Психология
УДК 159
кандидат психологических наук, доцент Газиева Марина Зеудыевна
Чеченский государственный педагогический университет (г. Грозный)
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СТРЕССА СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Аннотация. Изучение проблемы жизнедеятельности студентов тесно связано с представлениями об эмоциональном напряжении и стрессе. В учебно-профессиональной деятельности студентов на каждом курсе возникает множество проблем, которые студенты решают с разной степенью эффективности. Накопление фрустрирующих ситуаций, отрицательных эмоций вызывают стрессовые состояния у студентов. Стресс является причиной всякого деструктивного состояния личности студента. Студент реагирует на стрессовые стимулы в соответствии со своей интерпретацией внешних стимулов. Необходимо изучать особенности студентов и своевременно оказывать им психологическую помощь по преодолению стресса.
Ключевые слова: личность, студент, стресс, адаптация, срыв, внешние стимулы, кризис, эмоциональный стресс.
Annotation. Studying of a problem of activity of students is closely connected with representations about emotional tension and stress. The accumulation of frustrirujushhih situations, negative emotions cause stress among students. The accumulation of frustrirujushhih situations, negative emotions cause stress among students. The accumulation of frustrirujushhih situations, negative emotions cause stress among students. The accumulation of frustrirujushhih situations, negative emotions cause stress among students.It is possible to make an unambiguous conclusion that the cause of all destructive status of the student's personality is stress. Small disruptions - the usual state of the body; with low stress student, as a rule, copes on their own. Based on this, we can conclude that the student responds to stress stimuli in accordance with their interpretation of external stimul.
Keywords: personality, student, stress, adaptation, disruption, external stimuli, crisis, emotional stress.
Введение. Специфика развития личности в студенческом возрасте подчеркивается многими отечественными исследователям [1-3]. Обретая долгожданную самостоятельность и независимость, «вчерашний школьник» приобретает дополнительные проблемы, так как учеба в вузе в сравнении со школьным обучением сопряжена с еще большими умственными и нервно-эмоциональными нагрузками. Освоение этой деятельности требует как смены привычных жизненных ритмов труда и отдыха, так и адаптации к новым методам и формам обучения.
Приобретая статус студента, молодой человек входит в новую систему отношений со сверстниками и взрослыми, что требует от него систематического интеллектуального труда, самодисциплины и самоорганизации. Высшее учебное заведение является сложной социальной системой, объединяющей деятельность руководства вуза, профессорско-преподавательского состава и студенчества, специфической социальной общностью, со своим мнением, традициями и психологией. Высшее образование, независимо от конкретной специальности, традиционно строится как синтетическое и фундаментальное: студентам не сообщают «истинные» и «единственно возможные» мнения, а предлагают, через глубокое и всестороннее изучение материала и проведение самостоятельных исследований, выработать собственный взгляд на проблему. Учитывая творческий характер последующей профессиональной деятельности, невозможно надеяться на существование готовых рецептов постановки задач или приемов решения и рассчитывать на их старательное «присвоение» [4].
Формулировка цели статьи. Целью научного исследования является изучение особенностей психологического стресса студенческой молодёжи.
Изложение основного материала статьи. Приобретению высокой квалификации сопутствует еще одна важная психологическая проблема - личное, «пристрастное» отношение к предстоящей работе, ориентация в первую очередь на профессиональные, корпоративные, а не чисто материальные ценности, связанные с деятельностью в данном качестве. Поиск места работы по окончании обучения, успешное трудоустройство и профессиональное самоопределение также зависят от личных возможностей и усилий молодого специалиста [5]. С перечисленными проблемами сталкивается практически каждый студент, и способ их разрешения либо содействует его личностному и профессиональному становлению, либо приводит к глубоким внутренним кризисам. Выделяют четыре наиболее типичных студенческих кризиса:
- кризис адаптации к вузу и личностных ожиданий от профессии, трудности приспособления к новому виду обучения, столкновение ожиданий недавних абитуриентов с учебными буднями 1-го курса (1-й курс); [9 - 14]
- кризис самоопределения - «Большая часть учебы позади; Что я могу как профессионал?» (3-й курс);
- кризис трудоустройства, планирование карьеры, поиск места работы (4-й и 5-й курсы);
- кризис профессиональной адаптации, трудоустройство по специальности или переквалификация, отказ от полученной профессии (на выходе из вуза).
Проблема стресса в зарубежной и отечественной психологической литературе рассматривается в рамках нескольких основных направлений, среди которых выделяют исследование стресса как события усложняющего взаимодействие со средой, нарушающего гомеостазис; как реакции целостного организма; как трансактного процесса совладания с критическими, проблемными ситуациями [3].
Рассматривая стресс как событие усложняющее взаимодействие со средой и нарушающее гомеостазис, понятие стресса отождествляется с понятием стрессора, под которым понимается внешний или внутренний раздражитель. Нарушение гомеостазиса возникает в зависимости от характеристик стрессора и от восприятия его организмом.
В ответ на нарушение гомеостазиса организм реагирует психофизиологическими ответами или адаптивными действиями, которые являются целенаправленными и осознанными личностью.
Любая ситуация имеет субъективное значение, неповторимый личностный смысл для каждого человека. В результате то, что выступает психотравмой для одного, может восприниматься другими как рядовое житейское нейтральное событие.
На продуктивность жизнедеятельности студентов оказывают влияние как внешнеобразовательные, так и внутриобразовательные стрессы. Они могут вызывать дезадаптацию молодых людей. Интеллектуальное
напряжение в процессе обучения создает условия для интенсивного возникновения психических расстройств и социально опасных форм дезадаптивного поведения обучаемых; при этом рост случаев психических расстройств и деструктивного поведения, в свою очередь, усиливает психологическое напряжение студентов [6].
Психологические трудности обучаемых связаны с нервно-психическими перегрузками в вузе; методами и формами организации обучения, резко отличающимися от школьных, требующими большей самостоятельности в овладении учебным материалом; полным отсутствием хорошо налаженных межличностных отношений (на начальном этапе обучения); сопутствующими поступлению в вуз новыми заботами и пр .Информационно-интеллектуальные перегрузки, являющиеся стрессогенными для студентов, заключаются в необходимости освоения большого объема информации по разным дисциплинам в условиях дефицита времени. Ведущими стрессовыми факторами для студентов является учебная неуспеваемость вообще и наличие экзаменационных сессий в вузе. Значительную роль в развитии стрессовой дезадаптации играют:
1) несоответствие уровня требований педагогического процесса уровню начальной подготовки студента;
2) психическое, эмоциональное напряжение и повышение уровня невротизации студентов в период зачетных и экзаменационных сессий;
3) чрезмерно большой объем информации и дефицит времени.
Эти факты приводят к снижению уровня мотивации к учебе, неудовлетворенности учебным процессом, возникновению конфликтных ситуаций с преподавателями, что, в свою очередь, также является дополнительными источниками психического напряжения обучаемых.
Таким образом, изучение проблемы жизнедеятельности студентов тесно связано с представлениями об эмоциональном напряжении и стрессе. Небольшие срывы - обычное состояние организма; со слабыми стрессами студент, как правило, справляется самостоятельно. Сильные, глубокие неврозы - это уже работа профессионального психолога [7].
Одной из причин сильного стресса для студентов является сессия. Таким образом, дважды в год студенты переживают значительный эмоциональный стресс - период экзаменационных сессий. Этот период окрашен яркими эмоциями и сопряжен с необходимостью постоянной мобилизации и повышенного самоконтроля обучаемого. Иными словами, студенту приходится испытывать чувство тревоги и серьезные перегрузки, что может приводить к истощению энергетических ресурсов [8].
Экзаменационный стресс нередко обусловливает так называемый экзаменационный невроз и занимает одно из первых мест среди многих причин, вызывающих психическое напряжение у студентов. Среди факторов, связанных с экзаменационной деятельностью и являющихся вероятными причинами усиления эмоционального напряжения, можно указать такие, как необходимость дать ответ в относительно жесткий лимит времени, система случайного выбора билетов, выделяющих отдельные разделы учебной дисциплины, что вносит элемент некоторой непредсказуемости результатов и пр. [8].
В большей части случаев экзаменационный стресс провоцируется самим обучающимся, так как именно он приписывает многим факторам экзаменационной ситуации стрессирующий характер. Следует иметь в виду, что стрессовый характер того или иного воздействия обусловливается часто не только его содержанием, но и психологическими особенностями студента.
Ключом к точному определению влияния стресса на жизнедеятельность студента является изменение его поведения. Самые распространённые признаки проявления стресса у студента следующие: становится раздражительным при общении с педагогами и сверстниками; отмечается постоянный упадок сил и, как следствие, - пониженная работоспособность, в качестве стимула хорошего настроения требуется алкоголь, никотин и пр.; постоянно пребывает в удручённом расположении духа, несчастен, угрюм; обучаемый постепенно теряет контроль над ситуацией обучения (имеет «хвосты», не успевает готовиться к занятиям и пр.); обнаруживает нежелательные изменения в картине своего здоровья (учащенный ритм сердца, болит живот или желудок, сильное потение, головные боли или появление постоянного чувства тревоги). Также признаками стрессового состояния могут быть: невозможность студента сосредоточиться на чём-то; слишком частые провалы и неудачи в учебе; ухудшение памяти; слишком частое возникновение чувства усталости; очень быстрая речь; невозможность сосредоточиться; повышение возбудимости; потеря чувства юмора; постоянное ощущение недоедания или отсутствие аппетита. Находясь в стрессовом состоянии, студент ощущает постоянную нехватку времени, вечно не успевает со своей учебой в обычном темпе и постоянно навёрстывает что-то. Молодой человек начинает чрезмерно беспокоиться о своём здоровье. Постоянно воспринимает и переживает прошлые обиды и неприятности; тревожится о своем личном и профессиональном будущем. Привычные методы расслабления не приносят удовольствия. Студент не уверен в себе, не чувствует удовлетворения, не испытывает чувства гордости.
В учебно-профессиональной деятельности студентов на каждом курсе возникает множество проблем, которые студенты решают с разной степенью эффективности. Накопление фрустрирующих ситуаций, отрицательных эмоций вызывают стрессовые состояния у студентов, причем на каждом курсе помощь в преодолении стресса носит свой специфический характер.
На начальном этапе обучения в вузе, когда процесс адаптации к новой социальной ситуации развития проходит небезболезненно, когда меняется ведущий вид деятельности, когда интенсивно идет новообразование личностных качеств, необходимых для сохранения статуса студента, возникновение стрессового состояния неизбежно. На данном этапе обучения необходима помощь, нацеленная на ускорение социально-психологической адаптации студентов в учебной группе, формирование ожиданий к группе, на преодоление трудностей учебного характера, на формирование конструктивного взаимодействия с преподавателями.
На втором курсе необходима помощь, направленная на выработку навыков уверенного поведения и саморегуляции в социуме; расширение знания о чувствах и эмоциях, создание условий для развития способности безоценочного их принятия, формирование умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций. Необходимо формировать навыки общения, умение слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей; способствовать осознанию жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения, помощь в коррекции поведения в сторону снижения его конфликтогенности (снять конфликтность в личностно-
эмоциональной сфере).
На третьем курсе необходима помощь, нацеленная на повышение уровня самосознания, самоактуализации личности и коррекции потребностно - мотивационной сферы; развитие способности эффективно взаимодействовать с окружающими; формирование активной социальной позиции студентов и развитие их способностей производить значимые изменения в своей жизни и жизни окружающих людей. Необходимо также помочь студенту преодолеть стереотипы, мешающие ему жить радостно, с удовольствием учиться и общаться с окружающими людьми; помочь овладеть необходимыми социально-психологическими знаниями, позволяющими диагностировать и корректировать личностные качества, сформировать умения снятия барьеров, мешающих реальным и продуктивным действиям; развивать способности адекватного и наиболее полного познания себя и других людей; изучать и овладевать индивидуализированными приемами межличностного взаимодействия для повышения его эффективности, развивать способность налаживать благоприятные отношения в коллективе и управлять стрессом.
На четвертом курсе необходима помощь, нацеленная на повышение мотивации учебно-профессиональной деятельности, освоение видов мотивирования, овладение методами создания и усиления рабочей мотивации. Необходимо создание для студента такой среды, в которой у него активизируются важные для учебно-профессиональной деятельности мотивы. Необходимо помочь осознанию того, что человек, как субъект изменений, может, осознанно делая выбор, осуществлять преднамеренные изменения в себе и в своем окружении. Масштаб изменений определяется осознанностью, своевременностью и обоснованностью выбора, возможностями человека действовать.
На пятом курсе необходима помощь, нацеленная на развитие чувства собственной ценности как специалиста, обучение знаниям, умениям и навыкам самопрезентации, на повышение самооценки, уверенности в себе. Необходимо дать возможность студенту почувствовать свои сильные и слабые стороны как специалиста, выработать умения психологически перестраиваться, когда меняются требования деятельности или возникает принципиально новые задачи; сформировать способность действовать вопреки мнению людей и убеждать их в своей правоте; выработать способность воспринимать критические замечания как источник новых идей и подходов.
Выводы. Студент реагирует на стрессовые стимулы в соответствии со своей интерпретацией внешних стимулов. Эта реакция во многом зависит от его личностных особенностей. Необходимо изучать особенности студентов и своевременно оказывать им психологическую помощь по преодолению стресса.
Литература:
1. Аверин В.А. Психология личности: учебное пособие. СПб., 2001 - 89 с.
2. Авирам А. Проблемы гуманизации высшего образования // Высшее образование в Европе. 1991. №36. С. 17
3. Айштейн В.Г. Преподаватель и студент: практика общения // Высшее образование в России. 1998. №2-51.
4. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа: учебник для вузов по специальности «Психология». М., 1990 367 с.
5. Виттенберг Е.В. Стратегия адаптации к социальным изменениям. СПб., 1994. С. 10-11.
6. Игнатьева Л.В. Педагогическое сопровождение молодых специалистов // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 1 (62). С. 63-64.
7. Лях Г.Ю. Здоровье студентов как детерминант их конкурентоспособности и роль физического воспитания в его формировании // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 6 (67). С. 158-159.
8. Ляшенко М.И., Лебедева Г.А. Педагогическое волонтёрство как вид добровольческой деятельности студенческой молодёжи // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 6 (67). С. 160-165.
9. Махмудова Ф.А., Ахмедова А.М., Арипов М.А. Технологии развития профессиональной адаптации в нравственном воспитании молодого педагога // Мир науки, культуры, образования. 2017. № № 1 (62). С. 107-108.
10. Меньшикова И.Н. Проблема адаптации студентов в рамках психологической службы вуза // Прикладная психология и психоанализ. 2010. №4. С. 113-117.
11. Надь И.Ю. Организация самостоятельной работы бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 4 (65). С. 70-72.
12. Николаев М.В., Манькова Н.В. Игровые методы обучения в подготовке студентов экономического вуза: от практики к учебному процессу // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 6 (67). С. 174-177.
13. Щербатых Ю.В. Саморегуляция вегетативного гомеостаза при эмоциональном стрессе. Воронеж, 2000. Т.26. №5. С. 151-152
14. Щербатых Ю.В. Экзаменационный стресс. Воронеж, 2003. С. 119-142
Психология
УДК 159.9.072.432
заведующий кафедрой медицинской физики и информатики, доктор биологических наук, доцент Григорьев Павел Евгеньевич
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Симферополь), профессор кафедры общей и социальной психологии
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень);
доцент кафедры общей и социальной психологии, кандидат психологических наук, доцент Васильева Инна Витальевна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень),
доцент кафедры кадрового и морально-психологического обеспечения деятельности ОВД
Федеральное государственное казенное учреждение дополнительного профессионального образования «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД РФ» (г. Тюмень)
СВЯЗЬ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Аннотация. На выборке студентов медицинского вуза (128 человек) показан вклад параметров эмоционального интеллекта в формирование жизнестойкости. Для исследования использовались методики тест жизнестойкости С. Мадди и тест эмоционального интеллекта Н. Холла. Эмоциональный интеллект вносит свой вклад в жизнестойкость студентов медицинских вузов преимущественно за счет следующих параметров: понимания своих эмоций, способности к управлению ими, убежденности, что все происходящее, независимо от того хорошее оно или плохое, идет на пользу, - для расширения профессионального и жизненного опыта.
Ключевые слова: студенты медицинского вуза, эмоциональный интеллект, жизнестойкость.
Annotation. A sample of médical students (128 people) shows the contribution of emotional intellect parameters to the formation of hardiness. For the study, the questionnaires used: "S. Muddy hardiness test" and "N.Hall's emotional intellect test". Emotional intellect contributes to the hardiness of medical students mainly due to the following parameters: understanding their emotions, the ability to manage them, the conviction that everything that happens, whether good or bad, is beneficial - to expand the professional and life experience.
Keywords: Medical university students, emotional intellect, hardiness.
Введение. Жизнестойкость и эмоциональный интеллект напрямую увязаны между собой через мотивационно-потребностную сферу личности, через осуществление личностных выборов в ситуациях противоборствующих мотивов. Жизнестойкость, эмоциональный интеллект и их связи представляются у будущих врачей (столь важной, тяжелой и ответственной профессии) необходимыми профессионально-важными качествами. В связи с этим проследить генезис связей этих качеств личности на этапе профессионализации врача с учетом их особенностей является актуальной научно-практической задачей.
Обучению в медицинском вузе сопутствует постоянный стресс - от эустресса вплоть до дистресса. Специфика обучения студентов в медицинском вузе характеризуется изматывающей физической и психоэмоциональной нагрузкой (в том числе необходимостью механического заучивания огромных массивов информации). Контактные формы занятий обычно продолжаются с 8.00 до 17.00 и позднее. Возможны переезды в процессы занятий из разных баз, находящихся в противоположных концах города, а также значителен процент отчисляемых в процессе обучения студентов. Также для медицинских вузов, в отличие от большинства других, характерны высокий уровень требований к дисциплине и соблюдению субординации, что выступает дополнительным стресс-фактором. Но основная стрессовая нагрузка приходится на этический компонент деятельности - качество обученности напрямую связано с ответственностью за жизнь и здоровье потенциальных пациентов.
Препятствовать вовлечению в стрессовое реагирование, прогрессу эмоционального выгорания способна развитая жизнестойкость. Введенное С. Мадди, С. Кобейсом [1] понятие «жизнестойкость» отражает способность личности развиваться в, казалось бы, неблагоприятных условиях.
В исследованиях, проведенных на специфичной выборке студентов-медиков, показано, что жизнестойкость у студентов-медиков выступает в качестве ресурса при условии восприятия трудностей как вызова и испытания, которое необходимо преодолеть [2]; существует связь между жизнестойкостью и мотивацией достижения: чем выше мотивация достижения, тем выше показатели жизнестойкости [3]. У медицинских работников, уже практикующих профессиональную деятельность, жизнестойкость связана с уверенностью в себе и ощущением контроля над происходящим [4].
Представление о жизнестойкости прекрасно согласуются с теорией личности С. Мадди и Д. Фиске на основании представлений об активации, важнейшим фактором которой является эмоциональный опыт личности. Таким образом, есть веские основания полагать, что особенности развития эмоционального интеллекта могут оказаться связанными с особенностями жизнестойкости студентов медицинского вуза. Для врачей соединение эмоционального интеллекта и жизнестойкости, очевидно, может стать своего рода стержнем, препятствующим выгоранию и позволяющим дальше развиваться в профессии. Исследования показывают следующие особенности связи жизнестойкости, эмоционального интеллекта и профессиональной деформации у медицинских работников:
- несмотря на развитие профессиональной деформации, оказываются завышенными такие показатели жизнестойкости, как способность контролировать происходящие в их жизни события и готовность прикладывать усилия для достижения нужных результатов [5];
- выявлена связь между низким уровнем развитости эмоционально интеллекта и тенденцией к формированию эмоционального истощения [6];