Научная статья на тему 'Динамика социального пространства и развитие креативности студентов'

Динамика социального пространства и развитие креативности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пенкина Ольга Владимировна

В статье рассматриваются основные тенденции трансформации социальной реальности, которые, в свою очередь, сказываются на развитии высшего профессионального образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамика социального пространства и развитие креативности студентов»

№ 5 (34), 2009 "Культурная жизнь Юга России" ^

кальной ткани. В этот период и складывается наиболее полное постижение произведения.

Музыкальное восприятие - процесс не прямолинейный, его стадии плавно переходят одна в другую. Черты высшей ступени зарождаются на низшей [4]. По нашему мнению, музыкальное восприятие взрослого человека далеко не всегда достигает эвристической стадии: сказывается недостаток музыкальной культуры.

Согласно музыкально-педагогической системе Б. Л. Яворского рекомендуется включать в учебный репертуар произведения разных стилей. При таком подборе музыкальная память, а вместе с ней и музыкальное восприятие открыты различным пластам музыкальной культуры.

Психология памяти доказывает существование связи между мнемическими процессами и личностными образованиями, которые выполняют регулирующую функцию по отношению к за-

поминанию. Считая что музыкальная память определяется индивидуальными особенностями и психофизическими данными музыканта-исполнителя, мы понимаем под мнемическими способностями свойства функциональных систем мозга, позволяющие кодировать / декодировать информацию в целях запоминания, сохранения и воспроизведения. Единство этих образований и составляет память.

Литература

1. Черемошкина Л. В. Психология памяти. М., 2002. С. 63.

2. Бочарова С. П. Психология памяти. Харьков, 2007. С. 195.

3. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. М., 2004. С. 202.

4. Готсдинер А. Л. Музыкальная психология. М., 1993. С. 79.

A. L. SIDORENKO. CORRELATION OF NOTIONS «MEMORY» AND «MNEMONIC ABILITIES» IN GENERAL AND MUSIC PEDAGOGY

This article is dedicated to the correlation of notions «memory» and «mnemonic ability» in general and music pedagogy.

Key words: mnemonic abilities, operational and functional mechanisms of memory.

о. В. ПЕНКИНА

ДИНАМИКА СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА И РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ

в статье рассматриваются основные тенденции трансформации социальной реальности, которые, в свою очередь, сказываются на развитии высшего профессионального образования.

Ключевые слова: трансформация социального пространства, высшее профессиональное образование, развитие креативных качеств личности студента.

Сегодня все мы являемся свидетелями и участниками грандиозных процессов становления единого, взаимозависимого и взаимопроникающего мира. В последние десятилетия ХХ и в начале XXI века глобальные процессы вывели на новый этап социального бытия. Ситуация, сложившаяся в России, не поддается однозначной оценке и характеризуется рядом полярно противоположных данностей.

С одной стороны, существует потребность в конкурентоспособных специалистах, генерирующих знания и творчески их применяющих, с другой - мы имеем дело с определенной замкнутостью системы образования: традиционные критерии подготовки будущих специалистов безотносительно к требованиям современного времени базируются на немецкой классической модели университетского образования ХУШ-Х1Х веков. С одной стороны, динамично развивается информационная цивилизация, с другой - идет устаревание элементов образования. С одной стороны, высокая квалификация выступает главным фактором материального достатка и общественно-

го признания личности, с другой - наблюдается несоответствие современного статуса индивида реалиям жизни в изменяющемся социуме. С одной стороны, становится все острее потребность в кадрах моложе 30 лет, способных мыслить творчески, нестандартно, с другой - ускоряется тем-поральность социального бытия.

Динамичные изменения социальной реальности противоречивы и неупорядочены. Ж. Т. Тощенко, подчеркивая их драматизм, травмирующий и деформирующий общественное сознание, предложил называть их метаморфозами [1].

К числу метаморфоз социальной реальности можно отнести информационный взрыв, виртуальную реальность. Сегодня мультимедийные технологии с их уникальными информационными возможностями соединяют в себе культуру и цивилизацию, мир ценностей и средств. Вследствие этого происходят глубокие преобразования: меняются способы и формы социализации и облик производства, трансформируются образ жизни и ментальность. Как говорил М. Кастельс, «созревание информациональной экономики, диффу-

^ "Культурная жизнь Юга России" № 5 (34), 2009

зия и надлежащее использование информационной технологии как системы, по всей вероятности, освободят производительный потенциал этой технологической революции. Это станет видно по изменениям в статистике, когда категории и процедуры XX века, уже очевидно неадекватные, будут заменены новыми концепциями, дающими возможность измерять новую экономику. Без сомнения, XXI век будет свидетелем роста экстраординарной по историческим стандартам системы производства» [2].

Историческое прошлое технологических революций показывает, что они имели всеобъемлющее влияние, входя во все области человеческой деятельности не в качестве внешнего источника воздействий, а в качестве ткани, в которую такая деятельность вплетена. Компьютеры, коммуникационные системы - все это служило усилению и расширению возможностей человеческой мысли. Что мы думаем и как мы думаем находит воплощение в товарах и услугах, в материальной и интеллектуальной продукции, в образовании и др. Информатизация общества явилась фактором культурного сдвига, сущность которого состоит в кардинальном смещении акцентов, в пересмотре системы ценностей и норм социального поведения. Так, А. А. Крушанов отмечает, что «в последние десятилетия происходит скрытое размывание сложившегося еще в XIX веке, широко признанного до сих пор образа мира и его стихийная замена более современной версией <...> Точнее говоря, образ мира виртуализировался, хотя этот факт еще не очень осознается исследователями» [3].

Виртуальная реальность, являясь результатом человеческой деятельности и плодом человеческого сознания, существенно влияет на процесс его формирования, приводя к существенным деформациям. Под воздействием виртуальной реальности происходят сдвиги в рамках ценностных ориентиров. Трансформируются, прежде всего, такие составляющие, как мотивационная сфера, эмоции, характер личности, ее индивидуальный опыт, что, в свою очередь, меняет представление о реальном мире и о моделях поведения в нем. В результате формируются новые типы социально значимого поведения. Личность приобретает большую степень свободы мысли и выбора, основанного на двух параллельно протекающих процессах - индивидуализации бытия и сетевой интеграции, связанной со смещением акцентов в системе ценностей и норм общества.

Глобальные изменения несут в себе не только травмирующие элементы. Как правило, любая перемена является толчком для новых действий, открывает новые возможности на уровне обновленного сознания человечества, переориентирует личностные потребности и общественные стимулы к образованию.

Нами проанализированы документы, отражающие федеральную политику в сфере образования и культуры: Федеральная целевая программа (ФЦП) развития образования на период 2006-2010 годов, ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на

2009-2013 годы», Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, Концепция модернизации образования вузов культуры и искусств, стратегия развития науки и образования в РФ на период до 2015 года. Эти и другие документы позволяют отметить позитивные тенденции социальных изменений, которые сказываются на качественном развитии высшего профессионального образования: в них отражена потребность в творческом развитии специалистов, в модернизации высшего профессионального образования, а также констатируется определенное переосмысление прошлого. Очевидной становится неэффективность существующих программ, стандартов, сформировавшихся стереотипов. Это нашло свое отражение как создание проектов в рамках Болонского соглашения. В этом отношении не только реформы назрели, но и сама Россия созрела для подлинных реформ. Как говорил С. И. Гессен, «подлинное образование заключается не просто в передаче новому поколению готового культурного наследия <.> но и в сообщении ему того движения, продолжая которое оно могло бы выработать свое собственное, новое содержание культуры» [4].

Итогом внедрения в практику основных направлений государственной политики в области высшего профессионального образования и культуры стали:

- проекты новых государственных образовательных стандартов, модернизированных учебно-методических комплексов;

- развитие инновационной деятельности в области педагогики и профессионального образования;

- готовность педагогов к творческой деятельности;

- создание новых педагогических условий, новых образовательных технологий, совершенствование форм и методов работы;

- развитие креативного потенциала студентов.

Образование - подсистема более сложной социальной системы общества. В период кризисов и реформ образовательная культура становится очагом прогрессивных изменений, а образование выступает как процесс, ориентирующийся на будущее. Оно должно создавать условия для аккумуляции в образовательной культуре наиболее значимого и перспективного из всего, что создано человеком. Личностные аспекты образования, связанные с тем, насколько оно учитывает новые социально-психологические условия существования человека, должны способствовать его вхождению в быстро изменяющийся мир. Способ жизни индивида в обществе современного типа подразумевает автономию, самостоятельное принятие решений, свободу выбора, отказ от груза сложившихся стереотипов.

Высшее профессиональное образование на сегодняшний день отходит от простой передачи студентам готовых знаний и навыков. Главной задачей высшей школы становится развитие творческих качеств личности, в частности, способности воспринимать и перерабатывать новые научные

№ 5 (34), 2009

жизнь Юга России"

-137

идеи, анализировать и применять их в условиях самостоятельной профессиональной деятельности, овладевать увеличивающимся объемом информации.

Требования к профессиональной и личной жизни, новая темпоральность продиктованы техническим прогрессом и его следствием - необходимостью оперативно принимать решения и эффективно выполнять поставленные задачи. Иными словами - всемерно развивать креативные качества личности сегодняшних студентов, завтрашних будущих специалистов.

Литература

1. Тощенко Ж. Т. Метаморфозы общественного сознания: методологические основы социологического анализа // Социс. 2001. № 6. С. 4.

2. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000. С. 319.

3. Крушанов А. А. Современный образ мира: признаки скрытой виртуализации // Виртуалистика: экзистенциальные и эпистемологические аспекты. М., 2004. С. 108.

4. Гессен. С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную педагогику. М., 1995. С. 378.

в статье на примере одной из форм досуга характеризуется культура общения студенческой молодежи, раскрываются особенности проведения игры КвН.

Ключевые слова: культура общения, досуговое пространство, молодежная субкультура.

0. V. PENKINA. THE DYNAMICS OF SOCIAL SPACE AND DEVELOPMENT OF STUDENTS' CREATIVITY

This article is dedicated to major tendencies of social realty transformation, which influence the development of higher professional education.

Key words: social space transformation, higher professional education, development of students creative features.

К. Ш. МУХТАР0В

КВН и КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ В ДОСУГОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ МОЛОДЕЖИ

Термин «культура общения» входит в число характеристик живого, развивающегося феномена взаимоотношений молодежи в досуговом пространстве. Он касается диалога между субъектами в контексте конкретной ситуации, целью которой в идеале является гармонизация компонентов общения: внутреннего мира и самоощущения людей, получающих эстетическое удовольствие, эмоциональный опыт (результат проведения до-сугового времени). Это предполагает наличие множества пластов, уровней, субкультурных ответвлений, вступающих во взаимоотношения. В частности, разных этнонациональных, возрастных, социальных групп, участвующих в проведении соревнований и подобных им досуговых мероприятий.

Среди форм досуга, служащих сплочению коллектива [1] и организации отдыха студенческой молодежи, особенно популярна игра КВН (Клуб веселых и находчивых). В ней своеобразно сочетаются традиционное и инновационное, консервативное и перспективное. Многие элементы этой игры годами отработаны, нынешнее поколение получает их в готовом виде. Однако старые формы активно сочетаются с новыми технологиями культурно-досугового процесса.

Досуг молодежи формируется в рамках свободного от учебы времени, являясь отражением культурной активности, целенаправленного преобразования окружающего мира. В социокультурном

пространстве это достаточно важное средство реализации сущностных сил человека, познания и оценки окружающего мира. В рамках досуговой деятельности активно проявляются способности, индивидуальные особенности, формируется и вырабатывается система ценностных ориентаций молодежи, происходит упрочение персональных качеств, механизмов саморегулирования личности, усвоение и передача общезначимых ценностей [2].

В постоянном поиске новых досуговых разработок КВН выдвигает на первый план такой признак, как социальная и моральная приемлемость объектов смеха. Этими критериями определены и границы культуры общения, которая складывается в коллективе. Кроме того, включается познавательный аспект, полнота содержания игры достигается только тогда, когда наряду с релаксацией (эмоциональной разрядкой) участники узнают что-то новое, пополняют свой интеллектуальный багаж, обогащают эрудицию [3].

Можно констатировать, что для КВН как формы досуга студентов характерна попытка формировать «другую реальность», варьировать сценарии жизненных ситуаций. Выстраивается принципиально новая ролевая структура, которая позволяет игрокам почувствовать себя в таком качестве, в котором они себя еще никогда ранее не видели. Новизна состояния пробуждает интерес, любопытство, удовольствие от игры. Немаловажен

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.