Научная статья на тему 'Динамика показателей функционального состояния организма младших школьников при разной организации учебного года и продолжительности каникул'

Динамика показателей функционального состояния организма младших школьников при разной организации учебного года и продолжительности каникул Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
166
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / YOUNGER SCHOOLCHILDREN / ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ГОДА / ORGANIZATION OF THE ACADEMIC YEAR / БИМЕСТРОВАЯ И ТРИМЕСТРОВАЯ МОДЕЛИ / КАНИКУЛЫ / УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / MENTAL CAPACITY / ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ СТОИМОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / THE PHYSIOLOGICAL COST OF STUDYING / BIMESTER AND TRIMESTER MODELS / VACATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Данова Анастасия Владимировна, Поленова М.А.

Представлен сравнительный анализ показателей функционального состояния организма младших школьников для оценки эффективности их отдыха при биместровой и триместровой моделях организации учебного года. Биместровая модель, заключающаяся в том, что через 7-8 учебных недель следуют двухнедельные каникулы, реализована в Университетской школе Московского городского педагогического университета (МГПУ). При триместровой модели, используемой во многих школах России, после 5-6 учебных недель следуют недельные каникулы. По показателям умственной работоспособности и эмоционального статуса детей не выявлено различий в эффективности каникул при обеих моделях организации учебного года. Полноценный отдых школьников в каникулы улучшает показатели умственной работоспособности младших школьников, что особенно актуально в весенний период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Данова Анастасия Владимировна, Поленова М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamics of indexes of functional state of organism of younger schoolchildren with different organizations of the school year and the duration of the vacation

The article presents the comparative analysis of indicators of the functional state of the organism of younger students to assess the effectiveness of their holiday in bimester and trimester models of the organization of the school year. Bimester model consists in the fact that after 7-8 weeks of training followed by two-week vacation, realized in University school of Moscow city Pedagogical university. Trimester model are using in many schools of Russia: the week's vacations are following after 5-6 weeks of training. On indicators of mental capacity and emotional status of children revealed no differences in the effectiveness of the vacation in both models of organization of the school year. Complete recreation of schoolchildren during the holidays improves mental performance. This is especially important in the spring when the younger schoolchildren marked the sharpest deterioration in performance.

Текст научной работы на тему «Динамика показателей функционального состояния организма младших школьников при разной организации учебного года и продолжительности каникул»

36

ЗНиСО Август №8 (201)

УДК 613.955

ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ГОДА И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ КАНИКУЛ

А.В. Данова, М.А. Поленова

ФГАУ «Научный центр здоровья детей» Минздрава России, г. Москва, Россия

Представлен сравнительный анализ показателей функционального состояния организма младших школьников для оценки эффективности их отдыха при биместровой и триместровой моделях организации учебного года. Биместровая модель, заключающаяся в том, что через 7-8 учебных недель следуют двухнедельные каникулы, реализована в Университетской школе Московского городского педагогического университета (МГПУ). При триместровой модели, используемой во многих школах России, после 5-6 учебных недель следуют недельные каникулы. По показателям умственной работоспособности и эмоционального статуса детей не выявлено различий в эффективности каникул при обеих моделях организации учебного года. Полноценный отдых школьников в каникулы улучшает показатели умственной работоспособности младших школьников, что особенно актуально в весенний период.

Ключевые слова: младшие школьники, организация учебного года, биместровая и триместровая модели, каникулы, умственная работоспособность, физиологическая стоимость обучения.

A.V. Danova, M.A. Polenova □ DYNAMICS OF INDEXES OF FUNCTIONAL STATE OF ORGANISM OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN WITH DIFFERENT ORGANIZATIONS OF THE SCHOOL YEAR AND THE DURATION OF THE VACATION □ Scientific Center of Children's Health of the Ministry of Health of Russia, Moscow, Russia.

The article presents the comparative analysis of indicators of the functional state of the organism of younger students to assess the effectiveness of their holiday in bimester and trimester models of the organization of the school year. Bimester model consists in the fact that after 7-8 weeks of training followed by two-week vacation, realized in University school of Moscow city Pedagogical university. Trimester model are using in many schools of Russia: the week's vacations are following after 5-6 weeks of training. On indicators of mental capacity and emotional status of children revealed no differences in the effectiveness of the vacation in both models of organization of the school year. Complete recreation of schoolchildren during the holidays improves mental performance. This is especially important in the spring when the younger schoolchildren marked the sharpest deterioration in performance. Key words: younger schoolchildren, organization of the academic year, bimester and trimester models, vacation, mental capacity, the physiological cost of studying.

Ухудшение состояния здоровья учащихся подтверждается многолетними научными наблюдениями за формированием здоровья детей и подростков в процессе их обучения в школе и не может не вызывать тревогу [1, 5]. Одним из ведущих факторов, ухудшающих здоровье школьников, является их переутомление в течение учебного года. Поэтому наиболее рациональная организация учебного процесса, предполагающая равномерное распределение учебной нагрузки в течение учебного года за счет чередования равных по продолжительности периодов учебы и полноценного отдыха, является одним из возможных путей улучшения здоровья школьников [4, 5].

Во многих школах России уже отказались от четвертной модели учебного года из-за чрезмерно продолжительной 3-й четверти, приводящей к переутомлению школьников. Триместровая структура учебного года предполагает регулярное чередование учебного и каникулярного времени: 5—6 недель учебы сменяются недельными каникулами, при этом продолжительность учебного года, число каникулярных дней и продолжительность летних каникул остаются неизменными. Исследованиями, проведенными М.И. Степановой и С.В. Чайкиным в 2002 г. [4], установлено, что такая организация учебного года обеспечивает более благоприятную динамику работоспособности учащихся в сравнении с четвертной организацией обучения. Недостатком такой модели является то, что большая

часть каникул не совпадает с привычными периодами отдыха населения и национальными праздниками и, как правило, не позволяет детям проводить досуг вместе с родителями.

В Университетской школе Московского городского педагогического университета была разработана и реализована новая биместровая модель организации учебного года [2, 3], здоровье-сберегающий эффект которой изучается в настоящее время. При такой организации учебный год состоит из 5 равноценных (примерно по 7 учебных недель) периодов обучения - би-местров, чередующихся с двухнедельными каникулами. Каникулы совпадают с общенациональными праздниками. За счет этого учащиеся могут несколько раз в году отдыхать вместе с родителями. Вместе с тем, по мнению педагогической общественности 2-недельные каникулы могут приводить к увеличению периода враба-тывания учащихся в учебную деятельность.

Цель исследования - гигиеническая оценка влияния 2-недельных каникул между бимест-рами и недельных каникул между триместрами на умственную работоспособность и психо-эмо-циональный статус учащихся 2-х классов.

Материалы и методы. Под наблюдением были учащиеся 2-х классов Университетской школы (39 чел.) и контрольной школы (48 чел.), в которой в отличие от биместровой модели была реализована триместровая модель обучения. На протяжении учебного года проведено четырехкратное исследование (1-е и 2-е иссле-

АВГУСТ МаВ (201) ЗНиСО

37

дование - до и после вторых осенних каникул, 3-е и 4-е исследование - соответственно до и после первых весенних каникул). Изучение динамики функционального состояния ЦНС учащихся 2-х классов Университетской школы (476 исследований) и контрольной школы (538 исследований) проводилось с помощью корректурной пробы [6], позволяющей получить информацию об основных параметрах, характеризующих умственную работоспособность. Одновременно было проведено исследование психоэмоционального статуса учащихся 2-х классов Университетской школы (508 исследований) и контрольной школы (555 исследований), оцениваемого по методике цветописи [7]. Исследования проводились в условиях естественного гигиенического эксперимента в динамике учебного дня, недели и года.

Результаты исследования. Данные динамических наблюдений в первой половине учебного года (1-е и 2-е исследование) свидетельствуют не только о сохранении устойчивого уровня умственной работоспособности и психоэмоционального состояния учащихся 2-х классов Университетской и контрольной школ, но и об отсутствии выраженных различий в оцениваемых показателях функционального состояния организма сравниваемых коллективов школьников в период до и после вторых осенних каникул (табл. 1).

Так, согласно результатам корректурного тестирования количественные и качественные показатели умственной работоспособности школьников при биместровой и триместровой моделях организации учебного года от 1-го ко 2-му исследованию остаются практически неизменными: у второклассников Университетской школы скорость и точность выполнения корректурного теста составляют соответственно (209,4 ± 5,2)

— (202,0 ± 5,77) прослеженных знаков и (6,6 ± 0,23) — (6,3 ± 0,21) допущенных ошибок, у учащихся контрольной школы — (192,7 ± 5,27)

— (206,5 ± 4,43) прослеженных знаков и (8,1 ± 0,25) — (7,28 ± 0,22) допущенных ошибок. При этом как у учащихся Университетской школы, так и контрольной школы сохраняются стабильно высокие значения интегрального показателя работоспособности (ИПР): соответственно 1,30—1,52 усл. ед. и 1,03—1,00 усл. ед., что указывает на преобладание работ, выпол-

ненных «хорошо» и «отлично» над работами, выполненными «неудовлетворительно» и «плохо». Несмотря на то, что в процессе обучения более чем у трети учащихся обеих школ стабильно регистрируются неблагоприятные сдвиги работоспособности, указывающие на развитие учебного утомления, частота реакций эмоционального дискомфорта у них практически не превышает среднепопуляционный уровень и составляет (24,1 ± 3,7) — (26,2 ± 3,9) %.

В ходе дальнейших наблюдений (3-е исследование) установлено, что в период, предшествующий первым весенним каникулам у второклассников Университетской школы при лучшей (по сравнению с 1-м исследованием) точности выполнения корректурной работы (5,8 ± 0,23 против 6,6 ± 0,23, р < 0,05) значительно снижается величина ИПР как относительно исходного уровня (0,61 усл. ед. против 1,30 усл. ед. при 1-м исследовании), так и по сравнению с его пороговым значением (1,0 усл. ед.). В сочетании с высокой частотой неблагоприятных сдвигов работоспособности: (57,4 ± 6,7) % против (39,0 ± 6,3) % при 1-м исследовании, р < 0,05; а также увеличением в 1,4 раза реакций эмоционального дискомфорта: (36,0 ± 4,29) % против (26,2 ± 3,9) %, эти данные указывают на значительное нарастание признаков учебного утомления у учащихся Университетской школы и увеличение физиологической стоимости их обучения, что подчеркивает необходимость и своевременность каникул в этот период.

Во второй половине года аналогичные изменения показателей умственной работоспособности прослеживаются и у второклассников контрольной школы: перед весенними каникулами величина ИПР существенно снижается (до 0,89 усл. ед. против 1,03 усл. ед. при 1-м исследовании) (рис. 1). Вместе с тем, в отличие от биместровой системы на фоне триместровой модели организации учебного года ухудшение ИПР не сопровождается нарастанием признаков утомления школьников. Частота неблагоприятных сдвигов работоспособности, превышающая среднепопуляционный уровень (30 %), существенно не изменяется от 1-го к 3-му исследованию: (35,7 ± 6,4) и (41,9 ± 6,3) % соответственно). Кроме того, дискомфортные эмоциональные состояния регистрируются не более чем у (22,7 ± 3,7) % второклассников.

Таблица 1. Показатели функционального состояния организма учащихся 2-х классов Университетской и контрольной школ в разные периоды наблюдений

Показатели Университетская школа Контрольная школа Университетская школа Контрольная школа

1-е иссл. 2-е иссл. 1-е иссл. 2-е иссл. 3-е иссл. 4-е иссл. 3-е иссл. 4-е иссл.

Кол-во исследований 122 135 123 145 114 105 131 139

Кол-во прослеженных знаков, Х ± х 209,4 ± 5,2 202,0 ± 5,77 192,7 ± 5,27 206,5 ± 4,43 207,8 ± 5,9 173,1 ± 6,93 196,5 ± 5,31 209,8 ± 6,19

Кол-во стандартизированных ошибок (на 500 зн.), Х ± х 6,6 ± 0,23 6,3 ± 0,21 8,1 ± 0,25 7,28 ± 0,22 5,8 ± 0,23 6,0 ± 0,24 6,3 ± 0,22 5,7 ± 0,2

Интегральный показатель работоспособности, усл. ед. 1,30 1,52 1,03 1,00 0,61 1,19 0,89 1,17

Сдвиги, отражающие сильное и выраженное утомление, % 39,0 ± 6,3 37,5 ± 6,1 35,7 ± 6,4 41,8 ± 6,0 57,4 ± 6,7 38,8 ± 7,0 41,9 ± 6,3 35,8 ± 5,9

Дискомфортные эмоциональные состояния, % 26,2 ± 3,9 26,1 ± 3,7 24,1 ± 3,7 23,8 ± 4,7 36,0 ± 4,29 30,6 ± 4,38 22,7 ± 3,7 21,0 ± 3,4

30

ЗНиСО АВГУСТ №0 (201)

70,0

60,0

50,0

40,0

30,0

20,0

10,0

0,0

Л---.

И

У,'

1,60

1,40

1,20

1,00

0,80

0,60

0,40

3 Сдвиги, отражающие сильное и выраженное утомление Университетская школа

1.....1 Сдвиги, отражающие сильное и

выраженное утомление Контрольная школа

- - О - - ИПР Университетская школа осень

О - - ИПР Университетская школа весна

— -Д- - ИПР Контрольная школа осень

0,20 — -Д- - ИПР Контрольная школа весна

0,00

1-е иссл.

2-е иссл.

3-е иссл.

4-е иссл.

"Пороговый уровень ИПР, усл. ед.

Рис. 1. Распространенность случаев сильного и выраженного утомления (в %) и интегральный показатель работоспособности (в усл. ед.) учащихся 2-х классов Университетской и контрольной школ.

В отличие от этих данных после весенних каникул (4-е исследование) в обеих школах отмечается положительная динамика изучаемых показателей функционального состояния организма второклассников. При практически неизменных показателях точности выполнения корректурной работы уровень умственной работоспособности учащихся существенно улучшается: величина ИПР возрастает, как по сравнению с его значением до каникул (в Университетской школе с 0,61 усл. ед. до 1,19 усл. ед., в контрольной школе - с 0,89 усл. ед. до 1,17 усл. ед.), так и относительно его порогового уровня (1,0 усл. ед.), а частота случаев сильного и выраженного утомления, наоборот снижается до уровня показателей в первой половине учебного года (в Университетской школе до 38,8 %, в контрольной школе до 35,8 %). На этом фоне реакции эмоционального дискомфорта отмечаются не более чем у 30 % учащихся Университетской школы и 21 % учащихся контрольной школы.

Выводы. Биместровая модель организации учебного года, реализуемая в Университетской школе Московского городского педагогического университета (МГПУ), а также триместровая модель организации учебного года, реализованная в части школ России, способствуют профилактике переутомления учащихся, развития психосоматических расстройств. Полноценный отдых школьников за период 2-недельных каникул при биместровой модели, и недельных каникул при триместровой модели организации учебного года, позволяет улучшить основные показатели умственной работоспособности. Особенно это важно весной, когда у учащихся отмечается наиболее резкое ухудшение работоспособности.

Исследования выполнены при финансовой поддержке РФФИ, проект № 15-06-07746 «Взаимодействие соматических и психологических переменных: модель детерминационного кольца».

ЛИТЕРАТУРА

1. Рапопорт И.К и др. Заболеваемость школьников и проблемы создания профилактической среды в образовательных организациях / И.К. Рапопорт, С.Б. Соколова, В.В. Чубаровский // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2014. № 3. С. 10-16.

2. Рапопорт И.К. и др. Оценка здоровьесберегающего потенциала биместровой модели организации учебного года в школе / И.К. Рапопорт, С.Ю. Степанов, О.С. Панина [и др.] // Здоровье населения и среда обитания. 2015. № 8. С. 13-17.

3. Степанов С.Ю. и др. Биместровая модель / С.Ю. Степанов, О.С. Панина, С.Б. Соколова // Директор школы. 2015. № 8 (201). С. 102-107.

4. Степанова М.И. и др. Гигиеническое обоснование новой структуры учебного года в школе / М.И. Степанова, С.В. Чайкин // Гигиена и санитария. 2004. № 3. С. 51.

5. Сухарева Л.М. и др. Заболеваемость и умственная работоспособность московских школьников / Л.М. Сухарева, И.К. Рапопорт, М.А. Поленова // Гигиена и санитария. 2014. № 3. С. 64-67.

6. Унифицированная методика гигиенического изучения организации условий и режима учебных занятий с использованием компьютеров / Под ред. Г.Н. Сердюков-ской. Москва, 1987 г.

7. Школы здоровья России: принципы и организация работы. Мониторинг развития и эффективность / В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева, И.К. Рапопорт [и др.] М.: Просвещение, 2012. С. 45-46.

Контактная информация:

Данова Анастасия Владимировна, тел.: +7 (915) 293-66-06, e-mail: d-anastasia@mail.ru Contact information: Danova Anastasia, рИопе: +7 (915) 293-66-06, e-mail: d-anastasia@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.