Научная статья на тему 'Динамика профессионально-важных качеств студентов педагогов-психологов высшей школы'

Динамика профессионально-важных качеств студентов педагогов-психологов высшей школы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
459
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ / ПСИХОДИАГНОСТИКА / ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ / ЛИЧНОСТЬ / СТУДЕНТ / ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / ОБУЧЕНИЕ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА (ПВК)

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Холина Оксана Александровна

Автор статьи затрагивает проблемы развития профессионально-важных качеств студентов педагогов-психологов высшей школы. Актуальность темы заключается в том, что при поступлении в ВУЗ не учитывается тот комплекс психологических феноменов, который определяет успешность обучения, формирование устойчивой профессиональной направленности каждого студента. Необходим индивидуальный подход, а также максимальное использование всего арсенала профориентационных возможностей учебного процесса, создание и внедрение педагогических технологий, ориентированных не только на повышение уровня знаний студентов, но и на развитие профессионального самоопределения, т.е. деятельностно-смыслового единства у будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамика профессионально-важных качеств студентов педагогов-психологов высшей школы»

ежемесячные циклические колебания его продукции, обусловленные менструальным циклом [9]. Для каждого человека кривая выработки мелатонина крайне индивидуальна и достаточно стабильна от ночи к ночи. Видимо, именно с ритмом эпифизарного мелатонина связаны сезонные ритмы общей активности и эмоционального состояния человека.

Мы предполагаем, что для повышения выработки мелатонина можно использовать ритмические методы воздействия, особенно включающие те ритмы мозговой активности, которые отвечают пиковым уровням выработки мелатонина. Сюда могут войти методы АВС, транскраниальная электростимуляция, выборочных участков мозга, а так же энцефалофония - метод, в котором, индивидуальная биоэлектрическую активность мозга преобразуется в музыкальный ряд. Проведенные двойные слепые плацебо-контролируемые исследования Я.И. Левина показали, что этот последний метод позволяет улучшить не только субъективные показатели сна в 85% случаев, но и его структуру [9]. Физические упражнения днем также увеличивают выработку мелатонина ночью.

Основываясь на вышеизложенном, можно сделать вывод о необходимости продлении фазы парадоксального сна как после, так и до чрезвычайных ситуаций, с помощью комбинаций вышеописанных методов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Авакян Г.Н., Денисова С.В., Олейникова О.М., Курбанова С.А. Роль циркадных факторов и мелатонина в возникновении эпилептических пароксизмов // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2007. № 9.

2. Александров Ю.И. Психофизиология СПб.: Питер. 2008. 491 с.

3. Ковальзон В.М. Мелатонин - без чудес // Природа. 2004. № 2.

4. Левин Я.И., Ковров Г.В. Некоторые современные подходы к терапии инсомнии [Электронный ресурс] URL: http://www.lvrach.ru/doctore/2003/04/4530197/?p=2

5. Петраш В.В. Теоретическая биология сознания. СПб.: Изд-во "ИНТАН", 2003. 128 с.

6. Поликарпов В.С. Современные проблемы науки ТРТУ. Таганрог. 2003. 252 с.

7. Свидерская Н.Е. Синхронная электрическая активность мозга и психические процессы. М., 1987. 156 с.

8. Хелимский А.М. Эпифиз. М.: Медицина, 1969. 462 с.

9. Циркин В.И., Трухина С.И., Физиологические основы психической деятельности и поведения человека. М.: Медицинская книга. 2001. 216 с.

О.А. Холина

ДИНАМИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Актуальность выбранной нами темы заключается в том, что при поступлении в ВУЗ не учитывается тот комплекс психологических феноменов, который определяет успешность обучения, формирование устойчивой профессиональной направленности каждого студента. Необходим индивидуальный подход, а также максимальное использование всего арсенала профориентационных возможностей учебного процесса, создание и внедрение педагогических технологий, ориентированных не только на повышение уровня знаний студентов, но и на развитие профессионального самоопределения, т.е. деятельностно-смыслового единства у будущих специалистов.

Проблема усиливается, когда речь касается вопросов психологической адаптации студентов в новых социально-экономических условиях и новых системах образования, а также изучения личностных процессов, связанных с проблемой формирования профессионального самоопределения. К числу таких проблем относится и психологическое изучение процесса формирования и развития профессиональной направленности личности на том этапе профессионального самоопределения, когда выбор направления профессионального развития уже совершен, то есть на этапе обучения студента в ВУЗе.

Термин «профессионально важные качества» впервые появился в рамках психологии труда в связи с необходимостью профессионального отбора и профессиографического анализа.

Под профессионально важными качествами (ПВК) будем понимать индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения. К профессионально важным качествам относятся и способности, но они не исчерпывают всего объема ПВК.

ПВК необходимы и достаточны для реализации деятельности на нормативно заданном уровне, значимо и положительно коррелируют хотя бы с одним (или несколькими) ее основными результативными параметрами, такими как качеством, производительностью, надежностью. В функции ПВК могут выступать не только собственно психические, но и внепсихические свойства субъекта: соматические, биологические, морфологические, конституциональные, типологические, нейродинамические и др.

Психолог - это специалист с высшим образованием, который владеет методами оценки психических явлений и умением их корректировать [2].

Среди профессионально важных качеств психологов в отечественной литературе выделяются следующие: эмпатия, эрудиция, высокий интеллект, коммуникабельность, мышление психологическое, интуиция, креативность, наблюдательность, оптимизм, находчивость, рефлексия. Рассмотрим некоторые из них более подробно.

Эмпатия - это категория современной психологии, означающая способность человека представить себя на месте другого человека, понять чувства, желания, идеи и действия другого, на непроизвольном уровне положительно относиться к ближнему, испытывать сходные с ним чувства, понимать и принимать его актуальное эмоциональное состояние. Проявить эмпатию по отношению к собеседнику означает посмотреть на ситуацию с его точки зрения, уметь "вслушаться" в его эмоциональное состояние [4].

В рамках гуманистической психологии эмпатия рассматривается как основа всех позитивных межличностных отношений. Карл Роджерс - один из основных вдохновителей гуманистической психологии и основатель клиентцентрированной терапии, определяет эмпатию как «точное восприятие внутреннего мира другого человека и связанных с ним эмоций и смыслов, как если бы вы были тем человеком, но без утраты этого „как если бы"» [7]. Если этот оттенок исчезает, то возникает состояние идентификации.

В позитивной психологии эмпатия - это одно из высших человеческих качеств, наряду с такими, как оптимизм, вера, мужество и т.д. Здесь же выделяется эмпатийность как свойство личности, которая может носить познавательный (способность понимать и предвидеть), аффективный (способность эмоционально реагировать) и активно-деятельностный (способность к соучастию) характер.

Готовность и умение легко устанавливать, поддерживать и сохранять позитивные контакты в общении и взаимодействии с окружающими, свидетельствует о коммуникабельности.

Под коммуникабельностью можно подразумевать как способность к установке связей между людьми (дружеских, деловых), так и между разнотипными системами передачи инфо р-мации [1].

Коммуникабельность - это готовность и умение легко устанавливать, поддерживать и сохранять позитивные контакты в общении и взаимодействии с окружающими.

В то же время коммуникабельность - это умение находить общий язык с людьми различных взглядов, убеждений, национальностей; это талант понимания окружающих людей, убедительность речи и острота мысли; это умение находить точки соприкосновения по самым сложным вопросам и на их основе вырабатывать компромисс; это качество характера, помогающее обогатить и личную жизнь, и деловые контакты; это широкий кругозор и умение им пользоваться плюс большое личное обаяние человека. Преимущества коммуникабельности заключаются в том, что она открывает путь к достижению успеха, даёт освобождение от замкнутости, комплексов, даёт независимость от обстоятельств; в любых обстоятельствах коммуникабельный человек сумеет

достичь понимания с окружающими, даёт возможности и для самореализации, и для поиска поддержки извне [7].

Интуиция - это способность мысленно оценивать ситуацию и, минуя рассуждения и логический анализ, моментально принимать правильные решения. Интуитивное решение может возникнуть как в результате напряженного раздумывания над решением вопроса, так и без него.

В психологической концепции К. Юнга интуиция рассматривается как одна из возможных ведущих функций личности, определяющая отношение человека к самому себе и окружающему миру, способ принятия им жизненно важных решений.

Интуиция - это и способность прямого, непосредственного постижения истины без предварительных логических рассуждений и без доказательств.

Еще одно трактование интуиции - это прямое постижение умом истины, не выведенное логическим анализом из других истин и не воспринимаемое через органы чувств. Это некое нахождение решения задачи при недостаточности логических оснований, часто практически моментальное. Общими чертами интуиции являются: непосредственность (решение задачи без логического выведения); неосознанность путей получения результата; внезапность (озарение).

Однако и интуиция также опирается на рефлексию.

Рефлексия - это процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.

Понятие рефлексии возникло в философии и означало процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании.

Рефлексия в социальной психологии выступает в форме осознания действующим субъектом того, как они в действительности воспринимаются и оцениваются другими индивидами или общностями. Это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлектирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (связанные с познанием) представления.

Эрудиция - ученость, начитанность, познания в какой-либо области науки. Человек считается эрудитом, когда занятия и чтение, сопровождаемые осмыслением и выводами, вычеркнули всю его грубость, то есть «сгладили» всю его первоначальную сырую, необученную невежливость [3].

Эрудиция - это глубина, блеск и широта, которая возникает в результате образования и систематического чтения и осмысления литературных источников. Латинское слово «educare» означает «выводить из незнания», следовательно, образованный человек умеет делать критические выводы, используя дедуктивную логику. Человек-эрудит имеет дополнительные знания в более обширной области закрытой информации, имеет более глубокие и тесные отношения с литературой по предмету и более широкий интеллектуальный горизонт.

Находчивость - умение придумывать оригинальный способ решения какого-либо вопроса и при этом не уклоняться от истины. Это способ уклонения от реальности, чтобы остаться личностью [3].

Мудрость, остроумие, в каком-то смысле, можно сказать, основа находчивости. Необходимо найти такую мысль, чтобы она овладела сознанием другого человека и изменила его представление о мире, окрылила в нем личность и посеяла в душе надежду и веру в себя. То есть находчивость будет иметь смысл только тогда, когда с ее помощью достигнут разумный результат.

Находчивость - это умение моментально сориентироваться в сложной или непривычной ситуации и способность что-то, что помогает снять напряжение, перехватить инициативу или изменить возможный сценарий происходящего. Находчивость - один из навыков эффективной коммуникации. Находчивость сложно назвать инструментом для сглаживания конфликтов или превращения врагов в друзей. Напротив, находчивость может обострять конфликты, но не имеет ничего общего с дерзостью.

Наблюдательность - это способность подмечать ускользающие от других частности, подробности явлений, фактов [3].

Психологическая наблюдательность чаще всего в современной психологии рассматривается

как способность точно понимать индивидуально-психологические особенности другого человека по его внешности и невербальному поведению.

Психологическая наблюдательность является базисной в системе социальных и перцептивных способностей человека. Социально-психологическая наблюдательность заявляет о себе в ситуации решения задач о взаимоотношениях людей. Социальная проницательность раскрывается в быстром и адекватном познании людей и отношений, складывающихся между ними, в умении прогнозировать поведение партнеров. Социальный интеллект проявляется в способности усматривать и улавливать сложные отношения и зависимости в социальной сфере, в умении человека адекватно воспринимать и интерпретировать личность и поступки другого или какую-либо жизненную ситуацию [3].

Креативность характеризует творческие способности индивида, проявляющиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора [5].

По мнению П. Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения.

Креативность проявляется в том, что сознание отбирает из этого потока те ассоциации, которых нет вовне и в памяти (во всяком случае, в когнитивном горизонте данной личности) и утилизирует их соответствующими культурным установкам субъекта способами.

Интеллект рассматривается как способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности, при овладении новым кругом жизненных задач.

Существует ряд принципиально различных трактовок интеллекта. В структурно-генетическом подходе Ж. Пиаже [7] интеллект трактуется как высший способ уравновешивания субъекта со средой, характеризующийся универсальностью. При когнитивистском подходе интеллект рассматривается как набор когнитивных операций. В факторно-аналитическом подходе на основании множества тестовых показателей отыскиваются устойчивые факторы.

Интеллект - это также и система познавательных способностей индивида. Интеллект очевиднее всего проявляется в легкости научения, способности быстро и легко приобретать новые знания и умения, в преодолении неожиданных препятствий, в способности найти выход из нестандартной ситуации, умении адаптироваться к сложной, меняющейся, незнакомой среде, в глубине понимания происходящего, в творчестве.

Таким образом, для практических психологов профессионально важными считаются следующие качества: любознательность, способность продолжительное время заниматься решением все той же проблемы, сравнительно высокая степень научной одаренности, творческое мышление, богатая фантазия, наблюдательность, энтузиазм по отношению к своей работе и ее задачам, прилежание, дисциплинированность, способность к критике и самокритике, беспристрастие, умение ладить с людьми.

Рассмотрев основные ПВК психолога, было решено проверить, происходит ли формирование, развитие профессионально важных качеств у студентов в процессе обучения.

Были подобраны батареи методик, необходимых для выявления ПВК студентов-психологов: методика «выявление общих понятий», тест «умею ли я слушать?» (модификация О.Б. Поляковой), тест «хороший ли я собеседник?», опросник 16 PF Р. Кетелла (форма С); шкалы: А (открытость/замкнутость), В (развитое/ограниченное мышление), С (эмоциональная стабильность/неустойчивость).

Перечисленные методики предъявлялись студентам дневного обучения, обучающимся с первого по пятый курс ТГПИ.

В исследовании приняли участие 88 студентов. В связи с тем, что девушек-психологов значительно больше, чем парней, то по тендерному признаку разделения не было.

После опроса респондентов были получены средние баллы по каждой методике, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1

Средние баллы студентов педагогов-психологов

———Курсы Методики —— 1курс 2курс 3курс 4курс 5курс

1. «понятийное мышление» 7,3 7,5 8,4 8,6 8,5

2. «умение слушать» 67 103,3 104,2 133,8 151,4

3. «терпимость, сдержанность в общении» 41,2 50,3 33,2 21,6 21

А. «открытость/замкнутость» 4,1 4,8 4,6 5,5 6,9

В. «развитое/ограниченное мышление» 4 4,1 5,7 5,7 6,4

С. «эмоциональная стабильность/неустойчивость» 4,3 4,8 5,7 5,9 7,1

Данная таблица иллюстрирует развитие профессионально-важных качеств у студентов-психологов ТГПИ, учащихся всех курсов. Можно сказать, что на первом курсе ПВК не присутствуют, но в процессе обучения они формируются в той или иной степени.

Дадим общую характеристику каждой группе испытуемых.

Студенты 1 курса имеют низкий уровень развития понятийного мышления и низкий уровень умения слушать. Также им свойственны нетерпимость, замкнутость, низкий уровень интеллекта и эмоциональная неустойчивость.

Второкурсники обладают средним уровнем слушания, критично относятся к высказываниям, заостряют внимание на манере говорить, пытаются найти скрытый смысл сказанного, часто монополизируют разговор. От первого курса их отличает лишь сдержанность в разговоре. Можно предположить, что второкурсники поступили в этот ВУЗ либо с недостаточным базовым образованием, либо в процессе обучения не развивали свои способности. Однако данное предположение требует проверки.

Студенты 3 курса в отличие от второкурсников более замкнуты, но у 3 курса преобладает развитое мышление и относительная эмоциональная стабильность. Также им присущи такие качества как терпимость и сдержанность в общении.

У студентов 4 курса выше среднего уровень слушания. Они умеют слушать собеседника, но не всегда адекватно воспринимают его. Студенты открыты, эмоционально устойчивы.

Студенты пятого курса отличаются средним уровнем понятийного мышления, открытостью, довольно высоким уровнем интеллекта и эмоциональной устойчивостью. Хорошие собеседники, так как у них достаточно развиты умение слушать и сдержанность в общении.

Проанализировав данные исследования, можно сказать, что у студентов происходит развитие профессионально-важных качеств, необходимых их будущей профессии.

Важность проблемы развития профессионально важных качеств определяется необходимостью качественной подготовки и отбора специалистов в разных профессиональных областях и грамотной расстановкой кадров, что побуждает к созданию психологического описания профессий и составлению на базе этого описания психограммы вообще и для психологов, в частности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Большой толковый психологический словарь: пер. с англ. / Ребер Артур. АСТ; Вече. 2003. Т. 2.

2. Краткий психологический словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. Ростов н/Д.: Феникс, 1998.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность и личность // Психология личности. Т. 2. Хрестоматия. Самара:

Изд. дом "БАХРАХ", 1999.

4. Общая психодиагностика / под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М., 1987. С. 124-128.

5. Психологический словарь / авт.-сост. В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева, Л.М. Балабанова / под общ. ред. Ю.Л. Неймана. Ростов н/Д.: Феникс, 2003.

6. Словарь практического психолога / сост. С.Ю. Головин. Минск: Харвест, 1998. 800 с.

7. Хьелл Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. СПб.: Питер, 1999. 608 с.

Т.А.Чекрыгина, А.П. Иващенко

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ КУЛЬТУРЫ НА СПЕЦИФИКУ ИДЕНТИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ

В настоящее время постоянных изменений, политических, экономических и экологических катастроф, социальных потрясений рушатся, формировавшиеся десятилетиями Образы Мира, нарастает массовая дезориентация и утрата идентификации, как на индивидуальном, так и на групповом уровне общества в целом. Как отмечает Л.И. Ионин: «идентификация, сформированная в процессе социализации, может быть утрачена по двум основным причинам: в результате кардинальных психических изменений; и в результате быстрых и значительных изменений окружающей социальной среды» [5]. На сегодняшний день исследования идентификации, как основного механизма социализации и нормального развития личности, являются весьма актуальными, так как иначе мы можем прийти не только к утрате идентификации на индивидуальном, групповом уровне, но и к утрате взаимосвязи человека с человеком, человека с обществом, утрате взаимосвязи общества и культуры в целом.

Идентификация определяется в социальной психологии и психологии личности как эмоционально-когнитивный процесс отождествления субъектом себя с другим субъектом, группой, образцом, эталоном. Идентификация процесс, в результате которого достигается определенное состояние идентичности. Идентичность, безусловно, является ключевым элементом субъективной реальности. Подобно всякой субъективной реальности, она находится в диалектической взаимосвязи с обществом. Идентичность формируется социальными процессами. Однажды выкристаллизовавшись, она поддерживается, видоизменяется или даже переформируется социальными отношениями. «Общества обладают историями, в процессе которых возникают специфические идентичности; но эти истории, однако, творятся людьми, наделенными специфическими идентично-стями» [2]. С момента введения в научный обиход понятий идентификация и идентичность и по настоящее время к этой проблеме обращаются многие исследователи, как в нашей стране, так и за рубежом. Значительный вклад в рассмотрение идентификации, как социального регулятива, внесли исследования Эрика Эриксона, а его работа «Детство и общество» содержит основные концептуальные положения данной проблемы. Свое начало исследования идентичности берут в психоанализе. В 1914г. появилась работа З. Фрейда "Массовая психология и анализ человеческого «Я»". В ней понятие "идентификация" впервые было использовано в психологическом контексте. З. Фрейд рассматривал идентификацию как важный механизм взаимодействия между индивидом и социальной группой [10]. Томас Шибутани, выделяя социальную матрицу идентификации, отмечает, что чувство своей определенности поддерживается и подкрепляется благодаря устойчивым реакциям других людей. Социальная структура групп, в которые индивид оказывается вовлечен, позволяет ему определить себя и свое положение в социуме. В отечественной психологии идентификация рассматривается как важнейший процесс, который, как отмечает В.В. Столин [9], 182

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.