В течение учебного года у первоклассников должны формироваться три психических новообразования: произвольность (преимущество выполнения действий, требуемых от учащегося, над действиями, обусловленными внутренней мотивацией ребенка), рефлексия (способность осознавать и отдавать отчет о своих действиях, а также их оценки и обоснования по степени правильности выполнения) и внутренний план действий, что способствует социально-психологической адаптации первоклассника к новым условиям обучения [10]. Согласно полученным нами данным, формирование психической деятельности у первоклассников протекало успешно, что подтверждается увеличением на 18,2% первоклассников с нормальной социально-психологической адаптацией за счет уменьшения удельного веса учащихся с эмоциональной лабильностью на 13,8%, с дизадаптаци-ей в учебной деятельности на 11,5% и с дизадаптацией в поведенческой сфере на 14,3%.
Таким образом, установлено, что у первоклассников в течение учебного года характерны снижение уровня напряжения процессов регуляции за счет усиления активности парасимпатического отдела вегетативной нервной системы и снижения влияний симпатической нервной системы, увеличения функциональных резервов, повышение уровня биологической адаптации и увеличение числа детей с нормальной социальнопсихологической адаптацией, что может свидетельствовать о рациональности организации учебновоспитательного процесса в исследуемой гимназии.
Литер атур а
1. Звездина И. В. и др. // Рос. педиатр. журн. - 2009. - № 2. - С. 8-11.
2. Зорина И. Г. // Гиг. и сан. - 2006. - № 6. - С. 48-51.
3. Игитева Л. Н., Галлеев А. Р. Комплекс ORTO-EXPERT как компонент здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях: Метод. руководство. - Кемерово, 2003.
4. Казначеев В. П. Современные аспекты адаптации. - Новосибирск, 1980. - 192 с.
5. Оценка нервно-психического здоровья и психофизиологического статуса детей и подростков при профилактических медицинских осмотрах: Пособие для врачей / Баранов А. А. и др. - М., 2005.
6. Поляков А. Я. и др. // I Конгресс Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья: Сборник науч. трудов. - М., 2008. - С. 141-142.
7. Порецкова Г. Ю. и др. // II Конгресс Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья: Сборник науч. трудов. - М., 2010. - С. 504-507.
8. Псеунок А. А. // Педиатрия. - 2005. - № 6. - С. 77-79.
9. Сорокин О. В. и др. // Бюл. Сиб. отделения РАМН. - 2004. -№ 1. - С. 32-38.
10. Харкевич О. Г. // Начальная школа. - 2006. - № 8. - С. 8-14.
11. Яковлев Б. П. // II Конгресс Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья: Сборник науч. трудов. - М., 2010. - С. 664-667.
12. Ямщикова Н. Л., Кавалерская Э. К. // II Конгресс Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья: Сборник науч. трудов. - М., 2010. - С. 700-702.
Поступила 17.02.11
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2012 УДК 613.955:373.3-053.2(1-22)
И. К. Рапопорт, А. А. Сергеева, В. В. Чубаровекий
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ И СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ
учащихся младших классов сельских школ
НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, Москва
Проведено клинико-эпидемиологическое обследование сельских младших школьников (8-10 лет) Вяземского района Смоленской области. Данные клинического исследования сопоставлены е результатами оценки санитарно-гигиенического благополучия (СГБ) ткол, проведенной территориальным отделением Роспотребнадзора, а также е результатами социологического опроса директоров ткол и учителей. Установлено, что в сельских тколах, отнесенных к 3-й группе СГБ, уровень заболеваемости учащихся достоверно выте, и структура патологии имеет свои особенности по сравнению с таковой в благополучных в гигиеническом и социальном отношении образовательных учреждений. Доказано, что чем хуже условия обучения, тем больше детей страдают хроническими заболеваниями, особенно хроническими расстройствами психической сферы и нарушениями физического развития.
Ключевые слова: сельские тколы, учащиеся младших классов, условия обучения, санитарно-гигиеническое благополучие, группы здоровья, функциональные и хронические нарушения, физическое развитие
I. К. Rapoport, A. A. Sergeyeva, V. V Chubamvsky - HYGIENIC EVALUATION OF EDUCATIONAL CONDITIONS AND HEALTH STATUS IN JUNIOR PUPILS FROM RURAL SCHOOLS
Research Institute of Hygiene and Health Care in Children and Adolescents, Research Center of Children’s Health,
Russian Academy of Medical Sciences, Moscow
Clinical and epidemiological examinations were made in rural junior (8-10-year-old) schoolchildren from the Vyazma District, Smolensk Region. The clinicalfindings were compared with the results of evaluation of sanitary-and-hygienic school welfare (SGW), made by the regional branch of the Russian Inspectorate for the Protection of Consumer Rights and Human Welfare, and with those of a sociological survey of school directors and teachers. In the rural schools referred to as Group III morbidity, the incidence of diseases was ascertained to be significantly higher and their patterns had its peculiarities as compared to good hygienic and social educational institutions. There was evidence that the worse schooling conditions, the more children suffered from chronic diseases, chronic mental diseases and physical malformations in particular.
Key words: rural schools, junior pupils, schooling conditions, sanitary-and-hygienic welfare, health groups, functional and chronic impairments, physical development
53
[гиена и санитария 1/2012
Высокая заболеваемость детского населения России все больше привлекает внимание гигиенистов и педиатров. В настоящее время результаты немногочисленных научных публикаций свидетельствуют о том, что условия обучения и состояние здоровья городских детей лучше, чем сельских [2-7]. Согласно данным социологических исследований, прослеживается тенденция расслоения уровня жизни в селах и деревнях, зависящая от наличия сельскохозяйственной производственной базы. Потеря деревней материально-производственной базы (колхозы, совхозы, сельскохозяйственные предприятия) приводит к снижению не только количества рабочих мест со стабильной зарплатой, но и уровня функционирования всех звеньев социального обеспечения жителей села [1]. Следствием этого является ухудшение санитарно-гигиенического благополучия (СГБ) школ. Сельские школы (СШ) отличаются не только от городских, но и между собой по материально-техническому уровню. Соответственно состояние здоровья детей, обучающихся в школах с различным уровнем СГБ, может иметь определенные отличия. Исследований в этой области выполнено недостаточно много. Кроме того, влияние социально-экономических факторов на здоровье и развитие сельских детей также изучено мало, что и стало целью нашего исследования.
Материалы и методы
Исследования проводили в Вяземском районе Смоленской области. Условия обучения изучали в 2009 г. путем анкетирования директоров всех 22 СШ района по анкете, разработанной НИИ ГиОЗДиП НЦЗД РАМН и Институтом педагогики социальной работы РАО в 2003 г. Информация, полученная в результате анкетирования директоров школ, сопоставлена с данными санитарно-гигиенического обследования (СГО), которое проведено в это же время территориальной структурой Роспотребнадзора по методике, утвержденной Минздравсоцразвития России в 2004 г.
Состояние здоровья сельских младших школьников изучено на основании данных клинического обследования детей в октябре 2010 г. В экспедиционных условиях по унифицированным методикам бригадой врачей (педиатр, хирург-ортопед, психоневролог) был обследован 241 ребенок 8-10 лет - учащиеся начальных (2-4-го) классов 4 СШ и 1 городской (Вязьма). Предварительно получено информированное согласие родителей на обследование детей.
Результаты и обсуждение
Клинические исследования были дополнены анализом данных, полученных в результате анкетирования учителей - классных руководителей учащихся. Разработанную нами анкету заполняли учителя на каждого своего ученика. Следует отметить, что большинство педагогов проживают в тех же селах, где и учащиеся, и хорошо знают их семьи, условия проживания и питания детей, семейное воспитание, а также трудовую занятость, материальный уровень и образ жизни родителей.
Раиоиорт И. К. - д-р мед. наук, зав. лаб. научно-методических основ школ здоровья ([email protected]); Сергеева А А. -науч. сотр. лаб. научно-методических основ школ здоровья (8-916735-91-73); Чубаровский В. В. - д-р мед. наук, вед. науч. сотр. лаб. научно-методических основ школ здоровья.
Установлено, что в Вяземском районе Смоленской области работают 22 СШ с расчетной вместимостью начальных классов 1542 человека. На 1 сентября 2009 г. обучались 650 детей, т. е. 42,15% расчетного показателя.
Все СШ района мы условно разделили на две группы, исходя из расчетной численности учащихся начальных классов. К 1-й группе отнесены 14 общеобразовательных учреждений (ОУ) с расчетной численностью от 50 до 200 учащихся начальных классов, ко 2-й - 8 малочисленных школ, где количество учащихся начальных классов не превышало 49. Школы, условно отнесенные нами к 1-й группе, расположены преимущественно в крупных селах с сохраненной материально-технической базой с сельскохозяйственным производством. Малочисленные (малокомплектные) школы, отнесенные нами ко 2-й группе, находятся в селах с разрушенной материальной базой и значительной безработицей сельского населения. В 2 школах 2-й группы количество учащихся начальных классов не превышает 20. Большинство сельских ОУ района имеют интернаты, в которых в течение учебной недели находятся дети, проживающие в окружающих деревнях, где школ нет.
При анализе анкет, заполненных директорами школ, выявили, что в регионе 2 ОУ (9,1%) посещают школьники, проживающие в радиусе до 3-5 км от школы. Остальные школы расположены на расстоянии до 1 км от места проживания детей. Для доставки детей из отдаленных деревень используют школьные и рейсовые автобусы, личный транспорт родителей, в единичных случаях - электрички.
При анализе данных, полученных при санитарногигиенической оценке зданий СШ, установили, что школы 1-й группы в основном расположены в типовых зданиях, а 2-й - преимущественно в приспособленных под школу зданиях. На то, что здание нуждается в капитальном ремонте, указали 1/4 директоров школ. Система отопления в школах 1-й группы представлена в половине случаев централизованным отоплением от местных (муниципальных) котельных, остальные школы отапливаются котельными, расположенными непосредственно в школе или рядом с ней и работающими на угле, кроме того, используются нагревательные электроприборы. Школы 2-й группы отапливаются преимущественно за счет местного отопления - котельной в самой школе и нагревательными приборами. В одной из школ печное отопление.
Школы 1-й группы обеспечены централизованным хозяйственно-питьевым водоснабжением в 100% случаев. ОУ, отнесенные ко 2-й группе, используют колодезный и привозной типы водоснабжения. Аналогичная зависимость от условно принятой нами группировки СШ выявляется и при анализе системы канализации: так, централизованная система имеется только в школах 1-й группы, причем только в 60% случаев; в остальных ОУ канализации нет, а дети и учителя пользуются надворными туалетами.
Площадь класса, приходящаяся на 1 ребенка, соответствует или превышает нормативы (за исключением 1 школы), что связано с малой численностью сельских детей младшего школьного возраста.
Для освещения в школах используют люминесцентные лампы, лампы накаливания и смешанный вариант. Замена перегоревших ламп представляет проблему в 3 школах (13,64% количества СШ района). Состояние
54
школьной мебели в СШ в основном удовлетворительное, но только в 50% случаев мебель соответствует росту учащихся. В малокомплектных школах сохранились деревянные парты полувековой давности.
При оценке условий проведения уроков физкультуры вне школьного здания установили, что большинство школ имеют спортплощадки и спортивные комплексы на своей территории, 1 школа - бассейн. Не имеют возможности проведения физкультуры на улице 2 СШ (9,1%). В 31,8% школ, в основном школы 2-й группы, отсутствуют спортзалы, занятия физкультурой проводятся в приспособленных помещениях и коридорах. Учителей физкультуры не хватает.
Результаты анализа данных о питании учащихся начальных классов СШ показали, что 17 (77,3%) школ имеют школьные столовые, а в 5 (22,7%) ОУ питание организовано в отдельном приспособленном помещении в школе. 2 (9,1%) школьные столовые работают на полуфабрикатах, остальные 20 (90,9%) школ организуют работу столовой на сырье. В большинстве (77,3%) школ меню составляется на 1 нед, в остальных 5 (22,7%) - на 2 нед. Лечебно-профилактическое питание для детей с отклонениями в состоянии здоровья не организовано ни в одной из школ. Питьевой режим обеспечен в 19 (86,4%) школах. Дотации на питание учащихся младших классов получают все СШ района.
Результаты изучения медицинского обеспечения учащихся СШ свидетельствуют о том, что только в 2 (9,1%) крупных школах средний медицинский работник (фельдшер, медсестра) находится ежедневно в течение всего рабочего дня школы. В 4 (18,2%) школах медсестры работают только ежедневно по 2 ч в день или 2 дня в неделю по 4-5 ч. В остальных школах, а это почти 3/4 респондентов, медицинских работников нет. В неотложных случаях дети и учителя обращаются в фельдшерскоакушерские пункты, расположенные на значительном удалении от школ. Профилактические медицинские осмотры и вакцинацию проводят медицинские работники, приезжающие из Центральной районной больницы (ЦРБ). Никакой другой профилактической и оздоровительной работы в малочисленных школах не проводится из-за отсутствия медицинского персонала.
При обследовании школ врачом-гигиенистом территориальной структуры Роспотребнадзора установлено, что только 2 (9,1%) СШ можно отнести к 1-й группе СГБ, т. е. к наиболее благополучным. 2 школы отнесены к 3-й группе СГБ, т. е. к крайне неблагополучным. Обе школы с низким уровнем СГБ расположены в так называемых вымирающих селах с разрушенной материальной базой и сами представляют собой разрушающиеся деревянные здания с текущей крышей, проваливающимися полами и надворными туалетами. Остальные (81,8%) школы относятся ко 2-й группе СГБ, т. е. в них выявлены существенные недостатки в обеспечении необходимых условий для обучения детей.
Вместе с тем следует отметить, что карты санитарногигиенического обследования составлены не в расчете на столь низкий материально-технический уровень школы, например, в них не оговаривается возможность печного отопления, надворных туалетов, протекающей крыши и т. п. Большинство директоров оценили условия обучения школьников более критично, чем это представлено в картах обследования Роспотребнадзором.
В результате проведенных клинических обследований учащихся младших классов 4 СШ, относящихся к
разным группам СГБ, и 1 городской школы (Вязьма) получены данные о важных характеристиках состояния здоровья детей. Установлено, что ни в одной из СШ, ни в обследованной городской нет ни одного ребенка, которого можно было бы отнести к I группе здоровья, т. е. к абсолютно здоровым. Определены различия в распределении детей по группам здоровья между СШ. В наиболее благополучных в гигиеническом отношении школах в среднем 62,6% учащихся относятся ко II группе здоровья, остальные (37,4%) - к III группе. В школах
2-й группы СГБ 48,4% детей имеют II группу здоровья и 51,6% - III группу. Особенно негативная картина выявлена в школах с 3-й группой СГБ, где у 55% детей определена III группа здоровья и у 10% - IV группа. Установлены статистически достоверные различия в численности школьников с III-IV группой здоровья, которые обучаются в неблагополучных и благополучных в гигиеническом отношении ОУ (t = 2,5; р < 0,05). Методом ранговой корреляции по Спирмену доказана сильная обратная связь (г = -0,71) между условиями обучения и численностью учащихся, отнесенных к III-IV (вместе) группе здоровья.
Проанализированы распространенность и структура функциональных отклонений у учащихся обследованных школ. Показатели свидетельствуют о том, что распространенность функциональных отклонений среди учащихся младших классов превышает 3000%о, т. е. на 1 ребенка приходится 3 функциональных расстройства и более. При анализе структуры функциональных отклонений установлено, что наиболее распространенными и занимающими I-II ранговое место во всех школах являются нарушения сердечно-сосудистой системы. На II-III ранговом месте функциональные отклонения костно-мышечной системы. Хирург-ортопед отметил значительную слабость мышц брюшного пресса и спины у детей и частые предгрыжевые состояния. Далее в структуре функциональных отклонений, выявленных у школьников, находятся функциональные расстройства нервной системы и психической сферы, а также обменно-эндокринные нарушения, представленные в основном дефицитом массы тела и низким ростом. Значительный удельный вес в структуре функциональных отклонений занимают нарушения иммунитета, проявляющиеся многократными (4 раза и более) в течение учебного года простудными заболеваниями. Часто болеют 10-23% младших школьников.
В результате проведенного исследования выявлена распространенность хронической патологии среди учащихся, и определено ранговое распределение показателей между школами. Наиболее негативные количественные показатели имеют самые неблагополучные в гигиеническом отношении школы. Распространенность хронической патологии в них практически вдвое выше, чем в остальных, и достигает 1100%. Обнаружена сильная обратная корреляция (г = -0,71) между условиями обучения и распространенностью всех хронических заболеваний.
Во всех обследованных школах наиболее распространенными и занимающими в структуре хронической патологии I-II ранговое место являются выраженные (синдромально очерченные) нарушения нервной системы и психической сферы. Их крайне высокая распространенность (550%) отмечена у учеников неблагополучных школ, отнесенных к 3-й группе СГБ. Более чем у половины детей в этих ОУ выявлены невротические реакции,
55
[гиена и санитария 1/2012
неврозы или задержка психического развития. Патохарактерологические реакции наблюдали только у сельских младших школьников, у городских они отсутствовали, различие в распространенности достоверно (t = 2,02; р < 0,05). Среди городских младших школьников детей с задержкой психического развития не выявлено, различие с сельскими учащимися достоверно (t = 3,08; р < 0,05). В целом полученные данные свидетельствуют о более благоприятном нервно-психическом статусе городских детей в сравнении с сельскими. Определена сильная обратная корреляционная связь (г = -0,71) между условиями обучения и численностью учащихся, страдающих хроническими болезнями нервной системы и психической сферы.
Следует отметить, что по результатам социологической анкеты, заполненной учителями, зафиксированы существенно более низкая успеваемость и более частое асоциальное поведение у учеников школ в неблагополучных в гигиеническом отношении школах. Так, в ОУ
3-й группы СГБ 55% детей имеют отклонения в поведении, столько же нарушают дисциплину в школе и 10% - общественный порядок, у 25% младших школьников выраженные трудности в обучении и плохая успеваемость. Тогда как в гигиенически благополучных школах 13,8-35,8% учащихся имеют отклонения в поведении, не более 23% нарушают дисциплину в школе и только у 1,35% отмечена склонность к асоциальному поведению. Дети с выраженными трудностями обучения в благополучных школах составляют от 3 до 10%.
Можно предположить, что особенности поведения сельских школьников в определенной степени обусловлены недостаточным вниманием со стороны родителей, так как, по оценкам учителей, гармоничное развитие в семьях получают 38,1% сельских детей и 66,2% городских. Определенные издержки воспитания могут быть связаны с тем, что только 49,4% отцов и 61,4% матерей, проживающих в селах, имеют постоянную работу вблизи дома. Остальные родители работают в Москве, Смоленске и иных крупных городах. Это вынуждает отцов и матерей на несколько дней, а иногда и недель, оставлять детей на попечение других членов семьи, родственников, соседей или отдавать учащихся в интернаты. Среди родителей городских школьников по сравнению с сельскими отцов, имеющих постоянную работу вблизи дома, достоверно больше - 63,1% против 49,4% (t = 2,0; р < 0,05).
В структуре хронических соматических заболеваний практически одинаковые ранговые места занимают болезни органов пищеварения, хроническая патология бронхолегочной системы и выраженные нарушения эндокринной системы и обмена веществ, представленные конституционально-экзогенным ожирением и общей задержкой физического развития.
По данным антропометрического обследования к гармонично развитым отнесены только 60-65% учащихся обследованных школ. Избыточная масса тела и ожирение диагностированы только у учащихся ОУ, отнесенных к 1-й и частично ко 2-й группам СГБ. В остальных сельских школах детей с избыточной массой тела нет. Общая задержка физического развития выявлена у 5% детей, а дефицит массы тела - у 19-35%, посещавших младшие классы СШ. Полученные данные позволяют предположить недостаточное питание детей в неблагополучных в социальном и гигиеническом отношении селах, так как, по данным социологической анкеты, низкий материальный уровень имеют значи-
тельное количество семей (30-60%), проживающих в этих селах и ближайших деревнях. Следует отметить, что 26,9% детей с задержкой физического развития, дефицитом массы тела и низким ростом проживают в семьях с низким материальным уровнем. Остальные учащиеся с указанными отклонениями в физическом развитии - в семьях со средним достатком.
Высокий уровень заболеваемости школьников, особенно в социально неблагополучных селах, в значительной степени обусловлен недостаточным медицинским обеспечением детей в школах. Качество профилактических медицинских осмотров учащихся низкое, выяв-ляемость нарушений здоровья неудовлетворительная. Это подтверждается тем, что, по данным профосмотров, проведенных ЦРБ, к I группе здоровья отнесены от 43,5 до 52,2% учащихся, в то время как данные обследования, проведенного НИИ ГиОЗДиП, говорят о том, что абсолютно здоровых детей в этих школах нет.
Выявленные особенности физического и психического здоровья учащихся младших классов СШ требуют разработки и проведения комплексных, многоуровневых социально-экономических, медико-социальных и психолого-педагогических мероприятий.
Выводы
1. В настоящее время условия обучения сельских школьников зависят от социально-экономического положения села, в котором расположена школа. В селах с разрушенным производством и отсутствием средств в местных бюджетах резко ухудшились условия обучения детей в ОУ и как следствие здоровье учащихся.
2. Доказано, что чем хуже условия обучения, тем больше детей страдают хроническими заболеваниями, особенно хроническими расстройствами психической сферы (неврозы и задержка психического развития), а также нарушениями физического развития (дефицит массы тела, задержка физического развития, низкий рост) и слабостью мышечной системы.
3. Отсутствие постоянной работы родителей приводит к низкому материальному уровню семей, неполноценности питания учащихся, а также к определенным издержкам в воспитании, что обусловлено в том числе частыми и длительными отъездами родителей на заработки в крупные города.
4. В школах, расположенных в селах с высоким уровнем безработицы, более половины младших школьников имеют отклонения в поведении, столько же нарушают дисциплину в школе и 10% - общественный порядок, у 25% детей выраженные трудности в обучении и низкая успеваемость.
5. Состояние здоровья сельских школьников, обучающихся в малочисленных школах, требует проведения неотложных мероприятий по улучшению условий их обучения, питания, медицинского обеспечения, а также необходима лечебно-оздоровительная и психологокоррекционная помощь учащимся.
Литер атура
1. Гурьянова М. П. // Профессиональное образование. Столица. - 2010. -№ 3. - С. 24-28.
2. Матвеева Н. А., Назарова Л. В., Патурова С. А. и др. // Материалы II конгресса Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья с международным участием. - М., 2010. - С. 392-394.
56
3. Поляков А. Я., Петруничева К. П., Михеева Е. В. // Материалы II конгресса Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья с международным участием. - М., 2010. - С. 499-502.
4. Сидоров С. В. // Сиб. пед. журн. - 2009. - № 13. - С. 228-234.
5. Современная сельская начальная малочисленная школа: проблемы гигиены и охраны здоровья учащихся: Метод. рекомендации / Под ред. М. И. Степановой. - М., 2003.
6. Степанова М. И. // Современная сельская школа в условиях реализации национальных проектов: Сборник науч. статей / Под ред. М. П. Гурьяновой. - М., 2006. - С. 36-44.
7. Усанова Е. П. Состояние здоровья школьников, новые формы организации медицинской помощи, профилактической и оздоровительной работы в школе: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. - Н. Новгород, 1997.
Поступила 11.05.11
© В. Л. ГРИЦИНСКАЯ, 2012 УДК 613.952:572.51
В. Л. Грицинская
ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У НОВОРОЖДЕННЫХ ДЕТЕЙ в рЕСПУБлИКЕ тывА
Учреждение РАМН НИИ медицинских проблем Севера Сибирского отделения РАМН, Красноярск
С целью изучения динамики физического развития детей коренного населения Республики Тыва методом случайной выборки проанализированы истории родов с 1978 по 2009 г. Проведен сравнительный анализ основных соматометрических показателей и индекса Кетле у 2099 доношенных новорожденных детей.
У значительной части новорожденных диагностирована внутриутробная гипотрофия (18-41%). За анализируемый период отмечена тенденция к снижению длины тела (ДТ) и увеличению доли новорожденных с ДТ менее 50 см, что может свидетельствовать о ретардации физического развития детей.
Ключевые слова: новорожденные, физическое развитие, коренное население
VL. Gritsinskaya - TRENDS OF PHYSICAL DEVELOPMENTAL PARAMETERS IN NEONATES IN THE REPUBLIC OF TYVA
Research Institute of Medical Problems of the North, Siberian Branch, Russian Academy of Medical Sciences
The 1978-2009 labor histories were randomly analyzed to study physical development trends in children of the indigenous population of the Republic of Tyva. Major somatometric parameters and Quetlet index were comparatively analyzed in 2099 premature neonatal infants. A higher proportion (18-41%) of newborn infants was diagnosed as having intrauterine infection. The analyzed period was marked by a trend towards shorter stature and a larger proportion of neonates less than 50 cm in length, which may suggest their retarded physical development.
Key words: neonates, physical development, indigenous population
Одним из информативных критериев социальногигиенического мониторинга состояния здоровья и качества жизни населения могут выступать соматометри-ческие показатели у новорожденных детей. Отмечено, что габаритные размеры новорожденных отражают не только количественные характеристики внутриутробного развития, но и являются значимым маркером морфологических и функциональных особенностей детей в перинатальном периоде [1, 3-5]. В результате динамических наблюдений, проведенных в последнее десятилетие в ряде регионов нашей страны, выявлено снижение соматометрических показателей у новорожденных детей [2, 6-8].
В связи со сложной демографической ситуацией в стране особого внимания заслуживает мониторинг состояния здоровья новорожденных детей коренных и малочисленных народностей Севера и Сибири, к которым относится население Республики Тыва. Тыва - горная республика, расположенная в самом центре азиатского материка, характеризуется наивысшей степенью этнической компактности. Суровый климат, нестабильная экономическая обстановка, снижение жизненного уровня многих семей, отдаленность от транспортных
Грицинская В. Л. - д-р мед. наук, вед. науч. сотр. клин. отд-ния мониторинга соматической патологии и прогнозирования здоровья ([email protected])
магистралей создают неблагоприятные условия для проживания и оказывают негативное влияние на состояние здоровья населения.
С целью изучения динамики физического развития новорожденных коренного населения Тывы методом случайной выборки проанализированы истории родов, прошедших в роддоме г. Кызыла. Изучены показатели массы и длины тела (МТ и ДТ), окружности грудной клетки и головы (ОГК и ОГ) при рождении у 2099 детей. Все обследованные дети имели гестационный возраст не менее 37 нед. Было выделено четыре группы: 1-я группа - дети, рожденные в 2008-2009 гг. (659 детей: 314 мальчиков и 345 девочек); 2-я группа - новорожденные 1998-1999 гг. (590 детей: 298 мальчиков и 292 девочки); 3-я группа - новорожденные 1988-1989 гг. (532 ребенка: 257 мальчиков и 275 девочек); 4-я группа - новорожденные 1978-1979 гг. (358 детей: 155 мальчиков и 203 девочки). Для изучения распространенности внутриутробной гипотрофии определен индекс Кетле (ИК1) по формуле: МТ (в г)/ДТ (в см). Внутриутробную гипотрофию регистрировали при значении ИК1ниже 60. Все расчеты проводили с использованием пакета программного обеспечения “STATISTICA v. 6.0 ©STATSOFT, США”.
Нами выявлены различия соматометрических показателей в зависимости от половой принадлежности новорожденных детей. Во всех группах средние ДТ и МТ у мальчиков выше, чем у девочек. Так, в 1-й группе
57