Научная статья на тему 'ДИНАМИКА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА'

ДИНАМИКА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
21
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МИРА" / "ОБРАЗА МИРА / HE VIEW OF PROFESSIONALIZATION / PERCEPTIONS OF THE WORLD" / "WORLD IMAGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лозенко К.С.

В данной статье мы рассмотрели динамику представлений о будущей профессии студентов педагогического ВУЗА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF IDEAS ABOUT THE FUTURE PROFESSION OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY

. In this article, we examined the dynamics of ideas about the future profession of students of pedagogical UNIVERSITY

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА»

УДК 740

Лозенко К.С. студент 3 го курса факультет психологии ГБОУВО РК "Крымский инженерно-педагогический университет "

научный руководитель: Жихарева Л.В.

Россия, г. Симферополь ДИНАМИКА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ

СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА Аннотация: В данной статье мы рассмотрели динамику представлений о будущей профессии студентов педагогического ВУЗА Ключевые слова: представление , профессионализации, представления мира», «образа мира

DYNAMICS OF IDEAS ABOUT THE FUTURE PROFESSION OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Lozenko K.S.

GBOUVO RK "Crimean Engineering and Pedagogical University"

Student of the Faculty of Psychology Abstract:. In this article, we examined the dynamics of ideas about the future profession of students of pedagogical UNIVERSITY

Key words: he view of professionalization, perceptions of the world", "world image

Рубрика:Психология

Профессия психолог несколько лет назад была весьма не актуальной и мало кто интересовался значимостью данной профессии , на сегодняшний день психология становится почти на рядку с медициной .Но к сожалению психологическая деятельность не создается из отдельных умений , знаний и навыков , она строится на правильном представлении целей и возможностей , ограничений а так же принципов профессиональной деятельности. Профессиональные представления возникающие на начальных этапах профессионального самоопределения, в дальнейшем определяют путь человека в профессии в жизни. Профессия психолога постоянно окружена всевозможными мифами , заблуждениями ,рассказами. В связи с этим данная профессия даже без получения законченного высшего образования может просто на просто привести к уходу из профессии ,именно из-за искаженных представлений и нереалистических ожиданий. В последствии естественно затрудняется сам процесс трудоустройства по специальности. Следовательно, можно с точностью и уверенностью сказать , что реалистичные представления о профессии психолог , являются необходимым компонентом успешности профессиональной деятельности которая обеспечивают развитие ее субъекта, оказывают положительное направляющее влияние на ход профессионального становления психолога, поэтому особое значение и актуальность приобретает изучение динамики

профессиональных представлений студентов-психологов. Целью данной статьи является изучение динамики профессиональных представлений студентов-психологов.

Известно о том что, в различных отраслях науки , проводились исследования особенностей профессионального самоопределения. А.И.Донцов, Г.М.Белокрылова посветили свое исследование для изучения представлений о содержании деятельности психолога, ее объекте, целях. Г.Ю.Любимова одна из тех, которая посветила свое исследование проблемам профессиональной деятельности психолога. Она исследовала проблемы профессионального и личностного самоопределения студентов, а так же адаптации к вузовской системе образования. Адаптацию к вузовой системе образования рассматривали так же , такие авторы как Н.Н. Зотова и О.Н. Родина. А.Р.Мусалаевой изучала особенности формирования профессиональной направленности психологов в период обучения в вузе. Вопросы в сфере профессионального самоопределения студентов-психологов изучались Д.Е. Беловой. Задачи профессиональной деятельности психолога обнаруживает свое отражение также в работе О.Н. Родиной и П.Н. Прудкова, где уделяют внимание предпосылки успеха в труде психолога, акцентируют понятие «уровня профессионализации» и наблюдаются факторы его определяющие

Термин представление , в общей психологии трактуется ,как психический процесс отражения предметов или явлений ,которые в данный момент не воспринимаются , но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта. [7; 117]. Представление рассматривается наглядностью ,поскольку они очень близки к образам восприятия, но как правило менее ярки и детально. Именно теория социальных представлений разрабатывалась французским социальным психологом С. Московичи с начала 1960-х годов [8]. Он считал а так же и говорил о том ,что социальные представления является знания, верования, убеждения, которая порождается в повседневной жизнью, особая форма обыденного коллективного знания, усваиваемого отдельным индивидом [12]. А.Н. Леонтьев был тем, кто впервые предложил термин «образ мира». Он считал , что в психологии «проблема восприятия должна ставиться как проблема построения в сознании индивида многомерного образа мира, образа реальности» [5; 251]. В свою очередь В. В. Петухов [9]направлял на то , что представление (то беж образ мира)отображает тот самый социальный , а так же культурный фон , на котором осуществляется вся психическая деятельность человека. Образуя обязательную основу, условие этой деятельности, представление мира субъектом может не выделяться им специально. Образуясь во время взаимодействия с действительностью, представление мира показывает практическую заинтересованность человека в окружающий мир, регулирует и направляет его деятельность. Из этого следует ,что можно говорить о том, что субъективный образ на самом деле естественно связан с собственным опытом человека.

Нужным условием успешного профессионального становления личности ,является формирующаяся в процессе обучения система профессиональных представлений. Е. А. Семенова устанавливает профессиональные представления как «совокупность образов, обладающих отражающей, регулирующей, мотивирующей, оценочной, прогностической функциями и обеспечивающих успешность выполнения профессиональной деятельности»[11]. Юные годы , студенческие годы - представляют собой особый период в жизни человека. Б.Г Ананьев говорит о том , что студенческий возраст является сензитивным периодом для развития основных социогенных потенций человека. Именно учеба , а точнее высшее образование в вузе оказывает большое влияние на психику человека ,и дальнейшее развитие его личности.. За то время , когда студент посещает вуз , он обогащается не только знаниями , но и происходит развитие всех уровней психики. Соответственно они определяют направленность ума человека, то есть являются строителями мышления , которая в дальнейшем определяет профессиональную направленность личности. Высокий уровень общего интеллектуального развития, в частности восприятия, памяти, мышления, внимания, уровня владения определенным кругом логических операций- является неотъемлемой частью для успешного и продуктивного обучения в вузе. [1, с.22-23].

Если рассмотреть студенчество как «особую социальную категорию, специфическую общность людей, организованно объединенных институтом высшего образования», то можно обратится к И.А. Зимняя, которая выделяет основные характеристики студенческого возраста,которая отличает его от других групп населения , во-первых высоким образовательным уровнем, во-вторых высокой познавательной мотивацией, в третьих наивысшей социальной активностью , а так же вполне гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости. Если рассмотреть студентов в общепсихическом развитии , то можно с уверенностью сказать о том , что именно в этом периоде проявляется интенсивная социализация личности.

Использованные источники:

1. Абульханова К. А. Социальное мышление личности / К. А. Абульханова // Современная психология : состояние и перспективы исследований. Часть 3. Социальные представления и мышление личности. - М., 2002. - С. 88-103

2. Артемьева Е. Ю. Профессиональная составляющая образа мира / Е. Ю Артемьева, Ю. К. Стрелков // Мышление и общение: активное взаимодействие с миром : Сб. науч. трудов. - Ярославль, 1988. - 157 с.

3. Донцов А. И. Профессиональные представления студентов-психологов / А. И. Донцов, Г. М. Белокрылова // Вопросы психологии. - 1999. - №2. - С. 43-49

4. Казанцева Т. А. Взаимосвязь личностного развития и профессионального становления студентов-психологов / Т. А. Казанцева, Ю. Н. Олейник // Психологический журнал. - 2002. - Том 23. - № 6. - С. 51-59

5. Леонтьев А. Н. Образ мира / А. Н. Леонтьев // Избранные психологические

произведения. - М., 1983. - С. 251-261

6. Любимова Г. Ю. Представления психологов-старшекурсников о своей будущей профессиональной деятельности / Г. Ю. Любимова // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. - 2002. - № 2. - С. 64-72

УДК 740

Лозенко К.С. студент 3 курса факультет психологии ГБОУВО РК "Крымский инженерно-педагогический университет"

Россия, г. Симферополь СТРЕССОВЫЕ СИТУАЦИИ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ Аннотация: В данной статье мы рассмотрели что способствует переживанию стрессовых ситуация у студентов - психологов Ключевые слова: стресс

Lozenko K.S.

GBOUVO RK "Crimean Engineering and Pedagogical University"

Student of the Faculty of Psychology A STRESSFUL SITUATION OF STUDENTS-PSYCHOLOGISTS Abstract: In this article, we examined what contributes to the experience stressful situation of students - psychologists Key words: stress

Рубрика: Психология

Постановка проблемы. Без сомнений можно сказать, что стресс нас сопровождает повсюду и всегда. Стресс может быть как отрицательный, так и положительный. Мы часто сталкиваемся со стрессом на работе, в личной жизни, а так же существует стресс при восприятии учебной деятельности. Ведь студенческая жизнь, является не только интересной и беззаботной, она вызывает массу стрессовых ситуаций, которые впоследствии может влиять на учебную деятельность студентов.

Цель статьи: цель - выявить особенности переживания стрессовых ситуаций студентов - психологов в процессе обучения Изложения основного материала.

Для молодого современного студента, который едва недавно начал вливаться в студенческую жизнь, стресс является несверхъестественным и не невероятным явлением, а наверное реакцией на скопившиеся проблемы, на бесконечный процесс борьбы с повседневными трудностями, без которых просто невозможно. Стрессу могут способствовать факторы, связанные с работой и деятельностью организации, а так же личными событиями в жизни человека. Стресс в студенческой деятельности представляет собой повседневные перезагрузки, связанные с особенностями процесса обучения в ВУЗЕ и оказывающие независимые эффекты на самочувствие и психические функции. Итак, стресс - это неотъемлемая часть повседневной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.