. Отличительной особенностью индивидуально-эгоистического

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.