Научная статья на тему 'УЧЕБНЫЙ СТРЕСС И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО КОРРЕКЦИИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА'

УЧЕБНЫЙ СТРЕСС И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО КОРРЕКЦИИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
251
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ СТРЕСС / ПРИЧИНЫ УЧЕБНОГО СТРЕССА / ПРОЯВЛЕНИЯ УЧЕБНОГО СТРЕССА / СИСТЕМА ЖИЗНЕННЫХ СМЫСЛОВ / КОРРЕКЦИЯ / EDUCATIONAL STRESS / CAUSES OF EDUCATIONAL STRESS / MANIFESTATIONS OF EDUCATIONAL STRESS / SYSTEM OF LIFE MEANINGS / CORRECTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шипилина Вероника Васильевна

Статья посвящена исследованию учебного стресса у студентов педагогического университета. Продиагностированы сила и проявления учебного стресса, причины его возникновения, стратегии преодоления стрессовых ситуаций, система жизненных смыслов студентов. Выявлены особенности учебного стресса у студентов первого и выпускного курсов. Обоснована актуальность и содержание целенаправленной деятельности в вузе по коррекции учебного стресса у студентов разных курсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL STRESS AND POSSIBILITIES OF ITS CORRECTION IN STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY

The article is devoted to the study of educational stress in students of the pedagogical University. The strength and manifestations of educational stress, the causes of its occurrence, strategies for overcoming stressful situations, and the system of students ' life meanings are diagnosed. Features of educational stress in first-and final-year students are revealed. The article substantiates the relevance and content of purposeful activities in higher education to correct educational stress in students of different courses.

Текст научной работы на тему «УЧЕБНЫЙ СТРЕСС И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО КОРРЕКЦИИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА»

Литература:

1. Андреева, И.Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта / И.Н. Андреева // Вопросы психологии. - 2007. - № 5. - С. 57-65.

2. Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://docplayer.ru/25849235-I-n-andreeva-emocionalnyy-intellekt-kak-fenomen-sovremennoy-psihologii.html

3. Бредберри, Т. Эмоциональный интеллект: Самое важное [Текст] / Т. Бредберри, Д. Гривз. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2008. - 187 с.

4. Горскова, Г.Г. Введение понятия эмоционального интеллекта в психологическую культуры [Текст] / Г.Г. Горскова // Ананьевские чтения - СПб.: - 1999. - С. 237-241

5. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект [Текст] / Д. Гоулман - М.: АСТ Хранитель, 2016. - 458 с.

6. Деревянко, С.П. Эмоциональный интеллект: проблемы категориальности / С.П. Деревянко // Психология в современном информационном пространстве: материалы международной научной конференции / Смол. гос. ун-т. - Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2007. - Ч. 1. - С. 108-112.

7. Коваль, О.А. Связь психологического развития дошкольников, имеющих речевую патологию, и уровня развития эмоционального интеллекта родителей / Коваль О.А. // Клиническая и специальная психология. - 2020. - Т. 9. - № 1. - С. 142-168.

8. Люсин, Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: Институт психологии РАН, 2004. - 260 с.

9. Хижняк, О.В., Савченко, В.В., Питякина, Т.Ю. Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников / Хижняк О.В., Савченко В.В., Питякина Т.Ю. // Молодой ученый. - 2019. - № 5 (243). -С. 205-207.

10. Bar-On, R. Emotional and social intelligence: Insights from the Emotional Quotient Inventory // R. Bar-On, J. Parker. Handbook of emotional intelligence. - San Francisco: Jossey-Bass, 2000. - P. 363-388.

11. Kimonis, ER, Frick, PJ: Oppositional defiant disorder and conduct disorder grown-up. // J Dev Behav Pediatr. - №31. - 2010. - Р. 244-254

Психология

УДК 159.922.8

кандидат психологических наук, доцент Шипилина Вероника Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск)

УЧЕБНЫЙ СТРЕСС И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО КОРРЕКЦИИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ВУЗА

Аннотация. Статья посвящена исследованию учебного стресса у студентов педагогического университета. Продиагностированы сила и проявления учебного стресса, причины его возникновения, стратегии преодоления стрессовых ситуаций, система жизненных смыслов студентов. Выявлены особенности учебного стресса у студентов первого и выпускного курсов. Обоснована актуальность и содержание целенаправленной деятельности в вузе по коррекции учебного стресса у студентов разных курсов.

Ключевые слова: учебный стресс, причины учебного стресса, проявления учебного стресса, система жизненных смыслов, коррекция.

Annotation. The article is devoted to the study of educational stress in students of the pedagogical University. The strength and manifestations of educational stress, the causes of its occurrence, strategies for overcoming stressful situations, and the system of students ' life meanings are diagnosed. Features of educational stress in first-and final-year students are revealed. The article substantiates the relevance and content of purposeful activities in higher education to correct educational stress in students of different courses.

Keywords: educational stress, causes of educational stress, manifestations of educational stress, system of life meanings, correction.

Введение. Жизнь современного человека в силу постоянного ускорения информационных процессов, влияния средств массовой информации, глобальных экономических взаимосвязей, развития технологий, цифровизации и снижения удельного веса непосредственно личного общения между людьми, и прочих ее тенденций, безусловно, стрессогенна. Это, в свою очередь, не может не влиять на состояние здоровья человека и качество его жизнедеятельности в целом. Поэтому проблемы сохранения работоспособности, способности выдерживать повышенные интеллектуальные и эмоциональные нагрузки, принимая при этом взвешенные и конструктивные решения в различных сферах жизни, повышения стрессоустойчивости и в целом сохранения физического и психического здоровья человека являются актуальными не только для медицины, но и для психологии, педагогики, менеджмента.

Изучению феномена стресса посвящены работы Г. Селье, Ю.И. Александрова, В.В. Суворовой, П.Д. Горизонтова, К.В. Судакова, В.А. Бодрова В.Л. Марищука и др. Несмотря на обилие различных трактовок понятия стресса, мы придерживаемся классического определения, данного Г. Селье, и понимаем под стрессом неспецифическую реакцию организма, возникающую в ответ на разнообразные повреждающие воздействия [3].

Много исследований посвящено динамике и преодолению стресса в профессиональной деятельности: медицинской, управленческой, спортивной и т.д. Специфика собственно учебного стресса, в частности студенческого, нашла отражение в работах Ю.В. Щербатых, В.В. Плотникова, Н.А. Горст и др. Исследователи отмечают негативное влияние учебного стресса на деятельность иммунной, нервной, сердечно-сосудистой систем организма [5.]. Все это делает актуальным оказание своевременной помощи студентам в преодолении стрессовых ситуаций в их учебно-профессиональной деятельности.

Изложение основного материала статьи. Исследование проводилось на базе Омского государственного педагогического университета в начале 2020-2021 учебного года. В нем приняли участие

студенты первого и выпускного курса бакалавриата по направлению «Профессиональное обучение» (88% от всех студентов 1-го и 4-го курсов). Данные курсы были выбраны в силу специфики исследуемого психического состояния - учебного стресса: на первом курсе еще активно идет период адаптации к студенческой жизни, на четвертом приходит осознание скорого окончания студенчества и необходимости активного и ответственного включения в профессиональную деятельность в качестве дипломированного специалиста.

В качестве диагностических методик использовались «Тест на учебный стресс» (автор - Ю.В. Щербатых) [4.], Опросник «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций (SACS)» (русскоязычная версия Н. Водопьяновой, Е. Старченковой) [1.] , Методика исследования системы жизненных смыслов (автор -В.Ю. Котляков) [2].

Если оценивать уровень стресса по 10-балльной шкале, то средний показатель уровня стресса в группе первокурсников имеет значение 3,4 балла, в группе выпускников - 4,1 балла. Показатель не высокий, но все же достаточно ощутимый, особенно если посмотреть на проявления учебного стресса у респондентов (таблица №1).

Таблица №1

Проявления учебного стресса у студентов 4-го и 1-го курсов (в % от общего числа студентов на курсе, принявших участие в обследовании, и в средних баллах - сила проявления

по 10-балльной шкале)

№ Проявления учебного стресса 4 курс 1 курс

% сред. балл % сред. балл

1. Ощущение беспомощности, невозможности справиться с проблемами 100 6 87,5 3,75

2. Невозможность избавиться от посторонних мыслей 100 5,2 91,7 4,4

3. Повышенная отвлекаемость, плохая концентрация внимания 91,7 4,1 87,5 4,5

4. Раздражительность, обидчивость 83,3 3,4 79,2 3,2

5. Плохое настроение, депрессия 91,7 4,7 95,8 4,7

6. Страх,тревога 100 5,5 91,7 4,95

7. Потеря уверенности, снижение самооценки 100 5,75 79,2 2,7

8. Спешка, ощущение постоянной нехватки времени 91,7 6,4 87,5 4,3

9. Плохой сон 83,3 4,3 87,5 4

10. Нарушение соц. контактов, проблемы в общении 75 2 50 1,5

11. Учащенное сердцебиение, боли в сердце 58,3 1,9 58,3 2,5

12. Затрудненное дыхание 58,3 1,75 62,5 1,7

13. Проблемы с желудочно-кишечным трактом 66,7 1,75 58,3 1,4

14. Напряжение или дрожание мышц 75 3 54,2 2

15. Головные боли 91,7 4,7 75 3,8

16. Низкая работоспособность, повышенная утомляемость 91,7 4,3 91,7 4,2

Как видим из данных таблицы №1, от 75% и выше от числа студентов 4-го курса отмечают у себя 13 проявлений учебного стресса из 16. Эти проявления учебного стресса имеют разную степень интенсивности, но наиболее сильными из них являются: спешка, ощущение постоянной нехватки времени; ощущение беспомощности и невозможности справиться с проблемами; потеря уверенности, снижение самооценки; страх, тревога; невозможность избавиться от посторонних мыслей; плохое настроение и депрессия; головные боли.

У первокурсников наиболее распространенными и сильными проявлениями учебного стресса являются: плохое настроение и депрессия; страх, тревога; повышенная отвлекаемость, плохая концентрация внимания; спешка, ощущение постоянной нехватки времени. По сравнению с 4-м курсом, первокурсники более уверены в себе и больше считают себя способными справляться с проблемами, что, в принципе, объяснимо психологическими особенностями раннего юношеского возраста и только что достигнутым успехом -поступлением в вуз.

Обращает на себя внимание тот факт, что почти все испытуемые (не менее 90% на каждом курсе) отмечают у себя наличие достаточно сильно выраженных страхов, тревоги, плохого настроения и депрессии, повышенной утомляемости, невозможности избавиться от посторонних мыслей. О том, что может быть причиной таких состояний, свидетельствуют данные таблицы №2, где в порядке убывания значимости расположены выделяемые студентами проблемы.

Вклад отдельных проблем в общую картину стресса (средний балл по 10-балльной шкале)

№ 4 курс 1 курс

Проблемы сред. балл Проблемы сред. балл

1. Большая учебная нагрузка 7 Большая учебная нагрузка 5,2

2. Страх перед будущим 6 Страх перед будущим 4,5

3. Проблемы в личной жизни 5,7 Неумение правильно организовать свой режим дня 4,4

4. Строгие преподаватели 5,1 Нежелание учиться или разочарование в профессии 4,1

5. Нежелание учиться или разочарование в профессии 4,8 Проблемы в личной жизни 4

6. Излишне серьезное отношение к учебе 4,6 Стеснительность, застенчивость 3,9

7-8. Неумение правильно распоряжаться ограниченными финансами/Нерегулярное питание 4,5 Неумение правильно распоряжаться ограниченными финансами/Нерегулярное питание 3,5

9-10. Неумение правильно организовать свой режим дня/Жизнь вдали от родителей 4,1 Строгие преподаватели/Излишне серьезное отношение к учебе 3,25

11. Стеснительность, застенчивость 4 Жизнь вдали от родителей 2,1

12. Проблемы совместного проживания с другими студентами 3,5 Непонятные, скучные учебники 2

13. Непонятные, скучные учебники 2,7 Конфликт в группе 1,6

14. Отсутствие учебников 2 Отсутствие учебников 1,5

15. Конфликт в группе 1,6 Проблемы совместного проживания с другими студентами 1,3

Данные таблицы №2 могут быть полезны преподавателям, работающим на первом и выпускном курсе, а особенно кураторам курсов, в планировании и реализации функций социально-профессионального воспитания, педагогической поддержки профессионального и личностного развития и самоопределения студентов и т.п. Так, обращает на себя внимание достаточно сильный страх перед будущим, характерный для обоих курсов. Но, если на первом курсе его коррекция будет больше сосредоточена на адаптации к обучению в вузе и новой социальной ситуации развития, формированию благоприятного психологического климата в группе, постепенному знакомству с профессией и возможностями успешной самореализации в ней, то на выпускном курсе на первый план выходят вопросы трудоустройства, перехода от учебно-профессиональной к профессиональной деятельности как основной, перспектив профессионального и личностного развития, жизненного самоопределения в целом.

Первые два места в «рейтинге» проблем, связанных с учебой, у студентов 1-го и 4-го курса совпадают, дальше - приоритеты расставляются по-разному. Разной должна быть и работа по профилактике и коррекции учебного стресса.

На первом курсе представляется целесообразным знакомство с психологическими основами самоменеджмента, основными правилами и техниками тайм-менеджмента, формирование адекватного представления о выбранной профессии в противовес эмоционально-поверхностному, преодоление застенчивости, развитие адекватной самооценки и т.п.

На четвертом курсе, где по данным таблицы №2 студенты более остро воспринимают все перечисленные проблемы, внимание стоит уделять повышению самооценки и в целом уверенности в себе, осознанию и расстановке приоритетов для решения проблем в личной и профессиональной жизни, преодолению «разочарований» в профессии (по большей части надуманных или ситуативных, так как у большинства студентов за исключением учебной и производственной практик еще нет опыта более-менее длительной работы по выбранной профессии), общему повышению стрессоустойчивости.

Стоит отметить, что для решения подобных задач на сегодняшний день в учебный план подготовки по направлению 44.03.04 - «Профессиональное обучение» (профиль «Экономика и управление») в ОмГПУ уже включены учебные дисциплины «Психологические основы самоменеджмента» на 1 курсе и «Тренинг самореализации личности» на 4 курсе.

От проявлений и причин учебного стресса у студентов, перейдем к рассмотрению стратегий преодоления стрессовых ситуаций, которые они выбирают (таблица №3).

Стратегии преодоления стрессовых ситуаций у студентов 4-го и 1-го курсов (в%)

№ Стратегия Степень выраженности 4 курс 1 курс

1. Уверенные (ассертивные) действия высокая 45,45 21,74

средняя 45,45 65,22

низкая 9,09 13,04

2. Вступление в социальный контакт высокая 9,09 17,39

средняя 36,36 21,74

низкая 54,54 60,87

3. Поиск социальной поддержки высокая 63,63 39,13

средняя 18,18 21,74

низкая 18,18 39,13

4. Осторожные действия высокая 27,27 21,74

средняя 63,63 69,56

низкая 9,09 8,7

5. Импульсивные действия высокая 63,63 26,08

средняя 18,18 52,17

низкая 18,18 21,74

6. Избегание высокая 45,45 34,78

средняя 36,36 47,83

низкая 18,18 17,39

7. Манипулятивные действия высокая 45,45 8,7

средняя 36,36 60,87

низкая 18,18 30,43

8. Асоциальные действия (жесткость, циничность) высокая 45,45 21,74

средняя 45,45 30,43

низкая 9,09 47,83

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Агрессивные действия (давление, отказ от поиска альтернативных действий) высокая 72,72 56,52

средняя 18,18 21,74

низкая 9,09 21,74

Данные таблицы свидетельствуют, что самой выраженной стратегией преодоления стрессовых ситуаций и для первого, и для выпускного курсов является давление и отказ от поиска альтернативных действий, обвинение окружающих, гнев, рост напряжения и неудовлетворения, т.е. агрессивная стратегия. Этот факт может свидетельствовать не только о недостаточно развитом умении конструктивно преодолевать стрессовые ситуации, но и косвенно также о силе переживаемого уровня стресса: чем больше напряжения и переживаний вызывает ситуация, тем больше и быстрее человеку хочется от нее защититься. Для четвертого курса также характерно искать социальную поддержку в стрессовой ситуации (чаще всего заинтересованы в поддержке от любимого человека, родителей и близких) или предпринимать импульсивные действия по ее разрешению. Первокурсники же предпочитают стратегию избегания: как принятия на себя ответственности за разрешение ситуации и ее последствий, так и самой стрессовой ситуации в целом. И первокурсники, и студенты выпускного курса крайне редко используют просоциальную стратегию - вступление в социальный контакт, что может говорить о неумении разрешать стрессовые ситуации совместными усилиями с другими людьми. Таким образом, одним из актуальных направлений коррекции учебного стресса на обоих курсах является повышение стрессоустойчивости через развитие умений конструктивного преодоления стрессовых ситуаций, выбор адекватных ситуации стратегий преодолевающего поведения.

Также одним из направлений коррекции учебного стресса и профилактической работы в целом со студентами, на наш взгляд, должна быть работа с их ценностно-смысловой сферой личности, так как юношеский возраст является сензитивным для формирования устойчивой системы убеждений, ценностных ориентаций и смыслов в жизни человека. И в конечном итоге именно ценностно-смысловая сфера человека определяет направление его профессионального и личностного развития, способ реагирования на те или иные жизненные ситуации, выбор стратегий поведения и т.п. Данные диагностики системы жизненных смыслов студентов приведены в таблице №4.

Таблица №4

Рейтинг категорий жизненных смыслов студентов 4-го и 1-го курсов

Место Категории жизненных смыслов у Категории жизненных смыслов у студентов

студентов 4-го курса 1-го курса

1. Экзистенциальные Экзистенциальные

2. Самореализации Самореализации

3. Гедонистические Гедонистические

4. Статусные Коммуникативные

5. Коммуникативные Семейные

6. Семейные Статусные

7. Когнитивные Когнитивные

8. Альтруистические Альтруистические

Как видим, категории жизненных смыслов, занимающие первые и последние места в рейтинге 4-го и 1-го курсов, совпадают. Студенты ориентированы на ценности собственно проживания процесса жизни, реализации свои возможностей и способностей, хотят наслаждаться жизнью в целом во всем ее разнообразии. И, к сожалению, очень мало ориентированы на познание этой жизни, в том числе самих себя и окружающих людей, поиск причин происходящего в их жизни, оказание бескорыстной помощи и содействия другим, учет интересов других людей. С помощью полученных данных диагностики жизненных смыслов становится понятно, почему студенты предпочитают агрессивную стратегию решения стрессовых ситуаций и редко используют просоциальную - вступление в социальный контакт. Таким образом, расстановка приоритетов в ценностно-смысловой сфере также является актуальным направлением как в социально-профессиональном воспитании в целом, так и в коррекции учебного стресса, в частности.

Выводы. Стресс является неотъемлемым атрибутом ритма жизни современного человека. Он по-разному, но проявляется во всех сферах деятельности, в том числе и учебно-профессиональной. Проведенное среди студентов - будущих педагогов профессионального обучения исследование выявило наличие у них учебного стресса, а также различия в его проявлениях и в выборе стратегий преодоления стрессовых ситуаций на первом и выпускном курсах университета. Результаты исследования помогают организовать своевременную помощь студентам по коррекции причин и проявлений учебного стресса, определиться с содержанием и методами такой работы.

Литература:

1. Диагностика здоровья. Психологический практикум / Под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Речь, 2007. - 950 с.

2. Котляков В.Ю. Методика «Система жизненных смыслов» // Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. №2-1 (54), с. 148-153.

3. Селье Г. Стресс без дистресса. - Москва: Прогресс, 1982. - 124 с.

4. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. - СПб.: Питер, 2006. - 256 с.

5. Щербатых Ю.В. Экзамен и здоровье студентов // Высшее образование в России. 2000. № 3, с. 111-115.

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Щурова Юлия Евгеньевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» (г. Орел); старший преподаватель Цунина Ольга Валерьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» (г. Орел); старший преподаватель Картукова Татьяна Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» (г. Орел)

ПСИХОЛО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ВЕРБАЛЬНОЙ И НЕВЕРБАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Аннотация. В статье представлены результаты экспериментального исследования особенностей вербальной и невербальной креативности у студентов института педагогики и психологии и юридического института, выделены и описаны психолого-педагогические условия развития вербальной и невербальной креативности у студентов высших учебных заведений.

Ключевые слова: креативность, вербальная креативность, невербальная креативность, параметры креативности, творчество, психолого-педагогические условия, развитие, студенты.

Annotation. The article presents the results of an experimental study of the features of verbal and nonverbal creativity in students of the Institute of pedagogy and psychology and the law Institute, and highlights and describes the psychological and pedagogical conditions for the development of verbal and nonverbal creativity in students of higher educational institutions.

Keywords: creativity, verbal creativity, nonverbal creativity, parameters of creativity, creativity, psychological and pedagogical conditions, development, students.

Введение. Современное общество предъявляет к человеку все более высокие требования. Для того чтобы быть востребованным в современном обществе, необходимо привносить в него новое своей деятельностью, а для этого деятельность должна носить творческий характер. Современное образование, находясь на пути перемен, ставит перед собой задачу социализации студентов, мотивируя их на достижение успеха посредством креативных решений различного рода задач.

В настоящее время креативность является одним из важнейших факторов успешности человека, и в перечне требований к специалистам-претендентам на вакантные должности практически всегда отмечается умение творчески подходить к решению различного рода нестандартных ситуаций в профессиональной деятельности.

Изучение креативности связано с развитием психологической теории творчества, проблемами творческого мышления, творческих способностей и творческой личности.

Проблема творчества уже долгое время занимает как отечественных, так и зарубежных психологов (К. Дункер, Л.С. Выготский, Дж. Гилфорд, А. Маслоу, З. Фрейд и др.). Пик изучения данной проблемы пришелся на первую треть ХХ века.

В психологии существуют различные теории творчества: психоаналитическая (З. Фрейд и К. Юнг); теория гештальтпсихологии (В. Келлер, М. Вертгеймер, К. Коффка, К. Левин); когнитивная теория творчества (Дж. Келли); ассоциативная (С. Медник).

Творчество связано с другими психическими процессами: эмоциями, мышлением, воображением, бессознательными процессами. В психологии творчества рассматриваются следующие понятия: творческий потенциал, способности, одаренность, талант, гениальность, склонность и креативность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.