Научная статья на тему 'Особенности физической подготовленности юношей'

Особенности физической подготовленности юношей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
719
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮНОШИ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / BOYS / PHYSICAL FITNESS / PHYSICAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Данилов Евгений Викторович, Огуречников Денис Георгиевич, Ягудин Денис Радикович

Обеспечение оптимального уровня физических качеств, необходимых подросткам является одной из главных задач, которые необходимо решать в процессе физического воспитания. Развитие физических качеств подчиняется общим биологическим возрастным закономерностям, которые зависят от половой принадлежности, генетических факторов и состояния здоровья, а также от развития основных двигательных способностей. Приоритетной задачей физического воспитания является обеспечение процесса овладения необходимым объемом физической подготовленности, который направлен на формирование здоровья и здорового образа жизни. Ежедневные умственные нагрузки, повышение уровня гиподинамии, снижение функциональных возможностей приводит к тому, что только каждый седьмой ребенок имеет оптимальный уровень двигательной активности. В процессе нашего исследования было выявлено, что для повышения уровня физической подготовленности детей старшего школьного возраста целесообразно применять составленные комплексы упражнений с применением скакалки. В процессе исследования было выявлено, что в течение учебного года произошли положительные сдвиги по всем рассматриваемым тестам у юношей. Однако, статистически достоверные изменения отмечены у юношей в беге на 100м. (Р<0,05) и прыжки в длину с места (Р<0,05) и наклон туловища из положения сидя (р<0,05), полученные результаты свидетельствует об эффективности разработанных комплексов упражнений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Данилов Евгений Викторович, Огуречников Денис Георгиевич, Ягудин Денис Радикович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF PHYSICAL FITNESS OF BOYS

Ensuring the optimal level of physical qualities necessary for adolescents is one of the main tasks that must be addressed in the process of physical education. The development of physical qualities is subject to General biological age patterns, which depend on gender, genetic factors and health, as well as the development of basic motor abilities. The priority task of physical education is to ensure the process of mastering the necessary amount of physical fitness, which is aimed at the formation of health and healthy lifestyle. Daily mental stress, increasing levels of physical inactivity, reduced functionality leads to the fact that only every seventh child has an optimal level of physical activity. In the course of our study, it was found that to improve the level of physical fitness of children of senior school age, it is advisable to use compiled sets of exercises with the use of a rope. During the study it was found that during the school year there were positive changes in all the tests in young men. However, statistically significant changes were observed in boys in the 100m race. (P<0.05) and long jumps from the place (P<0.05) and torso tilt from the sitting position (p<0.05), the results obtained indicate the effectiveness of the developed exercise complexes.

Текст научной работы на тему «Особенности физической подготовленности юношей»

Полученные результаты показали, что под воздействием предложенного комплекса упражнений анаэробной направленности произошли достоверно значимые изменений практически всех морфологических показателей.

Межгрупповой анализ полученных данных показал, что рост в экспериментальной группе составил 178,2±1,42, в контрольной - 176,3±1,21 (р<0,05).

Масса тела изменений не претерпела, межгрупповых различий не обнаружено: в ЭГ - 65,4±2,45, КГ- 64,2±1,47 (р>0,05).

Результаты измерения объема грудной клетки на вдохе имели межгрупповые статистически значимые различия в ЭГ - 96,6±1,23 см и в КГ - 94,6±1,23 см при достоверности р<0,05. Объем грудной клетки на выдохе также имел межгрупповые различия так в экспериментальной группе данный показатель был -89,0±1,24 см и в контрольной группе - 87,8±1,34 см (р<0,05).

Экскурсия грудной клетки так же имела межгрупповые различия. В конце эксперимента в экспериментальной группе данный показ ель составил - 7,6±0,31 см, в контрольной - 6,8±0,78 см (р<0,05).

Результаты измерения объема талии не выявили статистически значимых различий. В ЭГ данный показатель был - 84,6±0,79 см и в КГ - 84,2±0,95 (р>0,05).

Таким образом, экспериментальным путем установлено, что в группе детей старшего школьного возраста, где применялся разработанный комплекс произошло достоверно значимое изменение морфологических показателей. Полученные доказывают эффективность применения разработанного комплекса упражнений анаэробной направленности с целью повышения уровня физического развития.

Выводы. По результатам межгруппового анализа было выявлено, что разработанные комплексы упражнений является эффективными при формировании морфологических параметров детей старшего школьного возраста. Статистически значимые различия произошли в показателях: рост, объём грудной клетки на вдохе и на выдохе, экскурсия грудной клетки, полученные данные свидетельствуют об эффективности разработанного комплекс упражнений.

Литература:

1. Данилова Н.Н. Психофизиология. - М.: Аспект Пресс, 1998. - 373 с.

2. Дубровинская А.Н. Нейрофизиологические механизмы внимания. - Л.: Наука, 1985. - 144 с.

3. Корсаков А.В. Комплексная эколого-гигиеническая оценка изменений состава среды как фактора риска для здоровья населения: автореф. дис. ... д-ра биол. наук. Брянск, 2012. 47 с.

4. Халфина Р.Р., Шаяхметова Э.Ш., Данилов А.В. Физиологические особенности двигательной активности (учебное пособие) // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 3-2. С. 170.

Педагогика

УДК 371.7

кандидат биологических наук, доцент Данилов Евгений Викторович

ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа);

преподаватель Огуречников Денис Георгиевич

ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» (г. Уфа);

преподаватель Ягудин Денис Радикович

ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» (г. Уфа)

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНОШЕЙ

Аннотация. Обеспечение оптимального уровня физических качеств, необходимых подросткам является одной из главных задач, которые необходимо решать в процессе физического воспитания. Развитие физических качеств подчиняется общим биологическим возрастным закономерностям, которые зависят от половой принадлежности, генетических факторов и состояния здоровья, а также от развития основных двигательных способностей. Приоритетной задачей физического воспитания является обеспечение процесса овладения необходимым объемом физической подготовленности, который направлен на формирование здоровья и здорового образа жизни. Ежедневные умственные нагрузки, повышение уровня гиподинамии, снижение функциональных возможностей приводит к тому, что только каждый седьмой ребенок имеет оптимальный уровень двигательной активности.

В процессе нашего исследования было выявлено, что для повышения уровня физической подготовленности детей старшего школьного возраста целесообразно применять составленные комплексы упражнений с применением скакалки.

В процессе исследования было выявлено, что в течение учебного года произошли положительные сдвиги по всем рассматриваемым тестам у юношей. Однако, статистически достоверные изменения отмечены у юношей в беге на 100м. (Р<0,05) и прыжки в длину с места (Р<0,05) и наклон туловища из положения сидя (р<0,05), полученные результаты свидетельствует об эффективности разработанных комплексов упражнений.

Ключевые слова: юноши, физическая подготовленность, физическое развитие.

Annotation. Ensuring the optimal level of physical qualities necessary for adolescents is one of the main tasks that must be addressed in the process of physical education. The development of physical qualities is subject to General biological age patterns, which depend on gender, genetic factors and health, as well as the development of basic motor abilities. The priority task of physical education is to ensure the process of mastering the necessary amount of physical fitness, which is aimed at the formation of health and healthy lifestyle. Daily mental stress, increasing levels of physical inactivity, reduced functionality leads to the fact that only every seventh child has an optimal level of physical activity.

In the course of our study, it was found that to improve the level of physical fitness of children of senior school age, it is advisable to use compiled sets of exercises with the use of a rope.

During the study it was found that during the school year there were positive changes in all the tests in young men. However, statistically significant changes were observed in boys in the 100m race. (P<0.05) and long jumps from the place (P<0.05) and torso tilt from the sitting position (p<0.05), the results obtained indicate the effectiveness of the developed exercise complexes.

Keywords: boys, physical fitness, physical development.

Введение. Состояние здоровья школьников к началу 21 в. в современных условиях образа жизни, воспитания и обучения приобрело негативную тенденцию к ухудшению за счет роста распространенности хронических заболеваний. Задача сохранения и укрепления здоровья 13,5 млн. учащихся общеобразовательных учреждений обозначена поэтому важнейшим стратегическим приоритетом деятельности Правительства РФ («Концепция государственной политики в области охраны здоровья детей», 2009; ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29. 12.2012 г.). Государственная политика охраны здоровья детей направлена на преодоление основного современного недостатка, заключающегося в том, что задачи по охране здоровья детей по сути своей являющиеся межотраслевыми (т.е. общегосударственными), до настоящего времени решались преимущественно в рамках здравоохранения и поэтому не обеспечили необходимый эффект [5].

Отмечается, что среди причин, влияющих на состояние здоровья школьников, 21-27% составляют факторы внутришкольной среды (Г.Г. Онищенко, 2005). В последнее время в образовательной системе наблюдается интенсификация учебного процесса, появление школ нового типа, классов с различным уровнем учебной нагрузки, что не всегда может способствовать нормальной адаптации к учебной деятельности и сохранению здоровья учащихся [1, 3].

Цель исследования: определить эффективность разработанного комплекса упражнений, направленного на повышение физической подготовленности детей старшего школьного возраста.

Организация и методы исследования. В исследовании принимали участие 20 юношей в возрасте 15-16 лет, учащиеся 8-9 классов общеобразовательной школы, из которых было сформировано две группы: первая группа (n=10) - контрольная (КГ) и вторая (n=10) - экспериментальная (ЭГ). Формирующий педагогический эксперимент проводился с целью определения эффективности разработанного комплекса упражнений, направленного на повышение уровня физической подготовленности детей старшего школьного возраста. Эксперимент позволил показать положительное влияние упражнений со скакалкой на уровень физической подготовленности детей старшего школьного возраста. Результаты, полученные в начале и в конце эксперимента в одной и той же группе, считаются зависимыми.

Для тестирования было использовано пять тестов, отражающих уровень развития физических качеств школьников:

- бег на 100 м;

- 6 минутный бег (м);

- прыжок в длину с места;

- наклон вперед из положения сидя (см)

- подтягивание на перекладине (кол-во раз).

Изложение основного материала статьи. Особенности методики физического воспитания. В старшем школьном возрасте уроки физической культуры с юношами и девушками проводятся раздельно. Анатомо-физиологические и психические особенности юношей и девушек требуют различного подхода к организации занятий, подбору средств и методов обучения двигательным действиям и воспитанию физических качеств, к дозировке физической нагрузки [6].

Функциональные возможности для осуществления интенсивной и длительной работы у юношей выше, чем у девушек. Физические нагрузки они переносят лучше при относительно меньшей частоте пульса и большем повышении кровяного давления. Период восстановления этих показателей до исходного уровня у юношей короче, чем у девушек [6].

При организации занятий с юношами надо помнить, что они должны быть готовы к службе в армии. Поэтому с ними следует предусмотреть занятия на местности, в нестандартных условиях, с различными помехами, в условиях дефицита времени, при максимальных физических и волевых нагрузках.

В старшем школьном возрасте в первую очередь следует уделить внимание развитию силовых и скоростно-силовых возможностей, различным видам выносливости. Среди координационных способностей особое внимание необходимо обратить на воспитание быстроты перестроения и согласование двигательных действий, способности произвольно расслаблять мышцы и вестибулярной устойчивости.

На занятиях со старшеклассниками увеличивается доля упражнений сопряженного воздействия на кондиционные и координационные способности, а также упражнений, при которых одновременно закрепляются и совершенствуются двигательные навыки и физические качества.

Интенсификация обучения в этом возрасте идет по пути усиления тренировочной направленности уроков. Доля игрового метода сокращается, а соревновательного — увеличивается.

В работе со старшеклассниками рекомендуется шире, чем в предыдущих возрастах, применять метод индивидуальных заданий, дополнительных упражнений, заданий по овладению двигательными действиями, развитию физических способностей с учетом типа телосложения, наклонностей, физической и технико-тактической подготовленности [5].

Прохождение и освоение учебного материала должно осуществляться в логической последовательности, в системе взаимосвязанных уроков.

В начале учебного года был проведён входной контроль уровня физической подготовленности у детей старшего школьного возраста, это позволило определить исходный уровень развития физических качеств в начале педагогического эксперимента.

В таблицах 1-2 представлена динамика уровня физической подготовленности школьников 10 класса контрольной и экспериментальной групп.

Таблица 1

Уровень физической подготовленности школьников 10 класса в начале педагогического

эксперимента (п=20)

Контрольное тестирование КГ ЭГ р

Бег на 100 м (сек) 13,75± 0,1 13,79±0,1 >0,05

6 минутный бег (м) 1374,9±13,4 1383,2±13,7 >0,05

Прыжок в длину с места (см) 230± 3,2 232,2±3,7 >0,05

Наклон вперед из положения сидя (см) 13,1± 1,18 13,1±1,2 >0,05

Подтягивание (кол-во раз) 9,2±0,3 9,5±0,3 >0,05

Как видно из представленных в таблице результатов межгрупповых различий в проявлении физических качеств, отражающих общий уровень физической подготовленности школьников контрольной и экспериментальной групп не выявлено. Так как достоверно значимых различий в уровне физической подготовленности нами не было выявлено, данное обстоятельство позволило нам провести сравнительный педагогический эксперимент с применением разработанного комплекса упражнений.

В таблице 2 представлены результаты, отражающие уровень физической подготовленности детей старшего школьного возраста в конце педагогического эксперимента.

Таблица 2

Уровень физической подготовленности школьников 10 класса в конце педагогического

эксперимента (п=20)

Контрольное тестирование КГ ЭГ р

Бег на 100 м (сек) 13,6± 0,1 13,28±0,2 <0,05

6 минутный бег (м) 1397,7±12,8 1408,2±13,7 >0,05

Прыжок в длину с места (см) 233,4±2,11 236,1±1,54 <0,05

Наклон вперед из положения сидя (см) 13,0±0,2 14,5±0,3 <0,05

Подтягивание (кол-во раз) 9,4±1,2 9,5±1,0 >0,05

Из полученных результатов видно, что в экспериментальной группе, где применялся разработанный комплекс упражнений, произошли достоверные изменения уровня физической подготовленности, в то время как в контрольной группе внутригрупповых статистически значимых различий не выявлено.

Межгрупповой статистический анализ показал, что после внедрения в учебный процесс экспериментальной группы разработанного комплекса упражнений выявлены достоверно значимые различия в показателях отражающих скоростные, скоростно-силовые качества и гибкость:

- бег на 100 м (сек);

- прыжок в длину с места (см);

- наклон вперед из положения сидя (см).

В начале проведения педагогического эксперимента ученики экспериментальной группы показали 13,79±0,1 сек, по окончании эксперимента 13,28±0,2 сек (р<0,05).

Динамика прыжка в длину с места была такова - при первоначальном тестировании юноши показали следующие результаты 232,2±3,7 см, после внедрения в учебный процесс разработанного комплекса упражнений - 236,1±1,54 см (р<0,05).

Результаты контрольного упражнения «наклон вперед из положения сидя» в начале эксперимента -13,1±0,2 см и 13,5±0,3 см (р<0,05)в конце педагогического эксперимента.

Выводы: таким образом, экспериментальным путем доказана эффективность разработанного комплекса упражнений, направленного на повышение уровня физической подготовленности детей старшего школьного возраста.

Установлено, что в старшем школьном возрасте завершается процесс полового созревания, темпы роста постепенно замедляются, а гормональный фон постепенно стабилизируется. Основной вид когнитивной деятельности - формирование познавательной сферы. Учебная программа по дисциплине «Физическая культура» у детей старшего школьного возраста весьма насыщенна и разнообразна (гимнастические и акробатические упражнения, легкоатлетические упражнения, лыжная подготовка, спортивные игры). Уровень физического развития в детском возрасте является одним из объективных показателей состояния здоровья. Физическое развитие является лабильным показателем, который легко изменяется под воздействием разнообразных неблагоприятных факторов, особенно условий окружающей среды.

На основе полученных результатов, был разработан комплекс упражнений, направленный на повышение уровня физической подготовленности школьников с использованием скакалки.

В процессе исследования было выявлено, что для повышения уровня физической подготовленности детей старшего школьного возраста целесообразно применять составленные комплексы упражнений с применением скакалки.

В процессе исследования было выявлено, что в течение учебного года произошли положительные сдвиги по всем рассматриваемым тестам у юношей. Однако, статистически достоверные изменения отмечены у

юношей в беге на 100м. (Р<0,05) и прыжки в длину с места (Р<0,05) и наклон туловища из положения сидя (р<0,05), полученные результаты свидетельствует об эффективности разработанных комплексов упражнений.

Литература:

1. Давыдов В.Ю. Методика проведения общероссийского мониторинга физического развития и физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ, ссузов, вузов: учеб.-метод. пособие / В.Ю. Давыдов, А.И. Шамардин. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004. - 92 с.

2. Ляпин В.А. Комплесная оценка потерь здоровья детей и подростков на территории крупного промышленного центра: учеб.-метод. пособие. - Омск: М-во здравоохр. Омск. Обл., 2007. - 96 с.

3. Ляпин В.А. Потери здоровья детского населения в промышленном центре Западно-Сибирского региона / В.А. Ляпин, Н.В. Дедюлина // Сибирь-Восток. - 2005. - № 5(89). - С. 13-15.

4. Ляпин В.А. Физическое здоровье детей крупного промышленного центра нефтехимической промышленности // Сибирь-Восток. - 2003. - № 4. - С. 18-20.

5. Флянку И.П., Салова Ю.П., Приешкина А.Н., Павлов Г.К. Характеристика физической подготовленности школьников 12-14 лет // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 1-9. - С. 1950-1954

6. Халфина Р.Р., Шаяхметова Э.Ш., Данилов А.В. Физиологические особенности двигательной активности (учебное пособие) // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 3-2. С. 170.

Педагогика

УДК: 371.71

кандидат медицинских наук, доцент Долгушина Наталья Александровна

ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск); кандидат педагогических наук, доцент Тугулева Галина Витальевна

ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск); кандидат педагогических наук, доцент Чигинцева Елена Геннадьевна

ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск)

ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗРАСТНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ДЕТЕЙ ПРОМЫШЛЕННОГО ГОРОДА

Аннотация. В статье представлен анализ показателей здоровья и физического развития детей, проживающих в городе Магнитогорске, в зависимости от возраста. Показано, что с увеличением возраста детей происходит снижение числа здоровых детей, увеличивается количество детей, имеющих хронические заболевания. При оценке структуры заболеваемости детей выявлено следующее: первое ранговое место занимают болезни опорно-двигательного аппарата, второе - заболевания ЛОР-органов, третье - заболевания сердечно-сосудистой системы. Во всех возрастных группах основная масса детей имеет нормальное физическое развитие. С увеличением возраста происходит снижение лиц с гармоничным физическим развитием и, наоборот, повышение процента детей с дисгармоничным физическим развитием за счёт увеличения числа детей с избыточной массой тела и высоким ростом. Изучение адаптационных возможностей организма детей выявило наличие у большинства дошкольников и школьников удовлетворительного уровня адаптации, при этом были выявлены более низкие адаптационные возможности организма у детей школьного возраста.

Ключевые слова: показатели оценки здоровья, заболеваемость, физическое развитие, дети дошкольного и школьного возраста, группа здоровья, адаптационные возможности организма.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Annоtation. The article analyzes the health indicators of children living in Magnitogorsk, depending on their age. It is shown that with increasing age of children there is a decrease in the number of healthy children, increasing the number of children with chronic diseases. In assessing the structure of morbidity in children revealed the following: the first ranking place is occupied by diseases of the musculoskeletal system, the second-diseases of ENT organs, the third - diseases of the cardiovascular system. In all age groups, the majority of children have normal physical development. With the increase in age, there is a decrease in persons with harmonious physical development and, conversely, an increase in the percentage of children with disharmonic physical development by increasing the number of children with overweight and high growth. The research of adaptive capacity of the organism of children revealed presence at most of preschool children and school students of satisfactory level of adaptation, at the same time lower adaptation opportunities of an organism at children of school age were revealed.

Keywords: indicators of health assessment, morbidity, physical development, children of preschool and school age, group of health, adaptive capacity of the organism.

Введение. Одной из задач федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования является: охрана и укрепление физического и психического здоровья, в том числе их эмоционального благополучия. Одним из требований реализации основной образовательной программы ФГОС начального образования выступает пробуждение в детях заинтересованного отношения к собственному здоровью путем соблюдения правил здорового образа жизни и формирование негативного отношения к факторам риска здоровью детей. А основная задача реализации предметной области «Физическая культура» - формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни. В настоящее время в Российской Федерации по данным официальной статистики отмечается ухудшение состояние здоровья детей и подростков: наблюдается увеличение заболеваемости и инвалидности детей, снижение количества детей с гармоничным физическим развитием, что во многом определяется воздействием неблагоприятных факторов окружающей среды.

В исследованиях Р.М. Баевского, А.П. Берсенёвой доказано, что организм детей при изменении факторов внешней и внутренней среды стремится обеспечить оптимальные условия своего существования на основе поддержания жизненно важных констант в определенных пределах благодаря сложным механизмам регуляции [1]. Вместе с тем, в настоящее время недостаточно данных о характере функционирования физиологических систем организма лиц, проживающих в промышленных городах, практически неизученными остаются вопросы влияния химических веществ промышленного характера на адаптационные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.