Научная статья на тему 'ДИНАМИКА ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В 2017 г.'

ДИНАМИКА ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В 2017 г. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
350
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
промышленность / отрасли производства / сектора экономики / добывающая промышленность / обрабатывающие производства / industry / economic sectors / mining industry and manufacturing

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андрей Каукин, Евгения Миллер

В начале 2017 г. динамика большинства отраслей промышленности сохраняла тенденцию конца 2016 г. – невысокие положительные темпы роста. Середина года характеризовалась замедлением роста и возвращением к стагнации. Во втором полугодии трендовая составляющая добывающей промышленности показывала спад в третьем квартале. Динамика трендовых составляющих ряда отраслей обрабатывающей промышленности демонстрировала рост, хотя этого не хватило, чтобы данный сектор в целом сместился с нулевых темпов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Movement of Industrial Production Indices in 2017

In early 2017, the movement of indices in the majority of industries continued to display the trend observed in late 2016 – that of a low positive growth rate. At mid-year, there was a slowdown in the production growth pattern and its downward slide towards stagnation. Over H2, the trend component in the extractive industry pointed to a decline in Q3. The movement of the trend components across several sectors of the manufacturing industry demonstrated some growth, which was still insufficient to push manufacturing production, overall, upwards from its zero growth rate.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В 2017 г.»

Промышленность

ДИНАМИКА ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В 2017 г.1*

Андрей КАУКИН

Заведующий лабораторией системного анализа отраслевых рынков РАНХиГС при Президенте Российской Федерации; заведующий лабораторией отраслевых рынков и инфраструктуры Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара, канд. экон. наук. Е-таИ; kaukin@ranepa.ru Евгения МИЛЛЕР

Научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации. Е-таН: miller-em@ranepa.ru

В начале 2017 г. динамика большинства отраслей промышленности сохраняла тенденцию конца 2016 г. — невысокие положительные темпы роста. Середина года характеризовалась замедлением роста и возвращением к стагнации. Во втором полугодии трендовая составляющая добывающей промышленности показывала спад в третьем квартале. Динамика трендовых составляющих ряда отраслей обрабатывающей промышленности демонстрировала рост, хотя этого не хватило, чтобы данный сектор в целом сместился с нулевых темпов.

Ключевые слова: промышленность, отрасли производства, сектора экономики, добывающая промышленность, обрабатывающие производства.

Первый квартал 2017 г.: переход на новый классификатор2

Результаты декомпозиции временных рядов промышленного производства для выделения трендовой составляющей3, которую осуществляют эксперты Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара по самостоятельно пересчитанным рядам с использованием официальной методологии Росстата4, из-за отсутствия доступа к метаданным предполагают осторожную интерпретацию статистики промышленного производства.

Динамика трендовой составляющей индекса промышленного производства, представ-

ленная на рис. 1, говорит о сохранении в начале 2017 г. тенденции конца 2016 г.: слабый рост объемов производства, близкий к нулю в большинстве отраслей. Более заметное оживление просматривалось в химической промышленности, обусловленное конкурентоспособностью выпускаемой продукции, которая была достигнута благодаря увеличению государственного и частного инвестирования в модернизацию и создание новых мощностей, а также вследствие благоприятных внешнеэкономических условий. Аналогичная динамика наблюдалась и в производстве резиновых и пластмассовых изделий. Рост отмечен также в про-

* — Статья из Мониторинга экономической ситуации в России «Тенденции и вызовы социально-экономического развития» № 3 (64) (февраль 2018 г.), размещенного на сайте Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара (название статьи в МЭС — «Динамика промышленного производства в 2017 г.: сохранение трендов»).

1 Авторы выражают признательность М. Турунцевой и Т. Горшковой за помощь в проведении статистического анализа.

2 См.: Каукин А., Миллер Е. Новая методика Росстата и динамика отраслевых индексов производства в начале 2017 г. // Экономическое развитие России. 2017. № 6. С. 29—34.

3 Выделение трендовой составляющей было осуществлено при помощи пакета Dementra с использованием процедуры Х12-ДтМД.

4 С начала 2017 г. при публикации индексов промышленного производства Росстат осуществил переход на новый классификатор видов экономической деятельности — ОКВЭД2, что вызвало некоторые трудности при проведении оценок. Официальная статистическая методология исчисления индекса промышленного производства / Федеральная служба государственной статистики: http://www.gks.rU/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/industrial/#

Рис. 1. Динамика индекса промышленного производства в 2014-2017 гг., в % к сентябрю 2014 г.

110 -

105 -г—

Ф

90 -

85 -

-Факт -Тренд

Источник: Росстат, расчеты авторов.

изводстве пищевой промышленности и в производстве машин и оборудования - он наблюдается с конца 2016 г. и является следствием прямых субсидий государства.

Апрель-сентябрь 2017 г.: продолжение стагнации

Середина 2017 г. характеризовалась ростом курса доллара с 56,95 руб. в мае до 59,61 руб. в августе и повышением цены на нефть с 50,29 до 52,38 долл./барр. за этот же период. Наметившаяся в начале года тенденция роста некоторых составляющих промышленного производства не получила развития: динамика трен-довой составляющей во втором квартале демонстрировала замедление и даже некоторый спад. (См. рис. 2.) Сохраняющаяся на протяжении нескольких лет разнонаправленная динамика трендовой составляющей добывающего и обрабатывающего секторов промышленности в третьем квартале 2017 г. была прервана - добывающий сектор показал небольшой спад, обусловленный сокращением нефтедо-

бычи в соответствии с продленным соглашением с ОПЕК, которое Россия поддержала5.

Обрабатывающая промышленность в этот период стагнировала с незначительными колебаниями вокруг некоторого равновесного значения выпуска, обусловленного изменением конъюнктуры в отдельных ее сегментах. Рост выпуска наблюдался в металлургическом производстве и объяснялся благоприятной внешней и внутренней конъюнктурой: рост мирового рынка стали, высокий уровень спроса на внутреннем рынке, который обеспечивали строительная отрасль (в частности, строительство моста через Керченский пролив, газопровода «Сила Сибири» и т.п.) и производство машин и оборудования, где увеличение выпуска было вызвано разовыми мерами господдержки. Уверенный рост в сентябре 2017 г. продолжался в химическом производстве (127% к июлю 2014 г. и 108% к декабрю 2016 г.) и в производстве резиновых и пластмассовых изделий (106 и 104% соответственно)6.

В целом в большинстве отраслей в данный период не произошло существенных сдвигов в сторону положительных темпов роста - увеличение выпуска было отмечено в некоторых из них вследствие конъюнктурных изменений. Также было зафиксировано снижение инвестиций в обрабатывающую промышленность, за исключением секторов, ориентированных на потребительский спрос и инфраструктурные проекты.

Четвертый квартал 2017 г.: неопределенность перспектив

По результатам анализа динамики трендовых составляющих у индекса промышленного производства (а также суммарного обрабатывающего производства и добычи полезных ископаемых) в четвертом квартале 2017 г. были зафиксированы близкие к нулю темпы роста7.

5 Каукин А., Миллер Е. Российская промышленность в середине 2017 г. // Экономическое развитие России. 2017. № 9. С. 29-32.

6 Каукин А., Миллер Е. Российская промышленность в третьем квартале 2017 г. // Экономическое развитие России. 2017. № 11. С. 37-40.

7 Основной вклад в 1,5%-ный рост ВВП в 2017 г. внесли следующие отрасли: торговля; транспорт; информация и связь; деятельность в области культуры, спорта и организации досуга.

RUSSIAN ECONOMIC DEVELOPMENT • VOLUME 25 • № 3 • MARCH-APRIL 2018 31

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Рис. 2. Динамика индексов производства по секторам в 2014-2017 гг. (фактические данные и трендовая компонента), в % к июню 2014 г.

Динамика индекса обрабатывающей промышленности

110

-Факт -Тренд

Источник: Росстат, расчеты авторов.

Из таблицы видно, что показатель индекса производства в добыче полезных ископаемых составил 99,7% в декабре 2017 г. относительно декабря 2016 г., когда происходило наращивание добычи нефти перед вступлением в силу соглашения с ОПЕК (1 января 2017 г). В целом за год добыча нефти упала на 0,3%, добыча природного газа выросла на 8,7%, угля - на 6,4%, что стало основной компонентой роста в 2017 г. всей добывающей отрасли на 2,0%.

Крупные составляющие обрабатывающей промышленности в четвертом квартале 2017 г. стагнировали: производство кокса и нефтепродуктов - по той же причине, что и нефтедобыча; металлургия - из-за снижения выпуска никеля и свинца. Существенный рост показали отрасли, нацеленные на выпуск товаров конечного спроса, - производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака; текстильное и швейное производство; производство кожи, изделий из кожи и производство обуви. Если первая отрасль растет за счет большого количества переходящих запасов сельхозпродукции и импортозаме-щения, то остальные - за счет реализации программ льготного лизинга по технологическому перевооружению предприятий лег-

Динамика индекса добычи полезныз ископаемых

109

-Факт -Тренд

кой промышленности и ориентации части предложения на экспорт.

Несмотря на рост экспорта продукции иностранных автоконцернов при слабом внутреннем спросе, трендовая составляющая отрасли производства транспортных средств и оборудования показывает спад. Скорее всего, это связано с тем, что на экспорт идут комплектующие: детали штамповки, элементы тормозной и ходовой части, осветительные приборы. Данная продукция имеет относительно небольшой удельный вес в общем объеме производства сектора по сравнению с производством прочих транспортных средств: строительством судов, летательных аппаратов и т.п. (эта группа, по данным Росстата, существенно падала в последние два месяца 2017 г. по сравнению с соответствующими периодами предшествующего года, в ноябре составив 83,7%, а в декабре - 85,5%).

Согласно проведенному анализу трендо-вых составляющих индексов производства ряд отраслей обрабатывающей промышленности в последние три месяца 2017 г. продемонстрировал рост, но из-за их небольшой доли в общем объеме производства в целом в данном секторе наблюдались околонулевые темпы роста.

Необходимо отметить, что, в силу технических свойств алгоритмов сезонной корректировки, вблизи правого края анализируемого ряда, как правило, возникают искажения, которые затухают в более удаленных в прошлое периодах (эффект «виляния хвостом»). Это означает, что интерпретация динамики последних месяцев должна быть

осторожной: по мере появления более поздних статистических данных будет проводиться корректировка расчетов. Соответственно, об эффективности государственных мер 2017 г. по поддержанию темпов роста в промышленном производстве с уверенностью можно будет говорить только в середине 2018 г. ■

Изменение индекса выпуска по отраслям экономики в 2017 г., в %

Доля в индексе промышленного производства Декабрь 2017 г. к июлю 2014 г. Декабрь 2017 г. к декабрю 2016 г. Изменение последних месяцев

Индекс промышленного производства 96,85 98,79 Стагнация

Добыча полезных ископаемых 34,54 103,67 99,70 Стагнация

Обрабатывающие производства 54,91 93,42 98,66 Стагнация

в том числе:

Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака 16,34 110,77 104,88 Медленный рост

Текстильное и швейное производство 1,14 110,20 120,17 Рост

Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви 0,27 96,10 103,50 Рост

Обработка древесины и производство изделий из дерева 2,02 104,88 102,64 Рост

Целлюлозно-бумажное производство 3,35 70,42 79,96 Спад

Производство кокса, нефтепродуктов 17,25 98,44 100,81 Стагнация

Химическое производство 7,56 133,05 108,23 Рост

Производство резиновых и пластмассовых изделий 2,14 108,18 106,17 Рост

Производство прочих неметаллических минеральных продуктов 4,02 89,55 105,30 Рост

Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 17,42 101,51 108,20 Стагнация

Производство машин и оборудования 6,97 95,86 103,63 Рост

Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования 6,27 82,48 91,35 Спад

Производство транспортных средств и оборудования 6,75 73,38 90,83 Спад

Прочие производства 2,42 122,57 136,18 Рост

Производство электроэнергии, газа и воды 13,51 99,68 99,30 Стагнация

Источник: Росстат, расчеты авторов.

RUSSIAN ECONOMIC DEVELOPMENT • VOLUME 25 • № 3 • MARCH-APRIL 2018 3 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.