СОЦИОЛОГИЯ SOCIOLOGY
УдК 378:316.6 ББК Ч48:С542.15
Татьяна Содномовна Базарова,
доктор педагогических наук, доцент, Бурятский государственный университет (670000, Россия, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 а) e-mail: [email protected]
динамика социального самочувствия студентов в условиях изменяющегося общества
В статье рассматриваются понятия «социальное самочувствие», «ценностные ориентации», «студенческая молодёжь», «профессионализация», отражающие отношение современной молодежи к социально-политическим, экономическим, культурно-досуговым условиям своей жизнедеятельности и обществу в целом. Приводятся материалы сравнительного анализа данных мониторинга социального самочувствия студентов социально-психологического, юридического и исторического факультетов Бурятского государственного университета, осуществляемого автором с 2005 года по настоящее время. Исходя из мнений респондентов, выявляются приоритетные проблемы молодёжи: материальное положение, жилищные условия, трудоустройство и востребованность на региональном рынке труда, а также характеризуются основные причины неудовлетворительного социально-экономического состояния молодых людей. Особое внимание уделяется анализу отношения студенческой молодёжи к своей будущей профессии, намерений выпускников Бурятского государственного университета работать после окончания вуза по полученной специальности. В связи с этим оцениваются мнения студентов о качестве профессиональной подготовки в Бурятском государственном университете. Рассматриваются профессионально-ценностные ориентации и жизненные планы студентов, их отношение к современной социальной реальности. Анализируются формы досуга современной молодёжи. Выявляются факторы, которые, по мнению респондентов, способствуют достижению жизненного успеха: трудолюбие, предприимчивость и находчивость, природная одарённость и способности. Таким образом, подчеркивается, что современные выпускники в планировании своей жизнедеятельности рассчитывают, прежде всего, на себя и свои силы. В целом отмечается позитивная динамика социального самочувствия современного студенчества, что подтверждается результатами других социологических исследований по данной проблеме.
Ключевые слова: социальное самочувствие, студенчество, молодёжь, профессиональная социализация, ценностные ориентации, социальная работа.
Tatiana Sodnomovna Bazarova,
Doctor of Pedagogy, Associate Professor, Buryat State University (24 a Smolin St., Ulan-Ude, Russia, 670000) e-mail: [email protected]
Dynamics of Student Social Well-Being in the Changing Social Environment
The article discusses the concepts of "social well-being", "value system", "young students", "professional development" that reflect the attitude of today's youth to socio-political, economic, cultural environment and to the society in general.
The article provides a comparative analysis of the data resulting from the monitoring of social well-being in the students of Law Faculty, Faculty of Social Work and Psychology, Faculty of History of Buryat State University. The monitoring has been carried out since 2005. According to the
6
© Т. С. Базарова, 2014
respondents' opinions, the priority youth issues have been identified, among them financial status, housing facilities, employment and demand on the labor market. The main causes of insufficient socio-economic status of young people have been characterized. Special attention is paid to the analysis of the students' relationship to their future profession, and the intentions of Buryat State University graduates to work within their specialty after graduation. In this regard, student opinion on the quality of training at Buryat State University is assessed. Professional value system and life plans of students, their relevance to contemporary social reality are considered. Modern youth's leisure forms are analyzed. The factors which contribute to achieving success in life according to respondents' opinions such as hard work, initiative and smart character, natural aptitude and abilities are revealed.
Thus, it has been emphasized that modern graduates plan their life relying on themselves and their abilities. In general, there is a positive social dynamics of well-being in modern students, and this fact was demonstrated by other sociological studies either.
Keywords: social well-being, student community, youth, professional socialization, value orientation, social work.
Одной из комплексных характеристик условий жизнедеятельности населения является социальное самочувствие. Понятие «социальное самочувствие» в научной литературе трактуется как «объективно-субъективная характеристика, которая отражает уровень удовлетворения социальных потребностей, а также собственного положения в сравнении с другими индивидами и социальными группами» [2, с. 78-86]. Социальное самочувствие является не только обобщенным индикатором осознания человеком собственного благополучия, но и соответствия внутреннего «Я» требованиям общества.
В этом плане необходимо обратиться к понятию «ценностные ориентации», под которыми принято подразумевать совокупность интересов, мотивов, притязаний личности, обусловливающих её поведение в обществе. Именно уровень сформированное™ и сущность ценностных ориентаций молодёжи определяет её социальное самочувствие в конкретных условиях развития общества. У студенческой молодёжи в связи со спецификой её жизнедеятельности данный феномен обусловлен активным периодом её профессионального самоопределения, когда доминируют интересы и потребности, связанные с поиском своего места в обществе с учётом получаемой профессии. Поэтому актуальными для студенчества выступают такие проблемы как уровень оплаты труда, жилищные условия, трудоустройство и др. Отношение молодежи к этим проблемам, оценка социально-экономических условий жизнедеятельности характеризует не только социальное самочувствие данной социальной группы, но и общества в целом.
В 2011 и 2013 гг. в Бурятском государственном университете было проведено социологическое исследование с целью анализа социального самочувствия студентов данного вуза. В ходе исследования были опрошены студенты выпускных курсов трех факультетов - юридического, исторического и социально-психологического.
Исследование проводилось методом анкетирования. Объём выборки составил 90 человек, что составило 45 % от количества студентов пятого курса данных факультетов.
Анализ социального самочувствия выпускников 2011 и 2013 гг. Бурятского государственного университета показал, что приоритетными проблемами являются материальное положение (47 % респондентов), проблемы с работой (40 % респондентов), а также неудовлетворённость жилищными условиями (38 % респондентов). Были выявлены основные причины ухудшения материального положения респондентов: во-первых, это отсутствие возможности найти работу по специальности; во-вторых, финансовый кризис; в-третьих, потеря родителями работы. В сравнении с показателями исследования 2011 г. увеличилось количество респондентов не удовлетворённых качеством своих жилищных условий.
Большинство опрошенных проживают с родителями (родственниками) и в общежитии. В сравнении с показателями исследования 2011 г. увеличилось количество респондентов, живущих в общежитии (на 5 %), на съёмной квартире (на 5 %) и в собственной квартире (на 4 %). Уменьшилось число респондентов, проживающих с родителями (на 16 %).
Учёные записки ЗабГУ. 2014. № 4 (57)
Так как «не за горами» окончание вуза, то в улучшении своего материального положения большинство респондентов рассчитывают на собственные настойчивость, желание и трудоспособность, которые помогают выработать правильное отношение к неудачам, обрести уверенность в себе и позволяют не бояться совершать ошибки. Не менее важным в улучшении своего материального положения респонденты считают наличие образования, которое способствует повышению их социального статуса. Значительная часть респондентов указала, что они являются студентами престижного вуза.
Вузовская среда является одним из важнейших факторов, обуславливающих эффективность профессионального становления будущих специалистов. Данный процесс, направленный, прежде всего, на формирование профессиональных ценностных ориентаций студентов, содействует росту их профессионального самосознания.
Многолетние исследования, проводимые в Бурятском государственном университете (отделение «Социальная работа»), позволяют констатировать, что приоритетным показателем в динамике 2005, 2008, 2013 гг. выступает уровень оплаты труда (42,0 %, 66,6 %, 78,9 % соответственно). Необходимо отметить, что такой показатель как результат труда не заслуживает большого внимания респондентов (18,9 %, 24 % и 36,3 % соответственно), хотя и возрастает. Полученные ответы подтверждают устоявшееся в обществе мнение о слабой взаимосвязи между данными показателями.
Таким образом, первостепенное значение респонденты отдают уровню оплаты труда. Это свидетельствует о перемещении труда в область инструментальных ценностей, как средств, обеспечивающих личностное благополучие индивида, а высокооплачиваемая работа превращается в одну из социально-экономических ценностей.
Учёные отмечают, что ценностные ориентации молодёжи в последние 30-40 лет претерпели заметные изменения, особенно это касается значимости труда. В советское время, в 1970-х гг., ценность интересной работы у молодёжи была на первом месте, теперь она на четвёртом месте (по России) и согласно результатам нашего исследования также занимает по ранжированию ответов четвёртое место. Это обусловлено
в частности тем, что в ходе реформ была упразднена идеология особой общественной значимости труда, трудового воспитания. В СМИ исчез образ честного труженика, передовика производства, вообще трудящегося человека [1, с. 37-38].
Поскольку профессия социального работника не относится к числу высокооплачиваемых, примечательными были мнения студентов о работе по специальности после получения диплома: собирались работать по профессии 29,1 % респондентов пятого курса 2005 г., в 2008 - 40 % выпускников, в 2013 - 64,2 %. Большинство респондентов -64,46 % считают «специальность перспективной с отличным уровнем подготовки».
Данное положение подкрепляют и мнения студентов на вопрос: «С каким чувством Вы смотрите в будущее, учитывая получаемую специальность?», большинство (61,5 %) выбрали вариант ответа «с надеждой и оптимизмом», «спокойно, но без особых надежд» - 28,5 %. Как видим, рост количества выпускников, связывающих свое будущее с избранной профессией, свидетельствует об их намерениях добиться желаемого, используя полученное образование.
Для оценки социального самочувствия студентов также важным является определение их отношения к реалиям современного общества. Положительное отношение показали 73,3 % выпускников 2013 г. (2008 г. - 68,9 %), негативную - 25,1 % (2008 г. - 31,06 %). Очевидно, что жизненная реальность видится в позитивном плане большинству респондентов.
Важным становится выявление представлений студентов о факторах, определяющих, по их мнению, жизненный успех. Респонденты считают:
• «Необходимо следовать советам родителей, так как они зла не пожелают» (61,28 %);
• «Надо верить в порядочность людей» (60,42 %) и «хороших людей больше, чем плохих» (54,89 %).
Среди факторов жизненного успеха:
• на первом месте - трудолюбие (37,45 %);
• на втором - предприимчивость и находчивость (26,81 %);
• на третьем - природная одарённость и способности (24,25 %);
• менее существенной оказалась материальная поддержка родственников (11,06 %).
Таким образом, современные выпускники считают, что для достижения успеха в жизни, они рассчитывают, прежде всего, на себя.
Для оценки социального самочувствия современного студенчества немаловажное значение имеет выяснение роли семьи.
В 2005 г. за «создание крепкого семейного очага» высказались 17 %, что определило четвёртое место в структуре ценностных ориентаций студенчества. В 2008 г. данной ценности было отведено седьмое место, в 2013 - восьмое место! Это свидетельствует о том, что семья теряет свою ценность, что соответствует общемировой тенденции. В современных условиях создание семьи требует больших материальных затрат, а рождение ребёнка вообще относится к числу «дорогих удовольствий». Всё это способствует тому, что семья уходит на второй план в борьбе за финансовое благополучие и профессиональную самореализацию.
Одним из направлений исследования социального самочувствия студентов являлось установление основных форм проведения молодёжного досуга.
Судя по полученным данным 2013 г., наиболее массовыми вариантами времяпрепровождения молодёжи являются: общение с друзьями - 62 % респондентов; чтение книг - 43 % респондентов; занятия спортом - 32 %; просмотр телевизора -28 % респондентов. Для основной массы опрошенных досуг выполняет коммуникативную, познавательную функции. Посещение театров, отдых на природе и занятия творческой деятельностью оказались не очень популярными среди молодёжи. В сравнении вышеперечисленных показа-
телей с данными, полученными в 2011 г., мы можем сказать, что уменьшилось число респондентов, которые встречаются с друзьями в свободное время (на 17 %). Также уменьшилось число респондентов, посвящающих своё свободное время просмотру телевизора (на 6 %) и занятиям спортом (на 13 %). Увеличилось число респондентов, проводящих время за чтением книг (на 8 %). Если в исследовании 2011 г. не нашлось респондентов, которые в свободное время посещают театры и отдыхают на природе, то в исследовании 2013 г. этот процент составил 11 и 13 соответственно.
Таким образом, в результате сравнительного анализа исследований 20052013 гг. можно выделить следующее:
- приоритетной проблемой, по-прежнему, остаётся материальное положение. Актуальными также являются проблемы с работой и недовольство жилищными условиями;
- Наблюдается рост числа респондентов полностью удовлетворённых отношениями с преподавателями, отношениями с одногруппниками, оснащённостью библиотек вуза и города, профессионализмом преподавателей.
- несмотря на существующие проблемы, большинство респондентов рассчитывают на собственные силы в их решении;
- в целом, социальное самочувствие студенческой молодёжи имеет позитивную динамику.
В условиях трансформации современного общества социальное самочувствие молодёжи является одним из важнейших факторов прогрессивного общественного развития, что обусловливает актуальность содействия социализации молодых людей.
Список литературы
1. Семёнов В. С. Ценностные ориентации современной молодёжи // Социс. 2007. № 4. С. 37-43.
2. Стризое А. Л. Социальное самочувствие: между реформистским проектом и здравым смыслом // Социальное самочувствие населения в современной России. Ростов н/Д, 2010. С. 69-85.
References
1. Semjonov V. S. Cennostnye orientacii sovremennoj molodjozhi // Socis. 2007. № 4. S. 37-43.
2. Strizoe A. L. Social'noe samochuvstvie: mezhdu reformistskim proektom i zdravym smyslom // Social'noe samochuvstvie naselenija v sovremennoj Rossii. Rostov n/D, 2010. S. 69-85.
Статья поступила в редакцию 30.04.2014