Научная статья на тему 'Динамика состояния здоровья младших школьников, обучающихся в школе инновационного типа'

Динамика состояния здоровья младших школьников, обучающихся в школе инновационного типа Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
815
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / АДАПТАЦИЯ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ / ФАКТОРЫ РИСКА РАЗВИТИЯ ДИЗАДАПТАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Петрушкина Надежда Петровна, Коломиец Ольга Ивановна, Щелканова Юлия Васильевна

Изучена динамика состояния здоровья (физическое развитие и заболеваемость) детей, обучающихся в школе инновационного типа, в возрасте от 6 до 10 лет (с 1-го по 4-й класс). Анализировали средние значения антропометрических показателей, распределение по уровню и гармоничности физического развития, уровень и структуру заболеваемости, распространенность функциональных нарушений и хронической патологии, частоту обострений хронических и острых заболеваний на момент поступления в первый класс (6-7 лет) и по окончании начальной школы (9-10 лет). Оценка распространенности ряда медико-биологических и социальных факторов, затрудняющих адаптацию первоклассников школе, позволяет разработать критерии формирования групп риска для дальнейшей профилактической работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Петрушкина Надежда Петровна, Коломиец Ольга Ивановна, Щелканова Юлия Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamics of health state of the younger schoolchildren trainees at school of innovative type

Dynamics of the health state (physical development and morbidity) of the children who are trained at school of the innovative type aged from 6 till 10 years has been studied (from the 1st on to the 4th classes). The average values of the anthropometrical indicators, the distribution by the level and harmony of the physical development, the level and structure of morbidity, the prevalence of the functional violations and chronic pathology, the frequency of exacerbations of chronic and sharp diseases at the time of entering the first class (6-7 years) and upon termination of elementary school (9-10 years) have been analyzed. The assessment of prevalence of a number of the medicobiological and social factors complicating the adaptation of the first graders to school allows developing criteria for formation of the groups of risk for further scheduled prevention.

Текст научной работы на тему «Динамика состояния здоровья младших школьников, обучающихся в школе инновационного типа»

5. Dmitriyev, S.V. (2008), "Design and technological modeling of physical actions - didactic bases", Physical training of students of creative specialties, Kharkov, No. 2, pp. 17-32.

6. Dremova, D.Yu. (2011), "Physical activity at younger school Age", Monitoring of quality of health in practice of formation safe health of the preserving educational environment: material all-Russian scientific-practical conference, publishing house "VOLGA", Volgograd, pp. 216-223.

7. Nazarenko, L.D. and Funina, E.E. (2004), "Influence of accuracy of performance of movements on efficiency of their assimilation by school students of younger age", Physical culture: education, education, training, No. 6, pp. 47-50.

Контактная информация: Petrov-1986@mail.ru

Статья поступила в редакцию 03.10.2014.

УДК 612.017.2+616-053.2

ДИНАМИКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ШКОЛЕ ИННОВАЦИОННОГО ТИПА

Надежда Петровна Петрушкина, доктор медицинских наук, старший научный сотрудник, заведующая кафедрой, Ольга Ивановна Коломиец, кандидат биологических наук, профессор, Юлия Васильевна Щелканова, аспирант,

Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск

Аннотация

Изучена динамика состояния здоровья (физическое развитие и заболеваемость) детей, обучающихся в школе инновационного типа, в возрасте от 6 до 10 лет (с 1-го по 4-й класс). Анализировали средние значения антропометрических показателей, распределение по уровню и гармоничности физического развития, уровень и структуру заболеваемости, распространенность функциональных нарушений и хронической патологии, частоту обострений хронических и острых заболеваний на момент поступления в первый класс (6-7 лет) и по окончании начальной школы (9-10 лет). Оценка распространенности ряда медико-биологических и социальных факторов, затрудняющих адаптацию первоклассников школе, позволяет разработать критерии формирования групп риска для дальнейшей профилактической работы.

Ключевые слова: заболеваемость, физическое развитие, адаптация к обучению в школе, факторы риска развития дизадаптации.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.10.116.p112-118

DYNAMICS OF HEALTH STATE OF THE YOUNGER SCHOOLCHILDREN TRAINEES AT SCHOOL OF INNOVATIVE TYPE

Nadezhda Petrovna Petrushkina, the doctor of medical sciences, senior research associate,

department chairman, Olga Ivanovna Kolomiets, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Julia Vasilievna Schelkanova, the post-graduate student, Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk

Annotation

Dynamics of the health state (physical development and morbidity) of the children who are trained at school of the innovative type aged from 6 till 10 years has been studied (from the 1st on to the 4th classes). The average values of the anthropometrical indicators, the distribution by the level and harmony of the physical development, the level and structure of morbidity, the prevalence of the functional violations and chronic pathology, the frequency of exacerbations of chronic and sharp diseases at the time of entering the first class (6-7 years) and upon termination of elementary school (9-10 years) have been analyzed. The assessment of prevalence of a number of the medico- biological and social factors complicating the adaptation of the first graders to school allows developing criteria for formation of the groups of risk for further scheduled prevention.

Keywords: morbidity, physical development, adaptation to training at school, risk factors of development of disadaptation.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проведенного исследования не вызывает сомнений, поскольку определение уровня здоровья современного школьника и выявление факторов, ответственных за возникновение нарушений, (частота которых согласно публикациям последних лет постоянно увеличивается), лежит в основе поиска и разработки мероприятий, направленных на сохранение здоровья детского населения [1, 2, 8, 10]. В младшем школьном возрасте и, особенно ко времени поступления в школу, совершенствуются основные функции организма, продолжается становление необходимых психомоторных функций, двигательных умений, навыков и физических качеств. Условия обучения в гимназиях, лицеях, школах с углубленным изучением ряда предметов (т.е. в образовательных учреждениях инновационного типа) относятся к факторам, негативно влияющим на здоровье детей. С одной стороны, школьники испытывают высокие интеллектуальные нагрузки, с другой - малоподвижный образ жизни сопровождается гиподинамией. Более того, родители таких школьников для внешкольного досуга нередко предпочитают занятия, сопровождающиеся гипокинезией: углубленное изучение иностранных языков, музыкальные занятия, изостудия и др. [3, 8, 11]. Совокупность обозначенных факторов, особенно при изменившихся микросоциальных условиях (что имеет место у первоклассников), вызывает напряжение механизмов адаптации [4, 5].

Известно, к критериям адаптации организма к различным экзогенным и эндогенным факторам, относятся показатели физического развития (антропометрические данные, уровень и гармоничность) и так называемый «иммунореактивный статус», который определяется уровнем общей и хронической заболеваемости, заболеваемости острыми заболеваниями, частотой их осложнений, динамикой изменений функциональных нарушений (переход в хроническую патологию или выздоровление) и т.д. Таким образом, комплексная оценка физического развития и заболеваемости детей не только является объективной характеристикой состояния здоровья [4-9], но и отражает особенности течения адаптации детских контингентов к обучению в современных образовательных учреждениях. Выявление таких особенностей и поиск факторов, ответственных за возникновение дизадаптационных нарушений, является актуальной проблемой возрастной физиологии и педиатрии.

Цель исследования: изучить динамику физического развития и заболеваемости детей, обучающихся в школе инновационного типа, в возрасте от 6 до 10 лет, и выявить факторы риска развития дизадаптационных нарушений у первоклассников.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для проведения проспективного исследования были созданы две группы первоклассников: основная группа (дети, обучающиеся в школе-гимназии) и контрольная группа (дети, которые учились в обычной школе). Комплексная оценка состояния здоровья включала оценку динамики физического развития и заболеваемости на момент поступления в образовательное учреждение, по окончании первого класса (завершение адаптации к новым микросоциальным условиям) и ко времени перехода в четвертый класс (окончание начальной школы).

В основе оценки физического развития лежали результаты ежегодной антропометрии: показатели роста, массы тела и окружности грудной клетки. В выделенных группах рассчитывали их средние значения. Для индивидуальной оценки уровня физического развития определяли длину тела по соответствующей шкале стандартов сигмального типа: средняя (±1,0 б), выше среднего (+1,1+2,0 б), высокая (+2,1+3 б); ниже среднего (-1,12,0 б) и низкая (-2,1-3 б) [6-7, 9-10]. Качественные показатели физического развития

(распределение обследованных по уровню и гармоничности) считаются более информативными, чем средние значения, поэтому особое внимание уделяли оценке соотношений между основными размерными признаками. Если показатели длины тела совпадали со средними значениями массы тела и окружности грудной клетки (или колебались в пределах одной частной сигмы), физическое развитие считали гармоничным. Отклонение этих показателей в ту или иную сторону в пределах, превышающих одну частную сигму, свидетельствовало о не гармоничности физического развития [10]. Для оценки динамики показателей заболеваемости анализировали распространенность функциональных нарушений и хронической патологии (процент детей), частоту острых заболеваний и обострений хронических на момент поступления в первый класс (6-7 лет) и по окончании начальной школы (9-10 лет). Информация получена из карт индивидуального развития ребенка и результатов ежегодных комплексных медицинских осмотров.

Полученные данные обрабатывались традиционными методами биостатистики: количественные признаки - (среднее значение ± ошибка средней) и межгрупповое сравнение по критерию Стьюдента; качественные признаки - распределение в процентах и межгрупповое сравнение по критерию Фишера. Был принят 95% уровень значимости.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБСУЖДЕНИЕ

Ко времени поступления в первый класс средние значения антропометрических показателей детей основной и контрольной групп не имели достоверных различий и находились в пределах общепринятых средних значений. В основной группе средние значения длины тела составляли 118,5±0,41 см, в контрольной - 118,2±0,42 см; массы тела: 22,4±0,24 кг и 22,5±0,25 кг; окружности грудной клетки - 58,4±0,19 см и 58,8±0,19 см, соответственно. В начале наблюдения распределение детей по росту по было сходным в основной и контрольной группах. Большинство детей имели средний рост (68,5% - в основной и 74,7% - в контрольной). Распределение остальных дети по росту было следующим: выше среднего 16,2% и 11,5%, высокий -3,0% и 4,6%, низкий - 1,3% и 1,4%; ниже среднего - 11,3% и 7,8%, соответственно. Сравнение «гармоничности» физического развития детей основной и контрольной групп в начале наблюдения показало, что дети с гармоничным развитием встречались одинаково часто в обеих группах (около 70%), т. е. соотношение детей с гармоничным и дисгармоничным физическим развитием также достоверно не различалось. Дисгармоничность физического развития детей зарегистрирована в основном по несоответствию массы тела или окружности грудной клетки, и реже -одновременно массы тела и окружности грудной клетки - средним значениям по росту. Таким образом, ко времени начала обучения в первом классе средние значения основных антропометрических показателей, а также распределение их по росту и уровню гармоничного развития в изучаемых группах достоверно не различались и соответствовали критериям нормального развития.

Наибольший прирост длины тела мальчиков как основной, так и контрольной группы отмечен в возрасте от 6 до 7 лет (5,6-6 см) и от 9 до 10 лет (5,6-6,1 см), что соответствует общеизвестным тенденциям. Абсолютные значения прибавки массы тела оказались наибольшими в возрасте 9-10 лет (3,3-3,8 кг за год жизни). Наибольшее увеличение окружности грудной клетки отмечено в возрасте 7-8 лет и 10-11 лет, что составило 2,7 см за год.

Хотя при оценке повозрастных средних значений этих показателей не установлено достоверных различий между детьми основной и контрольной группы, а динамика их увеличения оказалась сходной, детальный анализ показал, что в основной группе процент детей с низким физическим развитием к 10-летнему возрасту увеличился, в то время как в контрольной группе не было случаев низкого физического развития. К четвертому классу процент детей среднего роста в основной группе увеличился за счет уменьшения числа детей с высоким ростом и ниже среднего ростом, а в контрольной группе - за счет

уменьшения числа детей с низким и ниже среднего ростом. Среди детей с негармоничным физическим развитием встречались два варианта нарушения питания: гипотрофия 1-й степени и избыточная масса тела: в обеих группах это были единичные случаи. С возрастом в основной группе увеличилось число детей с избыточной массой тела, в то время как в контрольной группе к 10 годам такие случаи не регистрировались.

В начале наблюдения изученные показатели заболеваемости в основной и контрольной группе не различались. В обеих группах каждый третий первоклассник в год, предшествующий поступлению в школу, ни разу не болел острыми заболеваниями (26,7% и 30,0%), а каждый второй болел 1 раз - 50% и 53,8%, соответственно в основной и контрольной группе. По частоте зарегистрированных хронических заболеваний у первоклассников также не установлено статистически значимых различий. Ко времени поступления в первый класс хронические заболевания отмечены у каждого третьего ребенка основной и контрольной группы. Хронический тонзиллит выявлен у 23,3% детей основной и почти у 20,0% детей контрольной группы. В обеих группах были дети (каждый десятый) с аллергической патологией (атопический дерматит, экзема, бронхиальная астма). В каждой группе первоклассников зарегистрировано по одному случаю хронического холецистита, хронического гастрита и хронического пиелонефрита.

Одинаково часто регистрировались и функциональные нарушения: дискинезия желчевыводящих путей - 36,7% (в каждой группе), гипертрофия небных миндалин (у 43,4% детей основной и 36,7% детей контрольной группы) и функциональный шум сердца (соответственно, 36,7% и 33,3%). При оценке распределения первоклассников по группам здоровья установлено, что 1-я и 4-я группа отмечены в единичных случаях. Большинство детей (80,8% и 84,6%) относились ко 2-й группе здоровья. У каждого десятого первоклассника зарегистрирована 3-я группа.

Таким образом, изученные показатели заболеваемости первоклассников, к началу обучения в школе инновационного типа и обычной общеобразовательной школы имели значительное сходство. Однако ко времени окончания начальной школы в обеих группах отмечена негативная динамика заболеваемости и был установлен ряд достоверных различий между группами: в распределении по кратности острых и частоте обострений хронических заболеваний, а также в распределении по группам здоровья.

В обеих группах уменьшилось число детей, не болевших в течение года до 13,3% в основной и 19,9% в контрольной группе, и детей, перенесших одно острое заболевание, соответственно 33,3% и 30,0%. В основной группе каждый пятый ребенок переболел 3 раза (30,8%). В контрольной группе этот показатель составил 7,7%, т.е. каждый тринадцатый школьник. Из зарегистрированных хронических заболеваний чаще обострялся хронический тонзиллит: в основной группе у 25%, в контрольной - у 6,3% детей, имевших данную патологию ко времени поступления в школу. Обострение других хронических заболеваний (гастрита и пиелонефрита) в изучаемых группах к концу наблюдения не было зарегистрировано.

Вместе с тем следует отметить, что ко времени окончания начальной школы уменьшилось число детей с функциональными нарушениями и увеличилось число детей с хронической патологией, т.е. очевидна негативная динамика этой составляющей здоровья школьников. Эта трансформация функциональных нарушений в органические отразилась и на распределении детей по группам здоровья. Уменьшилась доля детей со 2-й группой здоровья, которая в основной группе установлена у 26,7%, а в контрольной - у 43,3% детей. Число детей с 3-й группой увеличилось до 69,9% и 59,9%, соответственно. Детей с 1-й группой ко времени окончания начальной школы не было ни в основной, ни в контрольной группе. Число детей с 4-й группой здоровья не изменилось.

Поскольку негативная динамика изученных состояний здоровья имела место в обеих группах, нами проведена оценка распространенности ряда медико-биологических и социальных факторов, известных как ответственные за возникновение нарушений у

первоклассников, т.е. затрудняющих их адаптацию школе, таких как: возраст родителей ко времени рождения ребенка, недоношенность, искусственное вскармливание, частая заболеваемость на первом году жизни, гипотрофия и избыточная масса тела ко времени поступления в школу, функциональная готовность к обучению в первом классе, занятия в спортивных секциях в течение одного года и более, внешкольные занятия, не связанные с физической нагрузкой. Для проведения анализа из всего контингента наблюдаемых детей были сформированы группы: 1-я группа (42 чел.) - дети, которые в первом классе болели эпизодически, не болели и могли иметь функциональные нарушения; 2-я группа (18 чел.) - дети, часто болевшие в первом классе и/или имевшие хронические заболевания. Результаты анализа представлены в таблице.

Таблица

Распространенность факторов, затрудняющих адаптацию первоклассников, %

Факторы Группы, значение критерия Фишера

1-я 2-я Б

Функциональная готовность к обучению в школе 76,1 44,4 5,53

Внешкольные занятия, связанные с физической нагрузкой, в том числе в спортивных секциях (не менее года) 35,7 11,1 4,56

Внешкольные занятия, не связанные с физической нагрузкой 37,7 33,3 0,03

Гипотрофия ко времени поступления в школу 2,4 16,7 3,56

Избыточная масса тела ко времени поступления в школу 2,4 22,2 5,68

Возраст матери ко времени рождения ребенка: 30 лет и старше 11,9 38,9 5,19

20 лет и моложе 23,8 22,2 0,17

Недоношенность 2,3 22,2 5,69

Искусственное вскармливание 35,7 44,4 0,40

Частая заболеваемость на 1-м году жизни 14,2 44,4 5,89

Жирным шрифтом выделены достоверные различия между группами

Как следует из данных, представленных в таблице, выявлены достоверные различия по ряду факторов, имевших место ко времени поступления в школу и в первом классе (функциональная готовность к обучению в школе, характер внешкольных занятий, избыточная масса тела), особенности развития на первом году жизни (гестационный возраст и заболеваемость), возраст матери во времени рождения ребенка 30 лет и старше. По таким факторам как: характер вскармливания на первом году, «юный» возраст матери, внешкольные занятия, не связанные с физической нагрузкой, группы не различались.

Полученные данные позволяют рассматривать функциональную готовность к обучению и внешкольные занятия, связанные с физической нагрузкой, как фактор снижающий риск частой заболеваемости первоклассников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты исследования подтверждают факт ухудшения состояния здоровья детей в процессе обучения в современной школе [1] и необходимость в связи с этим разработки и проведения профилактических мероприятий в группах детей, имеющих высокий риск возникновения нарушений.

Полученные данные свидетельствуют о том, что негативная динамика заболеваемости и частоты нарушений физического развития младших школьников более выражена в группе детей, обучающихся в школах инновационного типа. По-видимому, к возникновению нарушений предрасполагают условия обучения: повышенные интеллектуальные нагрузки, гипокинезия, особенности микросоциальных условий и др.

Анализ повозрастных показателей заболеваемости показал, что ее уровень и структура в целом соответствовали общепопуляционным тенденциям: пики общей и острой заболеваемости в первый год обучения, увеличение процента часто болеющих детей и частоты обострения хронических заболеваний [8, 10-11]. Важно отметить нега-

тивную динамику функциональных нарушений (переход их в хронические заболевания), более выраженную в группе детей, обучающихся в школе инновационного типа.

Установлены различия по ряду медико-биологических и социальных факторов между группой детей, часто болевших в первом классе, (т.е. с затрудненной адаптацией к школе) и детей, болевших эпизодически или не болевших, что позволяет рассматривать их как факторы риска развития дизадаптационных нарушений у первоклассников. Запланированный на следующем этапе исследования многофакторный анализ позволит разработать такие критерии формирования групп риска школьников, нуждающихся в особом наблюдении и проведении с ними профилактической работы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов, А. А. Фундаментальные и прикладные проблемы педиатрии на современном этапе / А.А. Баранов, Л.А. Щеплягина // Российский педиатрический журнал. - 2005. - № 3. - С. 47.

2. Беляков, В.А. Влияние загрязненного атмосферного воздуха на физическое развитие детей / В.А. Беляков, А.В. Васильев // Гигиена и санитария. - 2003. - № 4. - С. 33-34.

3. Валеева, Э.Р. Риск формирования болезней среди учащихся общеобразовательных учреждений / Э.Р. Валеева, Р.Я. Хамитова // Гигиена и санитария. - 2006. - № 6. - С. 54-55.

4. Выборова, С.А. Характеристика адаптационных состояний у детей, проживающих в городах с различным уровнем техногенного загрязнения атмосферного воздуха / С.А. Выборова // Бюлл. Вост.-Сиб. науч. центра Сиб. отделения Рос. акад. мед. наук. - 2001. - № 4. - С. 17-19.

5. Гордиец, А.В. Состояние здоровья первоклассников и особенности их адаптации к школьному обучению / А.В. Гордиец // Российский педиатрический журнал. - 2010. - № 6. - С. 4952.

6. Котышева, Е.Н. Анализ антропометрических показателей физического развития детей 5-7 лет в условиях промышленного города / Е.Н. Котышева, Н.А. Дзюндзя, М.Ю. Болотская // Педиатрия. - 2008. - № 2. - С. 140-143.

7. Кузьмина, А.А. Динамика массы тела как критерий оценки процесса адаптации первоклассников к школе / А.А. Кузьмина, Т.Е. Таранушенко // Педиатрия. - 2005. - № 6. - С. 7982.

8. Кучма, В. Р. Медико-социальные аспекты формирования здоровья младших школьников / В. Р. Кучма, И. В. Звездина, Н. С. Жигарева // Вопросы современной педиатрии. -2008. - № 4. - С. 9-12.

9. Нагаева, Е.В. Рост как критерий здоровья ребенка / Е.В. Нагаева // Педиатрия. - 2009. -№ 3. - С. 58-62.

10. Петрушкина, Н.П. Возрастная физиология / Н.П. Петрушкина, Е.В. Жуковская ; Уральский гос. ун-т физ. культуры. - Челябинск : [б.и.], 2010. - 300 с.

11. Сетко, Н.П. Особенности формирования адаптационных возможностей гимназистов-первоклассников / Н.П. Сетко, А.С. Лозинский, Е.В. Булычева // Гигиена и санитария. - 2012. - № 1. - С. 51-53.

REFERENCES

1. Baranov, A.A. and Shcheplyagin, L.A. (2005), "Fundamental and applied problems of pediatrics at the present stage", the Russian pediatric journal, No. 3, pp. 4-7.

2. Belyakov, V.A. and Vasilyev, A.V. (2003), "Influence of the polluted atmospheric air on physical development of children", Hygiene and sanitation, No. 4, pp. 33-34.

3. Valeeva, E.R. and Hamitov, R.Ya. (2006), "Risk of formation of diseases among pupils of educational institutions", Hygiene and sanitation, No. 6, pp. 54-55.

4. Vyborova, S. A. (2001), "The characteristic of adaptation states at the children living in the cities with various level of technogenic pollution of atmospheric air", Bulletin East Siberian scientific center of the Siberian office of the Russian academy of medical sciences, No. 4, pp. 17-19.

5. Gordiyets, A.V. (2010), "State of health of first graders and feature of their adaptation to school training", Russian pediatric journal, No. 6, pp. 49-52.

6. Kotysheva, E.N., Dzyundzya, N.A. and Bolotskaya, M.Yu. (2008), "The analysis of anthropometrical indicators of physical development of children of 5-7 years in the conditions of the industrial city", Pediatrics, No. 2, pp. 140-143.

7. Kuzmina, A.A. and Taranushenko, T.E. (2005), "Dynamics of body weight as criterion of an assessment of process of adaptation of first graders to school", Pediatrics, No. 6, pp. 79-82.

8. Kuchma, V. R. Zvezdina, I.V. and Zhigareva, H.C. (2008), "Medico-social aspects of formation of health of younger school students", Questions of modern pediatrics, No. 4, pp. 9-12.

9. Nagayeva, E.V. (2009), "Growth as criterion of health of the child", Pediatrics, No. 3, pp. 5862.

10. Petrushkina, N.P. and Zhukovsky E.V. (2010), Age physiology, publishing house of the Ural state university of physical culture, Chelyabinsk.

11. Setko, N.P., Lozinsky, A.S. and Bulycheva, E.V. (2012), "Features of formation of adaptation opportunities of grammar-school boys first graders", Hygiene and sanitation, No. 1, pp. 51-53.

Контактная информация: kolomiec_o@mail.ru

Статья поступила в редакцию 30.10.2014.

УДК 796.422.12

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ СПРИНТЕРСКОГО БЕГА СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ЗА СЧЕТ УЛУЧШЕНИЯ КИНЕМАТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ БЕГОВОГО

ШАГА

Александр Сергеевич Сидоренко, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения (СПбГУАП)

Аннотация

Студенты вузов не физкультурного профиля испытывают значительные трудности при преодолении второй части 100-метровой дистанции, во многом связанные с нарушением кинематической структуры бегового шага. Наиболее очевидные ошибки возникают в фазе переноса маховой ноги, т.к. бегуны совершенно не сгибают ногу в коленном суставе в конце дистанции. Динамика средней величины угла максимального сгибания коленного сустава в фазе полета оказывает сильное влияние на скорость бега (r>|-0,642|). Для повышения значения данного угла, помимо скорост-но-силовых и силовых упражнений, на каждом учебном занятии студенты должны выполнять изложенный в данной статье специальный набор упражнений, направленных на увеличение гибкости в тазобедренном сочленении и развитие силы мышц, совершающих работу в период переноса ноги. Это позволит студентам перемещать маховую ногу более свободно и с большей амплитудой, что приведет к более экономичной технике бега и улучшению спортивных результатов.

Ключевые слова: студенческий спорт, бег на короткие дистанции, кинематические характеристики бегового шага, специальные легкоатлетические упражнения, упражнения для развития гибкости в тазобедренном сочленении.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.10.116.p118-122

PERFECTION OF THE STUDENT'S SPRINT TECHNIQUE BY IMPROVING OF KINEMATIC CHARACTERISTICS OF STRIDE

Alexander Sergeevich Sidorenko, the candidate of pedagogical sciences, Saint-Petersburg State University of Aerospace Instrumentation

Annotation

Students (non-professional sprinters) have significant difficulties in the second half of the 100 meter distance due to violations of the kinematic structure of the stride. The most obvious errors occur especially in the phase of swinging legs moving, for example, runners can't quite bend the leg at the knee joint at the end of the distance. Dynamics of the average value of the angle of maximum flexion knee joint of swinging leg in flight phase has a strong influence on the running speed (r>|-0.642|). To improve values of this angle we offer many exercises for developing flexibility in the hip joint, which students should do in addition to exercises for the development of muscle strength at every training. This will allow runners to move swinging leg more freely with greater amplitude reaching more effective sprint technique.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.