Научная статья на тему 'Динамика морфофункциональных изменений в процессе применения физических упражнений у детей старшего школьного возраста'

Динамика морфофункциональных изменений в процессе применения физических упражнений у детей старшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
346
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮНОШИ / СТАРШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ / BOYS / SENIOR SCHOOL AGE / PHYSICAL EXERCISES / MORPHOFUNCTIONAL CHANGES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Яхутов Марат Ринатович

Старший школьный возраст возрастной диапазон 15-18 лет. В данный период происходит формирование основных морфофункциональных структур организма подростков, а также он совпадает с периодом обучения в школе, и от того, как будут учитываться адаптационные возможности организма, зависит его становление и физическое развитие. В этом возрасте в основных чертах завершается физическое развитие человека и первый период полового созревания. Общеизвестно, что антропометрия является одним из основных методов изучения изменения морфофункциональных особенностей. В ходе эмпирического исследования установлено, что разработанный комплекс упражнений вызвал статистические изменения в антропометрических показателях: объём грудной клетки на вдохе и на выдохе, экскурсия грудной клетки, полученные данные свидетельствуют об эффективности разработанного комплекс упражнений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Яхутов Марат Ринатович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF MORPHOFUNCTIONAL CHANGES IN THE PROCESS OF APPLICATION OF PHYSICAL EXERCISES IN CHILDREN OF SECONDARY SCHOOL AGE

Senior school age age range 15-18 years. During this period, the formation of the main morphofunctional structures of the body of adolescents, and it coincides with the period of schooling, and how to take into account the adaptive capacity of the body, depends on its formation and physical development. At this age, the main features of the completed physical development of man and the first period of puberty. It is well known that anthropometry is one of the main methods of studying changes in morphological and functional features. In the course of empirical research it was found that the developed set of exercises caused statistical changes in anthropometric parameters: the volume of the chest on inhalation and exhalation, chest excursion, the data obtained indicate the effectiveness of the developed set of exercises.

Текст научной работы на тему «Динамика морфофункциональных изменений в процессе применения физических упражнений у детей старшего школьного возраста»

Педагогика

УДК 371.7

заместитель начальника кафедры специальной подготовки УЮИ МВД России Яхутов Марат Ринатович

ФГКОУ ВО «Уфимский юридический институт МВД России» (г. Уфа)

ДИНАМИКА МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРИМЕНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. Старший школьный возраст - возрастной диапазон 15-18 лет. В данный период происходит формирование основных морфофункциональных структур организма подростков, а также он совпадает с периодом обучения в школе, и от того, как будут учитываться адаптационные возможности организма, зависит его становление и физическое развитие. В этом возрасте в основных чертах завершается физическое развитие человека и первый период полового созревания. Общеизвестно, что антропометрия является одним из основных методов изучения изменения морфофункциональных особенностей. В ходе эмпирического исследования установлено, что разработанный комплекс упражнений вызвал статистические изменения в антропометрических показателях: объём грудной клетки на вдохе и на выдохе, экскурсия грудной клетки, полученные данные свидетельствуют об эффективности разработанного комплекс упражнений.

Ключевые слова: юноши, старший школьный возраст, физические упражнения, морфофункциональные изменения.

Annotation. Senior school age - age range 15-18 years. During this period, the formation of the main morphofunctional structures of the body of adolescents, and it coincides with the period of schooling, and how to take into account the adaptive capacity of the body, depends on its formation and physical development. At this age, the main features of the completed physical development of man and the first period of puberty. It is well known that anthropometry is one of the main methods of studying changes in morphological and functional features. In the course of empirical research it was found that the developed set of exercises caused statistical changes in anthropometric parameters: the volume of the chest on inhalation and exhalation, chest excursion, the data obtained indicate the effectiveness of the developed set of exercises.

Keywords: boys, senior school age, physical exercises, morphofunctional changes.

Введение. Обучение детей в школе является длительным процессом и совпадает с активным ростом и развитием ребенка. В этот период наблюдаются интенсивные морфофункциональные перестройки в ответ на комплекс часто меняющихся условий, среди которых большое значение имеют особенности учебной деятельности и школьной среды [1, 6]. То, насколько организм ребенка адекватно на них реагирует, определяет качество его последующей жизни [7]. В ответ на учебную деятельность в организме ребенка запускаются адаптационные механизмы как способ поддержания гомеостаза, которые ведут к изменениям в деятельности различных функциональных систем организма. Обычно эти изменения являются функциональными и не приводят к патологическим процессам.

Любое отклонение в течение физического развития указывает на дисгармоничность, которая может вести к донозологическим состояниям. Необходимость определения адаптационных возможностей особенно актуальна для школьников, так как они подвергаются постоянным учебным нагрузкам на протяжении многих лет. Это становится особенно актуальным в настоящее время, когда необходимость в получении качественного образования требует от детей напряжения внутренних ресурсов и сил для интенсивной учебной деятельности [3, 5]. В то же время учащиеся 9 и 11 классов испытывают влияние дополнительных стрессовых факторов в связи со сдачей государственных итоговых экзаменов в формате основного государственного экзамена (ОГЭ; до 2014 г. ГИА) для 9 классов и единого государственного экзамена (ЕГЭ) для 11 классов. Но, несмотря на ряд исследований ВСР при различных условиях, на сегодняшний день не до конца изучены изменения состояния вегетативной нервной системы и ее влияние на работу ССС в предэкзаменационный период у учащихся 9 и 11 классов, а также после сдачи экзаменов. Учитывая все выше изложенное, целью нашего исследования явилось следующее: определить эффективность разработанного комплекса упражнений, направленного на повышение морфофункциональных показателей детей старшего школьного возраста.

Изложение основного материала статьи. В исследовании принимали участие 20 мальчиков 15-16 лет, из которых было сформировано две группы: первая группа (n=10) - контрольная (КГ) и вторая (n=10) -экспериментальная (ЭГ).

Проведение данного эксперимента позволит расширить представления о применении новых методов, средств, форм обучения с целью повышения морфофункциональных показателей детей старшего школьного возраста.

Формирующий педагогический эксперимент проводился с целью определения эффективности разработанного комплекса упражнений, направленного на повышение морфофункциональных показателей детей старшего школьного возраста.

Эксперимент позволил показать положительное влияние анаэробных упражнений на морфофункциональные показатели детей старшего школьного возраста. Результаты, полученные в начале и в конце эксперимента в одной и той же группе, считаются зависимыми.

Контрольные тестирования. Физическое развитие определяли по совокупности методов, основанных на измерениях некоторых морфологических и функциональных признаков.

1. Масса тела (кг) 2.Объём грудной клетки на вдохе (см) 3. Объём грудной клетки на выдохе (см) 4. Экскурсия грудной клетки (см) - разница между объемом грудной клетки на вдохе и на выдохе.

5. Обьем талии (см)

6. Методы математической статистики.

Комплекс упражнений анаэробной гимнастики состоит из поз тела (асан) в сочетании со специальной техникой дыхания и концентрации. Такие упражнения позволяют направленно и дозировано создавать анаэробные условия жизнедеятельности (состояние гипоксии или дефицит кислорода) в различных органах и

тканях. При этом запускаются системные и клеточные механизмы адаптации, мобилизующие собственные резервы организма. При систематических упражнениях активируется генетический аппарат клеток, происходит образование и рост клеточных структур, увеличение физиологической мощности клеток, систем и всего организма в целом.

Анаэробная гимнастика обладает наиболее широким спектром действия на организм человека. В упражнениях сочетаются растяжки, делающие ваши мышцы пластичными и готовыми к большим физическим нагрузкам, изометрические напряжения (наиболее эффективны для развития мышечной выносливости), глубокий массаж суставов и внутренних органов (во много раз превосходящий по действенности обычный классический массаж). Дыхательные упражнения усиливают эффект действия асан, оптимизируя работу всех важнейших систем организма - нервной, сердечно-сосудистой, системы крови, дыхательной, эндокринной, опорнодвигательной, пищеварительной, мочеполовой [2, 8].

В таблицах 1-2 представлены результаты морфологических показателей обучающихся контрольной и экспериментальной групп.

Для оценки динамики морфологических изменений в ходе проведения педагогического эксперимента нами применялись антропометрические методы исследования (масса тела, длина тела, измерение объемов). Измерение тотальных размеров тела проводилось по общепринятой антропометрической методике.

В таблице 1 представлены результаты физического развития детей старшего школьного возраста контрольной и экспериментальной групп. Показатели антропометрических исследований показали, что у обследуемых школьники морфологические показатели соответствовали возрастным нормам.

Таблица 1

Показатели физического развития детей старшего школьного возраста экспериментальной и контрольной групп в начале педагогического эксперимента (М±m)

Показатели ЭГ КГ р

Масса тела (кг) 63±1,48 63,2±1,64 >0,05

объём грудной клетки на вдохе (см) 88,8±0,87 89±1,01 >0,05

объём грудной клетки на выдохе (см) 81,4±0,72 81,6±0,69 >0,05

Экскурсия грудной клетки (см) 7,4±0,46 7,4±0,67 >0,05

Обьем талии (см) 80,6±0,76 80±0,68 >0,05

Примечание:

ЭГ - экспериментальная группа;

КГ - контрольная группа;

р - достоверность различий между группами;

М - среднее арифметическое значение признака;

т - ошибка среднего арифметического значения.

Из полученных результатов видно, что достоверно значимых различий в показателях не выявлено, что доказывает однородность выборки, данное обстоятельство позволяет нам проведение сравнительного педагогического эксперимента.

Представленные результаты в таблице 2 показывают, что после использования в учебном процессе разработанного комплекса упражнений в экспериментальной группе в исследуемых показателях выявлены достоверно значимые различия.

Таблица 2

Показатели физического развития детей старшего школьного возраста экспериментальной и контрольной групп на после проведения педагогического эксперимента (М±m)

Показатели ЭГ КГ р

Масса тела (кг) 65,4±2,45 64,2±1,47 >0,05

объём грудной клетки на вдохе (см) 96,6±1,23 94,6±1,23 <0,05

объём грудной клетки на выдохе (см) 89,0±1,24 87,8±1,34 <0,05

Экскурсия грудной клетки 7,6±0,31 6,8±0,78 <0,05

Обьем талии (см) 84,6±0,79 84,2±0,95 >0,05

Примечание:

ЭГ - экспериментальная группа; КГ - контрольная группа; р - достоверность различий между группами; М - среднее арифметическое значение признака; т - ошибка среднего арифметического значения.

Внутригрупповой анализ полученных данных в контрольной группе показал, что статистически достоверных изменений в исследуемых показателях не обнаружено.

Результаты измерения массы тела в начале эксперимента составили - 63±1,48 кг, и после внедрения в учебный процесс старших школьников разработанного комплекса упражнений - 65,4±2,45 кг (р<0,05).

Измерения объема грудной клетки при вдохе в начале эксперимента показали следующие результаты -88,8±0,87 см и 96,6±1,23 см (р<0,05) в конце педагогического эксперимента.

Также статистически достоверные изменения установлены при измерении объема грудной клетки при выдохе, так в начале эксперимента этот показать был - 81,4±0,72 см и в конце эксперимента - 89,0±1,24 см (р<0,05).

Экскурсия грудной клетки в начале эксперимента у школьников ЭГ составила 7,4±0,46 см и в конце эксперимента - 7,6±0,31 см при р<0,05.

Статистически значимые изменения наблюдаются и в показателях «объем талии», так в начале эксперимента данный показатель составил - 80,6±0,76 см, в конце эксперимента - 84,6±0,79 см (р<0,05).

Полученные результаты показали, что под воздействием предложенного комплекса упражнений анаэробной направленности произошли достоверно значимые изменений практически всех морфологических показателей.

Масса тела изменений не претерпела, межгрупповых различий не обнаружено: в ЭГ - 65,4±2,45, КГ- 64,2±1,47 (р>0,05).

Результаты измерения объема грудной клетки на вдохе имели межгрупповые статистически значимые различия в ЭГ - 96,6±1,23 см и в КГ - 94,6±1,23 см при достоверности р<0,05. Объем грудной клетки на выдохе также имел межгрупповые различия так в экспериментальной группе данный показатель был -89,0±1,24 см и в контрольной группе - 87,8±1,34 см (р<0,05).

Экскурсия грудной клетки так же имела межгрупповые различия. В конце эксперимента в экспериментальной группе данный показ ель составил - 7,6±0,31 см, в контрольной - 6,8±0,78 см (р<0,05).

Результаты измерения объема талии не выявили статистически значимых различий. В ЭГ данный показатель был - 84,6±0,79 см и в КГ - 84,2±0,95 (р>0,05).

Таким образом, экспериментальным путем установлено, что в группе детей старшего школьного возраста, где применялся разработанный комплекс произошло достоверно значимое изменение морфологических показателей. Полученные доказывают эффективность применения разработанного комплекса упражнений анаэробной направленности с целью повышения уровня физического развития.

Выводы. В процессе исследования было выявлено, что для повышения морфофункциональных показателей детей старшего школьного возраста целесообразно применять в учебном процессе разработанные комплексы упражнений анаэробной направленности.

По результатам межгруппового анализа было выявлено, что разработанные комплексы упражнений является эффективными при формировании морфологических параметров детей старшего школьного возраста. Статистически значимые различия произошли в показателях: объём грудной клетки на вдохе и на выдохе, экскурсия грудной клетки, полученные данные свидетельствуют об эффективности разработанного комплекс упражнений.

Литература:

1. Баранов А.А., Кучма В.Р., Скоблина Н.А. Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий. М., 2008. 216 с.

2. Баранов А.А., Щеплягина Л.А. Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы). М., 2006. 416 с.

3. Безруких М.М. Система школьного обучения и здоровье учащихся: Тез. докл. Образование и здоровье, IV Всерос.научно-практич. конф. - Калуга, 1998. - С. 30-31.

4. Бусел Л.А., Циркин В.И. Индексы физического развития детей 3-7 лет как критерии оценки влияния факторов окружающей среды // Соврем. наукоемкие технологии. 2006. № 4. С. 39.

5. Влияние факторов среды на процессы роста и развития у человека / Е.З. Година, Л.В. Задорожная, И.А. Хомякова и др. // Этнос и среда обитания. Т. 2. Сборник этноэкологических исследований к 85-летию В.И. Козлова / под ред. Н.И. Григулевич, Н.А. Дубовой, А.Н. Ямскова. М., 2009. С. 186-210.

6. Гигиеническая оценка влияния средовых факторов на функциональные показатели школьников / В.Р. Кучма, О.Ю. Милушкина, Н.А. Бокарева и др. // Гигиена и санитария. 2013. № 5. С. 91-94.

7. Головина Н.А., Малафеева С.Н. Здоровьеформирующий подход к учащимся младших классов в процессе обучения в школе // Пед. образование в России. 2011. № 5. С. 142-147.

8. Халфина Р.Р., Шаяхметова Э.Ш., Данилов А.В. Физиологические особенности двигательной активности (учебное пособие) // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 3-2. С. 170.

Психология

УДК: 159.9

кандидат психологических наук, доцент Басалаева Наталья Владимировна

Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); кандидат педагогических наук, доцент Захарова Татьяна Вячеславовна

Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)

МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ: ДИАГНОСТИКА И

ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ РАЗВИТИЯ

Аннотация. В статье на основе анализа психолого-педагогической литературы описана специфика работы педагога-психолога в условиях введения ФГОС; описана знaчимoсть мотивaционного компонeнтa в стрyктуре готовности к обучению первоклассников, раскрыты группы мотивов и проанализированы задачи, формы организации учебного процесса с первоклассниками в связи с введением ФГОС НОО.

Ключевые слова: мотивационная готовность, мотивация, психолого-педагогическое сопровождение, психологические особенности первоклассников.

Annоtation. In article on the basis of the analysis of psychological and pedagogical literature describes the specifics of the psychologist in the conditions of introduction of fgos; described the significance of motivational

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.