Научная статья на тему 'Личностная компетентность как актуальная характеристика социального работника'

Личностная компетентность как актуальная характеристика социального работника Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
535
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА / СПЕЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЛИЧНОСТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / MODEL OF A SOCIAL WORKER / SPECIAL COMPETENCE / SOCIAL COMPETENCE / PERSONAL COMPETENCE / IMPORTANT QUALITIES OF PROFESSIONAL / PROFESSIONAL ORIENTATION OF A PERSON / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / PROFESSIONAL SOCIALIZATION / VALUE ORIENTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Базарова Татьяна Содномовна

В статье рассматривается сущность и содержание авторской модели социального работника, включающей такие компоненты, как специальная, социальная и личностная компетентность. Представлена личностная компетентность как совокупность профессионально значимых личностных качеств социального работника, охарактеризованы ее составляющие (нравственно-гуманистическая направленность личности, субъектная позиция, психологические характеристики, психоаналитические качества). Рассматриваются понятия: профессиональная направленность личности, профессиональное самоопределение, профессиональная социализация. Приводятся результаты многолетнего мониторинга, отражающего динамику развития профессиональной социализации, рассматриваемого как процесс, посредством которого человек приобщается к определенным профессиональным ценностям, среди студентов Бурятского государственного университета. Сделаны выводы о том, что наибольшую важность для респондентов в будущей профессиональной деятельности представляет уровень оплаты труда, отмечается значительный рост такого показателя, как «возможность профессионального роста». В то же время уменьшилось количество желающих работать после окончания вуза по специальности, что отражает существующие проблемы на современном рынке труда. Представлены также данные исследования ценностных ориентаций студентов, характеризующие профессиональную направленность будущих специалистов социальной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Базарова Татьяна Содномовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personal competence as a topical characteristic of social worker

We developed the model of a social worker, which included such components as special, social and personal competence. Personal competence was defined as a set of important personal qualities of professional; its components (moral and humanistic personality orientation, subject position, psychological characteristics, psychoanalytical abilities were characterized. The concepts of personal professional orientation, professional self-determination, and professional socialization were considered. We presented the results of long-term monitoring of professional socialization dynamics among the students of Buryat State University. Professional socialization was considered as a process of familiarizing the person to certain professional values. It had been concluded that wage level was the most important component for respondents in their future professional activities and the indicator "opportunity for professional growth" had significant increase. At the same time the number of students who was going to work after graduation in the specialty decreased. This fact reflected the problems in the modern labor market. We also presented the findings of value orientations research among students; the study characterized the professional orientation of future specialists in social work.

Текст научной работы на тему «Личностная компетентность как актуальная характеристика социального работника»

РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

УДК 378.147.88

ЛИЧНОСТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК АКТУАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА

© Базарова Татьяна Содномовна

доктор педагогических наук, профессор кафедры теории социальной работы Бурятского государственного университета Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: tbazarova@mail.ru

В статье рассматривается сущность и содержание авторской модели социального работника, включающей такие компоненты, как специальная, социальная и личностная компетентность. Представлена личностная компетентность как совокупность профессионально значимых личностных качеств социального работника, охарактеризованы ее составляющие (нравственно-гуманистическая направленность личности, субъектная позиция, психологические характеристики, психоаналитические качества). Рассматриваются понятия: профессиональная направленность личности, профессиональное самоопределение, профессиональная социализация. Приводятся результаты многолетнего мониторинга, отражающего динамику развития профессиональной социализации, рассматриваемого как процесс, посредством которого человек приобщается к определенным профессиональным ценностям, среди студентов Бурятского государственного университета. Сделаны выводы о том, что наибольшую важность для респондентов в будущей профессиональной деятельности представляет уровень оплаты труда, отмечается значительный рост такого показателя, как «возможность профессионального роста». В то же время уменьшилось количество желающих работать после окончания вуза по специальности, что отражает существующие проблемы на современном рынке труда. Представлены также данные исследования ценностных ориен-таций студентов, характеризующие профессиональную направленность будущих специалистов социальной работы. Ключевые слова: модель социального работника, специальная компетентность, социальная компетентность, личностная компетентность, профессионально значимые качества, профессиональная направленность личности, профессиональное самоопределение, профессиональная социализация, ценностная ориентация.

PERSONAL COMPETENCE AS A TOPICAL CHARACTERISTIC OF SOCIAL WORKER

Tatyana S. Bazarova

EdD, Professor, Department of the theory of social work,

Buryat State University

24a Smolina St., Ulan-Ude, 670000 Russia

We developed the model of a social worker, which included such components as special, social and personal competence. Personal competence was defined as a set of important personal qualities of professional; its components (moral and humanistic personality orientation, subject position, psychological characteristics, psychoanalytical abilities were characterized. The concepts of personal professional orientation, professional self-determination, and professional socialization were considered. We presented the results of long-term monitoring of professional socialization dynamics among the students of Buryat State University. Professional socialization was considered as a process of familiarizing the person to certain professional values. Представлены также данные исследования ценностных ориента-ций студентов, характеризующие профессиональную направленность будущих специалистов социальной работы. It had been concluded that wage level was the most important component for respondents in their future professional activities and the indicator "opportunity for professional growth" had significant increase. At the same time the number of students who was going to work after graduation in the specialty decreased. This fact reflected the problems in the modern labor market. We also presented the findings of value orientations research among students; the study characterized the professional orientation of future specialists in social work.

Keywords: model of a social worker, special competence, social competence, personal competence, important qualities of professional, professional orientation of a person, professional self-determination, professional socialization, value orientation.

Современная модель социального работника представляет, на наш взгляд, совокупность компонентов профессиональной компетентности, каждый из которых отражает региональную специфику его реализации в профессиональной деятельности:

• специальная компетентность (готовность к реализации системы научных и практических знаний и компетенций по направлению «социальная работа»);

• социальная компетентность (готовность к профессиональной деятельности, соответствующей этнокультурной среде клиента, способность к позитивному влиянию на гармонизацию отношений в социуме);

• личностная компетентность (готовность к профессиональной деятельности в качестве субъекта социально-творческой деятельности и профессионально-личностного развития) [1].

Личностную компетентность мы определяем как наиболее актуальную характеристику социального работника.

Значительное количество исследований последних лет показывает, что выпускники образовательного учреждения различаются не только запасом знаний. Нередко при одинаковом уровне образованности у них различная степень сформированности профессионально значимых качеств, что определяет перспективы их профессионального роста.

Считаем правомерным определить совокупность профессионально значимых личностных качеств социального работника как личностную компетентность, которая должна включать следующие компоненты:

• нравственно-гуманистическая направленность личности (способность к сопереживанию, альтруизму, милосердию; следование профессиональной этике; гражданская зрелость);

• субъектная позиция (профессиональное самоопределение и самосознание; индивидуальный стиль деятельности; стремление к профессионально-личностному развитию и самосовершенствованию; профессиональная креативность);

• психологические характеристики (развитие психических процессов, эмоциональных и волевых характеристик; способность мобилизовать психофизические ресурсы для реализации деятельности);

• психоаналитические качества (социальный интеллект; ответственное отношение к деятельности, внутренний локус контроля; способность к саморегуляциям и саморефлексии; перцептивность) [1].

Поскольку высшим уровнем в структуре личности, по К. К. Платонову, является направленность, то именно профессиональная направленность личности обусловливает развитие профессиональной компетентности. Поэтому существует проблема, которая проявляется в субъективной трудности индивида в решении вопроса соединения своих личностных психологических характеристик направленности с общественной значимостью профессии, осознание норм, правил, профессиональной модели. Данный синтез обусловливает профессиональное самоопределение личности. Эта проблема более чем актуальна для профессий системы «человек — человек», в том числе социальной работы. Студенты в период обучения в вузе проходят профессиональную социализацию — процесс, посредством которого человек приобщается к определенным профессиональным ценностям, включает их в свой внутренний мир, формирует профессиональное сознание и культуру.

Исходя из анализа существующих определений термина «профессиональное самоопределение», в психолого-педагогической, философской и социологической литературе можно выделить его наиболее часто встречающиеся его признаки:

- самоутверждение «я» в мире профессий;

- сформированность ценностных ориентаций и профессиональных перспектив;

- убежденность в правильном выборе профессии;

- наличие чувства принадлежности к избранной профессии;

- наличие и осознание индивидуального стиля профессиональной деятельности;

- понимание особенностей профессионального образа жизни;

- совершенствование себя в выбранной профессиональной деятельности.

Эффективность профессиональной социализации определяется не только

уровнем усвоения образовательной программы, но и, прежде всего, желанием работать по избранной специальности, добиться карьерного роста.

Данные многолетнего мониторинга, проводимого нами среди студентов направления «Социальная работа» Бурятского государственного университета, показывают, что устойчивыми показателями в динамике 2001-2015 годов как имеющие наибольшую важность в будущей профессиональной деятельности оказались: уровень оплаты (от 30 до 69,1 %, соответственно). Наименьшую значимость в будущей профессиональной деятельности по-прежнему занимает результат труда (не более 1 %). Необходимо отметить значительный рост такого показателя, как «возможность профессионального роста» (с 6,1 до 27,7 %).

Желающих работать после окончания вуза по специальности среди старшекурсников в 2006 году было 29,1 %, в 2008 г. — 40 % студентов, в 2015 г. — 23,4 %. Данный результат обусловлен, по нашему мнению, тем, что в настоящее время большинство выпускников вузов оказываются на свободном рынке труда республики, поэтому они вынуждены не связывать свое будущее трудоустройство с получаемой профессией.

Таким образом, первостепенное значение респонденты отдают уровню оплаты труда. Молодежь ориентируется на прагматические ценности, справедливо считая, что образование позволяет в перспективе улучшить качество жизни, завоевать определенный социально-экономический статус.

Интересные данные получены при ответе на вопрос «Имеете ли Вы четкое представление о том, в чем будет заключаться ваша работа?»: 2006 год — 63,1 %, 2008 год — 70,4 %, 2015 — 71,7 %, т. е. сохраняется устойчивость в динамике, что свидетельствует о складывании социально-профессиональных ориентаций студенчества.

Важнейшей же характеристикой личности социального работника, в полной мере обусловливающей ее профессиональную направленность, является ценностная ориентация, определяющая личностный смысл профессиональной деятельности.

В повседневной деятельности социальные работники постоянно сталкиваются с проблемами, которые не имеют однозначных решений. В этих случаях специалисту приходится учитывать разные обстоятельства, взвешивать доводы «за» и «против», оценивать степень риска, находить компромиссы. Сложность формирования личности специалиста социальной работы обусловлена тем, что падение нравственности, утрата идеалов стали характерной чертой современной России. Социальная работа требует от социального работника определенного идеализма в части непреходящей веры в добро и стремления поступать, руководствуясь не ситуативно сформировавшимися в современной обстановке нормами, но аксиологическими ориентирами, отражающими общечеловеческие ценности.

Поэтому основу социальной работы составляют ее гуманистические ценности. Они предполагают осознание специалистом самоценности человеческой личности как носителя высоких гуманистических начал, ее неповторимой индивидуальности и творческой сущности; признание разностороннего развития личности целью и основным назначением социальной деятельности. Ценностные ориентации представляют собой тот компонент структуры личности, который определяет ее поведение и отношение к окружающему миру.

Представления социального работника о его профессии находятся во взаимосвязи с его представлениями о морали. Его подход к людям и ситуациям зависит от того, какова его шкала ценностей. Личностные ориентации являются результатом воспитания, жизненного опыта, образования и социальных условий.

Как подтверждают многочисленные исследования, гуманистическая направленность личности социального работника является базовым интегральным основанием, придающим особый ценностно-ориентационный нравственный оттенок в становлении, развитии, саморазвитии других характеристик, свойств и качеств специалиста.

В данной личности устойчиво преобладающими являются мотивы, связанные с интересами других людей, а не с собственными экономическими интересами. Нравственные ценности есть выражение личного, заинтересованного отношения к действительности, к другим людям, что способствует формированию активного отношения человека к окружающему миру.

Исследование, проведенное нами в 2015 году по методике «Самооценка эмпатических способностей», позволяет оценить уровень эмоционального сопереживания другим людям, умение понимать и предугадывать состояние окружающих. Данные, полученные в результате исследования, показывают, что студенты обладают достаточным уровнем эмпатии. Они могут определить состояние окружающих людей, показать свое сопереживание, постараться помочь им. Вместе с тем хорошо представляют, какие проблемы не стоят переживаний, не позволяют себе переживать по пустякам. У значительной части респондентов (48,7 %) определен высокий уровень эмпатии, что предполагает очень близкое сочувствие и сопереживание. Здесь важны занятия со студентами по формированию ими приемов психологической самозащиты.

Итак, данные результаты свидетельствуют, что студенты, обучающиеся по направлению «Социальная работа», обладают профессионально важными личностными качествами. Выявленные качества составляют основу, на которой можно выстроить систему профессиональной компетентности будущего специалиста.

Литература

1. Базарова Т. С. Система профессиональной подготовки социального работника в условиях регионального вуза: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2010. 356 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.