Динамика роста реализации КПГ и подготовка кадров в ООО «Кавказтрансгаз»
И.М.Коклин,
зам. директора Невинномысского ЛПУМГ ООО «Кавказтрансгаз», к.т.н., А.Д. Прохоров,
зав. кафедрой РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, д.т.н.
ООО «Кавказтрансгаз» эксплуатирует систему магистральных газопроводов в Южном Федеральном округе и обеспечивает газоснабжение потребителей Астраханской области, Ставропольского края, республик Северной Осетии-Алании, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Калмыкии, Карачаево-Черкессии, ряда населенных пунктов Краснодарского края и Ростовской области, обеспечивает транспортировку газа в Чечню, Дагестан, Закавказье и Турцию.
Широкое развитие магистральных газопроводов в регионе предопределило в середине 80-х гг. прошлого века строительство автомобильных газонаполнительных станций (АГНКС), предназначенных для производства компримированного природного газа (КПГ) и заправки им автотранспортных средств [1].
В настоящее время ООО «Кавказтрансгаз» эксплуатирует 12 АГНКС с суммарной годовой производительностью по газу 88 млн. м3, что позволяет высвободить в год не менее 65 тыс. т жидкого нефтяного топлива за счет замещения его природным газом. Наряду с заправкой автотранспорта
природным газом, компания проводит большую работу по переводу автотранспорта на КПГ. Технические возможности пяти пунктов по переводу на КПГ позволяют переводить на газ до 500 автомобилей в год.
В ООО «Кавказтрансгаз» наработан большой опыт организации переоборудования автотранспорта практически всех моделей, в том числе грузоподъемных и специальных машин (рис. 1-3).
В системе расширения газовой моторизации важное место занимают вопросы использования КПГ в сельском хозяйстве. Примером может быть Кочубеевский район, где многие сельхозпредприятия перевели свою
сельскохозяйственную технику на КПГ. Хороших результатов в этой области достигли колхозы «Казьминский» и «Руно» (см. таблицу).
Необходимо отметить высокую эффективность использования КПГ в колхозе «Казьминский» (рис. 4, 5).
На основе разработок специалистов ООО «ВНИИГАЗ» переведены на газомоторное топливо следующие модели тракторной техники - К-700А, К-701, МТЗ 80/82, ДТ-75, которые используются в службе подсобного сельского хозяйства и озеленения Невинномысского ЛПУМГ. Следует подчеркнуть, что впервые в стране в хозяйстве работает гусеничный трактор ДТ-75 (рис. 1).
Одним из основополагающих звеньев в решении задачи по расширению использования газомоторного топлива является комплексная система подготовки персонала, основанная на современной стратегии газовой отрасли в соответствии с положением в системе непрерывного профессионального образования.
В системе непрерывного обучения используются различные формы и приемы: производственные курсы, семинары, конференции, деловые игры, фильмы, лекции, дискуссии, дистанционное обучение. Немаловажную роль играет
Показатели Колхоз «Руно» Колхоз «Казьминский»
2003 2004 2005 2006 2003 2004 2005 2006
Количество автомобилей в хозяйстве, всего, шт. 20 20 20 20 159 226 226 228
В том числе газобаллонного, шт. 9 10 10 11 98 122 129 130
Пробег газифицированных автомобилей за год, тыс. км 146,2 105,4 173,5 171,0 1548 1716 1638 1557
Сумма прибыли от использования газа, тыс. руб. 365 197 340 322 1069 2540 3386 4409
Насколько снижена себестоимость перевозок (услуг), % 42 38 36 26,3 34,6 28 26,3 24,4
ЩЯ
. Рис. 1
«Транспорт на альтернативном топливе» № 2 (2) март 2008 г. Л ИИ жя^Ё^. ФЪ ИШШ ЧНВНШ ЛФ1
щ
Транспорт на КПГ
и самостоятельная подготовка специалистов.
В ООО «Кавказтрансгаз» сложилась схема комплексной подготовки персонала (рис. 6).
Наряду с традиционной схемой подготовки эксплуатационно-ремонтного персонала в технических училищах, средних и высших учебных заведениях в ООО «Кавказтрансгаз» функционируют собственные учебные учреждения:
■ учебно-производственный центр (УПЦ) в составе Ставропольского ЛПУМГ в п. Рыздвяном;
■ учебно-курсовой комбинат (УКК) в составе Невинномысского ЛПУМГ;
■ филиал кафедр «Нефтепродук-тообеспечения и газоснабжения» и «Проектирования и эксплуатации газонефтепроводов» РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина (ранее филиал кафедр «Транспортировки и хранения нефти и газа») на базе Невинномысского ЛПУМГ [2].
УПЦ готовит специалистов по 93 специальностям, в их числе: операторы по добыче нефти и газа, ГРС, котельной; бурильщики разведочного, эксплуатационного бурения и капитального ремонта скважин; сотрудники, ответственные за безопасное производство работ кранами; стропальщики; машинисты технологических и стационарных компрессоров.
УКК обучает практически по всем газотранспортным специальностям (всего 29), в том числе готовит персонал, эксплуатирующий газобаллонную технику (автомобили, тракторы, тепловозы) и наполнители баллонов, а также производящий их ремонт.
Учебные заведения ООО «Кав-казтрансгаз» располагают необходимой технической базой для ведения теоретического и практического обучения: лекционными аудиториями,лабораториями, кабинетами, мастерскими, полигонами, стендами, библиотеками и тренажерами.
Учебный процесс в учебных заведениях ведут штатные сотрудники, внештатные преподаватели из числа высококвалифицированных работников компании и приглашенные преподаватели вузов (Северо-Кавказский ГТУ, Северо-Кавказский НИПИгаз, РГУНГ им.
2003
2004
2005
2006 ГОДЫ
Количество автомобилей в хозяйстве: всего I в т.ч. газобаллонных
Рис. 4. Количество автомобилей в колхозе «Казьминский»
4409
3386
2540
1069
_|_и
2003
2004
2005
2006 ГОДЫ
Сумма прибыли от использования газа
Рис. 5. Прибыль от использования КПГ в качестве газомоторного топлива на примере колхоза «Казьминский» (в 2003-2006 гг., тыс. руб.)
ООО «Кавказтрансгаз»
-Т~
Ставропольское ЛПУМГ
ВУЗы и техникумы страны
Невинномысское ЛПУМГ
Учебно
производственный
центр
Результаты учебной деятельности
—гг
Учебно-курсовой комбинат
Эксплуатационно-хозяйственные показатели, в т.ч. результативность газовой моторизации
I
Филиал кафедр РГУНГ им. И.М. Губкина
Структурные подразделения ООО «Кавказтрансгаз»
Рис. 6. Схема комплексной подготовки персонала
ИИ дШи. 0 4
«Транспорт на альтернативном топливе» № 2 (2) март 2008 г.
2098
1785
184
275
251
119
1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 ГОДЫ
I Водители автомобилей для работы с ГБУ (Всего 5881)
Рис. 7. Количество подготовленных водителей для работы с газобаллонными установками (ГБУ)
1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 ГОДЫ
I Слесарь по ремонту и обслуживанию ГБУ автомобилей (всего 179) I I Машинист компрессорных установок (всего 131) □ Наполнители баллонов (всего 152)
Рис. 8. Количество подготовленного персонала по эксплуатации газомоторной техники, чел., в 1999-2007 гг.
65300
60186
16454 20450
6300 8150 V45,4 I I
■ I I I I I M II
25524
1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 ГОДЫ Рис. 9. Объемы реализации КПГ на АГНКС ООО «Кавказтрансгаз» в 1998-2007 гг., м3
И.М. Губкина и др.) и среднеспециаль-ных учебных заведений региона.
Потребности в подготовке персонала, обслуживающего газозаправочную и газоиспользующую технику (машинисты СКУ, наполнители баллонов, слесари по ремонту оборудования, водители автотранспортных средств и сельхозтехники), удовлетворяются полностью как для самого ООО «Кавказтрансгаз», так и региона в целом.
Подготовка водителей производится в следующих населенных пунктах Северного Кавказа: Ставрополь, Изобильный, Рыздвяный, Невинномысск, Черкесск, Георгиевск, Нальчик, Пятигорск, Моздок, Владикавказ. Как правило, она производится с выездом преподавателей к месту проведения занятий.
Количество подготовленного персонала на базе УКК для эксплуатации газомоторной техники приведено на рис. 7, 8.
Система подготовки персонала ведется в совокупности со следующими мероприятиями:
■ перевод на КПГ автотранспорта как собственного, так и сторонних организаций;
■ организация сервисного обслуживания газобаллонной техники;
■ освоение перевода на КПГ автомобилей специального назначения (грузоподъемники, коммунальные) и сельхозтехники в контакте с научно-исследовательскими организациями, разработчиками и изготовителями га-зоиспользующего и газозаправочного оборудования.
В общей сложности, начиная с 1994 г., переведено на КПГ более 3000 ед. автотранспортной техники, из них собственного транспорта более 300 ед.
Доля собственного газобаллонного автотранспорта от общего автопарка ООО «Кавказтрансгаз» составляет 18%, а в филиалах, находящихся в зоне действия АГНКС, - от 60 до 90%. Замещение жидкого нефтяного топлива КПГ дает высокий экономический эффект. Так, эксплуатация на природном газе собственной техники позволила высвободить в 2006 г. 800 т жидкого нефтяного топлива, а экономия за год составила 7,4 млн. руб.
«Транспорт на альтернативном топливе» № 2 (2) март 2008 г.
иВЬ»|Щ|Ц .....TÏÏTÏÏWfrtBm
Целенаправленные мероприятия позволили ООО «Кавказтрансгаз» значительно увеличить в регионе объемы реализации КПГ через АГНКС.
Динамика роста объемов реализации газомоторного топлива показана на рис. 9.
Реализация КПГ в ООО «Кавказтранс-газ» в 2006 г. возросла на 28% по сравнению с 2005 г. и составила 60,186 млн. м3. Деятельность АГНКС компании рентабельна на протяжении последних пяти лет, в 2006 г. получена прибыль 19,374 млн. рублей [3].
Средняя загрузка станций составляет 75% проектной производительности, а четыре АГНКС (гг. Георгиевск, Нальчик, Владикавказ, Прохладный) по итогам работы в 2006 г. имели загрузку более 100%.
Выводы
1. Устойчивая динамика роста услуг по использованию КПГ диктуется необходимостью комплексного подхода к решению проблем газовой моторизации с учетом фактора подготовки обслуживающего персонала.
2. Проблема использования газа в качестве моторного топлива требует кропотливой практической организации на всех уровнях хозяйственной деятельности (государство, отрасль, предприятие, структурное подразделение).
3. Производственную структуру необходимо рассматривать как заключительный этап технического прогресса и развития науки с созданием организационно-финансовых условий для внедрения достижений в области газовой моторизации России.
4. Назрела необходимость разработки отраслевого положения по проведению конкурсов на лучшую организацию работ в области газовой моторизации с учетом повышения уровня подготовки персонала и стимулирования предприятий и организаций.
5. Используя опыт ООО «Кав-казтрансгаз» наряду с повышением уровня подготовки персонала, необходимо разработать научно обоснованные организационно-технические мероприятия по повышению надежности и культуры обслуживания АГНКС.
Литература
1. Коклин И.М. Система практической работы в области расширения использования газа в качестве моторного топлива в ООО «Кавказтрансгаз» на примере опыта Невинномысского ЛПУМГ. Обз. информ. Сер. Газификация. Природный газ в качестве моторного топлива. Использование газа. М: ИРЦ Газпром, 2002.
2. Коклин И.М., Прохоров А.Д. Опыт функционирования филиала учебной кафедры ГАНГ им. И.М. Губкина на производстве. М: ИРЦ Газпром. НТС. Кадры газовой промышленности № 5, 1998.
3. Зиновьев В.В., Джанджгава В.В., Ткаченко И.Г. Современные организационно-экономические технологии развития услуг АГНКС на региональном рынке, ж. «Газовая промышленность», № 9, 2007. С. 25-28.
ЭОнКНЛП аМетанмэиш
4ÚUÜ4, Украина. Г. Сум 1.1, ул.Певановского, 10:1 Тел/флкс;+3а (0542) G19-41 в Те л.;+38 (0542) 613-417 E-mal I: ¡nío@meian mash.com www.metanma5h.com
hiiur llp с д Tlti trtTflS i г i.? rl Hef £ И И
ш
íf АЛУГАГАЗМАШ
p G.G,.« К а л y ra ra змаш >Щ
245096. Россия, Калужская обл. г.Млпояроспавеи, ул.Кирова.1 Телефакс;+7 48431} 2-62-SS Твл/фэксг+7 (48431) !-64-74 E-miilhmotin@mop«,ru
w w w к з I и С|,п gnz m л я h. rti
Мы осуществляем полный комплекс работ включая индивидуальное проектирование оборудооанид АГНКС. производство и продажу пол коном п пактных АГНКС и отдельны« технологически* блоков; монтэжныо и пуско-Н^-1 л лдочш .1П р л бот и о Ё ору до! I ПН и [ I С а &г:тк(! н н ог О п рои г) ноле г и л и дру ги х п р пи л пол И т л шн! Се рнИС Н ОС га рлнтий ное и постгарантийное обслуживание, модернизацию действующих АГНКС, поставку и монтаж Баллонов высокого да п м ен и н л р о м 1 п оде т и л ко мп л н и и Иол М \ пу ю и С у I \ и с1с г 5 О гпЬ Н. А вс трия и Г ВО «с ду шн х м иро н I. I х г ро и ^ !! р ди те п ей
- Полнокомплектные станции АГНКС-100 М50 t 200 / 300 на базе газовых компрессоров типа А ГШ производства Уральского компрессорного завода;
- Полнокомплектные станции АГНКС - 1Ú0 М50 / 200 ) £50 I 300/400 на базе компрессоров типа 6S0DE и 750DE производства компании Siconi s,r,L Италия:
■ Устаноику осушки гааа УОГМ-ЮООМ-6 пятого поколении ( оозможна приияэкд к АГНКС любых произиодителей ):
- Компенсаторы давления газа блочного исполнений dúiiüuíim 2,4 i 3,5 М,в мЗ;
- Баллоны высокого давлении ( авто мобильные } и Г Б О. дпя переоборудования автотранспорта на газомотор нос топливо,
■Фв ЯШИР ИИ Фв jaásat ПИВ Л
«Транспорт на альтернативном топливе» № 2 (2) март 2008 г.