Научная статья на тему 'Динамика российско-таджикских отношений'

Динамика российско-таджикских отношений Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
103
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Абдулатипов Рамазан

«Международная жизнь», М., 2008 г., № 3, с. 15-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамика российско-таджикских отношений»

го языка, безусловно, должна быть основана на деловой составляющей, на повышении международной экономической кооперации. Только это в ближайшее время будет мотивировать очень многих граждан СНГ на изучение русского языка.

«Стратегия России», М., 2008 г., № 1, с. 30-34.

Рамазан Абдулатипов,

Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в Республике Таджикистан ДИНАМИКА РОССИЙСКО-ТАДЖИКСКИХ ОТНОШЕНИЙ

В системе российских внешнеполитических приоритетов Центрально-Азиатский регион занимает одно из ведущих мест. И в этом ракурсе в российской внешней политике стратегическое значение имеет развитие российско-таджикских отношений. Говоря об актуальной сегодня теме «соперничества» или «новых больших и малых игр» в Центральной Азии, хочу отметить, что Россия не претендует на некую монополию или какую-то особую роль в Центрально-Азиатском регионе. Более того, Российская Федерация не «играет» здесь ни в какие игры, а работает с учетом своих интересов и интересов своих стратегических партнеров, среди которых Республика Таджикистан занимает важное место. Россия исторически присутствует в этом регионе и лучше других адаптирована к местным реалиям, и, учитывая это, с нами активно сотрудничают в решении региональных вопросов КНР, Индия, Иран, США, страны Евросоюза. Мы заинтересованы в совместной работе по целому ряду направлений. Следует подчеркнуть также, что, вопреки некоторым мнениям, мы не относимся к нашим партнерам в Центральной Азии, как к «младшим братьям».

Наоборот, Россия - страна наиболее открытая к любым формам равноправного сотрудничества в регионе и с другими странами, в том числе на конкурентной основе. Вместе с тем ясно, что мы добиваемся, чтобы в полной мере учитывались традиционные стратегические интересы России в Центрально-Азиатском регионе, в том числе через деятельность в нем таких проверенных временем интеграционных структур, как СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ и ШОС. Деятельность этих организаций в Центральной Азии показывает, что в регионе складываются эффективные механизмы многостороннего

106

и двустороннего сотрудничества. В частности, уже в ближайшей перспективе будет решена задача создания полноценного Таможенного союза, о чем главы государств СНГ договорились в Душанбе, что даст возможность перейти к интеграционному этапу более высокого уровня. И в этом плане всестороннее развитие российско-таджикского взаимодействия здесь играет огромную роль.

Если другие ведут речь об усилении своего влияния на регион, то для России важно восстановить традиционный уровень сотрудничества между нашими народами и странами в новых условиях. Думается, что в перспективе Россия и Таджикистан могут реализовывать свои совместные проекты не только здесь, но и в целом в Центральной Азии, в частности в Афганистане и т.д. Россия старается содействовать и восстановлению братских отношений доверия и сотрудничества между странами региона, проявляет заинтересованность и в разумном решении водно-энергетических проблем Центральной Азии. Вода в мире является ценным товаром, и Таджикистан должен иметь возможность зарабатывать на своих богатых гидроресурсах. Россия, в отличие от многих других, не только декларирует свои намерения, но и активно работает, прежде всего в гидроэнергетической сфере Таджикистана. Мы совместно успешно строим Сангтудинскую ГЭС-1, фактически на пустом месте создав эффективно работающую команду строителей-энергетиков, среди которых большинство граждане Таджикистана. Что касается Рогунской ГЭС, вокруг строительства которой вместо работы начались никому не нужные баталии и дрязги, то Россия готова совместно с Таджикистаном достраивать этот крупный и очень важный для Таджикистана и региона объект. Возможности у России для строительства Рогунской ГЭС есть, и они будут задействованы в той мере, в какой они будут отвечать интересам Таджикистана и России. Российская Федерация определилась по этому вопросу. Доли сторон в достройке ГЭС, участие других инвесторов - это вопросы предстоящих переговоров, соглашений и договоренностей. Кроме того, Россия по просьбе таджикской стороны обозначила вместо «Русала» другую российскую компанию-оператора, которая могла бы участвовать в этом проекте. Доли стран-участников, партнеров в проекте Рогунской ГЭС, повторяю, определяет прежде всего Таджикистан, и ту часть доли, которую получит Россия, мы сами способны полностью профинансировать, без всяких консорциумов. Если консорциум нужен таджикской стороне - это ее право, пусть создает, привлекает других и т.д.

107

Кроме того, почему-то в Душанбе ждут проект нового межправительственного соглашения от российской стороны. Да, мы готовим свой вариант, но правительство Таджикистана является заказчиком в проекте, и оно, прежде всего как заказчик, должно подготовить приемлемый для себя и для инвесторов проект соглашения. И тогда уже на этой основе согласовывать варианты и подходы. Уверен, что эти и другие вопросы, связанные с Рогунской ГЭС или другими проектами, которые находятся в разработке, конечно, должны быть и будут решены исходя из учета взаимных интересов и договоренностей. Этот принцип для нас имеет базовое значение. Да, пока, к сожалению, Рогунская ГЭС не строится. Да, возникли противоречия и конфликты между российской компанией и таджикскими партнерами. Но это не означает, что нужно использовать холодные воды Вахша для охлаждения наших отношений. Даже в одной семье возникают споры и разногласия. К сожалению, на этом фоне как в Москве, так и в Душанбе появились и те, кто начинает работать на ухудшение климата российско-таджикского взаимодействия. Такая деятельность может быть весьма вредной, ибо нам друг без друга будет тяжело.

Российская Федерация и Республика Таджикистан активно взаимодействуют в военной, правоохранительной и антинаркотической деятельности. Мы передали Таджикистану несколько самолетов и вертолетов. Оказывается содействие в становлении таджикской погранслужбы не только декларативно, но и необходимым оборудованием, советническим аппаратом. 201-я российская военная база защищает общие интересы всего Содружества и находится в постоянном контакте с Вооруженными силами Республики Таджикистан, и в этом плане наши военные высоко ценят усилия Министерства обороны Таджикистана по налаживанию боевого братства.

По всем параметрам сотрудничества у Российской Федерации и Республики Таджикистан имеются точки соприкосновения интересов и главное - возможности для равноправного и взаимовыгодного партнерства. Мы считаем, что в интересах наших стран надо сохранять достигнутую динамику нашего взаимодействия, прежде всего в экономической сфере. Кроме РАО «ЕЭС России» в Таджикистане работают «Газпром», компания «Русские отели» и более 100 совместных предприятий, которые осуществляют свои проекты в Республике Таджикистан. Российские прямые накопленные инвестиции за годы сотрудничества составляют более полови-

108

ны всех прямых накопленных иностранных инвестиций в экономике Республики Таджикистан и на сегодняшний день превышают 0,5 млрд. долл. В 2007 г. Таджикистан посетили свыше 400 российских бизнесменов. В ближайшие годы мы готовы увеличить российский инвестиционный капитал до 2,5-3 млрд. долл. Но необходимо, чтобы и таджикская сторона создавала более благоприятные условия для российских инвестиций и их защиты.

Особое внимание в нашем стратегическом партнерстве мы уделяем реализации гуманитарных проектов. Около 3 тыс. таджи-кистанцев учатся в российских вузах, наши министерства образования и культуры находятся в постоянном контакте. Мы оказываем помощь библиотекам и учебным заведениям Таджикистана. Почти каждую неделю в республику из России приезжают представители органов власти, бизнеса, фондов для реализации гуманитарных проектов. Успешно работает Российско-таджикский славянский университет (РТСУ), при нем организована новая российско-таджикская школа (бывшая школа № 14 г. Душанбе). Авторитет российских, русских школ в Таджикистане очень высок. Об этом говорит и успешно прошедший в Республике Таджикистан Год русского языка. За последние годы мы передали более 200 тыс. экземпляров учебной и художественной литературы таджикским школам, где изучается русский язык. Но при этом важно понимать, что выделяемые Министерством образования Таджикистана два часа в неделю на изучение русского языка не позволяют решить эту задачу на качественном уровне. При нашем активном взаимодействии, в том числе и в подготовке учителей русского языка, думаю, и в этом деле произойдут необходимые изменения. Русский язык в соответствии со ст. 2 Конституции Республики Таджикистан имеет статус языка межнационального общения.

Мы с удовлетворением отмечаем, что Республика Таджикистан успешно преодолевает последствия гражданской войны. Не будем забывать, что исторические соглашения по достижению мира в Таджикистане были подписаны в Георгиевском зале Московского Кремля. Никто другой не может похвалиться таким мощным потенциалом дружбы и сотрудничества с Таджикистаном, который имеет Россия. И важно это ценить и обогащать новыми достижениями, не растрачиваться по мелочам, а работать по-крупному, как подобает самостоятельным государствам и талантливым народам. Надо активно работать и взаимодействовать по всем направлениям сотрудничества. Говоря о России, некоторые стремятся предста-

109

вить ее «империей», которая желает командовать, управлять всеми. Мы - против вмешательства во внутренние дела Республики Таджикистан, но мы - за международное участие в деле поддержки реформ, которые проводит в стране президент Таджикистана, мы -за становление таджикской демократии на основе международного права. Таковы наши подходы. Политика «открытых дверей», которую проводит президент Таджикистана, направлена на установление тесных отношений со многими странами мира. Но в Таджикистане понимают необходимость закрепления этих отношений в долгосрочном плане, прежде всего с Российской Федерацией как со стратегическим партнером и союзником. На этом пути Республика Таджикистан последовательно закрепила в своей внутренней и внешней политике курс на строительство суверенного, демократического, светского и, бесспорно, благополучного государства.

В заключение несколько слов о роли СМИ. В Таджикистане уже есть те, кто не всегда объективно пишет о России, о ее политике, о деятельности в Таджикистане российских компаний и учебных заведений, о нахождении здесь российского военного контингента. Порой складывается ощущение, что главная задача, которую перед собой ставят такие издания и подобного рода журналисты, -это покритиковать Россию, обвинить ее в чем-то, не вникая в суть процессов, которые происходят в самой России. В российской прессе, к сожалению, тоже нередко проявляется стереотип - освещать таджикскую проблематику по примитивной схеме: трудовой мигрант, наркотрафик, нестабильность. Убежден, что подобные публикации не приносят пользы ни России, ни Таджикистану, и тем более нашим двусторонним отношениям, которые базируются на глубоких традициях дружбы и сотрудничества. Таджикистан вышел из тяжелейшей трагедии и гражданской войны, у страны тысяча проблем, но главное сегодня - наметившаяся устойчивая тенденция к стабильной политической системе и порядку, к улучшению жизни людей. И это высоко ценят граждане Таджикистана и друзья Таджикистана в России.

Более динамичному и полнокровному развитию наших двусторонних отношений мешают и имеющие место определенное чиновничье равнодушие и пассивность, попытки создания разного рода искусственных препятствий с обеих сторон. Целый ряд подписанных соглашений и договоренностей не исполняются годами в конкретных министерствах и ведомствах Российской Федерации и Республики Таджикистан. О повышении уровня контроля за вы-

110

полнением достигнутых между нами договоренностей говорили на встрече в Душанбе президенты наших стран. Это сигнал к более активной и эффективной работе для всех, кто задействован в наших двусторонних отношениях. И для друзей нелишне иногда сверять часы.

«Международная жизнь», М., 2008 г., № 3, с. 15-24. У. Эргешбаев,

кандидат экономических наук (Киргизстан, г. Ош) ВНЕШНЯЯ ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

После распада Советского Союза внешние миграционные процессы в государствах Центральной Азии дважды претерпели принципиальные изменения. В первой половине 90-х годов наблюдались мощные потоки вынужденной миграции из данного региона. По мере исчерпания потенциала вынужденной миграции (основу которого составила миграция русскоязычного населения) стали расти масштабы легальной и нелегальной трудовой миграции коренного населения стран Центральной Азии. В настоящее время трудовая миграция коренного населения стран Центральной Азии приняла широкомасштабный характер.

Основными источниками потоков трудовой миграции из региона являются три государства: Узбекистан, Таджикистан и Киргизстан. По различным оценкам, на конец 2005 г. в России находились от 1,8 до 3,5 млн. трудовых мигрантов из стран Центральной Азии, 9/10 которых прибыли из вышеназванных стран. В силу того, что трудовая миграция носит преимущественно нелегальный характер, трудно определить реальное число трудовых мигрантов. Статистические органы стран Центральной Азии и их миграционных партнеров не могут назвать точные масштабы трудовой миграции из региона. Информация официальных органов часто требует внесения определенных корректировочных расчетов. Так, по материалам Управления по внешней миграции Министерства труда и занятости населения Таджикистана, в странах СНГ находятся более 250 тыс. трудовых мигрантов из этой страны. По данным Государственной миграционной службы РТ, объемы трудовой миграции превышают 0,5 млн. человек. По мнению экспертов Совета безопасности при Президенте РТ, численность трудовых

111

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.