Научная статья на тему 'Динамика современных процессов развития высокотехнологичного сервисного предпринимательства'

Динамика современных процессов развития высокотехнологичного сервисного предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
97
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕРВИСНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СФЕРА УСЛУГ / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / SERVICE BUSINESS / SERVICES SECTOR / HIGH-TECH ENTREPRENEURSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мелещик Григорий Александрович

Модели адаптации управленческих воздействий для целей модернизации экономики основываются сегодня на элементах обновления технологического сектора. При этом трансформация современных условий хозяйствования, обусловливающая опережающее развитие сферы услуг, зачастую остается без должного внимания. Сервисная часть экономики, не воспринимаемая в действующих условиях как институциональный элемент обновления и модернизации хозяйства, тем не менее, таит в себе существенный незадействованный потенциал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Abstract: Models of adaptation of administrative influences for objectives of modernization of economy are based today on elements of updating of technological 2 sector. Thus transformation of modern conditions of the managing, causing advancing progress of area of services, frequently remains without proper attention. The service part of economy which is not perceived in operating conditions as an institutional element of renovation and modernization of a facilities, nevertheless, conceals in itself significant untapped potential.

Текст научной работы на тему «Динамика современных процессов развития высокотехнологичного сервисного предпринимательства»

Динамика современных процессов развития высокотехнологичного сервисного предпринимательства

The dynamics of modern processes of development of the hi-tech service business

Мелещик Григорий Александрович ФГБОУ ВПО Уфимская государственная академия экономики и сервиса ассистент кафедры «Экономика»

Ggeorge [email protected]

Meleshik G.A.

Ufa State Academy of Economics and Service Assistant in the Department of Economics Ggeorge [email protected]

Аннотация:

Модели адаптации управленческих воздействий для целей модернизации экономики основываются сегодня на элементах обновления технологического сектора. При этом трансформация современных условий хозяйствования, обусловливающая опережающее развитие сферы услуг, зачастую остается без должного внимания. Сервисная часть экономики, не воспринимаемая в действующих условиях как институциональный элемент обновления и модернизации хозяйства, тем не менее, таит в себе существенный незадействованный потенциал.

Abstract:

Models of adaptation of administrative influences for objectives of modernization of economy are based today on elements of updating of technological

sector. Thus transformation of modern conditions of the managing, causing advancing progress of area of services, frequently remains without proper attention. The service part of economy which is not perceived in operating conditions as an institutional element of renovation and modernization of a facilities, nevertheless, conceals in itself significant untapped potential.

Ключевые слова: сервисное предпринимательство, сфера услуг,

высокотехнологичное предпринимательство

Keywords: service business, services sector, high-tech entrepreneurship

Модели адаптации управленческих воздействий для целей модернизации экономики основываются сегодня, в первую очередь, на элементах обновления технологического сектора. Механизмы развития промышленности, выступающей двигателем экономического развития в индустриальном хозяйстве, традиционно рассматриваются ключевым звеном национальной политики обеспечения роста добавленной стоимости и повышения уровня жизни населения, однако уже не могут являться эффективными инструментами в условиях постиндустриальной экономики.

При этом трансформация современных условий хозяйствования, обусловливающая значительное - и даже опережающее - развитие сферы услуг, зачастую остается без должного внимания. На рис. 1 показано, что за 2002-2009 гг. значительная часть видов экономической деятельности, не относящихся к промышленным производствам, имеют производительность труда выше, чем в среднем по экономике. До кризисного 2008 года это было справедливо даже в сравнении с добычей полезных ископаемых, при этом общий тренд таков, что данное положение, несомненно, восстановится.

Рис.1. Динамика роста производительности труда по видам экономической деятельности в Российской Федерации, 2003-2009 гг., % к 2002 г.

Источник: Центральная база статистических данных Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации. www.gks.ru

Несмотря на столь разительные отличия в росте производительности труда, действующие инвестиционные инструменты не ориентированы на развитие сферы услуг. Так, на рис. 2 показано, что сервисные виды деятельности имеют внушительный разброс показателей роста инвестиций.

Рис.2. Динамика роста инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности в Российской Федерации, 2005-2010 гг., % к 2004 г.

Источник: Центральная база статистических данных Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации. www.gks.ru

Более того, такие инвестиционные предпочтения как элемент промышленной политики (все же справедливые на этапе догоняющего развития), основанной на поиске и углублении региональных конкурентных преимуществ, фактически консервируют территориально-производственный принцип пространственной организации национальной экономики, характерный для планового периода национального развития.

Вне сомнения, модели развития экономики на основе индустриального сектора не могут являться "ассиметричным" ответом современным вызовам времени.

На практике, даже форсированное развитие традиционных основ региональной конкурентоспособности способно сформировать стагнационный вектор развития региона. Так, показательным выступает динамика регионов промышленных Уральского и Приволжского федеральных округов. Их совокупный вес в промышленном производстве страны, составлявший в недавнем прошлом почти половину общероссийского, уже несколько лет имеет

Промышленное производство в ПФО

Промышленное производство в УрФО

Валовая добавленная стоимость в ПФО

Валовая добавленная стоимость в УрФО

Рис.3. Динамика удельного веса Уральского и Приволжского федеральных округов в промышленных производствах и валовой добавленной стоимости Российской Федерации в 2005-2009 гг., %.

Источник: Центральная база статистических данных Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации. www.gks.ru

Инструменты управления региональными процессами трансформации экономики с необходимостью подчиняются федеральным установкам: бюджетная и налоговая политика концентрируются на идеях сокращения региональной дифференциации; незначительные налоговые послабления, на которые уполномочены регионы, не способны обеспечить необходимый импульс смены структуры экономики при сохранении индустриальной мощи.

Таким образом, несмотря на значительный промышленный потенциал,

невнимание к вопросам поиска адекватного механизма смены секторальной

5

стабильную тенденцию к снижению (рис.3).

структуры экономики приводит к постепенной утрате конкурентных преимуществ, даже традиционно характерных для конкретного региона.

Следующее за этим сокращение инвестиционно-технологического потенциала и адекватного инновационного спроса приводит к ловушке технологической отсталости. [1, 2, 3, 4]

Сервисная часть экономики, не воспринимаемая в действующих условиях как институциональный элемент обновления и модернизации, тем не менее, таит в себе существенный незадействованный потенциал.

Понимая под сервисным предпринимательством (СП) коммерческое хозяйствование, направленное на удовлетворение потребностей посредством благ, предоставляемых в форме деятельности; высокотехнологичное СП является, в таком случае, хозяйствованием с использованием новейших достижений научно-технического прогресса и на их превалирующей основе.

Развитие третичного сектора экономики - неотъемлемый атрибут становления постиндустриального общества. Ключевое звено формирования новой экономики - инновации и информация. На рис. 4 представлены расчеты, свидетельствующие о значительном потенциале высокотехнологичного сервисного предпринимательства, в первую очередь, в сфере информационнокоммуникационных технологий, а также некоторых смежных отраслей. Как показано, ряд направлений высокотехнологичного предпринимательства в сервисе имеет значительно более высокие темпы роста, нежели даже добыча полезных ископаемых и производство нефтепродуктов. Тем не менее, безотносительно к высоким технологиям финансовое посредничество было и остается наиболее динамично развивающимся видом сервисной деятельности.

Использование потенциала СП в вопросах ускорения экономического роста, несомненно, - важная научно-практическая задача, обусловленная рядом внешних и внутренних факторов и особенностей.

Сопоставление и анализ структуры и динамики развития высокотехнологичного СП позволяет определить основные направления его генезиса в отечественной экономике.

В российском обществе (включая и структуры власти) пока не выработано общепризнанных представлений относительно объемов и пропорций сервиса в отечественном хозяйстве. Рядом авторов отмечается, что вряд ли правомерно считать рост сферы услуг отображением эффективного включения отечественной сферы сервиса в мировые процессы, связанные с "сервизацией" экономики. [5] В большей степени он свидетельствует о кризисе сферы материального производства и связан с перетоком работников из стагнирующих производств в сферу сервиса.

Рис.4. Индексы физического объема валовой добавленной стоимости некоторых видов экономической деятельности и сервисного предпринимательства в Российской Федерации, 2003-2010 гг., % к 2003 г.

Источник: Центральная база статистических данных Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации. www.gks.ru

Тем не менее, рост отечественного валового продукта относительно стабилен, удельный вес третичного сектора экономики уже составляет около 60 % и имеет тенденцию к дальнейшему росту, что коррелирует с динамикой структуры экономики развитых стран.

В то же время, наследие плановой экономики весьма сильно, что определило один из основных векторов формирования и развития высокотехнологичного СП в отечественной практике - посредством приватизационных инструментов. С одной стороны, трансформация хозяйственного механизма потребовала смены организационной структуры руководства сферой услуг, основанной на государственной собственности. Сегодня продолжают действовать лишь их отдельные звенья и сегменты. С другой, противоречие трансформируемой экономической системы [6], заключающееся в несовпадении имеющихся "старых" производственных мощностей и систем организации предприятий с потребностями рынка, усугубляемой утратой предприятиями существовавших ранее хозяйственных связей, повлекло за собой становление нового сервисного сопровождения.

Указанные механизмы особенно характерны для сферы исследований и разработок, как следствие, остающейся одной из самых нединамичных секторов высокотехнологичного СП.

Во-вторых, развитие рыночных отношений в отечественной экономике и углубление специализации и разделения труда приводят к распространению модели оптимизации производства, связанной с выделением непрофильных активов и аутсорсингом неосновных производственных процессов.

Важно при этом, что прежде являясь производством или, точнее, частью производства (например, ремонтное производство и пр. вспомогательные службы крупного промышленного предприятия), новая форма организации деятельности выступает уже самостоятельной сервисной деятельностью и обеспечивает все большее укрупнение сектора услуг. Такие процессы характерны для ряда крупных высокотехнологичных предприятий планового

периода, в первую очередь, коснувшиеся производств на дискретных технологиях (машиностроение), а затем - непрерывных (химия, нефтехимия).

Отечественная сфера услуг продолжает оставаться в экономическом и организационном плане во многом дисфункциональной по отношению к целому ряду общественных потребностей. Многие новые виды сервиса генерируют услуги высокодоходного характера, т.е. нацеленные преимущественно на небольшую часть обеспеченных и сверхобеспеченных людей. В то же время частный капитал не склонен осваивать малорентабельные сервисные производства, необходимые обществу и регионам страны. Развитие новых технологий, обеспечивающее удешевление услуг и повышение рентабельности сервисной деятельности - следующий важный путь активизации динамических процессов СП.

Проникновение на рынок зарубежных компаний привело к широкому распространению новых форм сервиса, включая маркетинговые инновации, пред- и послепродажный сервис. Повышенная потребность отечественного сервиса в инновациях особенно остро ставит проблему освоения российскими предприятиями сферы услуг инноваций в организации услуг и формах обслуживания потребителей, идущих к нам из мировой практики. Становление отечественного СП во многом основано и на зарубежном бенчмаркинге.

Стоит при этом отметить, что, когда инновации идут к нам из практики сервиса других стран, их освоение далеко не всегда происходит сразу и без потерь. Те перспективные виды обслуживания, которые развивались в советский период и которые, на первый взгляд, без труда можно было интегрировать в коммерческую среду, на самом деле далеко не всегда поддавались подобной трансформации по многим причинам.

Последним и важнейшим катализатором динамики высокотехнологичного СП в современных условиях выступает развитие информационно-коммуникационных технологий и формирование информационного общества, обеспечившего создание ряда новых отраслей, характеризуемых как четвертичный - информационный - сектор экономики.

Таким образом, учет механизмов генезиса высокотехнологичного сервисного предпринимательства, обусловливающих выявленные векторы формирования и развития последнего, позволяет обеспечить построение эффективной политики укрепления конкурентоспособности хозяйства, основанной, помимо обрабатывающих производств, на третичном секторе экономики.

Список литературы:

1. Полтерович В.М. Проблема формирования национальной инновационной системы. // Экономика и математические методы, 2009, том 45, № 2, с. 3-18.

2. Gershenkron A. Economic Backwardness in historical Perspective. Cambridge: Harvard University Press, 1962.

3. Полтерович В.М., Попов В.В. Эволюционная теория экономической политики. Часть I. Опыт быстрого развития // Вопросы экономики, 2006, № 7.

4. Полтерович В.М., Попов В.В. Эволюционная теория экономической политики. Часть II. Необходимость своевременного переключения // Вопросы экономики, 2006, № 7.

5. Аванесова Г.А. Сервисная деятельность: Историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент. -М.: Аспект-Пресс. - 2008 г. с. 146.

6.Голубев В.Ю. Организационные формы интенсификации хозяйственных связей при смене модели экономического развития : Дис. ... д-ра экон. наук : 08.00.05 : Москва, 2002. 242 c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.