Научная статья на тему 'ДИНАМИКА СТРУКТУРЫ МОТИВОВ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ'

ДИНАМИКА СТРУКТУРЫ МОТИВОВ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
37
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
FORCIPE
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ К ОБУЧЕНИЮ / КУРСАНТЫ / ВОЕННЫЙ ВРАЧ / ВОЕННО МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Русакова Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА СТРУКТУРЫ МОТИВОВ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ»

Abstracts Nationwide scientific forum of students with international participation «STUDENT SCIENCE - 2020»

пищевого поведения (20 человек) подросткового и юношеского возраста (15-21 год). Дифференциация обследуемого контингента на предмет наличия склонности к нарушениям пищевого поведения с помощью теста отношения к приему пищи — Eating Attitude test (EAT-26). Сравнение основной и контрольной групп проводилось на основании следующих психодиагностических методик: опросник образа собственного тела О.А. Скугаревского и С.В. Сивухи, методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн (модификация Яньшина), шкала тревоги Спилбергера (адаптация Ханина), опросник социально-психологической адаптации Роджерса-Даймонда (адаптация Осницкого). Методы обработки данных: непараметрический метод сравнения средних Манна-Уитни, корреляционный анализ по Спирмену.

Результаты: исследование особенностей самооценки выявило, что для девушек со склонностью к нарушениям пищевого поведения, по сравнению с девушками, не имеющими такой склонности, характерна более низкая самооценка таких показателей как счастье, удовлетворенность собой и оптимизм. Удовлетворенность образом собственного тела в основной группе более, чем в 2 раза ниже по сравнению с контрольной группой. Высокий уровень ситуативной и личностной тревожности характерен для основной и контрольной групп. Однако девушки со склонностью к нарушениям пищевого поведения имеют значительно более высокую тревожность (ситуативную и личностную) по сравнению с девушками, не имеющими такую склонность. При исследовании социально-психологической адаптации было выявлено, что для девушек, имеющих риск нарушений пищевого поведения, характерны низкие показатели адаптивности, самопринятия, принятия других и эмоционального комфорта в сравнении с девушками, не имеющими риск нарушений пищевого поведения.

Выводы: существуют социально-психологические особенности личности, связанные с риском возникновения нарушений пищевого поведения. К ним относятся: непринятие себя, неудовлетворенность собой, в частности, образом собственного тела, эмоциональный дискомфорт, высокий уровень тревожности, низкий уровень адаптивности, способности к принятию других и стремления к социальному взаимодействию. Данные параметры могут быть использованы в качестве мишеней психопрофилактической работы. Литература

1. Ромацкий В. В., Семин И. Р. Феноменология и классификация нарушений пищевого поведения (аналитический обзор литературы, часть I) //Бюллетень сибирской медицины. — 2006. — Т. 5. — № . 3.

2. Smink F. R. E., Van Hoeken D., Hoek H. W. Epidemiology of eating disorders: incidence, prevalence and mortality rates //Current psychiatry reports. — 2012. — Т. 14. — № . 4. — С. 406-414.

динамика структуры Мотивов курсантов военного вуза в процессе обучения

Русакова Е. А.

Научный руководитель: к. м. н. доцент Шклярук С.П. Кафедра психологии кризисных и экстремальных ситуаций Санкт-Петербургский государственный университет

Контактная информация: Русакова Екатерина Александровна — студентка 4 курса, факультет психологии. E-mail: rusakovaeka121@gmail.com

Ключевые слова: мотивация к обучению, курсанты, военный врач, Военно-медицинская академия.

Актуальность: исследование посвящено актуальной проблеме в сфере военного образования — изменению мотивации в процессе обучения в военном вузе.

Цель исследования: изучение динамики мотивационной сферы курсантов в процессе обучения.

Материалы и методы: проведен анализ ответов анонимного анкетирования курсантов (60 человек: по 20 курсантов с первого, третьего, шестого курсов) разных сроков обучения. Сти-

FORCIPE

VOL. 3 SUPPLEMENT 2020

ISSN 2658-4174

Материалы всероссийского научного форума студентов с международным участием «СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА - 2020» 389

мульный материал состоял из методики мотивационной индукции предложений (J.Nuttin, 1980;

H.Н.Толстых, 1988) и методики графической самооценки состояния и отношения опрашиваемого к стрессогенным факторам. Для обработки данных результатов методик использовались непараметрические критерии: критерий Краскелла-Уоллиса, критерий согласия Пирсона, а также однофакторный дисперсионный анализ. Оценивалось наличие и выраженность мотивов, характер оценки стресс-факторов.

Результаты: для курсантов первого курса наиболее значимыми являются мотивы категорий «Учебная деятельность» (у 50% признак выражен, у 20% слабо выражен), «Самосохранение» (у 15% признак сильно выражен, у 85% слабо выражен). Мотивационная сфера третьекурсников содержит в себе мотивы категорий «Развитие способностей» (у 30% признак выражен, у 70% признак слабо выражен), «Профессиональная деятельность» (у 20% признак выражен, у 80% признак слабо выражен). У шестикурсников преобладает выраженность мотивов категорий«Исследовательская деятельность» (у 45% признак выражен), «Деятельность, связанная с всякой активностью» (у 25% признак выражен, у 75% признак слабо выражен), «Самосохранение» (у 20% признак выражен, у 60% слабо выражен). Результаты методики графической самооценки состояния и отношения опрашиваемого к стрессогенным факторам показывают, что шестикурсники характеризуются конфликтным состоянием по факторам сфер проблем «Отношение к профессии» (у 80% в состоянии конфликта) и др. Первокурсники характеризуются выраженным напряжением по факторам «Отношения в коллективе» (у 35%) и др. На третьем курсе в конфликтном состоянии находятся сферы «Отношение к профессии» (у 85%) и др.

Выводы: висследовании было выявлено предполагавшееся снижение выраженности учебно-познавательных мотивов в деятельности курсантов. Личностная идентичность не претерпевает серьезных изменений направления вектора с субъекта на объект, мировоззренческая система многих курсантов к концу обучения не характеризуется интериоризированными альтруистическими мотивами [1]. Можно предположить, что подобное состояние мотивационной сферы шестикурсников связано с истощением психических и, возможно, физических ресурсов. С точки зрения фактора личностного развития наиболее благоприятным является третий курс. Наконец, при оценке сфер проблем первокурсники демонстрируют сверхоптимистич-ность, которая скрывает за собой напряжение и в дальнейшем может привести к внутрилич-ностным конфликтам. Литература

I. Bartone, P.T. Psychosocial development and leader performance of military officer cadets / P.T. Bartone, S.A. Snook, G.B. Forsythe, P. Lewis, R.C. Bullis // The Leadership Quarterly. — 2007. — № 18. — P. 490-504.

ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ, КАК ХАРАКТЕРИСТИКА АДАПТИВНЫХ РЕСУРСОВ ЛИЧНОСТИ, И ОСОБЕННОСТИ ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ У НАРКОЗАВИСИМЫХ

Ткаченко Е. А.

Научный руководитель: к.пс.н. старший преподаватель Тагильцева Алла Викторовна Кафедра клинической психологии

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Контактная информация: Ткаченко Екатерина Андреевна — студент 6 курса факультета клинической психологии; E-mail: ekatevundt@yandex.ru

Ключевые слова: жизнестойкость, личность, наркозависимость.

Актуальность: актуальность темы обусловлена отсутствием исследований партнёрских отношений (ПО) у наркозависимых, в то время как трудности в сфере их построения являются факторами риска рецидивов заболевания, а наличие стабильных ПО может способствовать более устойчивой ремиссии[1, 2].

FORCIPE

ТОМ 3 СПЕЦВЫПУСК 2020

elSSN 2658-4182

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.