8. Sahlin, K. Tricarboxylic acid cycle intermediates in human muscle during prolonged exercise / K. Sahlin, A. Katz, S. Broberg // Am J Physiol Cell Physiol. - 1990. - No. 259. - Р. 834-841.
REFERENCES
1. Anokhin, P.K. (1968), Biology and neurophysiology of conditioned reflex, Medicine, Moscow.
2. Volkov, N. I. (1974), "The problem of fatigue and recovery in the theory and practice of sports", Theory and practice ofphysical culture, No. 1, pp. 60-64.
3. Golovanova, E. V. (2018), "Ammonia-an actual problem of the doctor and the patient in therapeutic practice", Therapy, No. 2, pp. 49-55.
4. Dmitriev, A.V. (2020), Sports nutrition, Sport, Moscow.
5. Dmitriev, A.V. (2017), Pharmaconutrients in sports medicine, Binom, St, Petersburg.
6. Rosenblat, V.V. (1975), The problem of fatigue, Medicine, Moscow.
7. Wilkinson, D.J., Smeeton, N.J. and Watt, P.W. (2010), "Ammonia metabolism, the brain and fatigue; revisiting the link", Prog. Neurobiol., No. 91(3), pp. 200-219.
8. Sahlin, K., Katz, A. and Broberg, S. (1990), "Tricarboxylic acid cycle intermediates in human muscle during prolonged exercise", Am J Physiol Cell Physiol., No. 259, pp. 834-841.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 08.04.2020
УДК 796.86
ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА У ПОДРОСТКОВ - ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ С ПОДА НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Наталия Олеговна Рубцова, кандидат педагогических наук, профессор, Наталия Петровна Горохова, преподаватель, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, Москва
Аннотация
Результаты анализа отечественной и зарубежной литературы по данной тематике свидетельствуют о том, что у всех подростков с ПОДА имеется задержка психомоторного развития с разной степенью проявления. Причем нарушены не только функции движения, но и статическое положение тела (поза), наличие устойчивых мышечных контрактур. Установлено, что занятия адаптивными видами спорта положительно влияют на развитие психомоторных качеств у подростков. В статье представлены результаты исследования функционального состояния двигательного анализатора подростков-фехтовальщиков на колясках, обозначены аспекты влияния занятий фехтованием на улучшение показателей психомоторики. На основании проведенного эксперимента и анализа полученных результатов были сформулированы выводы.
Ключевые слова: фехтование на колясках, подростки с поражением опорно-двигательного аппарата, двигательный анализатор, координация.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.4.p380-384
DYNAMICS OF INDICATORS OF THE FUNCTIONAL STATE OF THE MOTOR ANALYZER IN ADOLESCENT FENCERS WITH PODA AT THE STAGE OF
INITIAL TRAINING
Natalia Olegovna Rubtsova, the candidate of pedagogical sciences, professor, Natalia Petrov-na Gorokhova, the teacher, Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and
Tourism, Moscow
Abstract
The results of the analysis of domestic and foreign literature on this topic indicate that all adolescents with AML have a delay in psychomotor development with different degrees of manifestation. More-
over, not only the functions of movement are violated, but also the static position of the body (pose), the presence of stable muscle contractures. It was found that adaptive sports have a positive effect on the development of psychomotor qualities in adolescents. The article presents the results of the study of the functional state of the motor analyzer of adolescent fencers in wheelchairs, identifies aspects of the impact of fencing on improving psychomotor performance. Based on the experiment and analysis of the results the conclusions were formulated.
Keywords: fencing in wheelchairs, teens with lesions of the musculoskeletal system, physical analyzer, coordination.
ВВЕДЕНИЕ
По мнению ряда авторов (Бортфельд С. А., 1971; Семенова К. А. 1976, 1999; Бада-лян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В, 1988; Гросс Н.А., 2000; К. и Б. Бобат, 1964), изменения психомоторики в клинической картине у подростков с нарушением двигательных функций возможны при применении физических упражнений, подобранных с учетом функционального состояния ЦНС и вторичных отклонений [3].
Фехтование на колясках является сложно-координированным видом деятельности, предполагает высокие требования к функциональной системе ЦНС у подростков. В настоящее время практически не изучены модельные характеристики юных фехтовальщиков на колясках, нет научно-обоснованных тестов для оценки психомоторики на начальном этапе подготовки, что определяет актуальность нашего исследования.
Цель исследования - проанализировать особенности функционального состояния двигательного анализатора подростков с ПОДА и их влияние на процесс спортивной подготовки в фехтовании на колясках на начальном этапе спортивной подготовки.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось на базе Российского государственного университета физической культуры Универсальный спортивно-зрелищный комплекс (Москва). В исследовании принимали участие 20 подростков с ДЦП (спастическая диплегия) и подростки - ученики 31 специальной коррекционной общеобразовательной школы-интерната VI вида № 31 12-14 лет, по 10 человек в каждой группе. Испытуемые передвигаются самостоятельно, имеют навыки управления коляской, 8 человек при ходьбе опираются на ко -стыли-канадки, 3 человека - трости. Занимающиеся имели также различные сопутствующие заболевания, среди которых гипертония, артериальная дистония, нарушения сердечного ритма; со стороны ЖКТ были зарегистрированы патологии, в основе которых лежит расстройство вегетативно-висцеральной регуляции. Были выявлены различные формы речевого дизонтогенеза, с преобладанием дизартрии (90%).
Спортсмены-фехтовальщики посещали секционные занятия 3 раза в неделю, по 1,5 часа каждое, а подростки контрольной группы занимались подвижными играми после уроков.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В ходе исследования были проанализированы данные литературных источников.
С целью выявления нарушений двигательной сферы нами были проведены тесты на динамическую и статическую координацию (модифицированная проба Ромберга); простая зрительно-моторная реакция (бросок резинового мяча в цель - мишень на стене на уровне глаз, диаметром 30 см. и ловля мяча из 10, поданных с 5 метров; ритмическую способность (попадание в заданный темп по Метроному), а также оценка пространственной ориентации (движение на коляске по прямой линии с закрытыми глазами, 5 метров).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Данные, проведенные до эксперимента (таблица 1), свидетельствуют о достаточно однородной подготовленности обследуемых подростков контрольной и эксперименталь-
ной групп.
Нарушения равновесия в положении «сидя в коляске» (способность сидеть в коляске с закрытыми глазами, без опоры на спину в течении 1 мин.) наблюдали у 80% испытуемых (16 человек). Подростки пытались удержать позу балансирующими движениями руками, отклонялись в стороны и вперед. Эти исследования подтверждают факт нарушения функций мозжечка, и как следствие, у испытуемых подтверждается статическая атаксия.
Динамическую координацию проверяли по способности выполнять глубокие наклоны туловищем «вперед-назад-вперед» из положения «сидя в коляске». Активация тонических рефлексов лимитировала произвольное выполнение наклонов у подростков с ДЦП [2, 3]. У испытуемых наблюдалось нарастание мышечного тонуса, резкие проявления выпрямительной реакции в тазобедренном суставе, основная опора смещалась на седалищные бугры. 12 человек (25%) не могли отклоняться назад, вместо этого испытуемые выполняли наклоны налево или направо.
Таблица 1 - Сравнительные результаты оценки функционального состояния двигательного анализатора в ЭГ (п = 10) и КГ (п = 10) до эксперимента___
№ Показатели ЭГ КГ 1
X т б X т б
1 Динамическая координация (кол-во движений за 15 сек.) 6,5 0,9 1,95 4,9 0,9 1,95 1,23
2 Статическая координация (балл) 7,2 0,32 0,97 7,3 0,32 0,97 0,22
3 Зрительно-моторная реакция Ловля мяча (количество пойманных мячей) 3,2 0,48 1,0 3,6 0,44 0,97 0,88
Бросок мяча (кол-во попаданий в мишень) 4,8 0,3 0,6 4,4 0,4 0,97 0,8
4 Ритмическая способность (кол-во попаданий в такт) 29,4 0,6 1,3 28,6 1,62 4,87 0,46
5 Пространственная ориентация (см) 23,2 1,9 4,2 20,8 2,36 5,2 1,26
Примечание: * - достоверность различий между средними и дисперсиями при Р < 0,05.
Сравнивая показатели тестов на зрительно-моторную реакцию (бросок и ловля мяча), мы определили недостаточную дифференциацию мышечных усилий, при этом мы наблюдали напряженность, скованность туловища; суетливость; неправильный замах, метание производилось прямыми руками; наблюдался несвоевременный выпуск мяча, слабость финального усилия. Оценка ритмических способностей выявила у испытуемых рассогласованность движений (75%), отставание или опережение заданного ритма, недостаточность функции активного внимания [1].
Недостаточность ориентировки в направлениях пространства и затруднения определения пространственных отношений между предметами у испытуемых выявил тест «Пространственная ориентировка», характеризующий нарушения в работе ЦНС. 13 подростков из 20 (65% испытуемых) отклонились от заданной линии больше, чем на 50 см.
Достоверного различия между средними значениями показателей в экспериментальной и контрольной группах в констатирующем эксперименте не выявлено, что свидетельствует о корректном подборе испытуемых. Результаты наших исследований, проведенные по окончании эксперимента (таблица 2), свидетельствуют о положительной динамике психомоторики у подростков с ПОДА в экспериментальной группе.
Показатели координационных способностей (динамической и статической) достоверно улучшились у испытуемых по сравнению с исходными данными (66% и 25% соответственно). В среднем испытуемые экспериментальной группы в 1,8 раз увеличили количество наклонов «вперед-назад-вперед» по сравнению с показателями до эксперимента. Кроме того, мы наблюдали улучшение качества выполняемого задания. Например, наклоны выполнялись с большей амплитудой, подростки лучше сохраняли равновесие, хотя по-прежнему сохранялась вынужденное положение тела (приведение ног). Такие изменения в экспериментальной группе можно объяснить применением специальных упражнений с «выпадом» (на выдохе, с голосом) и отклонением туловища, вы-
полняемых с большой амплитудой и соблюдением заданного темпа [5]. Упражнения выполнялись в прикрепленных к фехтовальной раме колясках перед зеркалом, или в паре.
Таблица 2 - Сравнительные данные показателей функционального состояния двигательного анализатора у испытуемых экспериментальной (п=10) и контрольной (п=10) групп до и после эксперимента_
Показатели ЭГ КГ г
X т б X т б
Динамическая координация (кол-во движений за 15 сек.) 10,8 1,33 2,9 6,3 0,7 1,62 3,67*
г 3,16* 0,35
Статическая координация (балл) 9,0 | 0,3 | 0,65 8,6 | 0,44 | 1,0 2,64*
г 4,09* 0,61
Зрительно-моторная реакция Ловля мяча (количество пойманных мячей) 7,3 0,44 0,97 5,8 0,29 0,65 2,83*
г 6,31* 4,23*
Бросок мяча (количество попаданий в мишень) 8,0 0,6 1,3 5,6 0,4 0,9 3,42*
г 4,78* 2,14
Ритмическая способность (кол-во попаданий в такт) 36,8 | 0,6 | 1,3 33,0 | 0,89 | 1,95 1,93
г 9,25* 0,33
Пространственная ориентация (см.) 15,5 | 1,45 | 3,2 18,0 | 2,23 | 4,9 5,17*
г 4,48* 0,25
Примечание: * - достоверность различий между средними и дисперсиями при Р < 0,05.
По данным, представленным в таблице 2, наблюдается динамика роста показателей зрительно-моторной реакции у подростков экспериментальной группы. Достоверные различия в тестах на «Ловлю» и «Бросок» мяча также говорят об улучшении двигательной сферы подростков по сравнению с результатом контрольной группы (25% и 30%). У подростков со спастической диплегией время простого реагирования короткое, обусловленная выраженным тонусом, моментально вызывающимся как ответ на раздражитель [3]. Но в случаях взаимоисключающего выбора этот показатель заметно удлиняется с высокой вероятностью ошибок при идентификации сигнала (Рыжкова Л.Г., 2018). Для устранения данного недостатка, а также воспитания способности переключаться использовали 2-х и 3-х компонентные упражнения с заранее обусловленным рисунком выполняемых действий. При этом каждый раз чередовали сектора нанесения уколов: во внешний и внутренний (во избежание автоматизации нанесения укола только в один сектор) [4].
Об улучшении координационной способности подростков экспериментальной группы свидетельствует тест «Бросок мяча». Отмечается относительная однородность в показателях внутри экспериментальной группы. Различия между данными внутри экспериментальной группы составляют 3,2 метра, в то время как в контрольной группе разница достигает 5,5 метров. Отличительные данные в экспериментальной группе характеризуют некоторую нормализацию процесса возбуждения в ЦНС и лучшую его концентрацию. Динамика в показателях ритмической способности в экспериментальной группе отражает некоторую нормализацию ряда свойств основных нервных процессов, в частности, активизацию силы процессов возбуждения и торможения. Положительная тенденция наблюдается также у испытуемых контрольной группы. Но из-за большой вариативности внутри группы достоверных отличий при математической обработке данных в приросте не обнаружено.
При обследовании по окончании эксперимента большинство испытуемых экспериментальной группы продемонстрировали не только высокие результаты способности ориентироваться в пространстве с закрытыми глазами (таблица 2), но и более активное, безбоязненное выполнение задания. Нужно отметить, что при выполнении задания в контрольной группе испытуемым потребовалось сопровождение, голосовая подсказка.
Причиной положительных изменений в экспериментальной группе можно считать использование специальных упражнений с оружием, преимущественная опора на прин-
цип дифференциации и индивидуализации в процессе проведения учебно-тренировочных занятий. Технико-тактическая подготовка на начальном этапе должна строиться с учетом индивидуальных функциональных возможностей, психомоторики и направлена на воспитание согласованности движений рук и глаза, что способствует активации аналитико-синтетических процессов.
ВЫВОДЫ
Таким образом, сравнивая результаты контрольной и экспериментальной групп по окончании педагогического эксперимента, мы обнаружили достоверные отличия по всем видам тестовых испытаний в экспериментальной группе, и только в тесте «Ловля мяча» произошли достоверные изменения в контрольной группе. Уровень развития психомоторики подростков в экспериментальной группе значительно вырос.
При тестировании функциональных возможностей двигательного анализатора обнаружилась высокая вариативность показателей, индивидуальные особенности выполнения упражнений, что говорит о неоднородности клинических проявлений основной патологии. Эти обстоятельства необходимо учитывать при построении и реализации учебно-тренировочного процесса юных фехтовальщиков на колясках.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антонов, А.В. Психолого-педагогический аспект реабилитации детей с ДЦП / А.В. Антонов, Н.В. Рыжкин // Проблемы развития социальной сферы в России и за рубежом : сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. - Калининград : НОО "Профессиональная наука", 2017. - С. 388-392.
2. Балычевцева, И.В. Использование кинезотерапии в реабилитации детей с ДЦП / И.В. Балычевцева // Травма. - 2017. - № 3. - С. 112-115.
3. Дубкова, Е.С. Развитие паралимпийского фехтования в России / Е.С. Дубкова // International science project. - 2019. - № 25. - С. 22-29.
4. Тышлер, Д.А. Фехтование на колясках. Содержание и методики тренировки / Тышлер Д.А., Белкина Е.Б. - Москва : Человек, 2010. - 144 с.
5. Щадилова, И.С. Психолого-педагогическая специфика в работе тренера по фехтованию на колясках / И.С. Щадилова, Е.В. Войнова // Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма : материалы IX Всероссийской научно-практической конференции. -Нижневартовск, 2019. - С. 489-491.
REFERENCES
1. Antonov, A.V. (2017), "Psychological and pedagogical aspect of rehabilitation of children with cerebral palsy", Collection of scientific papers on the materials of the I International scientific and practical conference, NOO "Professional science", Kaliningrad, pp. 388-392.
2. Balychevtseva, I.V. (2017), "The use of kinesotherapy in the rehabilitation of children with cerebral palsy", Trauma, No. 3, pp. 112-115.
3. Dubkova, E.S. (2019), "Development of Paralympic fencing in Russia", International science project, No. 25, pp. 22-29.
4. Tyshler, D. A. and Belkina, E.B. (2010), Fencing on wheelchairs. Content and methods of training, Man, Moscow.
5. Shchadilova, I.S. and Voynova, E.V. (2019), "Psychological and pedagogical specifics in the work of a coach for fencing in wheelchairs", Promising areas in the field of physical culture, sports and tourism: materials of the IX All-Russian Scientific and Practical Conference, Nizhnevartovsk, pp. 489491.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 04.04.2020