УДК 613.644:796
М. В. Андреев, П. Д. Пианов
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИМПУЛЬСНЫХ ШУМОВ ПРИ ЗАНЯТИЯХ НЕКОТОРЫМИ ВИДАМИ СПОРТА (СПОРТИВНАЯ СТРЕЛЬБА, ТЯЖЕЛАЯ АТЛЕТИКА)
Киргизский институт физической культуры и Киргизская машиноиспытательная станция, Фрунзе
В данном сообщении представлены результаты определения и анализа физических параметров шумов в стрелковых тирах и залах тяжелой атлетики. Измерения проводили в специализированных спортивных сооружениях г. Фрунзе — 4 стрелковых тирах и 6 залах для занятий тяжелой атлетикой. Все обследованные сооружения лишены технических устройств для поглощения шума и построены без учета акустического режима эксплуатации. Общий уровень шума измеряли с помощью электроакустической системы фирмы «Брюль и Кьер» типа 2203. К выходу шумомера подключали магнитофон МАГ-59. Одновременно с измерением общего уровня шума производили запись его на магнитную ленту (тип 10) со скоростью 19 об/мин. Измерения выполняли непосредственно в процессе тренировочных занятий и соревнований. Замеры проводили на уровне уха спортсменов (150—160 см от иола) в 5—7 точках помещения. В каждой точке измерения повторяли 3 раза. Измеряли уровень шума при действии 1, 2, 3 и более источников одновременно (выстрелы, падение штанги) в непосредственной близости от них, на расстоянии 1 и 5 м. В каждом случае проводили от 33 до 55 измерений. Всего произведено 530 измерений уровней шума (430 — в тирах и 100 — в залах тяжелой атлетики). Калибровку шумомера осуществляли при помощи «пистофона» с погрешностью =£0,2 дБ. Результаты измерений заносили в протокол. Частотный спектр анализировали в лаборатории при помощи спектроанализатора РБР-Юа (ГДР), а фотоснимки спектра осуществляли фотоприставкой типа Т?\-1. Время нарастания фронта звуковой волны определяли с помощью двухлучевого осциллографа типа С-1-16. Снимки производили фотокамерой «Старт» на высокочувствительную фотопленку 250 ед. ГОСТ.
Ленту с записью наиболее характерного шума склеивали в бесконечное кольцо и устанавливали на магнитофон МАГ-59. Магнитофон подключали к спектроанализатору и осциллографу. При воспроизведении записи на экране изображаются осциллограмма и спектрограмма, которые мы фотографировали. Шумы анализировали по фотографиям их спектров и уровней нарастания и затухания шумового импульса. Спектральные линии переносили на бумагу в увеличенном масштабе в соответствии с их относительными размерами и коэффициентом увеличения. По этой спектрограмме номографическим методом определяли абсолютный уровень каждой из частот, составляющих спектр шума. Время нарастания шумового импульса до максимума рассчитывали по скорости развертки осциллографа.
Выявлено, что шумы в залах для занятий тяжелой атлетикой и стрелковых тирах в процессе занятий спортом можно охарактеризовать как аритмичные, импульсные, средне- и высокочастотные, широко- и узкополосные, как со сплошным, так и с линейчатым спектром.
Шумы в этих спортивных сооружениях апериодические; подсчитано, что в задах для занятий тяжелой атлетикой максимальная повторяемость звуковых импульсов достигает 2—3 в секунду, минимальная в период тренировки одновременно на 3 помостах — 10— 12 в минуту. Шумовые импульсы несколько меньших уровней создаются при одевании «блинов» и замков на гриф штанги, а также при опускании на пол гирь и гантелей.
Вследствие того что в залах для занятий тяжелой атлетикой, как правило, строительные требования к устройству помостов не соблюдаются, звук почти не поглощается стенами и потолком (коэффициент отражения обычных строительных материалов (простой штукатурки, стекла и дерева) равен 5%, время реверберации очень длительное. Поэтому звуковые импульсы не успевают затухать до последующих и создается высокий шумовой фон; по полученным нами данным, он в среднем равен 75—80 дБ. Уровень шума в залах для занятий тяжелой атлетикой зависит от веса штанги, устройства помоста, соответствия отверстия и диаметра «блинов» и грифа, наличия замков на штанге, строительных особенностей и размеров спортивных залов, аккуратности самих спортсменов при надевании «блинов» и замков на гриф и опускании штанги, а также от многих других причин. Спектр шума охватывает частоты от 40 до 19 000 Гц. Максимум звуковой энергии падает на высокие частоты. Адаптация к таким шумам затруднена.
Спектральный состав шума при занятиях стрельбой в тнрах охватывает полосу от 44 до 16 000 Гц. Время между шумовыми импульсами меняется в очень широких пределах — от 6 до 10 выстрелов в секунду, сливающихся в сплошной звуковой импульс (при стрельбе по силуэту на позиции в зависимости от устройства тира может находиться до 10—12 стрелков), до нескольких выстрелов в минуту. Учитывая очень короткое время нарастания фронта звуковой волны и непериодичность выстрелов, можно сделать выводы, что защитные механизмы органа слуха человека не успевают вводиться в действие. Подсчитано, что тренеры по стрельбе в течение года подвергаются в среднем 1 млн. ударных импульсов. Необходимо отметить, что индивидуальными протнвошумамн из-за их
несовершенства (сильное сдавливание височной кости, утечка наполнителя, нарушение координации, затруднение подачи словесных указаний тренеров и др.) стрелки почти не пользуются.
Из сравнения общего уровня шума и его составляющих по отдельным частотам спектра с требованиям СН-782-70 вытекает, что по большинству показателей шум в спортивных сооружениях превышает эти нормы. Кроме того, с нашей точки зрения, в этих нормах необоснованно помещены в один раздел со спортивными залами помещения магазинов, парикмахерские и других учреждений.
Исходя из того что контингент лиц, занимающихся спортом, все более возрастает, необходимо рассмотреть вопрос о подходе к нормированию шумов в спортивных сооружениях и создания в них оптимального акустического фона.
Выводы
1. Общий уровень шума в ходе тренировок и соревнований в залах для занятий тяжелой атлетикой и стрелковых тирах может достигать больших величин (до 129 дБ).
2. Шум, возникающий в этих спортивных сооружениях в процессе спортивной деятельности, апериодический, импульсный, охватывает частотный спектр от 44 до 19 000 Гц.
3. По общему уровню и составляющим спектр высоких частот в тирах и залах для занятий тяжелой атлетикой шумы значительно превышают требования СН 782-70
Поступила 31/У 1973 года
УДК 612.5:612.791-053.5
Канд. мед. наук Г. В. Терентьева
ДИНАМИКА ТЕМПЕРАТУРЫ КОЖИ И ПЛОТНОСТИ ТЕПЛОВОГО ПОТОКА У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Институт гигиены детей и подростков Министсрства здравоохранения СССР, Москва
Нами проведено около 500 наблюдений за температурой кожи и плотностью теплоотдачи у детей младшего школьного возраста прн различной температуре воздуха в помещении В условиях естественного эксперимента (школа) в течение 2—4 часов производились периодические (через каждые 15 мин.) замеры в одних и тех же точках поверхности туловища, лица, верхних и нижних конечностей при относительно стабильных показателях микроклимата. Нас интересовал ряд вопросов: отражает ли характер динамики рассматриваемых показателей тепловое состояние ребенка, есть ли прн этом определенная взаимосвязь между температурой кожи и плотностью теплового потока, аналогично ли «ведет» себя рассматриваемая функция у разных детей и т. д.
Установлено, что динамика изученных показателей при различных внешних условиях неоднородна. При комфортном микроклимате у большинства наблюдаемых температура кожи и плотность теплового потока существенно изменялись то в ту, то в другую сторону, колеблясь вокруг какой-то средней величины (рис. 1). При индивидуальных отличиях у 2 изучаемых детей тепловой поток изменялся более всего на открытой части лица, а температура кожи колебалась более существенно в области лица и конечностей. Сдвиги температуры кожи в области туловища от исследования к исследованию в 70% случаев не превышали 0,5°, тогда как на конечностях они в 50% случаев были больше 0,5°, а в 20% случаев даже больше 1°. Изменения плотности теплового потока и температуры нередко происходили почти синхронно в различных частях тела. При этом сами показатели изменялись чаще всего в противоположных направлениях (т. е. увеличению теплоотдачи соответствовало снижение температуры кожи и, наоборот, снижению теплоотдачи соответствовало повышение температуры кожи). С увеличением температуры воздуха картина изменялась.
Особенно велика разница в динамике показателей теплоотдачи по сравнению с периодом комфорта при выраженном тепловом дискомфорте. На рис. 2 представлены результаты исследования Тани Н. (Москва). Температура кожи у этой девочки в течение наблюдения в основном повышалась, достигая высоких величин. Отдельные понижения ее связаны с резким возрастанием потоотделения. Плотность теплового потока уменьшалась в процессе наблюдения (так как теплоотдача осуществляется в основном за счет испарения). Спонтанные колебания температуры кожи и теплоотдачи были выражены слабо.
Анализ динамики температуры кожи и плотности теплового потока в условиях охлаждения показал, что характер ее зависит прежде всего от степени охлаждения той или иной области, а также организма в целом. Витя Р., испытывавший незначительное охлаждение, сохранял постоянство температуры «ядра» за счет усиления напряжения терморе-гуляторных механизмов конечностей и открытой части лица, где наблюдались резкие колебания температуры кожи и несколько более выраженные по сравнению с комфортом колебания теплоотдачи. У ребенка Гагика Б., испытывавшего более сильное охлажде-
1 В работе принимали участие сотрудники института Н. Г. Дьячкова и М. П. Ронжина.