Педагогика
УДК 623.5
врио начальника кафедры тактико-специальной и огневой подготовки Светличный Евгений Григорьевич
Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь);
преподаватель кафедры тактико-специальной и огневой подготовки Каспер Сергей Викторович
Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь);
преподаватель кафедры тактико-специальной и огневой подготовки Нефедова Надежда Андреевна
Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь)
НЕОБХОДИМОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ ОРГАНОВ СЛУХА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СТРЕЛКОВЫХ ТРЕНИРОВОК
Аннотация. В статье описывается важность органов слуха для человека и необходимость бережного отношения к ним. Проводится сравнительная характеристика активных и пассивных средств защиты органов слуха. Указывается на необходимость использования средств защиты органов слуха, в частности - активных наушников в огневой подготовке курсантов и слушателей ведомственных учебных заведений системы МВД.
Ключевые слова: выстрел, огнестрельное оружие, стрелок, органы слуха, курсант, децибел, активные наушники, травма.
Annotation. The article describes the importance of hearing organs for a human and the necessity of careful attitude to them. The comparative characteristic of active and passive means of protecting hearing organs is also made. The article shows the necessity of using hearing protection devices including active headphones in firearms training of cadets and students of departmental training institutions of the Ministry of Internal Affairs.
Keywords: Shot, firearms, shooter, hearing organs, cadet, decibel, active headphones, injury.
Введение. Важность информации, получаемой организмом посредством органов слуха, сложно переоценить.
Слух играет важную роль в развитии речи, интеллекта и психики человека. Информация, воспринимающаяся на слух, имеет гораздо большее значение, чем получаемая с помощью зрения.
Человек с помощью слуха может определять источник самого сигнала и расстояние до него. Ведь чем ближе находится источник, тем меньшее расстояние преодолевают звуковые волны, возникающие в результате колебаний окружающего воздуха. Из каждого звукового источника исходит серия чередующихся волн, быстро распространяющихся в воздухе. Этот поток движущихся волн создает звук, воспринимающийся органами слуха. Большинство звуков различны по своей интенсивности, но наши органы слуха могут их «перерабатывать ».
В повседневной жизни нас окружают шумы предприятий, автомобилей, шумы производимые бытовыми электроприборами. При воздействии звуков высокой интенсивности постепенно может развиться болезнь тугоухости. Ее первыми признаками можно считать ухудшение слышимости звуков высоких частот (например, детского голоса). У человека могут возникнуть трудности в общении с собеседником. Он может громко включать радио или телевизор. Обратившись к отоларингологу на начальной стадии болезни, слух можно восстановить, примерно в 10 % случаев. В остальных случаях применяют слуховые аппараты [8].
Люди, которые лишены этого дара, живут в безмолвном мире и нередко чувствуют себя неполноценными. Для того чтобы по максимуму воспринимать окружающий мир нужно владеть всеми органами чувств. Для обычного человека слышать - это такое же привычное явление, как спать, пить, видеть, или дышать.
Во время прослушивания окружающих звуков человек даже не задумывается о том, что такое слух. Мы просто общаемся друг с другом, и этот процесс является для нас привычным и естественным. Для того чтобы услышать речь другого человека или иные звуки, нам даже не требуется делать каких-либо усилий. Когда мы спим, органы слуха по-прежнему работают и можно вмиг проснуться от мелодии будильника или других звуков.
Органы слуха нужны не только для определения и распознавания звуков; во внутреннем ухе находится часть, обеспечивающая работу вестибулярного аппарата. Благодаря ей человек может поддерживать равновесие, ориентироваться в пространстве.
О том, насколько важную роль играют органы чувств, мы задумываемся только тогда, когда начинаются проблемы со здоровьем.
Изложение основного материала статьи. Бытует мнение, что утрата слуха не так страшна как потеря зрения, но так может думать только здоровый человек. Это мнение ошибочное, так как слух нужен человеку даже во время сна. Посредством органов слуха человек поддерживает непрерывную связь с миром, в котором живет. Что же такое слух и почему он так важен для человека?
- Первым чувством, которое развивается у ребенка, является слух. Звуки ребенок начинает слышать еще во время нахождения у матери в утробе.
- Из всех наших чувств наиболее острым считается именно слух.
- Благодаря слуху человек может чувствовать себя защищенным. Если сзади к вам будет приближаться автомобиль или появится любой другой источник угрозы, то благодаря этому чувству можно будет избежать опасности.
- Человеческое ухо может различать довольно широкий диапазон звуков, кроме того можно определять, в каком месте расположен источник, издающий звук.
- Устройство слухового органа очень сложное, и заменить на 100% его не в силах даже самые инновационные изобретения человечества.
- Проблемы со слухом влияют на то, что многие эмоциональные нюансы теряют свой смысл. Общение становится лишь возможностью получить или распространить какую-либо информацию.
Известный философ Эммануил Кант говорил «Невозможность слышать отделяет человека от людей». Проблемы со слухом возникают так же часто, как и проблемы со зрением. Каждый 10 человек на планете сталкивается с определенными проблемами со слухом, но хуже всего тот факт, что к такой проблеме сначала
относятся довольно пренебрежительно. Если раньше проблемы с органами чувств возникали в основном по возрастным причинам, то сегодня с потерей слуха сталкиваются и молодые люди [7].
Проблемы со слухом могут образоваться по разным причинам, но самая распространенная, нейросенсорная тугоухость, заключается в нарушении восприятия, когда слуховые рецепторы плохо проводят импульс по нерву.
Существует ряд причин развития нейросенсорной тугоухости, среди которых не последнее место занимают различные травмы ушей, головы, механические повреждения, а так же акустические воздействия в виде громких и резких звуков, постоянный шум. Вероятность получения травм увеличивается из-за перенесенных вирусных инфекций (грипп).
Чем старше человек становится, тем хуже он воспринимает высокие частоты. Диапазон слуха человека позволяет распознать звуковую волну с колебаниями от 16 до 20 000 Гц в секунду. Если постоянно слушать громкую музыку, можно отметить, что восприятие очень высоких и очень низких звуков снижается. Слуховое восприятие позволяет различить множество звуковых сигналов в повседневной жизни. Все они обрабатываются мозгом, определяется их сила, высота, тембр звука.
Слуховая система намного сложнее, чем выглядит на первый взгляд, и ее функции намного шире.
Как упоминалось ранее, слуховая система человека связана с вестибулярным аппаратом. При движении жидкости во время перемещения человека в пространстве чувствительные волоски рецепторов раздражаются, если тело качается, переворачивается, трясется. Сигналы возбуждения передаются в мозг, слуховая зона их обрабатывает. От этого возникает рефлекторное движение мышц шеи, рук, ног, всего тела. Это позволяет сохранять равновесие при падении или занятиях спортом [10].
Наконец, посредством органов слуха, человек получает возможность «ощущать» картину мира в целом, формируя свою базу данных для идентификации тех или иных событий, ранее возникавших, по первоначальным признакам.
Один громкий «взрыв» звука или постоянный громкий звук могут привести к ухудшению слуха, и этот процесс необратим.
Во время стрельбы из огнестрельного оружия наши уши всегда подвергаются опасности [5].
О защите глаз при стрельбе уже сказано достаточно много и культура использования стрелковых очков постепенно входит в нашу повседневную стрелковую жизнь.
Лишиться глаза попаданием высокоскоростного фрагмента пули или рикошета дроби можно в одно мгновение, так же как и запросто получить ожог слизистой глаза горящим порохом. Со слуховыми травмами на стрельбище или в тире - обратная ситуация. Вред наступает незаметно, постепенно, но также может быть необратимым.
Бытует мнение о том, что курсанты и слушатели ведомственных учебных заведений должны на занятиях по огневой подготовке привыкать к звуку выстрела, адаптируясь к возможным экстремальным условиям, которые могут возникнуть при осуществлении их профессиональной деятельности в будущем.
Согласно нормативам Всемирной организации здравоохранения, а также различным санитарным и гигиеническим нормам для человека является воздействие звука силой 40-60 децибел (дБ), верхним пределом безопасного уровня звукового давления является порог в 80 дБ. Чем громче звуки, воздействующие на органы слуха, за пределами этого порога - тем больше вред. Чем дольше продолжается воздействие громких звуков - тем хуже для слуха.
Болевой порог располагается в районе значения в 130-135 дБ, контузия начинается от 140 дБ, травмы (разрыв барабанных перепонок, легких) и шок - от 160 дБ, смерть наступает при уровне звука свыше 200дБ.
Звук выстрела пистолета создает звуковое давление 155-160 дБ, ружья - 165-175 дБ, карабина - от 130 до 170 дБ. И чем больше калибр - тем выше уровень звука [2].
Однократное воздействие на незащищенные органы слуха звука выстрела из стрелкового оружия в диапазоне 150-170 Дб, в среднем представляет собой годовую допустимую дозу шума, не причиняющую необратимых последствий. Все последующие выстрелы необратимо разрушают слух.
Меньшие по интенсивности шумы, не достигающие болевого порога в 140 Дб, оказывают накопительное действие, и приведут к негативным последствиям после нескольких десятков тысяч повторений.
В практической деятельности сотруднику полиции нередко приходиться применять огнестрельное оружие [1].
Современные условия работы требуют от сотрудников органов правопорядка и безопасности твердых знаний и устойчивых навыков при обращении с табельным оружием в различных ситуациях [9]. Навыки уверенного владения огнестрельным оружием приобретаются в рамках таких дисциплин, как «Основы огневой подготовки», «Огневая подготовка» и «Личная безопасность».
Применение на оружии компенсаторов открытого щелевого типа усиливает акустический удар, который к тому же еще и может получить вторичное отражение от стен, пулеулавливающих валов и других объектов [2].
Также, в случае одновременной стрельбы с огневого рубежа нескольких стрелков, обучающийся слышит звуки выстрелов своих соседей. Когда стрелок производит выстрел из своего оружия, он примерно знает в какой момент ожидать звук и организм частично блокирует негативное воздействие на организм. Вследствие защитных механизмов ухо стрелка страдает меньше, чем ухо рядом стоящего человека, так как стрелок знал, когда он произведет выстрел, а стоящий рядом - нет. Даже у здоровых людей после сильных звуков слуховая чувствительность падает, а на ее восстановление требуется от 2-х минут до 150 дней.
Согласно требований «Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации», действующий сотрудник полиции обязан проводить стрелковые тренировки не реже 2х раз в месяц, а курсант или слушатель ведомственного учебного заведения - 2-3 раза в неделю, в зависимости от курса обучения и уровня образовательной организации. Следовательно, вероятность получения травмы относительно высока [6].
Немаловажную роль играет тот факт, что сотрудники правоохранительных органов ежегодно проходят профессиональный осмотр у квалифицированных специалистов, на основании решения которых сотрудник может быть допущен или не допущен к дальнейшему прохождению службы. Неудовлетворительное состояние здоровья может повлечь увольнение из правоохранительных органов.
В большинстве случаев, на занятиях по огневой подготовке используются наушники пассивного типа. Недостаток таких наушников в том, что слушать команды руководителя стрельб или разговаривать в таких
наушниках практически невозможно - они препятствуют восприятию окружающих звуков. Особенно это опасно на первоначальном этапе подготовки стрелка, так он, не расслышав команду, может инстинктивно повернуться в сторону руководителя стрельб, чтобы уточнить команду. В этот момент у стрелка в руках находится оружие, готовое к производству выстрела. В случае с автоматом вероятность случайного (неконтролируемого) выстрела меньше, так как на первоначальном этапе стрелковые упражнения выполняются из положения «лежа». Мобильность стрелка при стрельбе из пистолета в положении «стоя, с одной или двух рук» больше, соответственно вероятность неконтролируемого выстрела выше. А так как обучающийся находится в стрессовом состоянии и куда он может направить ствол своего оружия предсказать сложно.
Человеческое ухо снабжено природным защитным механизмом: при сильных звуках мышца стремени сокращается и ослабляет вредное воздействие. Но это ослабление ограничено и, главное, наступает с опозданием на 40—150 миллисекунд. А звук выстрела достигает уха стрелка уже через 3 — 5 миллисекунд. Таким образом, природная защита не успевает сработать, и вся энергия звуковой волны поступает на барабанную перепонку и внутреннее ухо. Возникает хорошо знакомая реакция — вздрагивание, зажмуривание глаз, оглушенность с закладыванием ушей и внутренним звоном [3]. Громкий звук выстрела, особенно в закрытых стрелковых помещениях с плохой шумоизоляцией, мешает начинающему стрелку сконцентрироваться на правильном производстве выстрела, постоянно держит его в напряжении ожидания звука выстрела, что может привести к закреплению какой - либо стрелковой «ошибки» или приобретения фобии (боязнь выстрела). В отдельных случаях, перенесенный дискомфорт приводит к нежеланию обучающегося стрелять в дальнейшем.
Самое современное оборудование для защиты органов слуха на сегодняшний день - это активные наушники, с качественной звукоизоляцией и вмонтированным электронным устройством (автоматическая регулировка усиления звука). Основное достоинство активных наушников заключается в том, что, принимая звук, вмонтированные стерео микрофоны одновременно усиливают и заглушают его (в зависимости от силы звука). В результате, громкие и тихие звуки выравниваются до удобного для слуха среднего уровня громкости. То есть стрелок может, не снимая наушники, нормально слышать.
В активных устройствах человеческий голос воспринимается и передается к маленькому динамику в капсуле через регулируемый усилитель. В результате слишком тихие (ниже 30-40 дБ) или слишком громкие (свыше 85-90 дБ) звуки выравниваются до среднего уровня громкости, обеспечивая комфортное восприятие звуков. Стрелок получает не только отличную защиту, но и более отчетливую звуковую картину.
У некоторых видов наушников по достижении предела 82 дБ (А) включается блокировка, и громче установленной нормы ни один звук не передается. В момент выстрела звукопередача «отсекается» электронным блоком. В основном это происходит в течение 3 мс. [4].
Стоимость активных наушников относительно не велика, от 3500 до 16000 рублей, они просты в обслуживании и не требуют дополнительных настроек, а польза, которую они приносят - неоценимо высока.
Выводы. Акустический комфорт является важной составляющей при стрельбе. Шумовые воздействия от огнестрельного оружия не только становятся помехой для взаимодействия стрелка и руководителя стрельб (тренера), но и отрицательно сказываются на здоровье.
В огневой подготовке как будущих, так и действующих правоохранителей для защиты органов слуха необходимо использовать активные наушники в силу следующих положительных факторов:
- защита органов слуха от негативных последствий звука выстрела;
- возможность правильной работы при приобретении и закреплении всех необходимых элементов производства выстрела;
- высокая вероятность защиты от возможных психологических травм;
- возможность стрелка, не снимая наушники, нормально слышать руководителя стрельб (тренера) и четко выполнять все его команды, сводя нарушение мер безопасности при обращении с огнестрельным оружием к минимуму.
Литература:
1. Буткевич С.А. Актуальные вопросы подготовки сотрудников специальных подразделений ОВД к действиям в чрезвычайных ситуациях / Становление личности профессионала: перспективы и развитие / материалы III Всеукраинской научно-практической конференции. - Одесса: ОГУВД, 2010. - С. 49 - 50.
2. Влияние звуков на орган слуха. Нарушения слуха в стрельбе, биатлоне / URL: https://www.yandex.ru/clck/jsredir?bu=398exb&from
3. Гришин А.В. Проблемы и профилактика органов слуха у стрелков. Плата за выстрел / URL: http://www.shooting-ua.com/books/book_108.htm
4. Защита органов слуха при стрельбе / URL: http://spec-naz.org/ index.php?/topic/5239.
5. Как наушники для стрельбы защищают органы слуха / URL: http://www.shooting-ua.com/books/book_390.htm
6. Приказ МВД России от 23.11.2017 N 880 «Об утверждении Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» / URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW _292172/
7. Роль слуха в жизни человека / URL: https://bettertone.com.ua/rol-slukha-v-zhizni-cheloveka/
8. Роль слуха в нашей жизни / URL: https://www.tiensmed.ru/news /rolisluha-inlife.html
9. Светличный Е.Г. Стрелковая подготовка сотрудников правоохранительных органов зарубежных стран / Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 5; URL: http://www.science-education.ru/128-21464$
10. Симптомы тугоухости различной степени / URL: http://simptomy-i-lechenie.net/tugouhost/
Педагогика
УДК 342.9
соискатель ученой степени кандидата педагогических наук Селин Петр Васильевич
Читинское суворовское военное училище МВД России (г. Чита)
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА СУВОРОВСКОГО ВОЕННОГО УЧИЛИЩА МВД РОССИИ
Аннотация. В статье рассмотрены социально-педагогические особенности коллектива суворовского военного училища МВД России. Представлена организационная структура училища, проанализирован ее вид. Осуществлен анализ кадрового состава, возрастные и квалификационные характеристики.
Ключевые слова: организационная структура, линейно-функциональная структура управления, качественный состав кадров, кадровый состав, коэффициент уровня образования.
Annotation. The article describes the socio-pedagogical characteristics of the staff of the Suvorov military school of the MIA of Russia. The organizational chart of the school is appended and analyzed. The analysis of cadre qualification and age characteristics is accomplished.
Keywords: organizational chart, linear-functional management structure, staff quality, educational level of cadre.
Введение. 3 октября 2009 года начало свою работу Федеральное государственное образовательное учреждение среднего (полного) общего образования «Читинское суворовское военное училище Министерства внутренних дел Российской Федерации. Но, несмотря на то, что училище молодое, оно имеет свою определенную историческую преемственность, так как образовано оно было на базе бывшей Читинской специальной средней школы милиции МВД России.
Задачами создания суворовских военных училищ в регионах были формирование мотивационной готовности у суворовцев к службе в органах внутренних дел и создание эффективной системы адаптации детей сотрудников, погибших при исполнении служебных обязанностей, детей-сирот, детей из малообеспеченных семей.
Читинская специальная средняя школа милиции (далее - ЧССШМ МВД РФ) была основана в июне 1993 года на основании Постановления Правительства РФ от 3 февраля 1992 года № 2265-1 и приказа Министра внутренних дел Российской Федерации №140 от 31 марта 1993 года.
В 2008 году согласно Распоряжению Правительства РФ от 29 октября 2007 г. №981 и приказу МВД РФ от 7 мая 2008 г. ЧССШМ МВД РФ была реорганизована в Читинский филиал Восточно-Сибирского института МВД РФ. Филиал обеспечивал реализацию государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 0203- «правоохранительная деятельность» по заочной форме обучения. Филиал просуществовал один год и был ликвидирован, а на его базе в 2009 году было создано Читинское суворовское военное училище МВД России.
Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Читинское суворовское военное училище Министерства внутренних дел Российской Федерации» создано в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009г. № 1071-р. Деятельность училища организована в соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края № 90 от 17 февраля 2016 года, свидетельства о государственной аккредитации рег.№ 33 от 22 апреля 2016 года, Устава, утвержденного приказом МВД России от 31 марта 2015 года № 389, Положений по основным направлениям деятельности училища.
Формулировка цели статьи. С целью глубокого изучения педагогической составляющей структуры суворовских военных училищ были исследованы социально-педагогические особенности коллектива суворовского военного училища МВД России. Представлена организационная структура училища, проанализирован ее вид. Осуществлен анализ кадрового состава, возрастные и квалификационные характеристики.
Изложение основного материала статьи. Читинское суворовское военное училище МВД России осуществляет образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам -образовательным программам основного общего и среднего общего образования, интегрированным с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к службе в органах внутренних дел Российской Федерации и поступлению на обучение в образовательные организации системы МВД России. Программы утверждены приказом начальника училища от 27 июня 2017 г. № 183.
Организационная структура училища (рисунок 1) определяется штатом и штатным расписанием. Штат и штатное расписание разработаны с учетом целей и задач училища. Штатное расписание училища включает в себя ряд подразделений, непосредственно осуществляющих образовательную деятельность.