Научная статья на тему 'ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ И КООРДИНАЦИОННОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КИКБОКСЕРОВ В ХОДЕ ОБУЧЕНИЯ АТАКУЮЩИМ ДЕЙСТВИЯМ С СОПРЯЖЕННЫМ РАЗВИТИЕМ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ'

ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ И КООРДИНАЦИОННОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КИКБОКСЕРОВ В ХОДЕ ОБУЧЕНИЯ АТАКУЮЩИМ ДЕЙСТВИЯМ С СОПРЯЖЕННЫМ РАЗВИТИЕМ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
29
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИКБОКСИНГ / АТАКУЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ОШИБКИ / КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / СОПРЯЖЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Токсанов С.Е., Горская И.Ю., Дмитриенко А.С.

Цель исследования - определить динамику показателей технической и координационной подготовленности кикбоксеров 10-12 лет, специализирующихся в разделе фулл-контакт, в ходе двухлетнего эксперимента по апробации методики обучения атакующим действиям с сопряженным развитием координационных способностей. Методы и организация исследования. Для достижения цели исследования были использованы следующие методы: анализ и обобщение научно-методической литературы, экспертная оценка техники; педагогическое тестирование, в том числе с использованием аппаратно-программного комплекса «Спортивный психофизиолог»; педагогический эксперимент, методы математической статистики. Исследование провели на базе спортивной школы олимпийского резерва № 28 г. Омска. В процесс начальной подготовки кикбоксеров, специализирующихся в разделе фулл-контакт, внедрили экспериментальную методику обучения атакующим действиям с сопряженным развитием координационных способностей. Результаты исследования и их обсуждение. Было проведено три контрольных среза: на начало эксперимента, после первого года занятий и после окончания эксперимента. Всего было проведено 408 экспертных оценок атакующих действий и 360 измерений уровня развития координационных способностей юных кикбоксеров. Отмечается положительная динамика исследуемых показателей в обеих группах кикбоксеров на протяжении всего эксперимента. В показателях координационных способностей и их динамике в ходе эксперимента у кикбоксеров экспериментальной группы результаты были достоверно выше, чем у кикбоксеров контрольной группы (4-58% и 2-36% соответственно). В показателях качества выполнения атакующих действий руками и ногами кикбоксеры экспериментальной группы также превосходили кикбоксеров контрольной группы в среднем на 3-4 балла. Заключение. Результаты исследования свидетельствуют о том, что экспериментальная методика обучения атакующим действиям с сопряженным развитием координационных способностей позволяет более эффективно по сравнению со стандартной программой воздействовать на техническую и координационную подготовленность кикбоксеров 10-12 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Токсанов С.Е., Горская И.Ю., Дмитриенко А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF INDICATORS OF TECHNICAL AND COORDINATING FITNESS OF KISSBOXERS DURING TRAINING ATTACKING ACTIONS WITH THE ASSOCIATED DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES

The research purpose is to determine the dynamics of indicators of technical and coordination readiness of kickboxers aged 10-12 years, specializing in the full-contact section, during a two-year experiment on testing the method of teaching attacking actions with the associated development of coordination abilities. Methods and organization of the research. To achieve the goal of the research, the following methods were used: analysis and generalization of scientific and methodological literature, expert assessment of technology; pedagogical testing, using the hardware-software complex “Sports psychophysiologist”; pedagogical experiment; methods of mathematical statistics. The study was conducted on the basis of the sports school of the Olympic reserve № 28 in Omsk. In the process of initial training of kickboxers specializing in the full-contact section, an experimental method of teaching attacking actions with the associated development of coordination abilities was introduced. Results and their discussion. Three control tests were carried out: at the beginning of the experiment, after the first year of training and after the end of the experiment. In total, 408 expert assessments of attacking actions and 360 measurements of the level of development of coordination abilities of young kickboxers were conducted. There is a positive dynamics of the studied indicators in both groups of kickboxers throughout the experiment. In terms of coordination abilities and their dynamics during the experiment, the results of kickboxers of the experimental group were significantly higher than those of the kickboxers of the control group (4-58% and 2-36%, respectively). In terms of the quality of performing attacking actions with arms and legs, the kickboxers of the experimental group also outperformed the kickboxers of the control group by an average of 3-4 points. Conclusion. The results of the study indicate that the experimental method of teaching attacking actions with the associated development of coordination abilities makes it possible to more effectively influence the technical and coordination fitness of kickboxers aged 10-12 years compared to the standard program.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ И КООРДИНАЦИОННОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КИКБОКСЕРОВ В ХОДЕ ОБУЧЕНИЯ АТАКУЮЩИМ ДЕЙСТВИЯМ С СОПРЯЖЕННЫМ РАЗВИТИЕМ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ»

УДК 796.835 DOI: 10.36028/2308-8826-2022-10-4-95-102

ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ И КООРДИНАЦИОННОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КИКБОКСЕРОВ В ХОДЕ ОБУЧЕНИЯ АТАКУЮЩИМ ДЕЙСТВИЯМ С СОПРЯЖЕННЫМ РАЗВИТИЕМ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

С.Е. Токсанов, И.Ю. Горская, А.С. Дмитриенко

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск, Россия

Аннотация

Цель исследования - определить динамику показателей технической и координационной подготовленности кикбоксеров 10-12 лет, специализирующихся в разделе фулл-контакт, в ходе двухлетнего эксперимента по апробации методики обучения атакующим действиям с сопряженным развитием координационных способностей.

Методы и организация исследования. Для достижения цели исследования были использованы следующие методы: анализ и обобщение научно-методической литературы, экспертная оценка техники; педагогическое тестирование, в том числе с использованием аппаратно-программного комплекса «Спортивный психофизиолог»; педагогический эксперимент, методы математической статистики. Исследование провели на базе спортивной школы олимпийского резерва № 28 г. Омска. В процесс начальной подготовки кикбоксеров, специализирующихся в разделе фулл-контакт, внедрили экспериментальную методику обучения атакующим действиям с сопряженным развитием координационных способностей. Результаты исследования и их обсуждение. Было проведено три контрольных среза: на начало эксперимента, после первого года занятий и после окончания эксперимента. Всего было проведено 408 экспертных оценок атакующих действий и 360 измерений уровня развития координационных способностей юных кикбоксеров. Отмечается положительная динамика исследуемых показателей в обеих группах кикбоксеров на протяжении всего эксперимента. В показателях координационных способностей и их динамике в ходе эксперимента у кикбоксеров экспериментальной группы результаты были достоверно выше, чем у кикбоксеров контрольной группы (4-58% и 2-36% соответственно). В показателях качества выполнения атакующих действий руками и ногами кикбоксеры экспериментальной группы также превосходили кикбоксеров контрольной группы в среднем на 3-4 балла.

Заключение. Результаты исследования свидетельствуют о том, что экспериментальная методика обучения атакующим действиям с сопряженным развитием координационных способностей позволяет более эффективно по сравнению со стандартной программой воздействовать на техническую и координационную подготовленность кикбоксеров 10-12 лет.

Ключевые слова: кикбоксинг, атакующие действия, техническая подготовка, двигательные ошибки, координационные способности, сопряженное воздействие, начальный этап.

DYNAMICS OF INDICATORS OF TECHNICAL AND COORDINATING FITNESS

OF KISSBOXERS DURING TRAINING ATTACKING ACTIONS

WITH THE ASSOCIATED DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES

S.E. Toksanov, e-mail: serik-toks@mail.ru, ORCID: 0000-0002-7896-7874

I.Yu. Gorskaya, e-mail: gorskaya.inessa@gmail.com, ORCID: 0000-0003-3335-4529

A.S. Dmitrienko, e-mail: dmitrienko.80@mail.ru, ORCID: 0000-0001-5147-6947

Siberian State University of Physical Culture and Sports, Omsk, Russia Abstract

The research purpose is to determine the dynamics of indicators of technical and coordination readiness of kickboxers aged 10-12 years, specializing in the full-contact section, during a two-year experiment on testing the method of teaching attacking actions with the associated development of coordination abilities.

Methods and organization of the research. To achieve the goal of the research, the following methods were used: analysis and generalization of scientific and methodological literature, expert assessment of technology; pedagogical testing, using the hardware-software complex "Sports psychophysiologist"; pedagogical experiment; methods of mathematical statistics. The study was conducted on the basis of the sports school of the Olympic reserve № 28 in Omsk. In the process of initial training of kickboxers specializing in the full-contact section, an experimental method of teaching attacking actions with the associated development of coordination abilities was introduced. Results and their discussion. Three control tests were carried out: at the beginning of the experiment, after the first year of training and after the end of the experiment. In total, 408 expert assessments of attacking actions and 360 measurements of the level of development of coordination abilities of young kickboxers were conducted. There is a positive dynamics of the studied indicators in both groups of kickboxers throughout the experiment. In terms of coordination abilities and their dynamics during the experiment, the results of kickboxers of the experimental group were significantly higher than those of the kickboxers of the control group (4-58% and 2-36%, respectively). In terms of the quality of performing attacking actions with arms and legs, the kickboxers of the experimental group also outperformed the kickboxers of the control group by an average of 3-4 points. Conclusion. The results of the study indicate that the experimental method of teaching attacking actions with the associated development of coordination abilities makes it possible to more effectively influence the technical and coordination fitness of kickboxers aged 10-12 years compared to the standard program. Keywords: kickboxing, attacking actions, technical training, motor errors, coordination abilities, conjugated impact, initial stage.

ВВЕДЕНИЕ

Специфика кикбоксинга предъявляет высокие требования к двигательной подготовке кикбоксеров [16, 18]. В педагогических исследованиях отмечается, что процесс обучения спортивной технике неразрывно связан с развитием координационных способностей [1, 6, 7, 11]. При обучении спортивной технике развиваются необходимые координационные способности, и наоборот, развитие координационных способностей способствует повышению качества освоения новых спортивных действий, что послужило теоретической предпосылкой построения тренировочного процесса кикбоксеров на этапе начальной подготовки с применением метода сопряженного воздействия на техническую и координационную подготовку юных кикбоксеров. Впервые метод направленного сопряженного воздействия был описан и внедрен в практику подготовки спортсменов В.М. Дьячковым [4] и А.Я Гомельским [2]. В настоящее время на эффективность применения метода сопряженного воздействия в подготовке юных спортсменов указывают публикации В.А. Погодина, Г.Н. Понамарева (2017), Н.П. Филатовой (2018), В.Л. Ботяева (2020) и других авторов. Однако имеющихся на сегодняшний день в научно-методической литературе данных недостаточно для научного обоснования начального обучения атакующим

действиям юных кикбоксеров с сопряженным развитием координационных способностей. Вышесказанное обусловливает актуальность нашего исследования.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В работе использовали следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, экспертную оценку, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, ма-тематико-статистический анализ. Экспертная оценка применялась для оценки качества техники выполнения атакующих действий юными кикбоксерами с помощью критериев, разработанных нами на основе учета двигательных ошибок [15]. Количество и степень двигательных ошибок, допущенных кикбоксерами в процессе выполнения атакующих действий, переводили в баллы и заносили в протокол. Педагогическое тестирование проводили с целью выявления уровня развития координационных способностей начинающих кикбоксеров. Всего протестировали 24 кикбоксера мужского пола 10-12 лет по 15 показателям. В ходе исследования использовались следующие тесты:

1. Точность воспроизведения % величины усилия на ручном динамометре [5].

2. Воспроизведение угла в 45 градусов на кине-матометре М.И. Жуковского [9]. Высчитывалась

средняя величина ошибки отмеривания в трех попытках, в градусах, знак ошибки при этом не учитывался.

3. Тест «Проба Ромберга», поза «Аист» [6].

4. Воспроизведение заданного ритма прыжков [1]. Результат — разность между ритмом, заданным метрономом, и воспроизведенным без метронома в трех попытках (с).

5. Время выполнения 10 боковых ударов ногой по ракеткам для ударов ногами (с) [11]. Результат — время нанесения десяти ударов ногой по десяти ракеткам в порядке возрастания их номеров, в средний уровень (с).

6. Величина прыжка с максимальным вращением [20]. Результат — лучший результат из трех прыжков с вращением, толчком двумя ногами, с помощью рук, выполняемых в центре градуированного круга (координациометра) (в градусах).

7. Передвижение в упоре сзади [1]. Результат — среднее время передвижения на расстояние 9 метров, показанное в трех попытках, в положении «упор сзади, согнув ноги, лицом по направлению движения» (с).

8. Перешагивание через гимнастическую палку [6]. Результат — время выполнения десяти последовательных перешагиваний через гимнастическую палку, удерживаемую в опущенных руках, в положении стоя (с).

9. Бросок теннисного мяча в ответ на бросок мяча партнером. Данный тест мы разработали самостоятельно с целью получения возможности оценки у испытуемых способности к антиципации. Тест основан на способности кикбоксера распознавать типовые положения противника, предшествующие началу его действий. Испытуемый находился в исходном положении: «боевая стойка» лицом к партнеру. Партнер из боевой стойки выполнял неожиданно бросок теннисного мяча испытуемому с отскоком от пола. В ответ испытуемый бросал мяч партнеру, также с отскоком от пола. Результат оценивался по следующим критериям: 5 баллов — если мяч коснулся пола быстрее мяча партнера, 4 балла — если мячи одновременно коснулись пола, 3 балла — если мяч испытуемого коснулся пола до ловли им мяча партнера, 2 балла — если мяч испытуемого коснулся пола после ловли им мяча партнера. В сочетании с общепринятыми педагогическими тестами использовали тесты аппаратно-про-

граммного комплекса «Спортивный психофизиолог» [13]:

1. Точность воспроизведения длительности светового сигнала, появляющегося на экране монитора в случайном порядке. Результат — величина ошибок, в %.

2. Точность оценки угловой скорости движения. Результат — величина допущенных ошибок, в %.

3. Время простой зрительно-моторной реакции на свет (мс).

4. Время реакции выбора между большим и малым кругом на экране монитора (мс).

5. Время реакции на движущийся объект (мс).

6. Точность отмеривания отрезков заданной величины, в %.

Педагогический эксперимент проводили на базе спортивной школы олимпийского резерва № 28 г. Омска. В эксперименте участвовали кикбоксеры 10-12 лет (n=24), которые были поделены на две группы: контрольную (КГ, n=12) и экспериментальную (ЭГ, n=12). Разделение на группы осуществляли методом простой случайной выборки [8]. В контрольной группе кикбоксеров обучение атакующим действиям проводили в соответствии с программой спортивной школы. В экспериментальной группе обучали по экспериментальной методике с сопряженным развитием координационных способностей. Обработку результатов педагогических исследований осуществляли с помощью пакета Microsoft Excel. Проверку нормальности распределений в выборках осуществляли на основании расчета коэффициента асимметрии и показателя эксцесса для выборочной совокупности результатов исследований с последующим расчетом их ошибок репрезентативности. Для каждой выборки рассчитывали средние значения (X ) и величины среднеквадратичных отклонений (±о). Для определения достоверности различий между выборками применяли U-критерий Манна-Уитни (при n=12, U = 42) [14]. Степень согласованности мнений экспертов определяли с помощью коэффициента конкордации Кендала (W) [14]. Степень согласованности мнений экспертов соответствовала высокому уровню при коэффициенте конкордации W=0,85 [8]. Надежность экспертной оценки и теста на антиципацию проверялась с помощью метода «Тест-ретест» (r = 0,9 и r = 0,85 соответственно).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Суть экспериментальной методики заключалась в определенной последовательности обучения приемам, а также в том, что при освоении занимающимися группы технических элементов кикбоксинга (стойки, передвижения, дистанции, удары) сопряжено развивались значимые для данной группы технических действий координационные способности. Для решения задач обучения технике атакующих действий и сопряженного развития координационных способностей юных кикбоксеров весь процесс обучения разделили на четыре этапа. Освоение отдельного взятого технического элемента осуществляли сопряжено с развитием отдельно взятой координационной способности на каждом из этапов. При этом сложность технических элементов и сложность физических упражнений, направленных на развитие координационных способностей, увеличивалась от первого этапа к последующим. В представленной нами методике продолжительность каждого занятия составляла 90 минут, при этом продолжительность подготовительной части занятия составляла 15-20 минут, основной части — 60 минут, заключительной — 10-15 минут. Обучение атакующим действиям осуществлялось в начале основной части каждого занятия и длилось 19-20 минут в первый год обучения и 22 минуты во второй год обучения. Упражнения для развития координационных способностей выполнялись как в подготовительной части занятия, так и в середине основной части тренировки. Продолжительность выполнения упражнений на развитие координационных способностей составляла 18 минут на первом году обучения, из них 13 минут развитие осуществлялось с применением ОРУ и 5 минут с применением СПУ кикбоксинга. На втором году обучения продолжительность координационной подготовки снижена и составила 10 минут на каждом занятии, из них 7 минут с помощью ОРУ и 3 минуты с помощью СПУ. Число повторений упражнений варьировалось в зависимости от продолжительности и степени сложности упражнений, количество повторений составляло от 5-6 до 10-12 раз, паузы между отдельными упражнениями — до 1 мин [3].

Экспертная оценка качества выполнения атакующих действий проводилась после первого года обучения и после окончания второго года обучения. На основании полученных данных можно сказать, что в течение первого года обучения кикбоксеры экспериментальной группы опережали кикбоксеров контрольной группы по 13 показателям из 17, отражающим качество выполнения атакующих действий (таблица 1). Выявлены достоверно значимые различия (Р<0,05) между показателями ЭГ и КГ на одном этапе в атакующих действиях руками: прямой дальней в голову, прямой дальней в туловище, боковой дальней в голову, боковой ближней в голову, снизу дальней в голову, снизу ближней в голову; в атакующих действиях ногами: круговой ближней в туловище, круговой дальней в туловище, круговой дальней в голову, в строну ближней в туловище, в сторону дальней в туловище, с разворота в туловище, подсечка дальней. Не выявлены достоверно значимые различия между показателями оценки атакующих действий: прямой ближней рукой в голову и туловище и прямой ближней и дальней ногой в туловище. Скорее всего, это связано с относительной простотой освоения этих атакующих действий и высокими оценками исполнения в обеих группах на данном этапе. После двух лет обучения практически все кикбоксеры овладели навыками выполнения атакующих действий в стандартных условиях поединка. Достоверно значимые различия (Р<0,05) выявлены между показателями ЭГ и КГ в атакующих действиях руками: прямой ближней в туловище, прямой дальней в голову, прямой дальней в туловище, боковой дальней в голову, боковой ближней в голову, снизу дальней в голову, снизу ближней в голову; в атакующих действий ногами: прямой дальней в туловище, круговой ближней в туловище, круговой дальней в туловище, круговой дальней в голову, в строну ближней в туловище, в сторону дальней в туловище, с разворота дальней в туловище, подсечка дальней. По-прежнему, не были установлены достоверно значимые различия между показателями оценки таких атакующих действий, как прямой ближней рукой в голову и прямой ближней ногой в туловище. Скорее всего, это связано с тем, что в контрольной группе данные атакующие

Таблица 1 - Динамика показателей качества атакующих действий у кикбоксеров контрольной и экспериментальной групп в ходе первых двух лет обучения

Table 1 - Dynamics of quality indicators of attacking actions among kickboxers of the control and experimental groups during the first two years of training

Показатели (баллы) / Indicators (points) После 1-го года / After 1 year После 2-го года / After 2 years

КГ, n=12 ЭГ, n=12 КГ, n=12 ЭГ, n=12

Атакующие действия руками / Attacking actions with hands

Прямой ближней / Direct near arm blow 14,3±2,7 15,8±2 15,1±2,5 16,9±2,2

Прямой ближней в туловище Direct blow with the near hand to the torso 14,2±2,5 15,9±1,8 15,0±2,2 16,9±2,1*

Прямой дальней / Direct blow with far hand 13,3±2,7 15,3±2* 14,3±2,5 16,5±2,2*

Прямой дальней в туловище Straight blow to the body 13,3±2,7 15,5±2,1* 14,1±2,4 16,2±2,0*

Боковой дальней / Side blow with far hand 13,3±2,7 15,4±1,9* 14,0±2,3 16,3±1,9*

Боковой ближней / Close hand blow 12,3±2,7 14,5±2,1* 13±1,9 16,2±1,4*

Снизу дальней / Uppercut with far hand 12,3±2,7 14,3±1,9* 12,5±2,4 16±1,4*

Снизу ближней Uppercut with the near hand 11,2±2,5 13,2±2,2* 11,8±2 15±1,3*

Атакующие действия ногами / Attacking actions with legs

Прямой ближней в туловище Direct kick with the near leg to the body 13,7±3,2 15,9±3 14,6±3,1 16,4±2,8

Прямой дальней в туловище Direct kick with the far leg to the body 12,7±3,2 14,5±2,9 14,3±1,8 16,2±1,5*

Круговой ближней в туловище Round kick with the near leg to the body 11,7±3,2 14,5±1,9* 12,7±3 15,3±2,9*

Круговой дальней в туловище Round kick with far leg to the body 11,7±3,2 14,1±2,5* 12,6±2,9 15,2±2,9*

Круговой дальней в голову Round kick with the far leg to the head 10,7±3,2 13,1±2,3* 11,4±3 14,1±2,5*

В сторону ближней в туловище Side kick with the near leg to the head 10,7±3,2 13,3±1,9* 11,4±3,1 14±2,8*

В сторону дальней в туловище Side kick with the far leg to the head 10,7±3,2 13,1±2,2* 11,3±2,9 14,3±2,3*

С разворота дальней в туловище Roundhouse kick to the body 9,7±3,2 12,1±2,2* 10,3±2,9 14±1,8*

Подсечка дальней / Hooking with the far leg 8,7±3,2 11,3±1,9* 9,6±3,1 14,3±1,3*

Примечание. * - статистически значимое различие между исследуемыми группами, n - абсолютное количество лиц в выборке

Note. * - statistically significant difference between groups, n - absolute number of persons in the sample

действия изучались в первую очередь, в дальнейшем они входили в основные изучаемые комбинации, а также относительной простотой исполнения этих атакующих действий. В процессе экспертной оценки наибольшие различия в показателях качества выполнения атакующих действий между испытуемыми КГ и ЭГ наблюдались в сложном атакующем действии «с разворота дальней ногой в туловище», что, по мнению авторов, является одним из эффективных действий в кикбоксинге [18, 19]. Педагогическое тестирование уровня координационных способностей проводили в начале обучения, после окончания первого года обучения и после окончания второго года обучения

(таблица 2). Полученные сведения об уровне развития координационных способностей на начало обучения свидетельствуют об отсутствии достоверно значимых различий между группами испытуемых.

После первого года обучения наблюдается прирост показателей координационных способностей в обеих группах. Однако прирост показателей более существенен в ЭГ (Р<0,05). Достоверно значимые различия темпов прироста выявлены по 12 показателям уровня координационных способностей из 17. Наибольший годовой прирост координационных способностей отмечен в способности к точности воспроизведения временных параметров движения

Таблица 2 - Показатели координационных способностей кикбоксеров 10-12 лет контрольной и экспериментальной групп в ходе первых двух лет обучения

Table 2 - Indicators of coordination abilities of kickboxers aged 10-12 years in the control and experimental groups during the first two years of training

Показатели / Indicators На начало обучения Start date После 1-го года After 1 year После 2-го года After 2 years

КГ, n=12 ЭГ, n=12 КГ, n=12 ЭГ, n=12 КГ, n=12 ЭГ, n=12

Точность воспроизведения усилия, % Reproduction accuracy effort, % 6,7±0,2 6,8±0,2 6,0±0,5 5,9±0,3 5,8±0,2 5,1±0,5

Точность воспроизведения угла 45°, градус Angle reproduction accuracy 45°, degree 8,6±0,4 8,9±0,7 8,0±0,5 7,3±0,6* 7,3±0,8 5,4±0,3*

Точность воспроизведения светового сигнала, % Light signal duration reproduction accuracy, % 33,4±4,5 33,4±2,4 25,8±2,1 20,8±3,1* 23,2±2,5 19,8±1,7*

Точность оценки угловой скорости движения, % Angular velocity estimation accuracy, % 9,8±0,2 9,7±0,2 9,7±0,1 9,0±0,3* 9,0±0,3 8,1±0,1*

Проба Ромберга, с Romberg's test, sec 12,5±1,4 12,3±0,8 13,3±1 18,0±1,3* 15,4±2,0 22,3±0,8*

Точность воспроизведения ритма, с Rhythm fidelity, sec 9,3±0,7 9,1±0,5 8,5±0,5 8,2±0,3 7,7±0,3 6,8±0,2*

Время реакции на свет, мс Reaction time to light, ms 351±29 352±30 345,8±24,2 338,5±15,8 345,8±7,5 338,8±18,8

Время сложной реакции выбора, мс Choice reaction time, ms 477,2±14,2 480,2±14,9 468,3±16,1 453,4±13,5* 465,3±13,8 441,3±9,2*

Время реакции на движущийся объект, мс Reaction time to a moving object, ms 447,5±10,6 447,5±12,0 427,7±7,2 403,8±13,1* 394,3±12,5 372,3±17,6*

Время выполнения 10 ударов ногами, с Execution time 10 kicks, sec - - 41,9±1,3 40,4±1,6* 41,3±1,7 38,4±1,2*

Точность отмеривания отрезков, % Segment measurement accuracy, % 20,4±0,3 20,4±0,4 19,8±0,5 18,5±1,2* 19,4±1,1 17,9±0,7*

Величина прыжка с вращением, градус The magnitude of the jump with rotation, degree 340±24 338±16 347±11 363±14* 352±13 372±10*

Время передвижения в упоре сзади, с Time of movement in an emphasis behind, sec 8,9±0,1 8,9±0,1 8,8±0,1 8,4±0,5* 8,1±0,2 7,6±0,1*

Время перешагивания через палку, с Time to step over the gymnastic stick, sec 21,7±1,5 21,5±1,7 19,6±1,1 18,3±0,9* 18,8±1,1 15,8±1,3*

Бросок мяча, балл Throwing a tennis ball, point 3,0±0,1 3,1±0,1 3,4±0,4 3,8±0,3* 3,6±0,2 4,4±0,4*

Примечание. * - статистически значимое различие между исследуемыми группами, n - абсолютное количество лиц в выборке Note. * - statistically significant difference between groups, n - absolute number of persons in the sample

(46,5%), что, по мнению авторов, положительно отражается на выполнении атакующих действий [17] и способности к равновесию (37,7%). После окончания второго года обучения наиболее существенный прирост произошел в показателях способности к равновесию (58%), точности оценки пространственных (48,6%) и временных (51,2%) параметров движения, антиципации (36,1%), согласовании движений (30,3%) и способности к ритму (28,9%). В показателях координационных способностей и их динамике в ходе эксперимента у кикбоксеров экспериментальной группы результаты были достоверно выше, чем у кикбоксеров контрольной группы (4-58% и 2-36% соответственно). В

показателях качества выполнения атакующих действий руками и ногами кикбоксеры экспериментальной группы также превосходили кикбоксеров контрольной группы в среднем на 3-4 балла.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты исследования свидетельствуют о том, что экспериментальная методика обучения атакующим действиям с сопряженным развитием координационных способностей позволяет более эффективно по сравнению со стандартной программой воздействовать на техническую и координационную подготовленность кикбоксеров 10-12 лет.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ботяев, В. Л. Теоретическое обоснование и отбор тестов для оценки координационных способностей спортсменов, специализирующихся в сложно-координационных видах спорта / В. Л. Ботяев, В. В. Апокин, В. А. Стрельцов // Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 4. - С. 71-76.

2. Гомельский, А. Я. Метод сопряженных воздействий / А. Я Гомельский // Спортивные игры. - 1982. - № 3. - С. 8-11.

3. Горская, И. Ю. Координационная подготовка спортсменов : монография / И. Ю. Горская, И. В. Аверьянов,

A. М. Кондаков. - Омск : СибГУФК, 2015. - 220 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Дьячков, В. М. Прыжок в высоту / В. М. Дьячков. - М. : Физкультура и спорт. - 1970. - 96 с.

5. Ильин, Е. П. Дифференциальная психофизиология / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2001 - 464 с.

6. Лях, В. И. Координационные способности: диагностика и развитие / В. И. Лях. - М. : Дивизион, 2006. - 290 с.

7. Погодин, В. А. Сопряженное совершенствование координационных способностей спортсменов-стрелков и их технического мастерства / В. А. Погодин, Г. Н. Пономарев // Теория и практика физической культуры.

- 2017. - № 4. - С. 75-77.

8. Попков, В. Н. Спортивная метрология : курс лекций /

B. Н. Попков. - Омск : Изд-во СибГУФК, 2004. - 184 с.

9. Практикум по спортивной психологии / под ред. И. П. Волкова [и др.]. - СПб. : Питер, 2002. - 285 с.

10.Реализация метода сопряженного воздействия в тренировочных заданиях технико-тактического характера в гандболе / Н. П. Филатова, А. Ю. Асеева, В. М. Бетюцкий, К. А. Мартынова // Физическая культура и спорт в жизни студенческой молодежи : материалы IV Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию ОмГТУ (Омск, 22-23 марта 2018 г.). - Омск : ОмГТУ, 2018. - С. 85-88.

11.Рогожников, М. А. Обучение юных тхэквондистов безопорным сложно-координационным техническим действиям : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04

REFERENCES

1. Botyaev, V. L. Theoretical substantiation and selection of tests for assessing the coordination abilities of athletes specializing in complex-coordinating sports / V. L. Botyaev, V. V. Apokin, V. A. Streltsov // Theory and practice of physical culture. - 2012. - No. 4. - P. 71-76.

2. Gomelsky, A. Ya. Method of conjugate effects // Sports games. - 1982. - No. 3. - P. 8-11.

3. Gorskaya, I. Yu. Coordination training of athletes: monograph / I. Yu. Gorskaya, I. V. Averyanov, A. M. Kondakov.

- Omsk: SibSUPE, 2015. - 220 p.

4. Dyachkov, V. M. High jump / V. M. Dyachkov. - M.: Physical culture and sport, 1970. - 96 p.

5. Ilyin, E. P. Differential psychophysiology / E. P. Ilyin. - St. Petersburg: Peter, 2001. - 464 p.

6. Lyakh, V. I. Coordination abilities: diagnostics and development / V. I. Lyakh. - M.: Division, 2006. - p. 290.

7. Pogodin, V. A. Associated improvement of the coordination abilities of athletes-shooters and their technical skills / V. A. Pogodin, G. N. Ponomarev // Theory and practice of physical culture. - 2017. - No. 4. - P. 75-77.

/ Рогожников Максим Алексееивч. - Санкт-Петербург, 2016. - 23 с.

12. Родионов, В. А. Индивидуализированные сопряженные психофизические методы в рамках третьего урока физической культуры / В. А. Родионов // Наука и спорт: современные тенденции. - 2014. - Т. 3. - № 2 (3). - С. 43-49.

13.Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2010617789. Аппаратно-программный комплекс спортивный Психофизиолог : № 2010615935 : заявл. 24.09.2010 / Ю. В. Корягина, С. В. Нопин ; заявитель Корягина Ю. В., Нопин С. В.

14.Стариченко, Б. Е. Обработка и представление данных педагогических исследований с помощью компьютера / Б. Е. Стариченко. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т. - 2004. - 218 с.

15. Токсанов, С. Е. Контроль качества атакующих действий кикбоксеров 10-11 лет / С. Е. Токсанов // Подготовка единоборцев: теория, методика и практика: Сборник материалов V Всероссийской научно-практической конференции (Чайковский, 22 апреля 2016 г.) / под. ред. Зебзеева В.В. - Чайковский : ЧГИФК, 2016. - С. 154-158.

16.Ambrozy T. et al. The effectiveness of kickboxing techniques and its relation to fights won by knockout // Arch. Budo. - 2020. - Т. 16. - С. 11-17.

17.^etin M. et al. The relationship between reaction time and decision-making in elite kickboxing athletes // World Applied Sciences Journal. - 2011. - Т. 12. - №. 10. - С. 1826-1831.

18.Holbling D. et al. Kinematic analysis of the double side kick in pointfighting, kickboxing // Journal of sports sciences. - 2017. - Т. 35. - №. 4. - С. 317-324.

19.Ouergui I. et al. Technical and tactical analysis of high level kickboxing matches // International Journal of Performance Analysis in Sport. - 2013. - Т. 13. - №. 2. -С. 294-309.

20.Starosta, W. Nowy sposob pomiaru i oceny koordinacji ruchowej: monografie / W. Starosta. - Poznaniv, 1978. -P. 365-371.

8. Popkov, V. N. Sports metrology: a course of lectures / V. N. Popkov. - Omsk: Publishing House of SibSUPE, 2004. - 184 p.

9. Workshop on sports psychology / ed. I. P. Volkov [et al.]. - St. Petersburg: Peter, 2002. - 285 p.

10. Implementation of the method of conjugated influence in training tasks of a technical and tactical nature in handball / N. P. Filatova, A. Yu. Aseeva, V. M. Betyutsky, K. A. Martynova // Physical culture and sport in the life of student youth: materials of the IV International scientific and practical conference dedicated to the 75th anniversary of OmSTU (Omsk, March 22-23, 2018). -Omsk: OmSTU, 2018. - pp. 85-88.

11. Rogozhnikov, M. A. Training of young taekwondo athletes in unsupported complex coordination technical actions: Ph.D. dis. ... cand. ped. Sciences: 13.00.04 / Rogozhnikov Maxim Alekseevch. - St. Petersburg, 2016. - 23 p.

12. Rodionov, V. A. Individualized conjugated psychophysical methods within the framework of the third lesson of physical culture / V. A. Rodionov // Science and sport: current trends. - 2014. - vol. 3. - No. 2 (3). - P. 43-49.

13. Certificate of state registration of the computer program No. 2010617789. Sports hardware and software complex Psychophysiologist: No. 2010615935: AppL September 24, 2010 / Yu.V. Koryagina, S.V. Nopin; applicant Koryagina Yu.V., Nopin S.V.

14. Starichenko, B. E. Processing and presentation of pedagogical research data using a computer / B. E. Starichenko. - Yekaterinburg: Ural. state ped. inst. -2004. - 218 p.

15. Toksanov, S. E. Quality control of attacking actions of kickboxers aged 10-11 years / S. E. Toksanov // Training of combatants: theory, methodology and practice: Collection of materials of the V All-Russian scientific and practical conference (Tchaikovsky, April 22, 2016) / under. ed. Zebzeev V.V. - Tchaikovsky: ChSIPC, 2016. -pp. 154-158.

16. Ambrozy T. et al. The effectiveness of kickboxing techniques and its relation to fights won by knockout // Arch. Budo. - 2020. - vol. 16. - pp. 11-17.

17. ^etin M. et al. The relationship between reaction time and decision-making in elite kickboxing athletes // World Applied Sciences Journal. - 2011. - vol. 12. -No. 10. - pp. 1826-1831.

18. Holbling D. et al. Kinematic analysis of the double side kick in pointfighting, kickboxing // Journal of sports sciences. - 2017. - vol. 35. - No. 4. - pp. 317-324.

19. Ouergui I. et al. Technical and tactical analysis of high level kickboxing matches // International Journal of Performance Analysis in Sport. - 2013. - vol. 13. - No. 2. - pp. 294-309.

20. Starosta, W. Nowy sposob pomiaru i oceny koordinacji ruchowej: monografie / W. Starosta. - Poznaniv, 1978. -P. 365-371.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Токсанов Серик Етекбаевич (Toksanov Serik Etekbaevich) - старший преподаватель; Сибирский государственный университет физической культуры и спорта; 644009, Омская обл., г. Омск, ул. Масленникова, д. 144; e-mail: serik-toks@ mail.ru; ORCID: 0000-0002-7896-7874.

Горская Инесса Юрьевна (Gorskaja Inessa Jur'evna) - доктор педагогических наук, профессор; Сибирский государственный университет физической культуры и спорта; 644009, Омская обл., г. Омск, ул. Масленникова, д. 144; e-mail: gorskaya.inessa@gmail.com; ORCID: 0000-0003-3335-4529.

Дмитриенко Александр Сергеевич (Dmitrienko Aleksandr Sergeevich) - Заслуженный тренер России; Сибирский государственный университет физической культуры и спорта; 644009, Омская обл., г. Омск, ул. Масленникова, д. 144; 644027, Омская обл., г. Омск, ул. Индустриальная, 4б; e-mail: dmitrienko.80@mail.ru; ORCID: 0000-0001-5147-6947.

Поступила в редакцию 3 ноября 2022 г. Принято к публикации 30 ноября 2022 г.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Токсанов, С.Е. Динамика показателей технической и координационной подготовленности кикбоксеров в ходе обучения атакующим действиям с сопряженным развитием координационных способностей / С.Е.Токсанов, И.Ю. Горская, А.С. Дмитриенко // Наука и спорт: современные тенденции. - 2022. - Т. 10, № 4. - С. 95-102. Э01: 10.36028/2308-8826-2022-10-4-95-102

FOR CITATION

Toksanov S.E., Gorskaja I.J., Dmitrienko A.S. Dynamics of indicators of technical and coordinating fitness of kissboxers during training attacking actions with the associated development of coordination abilities. Science and sport: current trends., 2022, vol. 10, no.4, pp. 95-102 (in Russ.) DOI: 10.36028/2308-8826-2022-10-4-95-102

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.