Научная статья на тему 'САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ САМОИЗОЛЯЦИИ: ТРУДНОСТИ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ'

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ САМОИЗОЛЯЦИИ: ТРУДНОСТИ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ / САМОИЗОЛЯЦИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Милехина Ирина Алексеевна, Милехин Александр Викторович, Панина Ольга Васильевна, Беглов Михаил Владимирович, Суркова Татьяна Николаевна

Самостоятельные занятия физической культурой и спортом всегда занимали значительное место в двигательной активности населения. Самостоятельные занятия не просто являются значительным подспорьем и дополнением к организованным занятиям, в ряде случаев и для целого ряда возрастных групп, они являются основным видом двигательной активности, физического развития и спортивного совершенствования. Занятия без систематического, непосредственного контроля спортивным педагогом, вне рамок учебных и тренировочных занятий можно отметить как самостоятельные, организуемые, реализуемые и контролируемые исключительно на основе знаний и возможностей самого занимающегося. Очевидно, что самостоятельные занятия могут быть как основной, единственной формой занятий физической культурой и спортом, так и выполнять дополнительную, но от этого не менее важную роль в достижении разнообразных целей в области двигательной активности, особенно в период учебной занятости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Милехина Ирина Алексеевна, Милехин Александр Викторович, Панина Ольга Васильевна, Беглов Михаил Владимирович, Суркова Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN CONDITIONS OF SELF-ISOLATION: DIFFICULTIES AND ADDITIONAL OPPORTUNITIES

Independent physical education and sports have always occupied the significant place in the motor activity of the population. Independent classes are not just significant help and supplement to organized classes, in some cases and for a number of age groups, they are the main type of motor activity, physical development and sports improvement. Classes without systematic, direct control by the PE teacher, outside the framework of training and training sessions, can be noted as independent, organized, implemented and controlled solely on the basis of the knowledge and capabilities of the student himself. It is obvious that independent classes can be both the main, the only form of physical culture and sports, and it performs the additional, but no less important role in achieving various goals in the field of motor activity, especially during the period of academic employment.

Текст научной работы на тему «САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ САМОИЗОЛЯЦИИ: ТРУДНОСТИ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ»

4. Akulova, L.N., Manukovskaya, L.B. and Bogacheva E.B. (2013) "Information support to knowledge and skills to preserve and promote future teachers' health and their professional-applied physical training ", Nauka i biznes: puti razvitiya, No. 4, pp. 119-121.

5. Chub, Ya.V. (2016), "Technology educational designing of shorts activity at university ", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 12 (142), pp. 159-164.

Контактная информация: matyunina@omgpu.ru

Статья поступила в редакцию 05.07.2021

УДК 378.14

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ САМОИЗОЛЯЦИИ: ТРУДНОСТИ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Ирина Алексеевна Милехина, кандидат педагогических наук, доцент, Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.; Александр Викторович

Милехин, кандидат педагогических наук, доцент, Ольга Васильевна Панина, доцент, Михаил Владимирович Беглов, доцент, Татьяна Николаевна Суркова, старший преподаватель, Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова

Аннотация

Самостоятельные занятия физической культурой и спортом всегда занимали значительное место в двигательной активности населения. Самостоятельные занятия не просто являются значительным подспорьем и дополнением к организованным занятиям, в ряде случаев и для целого ряда возрастных групп, они являются основным видом двигательной активности, физического развития и спортивного совершенствования. Занятия без систематического, непосредственного контроля спортивным педагогом, вне рамок учебных и тренировочных занятий можно отметить как самостоятельные, организуемые, реализуемые и контролируемые исключительно на основе знаний и возможностей самого занимающегося. Очевидно, что самостоятельные занятия могут быть как основной, единственной формой занятий физической культурой и спортом, так и выполнять дополнительную, но от этого не менее важную роль в достижении разнообразных целей в области двигательной активности, особенно в период учебной занятости.

Ключевые слова: самостоятельные занятия, самоизоляция, дистанционное обучение, физическая культура, спорт.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.7.p218-221

INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN CONDITIONS OF SELF-ISOLATION: DIFFICULTIES AND ADDITIONAL OPPORTUNITIES Irina Alekseevna Milekhina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Yuri Gagarin Saratov State Technical University, Alexander Viktorovich Milekhin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer; Olga Vasilyevna Panina, the senior lecturer, Mikhail Vladimirovich Beglov, the senior lecturer, Tatyana Nikolaevna Surkova, the senior teacher, Saratov State Vavilov Agrarian University

Abstract

Independent physical education and sports have always occupied the significant place in the motor activity of the population. Independent classes are not just significant help and supplement to organized classes, in some cases and for a number of age groups, they are the main type of motor activity, physical development and sports improvement. Classes without systematic, direct control by the PE teacher, outside the framework of training and training sessions, can be noted as independent, organized, implemented and controlled solely on the basis of the knowledge and capabilities of the student himself. It is obvious that independent classes can be both the main, the only form of physical culture and sports, and it performs the additional, but no less important role in achieving various goals in the field of motor activity, especially during the period of academic employment.

Keywords: self-study, self-isolation, distance learning, physical education, sport.

ВВЕДЕНИЕ

Прошедший, двадцатый год, внес в нашу жизнь понятия «самоизоляция», «дистанционное обучение», он во многом стал исключением в частотности обращения к самостоятельным формам обучения, в том числе при занятиях физической культурой и спортом. Спортивным педагогам пришлось предпринять значительные усилия для организации дистанционных, самостоятельных занятий учащихся в условиях, разительно отличающихся от привычных, стандартных, общепринятых. Обозначенная работа была сопряжена с определенными трудностями для спортивных педагогов: отсутствие непосредственного контроля действий учащихся, недоступность спортивного инвентаря, нестандартные условия занятий, невозможность строгого следования требованиям учебной программы и т.д. В то же время, определенные трудности стояли перед студентами, занимающимися в удаленном режиме. На наш взгляд, минимальные трудности были связаны с овладением теоретическим материалом по программе физической культуры и спорта, представляемый педагогами материал в форме лекций не представляет большой сложности, обратная связь, доступ к интернет-ресурсам позволяет самостоятельно овладеть представленной информацией [1]. Диаметрально противоположные по степени затруднений для студентов явились практические задания, даваемые им спортивными педагогами.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Авторами было проведено анкетирование студентов первого курса на предмет выявления трудностей выполнения практических заданий по физической культуре и спорту в условиях дистанционного обучения. Результаты анкетирования помогли получить информацию об основных затруднениях и степени их влияния на студентов.

1. Несоответствие домашних условий заданиям, получаемым для самостоятельного выполнения. К домашним условиям можно отнести не только условия проживания, но и возможности для выполнения физических упражнений на открытом воздухе в пределах ближайшего расположения к месту проживания. Действительно, данный пункт многих студентов (46% от числа опрошенных) ставит в значительные затруднения, стесненные условия проживания делают порой невозможным или сильно затрудняют выполнение даже самых простых физических упражнений. На открытом воздухе, выполнение даже самых простых заданий бегового характера, сопряжены с загруженностью улиц, тротуаров, перекрестков и т.д., приспособленных или пригодных для занятий бегом участков.

2. Отсутствие партнера. Командный характер спортивной деятельности во многом определил данную трудность в реализации самостоятельных занятий на дистанционной форме обучения. Очевидная направленность заданий, составленных спортивными педагогами и предполагающими индивидуальное их выполнение, в данных условиях становится для студентов во многом нестандартной, непривычной ситуацией. От занятий в дошкольных, школьных, вузовских формах образования, а так же в спортивных секциях, везде предполагается коллективное выполнение спортивной деятельности, не исключением являются даже занятия в индивидуальных видах спорта. Самостоятельные занятия, кроме привычных и ожидаемых физических усилий требуют, по мнению студентов, гораздо большего проявления волевых, эмоциональных напряжений. Большая часть студентов оказалась неготовой именно к отмеченной трудности на самостоятельных занятиях, причем значение данной трудности начинало увеличиваться буквально с первых занятий на самоизоляции и порой приобретало определяющее значение. Выход из данной ситуации некоторые студенты нашли в современных технологиях, телефон, скайп, трансляция физкультурных занятий в компьютере и телевизоре, позволяли снимать ощущение одиночества, но, по мнению студентов, не могли в полной мере изменить ситуацию в лучшую сторону. К большому сожалению, составить компанию и подключиться к занятиям студентам смогли лишь единицы из членов семьи (9%). Данный факт, конечно же, следует

рассматривать как негативный: во-первых, он характеризует отношение ближайшего окружения студентов к физической культуре, во-вторых, он является «лакмусовой бумагой» межличностных отношений, готовности помогать друг другу, совместно преодолевать возникающие трудности. Казалось бы, ситуация с удаленным обучением несет негативное наполнение, но при определенной организации самостоятельных занятий по физической культуре, из данных занятий может извлечь пользу и студент и его ближайшее окружение. Семья - минимальная ячейка при самоизоляции, соответственно значение взаимопомощи внутри ее возрастает многократно.

3. Отсутствие контроля, следующая позиция, которая, конечно же, опосредованным образом оказывает довольно сильное влияние на регулярность выполнения самостоятельных занятий по физической культуре. В самом деле, контроль спортивным педагогом выполнений и результатов самостоятельных занятий при удаленной форме обучения, представляет значительную трудность. Причем, оперативный контроль выполнения заданий возможен только незначительной части от общего числа студентов. Основной контроль результатов овладения двигательными навыками и изменений физических качеств откладывается до очной формы обучения. Именно отдаленность контроля и надежда на форсирование заданий при возвращении на очную форму обучения, а так же, предполагаемое снисхождение педагога в сложившихся условиях, формируют недостаточно серьезное отношение к предлагаемым заданиям. Данная позиция во многом показательна и характеризует отношение к результату занятий как возможности выполнить нормативные требования и получить зачет. Именно зачет является основной целью для большинства студентов, между тем как основной целью физической культуры является укрепление здоровья занимающихся. Именно выполненная работа по изменению физиологических, физических, технических, функциональных возможностей и ее результаты должны быть, в первую очередь, видны студентом и оценены педагогом. Частично данный контроль может основываться на субъективных показателях. Спортивный дневник, дневник здоровья при его соответствующем ведении, могут стать значительным подспорьем для студентов в организации и реализации спортивных занятий, а так же объектом изучения и оценивания спортивным педагогом [2].

4. Нет возможности заниматься любимыми видами спорта. Условие, которое мешает студентам выполнять самостоятельные задания на самоизоляции. Несомненно, весомый аргумент особенно для студентов обладающих недостаточным объемом знаний о методике спортивной тренировки. Нельзя длительное время заниматься только одним видом двигательной активности. Этапы смены вида деятельности, приоритетного развития двигательных качеств и навыков непременно имеют свою периодичность, развитие специальных качеств чередуется с развитием общих качеств, данная периодичность благотворно сказывается на конечном результате занятий физической культурой и спортом. Данный факт необходимо использовать на занятиях по физической культуре и спорту в условиях самоизоляции, организовать общефизическую подготовку, а возможно и элементы специальной, которые впоследствии, в нашем случае после окончания самоизоляции, станут основой дальнейшего совершенствования в избранном виде спорта.

5. Отсутствует элемент соревновательности. Занятия любым видом спорта предполагают непременную демонстрацию своих достижений в выступлениях на соревнованиях. Элементы соревнований в той или иной форме присутствуют и представляют обязательное наполнение занятий физической культурой на всех уровнях образовательной системы. В условиях самоизоляции студентами было отмечено негативное влияние именно отсутствие возможности непосредственного соперничества в выполнении заданий. Даже задания, которые можно выполнить в условиях самоизоляции, получить объективный спортивный результат и сравнить его с результатами своих однокурсников, организовав таким образом формальное, виртуальное соревнование, не вызывают у студентов должного интереса и рвения к выполнению. Как ни странно именно ожидание реального

соревнования при выходе на очное обучение, как подведение итога работы на самоизоляции, оказало большее влияние на эффективность и регулярность обращения к выполнению заданий по физической культуре. Причем, это может быть ожидание какого-либо спортивного мероприятия, так и сдачи контрольных нормативов, тестов в форме соревнований. Именно перспектива необходимости демонстрации своих возможностей в очном соперничестве, при наличии зрителей, судей, соперников, поддерживающих тебя партнеров, явилась мощным стимулом к самостоятельным занятиям физической культурой для 27% респондентов. Главной трудностью проведения самостоятельных занятий по физической культуре и спорту в условиях самоизоляции, студентами была названа - лень (в этом признались 28% опрошенных). Причем опрошенные студенты отличались хорошей посещаемостью занятий и высокой активностью на них в условиях очного обучения. Казалось бы, целый ряд особенностей работы на самоизоляции дает ряд преимуществ в реализации заданий по физической культуре, это: экономия времени на дорогу в институт, возможность выбрать удобное время для занятий, индивидуальный выбор интенсивности, объема, характера нагрузки, средств контроля своего состояния и т.д. Несмотря на все эти, казалось бы, значительные плюсы, простая лень к выполнению заданий наносит основной ущерб. Данный факт подтверждает основную особенность спортивной деятельности: ее командный характер, необходимость формирования и наличия команды единомышленников. Это не обязательно должны быть одногруппники и спортивный педагог, в спортивной команде студента могут быть родственники, соседи, энтузиасты и т.д. Даже если партнера или партнеров по команде тоже, по отдельности, будет преследовать лень, желание не подвести свой коллектив поможет всем в преодолении данной трудности. Ответ на данный вопрос опрошенных студентов характеризует их не просто как искренне и честно отнесшихся к данному опросу, а как серьезных, пытающих разобраться в себе молодых людей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Несомненна ведущая роль педагога в решении как отмеченных выше, так и не рассмотренных нами трудностей, возникающих при самостоятельных занятиях физической культурой и спортом. При составлении заданий, доведении их до студентов, контроле их выполнения необходимо учитывать множество факторов, но как показывает наше исследование на первый план выходят психологические составляющие заданий и условий их выполнения. В то же время, следует активно использовать роль самого студента и его окружения в организации самостоятельных занятий, при наличии задачи - изменить себя в лучшую сторону - условия самоизоляции представляют широкие возможности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Марчук С.А. Физическое воспитание студентов с использованием информационных технологий в условиях пандемии / С.А. Марчук // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта.- 2021. - № 2 (192). - С. 177-181.

2. Положительные тенденции занятий физической культурой в условиях самоизоляции / И.А. Милехина, А.В. Милехин, Е.Н. Скосырева, М.С. Наркевич-Иодко, Д.Г. Шитов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта.- 2021. - № 2 (192). - С. 202-206.

REFERENCES

1. Marchuk, S.A. (2021), "Physical education of students with the of information technologies in the conditions of the pandemic", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (192), pp. 177-181.

2. Milekhina, I.A., Milekhin, A.V., Skosyreva, E.N., Narkevich-Iodko, M.S. and Shitov, D.G.(2021), "Positive tendencies of doing sports in the conditions of self-isolation", Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, No. 2 (192), pp. 202-206.

Контактная информация: milehina62@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.07.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.