УДК: 316.614
АДАПТИВНАЯ
физическая культура в системе социализации молодых инвалидов с поражением спинного мозга, используюших инвалидную коляску
А.В. Рубцов
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва
ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE IN THE SYSTEM OF SOCIALIZATION OF YOUNG PERSONS WITH SPINAL CORD INJURIES WHO USE WHEELCHAIRS A.V. Rubtsov
Russian state university of physical culture, sport, youth and tourism (SCOLIPhC), Moscow Key words: social adaptation, adaptive physical activity, spinal cord injuries, motor abilities, motor disturbances.
The relevance of the problem is determined by the lacking researches of the relationship of the level of motor limitations that define abilities to self-service and functional independence, and the level of social adaptation of the persons with spinal cord injuries and understudied efficiency of using means of adaptive culture in the system of social adaptation of this category of handicapped. The search for the ways of optimization of social integration of the handicapped stipulates for the relevance of defining innovative methodological approaches to the theory and practice of their social adaptation and integration via adaptive physical culture (APC). The aim of the study was scientific substantiation and experimental proof of efficiency of using means of APC, intended to raise social adaptation of the young handicapped with spinal cord injuries who use wheelchairs. The corrective measures and phased training of the young handicapped with spinal cord injuries who had graduated from the courses by the designed program based on the use of means of APC along with the increased total time of motor actions were proved to be effective for the functional state of the body of handicapped students with a traumatic spinal cord injury, provide the necessary recovery of the motor base, increase psychoemotional state, which significantly improves the quality of life, effectively improves the level of social adaptation, most fully settles the issues of social integration of the young handicapped with spinal cord injuries who use wheelchairs.
Ключевые слова: социальная адаптация, адаптивная физическая активность, поражение спинного мозга, двигательные способности, двигательные расстройства.
Современное российское общество активно трансформируется в процессе гуманизации и демократизации, что обуславливает актуальность поиска новых организационно-методических подходов к решению проблемы социальной адаптации лиц с отклонениями в состоянии здоровья.
Физическая культура и спорт предоставляют человеку возможности для целостной биосоциальной самореализации независимо от уровня двигательных ограничений, позволяя расширить понимание двигательной активности и ее социальной роли как фактора формирования прогрессивной социокультурной политики в отношении различных групп населения нашей страны.
Создание необходимых условий для свободного социального функционирования и передвижения этих категорий населения, и особенно лиц с поражениями спинного мозга, пользующихся инвалидной коляской, является одной из основных составляющих их нормальной социальной адаптации и интеграции. Адаптивная физическая культура (АФК) и спорт для инвалидов с поражениями опорно-двигательного аппарата - наиболее привлекательная форма социальной интеграции.
Актуальность проблемы определяется отсутствием исследований взаимосвязи степени двигательных ограничений, определяющих способности к самообслуживанию и функциональной независимости, и уровня социальной адаптации инвалидов с поражениями спинного мозга, а также недостаточной изученности эффективности применения средств адаптивной культуры в системе социальной адаптации этой категории инвалидов.
Поиском путей оптимизации интеграции инвалидов в общество обусловливается актуальность определения новых методологических подходов к теории и практике их социальной адаптации и интеграции в общество средствами АФК.
Цель исследования - научно обосновать и экспериментально доказать эффективность использования средств АФК для повышения уровня социальной адаптации молодых инвалидов с поражениями спинного мозга, использующих инвалидную коляску.
Организация и методика исследования. В нашем исследовании приняли участие 20 студентов-инвалидов с поражением спинного мозга, использующих инвалидную коляску. Возраст испытуемых колебался от 20 до 27 лет. Давность травматического поражения спинного мозга составляла не менее 7 лет. Все испытуемые имели I группу инвалидности по классификации МСЭК по основному заболеванию (травматическая болезнь спинного мозга) и различные сопутствующие заболевания.
При проведении исследования был использован комплекс методов и методик, позволяющих получить разностороннюю информацию о психофизическом и психолого-педагогическом состоянии молодых инвалидов-колясочников с поражениями спинного мозга, их динамике в процессе проведения педагогического эксперимента.
Констатирующий эксперимент показал, что двигательные ограничения лиц с поражением спинного мозга не исчерпываются только отсутствием способности к передвижению без использования вспомогательных средств. Нарушение функции познотонической мускулатуры, выражающееся в неспособности поддерживать вертикальное положение туловища без дополнительной опоры, существенно лимитирует двигательные возможности верхних конечностей, затрудняет самообслуживание, освоение новых двигательных навыков, снижает уровень социальной активности, что приводит к достоверному снижению качества жизни исследуемого контингента и ограничению возможности его социальной адаптации.
В рамках констатирующего исследования среди прочих методов нами был разработан и применен на практике метод оценки индекса социальной адаптации.
На основании анализа литературных источников и результатов констатирующего эксперимента нами была разработана комплексная программа социаль-
ной адаптации молодых инвалидов с поражением спинного мозга средствами АФК.
Экспериментальная программа включала в себя три основных этапа:
- восстановление функции познотонической мускулатуры;
- формирование адекватной двигательной базы и функциональных возможностей;
- повышение уровня социальной активности.
Занятия по экспериментальной программе проводились 3 раза в неделю по полтора часа в урочной форме. Занятие состояло из четырех частей.
В рамках экспериментальной программы определены педагогические условия и организационно-методические особенности использования средств АФК в процессе социальной адаптации молодых инвалидов с поражением спинного мозга, использующих инвалидную коляску.
Результаты исследования и их обсуждение. При сравнении морфофункциональных показателей (табл. 1) в экспериментальной группе (ЭГ) по сравнению с контрольной (КГ) после эксперимента достоверно улучшились показатели:
- жизненной емкости легких, на фоне использования в годичном цикле экспериментальной программы большого объема упражнений аэробного характера, а также разнообразных дыхательных упражнений;
- исследования вариабельности сердечного ритма, свидетельствуют о достоверном улучшении механизмов регуляции сердечной деятельности после педагогического эксперимента в ЭГ (соответственно 6 баллов по шкале ПАРС до эксперимента и 4 после);
- коэффициента выносливости, отражающего уровень реакции организма на нагрузку (после эксперимента соответственно 39,19 в КГ и 29,51 в ЭГ).
В результате применения экспериментальной программы уровень физической подготовленности (табл. 2) испытуемых также претерпел существенные изменения по большинству показателей:
- достоверно улучшилось время прохождения спринта на коляске, характеризующего скоростно-силовые способности;
- при проведении модифицированного теста Купера после педагогического эксперимента в ЭГ было обнаружено достоверное увеличение длины пройденной дистанции в ЭГ: длина преодоленной на коляске дистанции увеличилась почти до уровня «выше среднего», или составила 4 балла по 5-й шкале;
Таблица 1. Сравнение показателей морфофункционального развития в ЭГ (п=10) и КГ (п=10) после эксперимента
Показатель ЭГ КГ U
Ме 25% 75% Ме 25% 75%
Рост, см 171 165,3 173,8 175 165 184 40
Масса тела, кг 64,5 53 68,5 65,5 49 77 44,5
ЭГК, см 5 4 6 2,25 1,5 3 2*
ЖЕЛ, мл 4100 3200 4800 3200 2500 3775 22,5*
Варикард, усл. ед. 4 2,75 5 7 6 8 1,5*
Примечание. Здесь и в табл. 2-5: * - результаты достоверны.
Таблица 2. Сравнение показателей уровня физической подготовленности в ЭГ (п=10) и КГ (п=10) после эксперимен-
Показатель ЭГ КГ U
Ме 25% 75% Ме 25% 75%
Кистевая динамометрия, кг 43,65 37,78 61,3 37,5 35,13 60,88 37,5
Спринт на коляске, с 17,60 15,47 19,52 20,78 18,83 24,78 18*
Бросок набивного мяча, м 5,75 5 6,325 4,15 3,475 4,65 9,5*
Тест Купера, м 1920 1753 2160 1545 1200 1663 8,5*
Таблица 3. Сравнение показателей моторного профиля в ЭГ (п=10) и КГ (п=10) после эксперимента
Показатель ЭГ КГ U
Ме 25% 75% Ме 25% 75%
Опороспособность, c 12,6 6 15,63 6 0 7,5 17,5*
Мелкая моторика, баллы 2,75 2,188 3,313 2 0,875 2,563 21,5*
Таблица 4. Показатели уровня социальной адаптации в ЭГ (п=10) и КГ (п=10) после эксперимента
Показатель ЭГ КГ U
Ме 25% 75% Ме 25% 75%
Индекс социальной , баллы 6,18 4,395 7,05 3,585 3,16 4,303 7*
Таблица 5. Сравнение показателя «Качества жизни» в ЭГ (п=10) и КГ (п=10) после эксперимента
Показатель ЭГ КГ U
Ме 25% 75% Ме 25% 75%
Качество жизни, баллы 6,1 5,975 6,45 5,6 5,5 6,05 19*
£ л а
а
' "О
с
га
^
О (и .с Н
- при проведении результирующего эксперимента было выявлено достоверное увеличение скоростно-силовых показателей верхних конечностей и туловища, оцениваемых по дальности броска набивного мяча.
Выявлен генезис показателей моторного профиля (табл. 3) инвалидов с поражениями спинного мозга, полученный в педагогическом эксперименте с использованием средств АФК, который характеризуется следующими позициями:
- при тестировании опороспособности в рамках результирующего исследования кроме достоверного улучшения среднего значения следует отметить уменьшение внутригрупповой вариативности показателей опороспособности в ЭГ за счет фактического отсутствия нулевых показателей, составлявших практически одну треть в рамках констатирующего исследования;
- при тестировании мелкой моторики в ходе результирующего исследования обнаружены достоверные различия между КГ и ЭГ в пользу экспериментальной, наибольшие затруднения по-прежнему вызывал тест «Эстафета», однако большинство испытуемых стали выполнять его без контроля зрения.
Вместе с достоверным улучшением индекса социальной адаптации (табл. 4) в рамках результирующего исследования было обнаружено значительное увеличение силы корреляционной связи между рядом показателей, характеризующих двигательные способности, и индексом социальной адаптации, что подтверждает наше предположение о взаимосвязи степени двигательных ограничений с уровнем социальной адаптации лиц с поражением спинного мозга, использующих инвалидную коляску.
В ходе результирующего исследования отмечена положительная динамика психоэмоционального состояния в ЭГ (табл. 5). Различия по показателю «качество жизни» в КГ и ЭГ после проведения педагогического эксперимента достоверны в соответствии с критерием Манна-Уитни в пользу ЭГ.
Изучение корреляционных взаимосвязей (см. рисунок) между показателями, характеризующими различные проявления двигательной активности лиц с поражением спинного мозга, использующих инвалидную коляску, в рамках констатирующего и результирующе-
Корреляционная плеяда ЭГ - после эксперимента: 1 - индекс социальной адаптации; 2 - экскурсия грудной клетки; 3 - жизненная емкость легких; 4 - реакция на нагрузку; 5 - кистевая динамометрия; 6 - спринт на коляске; 7 - бросок набивного мяча; 8 - модифицированный тест Купера; 9 - мелкая моторика; 10 - качество жизни; 11 -опороспособность.
го исследований свидетельствует о значимости уровня развития функции познотонической мускулатуры, проявляющегося в показателе опороспособности, как основного фактора, определяющего моторный профиль исследуемого контингента.
Вывод. Приведенные результаты педагогического эксперимента свидетельствуют, что коррекционные мероприятия и поэтапное обучение молодых инвалидов с поражениями спинного мозга с дозированной помощью по разработанной программе на основе применения средств АФК при увеличении общего времени двигательной активности оказывают положительное влияние на функциональное состояние организма студентов-инвалидов с ТБСМ, обеспечивают восстановление необходимой двигательной базы, повышают психоэмоциональный статус, достоверно улучшая качество жизни, эффективно повышают уровень социальной адаптации, наиболее полно решая задачи социальной интеграции молодых инвалидов с поражениями спинного мозга, пользующихся инвалидной коляской.
Использованная литература
1. Будаева Г.С. Социальная адаптация инвалидов с поражением опорно- двигательного аппарата в современном российском обществе (на материалах Республики Бурятия): дис. ... канд. соц. наук / Г.С. Будаева. - Улан-Удэ, 2005.
2. Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация и ее роль в интеграции инвалидов 0в общество / Н.Ф. Дементьева и др. // Развитие социальной реабилитации в России. - M., 2000. - C. 4-11.
3. Кавокин С.Н. Инвалид и общество (организационно-правовой аспект) / С.Н. Кавокин // Комплексная реабилитация инвалидов. - Вып. 1. - М., 2002.
References
1. Budaeva, G.S. Social adaptation of the handicapped with spinal cord injuries in the modern Russian society (Case study of the Republic of Buryatia): Ph.D. thesis. - Ulan-Ude, 2005. (In Russian)
2. Dement'eva, N.F. Social rehabilitation and its role in the social integration of the handicapped / N.F Dement'eva et al. // Development of social rehabilitation in Russia. - Moscow, 2000. - P. 4-11. (In Russian)
3. Kavokin, S.N. A disabled person and society (the organizational-legal aspect) / S.N. Kavokin // Kompleksnaya reabilitatsiya invalidov. - Iss. 1. - Moscow, 2002. (In Russian)
Информация для связи с автором:
Поступила в редакцию 10.07.2013 г.
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
УДК: 796.077.5
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ УМЕНИЙ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Соискательница М.С. Найда
Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
Доктор педагогических наук, профессор В.В. Пономарев
Сибирский государственный технологический университет, Красноярск
Ключевые слова: среднее профессиональное образование, компетентностный подход, образовательные стандарты.
Преобразования, происходящие в системе среднего профессионального образования (СПО), связаны с потребностями рынка труда в специалисте, способном применять современные технологии и работать в инновационном режиме. Система СПО, получившая государственный заказ на подготовку практико-ориентированных специалистов среднего звена, призвана обеспечить подготовку квалифицированных кадров для экономики РФ. Таким образом, представляется актуальной реализация компе-тентностного подхода в СПО, который способствует формированию будущего специалиста по физической культуре и спорту (ФКиС).
Цель исследования - разработать условия, обеспечивающие формирование практико-ориентированных умений специалиста по ФКиС в учреждениях СПО и экспериментальным путем проверить их результативность.
Методы и организация исследования. В педагогическом эксперименте приняли участие 70 учащихся Красноярского техникума физической культуры, из которых 35 составили экспериментальную группу (ЭК) и 35 - контрольную (КГ). В ЭГ применяли компетентностный подход, который способствовал оптимальному формированию
практико-ориентированных умений будущего специалиста по ФКиС в системе СПО.
Результаты исследования. Выдвинута идея организации практико-ориентированного профессионального обучения в системе СПО, которое призвано обеспечить развитие практико-ориентированных умений и компетенций у будущего специалиста по ФКиС. Данный процесс основывается на разграничении уровня сформирован-ности профессиональной компетентности специалиста по ФКиС в учреждениях СПО и бакалавра ВПО, как конкурирующих специалистов в области профессиональной деятельности, и создании педагогических условий формирования практико-ориентированных умений у будущего специалиста по ФКиС в их единстве и взаимосвязи.
Математико-статистический анализ показал следующее: практико-ориентированные умения у учащихся ЭГ повысились на 20 %% (р<0,05), теоретико-методические знания - на 15 %% (р<0,05). В то же время в КГ вышеприведенные показатели имели прирост в пределах 2-3 %% (р>0,05).
Вывод. Результаты проведенного эксперимента говорят о высокой эффективности экспериментальных педагогических условий, направленных на формирование практико-ориентированных умений у будущего специалиста по ФКиС в учреждениях СПО.
Информация для связи с автором: [email protected]
Поступила в редакцию 26.09.2013 г.