Научная статья на тему 'Сравнительная оценка уровня физического развития сельских школьников'

Сравнительная оценка уровня физического развития сельских школьников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
65
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / PHYSICAL DEVELOPMENT / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / PRIMARY SCHOOL AGE / ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / PHYSICAL HEALTH / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Нагаева Е.И., Черный С.В., Мишин Н.П., Кускевич Т.В., Цыбульская О.С.

Статья рассматривает морфофункциональные особенности организма детей младшего школьного возраста во взаимосвязи с их уровнем физического развития. Исследование выявило отличия в уровне физического развития сельских и городских школьников младшего школьного возраста, проживающих в Республике Крым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Нагаева Е.И., Черный С.В., Мишин Н.П., Кускевич Т.В., Цыбульская О.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ASSESSMENT OF PHYSICAL DEVELOPMENT LEVEL OF RURAL STUDENTS

Recently, many authors have noted the deterioration of physical development, motor fitness and other health criteria in schoolchildren. The health of schoolchildren is influenced by such factors as urbanization, decreased physical activity and massive increase of incoming information. Therefore, of special importance is the assessment of physical development of younger schoolchildren in rural and urban areas of the Republic of Crimea, to determine the overall physical health and find better ways to correct the amount and type of the ongoing health, fitness and sports activities at schools. Taking that into account, the goal of our study was to investigate the level of physical development and morphological and functional organism characteristics in children of primary school age living in rural and urban areas. Comparison of the data collected for the analyzed groups revealed that growth indices and body weight in the group of urban schoolchildren were not statistically different from those in the group of their rural peers, being slightly higher only by 1.8% and 0.8 % respectively. In the group of rural schoolchildren, the chest circumference indices at the inhalation and exhalation were 2.8 % higher and vital capacity was higher by 18.7 % (p ≤ 0.05). There were also higher the carpal dynamometry indices for the right hand by 2.7 % and for the left hand by 13.1 % (p ≤ 0.05), for postural dynamometry by 16.0 % (p ≤ 0.05), while the average score in the Martinet functional tests was 12.1 % lower (p ≤ 0.05) than among urban students. The results of our study show that the level of physical development of rural primary school children appears to be higher than in their urban peers. Comparatively higher indices of chest circumference at inhalation and of lung vital capacity in rural students can be seen as a sign of their better developed chest and muscles involved in breathing, or the overall higher degree of respiratory system fitness in general. Higher dynamometry indices are the result of better developed muscles and of higher level of physical development. Lower Martinet test indices in the groups of rural schoolchildren show better adaptation of their cardiovascular system to physical load.

Текст научной работы на тему «Сравнительная оценка уровня физического развития сельских школьников»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Биология. Химия. Том 3 (69). 2017. № 1. С. 49-55.

УДК 612.66

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ

Нагаева Е. И., Черный С. В., Мишин Н. П., Кускевич Т. В., Цыбульская О. С.

Таврическая академия (структурное подразделение) ФГАОУВО «Крымский федеральный

университет имени В. И. Вернадского» Симферополь, Республика Крым, Россия

E-mail: enagaeva75@mail.ru

Статья рассматривает морфофункциональные особенности организма детей младшего школьного возраста во взаимосвязи с их уровнем физического развития. Исследование выявило отличия в уровне физического развития сельских и городских школьников младшего школьного возраста, проживающих в Республике Крым.

Ключевые слова: физическое развитие, младший школьный возраст, физическое здоровье, физическое воспитание.

ВВЕДЕНИЕ

Физическое развитие детей - непрерывный процесс, в котором каждый этап возрастного развития характеризуется комплексом морфофункциональных особенностей организма и обусловленным этими особенностями запасом физических возможностей. В совокупности количественные и качественные проявления показателей уровня физического развития, соотношение размеров и интенсивность их нарастания, отображают фазность развития и уровень зрелости, присущий каждому этапу онтогенеза [1-4]. Младший школьный возраст является одним из наиболее сенситивных периодов онтогенеза, начальным этапом формирования оптимальной формы функционирования регуляторных и адаптационных механизмов организма ребёнка [3]. Необходимость контроля за морфофункциональными показателями организма ребёнка в соотношении с возрастными нормами является неотъемлемой частью любого исследования в сфере возрастной физиологии [3, 5].

В последнее время многие авторы отмечают ухудшение физического развития, двигательной подготовленности и других критериев здоровья у детей школьного возраста. На здоровье школьников оказывают влияние такие факторы как урбанизация, ограничение двигательной активности, резкое увеличение объемов поступающей информации [6-8]. Поэтому особый интерес представляет оценка уровня физического развития младших школьников Республики Крым, проживающих в сельской и городской местности, для определения состояния физического здоровья и дальнейшей коррекции объёма и характера проводимых оздоровительных и физкультурно-спортивных мероприятий в школе. Вот почему

исследования, посвященные изучению этой проблемы, несомненно, актуальны и своевременны как с теоретической, так и с практической точек зрения.

В связи с вышесказанным целью нашего исследования было изучение уровня физического развития и морфофункциональных особенностей организма детей младшего школьного возраста, проживающих в сельской и городской местности Республики Крым.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Обследования дошкольников производилось в апреле 2016 года на базе МБОУ СОШ № 2 г. Симферополя и Охотской СОШ Нижнегорского района республики Крым. Обследованы 2 группы по 30 мальчиков младшего школьного возраста. В группу 1 вошли дети в возрасте 10,0±0,3 лет, обучающиеся в СОШ № 2 г. Симферополя. Группу 2 составили дети в возрасте 10,3±0,2 лет, обучающиеся в Охотской средней образовательной школе.

Исследовали показатели физического развития: антропометрические данные (рост, вес, окружность грудной клетки (ОКГ) на вдохе и выдохе); функциональные показатели (жизненная емкость легких - ЖЕЛ); динамометрию (максимальная сила мышц сгибателей кисти и максимальная сила мышц разгибателей спины). Для оценки способности сердечно-сосудистой системы (ССС) переносить физические нагрузки использовали пробу Мартине - Кушелевского.

Для математической обработки фактического материала использовался пакет программ 8ТАТКТ1СА 5.0. Для анализа полученных данных применялись стандартные методы вариационной статистики: мерами центральных тенденций, иллюстрирующими выраженность исследуемых признаков, выступали значения среднего и стандартной ошибки среднего. Нормальность распределения данных определялась с помощью критерия Колмогорова - Смирнова. Для выявления межгрупповых различий применяли критерий Стьюдента для независимых выборок.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

В результате проведенного исследования были выявлены межгрупповые различия исследуемых показателей, значения которых представлены в таблице 1.

Анализ межгрупповых отличий показал разницу в показателях роста и массы тела, которые были незначительно выше у городских школьников 140,2±1,3 см и 35,52±1,17 кг, по сравнению с сельскими сверстниками 137,62±1,40 см и 35,22±1,16 кг, относительные различия в выраженности исследуемых показателей составили 1,8 % и 0,8 % соответственно (табл. 1).

Также были выявлены статистически значимые (р<0,05) межгрупповые различия в показателях окружности груди на вдохе. В 1 группе городских школьников данный показатель составил 73,65±1,04 см, а во 2 группе сельских школьников - 75,7±0,78 см. Таким образом, разница в выраженности данного показателя между группами составила 2,8 %. Показатели окружности груди на выдохе имели некоторые различия, и составили в 1 группе 71,20±1,02 см, а во 2

группе этот показатель был на 2,8 % выше и составил 73,20±0,82 см (табл. 1, рис. 1). Таким образом, анализ межгрупповых различий показателей окружности грудной клетки свидетельствует о большей ее выраженности у исследуемых 2 группы.

Таблица 1

Достоверность различий исследуемых показателей уровня физического развития между 1 и 2 группами детей младшего школьного возраста

Показатели 1 группа -городские школьники (Х±Бх) 2 группа -сельские школьники (Х±Бх) р %

Рост (см) 140,2±1,32 137,62±1,40 0,309 1,8

Масса (кг) 35,52±1,17 35,22±1,16 0,755 0,8

Окр. груди на вдохе (см) 73,65±1,04 75,70±0,78 0,036 2,8

Окр. груди на выдохе (см) 71,20±1,02 73,20±0,82 0,072 2,8

ЖЕЛ (л) 1,60±0,08 1,90±0,05 0,005 18,7

Динамометрия (правая рука) (кг) 18,70±0,88 19,20±0,70 0,419 2,7

Динамометрия (левая рука) (кг) 16,35±0,74 18,50±0,75 0,050 13,1

Динамометрия мышц-разгибателей спины (кг) 41,85±2,21 48,55±2,75 0,018 16,0

АД систолическое 106,45±3,09 109,15±2,22 0,254 2,5

АД_диастолическое 67,05±2,96 72,20±1,41 0,103 7,7

Частота сердечных сокращений (ЧСС) 87,15±3,23 88,00±3,73 0,063 1,4

Проба Мартине (баллы) 6,6±0,2 5,8±0,3 0,039 12,1

Примечание: представлены значения среднего (X), стандартной ошибки среднего (Бх), уровень статистической достоверности различий (р) по критерию Стьюдента, процент межгрупповых различий абсолютных значений (%).

Средние значения жизненной емкости легких были выше у исследуемых 2 группы сельских школьников почти на 18,7 % и составили 1,90±0,05 л по сравнению с городскими сверстниками 1 группы, у которых данный показатель не превысил 1,60±0,08 л (р<0,005) (табл. 1).

Результаты динамометрии также показали статистически значимые (р<0,05) межгрупповые различия. Так, в группе 1 средний показатель кистевой динамометрии составил для правой руки 18,70±0,88 кг и 16,35±0,74 кг для левой

руки, а во 2 группе этот показатель был выше на 2,7 % и 13,1 % (р<0,05) и составил 19,20±0,70 кг и 18,50±0,75 кг соответственно. Показатели становой динамометрии также имели статистически достоверную разницу (р<0,05) между исследуемыми группами. В группе 1 данный показатель составил 41,85±2,21 кг, а в группе 2 -48,55±2,75 кг. Относительные различия в выраженности данного показателя составили 16 % (табл. 1, рис. 2).

Рис. 1. Различия показателей окружности грудной клетки (ОГК) (в см) на вдохе и на выдохе у исследуемых 1 и 2 группы (* - р<0,05).

Рис. 2. Различия показателей динамометрии (в кг) у исследуемых 1 и 2 групп (* - р<0,05).

Для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы и определения уровня физической работоспособности у представителей исследуемых групп использовали пробу Мартине. Проба позволяет оценивать способность ССС к

восстановлению после физической нагрузки. Так, достоверно (р<0,05) более высокий балл при выполнении пробы Мартине был у городских школьников 6,6±0,2, чем у сельских 5,8±0,3 (табл. 1). Таким образом, результат пробы Мартине был ниже на 12 % у сельских школьников по сравнению с городскими сверстниками. Более низкие значения результатов пробы Мартине у сельских школьников свидетельствуют о лучшей адаптации сердечно-сосудистой системы к физической нагрузке.

Таким образом, результаты проведенного исследования наглядно продемонстрировали более высокий уровень физического развития у сельских школьников. Уровень физического развития городских детей младшего школьного возраста ниже по причине того, что, в отличие от сельских школьников, их физическая активность более ограничена.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Сравнение полученных результатов в исследуемых группах выявило, что в группе городских школьников показатели роста и массы тела превышали аналогичные показатели сельских сверстников на 1,8 и 0,8 % соответственно. В группе сельских школьников на 2,8 % были выше показатели окружности грудной клетки на вдохе и на выдохе, а жизненная емкость легких была больше на 18,7 % (р<0,05). Показатели кистевой динамометрии правой руки были больше на 2,7 %, а левой - на 13,1 % (р<0,05), становой динамометрии на 16,0 % (р<0,05) по сравнению с городскими сверстниками, а средний балл при выполнении функциональной пробы Мартине был на 12,1 % меньше (р<0,05) у сельских школьников.

2. Таким образом, результаты проведенного исследования показывают, что уровень физического развития сельских детей Республики Крым младшего школьного возраста выше, чем у городских сверстников. Большие значения ОГК на вдохе и ЖЕЛ у сельских школьников свидетельствуют о лучшем развитии грудной клетки и мускулатуры участвующей в дыхании и как следствие более высокой степени тренированности дыхательной системы в целом. Более высокие показатели динамометрии обусловлены большей тренированностью мышц и более высоким уровнем физического развития. Более низкие значения результатов пробы Мартине у сельских школьников свидетельствуют о лучшей адаптации сердечно-сосудистой системы к физической нагрузке.

Список литературы

1. Высочин Ю. В. Физическое развитие и здоровье детей / Ю. В. Высочин, В. И. Шапошников // Физическая культура в школе. - 1999. - № 3. - С. 69-82.

2. Баранов А. А. Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий / А. А. Баранов, В. Р. Кучма, Н. А. Скоблина - М.: Научный центр здоровья детей РАМН, 2008. - 216 с.

3. Безруких Н. М. Возрастная физиология. Физиология развития ребёнка / Н. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 416 с.

4. Бальсевич В. К. Онтокинезиология человека: монография / В. К. Бальсевич. - М.: Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с.

5. Мониторинг физического развития детей / Н. В. Чагаева, И. В. Попова, А. Н. Токарев [и др.] // Вятский медицинский вестник. - 2010. - № 3. - С. 63-68.

6. Состояние здоровья и возрастно-половые особенности физического развития мальчиков и девочек младшего школьного возраста / Т. М. Параничева, Е. А. Бабенкова, Е. В. Тюрина, К. В. Орлов // Новые исследования. - 2011. - Т. 1, № 28. - С. 33-45.

7. Особенности физического развития сельских школьников в современных условиях / Е. А. Калюжный, Ю. Г. Кузмичев, В. Н. Крылов, С. В. Михайлова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2014. - № 2 (31). - С. 21-31.

8. Таможанская А. В. Морфофункциональные и психологические показатели мальчиков 11-12 лет подготовительных медицинских групп городских и сельских школ / Таможанская А. В. // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. -2015. - № 4. - С. 43-50.

COMPARATIVE ASSESSMENT OF PHYSICAL DEVELOPMENT LEVEL OF

RURAL STUDENTS

Nagaeva E. I., Cherniy S. V., Mishin N. P., Kuskevich T. B., Tsybulskaya O. C.

V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Crimea, Russia

E-mail: enagaeva75@mail.ru

Recently, many authors have noted the deterioration of physical development, motor fitness and other health criteria in schoolchildren. The health of schoolchildren is influenced by such factors as urbanization, decreased physical activity and massive increase of incoming information. Therefore, of special importance is the assessment of physical development of younger schoolchildren in rural and urban areas of the Republic of Crimea, to determine the overall physical health and find better ways to correct the amount and type of the ongoing health, fitness and sports activities at schools.

Taking that into account, the goal of our study was to investigate the level of physical development and morphological and functional organism characteristics in children of primary school age living in rural and urban areas.

Comparison of the data collected for the analyzed groups revealed that growth indices and body weight in the group of urban schoolchildren were not statistically different from those in the group of their rural peers, being slightly higher only by 1.8% and 0.8 % respectively. In the group of rural schoolchildren, the chest circumference indices at the inhalation and exhalation were 2.8 % higher and vital capacity was higher by 18.7 % (p < 0.05). There were also higher the carpal dynamometry indices for the right hand by 2.7 % and for the left hand - by 13.1 % (p < 0.05), for postural dynamometry by 16.0 % (p < 0.05), while the average score in the Martinet functional tests was 12.1 % lower (p < 0.05) than among urban students.

The results of our study show that the level of physical development of rural primary school children appears to be higher than in their urban peers. Comparatively higher indices of chest circumference at inhalation and of lung vital capacity in rural students can be seen as a sign of their better developed chest and muscles involved in breathing, or the

overall higher degree of respiratory system fitness in general. Higher dynamometry indices are the result of better developed muscles and of higher level of physical development. Lower Martinet test indices in the groups of rural schoolchildren show better adaptation of their cardiovascular system to physical load.

Keywords: physical development, primary school age, physical health, physical education.

References

1. Vyisochin Yu. V, Shaposhnikov V. I., Physical development and health of children, Fizicheskaya kultura v shkole, 3, 69, (1999).

2. Baranov A. A., Kuchma V. R., Skoblina N. A. The physical development of children and adolescents at the turn of the millennium, 216, (RAMN, Moscow, 2008).

3. Bezrukih N. M., Sonkin V. D., Farber D. A. Age physiology. Physiology of child development, 416, (Academy, Moscow, 2002).

4. Balsevich V. K. Ontokinesiology of the person, 275, (Teoriya i praktika fizicheskoy kulturyi, Moscow, 2000).

5. Chagaeva N. V. Popova I. V., Tokarev A. N. et all. Monitoring of child physical development, Vyatskiy meditsinskiy vestnik, 3, 63 (2010).

6. Paranicheva T. M., Babenkova E. A., Tyurina E. V., Orlov K. V. Health state and age-sex peculiarities of physical development of boys and girls of early preschool age, New research, 1, 28, 33 (2011).

7. Kalyuzhnyiy E. A., Kuzmichev Yu. G., Kryilov V. N., Mihaylova S. V. Features of physical development of rural schoolboys in modern conditions, Pedagogical-psychological and medical-biological problems of physical training and sports, 2 (31), 21 (2014).

8. Tamozhanskaya A. V. Morphological and functional and psychological indicators of boys 11-12 years of preparatory medical groups, urban and rural schools, Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports, 4, 43 (2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.