УДК 796.835
РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ АТАКУЮЩИМ ДЕЙСТВИЯМ НАЧИНАЮЩИХ КИКБОКСЕРОВ
Серик Етекбаевич Токсанов, старший преподаватель, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск
Аннотация
Анализ соревновательной деятельности в кикбоксинге, выявил проблему низкого качества исполнения атакующих действий, особенно начинающими кикбоксерами. Причиной этому является, как правило, недостаточная координационная подготовленность юных кикбоксеров и сложная координационная структура самих атакующих действий в кикбоксинге. Цель исследования: разработать алгоритм сопряженного развития координационных способностей при обучении атакующим действиям начинающих кикбоксеров и оценить его эффективность. Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие две группы кикбоксеров 10-12 лет, специализирующихся в разделе фулл-контакт, экспериментальная и контрольная, по 12 человек в каждой. Впервые был применен алгоритм развития координационных способностей, в основу которого положен метод направленного сопряжения, обоснованный В.М. Дьячковым. В определенном временном интервале, акцентировано развивались только те виды координационных способностей, которые способствовали качественному освоению и исполнению конкретных видов атакующих действий, или их операций. Результаты исследования и их обсуждение. В результате применения разработанного нами алгоритма, в экспериментальной группе, приросты показателей координационных способностей, качества выполнения атакующих действий и коэффициентов атакующих действий были значительно выше, чем в контрольной. Выводы. Полученные результаты свидетельствуют о том, что предложенный алгоритм сопряженного развития координационных способностей при обучении атакующим действиям начинающих кикбоксеров способствует качественному формированию у обучающихся атакующих действий, снижению количества двигательных ошибок, позволяет повысить эффективность процесса обучения, способствует повышению результативности соревновательной деятельности.
Ключевые слова: координация, развитие, техника, действия, обучение, кикбоксинг.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.11.p476-480
DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES IN TRAINING ATTACKING ACTIONS AMONG THE BEGINNER KICKBOXERS
Serik Etekbaevich Toksanov, the senior teacher, Siberian state University of physical culture
and sport, Omsk
Abstract
Introduction. The analysis of competitive activity in kickboxing revealed the problem of low quality of attacking actions performance, especially by novice kickboxers. The reason for this is, as a rule, insufficient coordination readiness of young kickboxers and complex coordination structure of the attacking actions themselves in kickboxing. The purpose of the study. Work out the algorithm for the conjugate development of coordination abilities when teaching attacking actions of novice kickboxers and evaluate its effectiveness. The methodology and organization of the study. The study involved two groups of kickboxers 10-12 years old, specializing in the full contact section, experimental and control, 12 people each. For the first time, an algorithm for the development of coordination abilities was applied, based on the method of directional conjugation, substantiated by V.M. Dyachkov. In a certain time interval, only those types of coordinating abilities that contributed to the qualitative development and execution of specific types of attacking actions, or their operations, developed with emphasis. Research results and discussion. As a result of the application of the algorithm developed by us, in the experimental group, the increments in the indices of coordination abilities, the quality of the attacking actions fulfillment and the coefficients of the attacking actions were significantly higher than in the control group. Conclusions. The results obtained indicate that the proposed algorithm for the conjugate development of coordinating abilities when teaching attacking actions of novice kickboxers contributes to the qualitative formation of attacking actions in stu-
dents, a decrease in the number of motor errors, allows to increase the effectiveness of the learning process, contributes to an increase in the effectiveness of competitive activity.
Keywords: coordination, development, technique, actions, training, kickboxing.
ВВЕДЕНИЕ
Атакующие действия кикбоксеров являются основными средствами ведения поединка и достижения победы [1, 6]. Однако, анализ соревновательной деятельности в кикбоксинге, выявил проблему низкого качества исполнения атакующих действий, особенно начинающими кикбоксерами, что подтверждается исследованиями Сабировой И.А., Битюцких И.В. [5]. На наш взгляд, причиной этому является недостаточная координационная подготовленность юных кикбоксеров и сложная координационная структура самих атакующих действий в кикбоксинге. На значимость развития отдельных видов координационных способностей в кикбоксинге указывают многие авторы: Еганов А.В., Чи-бичик Ю.В. выделяют двигательно-координационную способность своевременности выполнения технического действия [2], Кладов Э.В., Антипин В.Б., Мартынова А.С. говорят о необходимости акцентированного развития у юных кикбоксеров реагирующей способности [3], Пружинина М.В., Пружинин К.Н. отмечают, что на этапе базовой подготовки в кикбоксинге необходимо развивать те физические способности, которые важны для последующего специализированного обучения [4].
Цель исследования. Разработать алгоритм сопряженного развития координационных способностей при обучении атакующим действиям начинающих кикбоксеров и оценить его эффективность.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, экспертная оценка, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Для разработки и обоснования алгоритма сопряженного развития координационных способностей при обучении атакующим действиям начинающих кикбоксеров, нами были рассмотрены первые два года обучения этапа начальной подготовки в кикбоксинге, в группах НП-1 и НП-2. Был проведен педагогический эксперимент длительностью два года, в котором приняли участие 24 кикбоксера. Все спортсмены были поделены на две группы: экспериментальную и контрольную, по 12 человек в каждой. На начало эксперимента возраст испытуемых был 10-11 лет, на момент окончания эксперимента возраст испытуемых составил 12-13 лет. Оценка эффективности предложенного алгоритма осуществлялась с помощью педагогического тестирования уровня координационных способностей, экспертной оценки качества выполнения атакующих действий (по 20-ти бальной шкале), оценки результатов соревновательной деятельности, в ходе педагогического эксперимента.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Предлагаемый нами алгоритм сопряженного развития координационных способностей при обучении начинающих кикбоксеров атакующим действиям был рассчитан на два года. На первом году обучения предусматривался ознакомительный и базовый этапы, на втором году обучения - углубленный этап и этап совершенствования. Каждому из этапов соответствовал свой блок средств развития координационных способностей. Наглядно процесс развития координационных способностей на различных этапах обучения в кикбоксинге представлен в таблице 1.
Ознакомительный этап (18 недель). На данном этапе развитие координационных способностей осуществлялось сопряженно с обучением стойкам, передвижениям и дистанциям. Перечень, сопряжено развиваемых координационных способностей, определен в ходе исследования, на основе данных научно-методической литературы и результатов
педагогических наблюдений, включавших в себя структурный анализ атакующих действий, выполняемых кикбоксерами в спортивных поединках.
Таблица 1 - Процесс развития координационных способностей на различных этапах пер-
№ п/п Координационные способности Ознакомительный этап Базовый этап Углубленный этап Этап совершен-ствования
1. Кинестетические способности
1.1. временные параметры движения + + + +
1.2. пространственные параметры движения + + + +
1.3. силовые параметры движения + + +
2. Способность к равновесию
2.1. статическое равновесие, балансирование + +
2.2. динамическое равновесие +
3. Темпо-ритмовая способность + + + +
4. Способность к реагированию + +
5. Способность к ориентированию + + + +
5. Статокинетическая способность +
6. Способность к согласованию и комбинированию + + +
7. Способность к антиципации + +
В экспериментальной группе, при обучении кикбоксеров стойкам, с помощью специально-подготовительных упражнений, нами сопряжено развивались способности к статической и динамической устойчивости, и балансированию, а также способность сохранять и изменять позу на месте. При обучении передвижениям в боевой стойке нами сопряженно развивались способности к равновесию (статическая и динамическая устойчивость, балансирование), ритму, ориентированию в пространстве. Кроме этого, развивались специальные координационные способности к сохранению и изменению позы при линейном смещении тела, вращении тела, изменении временных и пространственных параметров движения. При обучении дистанциям сопряжено развивались способности к воспроизведению, оценке, отмериванию, дифференцированию пространственных и временных параметров движения, способность к ориентированию в пространстве. Также развивались специальные координационные способности при сохранении и изменении позы, линейном смещении тела, вращении тела, изменении временных и пространственных параметров движения. Развитие КС сначала осуществлялось преимущественно общеподготовительными упражнениями в неспецифических для кикбоксинга движениях, частично специально-подготовительными упражнениями в статических положениях, фиксирующих боевую стойку и в имитационных движениях.
Базовый этап (26 недель). На базовом этапе развитие координационных способностей осуществлялось сопряженно с обучением атакующим действиям на месте. На каждом занятии, с помощью специально-подготовительных упражнений осуществлялось сопряженное развитие способности к воспроизведению, оценке, отмериванию, дифференцированию пространственных, временных и силовых параметров движения, способности к сохранению равновесия, темпо-ритмовой способности, способности к ориентированию в пространстве, статокинетической способности, способности к согласованию и комбинированию движений. Также осуществлялось развитие специальных координационных способностей, проявляемых при ударе с сохранением и изменением позы, при вращении тела, при изменении временных и силовых параметров движения, в одноопорных и безопорных положениях. Развитие КС осуществлялось в равной степени общеподготовительными упражнениями в неспецифических движениях и специально-подготовительными упражнениями, в специфических движениях, имеющих сходство с операциями, выполняемыми в атакующих действиях.
Углубленный этап (28 недель). На углубленном этапе развитие координационных способностей осуществлялось сопряженно с обучением атакующим действиям руками и
ногами в передвижении. С помощью специально-подготовительных упражнений осуществлялось развитие способности к воспроизведению, оценке, отмериванию, дифференцированию пространственных, временных и силовых параметров движения, способности к динамическому равновесию, темпо-ритмовой способности, способности к реагированию, способности к ориентированию в пространстве, способности к согласованию и комбинированию движений, антиципации. Развитие КС осуществлялось, преимущественно, специально-подготовительными упражнениями с использованием спортивных снарядов, а также упражнениями в парах с заранее обусловленным противодействием партнера.
Этап совершенствования (16 недель). На этапе совершенствования развитие координационных способностей проходило сопряженно с обучением комбинациям из двух или трех атакующих действий в движении при взаимодействии с партнером. Продолжалось совершенствование способности к воспроизведению, оценке, отмериванию, дифференцированию пространственных, временных и силовых параметров движения, темпо-ритмовой способности, способности к реагированию, способности к ориентированию в пространстве, способности к согласованию и комбинированию движений, предвосхищению (антиципации) различных признаков движений, условий их выполнения и хода изменения ситуации в целом. Также развивались способности к согласованию действий в атаке при линейном смещении тела, при вращении тела, при изменении временных и силовых параметров движения, в зависимости от пространственного положения и передвижения противника, в одноопорном и безопорном положениях. Развитие КС осуществлялось средствами специально-подготовительных упражнений при непосредственном активном противодействии партнера.
Результаты экспериментальной оценки предложенного алгоритма сопряженного развития координационных способностей при обучении начинающих кикбоксеров атакующим действиям показали, что произошли достоверно значимые (Р < 0,05) повышения показателей координационной подготовленности, качества выполнения атакующих действий и результативности соревновательной деятельности. Прирост координационных способностей у кикбоксеров экспериментальной группы в ходе эксперимента составил 458% по различным координационным способностям, у кикбоксеров контрольной группы прирост составил 2-36%. Кикбоксеры экспериментальной группы после эксперимента выполняют различные атакующие действия на 11-33% качественнее, чем кикбоксеры контрольной группы. Коэффициент эффективности атакующих действий в спортивных поединках кикбоксеров экспериментальной группы на 10-11% выше, чем в контрольной группе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Полученные результаты свидетельствуют о том, что предложенный алгоритм сопряженного развития координационных способностей при обучении начинающих кикбоксеров атакующим действиям способствует повышению уровня координационных способностей, качественному формированию необходимого объема атакующих действий, снижению количества двигательных ошибок, искажающих технику выполнения атакующих действий, что способствует повышению результативности соревновательной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белы С.И. Удар как основное средство ведения боя и достижения победы в кикбоксинге / С. И. Белых, О. С. Олейник // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 4. - С. 78-79.
2. Еганов А.В. Изучение связи параметра двигательно-координационной способности своевременности выполнения технического действия, проявляющейся в поединке, занимающихся спортивными видами единоборств / А.В. Еганов, Ю.Е. Чибичик // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 10 (188). - С. 126-132.
3. Кладов Э.В. Показатели реагирующей способности кикбоксеров - юношей в полноконтактных разделах кикбоксинга / Э.В. Кладов, В.Б. Антипин, А.С. Мартынова // Современные проблемы науки и образования. - 2020. - № 4. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29982 (дата обращения: 01.11.2021).
4. Пружинина М.В. Методические приемы обучения для эффективной реализации пред-профессиональной программы по кикбоксингу базового уровня сложности / М.В. Пружинина, К.Н. Пружинин // Мир науки. Педагогика и психология. - 2020. - Т. 8. - № 5. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/90PDMN520.pdf (дата обращения: 01.11.2021).
5. Сабирова И. А. Анализ соревновательной деятельности в различных дисциплинах кикбоксинга / И.А. Сабирова, И.В. Битюцких // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2019. - № 1(167). - С. 259-262.
6. Ashley S. Kickboxing : a champion's guide to training / Scott Ashley. - Coral Gables, FL : Llumina Press, 2011. - 108 p.
REFERENCES
1. Belykh, S.I. and Oleynik O.S. (2019), "Kick as key combat technique for success in kickboxing", Theory and Practice of Physical Culture, No 4, pp. 78-79.
2. Eganov, A. V. and Chibichik Yu. E. (2020) ,"The study of communication with the help of the motor-coordinating ability of the timeliness of technical action fulfillment, manifested in a duel, among those who go in for sports types of single combats", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (188), pp. 126-132.
3. Kladov, E.V., Antipin V.B., Martynova A.S. (2020), "Indicators of the responsive ability of kickboxers - young men in full contact sections of kickboxing", Modern problems of science and education, No. 4, available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29982.
4. Pruzhinina, M.V. and Pruzhinin KN (2020), "Teaching methods for effective implementation of a pre-professional kickboxing program of a basic level of complexity", World of Science. Pedagogy and psychology, Vol. 8. No. 5, available at: https://mir-nauki.com/PDF/90PDMN520.pdf.
5. Sabirova, IA. and Bityutskikh I.V. (2019), "Analysis of competitive activity in various disciplines of kickboxing", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (167, pp. 259--262.
6. Ashley, S. (2011), Kickboxing : A Champion's Guide to Training, Lumina Press, Coral Gables, FL.
Контактная информация: serik-toks@mail.ru
Статья поступила в редакцию 11.11.2021
УДК 378.146
О СТУДЕНЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА, ПРОИСТЕКАЮЩЕГО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ПРОФИЛЯ
Вячеслав Григорьевич Тютюков, доктор педагогических наук, профессор, Александр Александрович Небураковский, кандидат педагогических наук, доцент, Андрей Викторович Иванов, аспирант, Анна Андреевна Чернышева, аспирант, Артем Андреевич Кошелев, соискатель, Дальневосточная государственная академия физической культуры, г. Хабаровск; Петр Владимирович Бородин, кандидат педагогических наук, доцент,
Дальневосточный государственный медицинский университет, г. Хабаровск
Аннотация
В данной статье представлены результаты опроса студентов образовательной организации высшего образования (ООВО) (академия физической культуры), в ходе которого определялась оценка качества образования, даваемая ими, как потребителями оказываемых образовательных услуг. Определение у данной категории обследованных (студенты выпускного курса очной формы обучения) степени многоаспектной удовлетворенности качеством образовательных услуг, признается авторами как системная проблема, решение которой будет способствовать совершенствованию образовательной практики проистекающей в ООВО. В ходе проведенного исследования установле-