Научная статья на тему 'Оценка здоровьесберегающего потенциала биместровой модели организации учебного года в школе'

Оценка здоровьесберегающего потенциала биместровой модели организации учебного года в школе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
151
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИМЕСТРОВАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ГОДА / BIMESTER MODEL OF ORGANIZATION OF SCHOOL YEAR / ПЕРВОКЛАССНИКИ / МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ / MEDICAL EXAMINATION / ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ХРОНИЧЕСКИМИ БОЛЕЗНЯМИ / CHRONIC DISEASES INCIDENCE / FIRST-GRADERS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Рапопорт И. К., Степанов С. Ю., Панина О. С., Рябова И. В., Соколова С. Б.

Для профилактики переутомления учащихся, развития психосоматических расстройств и хронических заболеваний предложена новая биместровая модель организации учебного года, которая реализована в школе Московского городского педагогического университета. В Университетской и контрольной школах проведено медицинское обследование первоклассников в начале и конце учебного года. Группой контроля были первоклассники московской школы, где сохраняется традиционная система организации учебного года. Первые исследования показали, что при биместровой модели не происходит увеличение заболеваемости хроническими болезнями, а в контрольной школе частота хронических болезней увеличилась на 41%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Рапопорт И. К., Степанов С. Ю., Панина О. С., Рябова И. В., Соколова С. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of healthsaving potential of bimester model of academic year organization at school

New bimester model of academic year organization has been proposed to prevent fatigue of students, development of psychosomatic disorders and chronic diseases. The model is implemented in the school of Moscow City Pedagogical University. The first-graders passed a medical examination at the beginning and the end of school year both in the University school and in the control school. The control group consisted of the first-graders of the Moscow school with a traditional system of academic year organization. The first study showed no increase of chronic diseases incidence when using bimester model, in the control school there was increase of chronic diseases incidence up to 41%.

Текст научной работы на тему «Оценка здоровьесберегающего потенциала биместровой модели организации учебного года в школе»

АВГУСТ №8 (269)

13

УДК 613.955

ОЦЕНКА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА БИМЕСТРОВОЙ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ГОДА В ШКОЛЕ

И.К. Рапопорт1, С.Ю. Степанов2, О.С. Панина2, И.В. Рябова2, С.Б. Соколова1, М.А. Поленова1

:ФГБНУ «Научный центр здоровья детей», г. Москва, Россия 2Университетская школа ГБОУ ВО «Московский городской педагогический университет», г. Москва, Россия

Для профилактики переутомления учащихся, развития психосоматических расстройств и хронических заболеваний предложена новая биместровая модель организации учебного года, которая реализована в школе Московского городского педагогического университета. В Университетской и контрольной школах проведено медицинское обследование первоклассников в начале и конце учебного года. Группой контроля были первоклассники московской школы, где сохраняется традиционная система организации учебного года. Первые исследования показали, что при биместровой модели не происходит увеличение заболеваемости хроническими болезнями, а в контрольной школе частота хронических болезней увеличилась на 41%.

Ключевые слова: биместровая модель организации учебного года, первоклассники, медицинское обследование, заболеваемость хроническими болезнями.

I.K. Rapoport, S.Yu. Stepanov, O.S. Panina, I.V. Ryabova, S.B. Sokolova, M.A Polenova □ ASSESSMENT OF HEALTHSAVING POTENTIAL OF BIMESTER MODEL OF ACADEMIC YEAR ORGANIZATION AT SCHOOL □ FSBSI «Scientific Center of Children's Health», Moscow, Russia; University school of SBEI HE «Moscow City Pedagogical University», Moscow, Russia.

New bimester model of academic year organization has been proposed to prevent fatigue of students, development of psychosomatic disorders and chronic diseases. The model is implemented in the school of Moscow City Pedagogical University. The first-graders passed a medical examination at the beginning and the end of school year both in the University school and in the control school. The control group consisted of the first-graders of the Moscow school with a traditional system of academic year organization. The first study showed no increase of chronic diseases incidence when using bimester model, in the control school there was increase of chronic diseases incidence up to 41%.

Key words: Bimester model of organization of school year; first-graders; medical examination; chronic diseases incidence.

Введение. Многолетние научные наблюдения за формированием здоровья детей и подростков в процессе их обучения в школе свидетельствуют об учебных перегрузках обучающихся и ухудшении состояния здоровья как в динамике учебного года, так и от младших классов к старшим. Сегодня специалисты в области возрастной физиологии и гигиены детей и подростков располагают многочисленными доказательствами того, что степень утомления учащихся, уровень их невротизации, эмоциональный комфорт и в конечном итоге состояние здоровья детей зависят не только от объема учебной нагрузки и ее содержания, но и от методов, режимов и технологий обучения [1, 2, 4, 5].

Здоровьесберегающая деятельность в образовательной организации должна быть

направлена прежде всего на создание гигиенически рациональных, комфортных для участников образовательного процесса условий обучения, включая равномерное распределение учебной нагрузки школьников в течение учебного года за счет чередования равных по продолжительности периодов учебы [3, 4, 6]. В настоящее время установлено, что нерациональная организация всего годичного образовательного цикла негативно сказывается на состоянии здоровья школьников. Очевидные диспропорции существующей четвертной структуры учебного года не соответствуют психофизиологическим особенностям большинства детей и подростков школьного возраста. Такие доводы особенно актуальны для самой продолжительной третьей четверти. Триместровая

14

ЗНиСО АВГУСТ №8 (2И)

система, начавшая внедряться в практику организации учебного года в школах, также обладает достаточно существенным недостатком: недельные каникулы не позволяют ни учащимся, ни педагогам полноценно отдохнуть, набраться сил и приступить к новому периоду обучения.

Указанные выше недостатки побудили администрацию Университетской школы Московского городского педагогического университета разработать новую биместро-вую модель организации учебного года [7]. В Университетской школе учебный год состоит из 5 равноценных (примерно по 7 учебных недель) периодов обучения — биместров (от лат.: Ыте8М8 — двухмесячный) вместо четвертей и триместров. Между биместрами каникулы не менее двух недель, в основном совпадающие с традиционными, а также общенациональными праздниками. За счет этого учащиеся могут несколько раз в году отдыхать вместе с родителями. Так создаются предпосылки для формирования и укрепления семейных традиций совместного отдыха. Двухнедельные каникулы позволяют более полноценно отдохнуть и учителям, что, по нашему мнению, будет снижает вероятность формирования психосоматических нарушений, обусловленных переутомлением педагогов. Учебный год составляет 10 месяцев (с сентября по июнь включительно); летние каникулы, которые могут рассматриваться как шестой, рекреативный образовательный биместр — 2 месяца.

Биместровая организация годичного образовательного цикла разработана с учетом годовых психофизиологических ритмов и динамики работоспособности в сезонном разрезе. Известны общие закономерности динамики работоспособности с естественными периодами: врабатывание, устойчивый период (оптимальная работоспособность), предутомление (период неустойчивой работоспособности) и утомление. Годовая динамика работоспособности школьников показала, что она очень близка к стандартной кривой. Первые месяцы обучения — это адаптация, врабатывание, причем этот период более длителен (6—8 недель) в первом классе, во втором—четвертом классах он сокращается до 3—4 недель, в пятом классе увеличивается до 4—6 недель и в последующие годы обучения составляет 2—3 недели.

Рациональное чередование учебы и отдыха учащихся имеет существенное значение в профилактике утомления в течение всего учебного года. Наступление утомления в течение года сдерживается каникулами, которые

играю роль «физиологических стимуляторов». Наиболее трудными периодами учебного года на протяжении всех лет обучения являются период после 20 декабря и с середины февраля. Первый спад работоспособности (в декабре) компенсируется зимними каникулами. Каникулы могли бы дать больший эффект, если бы они начинались 25 декабря. Второй спад работоспособности (в феврале) также рекомендуется компенсировать не менее чем 10-дневными каникулами, начинающимися в середине февраля.

Важное значение для здоровья учащихся имеет и продуманное распределение нагрузки в течение биместра, учебной недели, дня и, конечно же, урока. Рациональное и обоснованное распределение программного материала по биместрам повышает качество образовательного процесса.

Самым распространенным элементом системы образования является традиционная система оценок. Школьная отметка не только фиксирует успешность усвоения школьной программы, но и во многом определяет эмоциональное благополучие ребенка в школе, влияет на его отношения с родителями, педагогами и сверстниками, отношение к самому себе, и в целом влияет на его здоровье. При биместровой организации годичного образовательного цикла есть возможность снизить эмоциональное напряжение у учащихся во время аттестации за учебный период, а также помочь учителям выставить объективную отметку за год.

Цель исследования — оценка динамики заболеваемости первоклассников, обучающихся по биместровой модели организации учебного процесса, в сравнении с аналогичными показателями первоклассников при традиционной организации учебного года.

Объект и методы исследования. В настоящее время в Университетской школе совместно с сотрудниками Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГБНУ «Научный центр здоровья детей» проводится динамическое наблюдение за здоровьем детей, занимающихся по биместровой модели обучения. Под наблюдением специалистов были учащиеся первых классов Университетской школы (14 мальчиков и 14 девочек). Группой сравнения являлись их сверстники — учащиеся общеобразовательной московской школы с традиционной организацией каникул (16 мальчиков и 19 девочек). Условия обучения в обеих школах были одинаковыми. Обе образовательные организации — школы полного дня; наполняемость первых классов в школах

АВГУСТ №8 (269)

15

составляла 14—18 человек. Проведенное исследование носило пилотный характер.

Клиническое обследование детей осуществлялось непосредственно в каждой школе в начале и конце учебного года одними и теми же врачами-специалистами Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков: педиатром, психоневрологом, офтальмологом, ортопедом и антропологом с использованием методов скрининг-диагностики. Перед осмотрами родители подписывали информированное согласие и заполняли анкеты для выявления жалоб ребенка и сбора анамнестических сведений (история заболеваний и информация об образе жизни ребенка). По окончании обследования детей родителям были переданы подробные медицинские заключения и рекомендации по организации учебного дня ребенка, питанию, двигательной активности, а при необходимости — дальнейшему углубленному обследованию в условиях детской поликлиники.

Результаты исследования. Медицинское обследование первоклассников обеих школ в начале обучения свидетельствует о том, что среди учащихся не было ни одного абсолютно здорового ребенка. К концу учебного года среди первоклассников контрольной школы наблюдалось изменение соотношений наполняемости групп здоровья. В начале года в обеих школах практически равный процент учащихся относился ко II-й группе здоровья (т. е. к группе, к которой относятся дети с функциональными отклонениями, избытком и дефицитом массы тела, часто болеющие), в частности 64,3 % — в Университетской школе и 60% — в контрольной. На момент завершения первого учебного года в Университетской школе количество учащихся со II-й группой здоровья осталось практически прежним (60,7 %), а в контрольной школе сократилось до 42,4 % за счет увеличения (с 40,0 до 57,6 %) наполняемости III группы здоровья, к которой относятся дети с хроническими болезнями в стадии компенсации. Статистически значимых различий между школами нет (t = 1,2 p < 0,05). Вместе с тем выявленная тенденция является неблагоприятной и свидетельствует о формировании у части первоклассников контрольной школы хронических заболеваний.

В начале учебного года как в университетской, так и в контрольной школе распространенность функциональных отклонений была одинаковой (2464,3 и 2457,2 % соответственно). К моменту завершения первого класса в обеих школах частота функцио-

нальных отклонений возросла более чем на треть, и показатель достиг 3 333 %о. Среди функциональных отклонений увеличился удельный вес нарушений системы пищеварения, а также частота спазма аккомодации и близорукости слабой степени.

Иную картину можно констатировать в отношении изменений частоты встречаемости хронических заболеваний. В начале учебного года в Университетской школе распространенность хронической патологии составляла 535,0 % и к концу года оставалась на прежнем уровне (555,6 %), в то время как в контрольной школе показатель вырос на 41 % (с 600,0 до 848,5 %). Выявлено статистически значимое различие между показателями в контрольной школе в начале и конце года (t = 2,4, p < 0,05). В группе сравнения распространенность хронической патологии увеличилась за счет появления у детей новых случаев неврозов, болезней органов пищеварения, гипертрофии миндалин и аденоидов II—III ст., хронического тонзиллита.

Таким образом, проведенное пилотное исследование свидетельствует о благоприятной тенденции в Университетской школе — отсутствии роста частоты встречаемости хронических заболеваний среди первоклассников к моменту завершения первого года обучения. Вместе с тем, принимая во внимание, что в обеих школах констатировано увеличение распространенности функциональных нарушений системы пищеварения и миопии у школьников, администрации образовательных организаций следует уделить особое внимание обеспечению рационального питания учащихся и профилактике близорукости путем строгого соблюдения требований к зрительным нагрузкам детей и проведения гимнастики для глаз и физкультминуток. Целесообразно создание кабинетов охраны зрения и осуществление превентивных лечебно-коррекционных мероприятий.

Следует подчеркнуть, что на данном этапе исследований здоровьесберегающего потенциала биместровой модели организации учебного года получены только первоначальные результаты. В дальнейшем предполагается продолжить наблюдение за учащимися начальных классов Университетской школы с проведением оценки влияния новой модели на состояние здоровья, психофизиологический статус и качество обучения детей. В процессе дальнейших исследований будут использоваться не только клинические, но и психофизиологические, а также педагогиче-

16

ЗНиСО АВГУСТ №8 (269)

ские методы диагностики. Мы надеемся, что новая система организации учебного процесса, основанная на равномерном распределении учебной нагрузки в течение учебного года, обеспечит более благоприятную динамику работоспособности учащихся в сравнении с традиционно организованным обучением, уменьшит переутомление школьников и будет способствовать сохранению их здоровья.

Заключение. Результаты первого этапа апробации биместровой модели организации учебного года показали более благоприятные тенденции в динамике показателей состояния здоровья детей, обучающихся в Университетской школе, за счет профилактики переутомления, предотвращения развития психосоматических расстройств и укрепления иммунитета у учащихся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Безруких М.М. Психофизиологические основы эффективности организации учебного процесса. Лекции 1—4. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006. 44 с.

2. Поленова М.А. и др. О реализации комплексного подхода к оптимизации обучения в условиях повышенной образовательной нагрузки / М.А. Поленова, З.И. Сазанюк, Т.В. Шумкова //Здоровье населения и среда обитания. 2012. № 11 (236). С. 42—44.

3. Степанов С.Ю. и др. От здоровьесберегающего образования к здоровьесозидающему / С.Ю. Сте-

панов, Е.З. Кремер //Образовательная политика. 2011. № 1 (51). С. 89—91.

4. Степанова М.И. и др. Профилактика нарушений здоровья школьников в процессе обучения / М.И. Степанова, З.И. Сазанюк, М.А. Поленова, А.С. Седова и др. //Российский педиатрический журнал. 2011. № 3. С. 46—49.

5. Сухарева Л.М. и др. Динамика заболеваемости московских школьников в процессе получения основного общего образования / Л.М. Сухарева, Л.С. Намазова-Баранова, И.К. Рапопорт, И.В. Звездина //Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2013. № 3. С. 18-26.

6. Чайкин С.В. Гигиеническая оценка альтернативного варианта структуры учебного года в школе: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. М., 2002. 24 с.

7. Степанов С.Ю. и др. Биместровая система годичного образовательного цикла как одно из базовых условий создания здоровьесберегающей среды. Проблемы развития и формы организации регионального базового центра педагогического образования на базе МГПУ: Сб. научных статей / С.Ю. Степанов, О.С. Панина. М.: МГПУ, 2014.

Контактная информация:

Поленова Марина Альбертовна, тел.: 8 (495) 917-10-60, e-mail: [email protected]

Contact information: Polenova Marina, рИопе: 8 (495) 917-10-60, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.