Научная статья на тему 'Социальное самочувствие студенческой молодежи в период экономического кризиса'

Социальное самочувствие студенческой молодежи в период экономического кризиса Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1186
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / МАТЕРИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / SOCIAL WELL-BEING / STUDENTS / FINANCIAL SITUATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бадонов Алексей Mаланович, Бадараев Дамдин Доржиевич

В статье говорится о социальном самочувствии студенческой молодежи в условиях экономического кризиса. Вопросы социального самочувствия отражают общий настрой населения, психоэмоциональный климат, выраженность социальной напряженности в регионе. Под социальным самочувствием студенческой молодежи понимается настроение, определяющее стратегию поведения и в конечном итоге качество жизни данного социального субъекта. Социальное самочувствие студентов вузов отражается не только в самооценке их материального положения и уровня дохода, но и в их эмоциональной реакции на условия своей жизни, в доминирующих чувствах, настроениях. Для выявления социального самочувствия студенческой молодежи авторами было проведено социологическое исследование в апреле-мае 2014 г. В качестве основного метода исследования выбрано анкетирование. В статье анализируются результаты проведенного социологического исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Бадонов Алексей Mаланович, Бадараев Дамдин Доржиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The issues of social well-being reflect general mood of population, psycho-emotional climate, the severity of social tension in a region. In the article social well-being of students at the period of economic crisis was considered. Social well-being of students we understood as a mood determining the strategy of social subject’s behavior and, ultimately, the quality of his life. University studentssocial well-being was reflected not only in self-assessment of their financial position and level of income, but also in their emotional reaction to the conditions of life, in dominant feelings and moods. To identify studentssocial well-being in April and May of 2014 we had carried out the sociological study. The results of the survey showed, that in conditions of economic crisis students as well as other categories of people had financial difficulties, in this terms the problem of student’s self-sufficiency became urgent.

Текст научной работы на тему «Социальное самочувствие студенческой молодежи в период экономического кризиса»

VII. СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

УДК 316.42

СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

© Бадонов Алексей Маланович

кандидат социологических наук, доцент кафедры теории социальной работы Бурятского государственного университета Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: [email protected]

© Бадараев Дамдин Доржиевич

кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры теории социальной работы Бурятского государственного университета Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: [email protected]

В статье говорится о социальном самочувствии студенческой молодежи в условиях экономического кризиса. Вопросы социального самочувствия отражают общий настрой населения, психоэмоциональный климат, выраженность социальной напряженности в регионе. Под социальным самочувствием студенческой молодежи понимается настроение, определяющее стратегию поведения и в конечном итоге качество жизни данного социального субъекта. Социальное самочувствие студентов вузов отражается не только в самооценке их материального положения и уровня дохода, но и в их эмоциональной реакции на условия своей жизни, в доминирующих чувствах, настроениях. Для выявления социального самочувствия студенческой молодежи авторами было проведено социологическое исследование в апреле-мае 2014 г. В качестве основного метода исследования выбрано анкетирование. В статье анализируются результаты проведенного социологического исследования.

Ключевые слова: социальное самочувствие, студенческая молодежь, материальное положение.

SOCIAL WELL-BEING OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF ECONOMIC CRISIS

Aleksey M. Badonov

PhD, A/Professor, Buryat State University

24а, Smolina Str., Ulan-Ude 670000, Russia

Damdin D. Badaraev

PhD, A/Professor, Buryat State University

24а, Smolin Str., Ulan-Ude 670000, Russia

The issues of social well-being reflect general mood of population, psycho-emotional climate, the severity of social tension in a region. In the article social well-being of students at the period of economic crisis was considered. Social well-being of students we understood as a mood determining the strategy of social subject's behavior and, ultimately, the quality of his life. University students' social well-being was reflected not only in self-assessment of their financial position and level of income, but also in their emotional reaction to the conditions of life, in dominant feelings and moods. To identify students' social well-being in April and May of 2014 we had carried out the sociological study. The results of the survey showed, that in conditions of economic crisis students as well as other categories of people had financial difficulties, in this terms the problem of student's self-sufficiency became urgent. Keywords: social well-being, students, financial situation.

Исследование социального самочувствия людей как обобщенной эмоционально-оценочной реакции на различные социальные изменения и свое положение в обществе является одним из важнейших направлений социологического анализа развития общества на современном этапе. Одним из индикаторов последствий экономических потрясений в обществе является социальное самочувствие

128

населения. Изучение общественного мнения через разные социологические методы с привлечением статистических данных позволяет обрисовать объективную картину общественных реалий. Вопросы социального самочувствия отражают общий настрой населения, психоэмоциональный климат, выраженность социальной напряженности в регионе [1].

Социальное самочувствие является ведущим фактором определения общественных настроений. По мнению многих ученых, самочувствие определяется в первую очередь качеством жизни. Понятия «социальное самочувствие» и «качество жизни» в научной литературе определяются как объективно-субъективные характеристики. По мнению Н. В. Дулиной и В. В. Токарева, понятие «качество жизни» — это комплексная характеристика условий жизнедеятельности населения с акцентом на объективные показатели, в то время как «социальное самочувствие» в большей степени отражает самочувствие самого индивида [4].

По мнению Р. В. Карамельского, под социальным самочувствием студенческой молодежи понимается настроение, определяющее стратегию поведения и в конечном итоге качество жизни данного социального субъекта. Социальное самочувствие студентов вузов отражается не только в самооценке их материального положения и уровня дохода, но и в их эмоциональной реакции на условия своей жизни, в доминирующих чувствах, настроениях. Поэтому содержание социального самочувствия студентов можно охарактеризовать по двум основным аспектам: удовлетворенность условиями жизни (оценка удовлетворенности потребностей физического существования) и социально-психологический комфорт (оценка удовлетворенности потребностей социального существования). Помимо оценки «удовлетворенности условиями жизни» и «социально-психологического комфорта» социальное самочувствие дает представление и о степени социальной активности студенчества [5].

На сегодняшний момент количество молодежи в стране постепенно сокращается. Об этом свидетельствуют статистические данные, представленные Росстатом. Количество молодежи в возрасте от 15 до 29 лет сократилось с 2010 по 2014 г. на 3 млн, 91 тыс. чел.: 2010 г. — 32 млн 540 тыс. чел., 2011 г. — 32 млн 371 тыс. чел., 2012 г. — 31 млн 558 тыс. чел., 2013 г. — 30 млн 557 тыс. чел., 2014 г.

— 29 млн 449 тыс. чел. [3] Следует отметить, что эту тенденцию вызывает взросление детей 1990-х годов рождения, когда был пик спада рождаемости в стране в силу различных социальных и экономических причин. В возрастных когортах от 0 до 14 лет наблюдается увеличение численности, это подрастают дети 2000-х годов рождения.

Молодежь и студенчество тесно взаимосвязаны между собой. Студенчество представляет собой учащуюся часть молодежи. Студенты — это учащиеся высших учебных заведений. Они представляют собой социально-демографическую группу, которая характеризуется определенным общественным положением, ролью и статусом.

На 2013/14 учебный год количество высших учебных заведений в России составляло 969 организаций, из них 578 государственных и муниципальных организаций и 391 частная организация. В этот же учебный год численность студентов составила 5 млн 647 тыс. чел., из них 4 млн 762 тыс. чел. обучались в государственных и муниципальных образовательных организациях, 885 тыс. чел. обучались в частных образовательных организациях [7].

В Республике Бурятия система высшего профессионального образования, в которой обучается студенческая молодежь, представлена 4 государственными вузами, 2 негосударственными вузами, 9 филиалами государственных и негосударственных вузов.

На 1 января 2014 г. в Республике Бурятия в высших учебных заведениях по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры обучается 38,9 тыс. студентов. За период с 2010 г. численность студентов вузов сократилась на 9,3 тыс. человек. Так, в 2010 г. обучалось 48,2 тыс. чел., 2011 г.

— 46,3 тыс. чел., 2012 г. — 45,7 тыс. чел., 2013 г. — 38,9 тыс. чел. [6]

Для выявления социального самочувствия студенческой молодежи авторами было проведено социологическое исследование в апреле-мае 2014 г. В качестве основного метода исследования выбрано анкетирование, посредством которого было опрошено 162 респондента по квотной многоступенчатой выборке. Исследованием были охвачены студенты, обучающиеся в Бурятском государственном университете. Распределение по полу было таким: респонденты мужского пола — 35,8 %, респонденты женского пола — 64,2 %. Национальный состав: буряты — 60,5 %, русские — 33,3 %, другие национальности (тувинцы, якуты, татары и др.) — 6,2 %. Возраст респондентов был следующим: 17 лет — 3,7 %; 18 лет — 17,9 %; 19 лет — 16,1 %; 20 лет — 20,4 %; 21 год — 22,8 %; 22 года

— 12,9 %; 23 года — 2,5 %; старше 23 лет — 3,7 %.

Главной целью исследования было изучение социального самочувствия студенческой молодежи Республики Бурятия. Студенческая молодежь представляет собой определенную группу населения, обладающую высоким потенциалом. Ее настроения и ожидания во многом определяют вектор развития территории. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи: определение статусных параметров студенческой молодежи, изучение самооценки экономического и финансового положения студентов; выявление субъективных оценок собственных потребительских предпочтений.

Принято считать, что социальное самочувствие человека определяется степенью удовлетворения его социальных потребностей, которые, в свою очередь, являются производными от существующей в обществе системы социальных благ, их производства и распределения. Чем больше человек ощущает нехватку социальных благ, тем хуже его социальное самочувствие. Такой подход к измерению одного из важнейших показателей благополучия людей позволяет осуществлять разностороннюю оценку восприятия человеком своего положения в обществе и избежать опасности измерения ситуативных эмоциональных состояний [2].

На вопрос «Скажите, в целом Вы удовлетворены или не удовлетворены своей жизнью в настоящее время?» респонденты ответили следующим образом: вполне удовлетворен — 58,0 %, скорее удовлетворен — 30,3 %, скорее не удовлетворен — 8,0 %, совершенно не удовлетворен — 1,3 %, затрудняюсь ответить — 2,4 %. Большинство респондентов (88,3 %) проявляют ту или иную степень удовлетворения своей жизнью в настоящее время. Эта удовлетворенность проявилась и при ответе на следующий вопрос. При ответе на вопрос «Как бы Вы оценили в настоящее время материальное (экономическое) положение Вашей семьи?» большинство респондентов оценили его выше среднего. Оценили очень хорошим 11,7 % респондентов, хорошим — 45,7 %, средним — 37,0 %, плохим — 4,3 %, не ответили — 1,3 %.

На вопрос «Ваше нынешнее материальное положение (Вашей семьи) лучше, хуже или примерно такое же, каким оно было год назад?» респонденты ответили так: улучшилось — 32,7 %, осталось таким же — 52,5 %, ухудшилось — 8,6 %, затруднились ответить 6,2 % респондентов. Мы опять видим в основном положительные оценки, т. е. у 85,2 % респондентов положение улучшилось или по крайней мере осталось прежним. Если сравнить ответы с предыдущим вопросом, то это положение в основном выше среднего и среднее (94,4 %).

На вопрос «Как Вы полагаете, в ближайшие 12 месяцев Ваше материальное положение улучшится, ухудшится или останется примерно таким же, как сейчас?» респонденты ответили: улучшится — 42,0 %, останется таким же — 37,7 %, ухудшится — 3,1 %, затрудняюсь ответить — 17,2 %. В основном преобладают оптимистичные взгляды на улучшение или сохранение нынешнего материального положения респондентов.

При ответе на вопрос «А материальное положение большинства россиян в ближайшие 12 месяцев улучшится, ухудшится или останется примерно таким же, как сейчас?» мнения респондентов разделились: улучшится — 19,1 %, останется таким же — 36,4 %, ухудшится — 16,1 %, затрудняюсь ответить — 28,4 %. Здесь мнения респондентов не так оптимистичны. Они считают, что кризисные явления в экономике страны в большей степени коснутся других россиян, но не их самих или их семей.

На вопрос «А как Вы полагаете, в ближайшие 5 лет уровень жизни большинства россиян в целом улучшится, ухудшится или останется прежним?» респонденты ответили: улучшится — 46,3 %, останется таким же — 18,5 %, ухудшится — 10,5 %, затрудняюсь ответить — 24,7 %. В долгосрочной перспективе мнения респондентов более оптимистичны, поскольку за этот период, по их мнению, российская экономика выйдет из кризиса. Почти половина респондентов уверена в том, что уровень жизни большинства россиян улучшится.

При ответе на вопрос «Как изменилась за прошедший год Ваша уверенность в будущем?» большинство респондентов считают, что уверенность повысилась (53,7 %), 35,2 % — осталась на прежнем уровне, 10,5 % — понизилась, 0,6 % затруднились ответить. Большинство респондентов считает, что их уверенность в будущем повысилась, несмотря на различные кризисные явления в российской экономике. Например, в Бурятии очень остро стоит проблема закредитованности населения, которая тесно связана с проблемой уменьшения доходов и безработицей.

При ответе на вопрос «Кем Вы себя считаете в сравнении с другими?» подавляющее большинство респондентов ответило, что считает себя средним (75,9 %), 8,6 % респондентов считает себя богаче среднего, 7,4 % затруднилось ответить, 4,9 % считает себя беднее среднего, 3,2 % — богатым.

Усредненность оценок своего социального статуса большинства респондентов говорит о желании не выделяться и быть как все. Также это свидетельствует о том, что в студенческой среде нет такого серьезного расслоения, деления на богатых и бедных. Большинство респондентов действительно представляют собой группу со средним материальным обеспечением и средними финансовыми возможностями. Однако в период кризиса эту группа имеет тенденцию к обеднению, поскольку реальные доходы населения, как показывает статистика, уменьшаются. Если оценивать доходы населения с точки зрения курса иностранной валюты (например, доллара), то есть все основания говорить о том, что реальные доходы снизились почти в два раза.

В этих условиях при снижении реальных доходов российских семей важным становится вопрос самообеспечения студентов. На вопрос «Имеете ли Вы возможность подрабатывать во время учебы?» 52,5 % респондентов ответили утвердительно, 40,7 % — отрицательно, затруднились ответить 6,8 % респондентов. Анализ ответов говорит о том, что больше половины респондентов имеет возможность подработать, обучаясь в университете. Это позволяет снизить финансовую нагрузку на родителей и повысить доходы самих студентов. Эта тенденция ясно прослеживается и при ответах на следующий вопрос.

На вопрос «Какие чувства у Вас вызывает Ваше социально-экономическое положение?» респонденты ответили: побуждает к активным действиям, стремлению «вертеться», чтобы выжить, — 65,4 %, рождает чувство апатии, безысходности — 15,4 %, вызывает чувство протеста, побуждает к сопротивлению — 6,8 %, мирное отношение — 2,5 %, затруднились ответить — 9,9 %. Студенты, анализируя сложившуюся социально-экономическую ситуацию в стране, показывают высокий уровень активности. В условиях экономического кризиса активность студентов, их стремление «вертеться», чтобы выжить, показывает, что, несмотря на их удовлетворенность жизнью и своим материальным положением, они также находятся в трудной экономической ситуации.

На вопрос «Позволяют ли Ваши средства модно и красиво одеваться?» респонденты ответили следующим образом: позволяют, одеваюсь по последней моде — 14,8 %, средства позволяют одеваться достаточно современно — 69,1 %, средств едва хватает на то, чтобы выглядеть более или менее современно — 12,4 %, средства не позволяют одеваться современно — 3,1 %, нет ответа — 0,6 %. В условиях повышения цен на одежду и обувь студенты все же находят возможность достаточно современно одеваться.

На вопрос «Имеете ли Вы возможность питаться в соответствии с Вашими желаниями?» респонденты ответили так: практически ни в чем себе не отказываю — 39,5 %, питаюсь нормально, но на деликатесы денег не хватает — 51,2 %, приходится во многом себе отказывать — 8,0 %, денег не хватает даже на самое минимальное питание — 0,6 %, затруднились ответить — 0,6 %. В настоящее время цены на продукты выросли, инфляция в стране имеет достаточно высокие показатели. В этих условиях большинство студенческой молодежи не может позволить себе роскошь в питании.

Таким образом, анализируя социальное самочувствие студенческой молодежи в условиях кризиса, мы можем отметить следующее. При определении своего материального положения в ближайший год в основном преобладают оптимистичные взгляды на улучшение или сохранение нынешнего материального положения респондентов. При определении материального положения других людей в ближайшей перспективе мнения респондентов более пессимистичны, поскольку они считают, что кризисные явления в экономике страны в большей степени коснутся других россиян. При долгосрочной перспективе большая часть респондентов уверена в том, что уровень жизни россиян улучшится. Большинство респондентов представляют собой группу со средним материальным обеспечением и средними финансовыми возможностями. Однако в период кризиса эту группа имеет тенденцию к обеднению, поскольку реальные доходы населения, как показывает статистика, уменьшаются. В этих условиях при снижении реальных доходов российских семей важным становится вопрос самообеспечения студентов. Студенты, анализируя сложившуюся социально-экономическую ситуацию в стране, показывают высокий уровень активности. В условиях экономического кризиса активность студентов, их стремление «вертеться», чтобы выжить, показывают, что, несмотря на их удовлетворенность жизнью и своим материальным положением, они также находятся в трудной экономической ситуации. Несмотря на все трудности, большинство респондентов проявляют ту или иную степень удовлетворения своей жизнью и своим материальным положением в настоящее время.

Литература

1. Бадараев Д. Д. Социальное самочувствие сельского населения Республики Бурятия в послекризисный период (социологический анализ) // Вестник Бурятского государственного университета. — 2012. — Вып. 5. Психология, социальная работа. — С. 185-190.

2. Бадонов А. М. Социальное самочувствие населения как показатель направленности развития муниципальных образований // Вестник Бурятского государственного университета. — 2010. — Вып. 5. Психология, социальная работа. — С. 236-238.

3. Демография. Официальная статистика [Электронный ресурс] URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/# (дата обращения: 29.01.2015 г.).

4. Дулина Н. В., Токарев В. В. Социальное самочувствие населения как один из критериев оценки деятельности региональной власти // Социокультурные основания стратегии развития регионов России: материалы всерос. науч.-практ. конф. по программе «Социокультурная эволюция России и ее регионов» (Смоленск, 6-9 октября 2009 г.). Смоленск: Универсум, 2009. — С. 89-95.

5. Карамельский Р. В. Социальное самочувствие российского студенчества: региональный аспект: авто-реф. диа ... канд. социол. наук. — Казань, 2012. — 21 с.

6. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2014. — М., 2014. — С. 496.

7. Россия в цифрах. 2014. — М., 2014. — С. 157.

References

1. Badaraev D. D. Sotsial'noe samochuvstvie sel'skogo naseleniya Respubliki Buryatiya v poslekrizisnyi period (sotsiologicheskii analiz) [Social well-being of the Buryat Republic rural population in the post-crisis period (sociological analysis)]. VestnikBuryatskogo gosudarstvennogo universiteta Vyp. 5. Psikhologiya, sotsial'naya rabota — Bulletin of Buryat State University. Vol. 5. Psychology, Social Work. 2012. Pp. 185-190.

2. Badonov A. M. Sotsial'noe samochuvstvie naseleniya kak pokazatel' napravlennosti razvitiya munitsipal'nykh obrazovanii [Social well-being of population as an indicator of municipalities development directivity]. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Vyp. 5. Psikhologiya, sotsial'naya rabota — Bulletin of Buryat State University. Vol. 5. Psychology, Social Work. Pp. 236-238.

3. Demografiya. Ofitsial'naya statistika [Demographics. Official statistics]. Available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/# (accessed January 29, 2015).

4. Dulina N. V., Tokarev V. V. Sotsial'noe samochuvstvie naseleniya kak odin iz kriteriev otsenki deyatel'nosti regional'noi vlasti [Social well-being of population as one of the criteria for regional authorities activity evaluation]. Sotsiokul'turnye osnovaniya strategii razvitiya regionov Rossii — Social and cultural bases of Russian regions development strategy. Proc. All-Rus. sci. and pract. conf. under the program "Sociocultural Evolution of Russia and its regions" (Smolensk, October 6-9, 2009). Smolensk: Universum, 2009. Pp. 89-95.

5. Karamel'skii R. V. Sotsial'noe samochuvstvie rossiiskogo studenchestva: regional'nyi aspect. Avtoref. dis. ... kand. sotsiol. nauk [Social well-being of Russian students: a regional perspective. Author's abstract of Cand. social. sci. diss.]. Kazan', 2012. 21 p.

6. Regiony Rossii. Osnovnye kharakteristiki sub"ektov Rossiiskoi Federatsii [Regions of Russia. The main characteristics of the Russian Federation subjects]. Moscow, 2014. P. 496.

7. Rossiya v tsifrakh [Russia in Figures]. Moscow, 2014. P. 157.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.