Научная статья на тему 'Динамика личностных ценностей учеников старших классов'

Динамика личностных ценностей учеников старших классов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
110
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ДИНАМИКА / ВЫПУСКНИКИ ШКОЛЫ / VALUES / STUDENTS / DYNAMICS / GRADUATES OF SCHOOL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Давыдова Алина Вячеславовна

В статье приведены результаты эмпирического исследования динамики личностных ценностей обучающихся выпускного класса за 9 месяцев наблюдения. Установлено, что за период исследования возросла ценность сферы профессии и образования, а также таких личностных ценностей как коллективности, жизнедеятельности и материального благополучия. Наибольшие изменения произошли в выборке девушек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF PERSONAL VALUES OF PUPILS OF HIGH SCHOOL

Results of an empirical research of dynamics of personal values of students of a graduation class in 9 months of observation are given in article. It is established that during a research the value of the sphere of a profession and education and also such personal values as collectivity, activity and material welfare increased. The greatest changes happened in selection of girls.

Текст научной работы на тему «Динамика личностных ценностей учеников старших классов»

' Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Психология». 2018. № 1(23)

УАК 159.922

ДИНАМИКА АИЧНОСТНЫХ ЦЕННОСТЕЙ УЧЕНИКОВ СТАРШИХ КААССОВ

© А. В. Давыдова

Давыдова

Алина Вячеславовна

ГБУ ДПО «Региональный

социопсихологический

центр»

e-mail:

davidovaalinav@gmail.com

В статье привелены результаты эмпирического ис-слелования линамики личностных ценностей обучающихся выпускного класса за 9 месяцев наблюления. Установлено, что за периол исслелования возросла ценность сферы профессии и образования, а также таких личностных ценностей как коллективности, жизнелеятельности и материального благополучия. Наибольшие изменения произошли в выборке левушек.

Ключевые слова: ценности, обучающиеся, динамика, выпускники школы.

На основе анализа отечественных и зарубежных исследований Д. В. Каширский приходит к выводу, что становление ценностной системы (аксиосферы) происходит в период с 11 до 17 лет, причем в возрасте 14 лет подростки переживают кризис «ценностной рефлексии», благодаря которому на этапе 14-17 лет и происходит становление ценностной системы [4, с. 70]. Теоретические положения Д. В. Каширского были эмпирически подтверждены в крупномасштабных исследования, проведенных в Самарской области [1]. Однако на сегодняшний день наиболее исследованы закономерности становления аксиосферы обучающихся среднего звена школы [5-7], тогда как динамика аксиосферы выпускников школы остается мало изученной. Поэтому целью настоящего исследования явилось выявление закономерностей изменений в акси-осфере обучающихся за период 10-11 классов.

Этот период в жизни подростка характеризуется, прежде всего, переходом в новый

The Bulletin of the Samara Humanitarian Academy. A series Psychology. 2018. No 1 (23)

А. В. ЛАВЫЛОВА

Линамика личностных иенностей учеников старших классов

возрастной этап, с точки зрения развития психики: из старшего школьного возраста в юность (согласно периодизации Д. Б. Эльконина), из стадии персонализации в стадию индивидуализации (согласно периодизации В. И. Сло-бодчикова). Познавательная сфера отличается повышением таких показателей как концентрация внимания и объем памяти. Мышление переходит на абстрактно-логический уровень, что влечет за собой возникновение собственной системы взглядов и убеждений, лежащих в основе мировоззрения. Формирования образа «Я» подходит к завершению. Подросток осознает себя членом общества и свое место в нем.

Изменяется социальная ситуация. Происходит осознание расширения зоны возможностей, но, вместе с тем, и зоны ответственности (моральной, административной, уголовной и т. д.). Период самоопределения постепенно сменяется периодом самореализации, начинаются первые более сознательные самостоятельные попытки «попробовать себя в роли взрослого», проявить себя и подтвердить свою независимость. В процессе этого у старшеклассников можно наблюдать пренебрежение советами старших, критику и недовольство. Поддержки они ищут в среде единомышленников, что влечет за собой зависимость от их мнения и повышенную внушаемость. Это объясняет проявление единообразия вкусов, предпочтений и манеры поведения.

Помимо этого, перед молодыми людьми все актуальнее начинает вставать вопрос профессионального самоопределения. Это подталкивает их к более адекватному сопоставлению своих желаний и планов на будущее со своими актуальными возможностями, как с точки зрения материальной сферы, так и с позиции оценки академических успехов.

Эмоциональная сфера старшеклассников также подвергается перестройке. Дружба и любовь — занимают центральное положение в области социального развития в среде сверстников. В отношениях с родителями наибольшую значимость принимает тесный эмоциональный контакт. Этот же фактор является немаловажным в отношениях с учителями — наибольшим уважением у подростков пользуются те педагоги, которые смогли установить с ними доверительные отношения. При его наличии, уровень подачи знаний и профессионализм учителя уходят на второй план.

Методика исследования

Для доказательства эмпирической гипотезы о существовании интенсивного формирования аксиосферы обучающихся выпускного класса было проведено лонгитюдное исследования личностных ценностей с двумя срезами в одной из школ г. о. Самара. Первое измерение было проведено в середине обучения 10 класса (февраль), а второе — в начале 11 класса (октябрь). В результате интервал между диагностикой личностных ценностей составил 9 месяцев. Общее количество обучающихся было 39 человек, из которых приняло участие в обоих срезах — 30 человек (10 юношей и 20 девушек), что составило 77% от численности выборки и считается вполне приемлемым [8].

Для диагностики аксиосферы нами использовался тест аксиологической направленности личности АНЛ4.5.2 [2], в котором в отличие от применяемого в среднем звене школы теста имеется шкала ценности сферы будущей профессии.

Особенность настоящего исследования явилось то, что кроме анализа выраженности личностных ценностей, мы изучали закономерности изменений ценностей условно отнесенных, согласно двухуровневой динамической модели [3, с. 52], к устойчивой составляющей аксиосферы, включающей совокупность личностных ценностей, определяющих основные принципы жизни личности, и динамичной составляющей аксиосферы, включающей совокупность личностных ценностей, определяющих значимость объектов и явлений текущего этапа жизни личности. Это было реализовано через анализ шкал устойчивости личностных ценностей, имеющихся в тесте.

На выборке девушек была исследована структура аксиосферы с помощью факторного анализа методом главных компонент с варимакс нормализованным и иерархическим вращением. Все вычисления проводились с использованием статистического пакета STATISTICA 10.0. Динамика личностных ценностей оценивалась с помощью непараметрического критерия Вилкоксона.

Результаты исследования

После первичной обработки данных диагностики первоначально было проведено сравнение выраженности личностных ценностей за период наблюдения по всей выборке обучающихся (таблица 1).

Таблица 1

Динамика личностных ценностей обучающихся за 9 месяцев (в период с февраля по октябрь 2018) наблюдения (10 класс, 30 чел., критерий Вилкоксона)

Ценности 10 класс М±8а 11 класс М±8а Z- критерий Уровень достоверности

Сфера профессии 3,17 ± 2,07 4,00 ± 1,86 1,82 0,069

Сфера образования 3,97 ± 1,83 4,87 ±1,91 2,19 0,028

Ко ллективно сти 3,67 ±1,60 4,53 ± 1,69 2,13 0,033

Жизнедеятельности 4,57 ± 2,18 5,97 ± 1,75 2,45 0,014

Материального благополучия 5,00 ± 2,05 5,80± 2,19 1,86 0,062

Из таблицы 1 видно, что в целом по выборке имеются значимые различия в сторону повышения выраженности ценностей в сфере образования, коллективности и жизнедеятельности. И это вполне объяснимо, т. к. обучение в 10-11 классах характеризуется прежде всего, необходимостью сдачи выпускных экзаменов, от результатов которых во многом зависит вопрос дальнейшего обучения и профессионального развития. Эта ситуация, с одной стороны, может подавлять и угнетать психоэмоциональное состояние старшеклассников, а с другой — выступить мощным стимулом для развития личности сразу по нескольким направлениям. Немаловажной здесь оказывается и поддержка со стороны родителей и других значимых для подростка людей.

А. В. ЛАВЫАОВА

Аинамика личностных иенностей учеников старших классов

На мнение старшеклассников также оказывают влияние посещение курсов по подготовке к экзаменам и дальнейшему поступлению в вуз, встречи с представителями предприятий, которые посещали школу с выступлениями — рассказами о специфике конкретных профессий. Иначе говоря, одиннадцатиклассники получили более полное представление о возможных маршрутах и перспективах своего дальнейшего развития.

В то же время из таблицы 1 следует, что изменения в ценности сферы профессии и материального благополучия не вошли в зону статистической достоверности (р < 0,05). Проверка распределения диагностируемых ценностей на нормальность закона подтвердила предположение о том, что выборка обучающихся неоднородная, поэтому происходит искажение формы закона распределения. В связи с чем, в дальнейших исследованиях выборка была разделена по полу на две подвыборки: юноши и девушки (таблица 2).

Таблица 2

Динамика личностных ценностей девушек за 9 месяцев наблюдения (10 класс, 20 чел., критерий Вилкоксона)

Ценности 10 класс М±8а 11 класс М±8а Ъ - критерий Уровень достоверности

Сфера образования 4,30 ± 1,81 5,20 ±1,75 2,45 0,014

Жизнедеятельности 4,40 ± 2,37 6,00 ± 1,75 2,48 0,013

Материального благополучия 5,45 ± 2,21 6,40± 1,67 1,99 0,046

Из таблицы 2 видно, что все полученные в таблице 1 изменения наблюдаются в подвыборке девушек, тогда как в подвыборке юношей статистически значимых результатов не выявлено. Вероятно, это можно объяснить малочисленностью выборки юношей (10 чел.). Таким образом, девушки к 11-ому классу проявляют более высокую заинтересованность в получении образования, при этом для них важен сам процесс образования и другой деятельности, что говорит об их активности, неравнодушной позиции по отношению ко всему, что вокруг них происходит. Если в 10-ом классе эти ценности были в среднем на низком уровне, то к 11-му классу выросли до нормального уровня. Подобный результат также может быть обусловлен природной особенностью, свойственной женской психике, кооперироваться для выполнения какой-либо деятельности в группы (подгруппы). Причем уровень удовлетворенности и ценность самого процесса не падают, даже если итоговый результат не соответствует запланированному, т. е. важно межличностное взаимодействие само по себе. Только ценность материального благополучия, которая уже в первом измерении была на нормальном уровне, продолжила расти и стремится к высокому уровню. Это вполне закономерно, т. к. в современном обществе, не только среди школьников, но и в более старших категориях населения (вероятно, и у родителей данных детей) наличие предметов повседневного пользования (особенно определенных брендов) является критерием материального

благополучия и социальной успешности. Кроме полученных диагностических данных, это подтверждается тем, что на переменах между уроками они обсуждают с подругами различные компоненты материального благополучия: (одежду, внешний вид, модель смартфона и поездки (места проведения отдыха, различной временной продолжительности).

Кроме оценки динамики личностных ценностей нами была исследована динамика устойчивости личностных ценностей, которая приведена для подвы-борки девушек в таблице 3.

Таблица 3

Динамика устойчивости личностных ценностей девушек за 9 месяцев наблюдения (10 класс, 20 чел., критерий Вилкоксона)

Устойчивость ценностей 10 класс М±8а 11 класс М±8а Z- критерий Уровень достоверности

Сфера профессии 7,10 ± 1,92 8,25 ± 1,62 2,48 0,013

Ко ллективно сти 6,40 ±2,30 7,70 ± 2,17 2,46 0,014

Жизнедеятельности 7,00 ± 2,29 8,00 ± 1,95 1,95 0,050

Традиций 5,80 ± 1,95 7,00 ± 2,86 2,10 0,036

Материального благополучия 8,20 ± 2,04 9,10± 1,51 1,98 0,046

Из таблицы 3 следует, что устойчивость почти всех ценностей, кроме ценности материального благополучия, в 10-ом классе находились в переходной зоне между динамичной и устойчивой составляющими (от 5 до 7 баллов [3]). Тогда как в 11-ом классе они стали относиться уже к устойчивой составляющей, т.е. ими девушки стали руководствоваться, невзирая на жизненную ситуацию. В таблице 3 присутствует еще один неожиданный факт, а именно, значимые изменения в устойчивости ценности традиций девушек, которая значительно возросла за период наблюдения. И хотя сама ценность традиций статистически не изменилась за данный период, и составляет значение ниже нормы (4,33 ± 2,12), тем не менее, девушки начинают осознавать, что соблюдать правила и обычаи общества необходимо всегда, не зависимо от собственной точки зрения на них, что говорит о результате воспитательной работы, проводимой в школе. Также это может быть следствием осознания того, что соблюдение определенных норм, правил и традиций способствует ощущению психологической защищенности. Другими словами, нормы, правила и традиции минимизируют возникновение ситуаций неопределенного характера, сопровождающихся дополнительным стрессом.

Кроме шкал устойчивости личностных ценностей нами были выявлены статистически значимые различия в степени осознанности личностных ценностей через шкалы безразличия [1]. Наличие шкал безразличия, оценивающих установку испытуемого на неопределенные или средние ответы, т.е. определяющие влияние «факторов знания» ситуаций, описанных в пунктах теста, пред-

А. В. ЛАВЫЛОВА

Линамика личностных иенностей учеников старших классов

ставляет собой количество средних ответов («безразлично»), что позволяет браковать результаты диагностики при достижении этого количества некоторого допустимого значения. А учитывая специфику аксиосферы подросткового возраста, шкалы безразличия должны состоять из двух составляющих: первая составляющая представляет собой сознательное представление обучающегося о том, что диагностируемая ценность ему безразлична, а вторая — это ситуация отказа от ответа на пункт теста («не знаю») в силу того, что обучающийся никогда не задумывался над важностью предлагаемых в тесте целей жизни, и поэтому ответ на вопрос ему затруднителен. Согласно нормативу [1], допустимое количество ответов в шкалах «безразличия» может быть не более двух (таблица 4).

Таблица 4

Динамика показателей «безразличия» личностных ценностей девушек за 9 месяцев наблюдения (10 класс, 20 чел., критерий Вилкоксона)

Устойчивость ценностей 10 класс М±8а 11 класс М±8а Ъ- критерий Уровень достоверности

Сфера профессии 2,65 ± 1,69 1,65 ± 1,22 2,86 0,004

Сфера семьи 1,70 ±1,34 1,10 ± 1,21 1,82 0,069

Традиций 2,20 ± 1,64 1,45 ± 1,10 2,35 0,018

Материального благополучия 1,00 ± 1,12 0,40± 0,68 2,00 0,045

Из таблицы 4 видно, что осознанность личностных ценностей увеличивается при стремлении среднего показателя к нулю. По изменению шкалы «безразличие» можно сделать вывод, что среди девушек 10-11 класса происходит положительная динамика в осознанности ценности семьи, хотя сама ценность статистически не изменяется (4,03 ± 2,02) и находится на уровне ниже среднего. Можно предположить, что сам факт повышения уровня осознанности ценности является начальным этапом к дальнейшему ее росту. Тем более, что на данном возрастном этапе между юношами и девушками наблюдаются первые более серьезные межличностные отношения, сопровождающиеся чувствами глубокой душевной привязанности, и, в некоторых случаях, любви. Также важно учитывать, что сам факт возможности создания собственной молодой семьи на данном этапе, видится вполне реалистичным (особенно для девушек), как с точки зрения физиологии, так и с законодательной стороны.

Особенность аксиосферы заключается в том, что изменения в ней не обязательно могут происходить за счет увеличения или уменьшения выраженности ценностей [1]. Поскольку ценности объединены в систему, то важно исследовать изменения структуры аксиосферы. Результаты факторного анализа приведены в таблице 5.

Таблица 5

Факторная структура аксиосферы девушек в 10 и 11 классах

Шкалы ценностей 10 класс 11 класс

Ф1 Ф2 Ф3 Ф1 Ф2

Коллективности 0,277 0,851 0,260 0,170 0,861

Духовной удовлетворенности 0,565 0,092 0,575 0,865 0,034

Креативности 0,864 0,023 -0,170 0,554 0,186

Жизнедеятельности 0,757 0,239 0,338 0,221 0,702

Достижения 0,025 -0,018 0,894 0,739 0,395

Традиций 0,414 0,502 0,559 0,780 -0,089

Материального благополучия 0,170 -0,907 0,170 0,003 0,597

Индивидуальности 0,776 -0,079 0,398 0,681 0,313

Вес фактора 2,519 1,871 1,840 2,751 1,888

Дисперсия 0,315 0,234 0,230 0,344 0,236

Из таблицы 5 видно, что первые факторы Ф1, представляющие активную позицию в 10 классе творчества, жизнедеятельности и проявления своей индивидуальности. А в 11 классе — это духовная удовлетворенность, достижение успеха и соблюдение норм и правил социальной среды. Эти данные еще раз подтверждают упомянутую выше важность признания и социального одобрения в данной возрастной группе. Второй фактор в 10 классе биполярный, на одном полюсе которого находится ценность коллектива, а на другом — ценность материального благополучия. Для десятиклассников ценность достижения успеха представляет самостоятельный фактор (Ф3), который существует сам по себе, независимо от других ценностей. В то же время обращает на себя внимание поведение такой ценности как ценность традиций. Из таблицы 5 следует, что эта ценность представлена равномерно во всех трех латентных факторах, что говорит о том, что ортогональная структура аксиосферы, состоящая из трех факторов получилась недостаточно качественной. Действительно, при переходе факторного решения на иерархическое косоугольное вращение в результате удается выделить один вторичный фактор, который объединяет представленные в таблице 5 три. В аксиосфере девушек 11 класса ценность традиций уже занимает свое место в первом латентном факторе (Ф1), а второй фактор характеризует их направленность на коллектив и активную деятельность. Однако полученное двухфакторное решение тоже не полностью соответствует требованиям ортогональности и при косоугольном вращении удается выделить один вторичный фактор, что говорит о том, что в начале учебного года девушки 11 класса еще плохо различают ценности гуманистической и прагматической направленности, смешивая их вместе.

Таким образом, проведенное лонгитюдное исследование в 10-11 классах показало, что в этот период в сознании обучающихся девушек происходит интенсивное становление ценностной сферы.

А. В. ЛАВЫАОВА

Аинамика личностных иенностей учеников старших классов

Выводы

Установлено, что за 9 месяцев наблюдения ценность сфер и личностные ценности учеников старших классов претерпевают ряд изменений. В большей степени это выраженно среди девушек данной возрастной группы, нежели у юношей. Наибольшая положительная динамика выявилась в сферах профессионального самоопределения и образования, что, вероятнее всего, обусловлено и характеристиками, свойственными данному возрасту, и той социальной ситуации, в которой происходит развитие в данный период. Также заметные изменения произошли в уровнях личностных ценностей девушек. Возросла значимость таких показателей как ценность коллективности, ценность жизнедеятельности и ценность материального благополучия.

Остальные сферы ценностей и личностные ценности не отличаются такой интенсивной динамикой, которая была упомянута выше.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Капцов А. В. Диагностика развития аксиосферы школьников среднего звена // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2017. № 2 (22). С. 135—161.

2. Капцов А. В. Психологическая аксиометрия личности и группы. Самара: СамЛюксПринт, 2015. 129 с

3. Капцов А. В. Устойчивость личностных ценностей: сущность и детерминанты / / Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2010. № 1 (7). С. 50—69.

4. Каширский Д. В. Влияние профиля образования и этапа самоопределения на становление системы ценностей в юношеском возрасте : дис. ... канд. психол. наук. Барнаул, 2002. 198 с.

5. Клюева Т. Н, Генсецкая Ю. В. Особенности саморегуляции учащихся 6-х классов школ Самарской области // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2015. № 1. С. 117—124.

6. Клюева Т. Н, Генсецкая Ю. В. Особенности саморегуляции учащихся 7-х классов школ Самарской области // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2015. № 2 (18). С. 3—9.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Клюева Т. Н, Генсецкая Ю. В. Динамика взаимосвязи саморегуляции и ценностей подростков // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2017. № 1. С. 22—41.

8. Корнилова Т. В. Экспериментальная психология. Москва : Юрайт, 2012. 640 с.

REFERENCES

1. Kapcov A.V. Vestnik Samarskoj gumanitarnoj akademii. Seriya Psihologiya [Bulletin of the Samara humanitarian academy. Psychology series]. 2017. No 2 (22). Pp. 135-161 (in Russian).

2. Kapcov A. V. Psihologicheskaya aksiometriya lichnosti i gruppy [Psychological aksiometriya of the personality and group]. Samara: SamLyuksPrint, 2015. 129 p. (in Russian).

3. Kapcov A. V. Vestnik Samarskoj gumanitarnoj akademii. Seriya Psihologiya [Bulletin of the Samara humanitarian academy. Psychology series]. 2010. No 1 (7). Pp. 50-69 (in Russian).

4. Kashirskij D.V. Vliyanie profilya obrazovaniya i ehtapa samoopredeleniya na stanovlenie sistemy cennostej v yunosheskom vozraste: dis. ... kand. psihol. nauk [Influence of a profile of

education and a stage of self-determination on formation of a system of values at youthful age: yew. ... edging.psychol. sciences]. Barnaul, 2002. 198 p. (in Russian).

5. Klyueva T. N., Genseckaya YU. V. Vestnik Samarskoj gumanitarnoj akademii. Seriya Psihologiya [Bulletin of the Samara humanitarian academy. Psychology series]. 2015. No 1. Pp. 117-124. (in Russian).

6. Klyueva T. N., Genseckaya YU. V. Vestnik Samarskoj gumanitarnoj akademii. Seriya Psihologiya [Bulletin of the Samara humanitarian academy. Psychology series]. 2015. No 2 (18). Pp. 3-9. (in Russian).

7. Klyueva T. N., Genseckaya YU. V. Vestnik Samarskoj gumanitarnoj akademii. Seriya Psihologiya [Bulletin of the Samara humanitarian academy. Psychology series], 2017. No 1. Pp. 22-41 (in Russian).

8. Kornilova T. V. EHksperimental'nayapsihologiya [Experimental psychology]. Moskva: Izd-vo YUrajt, 2012. 640 p. (in Russian).

DYNAMICS OF PERSONAL VALUES OF PUPILS OF HIGH SCHOOL

A. Davydova

Results of an empirical research of dynamics of personal values of students of a graduation class in 9 months of observation are given in article. It is established that during a research the value of the sphere of a profession and education and also such personal values as collectivity, activity and material welfare increased. The greatest changes happened in selection of girls.

Key words: values, students, dynamics, graduates of school.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.