7. Долевец С. Н. Об иерархии прецедентных феноменов в сознании языковой личности / с. Н. Долевец // Известия УрГПУ. Лингвистика. - Екатеринбург, 2005. - №16. - С. 145-149.
8. Емельянова Н.А., Воронина Е.А. Из опыта интегративного обучения навыкам межкультурной коммуникации в контексте подготовку современного специалиста [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2016. №. 4. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/282/283
9. Земская Е. А. Цитация и способы ее трансформации в заголовках современных газет / Е. А. Земская // Поэтика. Стилистика. Язык и культура. Памяти Т. Г. Винокур. - М.: Наука, 1996. - С. 157-168.
10. Караулов Ю. Н. Роль прецедентных текстов в структуре и функционировании языковой личности / Ю. Н. Караулов // Научные традиции и новые направления в преподавании русского языка и литературы. -М.: Наука, 1986. - С. 105-125.
11. Красных В. В. Когнитивная база и прецедентные феномены в системе других единиц и коммуникации / В. В. Красных, Д. Б. Гудков, И. В. Захаренко, Д. В. Багаева // Вестник МГУ. - 1997. - №3. -С. 62-75.
12. Красных В.В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? М.: Гнозис, 2003. - 375 с.
13. Красных В. В. Этнолингвистика и лингвокультурология / В. В. Красных. - М.: ИТДК «Гнозис», 2002. - 284 с.
14. Кушнерук С. Л. Сопоставительное исследование прецедентных имен в российской и американской рекламе: автореф. дис. ... канд. филол. наук / с. Л. Кушнерук. - Челябинск, 2006. - 22 с.
15. Лаенко Л. В. Пословица есть прецедентное высказывание? / Л. В. Лаенко // Феномен прецедентности и преемственность культур / под общ. ред.: Л. И. Гришаевой, М. К Поповой, В. Т. Титова. -Воронеж: Воронежский государственный уни- верситет, 2004. - С. 127-134.
16. Милосердова Е. В. Языковая личность в свете прецедентных высказываний / Е. В. Милосердова // Феномен прецедентности и преемственность культур / под общ. ред.: Л. И. Гришаевой, М. К Поповой, В. Т. Титова. - Воронеж: Воронежский государственный университет, 2004. - С. 140-148.
17. Нахимова Е. А. Прецедентные имена в массовой коммуникации / Е. А. Нахимова: монография. -Екатеринбург: УрГПУ, 2007. - 207 с.
18. Осокина Н.К., Конышева Ю.Р. Компенсаторные стратегии в понимании прецедентных фактов в текстах на слух // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. -Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2017. - Вып. 57. - Ч. 11. С. - 376
19. Плехов А. Н. Психологические условия развития вторичной языковой личности преподавателя-лингвиста: дисс. канд. психол. наук / А. Н. Плехов. - Нижний Новгород, 2007. - 210 с.
20. Слышкин Г. Г. Лингвокультурные концепты и метаконцепты: автореф. дис. ... д-ра филол. наук / Г. Г. Слышкин. - Волгоград, 2004. - 40 с.
21. Слышкин Г.Г. От текста к символу: лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе. М., 2000. - 128 с.
22. Супрун А. Е. Текстовые реминисценции как языковое явление / А. Е. Супрун // Вопросы языкознания. - 1995. - №6. - С. 17-29.
23. Trager G.& Hall E. Culture as Communication: A Model and Analysis // Explorations: Studies in Culture and Communication. 1954. 3. P. 137-149.
24. Thomas D.C., Stahl G., Ravlin E.C., Poelmans S., Pekerti A., Maznevski M., Lazarova M.B., Elron E., Ekelund B.Z., Cerdin J.L., Brislin R., Aycan Z., & Au K. Cultural intelligence: Domain and assessment // International Journal of Cross-Cultural Management. 2008. 8. P. 123-143.
Педагогика
УДК 371.7
кандидат биологических наук, доцент Данилов Александр Викторович
ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа);
преподаватель Огуречников Денис Георгиевич
ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» (г. Уфа);
преподаватель Махмутов Ильдар Салаватович
ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» (г. Уфа)
ОСОБЕННОСТИ ДИНАМИКИ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
У ЮНОШЕЙ 15-16 ЛЕТ
Аннотация. Установлено, что в старшем школьном возрасте происходят основные морфофункциональные изменения и физические изменения. В данный период проходит первая стадия полового созревания, которая также имеет огромное влияние на морфофункциональные показатели как юношей, так и девушек данного возраста. Основным способом измерения морфологических изменений является антропометрия. Измерение массы тела, длины тела, и других продольных и поперечных размеров тела позволяют оценить степень развития школьников разного возраста.
Для определения морфологических изменений детей старшего школьного возраста исследовались основные параметры: рост, масса тела, объем грудной клетки на вдохе и на выдохе, экскурсия грудной клетки, объем талии.
Был разработан комплекс упражнений анаэробной направленности, для повышения морфофункциональных показателей детей старшего школьного возраста.
В процессе исследования было выявлено, что для повышения морфофункциональных показателей детей старшего школьного возраста целесообразно применять в учебном процессе разработанные комплексы упражнений анаэробной направленности.
Ключевые слова: юноши, морфологические показатели, физическое развитие.
Annotation. It is established that in the senior school age there are the main morphofunctional changes and physical changes. In this period is the first stage of puberty, which also has a huge influence on morpho-functional indicators of boys and girls of this age. The main way to measure morphological changes is anthropometry.
Measurement of body weight, body length, and other longitudinal and transverse dimensions of the body allow to estimate the degree of development of schoolchildren of different ages.
To determine the morphological changes of older school-age children, the main parameters were studied: height, body weight, chest volume during inhalation and exhalation, chest excursion, waist volume.
Was developed a set of exercises anaerobic focus, to enhance morphological and functional performance of children of secondary school age.
In the course of research it was revealed that for increase of morphofunctional indicators of children of the senior school age it is expedient to apply the developed complexes of exercises of anaerobic orientation in educational process.
Keywords: Boys, morphological indicators, physical development.
Введение. Подростковый возраст характеризуется активным ростом и развитием ребенка. В этот период наблюдаются интенсивные морфофункциональные перестройки в ответ на комплекс часто меняющихся условий, среди которых большое значение имеют особенности учебной деятельности и школьной среды [3]. То, насколько организм ребенка адекватно на них реагирует, определяет качество его последующей жизни [1]. В ответ на учебную деятельность в организме ребенка запускаются адаптационные механизмы как способ поддержания гомеостаза, которые ведут к изменениям в деятельности различных функциональных систем организма. Обычно эти изменения являются функциональными и не приводят к патологическим процессам.
Любое отклонение в течение физического развития указывает на дисгармоничность, которая может вести к донозологическим состояниям. Необходимость определения адаптационных возможностей особенно актуальна для школьников, так как они подвергаются постоянным учебным нагрузкам на протяжении многих лет. Это становится особенно актуальным в настоящее время, когда необходимость в получении качественного образования требует от детей напряжения внутренних ресурсов и сил для интенсивной учебной деятельности [2].
Цель исследования: определить эффективность разработанного комплекса упражнений, направленного на повышение морфофункциональных показателей детей старшего школьного возраста.
Организация и методы исследования. В исследовании принимали участие 20 мальчиков 15-16 лет, из которых было сформировано две группы: первая группа (n=10) - контрольная (КГ) и вторая (n=10) -экспериментальная (ЭГ).
Контрольные тестирования. Длина тела (см), масса тела (кг), объём грудной клетки на вдохе (см), объём грудной клетки на выдохе (см), экскурсия грудной клетки (см) - разница между объемом грудной клетки на вдохе и на выдохе, обьем талии (см). В ЭГ применялся комплекс упражнений анаэробной гимнастики состоит из поз тела (асан) в сочетании со специальной техникой дыхания и концентрации.
Изложение основного материала исследования. Согласно данным А.А. Баранова, школьники старшего возраста проходят два периода: подростковый период, который длится в течение 3 лет, у девочек начинается в 12-15 лет, а у мальчиков — в 13-16 лет. Подростковым периодом принято считать промежуток от начала полового созревания до момента, когда организм способен к репродуктивной функции, такой период также называют переходным — пубертатным. Юношеский возраст соответствует у девушек периоду 16-20 лет, у мальчиков — с 17 лет до 21 года [1].
Формирование основных морфофункциональных структур организма подростков совпадает с периодом обучения в школе, и от того, как будут учитываться адаптационные возможности организма, зависит его становление и физическое развитие [5]. Приспособление к постоянно возрастающему набору требований, выдвигаемых к ученикам средней и старшей школы, протекает в критические для них периоды жизни, во время которых происходит становление физиологической зрелости организма. При этом наиболее чувствительной является сердечно-сосудистая система (ССС). Интенсификация учебного процесса наряду с использованием различных современных педагогических инноваций и нововведений, высокий объем учебных и внеучебных нагрузок, недостаток времени для усвоения полученной информации приводят к увеличению стрессогенного воздействия и развитию напряжения регуляторных механизмов с уменьшением адаптационных резервов. В долгосрочной перспективе, по их мнению, указанные изменения могут вызвать срыв адаптации организма и определяться как донозологическое состояние, которое характеризуется более высоким напряжением регуляторных систем. Это, в свою очередь, ведет к повышенному расходу функциональных резервов организма, благодаря которым уровень здоровья удерживается в рамках нормы [4]. Процесс непрерывного приспособления организма к условиям окружающей среды, по мнению некоторых авторов [1, 4], является результатом его адаптационных возможностей. При этом чем выше адаптационные возможности организма, тем лучше проходят приспособительные реакции, которые способствуют предотвращению заболеваний. Во время учебных нагрузок в школе адаптационный процесс протекает на всех уровнях организации организма ребенка. По мнению В.В. Суворова [4] 5-6-часовые занятия неизбежно приводят к сдвигам функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС), а также функционального состояния.
Под термином «физическое развитие» подразумевают динамический процесс изменений размеров тела, его пропорций, телосложения, мышечной силы и работоспособности.
Для обобщенной оценки физического развития ребенка достаточно наблюдения за изменениями четырех основных антропометрических показателей: массы, длины тела, окружности головы и окружности грудной клетки.
Под физическим развитием человека понимают совокупность функциональных и морфологических показателей, характеризующих состояние организма. За основу морфологических изменений (антропометрии) обычно берут три признака: длина тела, обхват груди и масса тела, которые в совокупности называют тотальными размерами тела. Тотальные размеры отражают общий уровень морфологического развития организма, что позволяет суммарно охарактеризовать физическое развитие человека.
Ученые установили существенные различия в скорости физического развития детей и подростков разного пола и возраста, разных этнических и территориальных групп. Для каждой из групп были разработаны стандарты физического развития, которые представляют собой цифровые таблицы — шкалы физического развития.
Для оценки динамики морфологических изменений в ходе проведения педагогического эксперимента нами применялись антропометрические методы исследования (масса тела, длина тела, измерение объемов). Измерение тотальных размеров тела проводилось по общепринятой антропометрической методике.
В таблице 1 представлены результаты физического развития детей старшего школьного возраста контрольной и экспериментальной групп. Показатели антропометрических исследований показали, что у обследуемых школьники морфологические показатели соответствовали возрастным нормам.
Таблица 1
Показатели физического развития детей старшего школьного возраста экспериментальной и контрольной групп в начале педагогического эксперимента (М±m)
Показатели ЭГ КГ р
Рост (см) 177±1,53 175±1,76 >0,05
Масса тела (кг) 63±1,48 63,2±1,64 >0,05
объём грудной клетки на вдохе (см) 88,8±0,87 89±1,01 >0,05
объём грудной клетки на выдохе (см) 81,4±0,72 81,6±0,69 >0,05
Экскурсия грудной клетки (см) 7,4±0,46 7,4±0,67 >0,05
Обьем талии (см) 80,6±0,76 80±0,68 >0,05
Примечание:
ЭГ - экспериментальная группа;
КГ - контрольная группа;
р - достоверность различий между группами;
М - среднее арифметическое значение признака;
т - ошибка среднего арифметического значения.
Из полученных результатов видно, что достоверно значимых различий в показателях не выявлено, что доказывает однородность выборки, данное обстоятельство позволяет нам проведение сравнительного педагогического эксперимента.
Представленные результаты в таблице 2 показывают, что после использования в учебном процессе разработанного комплекса упражнений в экспериментальной группе в исследуемых показателях выявлены достоверно значимые различия.
Таблица 2
Показатели физического развития детей старшего школьного возраста экспериментальной и контрольной групп на после проведения педагогического эксперимента (М±m)
Показатели ЭГ КГ р
Рост (см) 178,2±1,42 176,3±1,21 <0,05
Масса тела (кг) 65,4±2,45 64,2±1,47 >0,05
объём грудной клетки на вдохе (см) 96,6±1,23 94,6±1,23 <0,05
объём грудной клетки на выдохе (см) 89,0±1,24 87,8±1,34 <0,05
Экскурсия грудной клетки 7,6±0,31 6,8±0,78 <0,05
Обьем талии (см) 84,6±0,79 84,2±0,95 >0,05
Примечание:
ЭГ - экспериментальная группа;
КГ - контрольная группа;
р - достоверность различий между группами;
М - среднее арифметическое значение признака;
т - ошибка среднего арифметического значения.
Внутригрупповой анализ полученных данных в контрольной группе показал, что статистически достоверных изменений в исследуемых показателях не обнаружено.
В то время как в экспериментальной группе выявлены внутригрупповые статистически значимые изменения в исследуемых показателях так рост в начале эксперимента составил - 177±1,53 см, по окончании эксперимента - 178,2±1,42 см (р<0,05).
Результаты измерения массы тела в начале эксперимента составили - 63±1,48 кг, и после внедрения в учебный процесс старших школьников разработанного комплекса упражнений - 65,4±2,45 кг (р<0,05).
Измерения объема грудной клетки при вдохе в начале эксперимента показали следующие результаты -88,8±0,87 см и 96,6±1,23 см (р<0,05) в конце педагогического эксперимента.
Также статистически достоверные изменения установлены при измерении объема грудной клетки при выдохе, так в начале эксперимента этот показать был - 81,4±0,72 см и в конце эксперимента - 89,0±1,24 см (р<0,05).
Экскурсия грудной клетки в начале эксперимента у школьников ЭГ составила 7,4±0,46 см и в конце эксперимента - 7,6±0,31 см при р<0,05.
Статистически значимые изменения наблюдаются и в показателях «объем талии», так в начале эксперимента данный показатель составил - 80,6±0,76 см, в конце эксперимента - 84,6±0,79 см (р<0,05).
Полученные результаты показали, что под воздействием предложенного комплекса упражнений анаэробной направленности произошли достоверно значимые изменений практически всех морфологических показателей.
Межгрупповой анализ полученных данных показал, что рост в экспериментальной группе составил 178,2±1,42, в контрольной - 176,3±1,21 (р<0,05).
Масса тела изменений не претерпела, межгрупповых различий не обнаружено: в ЭГ - 65,4±2,45, КГ- 64,2±1,47 (р>0,05).
Результаты измерения объема грудной клетки на вдохе имели межгрупповые статистически значимые различия в ЭГ - 96,6±1,23 см и в КГ - 94,6±1,23 см при достоверности р<0,05. Объем грудной клетки на выдохе также имел межгрупповые различия так в экспериментальной группе данный показатель был -89,0±1,24 см и в контрольной группе - 87,8±1,34 см (р<0,05).
Экскурсия грудной клетки так же имела межгрупповые различия. В конце эксперимента в экспериментальной группе данный показ ель составил - 7,6±0,31 см, в контрольной - 6,8±0,78 см (р<0,05).
Результаты измерения объема талии не выявили статистически значимых различий. В ЭГ данный показатель был - 84,6±0,79 см и в КГ - 84,2±0,95 (р>0,05).
Таким образом, экспериментальным путем установлено, что в группе детей старшего школьного возраста, где применялся разработанный комплекс произошло достоверно значимое изменение морфологических показателей. Полученные доказывают эффективность применения разработанного комплекса упражнений анаэробной направленности с целью повышения уровня физического развития.
Выводы. По результатам межгруппового анализа было выявлено, что разработанные комплексы упражнений является эффективными при формировании морфологических параметров детей старшего школьного возраста. Статистически значимые различия произошли в показателях: рост, объём грудной клетки на вдохе и на выдохе, экскурсия грудной клетки, полученные данные свидетельствуют об эффективности разработанного комплекс упражнений.
Литература:
1. Данилова Н.Н. Психофизиология. - М.: Аспект Пресс, 1998. - 373 с.
2. Дубровинская А.Н. Нейрофизиологические механизмы внимания. - Л.: Наука, 1985. - 144 с.
3. Корсаков А.В. Комплексная эколого-гигиеническая оценка изменений состава среды как фактора риска для здоровья населения: автореф. дис. ... д-ра биол. наук. Брянск, 2012. 47 с.
4. Халфина Р.Р., Шаяхметова Э.Ш., Данилов А.В. Физиологические особенности двигательной активности (учебное пособие) // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 3-2. С. 170.
Педагогика
УДК 371.7
кандидат биологических наук, доцент Данилов Евгений Викторович
ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа);
преподаватель Огуречников Денис Георгиевич
ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» (г. Уфа); преподаватель Ягудин Денис Радикович
ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» (г. Уфа)
ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНОШЕЙ
Аннотация. Обеспечение оптимального уровня физических качеств, необходимых подросткам является одной из главных задач, которые необходимо решать в процессе физического воспитания. Развитие физических качеств подчиняется общим биологическим возрастным закономерностям, которые зависят от половой принадлежности, генетических факторов и состояния здоровья, а также от развития основных двигательных способностей. Приоритетной задачей физического воспитания является обеспечение процесса овладения необходимым объемом физической подготовленности, который направлен на формирование здоровья и здорового образа жизни. Ежедневные умственные нагрузки, повышение уровня гиподинамии, снижение функциональных возможностей приводит к тому, что только каждый седьмой ребенок имеет оптимальный уровень двигательной активности.
В процессе нашего исследования было выявлено, что для повышения уровня физической подготовленности детей старшего школьного возраста целесообразно применять составленные комплексы упражнений с применением скакалки.
В процессе исследования было выявлено, что в течение учебного года произошли положительные сдвиги по всем рассматриваемым тестам у юношей. Однако, статистически достоверные изменения отмечены у юношей в беге на 100м. (Р<0,05) и прыжки в длину с места (Р<0,05) и наклон туловища из положения сидя (р<0,05), полученные результаты свидетельствует об эффективности разработанных комплексов упражнений. Ключевые слова: юноши, физическая подготовленность, физическое развитие.
Annotation. Ensuring the optimal level of physical qualities necessary for adolescents is one of the main tasks that must be addressed in the process of physical education. The development of physical qualities is subject to General biological age patterns, which depend on gender, genetic factors and health, as well as the development of basic motor abilities. The priority task of physical education is to ensure the process of mastering the necessary amount of physical fitness, which is aimed at the formation of health and healthy lifestyle. Daily mental stress, increasing levels of physical inactivity, reduced functionality leads to the fact that only every seventh child has an optimal level of physical activity.
In the course of our study, it was found that to improve the level of physical fitness of children of senior school age, it is advisable to use compiled sets of exercises with the use of a rope.
During the study it was found that during the school year there were positive changes in all the tests in young men. However, statistically significant changes were observed in boys in the 100m race. (P<0.05) and long jumps from the place (P<0.05) and torso tilt from the sitting position (p<0.05), the results obtained indicate the effectiveness of the developed exercise complexes.