Научная статья на тему 'Динамика отношения к здоровью у студентов медицинского вуза (на примере факультета клинической психологии ОрГМУ)'

Динамика отношения к здоровью у студентов медицинского вуза (на примере факультета клинической психологии ОрГМУ) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
67
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ / КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ / ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ / СТУДЕНТ / КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Больных М.А.

В статье представлены результаты исследования динамики отношения к здоровью у студентов факультета клинической психологии при переходе от 1-го ко 2-му и от 2-го к 3-му курсам обучения в медицинском университете. На основе полученных результатов автор делает выводы о том, что переход на последующие курсы обучения сопровождается изменениями в структуре когнитивного и ценностно-мотивационного компонентов, особенно выраженными у второкурсников. Общий характер динамики отражает сохранение потребительского отношения студентов к своему здоровью на фоне роста компетентности в области знаний о здоровье и понимания его роли в обеспечении жизнедеятельности человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамика отношения к здоровью у студентов медицинского вуза (на примере факультета клинической психологии ОрГМУ)»

ДИНАМИКА ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ ФАКУЛЬТЕТА КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ОРГМУ)

© Больных М.А.*

Оренбургский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения РФ, г. Оренбург

В статье представлены результаты исследования динамики отношения к здоровью у студентов факультета клинической психологии при переходе от 1-го ко 2-му и от 2-го к 3-му курсам обучения в медицинском университете. На основе полученных результатов автор делает выводы о том, что переход на последующие курсы обучения сопровождается изменениями в структуре когнитивного и ценностно-мотиваци-онного компонентов, особенно выраженными у второкурсников. Общий характер динамики отражает сохранение потребительского отношения студентов к своему здоровью на фоне роста компетентности в области знаний о здоровье и понимания его роли в обеспечении жизнедеятельности человека.

Ключевые слова здоровье, отношение к здоровью, когнитивный компонент, эмоциональный компонент, поведенческий компонент, ценност-но-мотивационный компонент, студент, клиническая психология.

В последние годы, в связи с ростом заболеваемости и снижением качества жизни всех категорий населения, в теории и практике психологии здоровья актуализировалась проблема индивидуальной ответственности человека за состояние своего здоровья.

Система избирательных связей индивида с различными явлениями окружающей действительности, способствующих или угрожающих здоровью людей, а также отражающая определенную оценку человеком своего физического и психического состояния в научной литературе рассматривается сквозь призму понятия «отношение к здоровью» [2, с. 215].

В своих предыдущих публикациях [1; 4] нами были определены особенности отношения к здоровью у студентов 1-3 курсов факультета клинической психологии ГБОУ ВПО «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ (далее ОрГМУ). Проведенный сравнительный анализ показал, что студенты разных лет обучения различаются выраженностью эмоционального и ценностно-мотивационного компонентов. Общее же внутреннее противоречие в структуре отношения студентов к своему здоровью состоит в том, что на фоне повышения значимости здоровья в системе жизненных ценностей студентов, реальное во-

* Научный руководитель: Чижкова М.Б., кандидат психологических наук, доцент.

площение в практике жизнедеятельности приемов и способов поддержания и укрепления своего здоровья облекается в форму «отложенной реализации» и носит пассивно -выжидательный характер. Другими словами: студенты знают, что такое здоровье и что о нем надо заботиться, но не делают этого [4, с. 53-54].

Продолжая разработку данной темы, мы поставили перед собой цель выявить динамику отношения к здоровью факультета клинической психологии ОрГМУ при переходе от 1-го ко 2-му и от 2-го к 3-му курсам обучения. Исходной гипотезой выступала следующая: переход студентов на последующие курсы обучения должен сопровождаться и положительными изменениями в структуре всех компонентов отношения к своему здоровью, что обусловлено не только возрастными факторами (взросление юношей и девушек, рост ответственности, жизненнего опыта и т.п.), но и характером профессиональных знаний, умений и навыков по осваиваемой специальности.

Выборку исследования составили студенты 1-2 и 2-3 курсов факультета клинической психологии ОрГМУ, обучающиеся в период с 2014 по 2016 гг. Исследование проводилось в октябре 2015 года.

В качестве психодиагностического инструментария был использован опросник «Отношение к здоровью» Р.А. Березовской [3], позволяющий охарактеризовать отношение к здоровью с позиций четырех компонентов:

1) когнитивный компонент - знания человека о своем здоровье, понимание роли здоровья в жизнедеятельности, а также знание основных факторов, которые оказывают как негативное (повреждающее), так и позитивное (укрепляющее) влияние на здоровье;

2) эмоциональный («чувственный» или «аффективный») - особенности переживаний и чувств человека, которые связаны с состоянием его здоровья или его изменением;

3) поведенческий компонент - степень соответствия действий и поступков человека требованиям здорового образа жизни;

4) ценностно-мотивационный компонент - значимость здоровья в индивидуальной иерархии ценностей человека, степень сформирова-ности мотивации на сохранение и укрепление здоровья.

Результаты первичной обработки данных представлены в табл. 1, 2.

Таблица 1

Динамика компонентов отношения к своему здоровью у студентов 1-2 курса факультета клинической психологии (в %)

Когнитивный Эмоциональный Поведенческий Ценностно-

Курс компонент компонент компонент мотивационныи компонент

Уровни Уровни Уровни Уровни

Нз Ср Вс Нз Ср Вс Нз Ср Вс Нз Ср Вс

1 курс (2014-15 гг.) - 51,5 48,5 - 72,7 27,3 12,1 75,8 12,1 - 57,6 42,4

2 курс (2015-16 гг.) - 31,1 68,9 - 55,1 44,9 10,3 75,9 13,8 - 55,1 44,9

Как показывает таблица, высокий уровень знаний студентов о своем здоровье, понимание роли здоровья в жизнедеятельности растет от первого ко второму курсу (с 48,5 % до 68,9 % соответственно).

Эмоциональный компонент отношения к здоровью характеризуется снижением среднего уровня с 72,7 % на первом курсе до 55,1 % на втором при росте высокого уровня с 27,3 % до 44,9 % соответственно.

Поведенческий компонент характеризуется относительной постоянностью. Низкий уровень снизился с 12,1 % на первом курсе до 10,3 % на втором. Средний уровень незначительно увеличился с 75,8 % на первом курсе до 75,9 % на втором. Высокий уровень претерпел изменения с 12,1 % до 13,8 % соответственно.

Ценностно-мотивационный компонент также в целом остается неизменным. Средний уровень изменился с 57,6 % на первом курсе до 55,1 % на втором, а высокий с 42,4 % на первом и 44,9 на втором курсах.

Таблица 2

Динамика компонентов отношения к своему здоровью у студентов 2-3 курса факультета клинической психологии (в %)

Когнитивный Эмоциональный Поведенческий Ценностно-

Курс компонент компонент компонент мотивационныи компонент

Уровни Уровни Уровни Уровни

Нз Ср Вс Нз Ср Вс Нз Ср Вс Нз Ср Вс

2 курс (2014-15 гг.) - 38,1 61,9 - 61,9 38,1 4,8 85,7 9,5 - 57,1 42,9

3 курс (2015-16 гг.) - 36,7 63,3 - 63,3 36,7 6,7 86,6 6,7 - 36,7 63,3

Представленные в таблице данные свидетельствуют, что когнитивный компонент отношения к здоровью у студентов при переходе от 2-го к 3-му курсу существенно не изменяется. Незначительно снижается средний уровень (с 38,1 % до 36,7 % соответственно) и также незначительно растет высокий уровень (с 61,9 % до 63,3 % на первом и втором курсах соответственно).

Эмоциональный компонент отношения к здоровью характеризуется ростом среднего уровня удовлетворенности состоянием своего здоровья (с 61,9 % до 63,3 % соответственно) и некоторым снижением высокого уровня (с 38,1 % на втором курсе до 36,7 % на третьем соответственно).

Поведенческий компонент отношения к здоровью в своей динамике от 2-го к 3-му курсу отличается повышением низкого уровня (с 4,8 % до 6,7 % соответственно), несущественной трансформацией среднего уровня (с 85,7 % до 86,6 %) и снижением высокого уровня реализации стратегии здорового образа жизни с 9,5 % на втором курсе до 6,7 % на третьем соответственно.

Ценностно-мотивационный компонент демонстрирует снижение среднего уровня (с 57,1 % на втором курсе до 36,7 % на третьем) и повышение высокого уровня представленности ценности здоровья в индивидуальной иерархии ценностей студентов с 42,9 % до 63,3 % со второго к третьему курсу соответственно.

Статистическая обработка полученных данных, проведенная при помощи многофункционального критерия углового преобразования ф-Фишера (значимыми считались различия при р < 0,05), позволила констатировать статистически достоверные различия в динамике отношения к здоровью у студентов при переходе от 1 -го ко 2-му курсу и тенденцию к различиям при переходе от 2-го к 3-му курсу.

Динамика отношения к здоровью у студентов 1-2 курсов характеризуется значимыми изменениями в структуре когнитивного и ценностно-мотива-ционного компонентов. На 2-ом курсе, по сравнению, с 1-ым, достоверно (ф = 1,65 при р < 0,05) возрастают знания респондентов о сущности здоровья, его значимых характеристиках и признаках, а также факторах, оказывающих влияние на сохранение (разрушение) физического и психического здоровья человека. Наряду с этим, от 1-го ко 2-му курсу у студентов значимо (ф = 1,94 при р < 0,05) повышается место здоровья в инструментальной иерархии ценностей, что позволяет говорить об усилении потребительского отношения к своему здоровью у будущих клинических психологов.

Динамика отношения к здоровью у студентов 2-3 курсов отличается тенденцией к значимым изменениям в структуре ценностно-мотивационного компонента (ф = 1,44 при р < 0,1). Учитывая уровень статистической достоверности, мы можем лишь предполагать позитивный рост мотивации опрошенных в области здорового образа жизни на фоне повышения места здоровья в терминальной иерархии ценностей.

Таким образом, проведенное исследование частично подтвердило выдвинутую гипотезу. При переходе на последующие курсы обучения статистически достоверных различий во всех компонентах отношения к здоровью у студентов не отмечается. Значимые изменения выявлены в структуре когнитивного и ценностно-мотивационного компонентов. Наибольшей динамичностью отличается отношение к здоровью при переходе студентов от 1-го ко 2-му курсу обучения в ОрГМУ.

Характер динамики отношения к здоровью при переходе от 1-го ко 2-му и от 2-го к 3-му курсам обучения позволяет констатировать сохранение потребительского отношения респондентов к своему здоровью на фоне роста осведомленности и компетентности в области знаний о здоровье, факторах риска и антириска, понимания роли здоровья в обеспечении жизнедеятельности человека.

Список литературы:

1. Больных М.А. Отношение к здоровью студентов-первокурсников медицинского вуза (на примере факультета клинической психологии) [Электронный ресурс] // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: Электронный сборник статей по материалам XXXIII студенческой международной научно-практической конференции. - Новосибирск:

Изд. «СибАК». - 2015. - № 6 (33). - С. 234-241. - Режим доступа: www.sib-ac.info/archive/ guman/1(16).pdf.

2. Березовская Р.А. Отношение к здоровью // Здоровая личность / Под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Речь, 2013. - С. 214-244.

3. Опросник «Отношение к здоровью» (Березовская Р.А.) [Электронный ресурс] // Психологическая лаборатория. - Режим доступа: http://xn—7sbb aeiowbgqig8abjbc7acdh6a9czc6mla.xn--p1ai/downloads.php?download_cat= 15&download_id=82 (дата обращения: 14.09.2015).

4. Чижкова М.Б., Больных М.А. Особенности отношения к здоровью у студентов медицинского вуза разных лет обучения (на примере факультета клинической психологии ОрГМУ) //Образование и эпоха (актуальная научная парадигма): монография / Под общ. ред. проф. О.И. Кирикова. - Кн. 7. -Воронеж: ВГПУ; М.: Наука: информ, 2015. - С. 19-55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.