Научная статья на тему 'ДИНАМИКА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА'

ДИНАМИКА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
25
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / СОЦИУМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРИКЛАДНАЯ ПОДГОТОВКА / ПЕРЕДАЧА ЗНАНИЙ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Милехин Александр Викторович, Панина Ольга Васильевна, Правкина Янина Юрьевна, Милехина Ирина Алексеевна, Шитов Денис Геннадьевич

Значение представлений в жизни человека переоценить невозможно. Представления могут касаться различных сторон человеческой деятельности, не исключением является физическая культура и спорт. Исследуя и сравнивая представления человека о двигательной деятельности разных поколений, об их влиянии на здоровье индивида, применении в профессиональной и личной жизни, у авторов появилась возможность переосмысления процесса обучения. Анализ полученных данных свидетельствует о низком уровне сформированности личностной физической культуры у современной молодежи и недостаточно развитой ценностно-мотивационной направленности на двигательную активность. Полученные результаты могут быть использованы для актуализации процесса обучения, внесения поправок в некоторые его составляющие, усиления теоретического и учебнометодического разделов по дисциплине «Физическая культура и спорт». Особенно настораживает слабая заинтересованность молодежи в личном участии передачи жизненно важных двигательных навыков следующим поколениям. Проигрыш предыдущему поколению по данной позиции, на наш взгляд, не просто характеризует огрехи в преподавании, а требует внесения срочных и действенных коррективов. Представления о значении, влиянии на здоровье, применении в жизни и профессиональной деятельности навыков, полученных на занятиях физической культурой и спортом, во многом определяют отношение и эффективность пользования ими.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Милехин Александр Викторович, Панина Ольга Васильевна, Правкина Янина Юрьевна, Милехина Ирина Алексеевна, Шитов Денис Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF CONCEPTS ON THE ROLE OF PHYSICAL CULTURE IN HUMAN LIFE

The value of ideas in human life cannot be overestimated. Representations may relate to various aspects of human activity, physical culture and sports are no exception. Exploring and comparing human ideas about the motor activity of different generations, about their impact on the health of the individual, their application in professional and personal life, the authors have the opportunity to rethink the learning process. The analysis of the received data testifies to the low level of formation of personal physical culture among today's youth and insufficiently developed value-motivational focus on physical activity. The results obtained can be used to update the learning process, to amend some of its components, to strengthen the theoretical and educational sections in the discipline "Physical Culture and Sports". Particularly alarming is the low interest of young people in the personal participation in the transfer of vital motor skills to the next generations. The loss to the previous generation in this position, in our opinion, not only characterizes flaws in teaching, but requires urgent and effective adjustments. Ideas about the meaning, impact on health, application in life and professional activities of the skills acquired in physical culture and sports, largely determine the attitude and effectiveness of their use.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»

2. Kodaneva, L.N. and Kotlyarova, E.S. (2019), "Lifestyle and attitude to the health of students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 169, No. 3, pp.152-156.

3. Lemoyne, J., Valois, P. and Guay, F. (2015), "Physical self-concept and participation in physical activity in college students", Medicine and Science in Sports and Exercise, Vol. 47. No. 1, pp. 142150.

4. Mamonova, O.V., Glazkova, G.B., Bulychev, R.Y., Gorbunova, E.A. and Razinkova Y.N. (2019), "Features of professional self-education of future specialists with special educational needs based on a specific non-traditional approach", Physical culture and health. Vol. 72, No. 4, pp. 65-67.

5. Postol, O.L. and Pankratova, O.N. (2020), "Eastern health-improving gymnastics in the system of physical education of students of transport universities", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 182, No. 4, pp. 353-355.

6. Piercy, K.L., Troino, R.P., Ballard, R.M., Carson, S.A., Fulton, J.E., Galuska, D.A., George, S.M. and Olson, R.D. (2018), "The Physical Activity Guidelines for Americans", JAMA, Vol. 320, No. 19, pp. 2020-2028.

Контактная информация: mamonova-o-v@mail.ru

Статья поступила в редакцию 11.02.2022

УДК 37.012.8

ДИНАМИКА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В

ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Александр Викторович Милехин, кандидат педагогических наук, доцент, Ольга Васильевна Панина, доцент, Янина Юрьевна Правкина, кандидат социологических наук, Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова, Саратов; Ирина Алексеевна Милехина, кандидат педагогических наук, доцент, Саратовский государственный технический университет имени Гагарина, Саратов; Денис Геннадьевич Шитов, кандидат педагогических наук, доцент, Саратовская государственная юридическая академия, Саратов

Аннотация

Значение представлений в жизни человека переоценить невозможно. Представления могут касаться различных сторон человеческой деятельности, не исключением является физическая культура и спорт. Исследуя и сравнивая представления человека о двигательной деятельности разных поколений, об их влиянии на здоровье индивида, применении в профессиональной и личной жизни, у авторов появилась возможность переосмысления процесса обучения. Анализ полученных данных свидетельствует о низком уровне сформированности личностной физической культуры у современной молодежи и недостаточно развитой ценностно-мотивационной направленности на двигательную активность. Полученные результаты могут быть использованы для актуализации процесса обучения, внесения поправок в некоторые его составляющие, усиления теоретического и учебно-методического разделов по дисциплине «Физическая культура и спорт». Особенно настораживает слабая заинтересованность молодежи в личном участии передачи жизненно важных двигательных навыков следующим поколениям. Проигрыш предыдущему поколению по данной позиции, на наш взгляд, не просто характеризует огрехи в преподавании, а требует внесения срочных и действенных коррективов. Представления о значении, влиянии на здоровье, применении в жизни и профессиональной деятельности навыков, полученных на занятиях физической культурой и спортом, во многом определяют отношение и эффективность пользования ими.

Ключевые слова: представление, физические упражнения, социум, профессиональная подготовка, прикладная подготовка, передача знаний.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.2.p278-281

DYNAMICS OF CONCEPTS ON THE ROLE OF PHYSICAL CULTURE IN HUMAN

LIFE

Alexander Viktorovich Milekhin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Olga Vasilyevna Panina, the senior lecturer, Yanina Yurievna Pravkina, the candidate of sociolog-

ical sciences, Saratov State Vavilov Agrarian University; Irina Alekseevna Milekhina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Yuri Gagarin Saratov State Technical University; Denis Gennadievich, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Saratov

State Law Academy

Abstract

The value of ideas in human life cannot be overestimated. Representations may relate to various aspects of human activity, physical culture and sports are no exception. Exploring and comparing human ideas about the motor activity of different generations, about their impact on the health of the individual, their application in professional and personal life, the authors have the opportunity to rethink the learning process. The analysis of the received data testifies to the low level of formation of personal physical culture among today's youth and insufficiently developed value-motivational focus on physical activity. The results obtained can be used to update the learning process, to amend some of its components, to strengthen the theoretical and educational sections in the discipline "Physical Culture and Sports". Particularly alarming is the low interest of young people in the personal participation in the transfer of vital motor skills to the next generations. The loss to the previous generation in this position, in our opinion, not only characterizes flaws in teaching, but requires urgent and effective adjustments. Ideas about the meaning, impact on health, application in life and professional activities of the skills acquired in physical culture and sports, largely determine the attitude and effectiveness of their use.

Keywords: performance, physical exercises, society, professional training, applied training, knowledge transfer.

ВВЕДЕНИЕ

Представления о предстоящих событиях, в зависимости от их содержания и значимости для человека, во многом способствуют или препятствуют их реальному осуществлению. На наш взгляд, представления играют значительную роль в жизни любого человека и разного возраста. Стойкие, яркие, глубоко захватывающие человека представления порой определяют всю его жизнь, профессию, увлечения, отношение к окружающим и т.д. Человек представляет свою будущую профессию, занятость, положение в обществе, семейное положение и это во многом определяет степень продвижения к существующим планам. Данное явление имеет место быть в самом разном возрасте, ребенок мечтает быть летчиком, водителем, врачом, очевидно, что многое еще может поменяться, и не получиться стать тем, кем планировал, и тому может быть множество причин, но первопричина этому уже есть, это смена представлений. Данная смена может быть обусловлена как возрастными особенностями, так и целым рядом других, самых разнообразных причин. Несомненно, особое значение имеет сила и продолжительность представлений, на наш взгляд, именно они во многом определяют поведение человека на пути к достижению желаемого. Представления касаются самых разнообразных сторон нашей жизни, соответственно в различные периоды нашей жизни какие-то из них будут приоритетными, а какие-то будут уходить на дальний план. Представления не ограничиваются влиянием на конкретного человека, увлеченный человек непременно пытается делиться, а порой и навязывать их своему ближайшему окружению, семье, детям, коллегам. Возможности, сила и способы, которыми можно поделиться своими представлениями с другими, могут быть представлены в самом широком диапазоне: от взаимно приемлемых и полезных, до грубых и отталкивающих.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В нашем исследовании нас интересовали представления человека о роли, формах и значении занятий физической культурой в его жизни в относительно большом отдалении, в будущем. Можно констатировать факт довольно весомого влияния на спортивную занятость населения национальной системы образования: от дошкольного до высшего образования [1]. Данная система представляет собой не просто систему обязательных и самостоятельных занятий, но и систему положений, требований и нормативов, которые

являются показателями качества выполняемой работы. В то же время, после выхода человека из-под «опеки» образовательной системы, столь же смело можно утверждать факт практически полного представления человеку самому принимать решения в определении степени использования средств физической культуры в своей жизни и целей, на достижение которых будут направлены эти занятия. В жизни человека наступает период практически полного отсутствия контроля со стороны за использованием средств физической культуры для поддержания работоспособности и жизнедеятельности. Справедливости ради стоит отметить, остается эпизодический контроль состояния здоровья человека в форме медицинских осмотров, сдачи профессиональных требований и т.д., данный контроль весьма специфичен и варьируется в широких пределах: от четкого и строгого (специфические профессии с обязательными требованиями к физической подготовке) до необязательного.

В связи с этим, задача нашего исследования была еще шире, нас интересовало как представление об использовании физической культуры в будущей жизни наших студентов, так и сравнение таких же представлений с представлениями их родителей. Данная информация в сравнении с информацией, полученной от студентов, позволит определить отличительные особенности разных поколений в планировании, отношении и практическом использовании средств физической культуры в будущем. В исследовании принимали участие студенты Саратовского ГАУ им. Н.И. Вавилова, Саратовской государственной академии права и Саратовского государственного технического университета им. Гагарина Ю.А., а также их родители. Всего в эксперименте приняли участие 168 студентов и 92 родителя. Далее родители студентов условно обозначены нами как первая группа, студенты - группа номер два.

В результате исследования авторами было выявлено, что вопросы необходимости использования физической культуры и двигательной активности для поддержания здоровья и работоспособности, воспринимается положительно у 54 % респондентов первой группы и у 24% второй группы.

На вопрос о том, требует ли будущая профессия физической готовности, 63% в первой группе ответили «Да», во второй группе - 29 %. Следует отметить, что данный показатель имел бы еще меньшее значение во второй группе, если бы не студенты юридической академии права, считающие физическую подготовку важным звеном в своей будущей работе. В качестве весомого средства для профилактики и предупреждения различных за-болеваний физическую культуру и спорт рассматривают в первой группе -43%, во вто-рой группе только 14%. При заболеваниях и их лечении, в качестве средства лечения и реабилитации по рекомендациям врачей, готовы использовать физическую культуру 36% опрошенных первой группы и 12% опрошенных второй группы. Вторая группа в боль-шей степени доверяет медикаментозным средствам лечения и восстановления, а также пассивный отдых.

Занятия физической культурой и спортом в качестве возможности передать полученные знания, умения и навыки подрастающему поколению воспринимают: первая группа - 62%, вторая группа - 15%. Первая группа не отвергает необходимости получения, подрастающим поколением, более глубокого и основательного опыта в спортивных секциях и спортивных кружках - 87%, но и свою роль в обучении простейшим навыкам в овладении спортивными движениями оценивает очень высоко. Вторая группа считает, что основную функцию в обучении спортивной деятельности должны нести спортивные педагоги в школе, спортивной секции, свою роль в передаче спортивного опыта оценивают очень скромно (13%), практически полностью перекладывая данную функцию на спортивных педагогов (83%).

Обращение к физической культуре и спорту в качестве активного отдыха представлено следующими цифрами, первая группа - 55%, вторая группа - 64 %. На первый взгляд, соотношение явно в пользу второй группы, но небольшая поправка заставляет со-

вершенно по-другому взглянуть на данные ответы. Первая группа физическую культуру в качестве активного отдыха рассматривает постоянно в течение всего года, в разнообразных формах, в том числе лыжные прогулки, плавание, рыбалка, пешие прогулки, езда на велосипеде и т.д. Вторая группа данный вопрос рассматривает в контексте заполнения отдыха и, в первую очередь, каникул и трудового отпуска. Именно на этот период планируется активное обращение к двигательной активности. Очевидно, что для первой группы, систематическое и равномерно осуществляемое в течение года использование средств физической культуры приведет к ожидаемому положительному эффекту. Вторая группа, при реализации своих планов, весь год, занимаясь бытовыми, профессиональными делами и только во время отпуска, обратившись к физическим упражнениям, спортивным занятиям, подвергается большой опасности получить от них негативный эффект.

Основной причиной для обращения к двигательной активности у первой группы является привычка, осознание необходимости, стремление поддерживать свое функциональное состояние (48%). У респондентов второй группы основным фактором явились социальные составляющие как то: общение, необходимость поддержать коллектив, сдача нормативов, участие в необходимых соревнованиях (32%).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Можно сделать вывод, что предыдущее поколение занятия физической культурой и спортом воспринимало в рамках физиологической, физической, социальной, профессиональной важности. Отношение современного поколения основывается на удовлетворе -нии, в первую очередь, личных социальных потребностей и возможности использовать занятия физической культурой и спортом в качестве отдыха от учебной и профессиональной загруженности [2]. Особую настороженность вызывает, отводимая молодым поколением, явно незначительная роль своего участия в передачи жизненно важных умений и навыков спортивного характера будущему поколению. Это говорит о многом, во-первых, о соответствующем уровне сформированное™ мышления и личностной культуры в отношении двигательной активности, ее значения для современного человека; во-вторых, о своей подготовленности, уровне владения знаниями, умениями и навыками, которых явно недостаточно для обучения подрастающего поколения; в-третьих, об убежденности, что многие другие показатели современной жизни (знания, владение компьютером, общение, гигиенический фактор, медицинское обеспечение и т.д.) важнее чем физическое развитие.

ЛИТЕРАТУРА

1. Безруких Н.А. Формирование установки студентов на здоровый образ жизни в образовательном процессе профессиональной школы / Н.А. Безруких. - Саратов: Поволж. АГС, 2007. -208 с.

2. Гарина, О.Г. Исследование потребностей и интересов в области физкультурно-оздоровительной деятельности / О.Г. Гарина, В.А. Кадушина, И.А. Милехина //Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2020. - № 2 (81). - С. 143-148.

REFERENCES

1. Bezrukikh, NA. (2007), Formation of students' attitude towards a healthy lifestyle in the educational process of a professional school, Volga region AGS, Saratov.

2. Garina, O.G. Kadushina V. A. and Milekhina, I. A. (2020),"Study of the relevance and necessity of physical culture and healthy lifestyle promotion", Vestnik of Saratov State Socio-Economic university, No. 2 (81), pp. 143-148.

Контактная информация: milehina62@mail.ru

Статья поступила в редакцию 01.02.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.