МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
С. Н. БОЛДЫРЕВ
В данной статье рассмотрены и проанализированы основные направления модернизации экономики России в современных условиях, осуществление которых позволит обеспечить структурные изменения в хозяйственной жизни общества. Обосновывается необходимость модернизации российской экономики.
Ключевые слова: модернизация, экономика, институты, инновационное развитие, государственное регулирование.
Современный этап развития мирового сообщества характеризуется глубинными процессами перестройки общественно-экономических систем, связанными с переходом на инновационный путь развития, с качественными изменениями в формах и методах организации управления фирмами и предприятиями под воздействием научно-технического прогресса, и все в большей степени в последнее время - с расширением торгово-экономических связей на международном уровне.
Одним из главных условий устойчивого развития каждого государства, а также роста общественного благосостояния сегодня является модернизация структуры производства с выделением высокотехнологичных отраслей, сфер науки и образования в качестве ключевых факторов роста [10].
Среди специалистов существуют довольно серьезные разногласия в связи с вопросом о том, должна ли стратегия модернизации опираться главным образом на методы и инструменты стимулирования экономического роста, либо следует сосредоточить усилия на совершенствовании институтов [7].
Хотя необходимость совершенствования институтов практически никем не отрицается, ряд экономистов считают, что пока не будет экономического роста, не будет и модернизации. Взяться за модернизацию можно, уверен академик В. Ивантер, лишь после того, как страна выйдет на траекторию в 7-8 % экономического роста [4].
Подчеркивая взаимосвязь между институтами и ростом, он также отмечает, что «поддерживая в течение определенного времени быстрый рост за счет промежуточной (переходной) систе-
мы институтов, мы сумеем улучшить качество управления, уменьшить масштабы теневого сектора и коррупции, укрепить законность, снизить административные барьеры и постепенно сделать рост самоподдерживающимся» [7].
Системная модернизация предполагает серьезный поворот России с сырьевого пути развития. Между тем структура промышленного производства в России в период 1990-2008 гг. изменялась в сторону повышения доли топливноэнергетического комплекса и сырьевых отраслей хозяйства при сокращении перерабатывающих отраслей. Так, доля машиностроения и металлообработки в структуре промышленного производства за указанный период сократилась в 2 раза, легкой промышленности - более чем в
12 раз.
Анализ макроэкономических показателей свидетельствует о том, что в России сложилась структура экономики, в которой до 60 % ВВП дает сырьевой комплекс страны. Он же обеспечивает до 70 % ее экспорта, делая Россию сырьевым придатком мирового хозяйства. Если проследить динамику товарной структуры экспорта России за 1990-2008 гг., то она позволяет констатировать, что доля сырьевого экспорта за 18 лет выросла почти в 1,6 раза и при этом более чем в 3,7 раза сократилась доля в экспорте машин и оборудования [9].
Активное обсуждение проблемы модернизации было инициировано публикацией в сентябре
2009 г. программной статьи Президента РФ Д. Медведева «Россия, вперед!», ставшей своего рода манифестом модернизации. В ней президент определил пять стратегических векторов экономической модернизации страны (развитие
энергетики, ядерных технологий, информатики, космических и медицинских технологий и оборудования), что позволит России «стать страной, благополучие которой обеспечивается не столько сырьевыми, сколько интеллектуальными ресурсами: «умной» экономикой, создающей уникальные знания, экспортом новейших технологий и продуктов инновационной деятельности» [2].
Несомненно, переход на инновационный путь развития является для России насущной необходимостью. В связи с этим Правительством РФ в ноябре 2008 г. была утверждена Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., которая предусматривает переход к инновационной экономике. Согласно концепции к 2020 г. доля инновационной продукции в валовом внутреннем продукте повысится до 18 % при снижении доли нефтегазового сектора до 11 %, машиностроительный экспорт увеличится в 6,35 раза, а показатель ВВП на душу населения возрастет до 30 000 долл., достигнув уровня развитых стран [9].
В 2009-2010 гг. вопросы модернизации экономики рассматривались на самом высоком уровне. При Президенте РФ была создана Комиссия по модернизации и технологическому развитию экономики страны, которая определила 38 проектов по пяти приоритетным направлениям.
Модернизация в широком смысле слова трактуется исследователями как синтез структурных, технологических и институциональных изменений в национальной экономике, направленных на повышение ее конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынках; движение от традиций к новациям.
Модернизация предполагает:
- освоение производства высокотехнологичной продукции;
- обновление производственных фондов и технологий;
- осуществление структурных сдвигов в экономике с дальнейшим повышением в ВВП доли продукции с высокой добавленной стоимостью, в том числе продукции высокотехнологичных отраслей;
- переподготовка, переквалификация кадров, развитие человеческого и интеллектуального капитала;
- вовлечение в мировые инновационные процессы, интеграция в мировое сообщество, использование достижений других стран для собственного успешного развития и междуна-
родного сотрудничества во многих сферах хозяйствования;
- осуществление структурной модернизации экономики страны, формирование новой структуры производства, которая будет отвечать всем критериям и показателям экономически развитого государства. Это предполагает: уход от сырьевой ориентации экспорта; процесс роста наукоемких производств; развитие автоматизированных и высокотехнологичных производств.
Кризисные явления в мировой и национальной экономике обнажили один из главных недостатков российского экономического развития -специфика структурно-воспроизводственной модели, характеризующейся низкой конкурентоспособностью обрабатывающих отраслей, ведущая к сырьевому перекосу экономики и к соответствующему положению на мировом рынке. Само по себе наличие сырьевых ресурсов является для государства одним из ключевых факторов развития, но вместе с тем в долгосрочной перспективе показатели роста стран, обладающих значительными ресурсами, оказываются хуже, чем в странах со сходным уровнем дохода на душу населения, но располагающих меньшими ресурсами [1].
Природно-ресурсный потенциал российской экономики позволяет полностью обеспечить внутренний спрос на продукты питания, однако Россия при этом является одним из ведущих импортеров продовольствия. Критерий продовольственной безопасности - импорт не более 20 % потребляемых внутри страны продуктов, для России этот показатель составляет, по разным оценкам, от 30 до 40 % и более.
Главная задача - модернизация экономической структуры на базе огромных инвестиций и осуществление коренного технико-технологического обновления национального производства с использованием достижений сферы НИОКР, включающее:
- формирование диалога государства и крупного корпоративного бизнеса. В связи с этим в структурном отношении актуализируются такие понятия, как государственно-частное партнерство и индикативное планирование;
- использование преимуществ, связанных с природно-климатическими условиями и вытекающими особенностями пространственно-регионального развития России;
- выявление существующих на мировом рынке ниш для отечественных товаров с высокой добавленной стоимостью, прежде всего для высокотехнологичных (в противовес существую-
щему в настоящее время перекосу в сторону экспорта сырьевых товаров).
В соответствии с обозначенными выше приоритетами модернизации национальной экономики можно выделить ключевые направления ее осуществления:
1) государственная структурная политика;
2) развитие рыночных институтов;
3) развитие и воспроизводство человеческого капитала.
Прежде всего, следует указать на модернизацию нынешних производительных сил России -на создание и внедрение качественно новых вещественных факторов процесса материального производства: средств труда (машин, оборудования, производственной инфраструктуры, соответствующих помещений), технологий, сырьевых материалов; на открытие и использование новых видов природных, в том числе энергетических, ресурсов, а также на подготовку квалифицированной и высококвалифицированной рабочей силы, отвечающей требованиям современного научно-технического прогресса.
В отличие от «перестроечной» политики второй половины 1980-х гг. нынешний курс на модернизацию российской экономики исходит из официального понимания того, что модернизация играет основополагающую роль в обеспечении перевода экономики на инновационный режим, а также в повышении производительности общественного труда, в экономическом росте страны в целом, рассчитанном на подъем уровня и качества жизни всего населения.
В качестве ключевых приоритетов модернизации в Послании Президента РФ выделены следующие направления: «...внедрение новейших медицинских, энергетических и информационных технологий, развитие космических и телекоммуникационных систем, радикальное повышение энергоэффективности» [8]. Как видно, все эти направления касаются области производительных сил, непосредственно материального производства, где создаются указанные технологии, космические системы, ИТК и энергоэффективное оборудование.
Подчеркивание ведущей роли производительных сил в модернизации экономики не означает, конечно, умаления значимости общественно-производственных (социально-экономических) и институциональных отношений, в которых выражаются конкретные формы проявления первых. Эти отношения являются активным движущим или, напротив, тормозящим фактором развития производительных сил. Поэтому модерни-
зация экономики не может быть ограничена инновациями непосредственно в производительных силах, а предполагает те или иные изменения и в экономико-институциональной сфере [6].
Направления модернизации российской экономики достаточно очевидны и, на наш взгляд, предполагают следующие основные моменты:
- создание институциональной среды, позволяющей считать Россию страной с развитой политической и правовой системой;
- преодоление сырьевой ориентации экономики страны и акцент на ее диверсификацию;
- поощрение реализации инновационных проектов (усиление стимулов
- для предприятий к повышению технологического уровня производства, ускоренное формирование современной системы технических регламентов и национальных стандартов, ориентированных на международные стандарты);
- серьезное преобразование образовательной сферы с учетом структурной и инновационной перестройки экономики страны;
- использование передового зарубежного опыта (насколько возможно) через привлечение прямых (реальных) иностранных инвестиций, в том числе путем осуществления совместных проектов; снятие большинства отраслевых ограничений для иностранных инвестиций.
Крупнейшая проблема модернизации российской экономики - учет комплекса ее национальных особенностей: неосвоенные богатейшие природные ресурсы, огромная территория с большим разнообразием климатических условий при сокращающейся численности населения, при крайне небольшой его плотности в среднем по стране и особенно в ее восточной части. Вступая на путь модернизации, Россия не имеет научно разработанной, согласованной по целям, срокам и ресурсам программы на будущее, ведущей не только к дальней, но и к среднесрочной перспективе. Принимаемые отдельные решения не создают впечатления комплексного подхода к инновационным проектам, а порой вызывают недоумение.
Модернизация выдвигает особые задачи перед системой управления страной, требует преодолевать дисфункциональные связи в управлении и обществе. Бюрократические и коррупционные препоны, «кумовство», рейдерство, низкая транспарентность бизнеса, высокая степень монополизации экономики, отсутствие единого информационного ресурса для госзаказа, «крыше-
вание» - вот неполный перечень причин, которые являются в России реальными препятствиями для претворения идеи модернизации в жизнь.
В рамках инфраструктурного обеспечения модернизации экономики сегодня обращается внимание на необходимость крупномасштабных действий, а, следовательно, и вложений в дорожное строительство, потому что нынешнее состояние российских дорог выступает серьезным барьером для эффективного функционирования народнохозяйственного комплекса и определяет многомиллиардные потери из-за ограничения торгово-экономических связей как между отдельными регионами страны.
Оценивая готовность российских региональных властей в деле преобразований в направлении модернизации, следует подчеркнуть наличие и здесь ряда ограничений [5]. В России идея модернизации задумывалась сверху. В этих условиях региональные органы действуют, руководствуясь по преимуществу программами федеральной власти, и по сути не проявляют собственной инициативы, надеясь прежде всего на политическую и финансовую поддержку из центра (стремление удержаться «в кресле», получить гранты и субвенции).
В нашей газовой отрасли существует производственная и экспортная монополия и что цены на газ на внутреннем рынке России с 2000 по
2010 г. повысились в 8,25 раза. Модернизация обязательно должна приводить к повышению эффективности и снижению издержек. Между тем добыча газа предприятиями «Газпрома» с 1993 по 2009 г. упала с 559,3 до 461,4 млрд куб. м, или на 17,5 %, а удельные расходы по добыче газа в расчете на баррель нефтяного эквивалента в 2008 г. по сравнению с 2000 г. увеличились в 3,9 раза (с 3,8-14,8 долл.). Газ, реализуемый компанией в Европе, в первом квартале 2010 г. стоил в 3,1-3,3 раза дороже, чем газ, доставляемый танкерами из Катара. «Газпром» не стремился активизировать инвестиции в разведку и добычу газа. За 2003-2008 гг. он затратил на покупку новых активов, в том числе непрофильных, вдвое больше средств, чем на освоение новых месторождений и совершенствование добычи газа на территории России [3].
В социальной сфере предусматривается жестко увязать увеличение расходов с повышением их эффективности, в первую очередь в системе здравоохранения, в которой до сих пор не выбрана оптимальная для России модель; отделить пенсионное обеспечение от пенсионного страхования. Первая сфера должна включать в
себя материальное обеспечение нынешних пенсионеров и тех, кто выйдет на пенсию в ближайшие
10-15 лет. Они уже не попадают в сферу пенсионного страхования, в которой размер будущей пенсии напрямую зависит от суммы накопленных за трудовую жизнь взносов как в государственные, так и негосударственные пенсионные фонды. Поэтому система пенсионного обеспечения должна финансироваться из федерального бюджета, в котором для этого требуется создать специальный фонд. Его доходы могут формироваться, помимо налогов, за счет средств, полученных от приватизации государственной собственности, а также от ее коммерческого использования.
Таким образом, можно сделать определенные выводы о наличии серьезных ограничений на пути процесса модернизации. Эти барьеры по преимуществу носят институциональный характер, и для успешного претворения идеи модернизации в жизнь требуются решительные шаги по их преодолению. Задача отечественной модернизации заключается в том, чтобы в глобализированном мире суметь вывести Россию в число стран с развитой экономикой, политикой и правовой системой, создающей равные возможности для всех слоев населения и обеспечивающей поощрение творческих и предпринимательских способностей членов общества.
Литература
1. Гуриев С., Плеханов А., Сонин К. Экономический механизм сырьевой модели развития // Вопросы экономики. 2010. № 3. С. 4.
2. Дмитрий Медведев: Россия, вперед! URL: http: //www. gazeta. ru
3. Иноземцев В. Враг модернизации. Ведомости. 2010. 5 апр. URL: http://www.vedomosti.ru
4. Литвинова А. Враги модернизации. URL: http://www.rbcdaily.ru
5. Лоскутова М. В. Стратегические направления
модернизации российской экономики: сценарный
подход // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 1-2.
6. По материалам официального сайта Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru
7. Полтерович В. М. Стратегия модернизации
российской экономики: система интерактивного
управления ростом // Журнал новой экономической ассоциации. М., 2010. № 7. С. 158-161.
8. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 12.11.2009 // Российская газета. 2009.
13 нояб. № 214 (3038).
9. Россия в цифрах. 2010: крат. стат. сб./ Росстат. М., 2010. 338 с. URL: http:// www.gks.ru
10. Ясин Е. Г. Модернизация российской экономики: что в повестке дня. URL: http://www.hse.ru
* * *
MODERNIZATION OF THE RUSSIAN ECONOMY: QUESTIONS OF THEORY AND PRACTICE
S. N. Boldyrev
In this article the main directions of modernization of Russian economy in the modern conditions which implementation will allow to provide structural changes in economic life of society are considered and analyzed. Necessity of modernization of the Russian economy is justified.
Key words: modernization, economy, institutes, innovative development, state regulation.