Научная статья на тему 'Социально-педагогические особенности современного студенчества'

Социально-педагогические особенности современного студенчества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
493
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ / МОЛОДЕЖЬ / СТУДЕНЧЕСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / МАТЕРИАЛЬНОЕ БЛАГОСОСТОЯНИЕ / ДОСУГ / SOCIO-PEDAGOGICAL CHARACTERISTICS / SOCIAL FEELING / YOUTH / STUDENTS / SOCIAL WORK / EDUCATIONAL PROCESS / VOCATIONAL TRAINING / SOCIAL PROBLEMS / MATERIAL WELL-BEING / LEISURE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Базарова Татьяна Содномовна

В статье рассматриваются социально-педагогические особенности современного портрета студенческой молодежи, отражающие ее социальное самочувствие, имеющее большое значение для комплексной характеристики социальных настроений и ориентаций различных слоев населения и общества в целом. Молодежь как специфическая социальная группа занимает в структуре общества особое место. Соответственно социальное самочувствие молодежи, в том числе студенческой, является актуальной проблемой для исследования. Приводятся результаты многолетнего мониторинга социального самочувствия студентов (на примере студентов социально-психологического факультета Бурятского государственного университета). Изложены выборочные данные социального самочувствия будущих специалистов по социальной работе, исходя из следующих показателей, характеризующих социально-педагогические особенности: отношение к материальному положению, процессу обучения в высшем учебном заведении, будущей профессии и отношение к окружающей действительности. На основании результатов исследования выделяются следующие выводы: социальное самочувствие студентов и большинства населения в современных условиях отличается, что обусловлено прежде всего их социальным статусом; материальное положение студентов не является определяющим в их социальном самочувствии, так как они живут преимущественно на обеспечении родителей; в условиях ухудшения социально-экономического положения населения родители студентов стараются, чтобы материальное положение их детей оставалось на прежнем уровне; студенты с надеждой и оптимизмом смотрят в будущее, в то же время слабо представляют трудности и проблемы самостоятельной жизни. На основе этого выделяются социально-педагогические особенности современного студенчества: отношение к уровню профессиональной подготовки в вузе, к учебе в целом, к деятельности преподавателей, к будущей профессии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-Pedagogical Features of Modern Studentship

The article deals with social and pedagogical features of the profile of modern student youth, reflecting its social feeling, which is of great importance for the complex characterization of social attitudes and orientations of various strata of population and society as a whole. Youth as a specific social group occupies a special place in the structure of society. Accordingly, the social well-being of young people, including students, is an urgent problem for research. The results of the long-term monitoring of studentssocial feeling (exemplified by the survey among students studying at Socio-Psychological Faculty of Buryat State University) are presented. We have stated the sample data on social feeling of future specialists in social work based on the following criteria characterizing social and pedagogical peculiarities: attitudes towards the financial situation, the process of studying at a higher educational institution, the future profession, and the social realm. The results of the research have showed that the social feeling of students in modern conditions differs from those of the majority of population, this is due primarily to their social status; the financial situation among students is not the determining factor in their social feeling, since they are supported by parents, who try to ensure their children have the same level of financial status in the deteriorating socio-economic conditions; students look to the future with hope and optimism, while they dimly aware the difficulties and problems of independent life.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогические особенности современного студенчества»

УДК 37.3.016

doi: 10.18101/1994-0866-2017-4-105-109

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНЧЕСТВА

© Базарова Татьяна Содномовна доктор педагогических наук, доцент, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: tbazarova@mail.ru

В статье рассматриваются социально-педагогические особенности современного портрета студенческой молодежи, отражающие ее социальное самочувствие, имеющее большое значение для комплексной характеристики социальных настроений и ориен-таций различных слоев населения и общества в целом. Молодежь как специфическая социальная группа занимает в структуре общества особое место. Соответственно социальное самочувствие молодежи, в том числе студенческой, является актуальной проблемой для исследования.

Приводятся результаты многолетнего мониторинга социального самочувствия студентов (на примере студентов социально-психологического факультета Бурятского государственного университета). Изложены выборочные данные социального самочувствия будущих специалистов по социальной работе, исходя из следующих показателей, характеризующих социально-педагогические особенности: отношение к материальному положению, процессу обучения в высшем учебном заведении, будущей профессии и отношение к окружающей действительности.

На основании результатов исследования выделяются следующие выводы: социальное самочувствие студентов и большинства населения в современных условиях отличается, что обусловлено прежде всего их социальным статусом; материальное положение студентов не является определяющим в их социальном самочувствии, так как они живут преимущественно на обеспечении родителей; в условиях ухудшения социально-экономического положения населения родители студентов стараются, чтобы материальное положение их детей оставалось на прежнем уровне; студенты с надеждой и оптимизмом смотрят в будущее, в то же время слабо представляют трудности и проблемы самостоятельной жизни. На основе этого выделяются социально-педагогические особенности современного студенчества: отношение к уровню профессиональной подготовки в вузе, к учебе в целом, к деятельности преподавателей, к будущей профессии. Ключевые слова: социально-педагогическая характеристика; социальное самочувствие; молодежь; студенчество; социальная работа; образовательный процесс; профессиональная подготовка; социальные проблемы; материальное благосостояние; досуг.

Профессиональное становление личности будущего специалиста в условиях высшего учебного заведения — это процесс, который по форме и содержанию является полисистемным образованием. Сущность данного процесса раскрывается в ходе его анализа, во-первых, как формы профессиональной социализации и индивидуализации, во-вторых, как части жизненного пути индивида, в-третьих, как специфической формы профессионального развития и научения, в-четвертых, как специфической формы проявления активности индивида.

Таким образом, из методологических подходов исследования профессионально-личностного развития социального работника можно выделить личностно ориентированный. При личностно ориентированном подходе к определению сущности содержания образования абсолютной ценностью являются не отчужденные от личности знания, а сам человек. Такой подход обеспечивает свободу выбора содержания образования с целью удовлетворения образовательных, духовных, культурных и жизненных потребностей личности, становление ее индивидуальности и возможности самореализации в профессионально-образовательном пространстве.

Мы определили, что личностная компетентность социального работника включает такие свойства личности, как профессиональное самоопределение и самосознание, способность к решению творческих профессиональных задач, наличие индивидуального стиля профессиональной деятельности, постоянное стремление к профессионально-личностному развитию и самосовершенствованию [1].

Н. Б. Шмелева выделяет в социально-педагогической характеристике личности социального работника положение о том, что личность социального работника есть субъект профессиональной деятельности, включенный в конкретные социокультурные условия [3].

В понимании психологии личности С. Л. Рубинштейн исходил, в частности, из положения о том, что психический облик личности во всем многообразии психических свойств определяется реальным бытием, действительной жизнью человека и формируется в конкретной деятельности [2].

Следовательно, для современного студента является важным в процессе обучения не только стремиться к формированию профессиональной компетентности, но и иметь адекватное отражение быстро изменяющейся социальной реальности и культуру жизнедеятельности. Поэтому в профессиональной подготовке будущих специалистов, формировании их профессионально-личностных качеств важную роль играет социальное самочувствие современных студентов.

Социальное самочувствие как интегральная характеристика удовлетворенности или неудовлетворенности человека своим социальным положением, индикатор настроений и ориентаций проявляется как целостная, относительно устойчивая эмоциональная реакция субъекта на воздействие социальной среды и условий его жизнедеятельности.

Современная молодежь сталкивается с негативными последствиями российских реформ, такими как увеличение доли платного обучения, значительный рост молодежной безработицы, стремительное расслоение общества на бедных и богатых, разрушение нравственных основ жизнедеятельности, социальная неопределенность.

Охарактеризуем некоторые аспекты социального самочувствия современной молодежи на основании данных мониторинга, осуществляемого с 2005 г. среди студентов социально-психологического факультета Бурятского государственного университета. Здесь приводим данные опроса студентов в 2015 и 2016 гг.

Основной характеристикой социального самочувствия населения является его отношение к своему материальному положению.

Если в 2015 г. своим материальным положением были удовлетворены 28,8% респондентов, то в 2016 г. это количество выросло до 41,6%. Соответственно снизилось количество студентов, недовольных уровнем своего материального благосостояния, — с 74,4 до 58,4%.

Данная оценка, естественно, взаимосвязана с местом проживания и родом занятий родителей. Если в 2015 г. 43,6% студентов проживали с родителями или в собственной

квартире, то в 2016 г. — 41,6%. Большинство родителей респондентов работают в государственном секторе, то есть имеют гарантированную и стабильную заработную плату. Соответственно, большинство студентов положительно оценивают уровень своего личного благосостояния (более 60%).

Примечательным в этом плане является тот факт, что родительская доля затрат, по мнению большинства студентов (81,1 и 83,3%), составляет половину и более их расходов. Всего около 2% респондентов обеспечивают себя самостоятельно, указывая на наличие дополнительного заработка.

Таким образом, как показывают результаты пилотажного исследования, большинство студентов живут на обеспечении родителей. Несмотря на ухудшение социально-экономического положения населения, родители студентов стараются, чтобы материальное положение их детей оставалось на прежнем уровне.

Для характеристики социально-педагогических особенностей современных студентов, безусловно, важное место занимает их непосредственная деятельность, то есть учеба в университете. Оценивая данную деятельность, респонденты отмечают солидный уровень профессиональной подготовки (68,8%), что подтверждается их добросовестным, по их мнению, отношением к учебе (91,5%): готовятся постоянно по всем предметам, хотя в пределах обязательной литературы (78,9%). Данная оценка связана и со следующим мнением студентов: считают, что преподаватели работают заинтересованно, готовы дополнительно объяснять, помогать, стремятся подготовить хороших специалистов, — 72,9%. Также имеют четкое представление о своей будущей работе более 70% студентов.

В то же время студенты выражают озабоченность перспективностью получаемой в вузе специальности, поэтому работать по профессии собирается только третья часть респондентов. Данное мнение, на наш взгляд, отражает как социальные проблемы общества (безработица, отсутствие желаемых рабочих мест и др.), так и стремление самих студентов повысить свою конкурентоспособность на современном рынке труда.

Определяя основные требования к будущей работе, студенты по-прежнему выделяют уровень оплаты (60,0%), хотя наблюдается снижение количества респондентов, отметивших данный вариант ответа. В то же время возросло количество таких вариантов, как «хорошие, доброжелательные отношения среди сотрудников» (49,8%), «возможность профессионального роста» (39,9%). Таким образом, студенты стали более избирательно подходить к выбору места работы.

Интересным в этом плане являются выделенные студентами факторы жизненного успеха: трудолюбие (48,6%), предприимчивость и находчивость (34,6%), везение, удачное стечение обстоятельств (24,4%), качественное образование (22,6%), связи, поддержка влиятельных лиц (21,8%).

Важной характеристикой социального самочувствия студентов является их досуг. Респонденты определили рейтинг форм своего досуга следующим образом: просмотр теле- и видеопрограмм, в т. ч. интернет, спортивные занятия, чтение книг, посещение кино, театров, выставок, концертов. То есть по-прежнему большинство молодых людей предпочитают «сидеть» в интернете. Отрадно, что возросло количество студентов, занимающихся спортом (с 27,1 до 33,3%).

Предыдущие мнения студентов носят в основном условный характер. Наименее субъективными, на наш взгляд, являются ответы респондентов, характеризующие их отношение к существующей социальной реальности: как позитивное отметили 44,1% студентов в 2015 г. и 50,0% — в 2016 г., соответственно как негативное — 45,6% и

50,0%. Можно констатировать пусть и незначительное, но улучшение восприятия студентами окружающей действительности. Это подтверждается ответами на вопрос «С каким чувством Вы смотрите в будущее, учитывая получаемую специальность, род занятий родителей, место проживания и удовлетворенность материальным положением?»: с надеждой и оптимизмом, а также спокойно, но без особых надежд смотрят в будущее более 80% респондентов.

В 2014 г. данное отношение поддержали примерно такое же количество респондентов [1]. Следовательно, доля оптимистов в студенческой среде по-прежнему является значительной.

Исходя из результатов мониторинга, можно сделать следующие выводы:

- социальное самочувствие студентов и большинства населения в современных условиях отличается, что обусловлено прежде всего их социальным статусом;

- материальное положение студентов не является определяющим в их социальном самочувствии, так как они живут преимущественно на обеспечении родителей;

- в условиях ухудшения социально-экономического положения населения родители студентов стараются, чтобы материальное положение их детей оставалось на прежнем уровне;

- студенты с надеждой и оптимизмом смотрят в будущее, в то же время слабо представляют трудности и проблемы самостоятельной жизни;

- к социально-педагогическим особенностям современного портрета студенчества можно отнести ответственное отношение к образовательному процессу, высокий уровень доверия к преподавательскому составу, озабоченность перспективностью получаемой в вузе специальности, в то же время стремлением к продолжению образования по данному направлению.

Литература

1. Базарова Т. С. Динамика социального самочувствия студенчества в условиях изменяющегося общества // Ученые записки Забайкальского госуниверситета. Сер. Философия. Культурология. Социология. Социальная работа. — Чита: Изд-во ЗабГУ, 2014. — С. 6-10.

2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2000. — 712 с.

3. Шмелева Н. Б. Введение в профессию «Социальная работа». — М.: Дашков и К°, 2013. — 224 с.

SOCIO-PEDAGOGICAL FEATURES OF MODERN STUDENTSHIP

Tatyana S. Bazarova

Dr. Sci. (Education), A/Prof., Buryat State University, 24a Smolina St., Ulan-Ude 670000, Russia E-mail: tbazarova@mail.ru

The article deals with social and pedagogical features of the profile of modern student youth, reflecting its social feeling, which is of great importance for the complex characterization of social attitudes and orientations of various strata of population and society as a whole. Youth as a specific social group occupies a special place in the structure of society. Accordingly, the social well-being of young people, including students, is an urgent problem for research. The results of the long-term monitoring of students' social feeling (exemplified by the survey among students studying at Socio-Psychological Faculty of Buryat State University) are presented. We have stated the sample data on social feeling of future specialists in social work based on the following criteria characterizing social and pedagogical peculiarities: attitudes

towards the financial situation, the process of studying at a higher educational institution, the future profession, and the social realm.

The results of the research have showed that the social feeling of students in modern conditions differs from those of the majority of population, this is due primarily to their social status; the financial situation among students is not the determining factor in their social feeling, since they are supported by parents, who try to ensure their children have the same level of financial status in the deteriorating socio-economic conditions; students look to the future with hope and optimism, while they dimly aware the difficulties and problems of independent life.

Keywords: socio-pedagogical characteristics; social feeling; youth; students; social work; educational process; vocational training; social problems; material well-being; leisure.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.