313-318.
12. Kiselyov, A.V. and Tsapov, E.G. (2015), "Use of the exercise machines influencing foot for formation of the correct movement skills in sport and corrections of defects of the musculoskeletal device in medicine", Problems and the prospects of development of education in Russia, No. 37, pp. 154-158.
13. Kiselyov, D.A., (2007), Stabilometry in diagnostics and treatment of children with a gemipa-retichesky form of cerebral palsy, Russian state medical university, Moscow.
14. Korniyenko, L.V., (2007), "Influence of static strong-willed stretching on postural regulation at the combined pathology of the musculoskeletal device", Siberian medical magazine (Tomsk), No. 22, No. 4, pp. 112-115.
15. Levik, Yu.S., (2008), "Stabilography in researches of management of a pose», News of SFU. Technical science, No. 6 (83), pp. 108-112.
16. Nikolaev, A.A., (1999), Electrostimulation in sport: manual for teachers and students of higher educational institutions of physical culture, Smolensk.
17. Putkisto, M. (2004), Stretching: method of a deep extension, Eksmo-Press, Moscow.
18. Rostovtsev, V.L. and Grushin, A.A. (2017), "Technology and effect of use of the modernized technique of a dynamic electrical myostimulation for increase in sports result", Theory and practice ofphysical culture, No. 3, pp. 69-68.
19. Skvortsov, D.V. (2010), Stabilometric research, Mask, Moscow.
20. Tsareva, E.E. and Trusova V.P. (2016), "Occupations physiotherapy exercises at backbone diseases", Pedagogical skill and pedagogical technologies, No. 1 (7), pp. 322-323.
21. Schmidt, R. and Tevs, G. (2005), Human physiology. Volume 1, World, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 31.05.2019
УДК 796.034.2
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ФЕХТОВАНИЕМ НА КОЛЯСКАХ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ
ИНТЕРНАТЕ № 31 МОСКВЫ
Елена Самуиловна Дубкова, преподаватель, Екатерина Владимировна Войнова,
преподаватель, Российский университет транспорта (МИИТ), г. Москва; Наталия Петровна Горохова, аспирант, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва
Аннотация
В статье рассказано об организации занятий фехтованием на колясках в Московской специальной общеобразовательной коррекционной школе интернате № 31, рассмотрены особенности заболевания - детский церебральный паралич (ДЦП), описана методика начального обучения фехтованию детей-инвалидов, разработанная специально для инвалидов с ДЦП. Задачей исследования явилась оценка показателей специальной подготовленности, и контроль за физическим состоянием детей с ДЦП, приведены данные измерения двух контрольных нормативов.
Ключевые слова: фехтование на колясках, детский церебральный паралич, организация и методика проведения занятий, дети-инвалиды.
ORGANIZATION OF OCCUPATIONS BY FENCING ON WHEELCHAIRS AT SPECIAL COMPREHENSIVE CORRECTIONAL BOARDING SCHOOL NO. 31 OF
MOSCOW
Elena Samuilovna Dubkova, the teachers, Ekaterina Vladimirovna Voynova, the teachers, Russian University of Transport, Moscow; Natalia Petrovna Gorokhova, the post-graduate student, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism (SCOLIPE),
Moscow
Annotation
In the article, it is told about the organization of occupations by fencing on the wheelchairs at the Moscow special comprehensive correctional boarding school No. 31, features of the disease - the cerebral
palsy (CP) are considered, the technique of the elementary education to fencing of the disabled children is described, developed especially for the disabled people with the cerebral palsy. The research problem was assessment of the indicators of the special readiness, and control of the physical condition of the children with cerebral palsy, the measurements of two control standards are given.
Keywords: wheelchair fencing, infantile cerebral paralysis, organization and methodology of conducting lessons, children with disabilities.
ВВЕДЕНИЕ
Впервые, заниматься с инвалидами с проблемами опорно-двигательного аппарата (ПОДА) фехтованием на рапирах и шпагах, авторов данной статьи, пригласила Белкина Елена Борисовна 2 октября 2005 года. В то время она начала организовывать занятия данным видом спорта в России. В Москве первые занятия проводились со студентами-инвалидами Московского государственного социально-гуманитарного института, средний возраст которых составил 26 лет [1, 2].
В 2009 году, международная федерация фехтования на колясках впервые объявила о проведении Первенства мира среди детей-инвалидов (кадеты до 17 лет включительно). В связи с этим появилась необходимость создания юниорского состава сборной России.
Организация секции фехтования на колясках в школах-интернатах города Москвы была предложена четырем директорам школ, где обучаются дети с ПОДА, но только Бегун Виталий Викторович на тот момент директор СКОШИ № 31, с энтузиазмом отозвался на наше предложение.
В специализированных школах-интернатах с детьми, страдающими ДЦП проводится коррекционно-педагогическая работа. Разрабатывается индивидуальная программа реабилитации. В комплекс коррекционно-педагогической работы включена работа специалистов различного профиля невропатологов, врачей ЛФК, психоневрологов, дефектоло-гов, логопедов, воспитателей, психологов. Включаются в состав психолого-педагогических мероприятий и занятия адаптивным спортом. В частности, В. В. Бегун, рассматривал фехтование на колясках, как вид деятельности, положительно влияющий на развитие детей, страдающих ДЦП. Фехтование помогает решать проблему развития двигательных и психических функций, а также положительно влияет на формирование познавательной деятельности, личностное развитие и стабилизацию эмоционально-волевой сферы ребенка [5].
Первое занятие было организовано 15 ноября 2009 года. Ребята проявили огромный интерес к занятиям, и в самом начале, на урок пришло 12 школьников, одиннадцати-две-надцати лет, причем все имели одинаковый диагноз - детский церебральный паралич (ДЦП), что заставило авторов подробно изучить особенности данного заболевания.
ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ
Детский церебральный паралич (ДЦП) - группа заболеваний головного мозга, возникающих вследствие его недоразвития или повреждения в процессе беременности или родов, и проявляющихся двигательными расстройствами, нарушениями речи и психики [3].
У детей с ДЦП к возрасту 10-11 лет, уже сформированы вторичные отклонения в виде нарушения осанки, сгибательных и разгибательных контрактур в суставах. Например, при гемипаретической форме ДЦП обычно на пораженной стороне наблюдается недоразвитие руки и ноги.
В ходе педагогического наблюдения было выявлено, что паретичные конечности несколько короче, чем здоровые. Во избежание развития сколиоза из-за нагрузок, разработки контрактур на учебно-тренировочных занятиях следует обязательно использовать коррек-ционные упражнения. Классический исследователь ДЦП К.А. Семенова (1988) выделила следующие формы этого заболевания:
1. Спастическая диплегия (40% всех случаев ДЦП). У таких детей ноги и руки находятся в вынужденном положении из-за постоянного тонуса и сгибательных, и разги-бательных мышц. Руки прижаты к туловищу и согнуты в локтях, а ноги неестественно
выпрямлены и прижаты друг к другу или даже перекрещены. Стопы часто деформируются в процессе роста.
2. Двойная гемиплегия - самая тяжелая форма заболевания, ее диагностируют в 2% случаев. Она возникает из-за длительной пренатальной гипоксии, при которой повреждается головной мозг. Заболевание проявляется уже в первые месяцы жизни ребенка. При этой форме наблюдаются парезы рук и ног с преимущественным поражением рук и неравномерным поражением сторон тела.
3. Гиперкинетическая диплегия, для этой формы ДЦП, встречающейся в 10% случаев, характерны непроизвольные движения и расстройства речи.
4. Атонически-атаксическая диплегия. У детей, страдающих этой формой ДЦП мышцы расслаблены. Эта форма наблюдается у 15% детей с ДЦП. Они поздно начинают садиться, стоять и ходить. Координация у них нарушена, при этом часто бывает тремор (дрожание рук, ног, головы).
5. Гемиплегическая форма. При этой форме, встречающейся в 32% случаев, у ребенка выявляется односторонний парез, то есть, поражены одна рука и одна нога с одной стороны тела, причем, больше страдает рука. Эта форма часто диагностируется уже при рождении [3].
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
Для обучения фехтованию детей-инвалидов возраста 11-12 лет, с диагнозом ДЦП, была адаптирована методика Д.А. Тышлера, подробно описанная в книге «Фехтование. Начальное обучение. Технико-тактические приоритеты. Методики и упражнения» [4].
Последовательность начального обучения фехтованию на колясках, адаптированная для подростков с ДЦП, следующая: хват и держание оружия; положение тела в коляске перед началом боя; приветствие соперника и судей; верхние позиции и соединения; перемены верхних позиций и верхних соединений; наклон туловища вперед, сидя в коляске; отклонение туловища назад, сидя в коляске.
Типовые боевые действия при начальном обучении следующие: атака уколом прямо в открытый сектор; защиты верхние прямые от укола в открытый сектор; защиты верхние прямые от укола в открытый сектор с ответом уколом прямо; атака переводом из верхних соединений уколом в открытый сектор; атака батманом в верхнее соединение и уколом прямо в открытый сектор; атака батманом в верхнее соединение и уколом переводом в открывающийся сектор; атака с финтом уколом в открытый сектор или уколом в открывающийся сектор.
После ознакомления с основами держания оружия, положения тела в коляске, постановки вооруженной руки в позициях и соединениях, а также, с типовыми боевыми действиями, необходимыми для проведения фехтовальных поединков, содержание тренировок корректируется в зависимости от успешности освоения обучающихся пройденного материала.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для контроля за физическим состоянием детей с ПОДА, измерения и оценки показателей специальной подготовленности, нами были разработаны контрольные нормативы. В таблице 1 приведены данные динамометрии девяти юных фехтовальщиков с ПОДА, которые занимались фехтованием на колясках в течение всех пяти лет.
Согласно таблице 1, мы видим, что в целом средние значения показателей силы кисти рабочей руки у учеников отстают от возрастных норм (от 13,0 до 18, 1 кг в 8-11 лет), особенно это заметно в начале занятий (11,2). Но с каждым годом рост силовых показателей имеет положительную динамику у всех учеников. И к концу пятого года занятий, эти значения в отдельных случаях достигли возрастной нормы (от 21,6 до 37,6 кг в 12-15 лет) - 22,07 кг.
На наш взгляд, такая положительная динамика связана с тем, что на протяжении всех 5 лет на каждом занятии использовались упражнения на развитие силы кисти руки, чередуя их с упражнениями на расслабление, что обусловлено необходимостью снятия тонуса мышц предплечья. От силы мышц в кистях зависит их координационная выносливость, что необходимо у юных фехтовальщиков с ПОДА для удержания и эффективного управления оружием.
Таблица 1 - Динамометрия рабочей руки
№ п/п Имя 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
1 Миша Р 12,5 14,1 17,9 19,3 23,6
2 Олег Ш. 15,4 15,9 16,3 17,4 25,9
3 Иван Б. 11,9 14,9 15,6 21,9 26,2
4 Артем А. 12,5 14,6 15,5 18,9 24,1
5 Настя Б. 9,6 10,2 15,7 18,1 19,4
6 Ира А. 10,6 11,2 11,8 12,6 18,9
7 Вика С. 10,4 13,4 14,9 16,5 19,8
8 Миша В. 8,6 9,9 11,7 16,8 21,1
9 Роман Н. 9,8 12,7 13,8 15,4 19,7
В таблице 2 приведены данные точных попаданий (уколов) рапирой в мишень диаметром 15 см из десяти попыток. Данный тест проводился с целью оценки динамики точности движений, координации учеников.
Как видно из таблицы 2, количество попаданий в мишень также увеличивается с каждым годом занятий.
Таблица 2 - Количество попаданий в мишень диаметром 15 см из 10 попыток
№ п/п Имя 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
1 Миша Р 2 4 6 7 10
2 Олег Ш. 3 3 4 6 8
3 Иван Б. 0 2 5 6 7
4 Артем А. 1 3 5 6 7
5 Настя Б. 2 4 6 7 10
6 Ира А. 1 3 5 6 8
7 Вика С. 0 3 4 5 8
8 Миша В. 1 3 5 6 9
9 Роман Н. 2 4 6 7 9
ВЫВОДЫ
В результате пяти лет занятий с учениками коррекционной школы .№31 фехтованием на колясках были сделаны следующие выводы:
1. Учебно-тренировочные занятия по предложенной методике привели к положительным изменениям показателей силы кисти у подростков с ПОДА. Прирост значений в среднем составил 94%. Количество точных попаданий в группе, в среднем, увеличилось на 54 укола, что составляет 450%. Такие изменения говорят о значительном улучшении сенсомоторной координации, умений дифференцировать мышечные усилия во времени и пространстве.
2. Улучшение психофизических качеств заметно повлияло на качество самообслуживания у занимающихся. Подростки сами следят за состоянием своей экипировки, оружия, закрепляют фехтовальные коляски в рамы, участвуют в судействе и самостоятельно передвигаются по городу, что подтверждает высокий уровень их социальной адаптации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Горохова, Н.П. Особенности организации тренировочных занятий по фехтованию со спортсменами с проблемами опорно-двигательного аппарата / Н.П. Горохова, Е.С. Дубкова // Адаптивная физическая культура. - 2019. - № 1. - С. 41-43.
2. Горохова, Н.П. Особенности начального обучения фехтованию подростков с проблемами опорно-двигательного аппарата / Н.П. Горохова, Е.С. Дубкова // Современные технологии физического воспитания и спорта в практике деятельности физкультурно-спортивных организаций : сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции. - Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2017. - С. 194-199.
3. Семенова, К. А. Детские церебральные параличи / К. А. Семенова. - М. : Медицина, 1968.
- 260 с.
4. Тышлер, Д.А. Фехтование. Начальное обучение. Технико-тактические приоритеты. Методики и упражнения / Д.А. Тышлер, Г.Д. Тышлер. - М. : Академический Проект, 2010. - 133 с.
5. Щадилова, И.С. Психолого-педагогическая специфика в работе тренера по фехтованию на колясках / И.С. Щадилова, Е.В. Войнова // Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма : материалы IX Всероссийской научно-практической конференции. -Нижневартовск, 2019. - С. 489-491.
REFERENCES
1. Gorokhova, N.P. and БиЪкоуа, E.S. (2019), "Features of the organization of training classes in fencing with athletes with problems of the musculoskeletal device", Adaptive physical culture, No. 1 (77), рр. 41-43.
2. Gorokhova, N.P. (2017), "Features of elementary education to fencing of teenagers with problems of the musculoskeletal device", collection of scientific works of the All-Russian scientific and practical conference Modern Technologies of Physical Training and Sport in practice ofActivity of the Sports and Sports Organizations','Yelets, pp. 194-199.
3. Semenova, K.A. (1988), Children's cerebral paralyzes, Medicine, Moscow.
4. Tyshler, D.A. and Tyshler, G.D. (2010), Fencing. Elementary education. Technical and tactical priorities. Techniques and exercises, Academical project, Moscow.
5. Shchadilova, I.S. and Voynova E.V. (2019), "Psychology and pedagogical specifics in work of the trainer on fencing on carriages", The perspective directions in the field of physical culture, sport and tourism: materials IX of the All-Russian scientific and practical conference, Nizhnevartovsk, pp. 489-491.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 06.06.2019
УДК 796.011
РУЧКА ДЛЯ АРМЛИФТИНГА (ROLLING THUNDER), КАК СРЕДСТВО УВЕЛИЧЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТА В ПОДТЯГИВАНИИ НА ПЕРЕКЛАДИНЕ
Живодёров Алексей Валерьевич, кандидат педагогических наук, мастер спорта РФ,
доцент, Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет); Валерий Александрович Живодёров, доцент, помощник ректора, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург); Наталья Владимировна Телятникова, старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет); Евгений Сергеевич Горовенко, преподаватель, Военный институт (инженерно-технический) Военная академия материально-технического обеспечения,
Санкт-Петербург
Аннотация
В статье представлены результаты исследования, направленные на укрепление кистей с помощью rolling thunder (ручка для армлифтинга). Использование в тренировочном процессе данного приспособления позволило повысить результат в подтягивании на перекладине у курсантов первого курса технического вуза.
Ключевые слова: rolling thunder, армлифтинг, ручка для армлифтинга, подтягивание на перекладине.