8. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: Учебное пособие по спецкурсу для студентов педагогических институтов. - М., 1985. 67 с.
9. Марченко Е. Восприятие единого эмоционального тона разными видами искусств [Текст] / Е. Марченко // Искусство в школе. - 2008. - № 5. - С. 69-70
10. Педагогика. Под ред. Ю.К. Бабанского.- М.: Просвещение, 1983. - 134 с.
11. Раджабов И.М., Саутиева Ф.Б. Совершенствование концепции эстетического воспитания школьников средствами фольклора // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 1 (68). С. 304-305.
12. Саутиева Ф.Б. Воспитательный потенциал ингушского фольклора в процессе эстетического воспитания школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-2. С. 214-221.
13. Саутиева Ф.Б. Устное народное творчество Ингушетии: история развития и специфика национального своеобразия // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 6 (67). С. 113.
14. Саутиева Ф.Б. Повышение эффективности эстетического воспитания школьников средствами фольклора // Научные исследования и образование. 2017. № 4 (28). С. 103-105.
15. Сухомлинский В.А. О воспитании. - М., 1988. - 315 с.
Педагогика
УДК 371
врио начальника кафедры тактико-специальной и огневой подготовки Светличный Евгений Григорьевич
Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); преподаватель кафедры тактико-специальной и огневой подготовки Каспер Сергей Викторович Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); учитель начальных классов Осипченко Надежда Ивановна
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей № 1» (г. Симферополь)
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
БУДУЩЕГО ЮРИСТА
Аннотация. В статье рассматривается педагогическая проблема формирования профессиональной культуры будущих юристов в системе их подготовки в условиях ВУЗа. Обосновывается целесообразность применения культурологического подхода, в формировании профессиональной культуры будущего юриста. Раскрыт культурологический подход, как одна из важных методологических составляющих в формировании профессиональной культуры будущих юристов в образовательном процессе ВУЗа.
Ключевые слова: культурологический подход, методологические основы, профессиональная культура будущего юриста, профессиогенез, профессионализм.
Annotation. The educational problem of forming future lawyers' professional culture in the system of their training in the conditions of the institute of higher education is viewed in the article. The usefulness of applying the culturological approach in the forming of a future lawyer's professional culture is substantiated. The culturological approach as one of important methodological components in the forming of future lawyers' professional culture in the educational process of the institute of higher education is shown in the article.
Keywords: culturological approach, methodological bases, future lawyers' professional culture, occupational genesis, professional skills.
Введение. Положение человека в современном мире и его отношение к нему зависит в первую очередь от культуры. В различных исторических эпохах существует большое количество разных культур. Взаимодействие и взаимопроникновение которых, определяют жизненную позицию человека, его мироощущение и мировосприятие. Культура в широком смысле рассматривается как совокупность духовных и материальных ценностей и способов их создания [8, с. 231].
В нашем исследовании мы более детально рассмотрим профессиональную культуру, как одну из составляющих общей культуры.
В современных условиях конкурентоспособным ресурсом профессиональной деятельности являются, на ряду, со специальными знаниями, умениями и навыками - профессиональная культура, обеспечивающая личностное развитие, выход за пределы нормативной деятельности, способность создавать и передавать ценности.
Профессиональная культура личности выступает основой для систематизации профессионально важных качеств специалиста, для создания идеальных профессиональных моделей личности, что имеет важное теоретическое и практическое значение для культуры труда и профессиональной деятельности.
В процессе профессионального развития происходит овладение «системой профессионально важных качеств», таких как: коммуникативные, мотивационные, характерологические, рефлексивные, образовательные, интеллектуальные, психофизиологические, профессиональная грамотность, профессиональная компетентность (наличие определенного перечня компетенций) [6, с. 733].
Для формирования профессиональной культуры первостепенное значение имеет мотивация саморазвития и личностного роста будущего работника [10].
Профессиональная культура - это развитая способность к решению профессиональных задач, основой которой является развитое профессиональное мышление.
В.Н. Виноградов и А.И. Синюк определяют понятие «профессиональная культура» как «своеобразное интегральное выражение» в социально-профессиональном отношении таких составляющих, как: культура тела; душевная культура, выражающаяся в опыте регулирования эмоционального взаимодействия с окружением; культура разумной деятельности, включающая логический, информационный и языковой компоненты; духовная культура как опыт ценностно-нормативной деятельности и акцентируют внимание на значимости образовательного процесса в передаче будущему специалисту комплекса элементов профессиональной культуры, необходимых для полноценной общественной и профессиональной деятельности [5, с. 41].
Профессиональная культура - это неотъемлемая часть общей культуры личности, основанная на сознательном усвоении, непрерывном развитии и использовании целостной системы специальных и социально-гуманитарных знаний, умений и навыков, ценностей, профессионально важных качеств эффективной профессиональной деятельности в ситуациях, требующих мобилизации личностных ресурсов будущих юристов.
Изложение основного материала статьи. Современное социально-экономическое, научно-техническое и культурное развитие общества поставило перед высшей школой задачу сформировать не только настоящего профессионала, обладающего глубокими профессиональными знаниями, но и высокодуховную личность. Вместе с тем следует отметить, что присущая высшему образованию специфика учебного процесса не способствует динамичному разнообразию направленных на достижение указанной цели воздействий. На сегодняшний день, вследствие недостаточной разработанности аспектов содержания и ценностных доминант высшего профессионального образования, ВУЗы, в основном, действуют, как консервативный «распределитель» профессиональных знаний, по которым теряется духовная составляющая личности будущего дипломированного специалиста [4, с. 9191.
Общество требует от профессионального образования эффективной подготовки человека к успешной жизни и деятельности в чрезвычайно сложных и динамичных условиях современного общества. Успешность профессиональной деятельности в значительной степени зависит от того, насколько индивидуальные психологические качества соответствуют требованиям профессии, насколько полно личность воспринимает традиции, нормы и правила поведения в определенной профессиональной среде, поэтому будущему юристу важно владеть не только профессиональной компетентностью, но и профессиональной культурой, которая рассматривается, как сумма профессиональных знаний, умений, навыков (компетенций) и часть общей духовной культуры, которая проявляется в профессиональной компетентности, готовности к анализу и оценке профессионально-этических проблем, принятии самостоятельных решений, коммуникативного мастерства, сознательной готовности к самообразованию, саморазвитию, постоянному профессиональному совершенствованию [101.
Профессиональное образование будущего юриста все больше заключается в выполнении определенной совокупности гуманистических задач и функций по воспитанию обучающегося, формированию и развитию его личности, привитию общей культуры, духовности, морально-этических принципов и убеждений.
Важным фактором в деле подготовки будущего юриста является преобразование общественно-профессиональных ценностей в личностные, что по своей сути и составляет процесс формирования профессиональной культуры.
Профессиональную культуру будущего юриста можно трактовать как совокупность профессиональных знаний, умений и навыков по организации и осуществлению нормотворческой, правоприменительной, правоохранительной, экспертно-консультационной деятельности, профессионально значимых качеств, профессионально-этических норм и ценностей, сформированных в результате правового и нравственного воспитания, ориентированных на целостное гармоничное развитие личности, определяющих поведение юриста в профессиональной среде и направленных на соблюдение законности и укрепление правопорядка в государстве (обществе).
В формировании личности будущего юриста существует два основных аспекта - профессиональный и культурный. Образовательные организации высшего образования призваны давать не только знания, но и формировать личность, индивидуальность. Культурный юрист - это не образец формально-этического благородства, а интеллигентная личность по своей наивысшей духовной сущности, с творческим и гуманным мировоззрением и мировосприятием. Именно культура является фундаментом формирования личности будущего юриста, потому что кроме практических умений и навыков, эта личность обязана иметь высокие моральные и духовные качества. Только в культурной среде могут формироваться высококлассные юристы, способные свободно и широко мыслить, создавать интеллектуальные ценности, в которых всегда нуждается общество и система высшего образования, в частности.
Культура является посредником при взаимодействии субъектов взаимоотношений и объединяет их с социальными системами [9].
Культура включает способы и результаты деятельности человека, а также рассматривается, как механизм, регламентирующий и регулирующий поведение и деятельность человека, поскольку человек является её носителем и ретранслятором. Культура - специфический способ бытия человека, который определяет весь спектр его практической и духовной активности, возможного взаимодействия с окружающим миром и собой. Следовательно, человек культуры - это гуманная личность, которая владеет творческими способностями, предана своему делу, увлечена им, мыслит альтернативно. Человек культуры -это независимая личность, способная к творческому самоопределению. Духовная культура является эпицентром личности. Духовность и духовная культура является основой профессиональной культуры специалиста, которая находит свое отражение в профессиональной деятельности. Профессиональную культуру можно рассматривать как важную ступень овладения профессией, способами и приемами решения профессиональных задач на основе сформированности духовной культуры личности [3].
Культурологический подход в своей основе имеет аксиологическую основу - учение о ценностях. Человек развивается путем освоения культуры как системы ценностей и одновременно становится творцом новых её элементов, т.е. происходит становление индивида как творческой личности. Культурологический подход имеет важное значение в исследовании проблем гуманитарных знаний, а в отрасли педагогических наук опирается на положения ряда ученых (А. Дистервег, И. Гербат), настаивающих на ряде важных положений, таких как:
- культура - это природная среда воспитания и развития личности;
- культура - это цель и способ, а так же как результат учебно-воспитательного процесса;
- культуротворческая функция обучения и воспитания находит выражение в создании культурных ценностей, основной в которых является - личность [8].
Важным фактором культурологического подхода является единство общечеловеческого, национального и личностно-культурного.
Культурологический подход позволяет выявить социокультурные проблемы, решить их на базе идей и принципов, соответствующих современной культуре, позволяют переосмысливать современную подготовку будущих юристов и ставить новые вопросы, такие как:
- какие изменения необходимы для укрепления связей с культурой [1];
- что необходимо менять в теории высшего образования, чтобы оно соответствовало новым культурным идеям;
- как наполнить содержание и форму образования культурными компонентами.
Важным является вопрос формирования профессиональной культуры будущих юристов, в которой объединяется высокий профессионализм, интеллигентность, высокий уровень культурной образованности, творческий подход к выполнению профессиональной деятельности.
Цель профессионального обучения состоит в овладении сложной структурой профессиональной деятельности, происходящей в процессе обучения. В профессиональном обучении всестороннее развитие личности и повышение её культурного уровня приобретает особый смысл, поскольку связано с будущей профессией, конкретной специальностью и выступает как определяющая характеристика будущего юриста.
Ведущая роль в подготовке специалиста высокого уровня принадлежит образовательным организациям высшего образования, основной задачей которых является - воспитание социально активной культурной личности, способной к социокультурной адаптации и эффективному выполнению профессиональной деятельности [1].
Юридическая деятельность - это прикладная сфера, которой необходимы специалисты со специфическими знаниями, умениями, сформированной профессиональной культурой. При подготовке таких специалистов в ВУЗе необходимо учитывать культурные, социальные, нормативные, экономические требования современности.
Выводы. Следование культурологическому подходу даст возможность избежать расхождений между потребностями общества и ожиданиями будущих юристов.
Российская Федерация большое многонациональное государство, в состав которого входит множество народов и народностей имеющих свою, самобытную культуру. Как любое другое, наше государство, также условно разделено на различные социальные слои населения, которым, порой сложно находить общий язык в процессе сосуществования.
Успешность профессиональной деятельности будущего юриста зависит от знания общечеловеческих положений культуры и умения вести диалог с людьми разных культур и слоев населения. Сформированная профессиональная культура, призвана научить будущего юриста находить «общий язык» в большом многообразии культур и слоев населения Российской Федерации.
Среди основных факторов формирования профессиональной культуры будущих юристов одно из важных мест занимает профессиональное образование, цель которого - сформировать профессиональную культуру будущего юриста и готовность его к выполнению профессиональных обязанностей. Профессиональное образование в системе юриспруденции включает в себя специальную подготовку как целостный учебно-воспитательный процесс, направленный на формирование профессиональной пригодности, развитие личности [2].
Для того, чтобы спроектировать педагогический процесс, направленный на формирование профессиональной культуры будущего юриста, необходимо учитывать ряд таких закономерностей:
- обусловленность педагогического процесса потребностями и возможностями общества и государства;
- обусловленность развития специалиста образовательной и воспитательной средой, средствами и способами педагогического влияния;
- обусловленность эффективности педагогического воздействия, интенсивностью и качеством обратных связей между преподавателем и обучающимся.
Анализируя основные положения культурологического подхода, можно прийти к выводу, что одним из главных системообразующих факторов становления будущего юриста является формирование его профессиональной культуры.
Литература:
1. Баранова С.В. диссертация по педагогике 13.00.08 Формирование правовой культуры специалиста железнодорожного транспорта в системе среднего профессионального образования [Электронный ресурс] // Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике, 2010 Тамбов. - Режим доступа: https://www.yandex.ru/clck/jsredir?bu=3l8era&from
2. Безпалько О.В. Сощальна педагопка: схеми, таблищ, коментарi // О.В. Безпалько - К.: Центр учбово! лтератури, 2009. - 208 с.
3. Вудкок М. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика // М. Вудкок, Д. Фрэнсис. - М.: «Дело», 1991. - 320 с.
4. Бондаренко В.И. Формирование духовности будущих специалистов в условиях высшего учебного заведения // «Молодой учёный». - 2014. - № 4 (63). - С. 919.
5. Гершунский Б.С. Философия образования // Б.С. Гершунский. - М.: Флинта, 1998. - 432 с.
6. Енциклопедiя осв™ // Акад. пед. наук; гол. ред. В. Г. Кремень. - К.: Юршком 1нтер, 2008. - 1040 с.
7. Зорин И.В. Менеджмент персонала // Планирование карьеры в туризме: Учебник. - М.: РМАТ, 1997. - 232 с.
8. Канке В.А. Философия науки: краткий энциклопедический словарь // - М.: Издательство «Омега-Л», 2008. - 328 с.
9. Кузьмина, Н. В. Методы исследования педагогической деятельности [Текст] / Н. В. Кузьмина - Л.: ЛГУ, 1970. - 114 с.
10. Музалёв А.А. Профессиональная культура и ее роль в формировании профессиональных качеств специалиста в условиях профессионально-технической школы [Электронный ресурс] // Молодой ученый. -2014. - №4. - С. 1040-1045. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/63/9883/.
Педагогика
УДК 623.5
врио начальника кафедры тактико-специальной и огневой подготовки Светличный Евгений Григорьевич
Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь);
преподаватель кафедры тактико-специальной и огневой подготовки Каспер Сергей Викторович
Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь);
преподаватель кафедры тактико-специальной и огневой подготовки Нефедова Надежда Андреевна
Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь)
НЕОБХОДИМОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ ОРГАНОВ СЛУХА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СТРЕЛКОВЫХ ТРЕНИРОВОК
Аннотация. В статье описывается важность органов слуха для человека и необходимость бережного отношения к ним. Проводится сравнительная характеристика активных и пассивных средств защиты органов слуха. Указывается на необходимость использования средств защиты органов слуха, в частности - активных наушников в огневой подготовке курсантов и слушателей ведомственных учебных заведений системы МВД.
Ключевые слова: выстрел, огнестрельное оружие, стрелок, органы слуха, курсант, децибел, активные наушники, травма.
Annotation. The article describes the importance of hearing organs for a human and the necessity of careful attitude to them. The comparative characteristic of active and passive means of protecting hearing organs is also made. The article shows the necessity of using hearing protection devices including active headphones in firearms training of cadets and students of departmental training institutions of the Ministry of Internal Affairs.
Keywords: Shot, firearms, shooter, hearing organs, cadet, decibel, active headphones, injury.
Введение. Важность информации, получаемой организмом посредством органов слуха, сложно переоценить.
Слух играет важную роль в развитии речи, интеллекта и психики человека. Информация, воспринимающаяся на слух, имеет гораздо большее значение, чем получаемая с помощью зрения.
Человек с помощью слуха может определять источник самого сигнала и расстояние до него. Ведь чем ближе находится источник, тем меньшее расстояние преодолевают звуковые волны, возникающие в результате колебаний окружающего воздуха. Из каждого звукового источника исходит серия чередующихся волн, быстро распространяющихся в воздухе. Этот поток движущихся волн создает звук, воспринимающийся органами слуха. Большинство звуков различны по своей интенсивности, но наши органы слуха могут их «перерабатывать ».
В повседневной жизни нас окружают шумы предприятий, автомобилей, шумы производимые бытовыми электроприборами. При воздействии звуков высокой интенсивности постепенно может развиться болезнь тугоухости. Ее первыми признаками можно считать ухудшение слышимости звуков высоких частот (например, детского голоса). У человека могут возникнуть трудности в общении с собеседником. Он может громко включать радио или телевизор. Обратившись к отоларингологу на начальной стадии болезни, слух можно восстановить, примерно в 10 % случаев. В остальных случаях применяют слуховые аппараты [8].
Люди, которые лишены этого дара, живут в безмолвном мире и нередко чувствуют себя неполноценными. Для того чтобы по максимуму воспринимать окружающий мир нужно владеть всеми органами чувств. Для обычного человека слышать - это такое же привычное явление, как спать, пить, видеть, или дышать.
Во время прослушивания окружающих звуков человек даже не задумывается о том, что такое слух. Мы просто общаемся друг с другом, и этот процесс является для нас привычным и естественным. Для того чтобы услышать речь другого человека или иные звуки, нам даже не требуется делать каких-либо усилий. Когда мы спим, органы слуха по-прежнему работают и можно вмиг проснуться от мелодии будильника или других звуков.
Органы слуха нужны не только для определения и распознавания звуков; во внутреннем ухе находится часть, обеспечивающая работу вестибулярного аппарата. Благодаря ей человек может поддерживать равновесие, ориентироваться в пространстве.
О том, насколько важную роль играют органы чувств, мы задумываемся только тогда, когда начинаются проблемы со здоровьем.
Изложение основного материала статьи. Бытует мнение, что утрата слуха не так страшна как потеря зрения, но так может думать только здоровый человек. Это мнение ошибочное, так как слух нужен человеку даже во время сна. Посредством органов слуха человек поддерживает непрерывную связь с миром, в котором живет. Что же такое слух и почему он так важен для человека?
- Первым чувством, которое развивается у ребенка, является слух. Звуки ребенок начинает слышать еще во время нахождения у матери в утробе.
- Из всех наших чувств наиболее острым считается именно слух.
- Благодаря слуху человек может чувствовать себя защищенным. Если сзади к вам будет приближаться автомобиль или появится любой другой источник угрозы, то благодаря этому чувству можно будет избежать опасности.
- Человеческое ухо может различать довольно широкий диапазон звуков, кроме того можно определять, в каком месте расположен источник, издающий звук.
- Устройство слухового органа очень сложное, и заменить на 100% его не в силах даже самые инновационные изобретения человечества.
- Проблемы со слухом влияют на то, что многие эмоциональные нюансы теряют свой смысл. Общение становится лишь возможностью получить или распространить какую-либо информацию.
Известный философ Эммануил Кант говорил «Невозможность слышать отделяет человека от людей». Проблемы со слухом возникают так же часто, как и проблемы со зрением. Каждый 10 человек на планете сталкивается с определенными проблемами со слухом, но хуже всего тот факт, что к такой проблеме сначала