Научная статья на тему ' ДИНАМИКА ПРИВАТИЗАЦИИ И СОСТОЯНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В 2013 г.'

ДИНАМИКА ПРИВАТИЗАЦИИ И СОСТОЯНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В 2013 г. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
51
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
privatization / budget revenues from privatization / Federal Agency for State Property Management.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Георгий Мальгинов, Александр Радыгин

Важнейшим событием 2013 г. стало утверждение Прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2014–2016 гг. Наиболее существенным содержательным отличием этого документа от предыдущего стали серьезные изменения относительно планов приватизации крупнейших компаний. Перечень предполагаемых к приватизации активов в основном остался прежним. Однако в отличие от приватизационной программы на 2011–2013 гг. сокращение доли участия государства в капиталах многих крупнейших компаний предполагает сохранение с его стороны корпоративного контроля или, по крайней мере, возможности влиять на процедуры корпоративного управления. Совокупный объем доходов федерального бюджета от приватизации (продажи) и использования государственного имущества в 2013 г. сократился по сравнению с предшествующим годом почти на 1/3, а с учетом полученных Центробанком России в 2012 г. средств от продажи пакета акций Сбербанка – более чем наполовину. Тем не менее он стал третьим по величине с начала 2000-х годов после достигнутого в 2012 г. максимума, а также показателей за 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Progress of Privatization and the Situation in Regard of Ownership Relations in 2013

The most important event of 2013 was the approval of the Forecast Plan (Program) of Federal Property Privatization and the Main Directions of Federal Property Privatization for 2014–2016. Its most significant distinctive feature, in which it differs from the previously issued document of the same type, was the introduction of some serious alterations to the privatization plans for biggest companies. The list of assets earmarked for privatization remained essentially the same as before. However, in contrast to the privatization program for the period of 2011–2013, the reduction of state participation in the capital of many biggest companies will by no means imply that the government is going to lose the right of corporate control, or at least the possibility to influence corporate governance procedures. The aggregate volume of federal budget revenue generated by privatization (or sale) transactions and use of state property in 2013 will drop on the previous year by nearly one-third, and by more than half when adjusted by the amount of revenue generated in 2012 by the RF Central Bank (the Bank of Russia) from the sale of a stake in Sberbank. Nevertheless, the revenue figure for 2012 in this budget item was the third highest since the early 2000s following the record high of 2012 and the 2011 indices.

Текст научной работы на тему « ДИНАМИКА ПРИВАТИЗАЦИИ И СОСТОЯНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В 2013 г.»

Приватизация

ДИНАМИКА ПРИВАТИЗАЦИИ И СОСТОЯНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В 2013 г.

Георгий МАЛЬГИНОВ, канд. экон. наук Александр РАДЫГИН, д-р экон. наук

Важнейшим событием 2013 г. стало утверждение Прогнозного плана (программы1) приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2014—2016 гг. Наиболее существен-ны/м содержательным отличием этого документа от предыдущего стали серьезные изменения относительно планов приватизации крупнейших компаний. Перечень предполагаемых к приватизации активов в основном остался прежним. Однако в отличие от приватизационной программыI на 2011—2013 гг. сокращение доли участия государства в капиталах многих крупнейших компаний предполагает сохранение с его стороны корпоративного контроля или, по крайней мере, возможности влиять на процедуры корпоративного управления.

Совокупный объем доходов федерального бюджета от приватизации (продажи) и использования государственного имущества в 2013 г. сократился по сравнению с предшествующим годом почти на 1/3, а с учетом полученных Центробанком России в 2012 г. средств от продажи пакета акций Сбербанка - более чем наполовину. Тем не менее он стал третьим по величине с начала 2000-х годов после достигнутого в 2012 г. максимума, а также показателей за 2011 г.

В 2013 г. были проданы пакеты акций (доли в уставных капиталах) 148 хозяйственных обществ (без учета двух продаж акций, осуществлявшихся с привлечением инвестиционных консультантов) (в 2012 г. - 265 ед.); в ОАО

были преобразованы 33 федеральных государственных унитарных предприятия (ФГУПа) (в 2012 г. - 103 ед.).

Всего же за время действия первой трехлетней приватизационной программы количество проданных пакетов акций (долей участия) (730 ед.) выросло по сравнению с кризисным периодом 2008-2010 гг. более чем в 1,8 раза. В то же время оно оказалось сопоставимо с суммарной величиной двух предкризисных лет (2006-2007 гг.), уступая показателям середины 2000-х годов, когда ежегодно продавалось более 500 пакетов акций. Гораздо скромнее итоги приватизационной программы смотрятся применительно к приватизации унитарных предприятий: число ФГУПов, в отношении которых в 2011-2013 гг. Росимуществом были изданы распоряжения об условиях приватизации посредством преобразования в ОАО (216 ед., из них зарегистрировано 182 ОАО: в 2011 г. - 46 ед., в 2012 г. - 103 ед., в 2013 г. - 33 ед.), примерно в четыре раза уступает аналогичному показателю за 2008-2010 гг.

Отличительной чертой приватизации прошлого года, как и всей трехлетней приватизационной программы, являлись продажи федеральных пакетов акций через определяемых правительством частных продавцов (в основном инвестиционных банков) на основании поправок в действующий закон о приватизации, принятых весной 2010 г. В течение 2013 г. было проведено 6 сделок с акциями крупнейших акционерных обществ, осуществленных с привлечением инвестиционных консультантов на основании решений Правительства РФ,

на общую сумму более 286 млрд. руб., тогда как госпрограмма «Управление федеральным имуществом», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 16 февраля 2013 г. № 191-р, предполагает ежегодное проведение не менее 4 сделок по продаже крупных инвестиционно привлекательных объектов через публичное предложение акций из числа таких объектов, предусмотренных к продаже решениями Президента РФ и/или Правительства РФ в текущем году (биржевые сделки и стратегические продажи).

Наиболее значительными по объему (более 100 млрд. руб.) стали две сделки, носившие квазиприватизационный характер:

• продажа 5,66% акций ОАО «НК "Роснефть"» в пользу BP на общую сумму 148,1 млрд. руб. в рамках сделки по приобретению акций ТНК-BP, в результате которой денежные средства от приватизации акций ОАО «НК "Роснефть"» поступили на баланс ОАО «Роснефтегаз», единственным учредителем которого является Российская Федерация (консультанты по сделке -Citigroup, Bank of America Merill Lynch);

• размещение по открытой подписке дополнительной эмиссии акций ОАО «Банк ВТБ» на 102,5 млрд. руб., в результате чего доля государства в капитале банка снизилась с 75,5 до 60,93% (организаторы сделки -ЗАО «ВТБ Капитал», Citigroup, J.P.Morgan и Bank of America Merill Lynch).

Особо следует отметить размещение акций акционерной компании «АЛРОСА» путем их публичного предложения широкому кругу инвесторов по международным стандартам (организатор сделки - частная компания с неограниченной ответственностью «ГОЛД-МАН САКС»). В ходе размещения на Московской бирже предлагались 7% акций АК «АЛРОСА», находившихся в федеральной собственности, и 7% акций, принадлежавших Рес-

публике Саха (Якутия), а также 2% квазиказначейских акций, которые контролировала сама компания (всего 16% акций). Общая сумма сделки составила 41,3 млрд. руб., включая 18 млрд. руб. за отчуждаемые из федеральной собственности 7% акций.

Более традиционный характер носили продажи следующих федеральных пакетов акций:

• ОАО «Ванинский морской торговый порт» (55% уставного капитала за 15,5 млрд. руб., организатор сделки - ЗАО «ВТБ Капитал», покупатель - ООО «Мечел-Транс»)1;

• ОАО «Авиакомпания "Сибирь"» (25,5% уставного капитала за 1,133 млрд. руб., организатор сделки - ОАО «Альфа Банк», покупатель - ЗАО «Группа компаний С 7»);

• ОАО «Территориальная генерирующая компания № 5» (ТГК-5) (25,1% уставного капитала за 1,080 млрд. руб., организатор сделки -ЗАО «ВТБ Капитал», покупатель -ОАО «ТГК-9»).

Давая обобщенную оценку реализованным в 2013 г. сделкам с акциями крупнейших компаний, можно сделать вывод, что в отличие от двух предшествующих лет в их структуре по объему преобладали те сделки, в результате которых непосредственно бюджет ничего не получил (допэмиссия акций ВТБ, продажа пакета акций «Роснефти» в ходе сделки с ТНК-ВР), тогда как в 2011-2012 гг. в числе 7 подобных сделок была всего одна такая (допэмиссия акций Объединенной зерновой компании (ОЗК) в 2012 г. на 5,951 млрд. руб.).

Существенно изменились и пропорции в распределении средств, вырученных от приватизации: если из более чем 299 млрд. руб., полученных в 2011-2012 гг., лишь около 2% пришлось на сделки, не имеющие прямого бюджетного эффекта, то в 2013 г. доля таких сделок составила 87,5%. В результате за весь трехлетний период (2011-2013 гг.) они составили около 44% объема по всем 13 сделкам с

1 Речь идет о том, что официальное завершение данной сделки, вскоре принявшей откровенно скандальный характер в связи со скорой перепродажей покупателем госпакета -ООО «Мечел-Транс» почти всей доли участия оффшорным компаниям, хронологически относится к временны м границам 2013 календарного года.

60 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ • ТОМ 21 • № 5 • МАЙ-ИЮНЬ 2014

акциями крупнейших российских компаний с государственным участием.

К практике продажи госпакетов акций в 2013 г. подключился и «Российский аукционный дом» (ОАО «РАД»), который на основании распоряжения Правительства РФ от 31 января 2013 г. № 101-р и в рамках заключенного с Росимуществом агентского договора осуществляет функции по продаже пакетов акций 36 ОАО, включенных в программу приватизации минувшего года. Из них РАД успешно завершил 15 продаж, по итогам которых подлежит перечислению в федеральный бюджет 1967,8 млн. руб., что сопоставимо с совокупной суммой сделок по продаже блокирующих пакетов акций ТГК-5 и авиакомпании «Сибирь» (2213,5 млн. руб.), проведенных с помощью инвестиционных консультантов.

Что касается традиционного приватизационного инструментария, то наиболее крупной

сделкой, совершенной с его использованием, стал проведенный Росимуществом аукцион по продаже полного (100%-ного) госпакета акций ОАО «Москинап» за 935 млн. руб.

Совокупный объем доходов федерального бюджета от приватизации (продажи) и использования государственного имущества в 2013 г. сократился по сравнению с предшествующим годом почти на 1/3, а с учетом полученных Банком России в 2012 г. средств от продажи пакета акций Сбербанка - более чем наполовину. Тем не менее его значение в абсолютном выражении (около 209 млрд. руб.) стало третьим по величине с начала 2000-х годов после достигнутого в 2012 г. максимума, а также показателей за 2011 г. (См. таблицу.)

Соотношение между невозобновляемыми и возобновляемыми источниками в структуре совокупных доходов от приватизации (продажи) и использования государственного иму-

Структура доходов федерального бюджета имущественного характера из различных источников в 2000-2013 гг.

Совокупные доходы от приватизации Доходы от приватизации Доходы от использования

(продажи) и использования (невозобновляемые государственного имущества

государственного имущества источники) (возобновляемые источники)

млн. руб. в % к итогу млн. руб. в % к итогу млн. руб. в % к итогу

2000 50 412,3 100,0 27167,8 53,9 23 244,5 46,1

2001 39 549,8 100,0 10 307,9 26,1 29 241,9 73,9

2002 46 811,3 100,0 10 448,9 22,3 36 362,4 77,7

2003 135 338,7 100,0 94077,6 69,5 41 261,1 30,5

2004 120 798,0 100,0 70 548,1 58,4 50 249,9 41,6

2005 97 357,4 100,0 41 254,2 42,4 56103,2 57,6

2006 93 899,8 100,0 24 726,4 26,3 69 173,4 73,7

2007 105 761,25 100,0 25 429,4 24,0 80 331,85 76,0

2008 88 661,7 100,0 12 395,0 14,0 76 266,7 86,0

2009 36 393,7 100,0 4544,1 12,5 31 849,6 87,5

2010 88 406,4 100,0 18 677,6 21,1 69 728,8 78,9

2011 240 964,1 100,0 136 660,1 56,7 104 304,0 43,3

2012 309 943,2/ 469 243,2* 100,0 80 978,7/ 240 278,7* 26,1 /51,2* 2289 64,5 73,9/48,8*

2013 208 974,05 100,0 55198,5 26,4 153 775,55 73,6

* - С учетом средств, полученных ЦБ РФ от продажи акций Сбербанка (159,3 млрд. руб.), что, возможно, несколько завышает оценку совокупного удельного веса невозобновляемых источников, поскольку в бюджет указанные средства попали не целиком, а за вычетом их балансовой стоимости и суммы расходов, связанных с продажей указанных акций. Соответственно, доля возобновляемых источников, вероятно, несколько занижена. Источник: законы об исполнении федерального бюджета за 2000-2012 гг.; Отчет об исполнении федерального бюджета на 1 января 2014 г.: www.roskazna.ru; расчеты авторов.

щества в 2013 г. примерно соответствовало показателю 2012 г., без учета средств от продажи пакета акций Сбербанка.

Если же принять во внимание результаты этой сделки, то по сравнению с 2012 г. доля невозобновляемых источников в структуре совокупных доходов от приватизации (продажи) и использования государственного имущества в 2013 г. упала относительно предыдущего года почти вдвое (до 26,4%) - на уровень 2001 г., хотя и несколько превысив показатель 2010 г. Удельный вес доходов от использования государственного имущества, напротив, вырос с почти 49 до 73,6% в 2013 г. По абсолютной величине этот результат уступает лишь итогам 2012 г., превысив в 1,5 раза показатель 2011 г., тогда как доходы от приватизации (продажи) имущества оказались примерно в 2,5 раза меньше, чем в 2011 г., и уступив также показателю 2003-2004 гг.

Помимо приватизации заметное влияние на состояние имущественных отношений в стране в 2013 г. оказали сделки на рынке корпоративного контроля, связанные с «Роснефтью» (завершение уже упомянутой сделки по приобретению компании ТНК-ВР, поглощение газовой компании «Итера», соглашение об обмене активами с «НОВАТЭКом»), а также решения по реструктуризации ракетно-космической отрасли, аналогичные вариантам, ранее претворенным в отношении авиапромышленности и судостроения, т.е. через создание «Объединенной ракетно-космической корпорации» (ОРКК).

Применительно к электроэнергетике стоит отметить, что было разрешено осуществление процедуры увеличения уставного капитала ОАО «Российские сети»2 путем дополнительного выпуска ее акций при повышении порога государственного корпоративного контроля до 61,7% (ранее - 54,5%), зафиксированного для данной компании в перечне стратегических АО. Увеличен (правда, всего на 0,09% -

с 79,55 до 79,64%) пакет акций ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (ФСК ЕЭС), подлежащий внесению в уставный капитал «Российских сетей». Вообще же формирование вертикально интегрированных структур (ВИС) оставалось одним из важных направлений государственной политики в сфере отношений собственности. Всего в 2011-2013 гг. в этой части трехлетней приватизационной программы были приняты решения об условиях приватизации 148 ФГУ-Пов и акций 85 ОАО, полностью завершены мероприятия в рамках формирования 34 ВИС (или более 3/4 от числа тех, в отношении которых имелись решения руководства страны).

Большая работа проводилась по реализации госпрограммы «Управление федеральным имуществом», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 16 февраля 2013 г. № 191-р.

В нормативной части госпрограммы следует отметить утверждение Методических рекомендаций по определению целевого назначения федерального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за федеральными государственными унитарными предприятиями (ФГУПами), федеральными казенными предприятиями (ФКП), федеральными бюджетными (ФБУ), федеральными казенными (ФКУ), федеральными автономными (ФАУ) учреждениями, находящимися в ведении федеральных органов государственной власти, а также разработку Методологии определения про-фильности активов госкомпаний, Методических рекомендаций по организации работы Совета директоров и по организации проверочной деятельности Ревизионной комиссии АО с госучастием.

В стадии разработки находятся Методические указания по применению госкомпаниями ключевых показателей эффективности. В органах управления компаний с госучастием продолжалось сокращение представительст-

2 Бывшего холдинга межрегиональных распределительных сетевых компаний (МРСК). 62 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ • ТОМ 21 • № 5 • МАЙ-ИЮНЬ 2014

ва госслужащих при их замене на профессиональных директоров. Так, в советах директоров ОАО, включенных в специальный перечень, их численность уменьшилась со 141 до 122 человек.

По информации Росимущества, целевые показатели указанной госпрограммы за 2013 г. достигнуты почти по всем направлениям, а в части определения целевой функции объектов федерального имущества применительно к ФГУПам, хозяйственным обществам с долей государства и объектам казны РФ они намного превысили плановые величины. То же относится и к показателям информатизации, учета и мониторинга. Так, доля государственных услуг, оказанных в электронном виде, составила 40% по сравнению с 10% в качестве целевого ориентира на 2013 г., а доля объектов федерального имущества, учтенных в реестре (от общего числа выявленных и подлежащих учету), превысила 96% против 70%.

Всего в госпрограмме по состоянию на 15 апреля 2014 г., по данным Росимущества, было учтено 1618 067 объектов, что примерно на 10% (или на 146,3 тыс. ед.) больше, чем на 1 января 2013 г. (1471 782 объекта). Государственный имущественный комплекс на федеральном уровне представлен 2049 хозяйственными обществами (ОАО, ЗАО, ООО) и 1785 ФГУПами (включая казенные предприятия) против 2337 АО и 1795 унитарных предприятий на начало 2013 г., как указывается в новой приватизационной программе на 2014-2016 гг.

Утверждение Прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2014-2016 гг. распоряжением Правительства РФ № 1111-р от 1 июля 2013 г. стало важнейшим событием завершившегося года.

Наиболее существенным содержательным отличием этого документа от его предыдущего варианта стали серьезные изменения в плане приватизации крупнейших компаний. Перечень предполагаемых к приватизации активов в основном остался прежним. Из него вы-

пали «Росагролизинг», Россельскохозбанк и ФСК ЕЭС, а добавились «Роснано», «Росспирт-пром», «Ростелеком», Государственная транспортная лизинговая компания и два столичных аэропорта. Однако в отличие от приватизационной программы на 2011-2013 гг. в ее версии, датированной июнем 2012 г., сокращение доли участия государства в капиталах многих крупнейших компаний предполагает сохранение с его стороны корпоративного контроля или, по крайней мере, возможности влиять на процедуры корпоративного управления.

В отношении акционерных компаний «АЛ-РОСА», ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии», «Современный коммерческий флот» предел сокращения государственного участия определен в размере 25% плюс 1 акция; применительно к «Русгидро», «Банку ВТБ», «Зару-бежнефти», «Объединенной авиастроительной корпорации» - 50% плюс 1 акция; в отношении «Российских железных дорог», «Транснефти», «Уралвагонзавода», «Государственной транспортной лизинговой компании» и «Объединенной судостроительной корпорации» - 75% плюс 1 акция. В ряде случаев период снижения доли государства до указанных пороговых значений выходит далеко за пределы 2016 г.

Участие ОАО «Роснефтегаз» в уставном капитале нефтяной компании «Роснефть» предполагается сократить до 50% плюс 1 акция до 2016 г. В отношении возможного сокращения доли государства в ОАО «Банк ВТБ» ниже 50% плюс 1 акция в программе заявлено, что оно будет осуществляться с координацией мероприятий по снижению государственного участия в ОАО «Сбербанк России», хотя новый председатель Центробанка РФ сообщал об отсутствии у Банка России планов сокращения участия государства в капитале Сбербанка.

Прекращение участия государства в капитале в 2014-2016 гг. заявлено для 7 компаний («Росспиртпром», Объединенная зерновая компания (ОЗК), «Роснано», «Ростелеком», «Международный аэропорт "Шереметьево"»

(МАШ), «Аэропорт Внуково», «Международный аэропорт "Внуково"»). Такая перспектива для каждой из этих компаний с большой долей вероятности будет вызывать определенные вопросы - тем более что прогноз основных поступлений от приватизации за счет акций крупнейших компаний, имеющих высокую инвестиционную привлекательность, в количественном выражении в приватизационной программе отсутствует.

Предыдущий аналогичный документ содержал оценку в 1 трлн. руб., которая определялась поступлениями от возможной продажи акций крупнейших компаний в случае принятия Правительством РФ отдельных решений, тогда как, по данным бюджетной отчетности, за три года действия приватизационной программы на 2011-2013 гг. в целом от продажи акций и других форм участия в капитале федеральный бюджет получил в 2,7 раза меньше (около 371 млрд. руб.3). В то же время эта величина многократно превысила оценки доходов, содержавшиеся в программе 2011-2013 гг., без учета основных поступлений от приватизации за счет акций крупнейших компаний, имеющих высокую инвестиционную привлекательность: 6 млрд. руб. для 2011 г. и по 5 млрд. руб. для 2012 и 2013 гг., т.е. в сумме 16 млрд. руб.

В новой приватизационной программе на 2014-2016 гг. такие поступления зафиксированы в размере 3 млрд. руб. ежегодно. Возможность ее реализации находится в тесной зависимости от макроэкономической ситуации в стране (существует, например, вероятность наступления рецессии) и от состояния фондового рынка, особенно в связи с экономико-политическим фоном, сложившимся в первом квартале 2014 г.

В практическом плане можно отметить принятие российским правительством в январе 2014 г. решений о продаже акций ОАО «Ин-

тер РАО ЕЭС» (13,76% акций) и ОАО «Архангельский траловый флот» (100% акций) на общую сумму более 21 млрд. руб. Подготовительная работа по этим сделкам была проведена в 2012-2013 гг.

В первой из них покупателем явилось ОАО «Роснефтегаз», которое, согласно нормам предыдущей и действующей приватизационных программ, до начала 2015 г. может выступать инвестором по отношению к компаниям топливно-энергетического комплекса, пакеты акций которых планируются к приватизации, при условии представления программы финансирования этих сделок, предусматривающей использование дивидендов от акций компаний, находящихся в собственности указанного акционерного общества.

Вторая сделка может служить одним из первых примеров реализации нестандартного подхода в рамках приватизационного процесса на современном этапе. Ее особенностью является необычный формат взаимодействия между новым владельцем (ООО «Вирма») и региональными властями на основе заключенного соглашения, которое предусматривает безвозмездную передачу в собственность Архангельской области 1 акции. Определяющие решения, включая сохранение рабочих мест и регистрацию ОАО в регионе в целях сохранения налоговых поступлений в региональный бюджет, подлежат согласованию с областным правительством, для которого зарезервировано место в Совете директоров компании.

Заключение акционерного соглашения между Архангельской областью и ООО «Вирма» -уникальный пример реализации механизма постприватизационного контроля, позволяющего в числе прочего обеспечить баланс интересов государства в лице конкретного региона и нового собственника в части социальных обязательств и повышения эффективности бизнеса.

3 Включая средства, вырученные ЦБ РФ от продажи акций Сбербанка в 2012 г. Разумеется, с учетом доходов от продажи других активов (земли и различного имущества) общая величина приватизационных поступлений оказывается большей.

64 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ • ТОМ 21 • № 5 • МАЙ-ИЮНЬ 2014

Вместе с тем неизбежно возникают вопросы о возможных противоречиях такого инструментария с более общими правовыми нормами, в частности: с корпоративным законодательством (роль единственной акции, передаваемой областным властям, ее сопоставление с правомочиями, вытекающими из специального права на участие в управлении, - «золотая акция»), с достаточностью заключенного соглашения для избежания возможных кон-

фликтов в будущем, например в случае перепродажи ООО «Вирма» всего или части пакета акций «Архангельского тралового флота» на сторону, а также о том, насколько при этом учтен весь негативный опыт инвестиционных конкурсов в 1990-е годы и коммерческих конкурсов с социальными условиями, полученный в условиях применения ныне действующего третьего закона о приватизации - уже в 2000-е годы.■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.