сти организма подростков и повышенных предельных значений ЧСС по сравнению со взрослыми.
По данным динамической радиопульсометрии, работа подростков во время производственной практики, связанная с ручной формовкой, должна быть отнесена к категории тяжелой, что совпадает с классификацией для взрослых рабочих, предложенной В. В. Розенблатом и Ю. Г. Солониным. Однако поскольку продолжительность работы не превышает 3 ч, нагрузка не является чрезмерной. По всем остальным физиологическим методикам следует отметить несколько большее напряжение функций организма во время прохождения производственной практики на 1-м году обучения. Так, в начале производственной практики выявлено некоторое повышение температуры тела, снижение статической выносливости и ухудшение показателей координации движения за рабочий день. Повышение температуры тела можно объяснить значительными энерготратами в начальный период производственной практики. Данные координиметрии и исследования статической выносливости дают основание предположить, что в процессе обучения в ПТУ трудовые навыки подростков совершенствуются.
Таким образом, примененные нами методы физиологической оценки не выявили существенных признаков функционального перенапряжения подростков.
Выводы
1. По данным динамической радиопульсометрии, труд подростков — учащихся ГПТУ, проходящих производственную практику по специальности ручного формовщика, относится к категории тяжелого.
2. Радиопульсометрия выявила наибольшее напряжение функции сердечно-сосудистой системы на 1-м году производственной практики.
ЛИТЕРАТУРА. Розенблат В. В., Солонин Ю. Г. Методическое пособие к оценке тяжести работы и физиологическому нормированию тяжелого труда по данным пульсометрии. Свердловск, 1971.
Поступила 15/Х 1975 г.
PHYSIOLCGICAL AND HYGIENIC FEATURES OF OCCUPATIONAL TRAINING OF MOULDERS IN HAND MOULDING
L. B. Mesenina, L.D. Dobrcchasova, I. I. Ovchinnikov, N. N. Pilnikov
The paper presents sanitary-hygienic features of the working premises. The main noxious factors prevailing in the shcp at the time of training of adolescents are high-frequency noise, local vibration and finely dispersed dust. Adolescents-students cf cccupaticnal technical schools, who were training as mculders in hand moulding, underwent physiological examinations at the time of their industrial training. The functicnal tests used revealed no signs of fatigue among the students, that iray te due to their shortened working day (3 hrs).
However, cn the basis of data of dynimic rzdicpulscmetiy the work of mculders may be included into the category of hard labour.
УДК 613.954.4:612-087-053.2*414.21»
Канд. мед. наук Т, JI. Богина
ДИНАМИКА НЕКОТОРЫХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ.
В ДЕТСКОМ САДУ
Научнс-ксследоЕательский институт дошкольного воспитания АПН СССР, Москва
Мы поставили своей целью проследить особенности динамики некоторых физиологических реакций детей 5—7 лет в разные режимные отрезки в течение дня в зависимости от их возраста и состояния здоровья. Наличие тесной взаимосвязи состояния здоровья и физического развития с физиологическими возможностями детей школьного возраста отмечено рядом авторов (М. В. Антропова; А. А. Крюкова; Р. Г. Сапожникова; Г. И. Яковен-ко, и др.).
Под нашим наблюдением находились дети средней, старшей и подготовительной групп одного из московских детских садов. В каждой из групп соответственно было 22, 25 и 24 ребенка, из которых в динамике на протяжении 3 лет наблюдалось 15 человек. Влияние различных видов деятельности и отдыха в течение дня на функциональное состояние детей изучалось комплексом общепринятых физиологических и гигиенических методик, которые позволяли регистрировать функциональные показатели у детей непосредственно в условиях группы. Использовалась корректурная методика с применением фигурных таблиц и последующим вычислением так называемого коэффициента продуктивности, позволяющего оценить качественную и количественную характеристики работоспособности, а также хронорефлек-сометрия с предъявлением положительного и дифференцировочного световых раздражителей, измерялось артериальное давление и частота сердечных сокращений, а также проводился хронометраж различных видов деятельности детей на протяжении дня. Результаты исследований обработаны методом вариационной статистики.
В ходе исследований физиологические параметры у детей регистрировали после каждого из режимных отрезков 5 раз на протяжении дня: в момент прихода в группу (8 ч), после окончания первого — второго занятий (9 ч 30 мин — 10 ч), после утренней прогулки (12 ч 30 мин) и перед выходом на вечернюю прогулку (16 ч 30 мин). На основе медицинского осмотра и антропометрии с последующей оценкой уровня и гармоничности физического развития все дети в зависимости от состояния здоровья распределились в соответствии с классификацией, разработанной Научно-исследовательским институтом гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, на 2 группы: здоровые дети (1-я группа) и дети, у которых были выявлены некоторые отклонения в состоянии здоровья функционального характера (2-я группа, 7 человек). Все исходные показатели у детей 1-й и 2-й групп (пульс, артериальное давление, латентный период зрительно-двигательной реакции) соответствовали возрастным нормативам. Однако у детей 2-й группы по сравнению с 1-й наблюдалась относительная неустойчивость исходного уровня исследуемых показателей на протяжении недели.
По характеру отклонений в состоянии здоровья у детей 2-й группы отмечалось, как правило, сочетание нескольких функциональных нарушений. Наиболее часто сочетались низкий уровень физического развития с гипертрофией миндалин, а также низкое физическое развитие с нарушением осанки.
Детям с отклонениями в состоянии здоровья по согласованию с врачом детского учреждения с привлечением специалистов были рекомендованы общеукрепляющие и специальные оздоровительные мероприятия (корригирующая гимнастика, витаминотерапия, упорядочение режима питания и сна и т. п.); у детей был общий режим, индивидуальный подход к ним обеспечивался частично, насколько это позволяли условия коллектива.
Выявились существенные различия в изменении работоспособности у детей 1-й и 2-й групп в режиме дня (см. таблицу).
Как видно из таблицы, у детей 1-й и 2-й групп отмечались наиболее выраженные сдвиги в качественных показателях работоспособности (количество ошибок на 100 знаков) и в показателях, характеризующих так называемые срывы дифференцировочных реакций. Они обнаруживались после окончания вторых занятий на протяжении всех 3 лет наблюдения, однако у детей 1-й группы всех 3 возрастов составляли 0,09-^0,4 а исходной средней величины, т. е. находились в пределах физиологических колебаний. Это дает основание считать, что снижение работоспособности у детей к моменту окончания занятий связано с развитием физиологического утомления, сопутствующего выполнению работы, адекватной возможностям организма.
У детей 2-й группы сдвиги в тех же показателях после занятий были более существенными и составляли в разные годы 0,6-=-1,8 о исходной средней величины. Подобная динамика показателей, характеризующих функцио-
Динамика некоторых показателей функционального состояния центральной нервной системы у детей 5—7 лет на протяжении дня (средние данные) 1
Функциональный показатель До занятий После 2 занятий В конце дня
Возрастная группа 1-я группа 2-я группа 1-я группа 2-я группа 1-я группа 2-я группа
Коэффициент продуктивности (М—т) Средняя Старшая Подготовительная 4,2^0,3 5,03—0,2 6,8—0,3 4,12:0,4 5,072:0,3 6,32:0,7 3,92:0,3 4,42:0,1 5,22:0,3 3,22:0,4 4,22:0,3 5,52:0,6 3,92:0,3 4,82:0,2 5,422:0,2 3,32:0,3 4,42:0,2 6,02:0,2
Количество ошибок в дозированном задании (на 100 знаков) (М—т) Средняя Старшая Подготовительная 2,62:0,5 1,5^:0,4 1,49^:0,2 3,02:0,5 1,82:0,2 1,72:0,7 4,02:0,8 2,02:0,2 1,62:0,2 4,862:0,7 2,62:0,2 2,22:0,9 3,72=1,4 1,412:0,6 1,672:0,2 5,122:0,6 2,72:0,2 1,812:0,3
Частота срывов диф-ференциро-вочных реакций (условно-рефлекторных) (в %) Средняя Старшая Подготовительная 64,0 64,0 37,2 68,0 62,0 46,5 62,0 60,0 30,1 67,0 70,0 54,5 64,0 54,0 32,0 69,0 64,0 66,6
1 Число наблюдений в 1-й группе 30-^34, во 2-й группе 72^-76.
нальную работоспособность нервных клеток коры головного мозга у детей 2-й группы к моменту окончания занятий, свидетельствует об ухудшении тормозных процессов в центральной нервной системе (М. В. Антропова; С. М. Громбах и соавт.; В. В. Розенблат, и др.).
Изменения работоспособности детей в процессе учебной деятельности указывают на более выраженное утомление при отклонениях в состоянии здоровья, развивающихся под влиянием умственной нагрузки, по сравнению со здоровыми детьми, что, по-видимому, обусловлено более низким уровнем физиологических возможностей ослабленного организма. Это подтверждается, в частности, и относительно более устойчивым снижением качественных показателей работоспособности, сохранявшимся у детей 2-й группы на всем протяжении дня. Так, если у здоровых детей разного возраста эти показатели, снизившиеся после занятий, частично или полностью восстанавливались в конце дня, то у детей с отклонениями в состоянии здоровья снижение таких показателей сохранялось на всем протяжении дня (¿=3,2-^4,1; Р<0,02-=-<0,001). Количество работ, выполненных без ошибок, у детей 1-й группы разного возраста снижалось преимущественно после занятий на 10-И9% по сравнению с исходным уровнем. У детей с отклонениями в состоянии здоровья этот показатель после занятий и в конце дня был ниже исходного уровня на 23,8-^-35,2%.
Что касается вегетативных показателей, то у детей 2-й группы по сравнению с 1-й значительно чаще отмечалось снижение пульсового давления на 10—15 мм рт. ст. при одновременном учащении сердечных сокращений, что, по-видимому, связано с угнетением функций сердечно-сосудистой системы и изменением ее тонуса в связи с развитием утомления. Отмеченные сдвиги наиболее часто регистрировались у Гали К. и у Алеши К., у которых выявлено отклонение в функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы, а у Алеши К., кроме того, — и гипертрофия миндалин.
Со стороны функций центральной нервной системы в целом суммарная частота неблагоприятных сдвигов, характеризующих условнорефлекторную
деятельность (замедленные и резко замедленные реакции), в течение дня составляла у детей 5—6 лет из 1-й и 2-й групп соответственно 13,6—17,3 и 49,7—50,0% (х2=9; /><0,001).
К 7-му году жизни различия в показателях работоспособности у детей сравниваемых групп стали менее выраженными. В обеих группах значительно возрос исходный уровень работоспособности, улучшились показатели, характеризующие подвижность нервных процессов. Вместе с тем относительно более низкий уровень физиологических возможностей детей 2-й группы по сравнению с 1-й сохранился и в этом возрасте. Наблюдалась меньшая устойчивость внимания ослабленных детей при выполнении корректурных заданий и неблагоприятная динамика рефлекторных реакций на дифференцировку в процессе учебных занятий.
Следует отметить, что к 7-му году жизни 4 ребенка 2-й группы (у 2 из них сочетались низкий уровень физического развития и гипертрофия миндалин, у 1 — низкий уровень физического развития и нарушение осанки, у 1 — гипертрофия миндалин и функциональные изменения сердца) в результате нормализации роста и веса, снижения заболеваемости и улучшения осанки под влиянием общеукрепляющего лечения перешли в 1-ю группу.
Как показал анализ индивидуальных сдвигов детей, перешедших в 1-ю группу на 7-м году жизни, они продолжали отставать от сверстников по уровню работоспособности, регистрируемой на протяжении дня. У них в отличие от детей, у которых при первичном обследовании отсутствовали отклонения в состоянии здоровья, была более низкая работоспособность, сохранились более выраженные сдвиги ее после окончания занятий, наблюдалась меньшая активность на занятиях.
У детей 2-й группы после летнего отдыха умственная нагрузка в начале года приводила к менее выраженному утомлению по сравнению с концом года, в связи с чем различия в изменении показателей работоспособности в процессе занятий между сравниваемыми группами были относительно невелики (0,1—0,6 усл. ед.). К концу года снижение работоспособности, особенно после занятий, у детей, перешедших в 1-ю группу, стало более существенным (различия составляли 1,9—2). Это указывает на то, что сопротивление утомлению, несмотря на улучшение здоровья, у них оставалось все еще на более низком уровне, чем в 1-й группе детей, а работоспособность, которой они обладали в начале года, на всем его протяжении не сохранялась. Примечательно, что, кроме выраженного снижения работоспособности, у этих детей после занятий в конце года изменения ее в течении дня происходили на фоне и относительно низких показателей.
.Выводы
1. Существующий режим дня детского сада, в целом отвечающий требованиям программы воспитания, соответствует физиологическим возможностям большинства детей. У детей с отклонениями в состоянии здоровья проведение 2 занятий ежедневно вызывает выраженное утомление.
2. Не все дети, имеющие отклонения в состоянии здоровья, в течение 3 лет достигают уровня своих сверстников. Наиболее устойчивы сочетания таких нарушений, как гипертрофия миндалин, функциональные изменения сердца, а также нарушения осанки.
3. Физиологические возможности детей с отклонениями в состоянии здоровья не повышаются одновременно с улучшением показателей здоровья и физического развития. Наиболее «уязвимым» из всех исследуемых показателей у детей 2-й группы при существующей нагрузке является тот, который характеризует процессы внутреннего торможения в центральной нервной системе.
4. Различия в уровне физиологических возможностей детей 1-й и 2-й групп подтверждают необходимость возможно более раннего выявления детей с отклонениями в состоянии здоровья для обеспечения дифференциро-
ванного подхода к ним в детском учреждении, своевременного проведения целенаправленных оздоровительных мероприятий, что должно способствовать укреплению их здоровья и более эффективной подготовке к обучению в школе.
ЛИТЕРАТУРА. Антропова М. В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. М., 1968. — Тромбах С. М., Сапожникова Р. Г., Глушкова Е. К. и др. — В кн.: Гигиена детей и подротс-ков. М., 1970, с. 111—143.— Крюкова А. А. Обоснование сроков начала занятий трудом после некоторых острых заболеваний у школьников. Дис. канд. М., 1965. — Розен-б л а т В. В. Проблема утомления. М., 1975. — Сапожникова Р. Г. Гигиена обучения в школе. М., 1974. — Якове и ко Г. И. Динамика мофологических и функциональных показателей физического развития сельских школьников. Автореф. дис. докт. Киев, 1974.
Поступила 30/VI 1975 г.
THE DYNAMICS OF CERTAIN FUNCTIONAL INDICES IN CHILDREN OF A KINDERGARTEN
T. L. Bogina
The author made a comparative analysis of the dynamics of such indices, as chrono-reflexometry, the pulse rate and arterial pressure taken during the time of fulfilment of tasks in healthy children (1st group) and in children with certain shifts in the state of health (2nd group) in the course of a day. A comparatively lower level of functional capacities of the body was noted among the children of the 2nd group in respect to intellectual loads, connected with studies; this level proved to persist for a period of all the three years of observations. Most often such differences were pronounced in children of the youngest age of the three age groups studied.
УДК 616.24-073.75-035. 2
M. А. Простякова, доктор мед. наук В. Голиков, канд. техн. наук Р. В. Ставицкий, Н. В. Фролов, А. М. Любомирская
ОЦЕНКА СТЕПЕНИ ОБЛУЧЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПРИ РЕНТГЕНОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ ЛЕГКИХ
Используемые в радиобиологической практике среднетканевые дозы не позволяют судить о дозах облучения отдельных органов, об истинном распределении энергии ионизирующего излучения. В то же время степень радиационного воздействия на отдельный орган должна быть выражена однозначно. Нами для оценки степени облучения низкоэнергетическим излучением гетерогенных биологических сред использованы так называемые модальные дозы облучения (Р. В. Ставицкий), т. е. дозы, характеризующие облучение наибольшего числа участков в облучаемом объеме. Величина модальной дозы определялась по гистограмме, построенной путем табулирования всех значений доз в пределах отдельного органа или организма. Кроме того, определялась и средняя величина дозы, а путем сопоставления значений средней и модальной была подтверждена необходимость использования понятия «модальной» дозы в радиационно-гигиенической практике при оценке степени радиационного воздействия на организм при рентгенологических исследованиях. Дозное распределение в тканеэквивалентной среде получено экспериментальным путем, посредством моделирования рентгенологических исследований на дозиметрических костно-парафиновых фантомах стандартного человека. Дозиметрические измерения проводили при помощи дозиметра Va-I-18 с ионизационной прутковой камерой Va-К-252. Данные веса органов стандартного человека заимствованы из рекомендаций МКРЗ (1958).
В связи с тем что, по данным ряда авторов (В. Д. Серебрянников и Л. Н. Горелова; К. К. Поплавский и В. С. Долмат), наиболее часто проводимыми рентгенологическими исследованиями являются рентгеноскопиче-