Научная статья на тему 'Исследование потребностей и интересов в области физкультурно-оздоровительной деятельности'

Исследование потребностей и интересов в области физкультурно-оздоровительной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
365
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / ФИТНЕС / ЗДОРОВЬЕ / PHYSICAL CULTURE / SPORT / FITNESS / HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гарина Олеся Геннадьевна, Кадушина Виктория Александровна, Милехина Ирина Алексеевна

В статье рассмотрены проблемы физического воспитания студенческой молодежи. Проведены исследования, на основе которых выявлены основные проблемы, влияющие на посещаемость занятий физической культурой в вузах. Описывается, чем обусловлен выбор студенческой молодежью альтернативных видов спорта в свободное от учебы время. Представлена ознакомительная часть по правильному питанию. Раскрыты вопросы значимости и необходимости занятий физкультурно-спортивной деятельностью как целеполагающего фактора здоровьесбережения и здоровьесохранения среди студенческой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гарина Олеся Геннадьевна, Кадушина Виктория Александровна, Милехина Ирина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE RELEVANCE AND NECESSITY OF PHYSICAL CULTURE AND HEALTHY LIFESTYLE PROMOTION

The article deals with the problems of physical education for university students. The authors identify factors that affect the attendance of physical education classes in universities. Reasons why students choose alternative sports in their free time are examined. Basics of healthy diet and proper nutrition are given. Role and importance of physical education and sports activities as a goal-setting factor for health saving and health preservation awareness among students are revealed.

Текст научной работы на тему «Исследование потребностей и интересов в области физкультурно-оздоровительной деятельности»

Olesya Gennadyevna Garina,

PhD in Philosophy,

associate professor of the department of physical education and sports, Saratov socio-economic institute (branch) Plekhanov Russian University of Economics

Viktoria Aleksandrovna Kadushina,

PhD in Sociology,

associate professor of the department of physical education and sports, Saratov socio-economic institute (branch) Plekhanov Russian University of Economics

Irina Alekseyevna Milekhina,

PhD in Pedagogics, associate professor of the department of physical education and sports, Saratov socio-economic institute (branch) Plekhanov Russian University of Economics

УДК 316.37

Олеся Геннадьевна Гарина,

кандидат философских наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

Виктория Александровна Кадушина,

кандидат социологических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

Ирина Алексеевна Милехина,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

milehina62@mail.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ И ИНТЕРЕСОВ В ОБЛАСТИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассмотрены проблемы физического воспитания студенческой молодежи. Проведены исследования, на основе которых выявлены основные проблемы, влияющие на посещаемость занятий физической культурой в вузах. Описывается, чем обусловлен выбор студенческой молодежью альтернативных видов спорта в свободное от учебы время. Представлена ознакомительная часть по правильному питанию. Раскрыты вопросы значимости и необходимости занятий физкультурно-спортивной деятельностью как целеполагающего фактора здоровьесбережения и здоровьесохранения среди студенческой молодежи.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, фитнес, здоровье.

STUDY OF THE RELEVANCE AND NECESSITY OF PHYSICAL CULTURE AND HEALTHY LIFESTYLE PROMOTION

The article deals with the problems of physical education for university students. The authors identify factors that affect the attendance of physical education classes in universities. Reasons why students choose alternative sports in their free time are examined. Basics of healthy diet and proper nutrition are given. Role and importance of physical education and sports activities as a goal-setting factor for health saving and health preservation awareness among students are revealed.

Keywords: physical culture, sport, fitness, health.

Фитнес является технологией осознанного управления здоровьем и своими физическими кондициями. С английского слово «фитнес» (fitness, от глагола to fit) переводится как «соответствовать, быть в хорошей форме». Поэтому фитнес - это стиль жизни, социальная тенденция, которая помогает поддерживать тело и дух в хорошей форме. Это целая культура, включающая в себя режим, питание, взгляды на жизнь и здоровье. Таким образом, фитнес - это аналог российского термина «здоровый образ жизни». Фитнес - это и процесс, и вознаграждение, последовательное и регулярное участие в этом движении - великолепная возможность улучшения своей жизни и качественно, и количественно.

Фитнес практически не изучается социальными и экономическими науками, однако, ввиду того что это движение набирает все большую популярность и, несомненно, является социально (здоровье населения) и экономически (индустрия фитнеса имеет немалый оборот) значимым, необходимо исследовать различные аспекты данного явления.

В настоящее время здоровый образ жизни прочно вошел в моду. Ответим на актуальный во все времена, но столь неоднозначный вопрос: «Какой он - образ современного успешного человека в российском обществе?» На взгляд многих людей, это счастливая семья, интересная работа, материальное благополучие, но в первую очередь - хорошая физическая форма и привлекательная внеш-

ность. Несмотря на активную пропаганду здорового образа жизни в средствах массовой информации, которые призывают население к правильному образу жизни, в настоящее время поддержание физической формы не столько забота о своем здоровье, сколько стремление идти вслед за модой и соответствовать современным стандартам красоты.

Один из авторов уже обращался к исследованию фитнес-услуг, рассматривая тенденции их развития в масштабах страны [7]. На основе прошлых исследований можно констатировать, что рынок услуг фитнеса хорошо развит и продолжает активно развиваться в Москве. Регионы России следуют этим тенденциям в меньшем объеме и со значительным опозданием. Не исключением стала и Саратовская область, особенности и общие направления фитнес-индустрии которой мы раскроем в данной статье.

Проводимое в течение последних лет исследование рынка услуг индустрии фитнеса в Саратове позволило сделать некоторые общие выводы:

1. Более 70% взрослых среднестатистических саратовцев не стремятся к поддержанию физической формы. Чуть менее 15% занимаются физической культурой с разной степенью регулярности, в основном такие занятия носят характер рекреативной составляющей.

2. Среди занимающихся в фитнес-клубах доминирует возрастная категория от 25 до 36 лет, однако именно в последние годы наметилась тенденция проявления интереса к фитнесу у населения более старшего возраста.

Главным вопросом нашего исследования в 2017-2019 гг. стало изучение структуры предпочтений в занятиях физической активностью студенческой молодежи Саратова. Информационной базой исследования послужили фитнес-клубы города.

Все имеющиеся в расписании фитнес-клубов тренировки можно разделить на несколько категорий:

1. Аэробные тренировки (аэробика, степ-аэробика, cycling,fitbox, а-бокс, тай-бо, антиварикс).

2. Силовые тренировки, тренировки на выносливость (pump, crunch, HotIron, BOSU, TRX, калла-нетика, гибкая сила).

3. Программы mindbody (пилатес, хатха-йога, bodyballance, stretching, powerstretch, «здоровая спина», antigravity и аэро-йога).

4. Танцевальные занятия (хип-хоп, стрит-данс, фанк, city-jam, jazz-modern, латина, zumba, танец живота, стрипданс, ragga и т.д.).

5. Занятия в тренажерном зале.

6. Особые направления фитнеса: фитнес для беременных, реабилитационные программы, детский фитнес и т.д.

Анализ расписаний тренировок в фитнес-клубах города, исследование посещаемости тренировок показали, что наиболее популярными видами групповых тренировок являются силовые тренировки, посещаемые как женщинами, так и мужчинами. Их доля в сетках расписания фитнес-клубов Саратова составила 21%. Силовые тренировки рассчитаны в основном для тех людей, которые стремят-

ся к наращиванию мышечной массы или, наоборот, к уменьшению количества жира.

Второе место занимает тренировка категории mindbody (доля в сетке расписаний фитнес-клубов -17%). Данная категория тренировок набрала популярность с середины нулевых годов. При этом популяризация таких программ mindbody, как йога, stretching, bodyballance, среди молодежи (также большей частью женского пола), а также возможности значительной вариативности программ в зависимости от уровня подготовленности группы сделала тренировки посещаемыми и, соответственно, рентабельными для фитнес-клубов.

Танцевальные тренировки являются популярными среди молодежи (доля в сетке расписания фитнес-клубов - 12%). Некогда лидирующая аэробика в чистом виде теряет свою популярность. В настоящее время аэробных тренировок порядка 8% в сетках расписания фитнес-клубов. В последние несколько лет набирали популярность аэробные тренировки, основанные на восточных единоборствах, боксе (9%). Тенденция последних лет - это увеличение популярности аэробно-танцевальных тренировок; в качестве примера можно привести танцевальную фитнес-программу в латиноамериканском стиле zumba.

Занятия в тренажерном зале по-прежнему остаются прерогативой мужчин всех возрастов [6]. Однако все больший процент женщин, занимающихся фитнесом, посещает тренажерных зал. Особые направления фитнеса имеют узкую популярность и очень специфичны в зависимости от клуба.

Например, тренировки по программам antigravity и аэро-йоги требуют дополнительного оборудования - гамаков. Набирает популярность персональный тренинг, обеспечивающий индивидуальный подход взыскательным клиентам.

В Саратове представлены различные типы и классы физкультурно-оздоровительных учреждений. По данным Саратовстата, на 2017 г. насчитывается 3510 организаций с общим числом занимающихся физической культурой и спортом 717 749 человек, что составляет почти 29% жителей области, 12% из которых занимаются на платной основе. Абсолютное большинство физкультурно-спортивных организаций Саратовской области имеют образовательную и профессиональную направленность и работают в основном с детскими и юношескими, реже взрослыми спортивными кружками и командами. Налицо нехватка учреждений, предоставляющих физкультурно-оздоровительные услуги взрослому населению города и области. В этой сфере преобладает коммерческий сектор. Традиционно считается, что здоровье населения - это одна из приоритетных задач государства, но на данном этапе государство не имеет возможности полностью обеспечить материально-техническую базу физкультурно-оздоровительной и спортивной сферы.

Молодежь нашей страны, как и большинство населения, согласна, что главная ценность для человека - это здоровье, что неоднократно подтверждалось научными социологическими исследовани-

ями. Однако в действительности осознание того, что поддержание здоровья является личностной категорией и требует собственных усилий и действий в сфере активного образа жизни, в том числе в регулярных систематических занятий физическими упражнениями, наблюдается нечасто [3].

Как мы выявили, свой досуг значительная часть студенческой молодежи посвящает не физической активности, посещению фитнес-клубов или активному отдыху, а пассивным видам отдыха. Наиболее популярными видами досуга среди молодежи, как обнаружилось в процессе исследования, являются:

1. Просмотр различных интернет-ресурсов, игровая компьютерная деятельность и общение в соцсетях.

2. Пассивный отдых в домашних условиях (например, сон, просмотр телевизионных программ).

3. Посещение развлекательных мероприятий (например, участие в квестах, времяпровождение в ночных клубах и т.д.).

Для исследования мотивации и интересов в сфере потребления фитнес-услуг в молодежной среде был проведен анкетный опрос студенческой молодежи города Саратова. Было опрошено 258 респондентов.

В состав анкеты были включены вопросы, требующие как краткого, так и развернутых ответов. Развернутые ответы дают возможность наиболее качественно подойти к анализу проблем в рассматриваемой области. В качестве примеров таких вопросов можно привести следующие:

- Считаете ли Вы необходимостью занятия физическими упражнениями в фитнес-центрах для студентов? (кратко обоснуйте ответ);

- Занимаетесь ли Вы (или занимались) в фитнес-клубах или центрах? (при положительном ответе укажите в каком);

- Сколько человек из Вашего окружения (друзей, родственников, знакомых) посещают фитнес-клубы?;

- Опишите причины, которые препятствуют Вам заниматься в фитнес-клубе? (если вы не занимаетесь в фитнес-клубах) (перечислите причины);

- Какие направления фитнеса или фитнес-про-граммы Вы знаете?;

- Какие фитнес-программы Вы считаете наиболее интересными для молодежи и почему?;

- Как Вы считаете, популярны ли фитнес-центры среди студенческой молодежи Саратова (постарайтесь обосновать ответ).

Обработка данных позволила выявить разнообразные варианты ответов, которые авторы объединили по пяти основным категориям. Главные проблемы, по мнению респондентов, заключаются в нехватке времени и финансов у студентов для посещения фитнес-центров. На третьем месте оказались достаточно субъективные ответы, например: «Я в хорошей физической форме, и мне не требуются физкультурно-оздоровительные занятия» и т. д. Следующую группу ответов мы охарактеризовали как проблемы личного характера (например, «Лень», «Стесняюсь своей физической формы» и т. д.). Наиболее интересен, на наш взгляд, последний тип ответов: «В клубах нет вида спорта, который мне интересен», «Не найду квалифицированного специалиста» и т. д. В рамках проведенного исследования мы обратили внимание на тот факт, что современные тенденции в развитии новых видов спорта нашли свое отражение и современной студенческой субкультуре [5]. Студенческая молодежь настоятельно требует расширения деятельности фитнес-клубов в области новейших направлений оздоровительной физической культуры и экстремальных видов спорта.

Так, например, следующий опрос показал, что молодое поколение России предпочитает в настоящее время, во-первых, батутные центры и веревочные городки, скалодромы, во-вторых, ролледромы, различные виды стрельбы, йогу и аквайогу, а также экстремальные виды спорта различных направлений. Некоторые студенты хотели бы проявить себя в таких новейших видах спорта, как акрострит или билдеринг. В то же время значительно отстают в популярности ранее востребованные и, казалось бы, перспективные в недалеком прошлом направления, такие как тренажерный зал, фитнес, аэробика и танцевальные направления [4].

Нами было проведено исследование, целью которого было выявить приоритетные мотивы для занятий физической культурой среди современной молодежи. Был проведен опрос, в котором участвовало 54 студента. Результаты представлены на следующей диаграмме (рис. 1).

4% ■ Оздоровительные

7% 9% 25°% ■ Эстетические ■ Соревновательно-конкурентные

15% 34% т ■ Двигательно-деятельностные

■ Коммуникационные

Профессионально-ориентированные

Рис. 1. Приоритетные мотивы для занятия физической культурой

На рис. 1 видно, что эстетические мотивы являются приоритетными.

В наши дни особое внимание необходимо уделить отношению студентов к занятиям физической культурой. Данный вопрос актуален ввиду того, что у некоторых студентов отсутствует желание посещать занятия, что вызывает частые прогулы. Для выявления причины отсутствия желания посещать физкультуру 54 студентам был задан вопрос: «Что Вам приносят занятия физической культурой?» Результаты опроса представлены на рис. 2.

На рис. 2 видно, что большинству студентов занятия физкультурой не приносят никаких эмоций.

Для выявления причины отсутствия у студентов каких-либо эмоций в процессе посещения занятий физической культуры 10 студентам, ответившим «Ничего», был задан вопрос: «По каким причинам занятия физической культуры не приносят Вам никакой пользы?» Результаты опроса представлены на рис. 3.

Опрос показал, что основной причиной отсутствия каких-либо эмоций в процессе посещения занятий является то, что большинство студентов занимаются фитнесом.

В целях исправления сложившейся ситуации студентам был задан вопрос: «Что необходимо добавить в занятия по физической культуре для того, чтобы они смогли полностью заменить занятия в фитнес-залах?»

Результаты опроса показали, что лекции по правильному питанию и индивидуальный подход

к каждому студенту являются основными аспектами, которые интересуют опрошенных студентов.

Лекции по правильному (здоровому питанию) -интересное предложение со стороны студентов, так как качество пищи носит приоритетный характер для здоровья человека. Правильное питание подразумевает под собой наличие в рационе человека разнообразной и полезной пищи. Здоровое питание интересует студентов не только из-за возможности изменить вес, но и из-за возможности снизить риск возникновения каких-либо заболеваний [2].

Лекции по правильному питанию следовало бы начать со знакомства студентов с принципами правильного питания. К таковым можно отнести:

1) Каждое употребленное блюдо является источником энергии для поддержания здоровья;

2) Всегда питайтесь полноценно. Соотношение белков, жиров и углеводов, употребленных за день, должно примерно равняться 1:1:4;

3) Рацион должен быть разнообразным, так как приобрести необходимый объем полезных веществ можно только из большого перечня продуктов;

4) Употребляйте пищу как можно чаще; парадоксально, но, чтобы не набирать вес, необходимо употреблять пищу часто;

5) Употребляйте меньше сахара. Избыток сахар в организме - одна из основных причин лишнего веса;

6) Употребляйте в пищу цельнозерновые продукты. Они перевариваются медленно и снижают тягу к сахаросодержащим продуктам;

35% 30% 25% 20°% 15°% 10% 5% 0%

Ничего Усталость Положительные Энергия Здоровье

эмоции

Рис. 2. Степень удовлетворенности от занятий физической культурой

■ Мне лень заниматься интенсивно

■ Нет сил для занятий

■ Нет интереса Занимаюсь фитнесом

■ Нет времени на эти занятия

Рис. 3. Причины негативного отношения к занятиям физической культурой

Наличие упражнений для тех, кто хочет похудеть, и для тех, кто хочет набрать мышечную массу

Разная норма результатов при сдаче нормативов в зависимости от веса человека

Отдельные занятия для девушек и парней

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обучение каждого

отдельного студента тому, что у него не получается (в процессе игры,

при сдаче нормативов и т.д.)

Рис. 4. Индивидуальное отношение к студентам на занятиях физической культурой

7) Введите в свой рацион крупы из нешлифованного зерна, хлеб с отрубями, хлебцы из муки грубого помола. Они являются источником клетчатки и поэтому помогают снизить чувство голода, а также снижают риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний;

8) Не забывайте употреблять белковые продукты. Если употребление белков игнорировать, то иммунитет снизится, а также нарушится гормональный баланс и процесс восстановления тканей организма;

9) Не исключайте жиры полностью, так как из них состоят оболочки нервных волокон, к тому же недостаток жиров приводит к дефициту витаминов и нарушению работы нервной и гормональной систем. Среди потребляемых жиров животные должны составлять одну четвертую, остальные должны быть растительными;

10) Но употребление жиров не должно быть избыточным, так как из-за их профицита образуется лишний вес и нарушает работу печени и поджелудочной железы. Сократить жиры в питании легко. Вам просто необходимо заменить жареные блюда на вареные или запеченные;

11) Не забывайте употреблять в пищу овощи и фрукты, так как они содержат витамины, которых в других продуктах питания просто нет;

12) Не забывайте про рыбу. Ее необходимо употреблять минимум раз в неделю. В рыбе содержится много незаменимых жирных кислот Омега-3, которые борются с заболеваниями сердца и сосудов;

13) Включите в рацион молочные продукты. Суточную норму кальция можно получить из полулитра молока.

К следующему аспекту, который интересует студентов, относится индивидуальный подход. В целях выявления того, что именно студенты подразумевают под индивидуальным подходом, был проведен опрос, в котором участвовало 35 студентов. Последним был задан вопрос: «Что Вы подразумеваете под индивидуальным подходом к каждо-

му студенту на занятиях физкультурой?» Результаты опроса представлены на рис. 4.

Опрос показал, что большинство студентов подразумевают под термином «индивидуальный подход» наличие упражнений для тех, кто хочет похудеть, и для тех, кто хочет набрать мышечную массу.

Следовало бы отметить, что индивидуальный подход к каждому студенту действительно является актуальным принципом современного занятия физической культурой. Суть индивидуального подхода состоит в том, чтобы изучить особенности каждого студента и найти адекватные методы его обучения [1].

Индивидуальный подход необязательно должен включать в себя проведение занятий с каждым отдельным студентом. Он предполагает адекватное сочетание организации деятельности студентов, но обязательным является постоянное внимание к работе каждого. Для этого следует провести дифференцирование студентов по уровню физической подготовленности, физического развития и состояния здоровья. Особое внимание следовало бы уделить типу телосложения, темпераменту, волевым качествам и интересам.

Следовательно, индивидуализация обучения -это учет в процессе обучения индивидуальных особенностей конкретного студента.

Индивидуальный подход к каждому студенту обязательно включает в себя группировку учащихся на основе их особенностей (пола, возраста, состояния здоровья, уровня физической подготовленности, особенности восприятия).

Так, в зависимости от состояния здоровья, студенты делятся на три группы:

1) основная - учащиеся не имеют отклонений в состоянии здоровья и занимаются физическими упражнениями в полном объеме;

2) подготовительная - студенты с недостаточным физическим развитием и низкой физической подготовленностью или имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья;

3) специальная - учащиеся, которые имеют в состоянии здоровья отклонения постоянного или временного характера и требуют ограничения физических нагрузок.

Индивидуальный подход к каждому студенту требует соблюдения следующего правила: если всем студентам дают одинаковое задание, то в первую очередь при выборе нагрузки необходимо ориентироваться на слабых учащихся, тогда задание будет посильно всем. Далее в ходе занятия следует подбирать упражнения, учитывая состояние здоровья, направленность физического развития и уровень физической подготовленности. Также особое внимание необходимо уделить темпераменту, интересам и способностям каждого отдельного студента. Следовало бы отметить, что половая дифференциация также играет важную роль в процессе индивидуального подхода. К примеру, для девушек важно уделять внимание укреплению мышц живота, спины, таза, развитию пластичности и точности движений, а также, учитывая особенности женского организма, необходимо ограничивать упражнения, связанные с лазаньем, подниманием и переноской тяжестей и т.д.

Таким образом, можно сделать следующие выводы. В настоящее время вопрос важности занятий физической культурой является достаточно актуальным. Вопреки тому что в современных высших учебных заведениях есть студенты, которые предпочитают фитнес физической культуре, последняя всегда будет в приоритете, так как физическая культура не только способствует физическому развитию студента, но и развивает в нем качества, необходимые для его трудовой деятельности.

Несмотря на наличие в городе фитнес-клубов различной направленности, значительная часть студенческой молодежи по различным причинам их не посещает и ограничивается только обязательными занятиями по дисциплине «Физическая культура» в образовательном заведении.

Фитнес-индустрия, нацеленная на молодежь, должна развиваться за счет новейших высокоэффективных структур спортивного досуга, какими являются экстремальные виды спорта, батутные центры, скалодромы и т.д.

1. Балабай С.В., Тетюев Л.И. Пространство культуры современного образования: философско-педагогические основания // Власть. 2019. Т. 27. № 5. С. 194-199.

2. Гарина О.Г., Милехина И.А., Кадушина В.А. Социально-экономическая значимость занятий физической культурой и спортом. Наука и общество. 2018. № 3 (32). С. 125-129.

3. Гарина О.Г. Проблема ничто в теоретической философии С.Н. Булгакова: дис. ... канд. филос. наук. Саратов, 2006.

4. Гарина О.Г. Черлидинг - популярный студенческий вид спорта // Саратовской области - 80 лет: история, опыт развития, перспективы роста: сб. науч. тр. по итогам Междунар. науч.-практ. конф.: в 3 ч. / отв. ред. Н.С. Яшин. Саратов, 2016. С. 52.

5. Кадушина В.А. Развитие социального потенциала человека в контексте игры (на примере спортивных игр). Саратов, 2010.

6. Кадушина В.А. Отношения к ценностям спорта в российском социуме // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2009. № 16 (71). С. 187-193.

7. Черевишник Н.Н., Ерохина Н.А. Социальные коммуникации в физической культуре и спорте // Наука и общество. 2018. № 3 (32). С. 137-142.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.