Научная статья на тему 'ДИНАМИКА ТЕМПЕРАТУРЫ КОЖИ И ПЛОТНОСТИ ТЕПЛОВОГО ПОТОКА У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ДИНАМИКА ТЕМПЕРАТУРЫ КОЖИ И ПЛОТНОСТИ ТЕПЛОВОГО ПОТОКА У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
13
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Г.В. Терентьева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА ТЕМПЕРАТУРЫ КОЖИ И ПЛОТНОСТИ ТЕПЛОВОГО ПОТОКА У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

несовершенства (сильное сдавливание височной кости, утечка наполнителя, нарушение координации, затруднение подачи словесных указаний тренеров и др.) стрелки почти не пользуются.

Из сравнения общего уровня шума и его составляющих по отдельным частотам спектра с требованиям СН-782-70 вытекает, что по большинству показателей шум в спортивных сооружениях превышает эти нормы. Кроме того, с нашей точки зрения, в этих нормах необоснованно помещены в один раздел со спортивными залами помещения магазинов, парикмахерские и других учреждений.

Исходя из того что контингент лиц, занимающихся спортом, все более возрастает, необходимо рассмотреть вопрос о подходе к нормированию шумов в спортивных сооружениях и создания в них оптимального акустического фона.

Выводы

1. Общий уровень шума в ходе тренировок и соревнований в залах для занятий тяжелой атлетикой и стрелковых тирах может достигать больших величин (до 129 дБ).

2. Шум, возникающий в этих спортивных сооружениях в процессе спортивной деятельности, апериодический, импульсный, охватывает частотный спектр от 44 до 19 000 Гц.

3. По общему уровню и составляющим спектр высоких частот в тирах и залах для занятий тяжелой атлетикой шумы значительно превышают требования СН 782-70

Поступила 31/У 1973 года

УДК 612.5:612.791-053.5

Канд. мед. наук Г. В. Терентьева

ДИНАМИКА ТЕМПЕРАТУРЫ КОЖИ И ПЛОТНОСТИ ТЕПЛОВОГО ПОТОКА У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Институт гигиены детей и подростков Министсрства здравоохранения СССР, Москва

Нами проведено около 500 наблюдений за температурой кожи и плотностью теплоотдачи у детей младшего школьного возраста прн различной температуре воздуха в помещении В условиях естественного эксперимента (школа) в течение 2—4 часов производились периодические (через каждые 15 мин.) замеры в одних и тех же точках поверхности туловища, лица, верхних и нижних конечностей при относительно стабильных показателях микроклимата. Нас интересовал ряд вопросов: отражает ли характер динамики рассматриваемых показателей тепловое состояние ребенка, есть ли прн этом определенная взаимосвязь между температурой кожи и плотностью теплового потока, аналогично ли «ведет» себя рассматриваемая функция у разных детей и т. д.

Установлено, что динамика изученных показателей при различных внешних условиях неоднородна. При комфортном микроклимате у большинства наблюдаемых температура кожи и плотность теплового потока существенно изменялись то в ту, то в другую сторону, колеблясь вокруг какой-то средней величины (рис. 1). При индивидуальных отличиях у 2 изучаемых детей тепловой поток изменялся более всего на открытой части лица, а температура кожи колебалась более существенно в области лица и конечностей. Сдвиги температуры кожи в области туловища от исследования к исследованию в 70% случаев не превышали 0,5°, тогда как на конечностях они в 50% случаев были больше 0,5°, а в 20% случаев даже больше 1°. Изменения плотности теплового потока и температуры нередко происходили почти синхронно в различных частях тела. При этом сами показатели изменялись чаще всего в противоположных направлениях (т. е. увеличению теплоотдачи соответствовало снижение температуры кожи и, наоборот, снижению теплоотдачи соответствовало повышение температуры кожи). С увеличением температуры воздуха картина изменялась.

Особенно велика разница в динамике показателей теплоотдачи по сравнению с периодом комфорта при выраженном тепловом дискомфорте. На рис. 2 представлены результаты исследования Тани Н. (Москва). Температура кожи у этой девочки в течение наблюдения в основном повышалась, достигая высоких величин. Отдельные понижения ее связаны с резким возрастанием потоотделения. Плотность теплового потока уменьшалась в процессе наблюдения (так как теплоотдача осуществляется в основном за счет испарения). Спонтанные колебания температуры кожи и теплоотдачи были выражены слабо.

Анализ динамики температуры кожи и плотности теплового потока в условиях охлаждения показал, что характер ее зависит прежде всего от степени охлаждения той или иной области, а также организма в целом. Витя Р., испытывавший незначительное охлаждение, сохранял постоянство температуры «ядра» за счет усиления напряжения терморе-гуляторных механизмов конечностей и открытой части лица, где наблюдались резкие колебания температуры кожи и несколько более выраженные по сравнению с комфортом колебания теплоотдачи. У ребенка Гагика Б., испытывавшего более сильное охлажде-

1 В работе принимали участие сотрудники института Н. Г. Дьячкова и М. П. Ронжина.

1 "

Г**

|й 35

в "5-

а

* *

8 м

1 I

К §

-____

13 30 45 ОО 75 30 /05 /20 /35 /50 /05 200 Время исследования (/минутах)

Рис.

1. Индивидуальные данные динамики температуры кожи и плотности теплового потока у Тани Н. в течение 3 ч 20 мин в условиях теплового дискомфрота (Москва,

температура воздуха 26°). 1 — грудь; 2 — предплечье: 3 — голень; 4 — лоб.

ние, наблюдалось резкое снижение температуры кожи на открытой части тела, конечностях и туловище, сопровождаемое понижением уровня теплоотдачи без существенных спонтанных колебаний. Такое одновременное резкое снижение температуры кожи и плотности теплового потока можно трактовать на основании материалов исследований ряда авторов (Р. Ф. Афанасьева и С. Г. Окунева, и др.) как сильное напряжение терморегуляции (спазм не только поверхностных, но и глубоких сосудов кожи и подлежащих тканей, направленный на увеличение теплоизоляции «оболочки»).

Следовательно, если небольшое напряжение функции терморегуляции может приводить к увеличению амплитуды колебаний отдельных показателей, то сильное напряжение приводит чаще к ее уменьшению (на фоне резкого подъема или понижения самого уровнях). Таким образом, продолжительное наблюдение даже за одним из рассмотренных выше показателей теплообмена дает представление о степени напряжения терморегуляции организма ребенка, находящегося в тех или иных условиях.

Измеряя температуру кожи и плотность теплового потока через 15-минутные промежутки времени, мы не могли полностью определить характер изменения физиологической функции, в какой-то мере улавливая случайные точки на ее «кривой». Поэтому нами была проведена серия (около 100) лабораторных исследований теплообмена детей при почти непрерывной (3 раза в минуту) записи показаний температуры и теплоотдачи на бумажной ленте с помощью электронного потенциометра (тип ЭПП-09) в течение 40— 60 мин. Анализ лент показывает, что «кривые» записей температуры кожи и плотности теплового потока носят чаще всего волнообразный характер, у разных детей наблюдается различная картина. Более того, даже у одного и того же ребенка термограммы, полученные в разные дни при сходных условиях, не всегда идентичны, т. е. отмечается большая вариабельность функции. Надо отметить, что данная серия наблюдений в основном подтвердила выводы, полученные при периодических замерах температуры кожи и теплоотдачи, проведенных в течение более длительного времени, позволив выявить более четко частоту и амплитуду волн у отдельных детей.

В комфортных условиях среды колебания температуры кожи и теплоотдачи выражены достаточно четко, причем амплитуда волн выше на конечностях, чем на туловище (см. рис. 2). В большинстве случаев колебания теплового потока более выражены, чем колебания температуры кожи. Можно предположить, что относительно постоянная температура кожи достигается регулирующим влиянием теплового потока (особенно в области конечностей). Из рис. 2 видно, что у Нади А. (при температуре воздуха 21°) в процессе наблюдения колебания температуры кожи на груди (как по амплитуде, так и по периоду) незначительны, на конечностях они более выражены (достигают 2°). Плотность теплового потока колеблется также более существенно в области конечностей, достигая по амплитуде 15 ккал/м2 в 1 ч. и более. Наблюдаются волны второго и третьего порядка.

В условиях нагревающего микроклимата (24 —28°) волнообразные колебания температуры кожи и теплоотдачи у детей отсутствуют или выражены очень слабо, нечетко, что, по-видимсму, связано с максимальным расширением сосудов кожи. Регулирующее воздействие центра терморегуляции здесь отмечается в основном по линии потоотделения.

При небольшом охлаждении (16—17° при обычной комнатной одежде) физиологические колебания температуры кожи на закрытых одеждой участках тела почти не изменяются по сравнению с комфортными условиями, несколько усиливаясь лишь в области лба. Колебания плотности теплового потока приобретают характер более крупных волн (особенно на лице и конечностях), что, вероятно, свидетельствует об усилении напряжения терморегулирующих механизмов.

Сопоставление выявленной нами динамики плотности теплового потока с литературными данными в отношении плетизмографии (В. В. Орлов, К. П. Ни, и др.) позволяет установить определенную аналогию в характере волн теплоотдачи и гемодинамики. Некоторые исследователи считают, что рефлекторная и гуморальная регуляция вегетатив-

Время исследобания ft минутах)

Рис. 2. Термограмма Нади А. от 22/VII 1970 г. Температура воздуха 20° (20-минутный отрезок времени). / — грудь; 2 — предплечье: 3 — голень.

ных функций происходит путем изменения симпатического тонуса, который сам по себе имеет сложную форму ритмической и перемежающейся активности (Burton и Taylor, и др.). Работами школы К. П. Иванова показана ритмичность пульсации самого центра терморегуляции (в гипоталамусе). Следовательно, плотность теплового потока, как и температура кожи, является как бы интегральным показателем, стоящим на выходе сложнейшей по своему устройству и переплетению взаимных влияний регуляционной системы. Отсюда и сложность анализа результатов наблюдения за изменением этих показателей во'времени.

Нам представляется, что для более четкого анализа и сопоставления динамики температуры кожи и теплоотдачи, являющихся функцией в первую очередь сосудистой системы, необходимы автоматические методы регистрации этих показателей с применением кросс-корреляционнсго метода обработки.

ЛИТЕРАТУРА. Афанасьева Р. Ф., Окунева С. Г. Тезисы докл. всесоюзн. конференции по теплообмену и теплорегуляции. Л., 1967, с. 6.— Иванов К. П. Тезисы докл. Всесоюзн. конференции по теплообмену и теплорегуляции. Л., 1967, с. 39. — Ни К- П. Педиатрия, 1964, № 5, с. 72. — О р л о в В. В. Физиолог, ж. СССР, 1965, № 4, с. 479. — Burton А. С., Т а у 1 о г R. М., Am. J. Physiol, 1940, v. 129, p. 565.

Поступила 15/VIII 1972 года

УДК 616-053.4-084.3

Т. Я- Черток

РЕЗУЛЬТАТЫ ДИНАМИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА СОСТОЯНИЕМ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, Москва

В нашу задачу входило изучение динамики состояния здоровья детей дошкольного возраста, с особым вниманием к функциональному состоянию их организма. Исследования проведены в условиях 4 детских садов, расположенных в зеленой зоне Москвы, отвечающих основным гигиеническим требованиям и обслуживаемых 1 детской поликлиникой. Под наблюдением в течение 2 лет находилось 330 детей в возрасте 3—6 лет. Их осматривали 2 раза в год— осенью (октябрь— ноябрь) и весной (апрель— май); 198 из них прошли за время наблюдения 4 осмотра. Такое динамическое исследование состояния здоровья позволило выявить возрастные особенности функционального состояния организма детей, формирования хронических заболеваний, а также значение сезонного фактора и оздоровительного периода в условиях детского сада. Состояние здоровья детей мы изучали с учетом 4 критериев: наличие или отсутствие в момент осмотра длительно текущих заболеваний; уровень достигнутого развития и степень его гармоничности; уровень основных функций; степень резистентности к болезнетворным влияниям.

Исследования показали, что основная масса (81 %) детей имела соответствующее их возрасту гармоническое физическое развитие. С дисгармоничным развитием было 18,1%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.