Научная статья на тему 'Модернизация российской экономики и основные пути ее осуществления в современный период'

Модернизация российской экономики и основные пути ее осуществления в современный период Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1433
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ / СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА / STRUCTURAL FEATURES OF THE RUSSIAN ECONOMY / MODERNIZATION / STATE REGULATION OF THE ECONOMY / STRUCTURAL POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шмырова Наталия Владимировна

Анализируются структурные особенности национальной экономики России в современный период, определяются основные предпосылки и причины их формирования. Автором предлагается комплекс мер по модернизации российской экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNIZATION OF THE RUSSIAN ECONOMY AND MAIN WAYS OF ITS IMPLEMENTATION DURING THE PRESENT PERIOD

Structural features of Russias national economy during the present period are analyzed, principal preconditions and reasons for their shaping are identified. The author offers a package of measures for modernizing the Russian economy.

Текст научной работы на тему «Модернизация российской экономики и основные пути ее осуществления в современный период»

Экономические науки Вестник Нижегородского универ ситета им. Н.И. Лобачевского, 2010, № 13 (2), с. 639-643

639

УДК 330.341.42

МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ И ОСНОВНЫЕ ПУТИ ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД

© 2010 г. Н.В. Шмырова

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского [email protected]

Поступила в редакцию 02.07.2010

Анализируются структурные особенности национальной экономики России в современный период, определяются основные предпосылки и причины их формирования. Автором предлагается комплекс мер по модернизации российской экономики.

Ключевые слова: структурные особенности российской экономики, модернизация, государственное регулирование экономики, структурная политика.

Современный этап развития мирового сообщества характеризуется глубинными процессами перестройки общественно-экономических систем, связанными с переходом на инновационный путь развития, с качественными изменениями в формах и методах организации управления фирмами и предприятиями под воздействием научнотехнического прогресса, и все в большей степени в последнее время - с расширением торговоэкономических связей на международном уровне. Одним из главных условий устойчивого развития каждого государства, а также роста общественного благосостояния сегодня является модернизация структуры производства с выделением высокотехнологичных отраслей, сфер науки и образования в качестве ключевых факторов роста [1].

Модернизация в широком смысле слова трактуется исследователями как синтез структурных, технологических и институциональных изменений в национальной экономике, направленных на повышение ее конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынках; движение от традиций к новациям. Модернизация предполагает:

- освоение производства высокотехнологичной продукции;

- обновление производственных фондов и технологий;

- осуществление структурных сдвигов в экономике с дальнейшим повышением в ввп доли продукции с высокой добавленной стоимостью, в том числе продукции высокотехнологичных отраслей;

- переподготовка, переквалификация кадров, развитие человеческого и интеллектуального капитала;

- вовлечение в мировые инновационные процессы, интеграция в мировое сообщество, использование достижений других стран для собственного успешного развития и международного сотрудничества во многих сферах хозяйствования.

Сущность модернизации заключается в концентрации сбережений и инвестиций в ключевых отраслях, избранных на роль движущих сил экономического развития и качественного преобразования всей экономической системы. Таким образом, модернизация является своего рода инструментом для изменения вектора экономического развития.

Трудно переоценить важность и актуальность вопроса структурной модернизации для России. Однако в настоящее время данная проблема пока не решена и требует скорейших мер по изменению сложившейся ситуации.

Кризисные явления в мировой и национальной экономике обнажили один из главных недостатков российского экономического развития: специфика структурно-воспроизводственной модели, характеризующейся низкой конкурентоспособностью обрабатывающих отраслей, ведущая к «сырьевому перекосу» экономики и к соответствующему положению на мировом рынке. Само по себе наличие сырьевых ресурсов является для государства одним из ключевых факторов развития, но вместе с тем в долгосрочной перспективе показатели роста стран, обладающих значительными ресурсами, оказываются хуже, чем в странах со сходным уровнем дохода на душу населения, но располагающих меньшими ресурсами. Теоретической основой, объединившей статистические данные и исследования

640

Н.В. Шмырава

ученых по проблематике эффективного использования ресурсов, стала концепция «ресурсного проклятия», согласно которой «в долгосрочном периоде изобилие ресурсов может не столько стимулировать экономическое развитие, сколько замедлять его» [2].

В подобной ситуации сегодня оказалась и Россия. В докризисный период уровень социально-экономического развития нашей страны характеризовался довольно высокими ключевыми показателями: российский ВВП в 19992008 гг. вырос на 93%. Однако статистические данные не отражали действительного положения дел, а именно - упущенных возможностей модернизации национальной экономики и ее вывода на путь инновационного развития.

Основным источником роста ВВП в XXI в. для России стали благоприятные конъюнктурные изменения на мировых рынках традиционного российского экспорта. Доходы от экспорта сырья и энергоносителей лишь в незначительной степени были направлены на развитие научно-технического потенциала, обновление основных производственных фондов, поддержку здравоохранения и социального развития и в большей степени были сконцентрированы в виде стабилизационного фонда, размещаемого за рубежом. Снижение цен на нефть в 2008 г. более чем в 2 раза, соответственно, повлекло за собой падение российского ВВП (с 9,3% в первом квартале 2008 г. до 0% в четвертом) [3].

Наблюдается с течением времени и рост доли энерго- и сырьевых материалов в структуре экспорта России. В 2000 г. доля экспорта металлов и энергоносителей составила в общем объеме экспортных поставок 76%, к 2008 г. - уже 87%; одновременно с этим удельный вес продукции с высокой добавленной стоимостью в этой доле снизился с 26% в начале 90-х г. XX века до 3,7% в 2008 г. Гипертрофированная специализация нашей страны на экспорте энергоносителей и сырьевых товаров спровоцировала сверхчувствительность отечественной экономики к мировой экономической конъюнктуре, что в полной мере проявилось с началом кризисных явлений осенью 2008 г. в падении объемов промышленного производства, внутреннего спроса, инвестиций, доходов государственного бюджета, курса национальной валюты и др.

Характеризуя сегодняшнюю ситуацию в отечественной экономике, нельзя не упомянуть о реальном секторе. Энергосырьевой комплекс в России развивался быстрее прочих отраслей промышленности, одновременно с этим почти не наблюдалось соответствующего устойчивого

народнохозяйственного роста, положительной динамики производств и отраслей, выпускающих продукцию с высокой долей добавленной стоимости и прежде всего - продукцию отраслей машиностроения. По отношению к уровню 1991 г. (100%) индекс производства в 2008 г. в сфере добычи топливно-энергетичес-ких ресурсов составил 116,4%, в то время как в сфере производства машин и оборудования - всего 60,9% [4].

Природно-ресурсный потенциал российской экономики позволяет полностью обеспечить внутренний спрос на продукты питания; однако Россия при этом является одним из ведущих импортеров продовольствия. Критерий продовольственной безопасности - импорт не более 20% потребляемых внутри страны продуктов, для России этот показатель составляет, по разным оценкам, от 30 до 40% и более. С течением времени наблюдается тенденция к снижению эффективности производства и производительности труда в отрасли сельского хозяйства.

Главная причина перечисленных негативных явлений, присущих российской экономике, заключается в структуре инвестиционных потоков, тяготеющей в сторону сырьевых отраслей. К примеру, в 2007 г. объем инвестиций, направленных в машиностроение, был более чем в 15 раз меньше соответствующего показателя по отраслям сырьевой и добывающей промышленности. Это, в свою очередь, объясняется дифференциацией уровней рентабельности активов, которая в 2007 г. в добыче полезных ископаемых составляла 16,3%, в производстве машин -6,8% [5].

Предприниматель идет на риски, связанные с инновационной деятельностью, для выигрыша в конкуренции и, как следствие, получения прибыли. Однако если вложения в сферу добычи энергоресурсов приносят большую прибыль и сопряжены с меньшими рисками, нежели вложения в прочие виды деятельности, попытки модернизации существующей структуры экономики не будут иметь успеха. Такая ситуация наблюдается сейчас в российской экономике: наиболее успешные ее субъекты получают свой доход, не модернизируя производство и не внедряя результаты инновационной деятельности в производственный процесс. Отсюда - значительное ослабление интереса предпринимателей к инновациям, поскольку в сложившейся экономической системе инновационная деятельность не является условием выигрыша в конкурентной борьбе.

Специфика российской экономической модели, заключающаяся в ее сырьевой ориента-

ции, также оказывает отрицательное влияние и на процессы воспроизводства человеческого капитала. Инвестиции в отрасли образования, здравоохранения, науки, как правило, носят долгосрочный характер. Однако в настоящее время российские компании в большей степени ориентированы на получение прибыли в краткосрочном периоде, и в этих условиях инвестиции в человека становятся невыгодными для подавляющего большинства предпринимателей. Эти и другие факторы (низкий, по сравнению со странами-лидерами экономического развития, уровень заработной платы, отсутствие достойных условий труда и воспроизводства рабочей силы) способствуют явлению так называемой «утечки умов». Сохранение недофинансирования сфер образования, здравоохранения, науки, может привести к их необратимой деградации, когда временной и интеллектуальный разрыв между уже существующим и будущим поколениями ученых будет все больше увеличиваться. В этом случае структурная модернизация экономики станет невозможной.

Очевидным, хотя и крайне негативным, для нас сегодня становится тезис о сведении роли России на мировом рынке к роли поставщика сырья, основанный на ежегодно растущей и уже чрезмерной зависимости страны от экспорта, упрощении структуры экспорта и одновременно сокращающемся внутреннем, основанном на достижениях реального сектора экономики, потенциале. Энергосырьевой сценарий развития российской экономики признается тупиковым, и не представляется возможным дальнейшее развитие нашей страны без модернизации национальной экономики.

Таким образом, накопленные противоречия в российской экономике наряду с нарастающим отставанием по техническому и интеллектуальному уровням сокращают время осуществления модернизации до нескольких лет. Именно сейчас, в момент, когда мировая экономика оправляется от последствий мирового кризиса и вступает в новую фазу экономического роста, можно относительно легко перейти на инновационный путь развития с опорой на отрасль высокотехнологичного производства и стать одной из лидирующих мировых держав.

Очевидно, что нашей экономике для выхода из сложившейся ситуации с перспективой долгосрочного инновационного развития необходима переориентация с сырьевых отраслей в сторону отраслей, производящих продукцию с высокой долей добавленной стоимости. Причем также необходимо снижать степень зависимости нашей экономики от экономик развитых

стран за счет снижения объемов экспорта, превращая его из главной силы экономического развития во второстепенный фактор. Главная задача - модернизация экономической структуры на базе огромных инвестиций и осуществление коренного технико-технологического обновления национального производства с использованием достижений сферы НИОКР, включающее:

- формирование диалога государства и крупнокорпоративного бизнеса. В связи с этим в структурном отношении актуализируются такие понятия, как «государственно-частное партнерство» и «индикативное планирование»;

- использование преимуществ, связанных с природно-климатическими условиями и вытекающими особенностями пространственнорегионального развития России;

- выявление существующих на мировом рынке «ниш» для отечественных товаров с высокой добавленной стоимостью, прежде всего для высокотехнологичных (в противовес существующему в настоящее время перекосу в сторону экспорта сырьевых товаров).

В соответствии с обозначенными выше приоритетами модернизации национальной экономики охарактеризуем ключевые направления ее осуществления.

1. Государственная структурная политика

Функции инициатора и регулятора осуществления модернизации экономики, как правило, берет на себя государство посредством реализации комплекса мер структурной политики. По способу осуществления и степени вовлеченности государства в процесс модернизации все меры можно условно разделить на прямые и косвенные. Прямые меры государственного воздействия (активная политика государства) подразумевают мобилизацию и концентрацию экономических ресурсов в руках государства с целью осуществления масштабных инвестиций в отрасли национальной экономики; как правило, они носят административный характер. Целесообразность активной государственной политики обусловлена недостаточной рыночной мотивацией у хозяйствующих субъектов в решении вопросов структурной модернизации производства. В этом случае государство становится основным субъектом целенаправленной, достаточно динамичной модернизации, определяющим приоритетные направления развития и переориентации национального производства, выявляющим актуальные проблемы в экономике и выделяющим ресурсы для их решения. К

прямым мерам государственного воздействия относятся:

- налоговая политика (снижение налоговых ставок, благоприятствующие налоговые режимы);

- субсидирование и дотирование отраслей и предприятий;

- меры защиты от конкуренции со стороны иностранных производителей;

- прямое инвестирование и соинвестирова-ние проектов со стороны государства;

- создание национальных фондов поддержки научных исследований и проектов;

- целевые государственные программы и пр.

Косвенные меры государственного воздействия реализуются посредством стимулирования интересов хозяйствующих субъектов, с опорой на частную инициативу; роль государства в данном случае сводится к созданию институтов и условий, способствующих модернизации. Цель - формирование предпосылок, условий и факторов, переориентирующих бизнес на экономические отношения, при которых риски неинновационного поведения превышали бы риски инновационного, причем не только за счет снижения последних, но и в значительной степени за счет роста первых. К косвенным мерам можно отнести следующие:

- повышение доходности и привлекательности инвестиционных вложений в отраслях российской экономики, производящих продукцию с высокой долей добавленной стоимости;

- информационное обеспечение развития национального производства;

- стимулирование межотраслевых взаимодействий, в том числе банковского, финансового секторов экономики и промышленности и пр.

- политика постепенного, экономически и социально обоснованного импортозамещения, стимулирование внутреннего спроса и пр.

В целом роль государственных институтов в проведении структурной политики заключается в обеспечении устойчивости развития экономики, пропорциональности развития ее структурных элементов, выстраивании долгосрочной политики посредством разработки приоритетов и определении вектора экономического развития.

2. Развитие рыночных институтов

Институциональная среда и уровень ее развития имеют определяющее значение для модернизации экономики России. При отсутствии правовых, экономических, финансовых, политических норм, правил, законов, четко определяющих «правила игры» в рыночных отноше-

ниях между участниками рынка, риски инвестирования в отрасли национального производства возрастают многократно, что влечет за собой значительный спад инвестиционной активности со стороны бизнеса. И напротив, при наличии развитой институциональной среды объемы инвестиционных вложений и отдача от них возрастают. Очевидной становится необходимость осуществления институциональной модернизации, направленной на создание и укрепление в обществе правил, законов функционирования и взаимодействия хозяйствующих субъектов.

3. Развитие и воспроизводство человеческого капитала

Неоспоримым и актуальным для решения проблемы модернизации экономики сегодня является тезис о необходимости реформирования и развития отраслей, поддерживающих воспроизводство и развитие человеческого капитала, отвечающего потребностям современного общества. Одним из основных условий инициации этих процессов можно назвать обеспечение уровня доходов населения, необходимого для качественного воспроизводства человеческого и интеллектуального капитала. Реформирование отраслей национального производства отчасти базируется и во многом зависит от образования, квалификации и опыта работников, осуществляющих его. Отсюда вытекает и острая актуальность вопроса о модернизации сфер образования и здравоохранения, увеличение доли государственных расходов на эти цели за счет перераспределения доходов от сырьевого сектора, а также создания предпосылок и условий для инвестирования средств в человеческий капитал со стороны бизнес-сообществ.

Таким образом, модернизация предполагает, в числе прочих, и развитие в полном объеме человеческого капитала, увеличение его доли в национальном богатстве.

Инициирование вышеперечисленных процессов также повлечет за собой другие преобразования в национальной экономике: изменение моделей занятости населения; обновление основных производственных фондов; изменение масштабов и концентрации производства; появление новых малых и средних предприятий и увеличение их конкурентоспособности и др.

Итак, сегодня необходима реализация комплекса мер, имеющих главной целью крупномасштабную модернизацию российской экономики, причем эти меры не должны и не могут

исчерпываться только воздействием со стороны государства и быть направлены только на отдельные предприятия или отрасли. Необходима качественная структурная перестройка хозяйственного механизма, затрагивающая не только промышленность, но и институциональную среду, инфраструктуру, социальную сферу. Это позволит повысить эффективность национального производства, и, тем самым, частично будут созданы условия и возможности для роста благосостояния российского народа.

Список литературы

1. Ясин Е.Г. Модернизация российской экономики: что в повестке дня [Электронный ресурс]. -Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.hse.ru/ ic2/materials_2/yasin.htm

2. Гуриев С., Плеханов А., Сонин К. Экономический механизм сырьевой модели развития // Вопросы экономики. 2010. № 3. С. 4.

3. Индексы физического объема ВВП без исключения сезонного фактора (% к соответствующему кварталу предыдущего года) (по данным Федеральной службы государственной статистики) [Электронный ресурс]. Электрон. дан. Режим доступа: http://www.gks.ru

4. Проблемы структурной перестройки российской экономики в условиях глобального кризиса (по материалам научной конференции в Институте Европы РАН) // Российский экономический журнал. 2009. № 6. С. 40.

5. Проблемы структурной перестройки российской экономики в условиях глобального кризиса (по материалам научной конференции в Институте Европы РАН) // Российский экономический журнал. 2009. № 6. С. 41.

MODERNIZATION OF THE RUSSIAN ECONOMY AND MAIN WAYS OF ITS IMPLEMENTATION DURING THE PRESENT PERIOD

N.V. Shmyrova

Structural features of Russia’s national economy during the present period are analyzed, principal preconditions and reasons for their shaping are identified. The author offers a package of measures for modernizing the Russian economy.

Keywords: structural features of the Russian economy, modernization, state regulation of the economy, structural policy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.