Научная статья на тему 'Диагностика развития аксиосферы школьников среднего звена'

Диагностика развития аксиосферы школьников среднего звена Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
794
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ПОДРОСТКИ / СТРУКТУРА / АКСИОСФЕРА / РАЗВИТИЕ / VALUES / TEENAGERS / STRUCTURE / AXIOSPHERE / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Капцов Александр Васильевич

В статье описан тест аксиологической направленности личности АНЛ4.10, предназначенный для номотетических и идеографических исследований структуры ценностной сферы подростков. Надежность (согласованность) шкал теста находится в диапазоне 0,63-0,86. Приведены данные исследования факторной структуры ценностной сферы подростков 6-8 классов в зависимости от возраста, пола и аксиологического типа личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTICS OF DEVELOPMENT OF THE AXIOSPHERE MIDDLE-LEVEL STUDENTS

The article describes the test of axiological orientation of personality ANL4.10, designed for the nomothetic and ideographic studies of the structure of the value sphere of adolescents. Reliability (consistency) test scales is in the range of 0.63-0.86. The data of the research of the factor structure of the value sphere of teenagers of 6-8 classes depending on the age, gender and axiological type of personality are presented.

Текст научной работы на тему «Диагностика развития аксиосферы школьников среднего звена»

Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Психология». 2017. № 2(22)

_ПСИХОАИГНОСТИКА_

PSYCHODIAGNOSTS

УДК 159.9

ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ АКСИОСФЕРЫ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

© А. В. Капцов

Капиов Александр Васильевич кандидат

технических наук, доиент заведующий кафедрой психологии управления Самарская

гуманитарная академия e-mail: avkaptsov@mail.ru

В статье описан тест аксиологической направленности личности АНЛ4.10, прелназначенный лля номотетических и илеографических исслелований структуры ценностной сферы полростков. Належ-ность (согласованность) шкал теста нахолится в лиа-пазоне 0,63-0,86. Привелены ланные исслелования факторной структуры ценностной сферы полростков 6-8 классов в зависимости от возраста, пола и аксиологического типа личности.

Ключевые слова: ценности, подростки, структура, аксиосфера, развитие.

Актуальной проблемой психологии ценностей является исследование этапов и механизмов становления аксиосферы личности, особенно на ранних стадиях онтогенеза. «Система ценностных ориентаций является важнейшей характеристикой личности и показателем ее сформирован-ности. Степень развитости ценностных ориента-ций, их особенности и становления позволяет судить об уровне развития личности, цельность и устойчивость которой выступает как устойчивость ее ценностных ориентаций» [26, с. 67].

На основе анализа отечественных и зарубежных исследований Д. В. Каширский приходит к выводу, что становление ценностной системы (аксиосферы) происходит в период с 11 до 17 лет, причем в возрасте 14 лет подростки переживают кризис «ценностной рефлексии», благодаря которому на этапе 14-17 лет и происходит становление ценностной системы [21, с. 70]. «Сформировавшаяся система ценностей является

The Bulletin of the Samara Humanitarian Academy. A series Psychology. 2017. No 2 (22)

неотъемлемой характеристикой психологической готовности к самоопределению» личности [21, с. 77].

Доказательству этих и других гипотез препятствует отсутствие комплекса психодиагностических методик, отвечающих разнообразным требованиям практики. Разработке диагностических методик предшествуют продолжительные экспериментальные исследования, результатом которых является выделение диагностических конструктов [2]. Из психологии развития известно, что процессы развития представляют собой чередование этапов равномерного или относительно стабильного изменения характеристик с кризисными явлениями, при которых развитие замедляется или изменяет свою направленность (точки бифуркации в терминах синергетики). Так номотетические исследования становления аксиосферы студентов вузов с помощью тестов личностных ценностей (ТЛЦ) и его сокращенного аналога (тест аксиологической направленности личности АНЛ) [20] показали, что в интервале от 17 до 24 лет поступательное нарастание или снижение личностных ценностей сопровождается кризисом у девушек в 19-20 лет, а у юношей — в 21-22 года, в котором зафиксирован минимум выраженности личностных ценностей практически во всех сферах жизнедеятельности и упрощенность факторной структуры аксиосферы.

Разработка теста аксиологической направленности личности для подросткового возраста (АНЛ4.4) [15] позволила в ходе лонгитюдного номотетичес-кого исследования получить зависимости становления аксиосферы школьников среднего звена с 11 до 15 лет. Установлено, что у подростков наблюдается кризисное явление в аксиосфере в 13-14 лет, выражающееся в обесценивании личностных ценностей и уменьшении размерности факторной структуры аксиосферы [16; 22—24].

Таким образом, проведенные исследования показали, что хорошей дифференцирующей способностью развития аксиосферы обладают следующие диагностические конструкты:

1) выраженность личностных ценностей или ценностей сфер жизнедеятельности;

2) размерность факторной структуры аксиосферы.

В то же время при использовании методик на основе самоотчета испытуемых, в которых применяется числовое шкалирование, необходимо обеспечить удобство для испытуемых, предвидя возможные варианты их ответов на задания. В этой связи наиболее предпочитаемы шкалы с нечетным количеством градаций, например, шкала Лайкерта (от -3 до +3), в которых имеется средний ответ «не знаю» или «затрудняюсь ответить». В. В. Знаков считает [3, с. 274], что наличие в протоколах испытуемых таких ответов свидетельствует либо о наличии у испытуемого затруднений в силу незнания себя в ситуации, предложенной в тесте, либо нежелания дать информацию о себе психологу. В любом случае превышение допустимого количества ответов «не знаю» должно приводить к браковке результатов диагностики по данной шкале [9].

Наш многолетний опыт использования этого методического приема в тестах личностных ценностей [12] показал его обоснованность. Особенно возрастает актуальность использования симметричных шкал с нечетным количеством ответов в ситуации экспертизы, т.е. принудительного обследования, ког-

да испытуемые имеют основания маскировать свои психологические особенности. В настоящее время в связи с внедрением ФГОС это актуально при диагностике учащихся подросткового возраста, т. к. им регламентируется уровень сформированности аксиосферы учащихся [23].

Формирование аксиосферы учащихся происходит в ходе «социализации путем интериоризации — присвоения общественно-политических, нравственных, эстетических идеалов» [5, с. 53]. Присвоение ценностей общества учащимися среднего звена школы (10-14 лет) происходит неравномерно и не всегда поступательно, поэтому при исследовании развития ценностей учащихся возникает задача дифференцировать их по степени сформированности аксиосфе-ры (в первом приближении по вхождению тех или иных ценностей в состав аксиосферы). Поэтому в авторском тесте для школьников АНЛ4.4 [15] было введено две градации ответов для испытуемых:

1) традиционный для тестов ответ «не знаю», свидетельствующий о том, что учащийся незнаком с ситуацией, описывающей ценность, или никогда еще не задумывался над предлагаемым для оценки отношением;

2) ответ «безразлично», который по нашему мнению, свидетельствует о наличие знания о ценности, но безразличному отношению, т.к. данная ценность не входит в состав его аксиосферы.

С психодиагностической точки зрения оба ответа имеют одинаковые последствия, заключающиеся в их суммировании в итоговом протоколе и браковке в случае превышения допустимого уровня результатов диагностики отдельной шкалы, однако, с целью исследования динамики аксиосферы учащихся на протяжении нескольких лет такое разделение отказа испытуемого от ответа на задание теста нам кажется оправданным.

Таким образом, наличие шкал безразличия, оценивающих установку испытуемого на неопределенные или средние ответы, т. е. определяющая влияние «факторов знания» ситуаций, описанных в пунктах теста, представляет собой количество средних ответов («безразлично»), что позволяет браковать результаты диагностики при достижении этого количества некоторого допустимого значения. А учитывая специфику аксиосферы подросткового возраста, шкалы безразличия должны состоять из двух составляющих: первая составляющая представляет собой сознательное представление учащегося о том, что диагностируемая ценность ему безразлична, а вторая — это ситуация отказа от ответа на пункт теста («не знаю») в силу того, что учащийся никогда не задумывался над важностью предлагаемых в тесте целей жизни, и поэтому ответ на вопрос ему затруднителен [16].

Для повышения достоверности результатов диагностики при интерпретации учитывались значения двух видов шкал, имеющихся в АНЛ4.4, одновременно.

Поскольку аксиосфера личности представляет собой сложную саморазвивающуюся систему, то ей должны быть присущи все характеристики таких систем [25]. В частности, при подходе в своем развитии к кризисному периоду, согласно [25], в аксиосфере как системе должна увеличиваться нестабильность или вариативность выраженности личностных ценностей. Ввиду того, что диагностируемая с помощью авторских методик аксиосфера подростков

представлена двумя уровнями (устойчивой и динамичной составляющими), то и вариативность в кризисный период должна проявляться на двух уровнях. В пилотажном лонгитюдном исследовании на выборке школьников 12-14 лет установлено, что дисперсия выраженности ценности коллективности и духовной удовлетворенности имеет статистически значимый максимум (критерий Фишера при p < 0,05) в 14 лет (8 класс), а дисперсия ценности жизнедеятельности и достижения в 13 лет (7 класс). Ценность материального благополучия наиболее переживается городскими школьниками в 7 классе (13 лет), тогда как изменения дисперсии этой ценности школьников (6-8 классов) районного центра статистически неизменны. Что касается уровневой структуры аксиосферы школьников, то эмпирически получен на первый взгляд неожиданный результат. При приближении к критическому периоду развития аксиосферы увеличивается доля устойчивой составляющей и соответственно уменьшается динамичная. Между дисперсией личностных ценностей и относительной долей устойчивой составляющей в критический период 14 лет установлена корреляционная взаимосвязь 0,72 (коэффициент ранговой корреляции Спирмена, p < 0,05).

Таким образом, к рассмотренным выше двум диагностическим конструктам можно добавить еще три, свидетельствующих о развитии аксиосферы и наличии у нее кризиса:

3) относительное количество подростков, осознающих выраженность каждой из диагностируемых ценностей;

4) уровень вариативности (дисперсии) выраженности личностных ценностей;

5) относительное количество подростков с устойчивой составляющей личностных ценностей или динамичной составляющей.

В работе [4] отмечается, что одной из важнейших характеристик аксиос-феры может быть цельность системы, которая показывает насколько совокупность личностных ценностей связана в единой целое. Ранее А. В. Карпов предложил для оценки систем рассчитывать коэффициент организованности [19]. Однако, несмотря на его модификацию [10], коэффициент организованности в номотетическом исследовании не всегда адекватно оценивает реальные системы. Нами было установлено, что чем выше гомогенность по составу аксиосфе-ры подростков, тем адекватнее уровень коэффициента организованности. При оценке ценностей гетерогенной выборки коэффициент организованности акси-осферы дает заниженные результаты.

При разработке диагностической методики желательно иметь возможность оценки максимального количества диагностических конструктов, т.к. изучаемые явления, в частности аксиосфера, сложны и многомерны по сути, а диагностические конструкты являются частными характеристиками отдельных аспектов изучаемого явления.

Описание разработанной методики

Разработанный тест аксиологической направленности школьников (АНЛ4.10), предназначенный для исследования развития аксиосферы школьников среднего звена, является преемственным вариантом предшествующих разработок: акмеологическому тесту личностных ценностей (АТЛЦ) для диаг-

ностики взрослых [12] и сокращенному варианту теста АНЛ4.4 для школьников [15], разработанных по одной психодиагностической концепции.

Суть концепции заключается в том, что любое свойство или явление в природе имеет свою противоположность [1, с. 41], образуя дуальную альтернативу (принцип комплементарности). Дуальные противоположности взаимосвязаны (взаимодействуют) между собой, порождая диалектическое противоречие [11]. «Движение и саморазвитие являются следствием взаимодействия альтернатив» [1, с. 65]. В этом заключается суть формулы Г. Гегеля (тезис — антитезис — синтез), т. е. наличие противоположностей и объединяющего их результата — синтеза. В психологии и соответственно в психодиагностике такой подход пока еще не нашел широкого распространения в силу применения биполярных шкал, в которых выраженность свойства одного полюса исключает выраженность ему противоположного.

Наши исследования на примере диагностики личностных ценностей методиками с противоположными шкалами показали [13; 17], что взаимодействие противоположных ценностей требует соблюдения определенных условий, обусловленных рядом факторов, изучение которых только набирает силу.

Разработанный тест АНЛ4.10 содержит 64 пункта, распределенных по 8 шкалам противоположных ценностей в 4 сферах жизнедеятельности (образование, семья, общественная жизнь, досуг), и отличается от прототипа АНЛ4.4 тем, что в нем в два раза увеличено количество пунктов в каждой шкале личностных ценностей*. В результате, используя технику репертуарных решеток, удалось реализовать идеографический метод исследования ценностей с более высокой мощностью определения противоречий в аксиосфере (Приложение).

Методика исследования

Психометрическое исследование теста АНЛ4.10 проведено методом поперечных срезов на выборке школьников (330 человек) 6-8 классов в равных количествах по полу. В ходе исследования была определена согласованность пунктов теста через вычисление показателей альфа Кронбаха и тета-надежно-сти (табл. 1). Поскольку показатель альфа Кронбаха дает минимальное значение согласованности, а тета-надежность — максимальное, то истинное значение надежности шкалы находится между ними. Чем меньше разность между двумя показателями надежности, тем выше качество шкалы.

Из таблицы 1 видно, что все шкалы теста АНЛ4.10 имеют высокую внутреннюю согласованность пунктов. Факторная валидность оценивалась с ходе проведения ортогонального факторного анализа (метод главных компонент с варимакс нормализованным вращением). На всей выборке (330 чел.) было получено двухфакторное решение, при котором второй фактор представлен ценностью материального благополучия с нагрузкой 0,75 и двумя ценностями (ценности индивидуальности и достижения), имеющими равные нагрузки в обоих факторах. Этот результат подтверждает правомерность использования в тесте независимых переменных в виде противоположных ценностей.

* Автор благодарит студентку Я. А. Липатову за активное участие в разработке теста и его исследование.

При стратификации выборки по полу и возрасту шкалы теста в сырых баллах имели распределение соответствующее нормальному закону (критерий хи-квадрат Пирсона), что позволило получить таблицы перевода сырых баллов в стандартные шкалы (стен).

Таблица 1

Значения показателей надежности шкал теста АНЛ4.10

Шкалы ценностей Альфа Кронбаха Тета надежность

Коллективности 0,66 0,69

Духовной удовлетворенности 0,74 0,75

Креативности 0,74 0,75

Жизнедеятельности 0,63 0,69

Достижения 0,65 0,70

Традиций 0,77 0,77

Материального благополучия 0,73 0,74

Индивидуальности 0,65 0,67

Сфера образования 0,80 0,82

Сфера семьи 0,73 0,80

Сфера общественной жизни 0,86 0,87

Сфера досуга 0,75 0,77

Таким образом, результаты психометрического исследования показывают, что тест АНЛ4.10 обладают приемлемыми для практики исследований характеристиками и может быть рекомендован психологам.

Целью настоящего исследования являлось изучение изменений характеристик аксиосферы подростков (выраженности ценностей, структуры аксиосферы как системы) в период с 6-го по 8-ой классы.

Статистическая обработка проводилась с использованием пакета БТАТКТГСА 10.0. При этом использовался кластерный анализ (метод к-сред-них), факторный анализ методом главных компонент с варимакс нормализованным вращением, а также статистический вывод: ^критерий Стьюдента и Б-критерий Фишера.

Результаты исследований

Рассмотрение результатов исследования начнем с оценки уровня осознанности отдельных личностных ценностей подростками в период с 12 по 14 лет, диагностированных методом поперечных срезов (табл. 2).

Из таблицы 2 видно, что как у юношей, так и у девушек ряд ценностей находится на достаточно высоком уровне осознанности и практически не изменяется на протяжении трех классов обучения. К ним относятся такие ценности как коллективности, духовной удовлетворенности, жизнедеятельности,

достижения. В то же время ценность креативности имеет регрессивную тенденцию. Вероятнее всего, чем старше школьники, тем больше в учебном процессе начинают преобладать репродуктивные методы обучения, поэтому пункты опросника, связанные с ценностью творчества, вызвали затруднение. Система сформированности воспитания оценивается по осознанности и принятию системы правил и традиций, принятых в обществе. Приближаясь к переходному возрасту, отношение к существующим нормам у подростков выражается как минимум безразличием, особенно у юношей. Неоднозначно формируется ценность материального благополучия и индивидуальности. Следует обратить внимание, что эти ценности в значительной степени определяются социальными и социально-психологическими факторами окружения подростков в виде характеристик условий проживания, размеров населенного пункта и т. п. [7].

Таблица 2

Относительное количество (%) сформированных (осознанных) личностных ценностей подростков

Шкалы ценностей юноши девушки

6 кл 7 кл 8 кл 6 кл 7 кл 8 кл

Коллективности 88,2 88,9 93,7 100,0 92,5 86,3

Духовной удовлетворенности 94,1 92,6 93,7 90,5 98,5 93,7

Креативности 82,4 70,4 64,6 66,7 74,6 51,6

Жизнедеятельности 94,1 90,7 89,9 90,5 98,5 96,8

Достижения 94,1 85,2 86,1 90,5 95,5 95,8

Традиций 100,0 61,1 57,0 90,5 70,1 61,1

Материального благополучия 58,8 70,4 63,3 85,7 68,7 70,5

Индивидуальности 70,6 79,6 72,2 80,9 83,6 65,3

Сфера образования 76,5 63,0 69,6 100,0 80,6 63,2

Сфера семьи 76,5 74,1 73,4 90,5 85,1 73,7

Сфера общественной жизни 64,7 50,0 39,2 61,9 59,7 33,7

Сфера досуга 76,5 83,3 78,5 71,4 73,1 82,1

Из таблицы 2 видны болевые точки современного образования в среднем звене образовательной школы, характеризуемые обесцениванием образования как такового и системы внеклассной работы.

Для дальнейшего анализа впервые были выбраны только достоверные данные по каждой шкале ценностей в соответствии с таблицей 2, что, несомненно, должно было повлиять на получаемые результаты.

В таблице 3 приведены средние значения (стен) и стандартные отклонения ценностей для юношей 6-8 классов.

A. KAPTSOV

Diagnostics of development of the axiosphere middle-level students

Таблица 3

Средние значения и стандартные отклонения ценностей юношей

Шкалы ценностей среднее станд.отклон. Sd

6 кл 7 кл 8 кл 6 кл 7 кл 8 кл

Коллективности 5,800 5,792 5,851 1,781 1,774 1,765

Духовной удовлетворенности 5,563 5,720 5,824 2,032 1,830 1,793

Креативности 5,500 6,000 6,020 2,139 2,066 2,074

Жизнедеятельности 5,563 5,755 5,845 2,032 1,974 1,721

Достижения 5,875 5,913 5,838 1,928 1,697 1,698

Традиций 5,471 6,303 6,333 2,004 1,960 2,100

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Материального благополучия 6,400 6,342 6,100 2,011 1,790 1,930

Индивидуальности 5,917 6,140 6,140 1,975 1,552 1,846

Сфера образования 5,846 6,559 5,982 1,676 1,375 1,995

Сфера семьи 5,692 6,050 6,207 2,016 1,663 1,553

Сфера общественной жизни 5,909 6,481 6,516 1,758 1,988 2,031

Сфера досуга 6,077 6,089 5,919 1,847 1,490 1,643

Из таблицы 3 следует, что средние значения выраженности ценностей подростков со сформированными компонентами аксиосферы остаются статистически неизменными (^-критерий Стьюдента при р < 0,05), что подтверждает положение аксиологии о большей стабильности ценностной сферы как таковой [4]. При рассмотрении изменчивость дисперсии ценностей юношей можно заметить также их стабильность кроме ценности жизнедеятельности, дисперсия которой меньше у подростков 8 класса по сравнению с шестиклассниками (Б= 2,00 критерий Фишера при р = 0,01). В таблице 4 приведены аналогичные данные для девушек 6-8 классов.

Таблица 4

Средние значения и стандартные отклонения ценностей девушек

Шкалы ценностей среднее станд. отклон. Sd

6 кл 7 кл 8 кл 6 кл 7 кл 8 кл

Коллективности 5,476 5,839 6,049 1,914 1,642 1,655

Духовной удовлетворенности 5,684 5,545 5,854 1,916 1,841 1,648

Креативности 6,214 5,980 6,388 1,805 2,162 2,019

Жизнедеятельности 5,632 5,545 5,609 1,802 1,947 1,735

Достижения 5,947 5,750 5,670 1,471 1,826 1,921

Традиций 5,632 6,191 6,379 1,950 1,837 1,890

Материального благополучия 5,889 6,348 5,851 1,997 1,754 2,069

Индивидуальности 5,882 5,875 6,468 1,900 1,898 1,657

Сфера образования 5,524 6,000 6,500 1,940 1,791 1,864

Сфера семьи 5,684 5,982 6,229 1,916 1,587 1,599

Сфера общественной жизни 6,385 6,525 7,375 1,710 1,648 1,497

Сфера досуга 6,200 6,163 6,154 1,897 1,908 1,563

Анализ данных таблицы 4 показал, что средним значениям ценностей девушек 6-8 классов, также как и юношей, присуще статистическая стабильность. А изменчивость дисперсии была обнаружена только в ценности материального благополучия (Б= 1,82 критерий Фишера при р = 0,02).

Таким образом, проведенное исследование личностных ценностей трех независимых выборок подростков 6-8 классов показали, что в зависимости от класса обучения наблюдается различная степень осознанности личностных ценностей. А при цензурировании выборок по степени осознанности личностных ценностей средние значения и их дисперсии в выборках 6-8 классов статистически не различаются. Этому можно найти два объяснения. Во-первых, возможно, что в очищенной выборке от испытуемых с низким уровнем осознанности личностных ценностей действительно остаются подростки с примерно одинаковым уровнем ценностей. Во-вторых, возможно такой результат получен благодаря тому, что стандартизация шкал и исследование различий ценностей в трех классах школы проводились на одной и той же выборке. Ответить на поставленные вопросы можно будет в ходе дальнейших исследований с использованием теста АНЛ 4.10.

Рассмотрим результаты исследования факторной структуры аксиосферы подростков, выполненные раздельно по полу и возрасту (классу обучения) школьников. Исследование факторной структуры аксиосферы осуществлялось на нецензурированной выборке, т.к. при удалении подростков из выборки из-за неформированности хотя бы одной ценности, объем выборки значительно уменьшался, что отрицательно сказывалось на точности факторного анализа.

В таблице 5 приведена факторная структура аксиосферы юношей, из которой видно, что в 6 классе получено трехфакторное решение, в 7 классе — двухфакторное, а в 8 классе — однофакторное.

Таблица 5

Факторная структура аксиосферы юношей 6-8 классов

Шкалы ценностей 6 кл 7 кл 8 кл

Ф1 Ф2 Ф3 Ф1 Ф2 Ф1

Коллективности -0,072 0,807 0,425 0,809 0,231 -0,848

Духовной удовлетворенности 0,809 0,007 -0,117 0,890 0,081 -0,886

Креативности 0,702 0,429 0,037 0,812 0,021 -0,808

Жизнедеятельности 0,149 0,909 -0,259 0,845 0,118 -0,856

Достижения 0,820 -0,183 0,298 0,716 0,505 -0,759

Традиций 0,671 0,374 0,382 0,607 0,450 -0,738

Материального благополучия 0,151 0,007 0,933 -0,018 0,959 -0,445

Индивидуальности 0,734 0,044 0,536 0,539 0,452 -0,608

Вес фактора 2,859 1,836 1,655 3,992 1,657 4,577

Дисперсия 0,357 0,230 0,207 0,499 0,207 0,572

В шестом классе фактор Ф1 (вес фактора 2,859, дисперсия 35,7%) представлен ценностями духовной удовлетворенности, креативности, достижения и индивидуальности, который характеризует подростков как целеустремленных, творческих и самостоятельных молодых людей, испытывающих моральное удовлетворение от достижения успеха. Фактор Ф2 (вес фактора 1,836, дисперсия 23,0%) характеризует коллективистическую активность подростков, причем при косоугольном вращении установлено, что между первым и вторым факторами угол составляет 76,7 градуса. И в целом решение оказалось не соответствующее ортогональным критериям (в частности угол между первым и третьим факторами составил 64,1 градуса). В итоге на базе трех факто-

ров удалось выделить один вторичный фактор. Фактор Ф3 (вес фактора 1,655, дисперсия 20,7%) характеризует материальные предпочтения подростков, хотя по данным таблицы 2 именно эта ценность в двенадцатилетнем возрасте у них наименее сформирована. Из таблицы 5 видно, что стремление к материальному благополучию связано как с ценностью коллективности, видимо, эти вопросы шестиклассниками обсуждаются в той или иной форме между одноклассниками, так и с ценностью индивидуальности. Следует отметить роль ценности традиций, которая в сознании шестиклассников не нашла четкого своего места. В результате соблюдение правил и норм общества, по мнению подростков, как фактор участвует во всех трех латентных факторах, еще более способствуя смешению факторов в структуре аксиосферы.

Таким образом, можно констатировать, что структура аксиосферы подавляющего большинства подростков 6 классов (79,3%) находится в стадии становления, представляя собой некоторое аморфное состояние в виде трех латентных факторов, образующих общий вторичный фактор.

В 7-ом классе положение со структурой аксиосферы изменяется: с одной стороны уменьшается степень осознанности некоторых ценностей (табл. 2), в результате средняя осознанность ценностей составляет 79,8% (в 6 классе было 85%), а с другой — ценности гуманистической направленности образуют фактор Ф1 (вес фактора 3,992, дисперсия 49,9%). К гуманистической направленности относятся ценности коллективности, духовной удовлетворенности, креативности и жизнедеятельности [20]. Исключением в данном случае является ценность достижения, вошедшая в фактор Ф1 с весом 0,716 и относящаяся к прагматической аксиологической направленности. Из таблицы 5 видно, что фактор Ф2 (вес фактора 1,657, дисперсия 20,7%), представляющий именно прагматическую направленность личности, явно представлен только ценностью материального благополучия (вес 0,959), а остальные ценности имеют небольшой факторный вес, т. к. одновременно представлены и в факторе Ф1. Это говорит о том, что прагматическая аксиологическая направленность подростков 7 класса еще не сформировалась до того уровня, чтобы быть самостоятельной в сознании и зависит от гуманистической направленности личности. В результате косоугольного вращения факторов получен вторичный фактор, объединяющий факторы Ф1 и Ф2, т. к. угол между ними составил 71,5 градуса.

Таким образом, по результатам исследования структуры аксиосферы в

7 классе можно утверждать, что, несмотря на приближающийся ценностный кризис, в сознании подростков произошло формирование гуманистической аксиологической направленности как ведущей направляющей силы и в стадии формирования находится прагматическая направленность пока зависимая в большей степени от гуманистической направленности.

Наконец, в таблице 5 представлена структура аксиосферы подростков

8 класса в виде одного фактора Ф1 (вес фактора 4,577, дисперсия 57,2%), в котором находятся, прежде всего, ценности гуманистической направленности. Низкая дифференцирующая способность ценностей юношами обусловлена обесцениванием таких ценностей как ценности креативности, традиций и материального благополучия (таблица 2, средний уровень осознанности составил 77,6%). Если провести цензурирование выборки юношей только по трем перечислен-

ным ценностям, то объем выборки уменьшается с 70 до 18 человек. Факторный анализ цензурированной выборки дает двухфакторное решение, но с косоугольным вращением, при этом угол между факторами составляет всего 49 градусов и состав факторов напоминает структуру, описанную выше в 7 классе.

Таким образом, структура аксиосферы юношей 8 класса свидетельствует о переживании ими ценностного кризиса с присущими свойствами: низкий уровень многих ценностей, слабая дифференциация ценностей гуманистической и прагматической направленностей, мотивационная сфера подростков определяется в большей степени потребностями, а не личностными ценностями [20].

Перейдем к рассмотрению структуры аксиосферы девушек 6-8 классов, которая была проведена также как и юношей на нецензурированной выборке (табл. 6).

Таблица 6

Факторная структура аксиосферы девушек 6-8 классов

Шкалы ценностей 6 кл 7 кл 8 кл

Ф1 Ф2 Ф1 Ф2 Ф1 Ф2

Коллективности 0,819 -0,419 0,823 0,167 0,796 0,177

Духовной удовлетворенности 0,833 0,258 0,905 0,054 0,874 -0,029

Креативности 0,836 0,155 0,665 0,368 0,801 -0,131

Жизнедеятельности 0,692 0,425 0,838 0,060 0,836 -0,026

Достижения 0,833 0,339 0,710 0,445 0,761 0,362

Традиций 0,944 -0,026 0,792 0,184 0,701 0,016

Материального благополучия 0,543 0,589 0,044 0,845 -0,015 0,965

Индивидуальности -0,012 0,894 0,246 0,808 0,619 0,312

Вес фактора 4,423 1,710 3,835 1,769 4,193 1,210

Дисперсия 0,553 0,214 0,479 0,221 0,524 0,151

Из таблицы 6 виден ряд отличий структуры аксиосферы девушек. Во-первых, в трех выборках девушек различного возраста структура аксиосферы типично похожа, а именно, в каждом классе наблюдается два ортогональных фактора, причем первый фактор, всегда представлен ценностями гуманистической направленности. Во-вторых, вторые факторы аксиосферы представлены прагматическими ценностями: в 6 классе — ценность индивидуальности, в

7 классе — ценности индивидуальности и материального благополучия, наконец, в

8 классе — ценность материального благополучия. В-третьих, ценности достижения и жизнедеятельности находятся всегда в одном факторе Ф1, хотя они представляют противоположенные ценности процесса и результата, образуя аксиологическое противоречие. Вероятнее всего, при переходе от номотетическо-го метода исследования аксиосферы к идеографическому чаще всего должен встречаться именно этот тип противоречия. В-четвертых, исследование структуры аксиосферы с помощью иерархического косоугольного факторного анализа показало, что в выборках 6 и 8 классов наблюдается почти ортогональное выделение факторов (угол между факторами Ф1 и Ф2 в 6 классе составляет 82,4 градуса, а в 8 классе — 83,7 градуса), а в 7 классе угол составляет 64,9 градуса и выделен вторичный фактор. Причиной этого факта может быть самоопределение школьниц в ценностях индивидуальности и материального благополучия на различных возрастных этапах, что требует дальнейших исследований.

Таким образом, изменения структуры аксиосферы девушек 6-8 классов позволяет сделать следующие выводы:

1) на возрастном этапе 12-14 лет у девушек-подростков в стадии сформированности находятся ценности гуманистической аксиологической направленности;

2) ценности прагматической направленности переживают изменения, причем ценностный кризис наблюдается, судя по структуре аксиосферы, в 13 лет

(7 класс).

Рассмотрев структуру аксиосферы школьников среднего звена в зависимости от пола и возраста, перейдем к анализу аксиосферы в зависимости от выраженности личностных ценностей. Л. В. Карпушиной была предложена аксиологическая типология личности, состоящая из девяти типов [20]. В силу немногочисленности данной выборки подростков ограничимся рассмотрением трех типов личности: гипераксиальный тип (высокий уровень выраженности всех диагностируемых ценностей), гипоаксиальный (низкий уровень выраженности ценностей), гармоничный (средний уровень выраженности).

Для выделения аксиологических типов был проведен кластерный анализ (метод k-средних) нецензурированной выборки (рис. 1).

Из рисунка 1 видно, что разделение выборки по трем типам личности удовлетворительно прошло по всем личностным ценностям кроме ценности материального благополучия, уровень которой даже у гипоаксиального типа соответствует уровню гармоничного типа и у гипераксиального типа эта ценность занижена. В этом, наверное, и заключается специфика материальных ценностей в подростковом возрасте, заключающаяся в том, что обесценивание всех диагностируемых ценностей не касается ценности материального благополучия.

Plot of Means for Each Cluster

_

с- .„.О--------- — ! ""'?"-— ..........

/ / / / ч ; s V

1. ■ -„-о

кол креат. достиж. матер.благ.

дух.уд. жизнед. трад. индив.

Variables

Гиперакс Гипоакс Гармон

9

8

7

6

5

4

3

2

Рис. 1. Профиль личностных ценностей подростков трех аксиологических типов

Исследование структуры ценностной сферы аксиологических типов подростков осуществлялось с помощью ортогонального и косоугольного факторных анализов. Ортогональный факторный анализ аксиосферы гипераксиального (115 чел.) и гипоаксиального (66 чел.) типов дал трехфакторные решения по критерию Кайзера (табл. 7).

Таблица 7

Факторная структура аксиосферы гипераксиального и гипоаксиального типов подростков

Шкалы ценностей Гипераксиальный тип Гипоаксиальный тип

Ф1 Ф2 Ф3 Ф1 Ф2 Ф3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Коллективности 0,173 -0,111 0,765 0,203 0,725 0,155

Духовной удовлетворенности 0,808 -0,130 0,216 0,824 0,159 0,106

Креативности 0,140 0,450 0,424 0,517 0,275 -0,380

Жизнедеятельности 0,782 0,006 0,161 0,845 -0,067 0,085

Достижения 0,771 0,319 -0,030 0,258 0,022 0,842

Традиций 0,061 -0,020 0,730 0,407 0,696 -0,093

Материального благополучия -0,012 0,742 -0,169 -0,148 0,335 0,754

Индивидуальности 0,046 0,755 0,014 -0,238 0,657 0,181

Вес фактора 1,914 1,455 1,401 2,013 1,659 1,506

Дисперсия 0,239 0,182 0,175 0,252 0,207 0,188

Гипераксиальный и гипоаксиальный типы личности являются акцентуированными и противоположными по выраженности ценностей личности. В этой связи структура аксиосферы должна была бы иметь также отличительные признаки. Из таблицы 7 видно, что первые факторы Ф1, представляющие активную позицию на получение морального удовлетворения, у гипераксиальных и гипоаксиальных подростков практически совпадают. Отличие заключается в том, что у гипераксиальных подростков в первом факторе присутствует ценность достижения, противоположная ценности жизнедеятельности, что создает предпосылки в появлении ценностного противоречия. А у гипоаксиаль-ных подростков такой проблемы нет. Вторые факторы аксиосферы Ф2 в корне различные: у подростков с завышенными ценностными ожиданиями — это прагматическая направленность к материальному благополучию с использованием своих индивидуальных способностей, а у подростков с низким ценностным тонусом фактор Ф2 характеризует соблюдение правил общежития в кругу близких людей, сохраняя свою индивидуальность. Третий фактор Ф3 у гипераксиального типа характеризует коллективистические отношения ближайшего окружения, а у гипоаксиального типа — это стремление к успеху, сопровождаемое материальным подкреплением.

Таким образом, сравнение структуры аксиосфер двух типов личности показало, что при высокой доли общности имеются и существенные различия, обнаруженные при косоугольном вращении факторов и выделении вторичного фактора, который у гипераксиальных подростков характеризуется активной жизненной позицией, доставляющей моральное удовлетворение и достижение результата. А у гипоаксиальных подростков — это стремление к жизни в согласии с общественными нормами, при этом ценится успех и материальные блага.

A. KAPTSOV

Diagnostics of development of the axiosphere middle-level students

Наибольшее количество подростков принадлежало гармоничному аксиологическому типу личности, характеризуемому умеренной (нормальной) выраженностью личностных ценностей. При факторизации исходных данных для определения количества факторов использовался критерий Кайзера, согласно которого в предыдущем случае выделялось по три фактора, а у гармоничного типа — четыре (табл. 8).

Таблица 8

Факторная структура аксиосферы гармоничного типа подростков

(n = 152 чел.)

Шкалы ценностей Гармоничный тип

Ф1 Ф2 Ф3 Ф4

Коллективности 0,640 -0,230 0,046 0,227

Духовной удовлетворенности 0,171 -0,371 0,128 0,626

Креативности -0,097 0,102 -0,167 0,836

Жизнедеятельности 0,076 -0,812 0,002 0,062

Достижения 0,014 -0,274 0,819 -0,041

Традиций 0,758 0,370 -0,005 0,036

Материального благополучия -0,022 0,409 0,721 -0,039

Индивидуальности -0,657 0,233 0,044 0,271

Вес фактора 1,461 1,293 1,239 1,224

Дисперсия 0,183 0,162 0,155 0,153

Из таблицы 8 видно, что четырехфакторная структура обладает рядом особенностей, которых не было выявлено в вышерассмотренных структурах:

1) первый фактор Ф1 биполярен, положительный полюс которого определяется ценностями коллективности и традиций, а отрицательный — ценностью индивидуальности, т. е. противоположенные ценности противоречия находятся в разрешенном состоянии;

2) второй фактор Ф2 также биполярен, в котором ценность жизнедеятельности, характеризующая активность и отношение к любой деятельности (отрицательный полюс), противоположна ценности материального благополучия;

3) третий Ф3 и четвертый Ф4 факторы униполярны и описывают прагматическое отношение к успеху и деньгам (Ф3), а также моральное удовлетворение от творчества (Ф4).

Несмотря на то, что для гармоничного аксиологического типа личности подростков факторная структура оказалась также иерархическая с косоугольным расположением латентных факторов и наличием вторичного фактора, углы между факторами достаточны близки к ортогональности, например, фактор Ф1 расположен относительно других факторов под углом от 86 до 97 градусов. Наибольшее отклонение от ортогональности имеют факторы Ф2 и Ф4 (105 градусов). Следовательно, выделенные ортогональные факторы (табл. 8) в достаточно высокой степени независимы друг от друга и могут быть интерпретированы при анализе аксиосферы данного типа подростков самостоятельно.

Кто же представлен в выборке гармоничного аксиологического типа? При частотном анализе установлено, что 52,2% выборки представлено учащимися 8-го класса и 38,8% — семиклассниками, а остальные — шестиклассники. Следовательно, можно выдвинуть гипотезу, согласно которой чем старше школьники, тем больше доля их представлена в гармоничном аксиологическом типе.

Эта гипотеза имеет место быть, и нами на студенческом возрасте уже была доказана [20]. Действительно, закономерность стремления с возрастом принадлежать к гармоничному аксиологическому типу личности часто подтверждалась на некоторых эмпирических выборках. Отмеченная закономерность, ни каким образом не относится к степени осознанности отдельных ценностей. Так в данной выборке среди гармоничного типа (табл. 8) 86% выборки имело хотя бы одну неосознанную ценность.

Таким образом, исследования структуры аксиосферы показали, что на структуру влияют не только половозрастные характеристики выборки, но и уровень выраженности личностных ценностей (аксиологический тип личности).

В заключении коротко рассмотрим результаты идеографического исследования развития личностных ценностей школьников среднего звена. В работе [6] показано, что в тесте, состоящем из совокупности пар противоположных ценностей, с помощью техники репертуарных решеток может быть реализован идеографический метод определения ценностных противоречий. Такой подход был осуществлен в тесте АТЛЦ [8] для взрослых испытуемых старше 18 лет. Разработанный тест АНЛ4.10 за счет увеличенного количества пунктов в каждой шкале ценностей также позволяет реализовать этот подход, но теперь и для школьников среднего звена.

Напомним, что противоречие в ценностной сфере проявляется в том случае, когда противоположные ценности взаимосвязаны между собой и примерно равны по степени выраженности (амбивалентное состояние) [11]. Наличие противоречия является признаком нерешенной проблемы, число которых увеличивается в кризисные периоды развития личности. Личность через взаимодействие с окружающей средой, совместную деятельность или общение должна разрешить противоречие в пользу одной из противоположных ценностей и тогда личностное развитие возобновляется. Именно появление «застойных явлений» в личностном развитии и деятельности побуждает исследователей разрабатывать методики диагностики противоречий, в частности, в акси-осфере. Однако подавляющее количество методик используются при номотетических исследованиях, когда психологическое явление наблюдается у значительной части выборки. Одной из первых таких методик является опросник Ш. Шварца, содержащий 10 противоположных мотивационных типов личности [18]. Имея неплохие психометрические показатели диагностики ценностей, с ее помощью нам не удавалось определить «мотивационные противоречия». Причина заключалась в том, что противоречия возникают не у всех и не сразу. Следовательно, номотетические исследования противоречий в акси-осфере личности имеют низкую мощность шкал.

Рассмотрим, какова частота встречаемости противоречий в аксиосфере школьников среднего звена при идеографическом методе исследования. На основе корреляционных матриц аксиосферы, пример которой приведен в Приложении (таблица П2), была получена сводная таблица 9. Следует отметить, что в таблице 9 под количеством противоречий понимается количество статистически значимых (при p < 0,05) коэффициентов корреляции (тау-Кендал-ла) в парах противоположных ценностей. Состояние противоречия (амбивалентное или разрешенное) в таблице 9 не учитывалось.

Таблица 9

Относительное количество (%) противоречий в аксиосфере подростков 6-8 классов

Противоречия в аксиосфере 6 кл. 7 кл. 8 кл.

Коллективность - индивидуальность 3 7 10

Духовное - материальное 0 11 15

Творчество - традиция 7 8 10

Процесс - результат 7 11 15

Всего 17 37 49

Из таблицы 9 видно, что количество противоречий увеличивается с возрастом подростков, хотя статистически значимых различий между 7 и 8 классами не выявлено. Распределение противоречий по виду ценностей не выявило статистически значимой достоверности, тем не менее, общая тенденция просматривается. Всего в выборке из 330 школьников одно противоречие выявлено у 34,5% (114 чел.), два противоречия — у 7% (23 чел.) и у одного школьника 7 класса (14 лет) — три противоречия. Если из выборки выделить подростков с наличием одного из противоречий, выявленного идеографическим методом в одну группу, то в этой группе обнаруживается корреляционная взаимосвязь номотетическим методом между этими противоположными ценностями, что доказывает обоснованность предложенного теста для диагностики развития аксиосферы. В то же время полученные результаты поставили множество новых вопросов, ответы на которые будут найдены в следующих исследованиях.

Выводы

1. На основе теоретического анализа отечественных исследований выявлено пять признаков, которые могут использоваться как диагностические конструкты развития аксиосферы подростков.

2. Психометрические исследования разработанного авторского теста АНЛ4.10, обладающего повышенной мощностью шкал личностных ценностей, показали, что все шкалы личностных ценностей и ценностей сфер жизнедеятельности имеют внутреннюю согласованность в диапазоне от 0,63 до 0,86 (альфа Кронбаха), что свидетельствует о приемлемом качестве шкал для нужд практической психологии образования.

3. Используя осознанность личностных ценностей как критерий развития аксиосферы подростков, показано, что диагностируемые ценности можно условно разделить на три группы: стабильные в выборках исследуемого возраста (ценность коллективности, духовная удовлетворенность, достижения и жизнедеятельности), регрессирующие к старшим классам (ценность традиций, креативности) и колеблющиеся в зависимости от возраста (ценность материального благополучия).

4. На цензурированной выборке по осознанности личностных ценностей подростков получены статистически одинаковые уровни выраженности личностных ценностей в трех возрастных группах 6-8 классов.

5. Факторная структура аксиосферы юношей 6 класса находится в стадии становления и представляет собой трехфакторную иерархическую систему с общим вторичным фактором, в 7 классе сформирован доминирующий латентный фактор ценностей гуманитарной направленности, а в 8 классе — упрощена до одного фактора.

6. Структура аксиосферы девушек 12-14 лет всегда представлена двумя латентными факторами, первые из которых выражают ценности гуманистической направленности, а вторые — становящиеся ценности прагматической направленности, при этом в 6 и 8 классах факторы независимы друг от друга.

7. Факторная структура гипераксиального (акцентуированно повышенная выраженность всех ценностей) и гипоаксиального типов личности описывается тремя факторами, первый из которых характеризует ценность морального удовлетворения, а остальные факторы имеют свою специфику.

8. Гармоничный аксиологический тип подростков, состоящий наполовину из восьмиклассников, имеет четырехфакторную структуру аксиосферы, из которых первые два биполярных фактора характеризуют гуманистическую направленность, а два вторых униполярных фактора — прагматическую.

9. Идеографическим методом исследования выявлены у 40% подростков корреляционные взаимосвязи между противоположными ценностями, что свидетельствует о наличии противоречий в ценностной сфере.

10. Номотетическим методом исследования корреляционных взаимосвязей противоположных ценностей подтверждены результаты идеографического исследования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Балакшин О. Б. Гармония — новая роль в естествознании. Дуализм альтернатив гармонии, познания и саморазвития систем: от симметрии к асимметрии. Москва : URSS, 2016. 328 c.

2. Батурин H. А., Мельникова H. Н. Технология разработки тестов: часть I // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Психология». Выпуск 6. 2009. № 30 (163). С. 4—14.

3. Знаков В. В. Психология понимания. Проблемы и перспективы. Москва : Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. 448 с.

4. Журавлев А. Л., Ушаков Д. В., Юревич А. В. Перспективы психологии в решении задач российского общества. Часть II. Концептуальные основания // Психологический журнал. 2013. Том 34. № 2. С. 70—86.

5. Журавлева Н. А. Психология социальных изменений: ценностный подход. Москва : Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. 524 с.

6. Капцов А. В. Диагностика противоречий в ценностной сфере личности // Современная психодиагностика России. Преодоление кризиса : сб. матер. III Всерос. конф. по псих. диагностике: в 2 т. / отв. ред. Н. А. Батурин. Челябинск : Изд. центр ЮУрГУ, 2015. Т. 1. С. 138—144.

7. Капцов А. В. Динамика личностных ценностей городской и сельской молодежи: сравнительный анализ // Социально-психологические исследования города / отв. ред. Т. В. Дробышева, А. Л. Журавлев. Москва : Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. С. 166—182.

8. Капцов A. В. Методика определения противоречий в ценностной сфере личности // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2014. № 2 (16). С. 3—13.

9. Капцов A. В. Методологические аспекты исследования противоречий в аксиосфере опросниками самоотчета // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2013. № 2 (14). С. 161—175.

10. Капцов A. В. Организованность аксиосферы личности: сущность и методика исследования // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2013. № 1 (13). С. 145—159.

11. Капцов A. В. Противоречия в аксиосфере личности: сущность и методы исследования // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2012. № 1 (11). С. 153—167.

12. Капцов A. В. Психологическая аксиометрия личности и группы. Самара : СамЛюксПринт, 2011. 112 с.

13. Капцов A. В. Роль ценностной сферы в развитии личности // Известия Самарского научного центра РАН. 2015. Т. 17. № 1. С. 22—25.

14. Капцов A. В. Структура ценностной и регуляторной систем студентов и школьников // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2016. № 2 (20). С. 3-16.

15. Капцов A. В. Тест аксиологической направленности школьников АНЛ4.4: Руководство по интерпретации результатов диагностики. Самара : Самарская гуманит. акад., 2013. 20 с.

16. Капцов A. В., Бубнова Ю. В. Особенности аксиосферы учащихся среднего звена школы // Доклады Казахской академии образования. 2013. № 1-2. С. 12—19.

17. Капцов A. В., Колесникова Е. И. Проявление противоположных личностных ценностей в саморегуляции школьников и студентов // Социальный мир человека. Вып. 6: матер. VI междунар. научно-практ. конф., 14-16 апр. 2016г. Ижевск : ERGO, 2016. С. 103—107.

18. Карандышев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. Санкт-Петербург : Речь. 2004. 70 с.

19. Карпов A. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. Москва : Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. 424 с.

20. Карпушина Л. В., Капцов A. В. Психология ценностей российской молодежи. Самара : Изд-во СНЦ РАН, 2009. 252 с.

21. Каширский Д. В. Влияние профиля образования и этапа самоопределения на становление системы ценностей в юношеском возрасте : дис. ... канд. психол. наук. Барнаул, 2002. 198 с.

22. Клюева Т. Н, Генсецкая Ю. В. Взаимосвязь саморегуляции подростков и их ценностей // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2016. № 1 (19). С. 114—130

23. Клюева Т. Н, Генсецкая Ю. В. Особенности саморегуляции учащихся 6-х классов школ Самарской области / / Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2015. № 1 (17). С. 117—124.

24. Клюева Т. Н, Генсецкая Ю. В. Особенности саморегуляции учащихся 7-х классов школ Самарской области / / Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2015. № 2 (18). С. 3—9.

25. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Основания синергетики. Синергетическое мировоззрение. Москва : Кн. Дом «ЛИБРОКОМ», 2014. 256 с.

26. Сайко В. Д. Ценностные ориентации детей при переходе в младший школьный и подростковый возраст // Вопросы психологии. 1986. № 2. С. 67—74.

REFERENCES

1. Balakshin O.B. Garmoniya — novaya rol' v estestvoznanii. Dualizm al'ternativ garmonii, poznaniya i samorazvitiya sistem: ot simmetrii k asimmetrii [Harmony-a new role in natural science. Dualism of alternatives to harmony, cognition and self-development of systems: from symmetry to asymmetry]. Moskva: URSS, 2016. 328 p. (in Russian).

2. Baturin N.A., Mel'nikova N.N. Vestnik YUzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Psihologiya» [Bulletin of South Ural state University. Series «Psychology»]. Vypusk 6. 2009. No. 30 (163). Pp. 4-14. (in Russian).

3. Znakov V.V. Psihologiya ponimaniya. Problemy i perspektivy [Psychology of understanding. Problems and prospects]. Moskva: Izd-vo «Institut psihologii RAN», 2005. 448 p. (in Russian).

4. ZHuravlev A.L., Ushakov D.V., YUrevich A.V. Psihologicheskijzhurnal [Psychological journal.]. 2013. V. 34. No. 2. Pp. 70-86. (in Russian).

5. ZHuravleva N.A. Psihologiya social'nyh izmenenij: cennostnyjpodhod [Psychology of social change: a values-based approach]. Moskva: Izd-vo «Institut psihologii RAN», 2013. 524 p. (in Russian).

6. Kapcov A.V. Sovremennaya psihodiagnostika Rossii. Preodolenie krizisa: sb. mater. III Vserossijsk. konf. po psih. diagnostike: v 2-h t. /otv. red. N.A. Baturin [Modern psychodiagnostics of Russia. Overcoming the crisis: St. mater. III all-Russian. Conf. crazy. diagnosis: in 2 t. / OTV. N. Buchanan.]. CHelyabinsk: Izd. centr YUUrGU, 2015. V.1. Pp. 138-144. (in Russian).

7. Kapcov A.V. Social'no-psihologicheskie issledovaniya goroda/otv. red. T.V. Drobysheva, A.L. ZHuravlev [Social and psychological studies of the city / resp. edited by T.V. Drobysheva, A.L. Zhuravlev]. Moskva: Izd-vo «Institut psihologii RAN», 2016. Pp. 166-182. (in Russian).

8. Kapcov A.V. Vestnik Samarskoj gumanitarnoj akademii. Seriya Psihologiya [Bulletin of the Samara humanitarian Academy. Series Psychology]. 2014. No. 2 (16). Pp. 3-13. (in Russian).

9. Kapcov A.V. Vestnik Samarskoj gumanitarnoj akademii. Seriya Psihologiya [Bulletin of the Samara humanitarian Academy. Series Psychology]. 2013. No. 2 (14). Pp. 161-175. (in Russian).

10. Kapcov A.V. Vestnik Samarskoj gumanitarnoj akademii. Seriya «Psihologiya» [Bulletin of the Samara humanitarian Academy. Series Psychology]. 2013. No. 1 (13). Pp. 145-159. (in Russian).

11. Kapcov A.V. Vestnik Samarskoj gumanitarnoj akademii. Seriya «Psihologiya» [Bulletin of the Samara humanitarian Academy. Series Psychology]. 2012. No. 1 (11). Pp. 153-167. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Kapcov A.V. Psihologicheskaya aksiometriya lichnosti i gruppy [Psychological axiometry of individuals and groups]. Samara: SamLyuksPrint, 2011. 112 p. (in Russian).

13. Kapcov A.V. Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra RAN [Proceedings of the Samara scientific center of RAS]. 2015. V.17. No. 1. Pp. 22-25. (in Russian).

14. Kapcov A.V. Vestnik Samarskoj gumanitarnoj akademii. Seriya Psihologiya [Bulletin of the Samara humanitarian Academy. Series Psychology]. 2016. No. 2 (20). Pp. 3-16. (in Russian).

15. Kapcov A.V. Test aksiologicheskoj napravlennosti shkol'nikov ANL4.4: Rukovodstvo po interpretacii rezul'tatov diagnostiki [Test of axiological orientation of schoolchildren ANL4.4: Guidance on the interpretation of diagnostic results]. Samara: Samarskaya gumanit. akad., 2013. 20 p. (in Russian).

16. Kapcov A.V., Bubnova YU.V. Doklady Kazahskoj akademii obrazovaniya [Reports of the Kazakh Academy of education]. 2013. No. 1-2. Pp. 12-19. (in Russian).

17. Kapcov A.V., Kolesnikova E.I. Social'nyj mir cheloveka. Vyp.6: mater. VI mezhdunar. nauchno-prakt. konf., 14-16 apr.2016g [Social world of man. Issue.6: mater. VI international. scientific practice. Conf., 14-16 APR.2016]. Izhevsk: ERGO, 2016. Pp. 103-107. (in Russian).

18. Karandyshev V.N. Metodika SHvarca dlya izucheniya cennostej lichnosti: koncepciya i metodicheskoe rukovodstvo [Schwartz's methodology for studying personal values: concept and methodological guidance]. Sankt-Peterburg: Rech'. 2004. 70 p. (in Russian).

19. Karpov A.V. Psihologiya refleksivnyh mekhanizmov deyatel'nosti [Psychology of reflexive mechanisms of activity]. Moskva: Izd-vo «Institut psihologii RAN», 2004. 424 p. (in Russian).

20. Karpushina L.V., Kapcov A.V. Psihologiya cennostej rossijskoj molodezhi [Psychology of values of Russian youth]. Samara: Izd-vo SNC RAN, 2009. 252 s. (in Russian).

21. Kashirskij D.V. Vliyanie profilya obrazovaniya i ehtapa samoopredeleniya na stanovlenie sistemy cennostej v yunosheskom vozraste: dis.... kand. psihol. Nauk [The influence of the profile of education and the stage of self-determination on the formation of the system of values in adolescence: dis. ... kand. the course of studies. sciences']. Barnaul, 2002. 198 p. (in Russian).

22. Klyueva T.N., Genseckaya YU.V. Vestnik Samarskoj gumanitarnoj akademii. Seriya «Psihologiya» [Bulletin of the Samara humanitarian Academy. Series Psychology]. 2016. № 1 (19). Pp. 114-130. (in Russian).

23. Klyueva T.N., Genseckaya YU.V. Vestnik Samarskoj gumanitarnoj akademii. Seriya «Psihologiya» [Bulletin of the Samara humanitarian Academy. Series Psychology]. 2015. No. 1 (17). Pp. 117-124. (in Russian).

24. Klyueva T.N., Genseckaya YU.V. Vestnik Samarskoj gumanitarnoj akademii. Seriya «Psihologiya» [Bulletin of the Samara humanitarian Academy. Series Psychology]. 2015. No. 2 (18). Pp. 3-9. (in Russian).

25. Knyazeva E.N., Kurdyumov S.P. Osnovaniya sinergetiki. Sinergeticheskoe mirovozzrenie [Bases of synergetics. Synergetic worldview]. Moskva: Kn. Dom «LIBROKOM», 2014. 256 p. (in Russian).

26. Sajko V.D. Voprosypsihologii [Questions of psychology]. 1986. No. 2. Pp. 67-74. (in Russian).

DIAGNOSTICS OF DEVELOPMENT OF THE AXIOSPHERE MIDDLE-LEVEL STUDENTS

A. Kaptsov

The article describes the test of axiological orientation of personality ANL4.10, designed for the nomothetic and ideographic studies of the structure of the value sphere of adolescents. Reliability (consistency) test scales is in the range of 0.63-0.86. The data of the research of the factor structure of the value sphere of teenagers of 6-8 classes depending on the age, sex and axiological type of personality are presented.

Key words: values, teenagers, structure, axiosphere, development.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Тест аксиологической направленности личности школьника АНЛ4.10

Просим оценить важность содержания следующих высказываний по 6-балльной шкале следующим образом:

— если утверждение КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕПРИЕМЛЕМО, то поставьте в бланке цифру «1»

— если — НЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНО, то поставьте цифру «2»

— если — БЕЗРАЗЛИЧНО, то поставьте цифру «3»

— если — ПРИВЛЕКАТЕЛЬНО, то поставьте цифру «4»

— если — ОЧЕНЬ ВАЖНО, то поставьте цифру «5»

— если, подумав над суждением, Вы ЗАТРУДНЯЕТЕСЬ ответить или НЕ ЗНАЕТЕ, то поставьте цифру «0». Старайтесь по возможности не использовать оценку «0».

Во время работы полезно к каждому утверждению проговаривать фразу:

«Для меня сейчас (ваша оценка)...»

1. учиться в дружном классе.

2. иметь душевные отношения с членами своей семьи (родителями, братом, сестрой, бабушкой и дедушкой.

3. творчески подходить к выполнению внеклассных поручений.

4. больше времени уделять своему увлечению (хобби).

5. сама учеба (выполнение уроков) по некоторым школьным предметам.

6. получать от родителей то, что я наметил.

7. не нарушать народных традиций и обычаев.

8. получать выгоду, занимаясь любимым делом.

9. совместное выполнение внеучебных поручений нашим классом (дежурство, организация праздников и т. п.).

10. испытывать удовлетворение от своего увлечения (хобби).

11. соблюдать традиции, принятые в нашей школе (праздники, линейки, экскурсии и т. п.).

12. регулярно получать от родителей «карманные» деньги.

13. иметь собственную точку зрения при проведении какого-либо мероприятия в классе (школе).

14. не ссориться со старшими в своей семье.

15. получать удовлетворение от участия во внеклассных мероприятиях.

16. придумывать в свободное время нечто новое, ранее не существовавшее.

17. досуг проводить в компании друзей.

18. получать подарки за хорошее обучение.

19... иметь собственное мнение в семье, независимо от мнения родителей или родственников.

20. удовлетворенность, получаемую от учебы.

21. придумывать новые способы выполнения домашних поручений.

22. участие во внеклассных мероприятиях.

23. быстро достигать намеченных целей в своем увлечении.

24. отстаивать свое мнение на уроках.

25. придумывать новые способы решения задач на уроке.

26. принимать участие в делах моей семьи или родственников.

27. достигать поставленной цели во внеклассной работе.

28. увлечения, которыми занимаются мои сверстники.

29. достигать высокого результата во время учебы.

30. соблюдать обычаи своей семьи (совместный отдых, прогулки и т. п.).

31. получать призы и подарки за участие во внеклассных мероприятиях школы (класса).

32. иметь увлечение не такое как у всех, даже если оно «забытое старое».

33. учиться в дружеской обстановке.

34. искренние взаимоотношения со своими родственниками.

35. по-новому осуществлять внеклассные задания.

36. больше времени отдавать собственным интересам.

37. учиться в школе, а не просто в нее ходить.

38. получать от родителей то, что запланировал.

39. уважать устои своего народа.

40. получать выгоду, берясь за любимое дело.

41. коллективное решение внеучебных задач нашим классом.

42. получать удовольствие от занятия любимым делом.

43. придерживаться устоев, принятых в нашей школе.

44. получать подарки от родителей.

45. проявлять свои способности во внеклассных мероприятиях.

46. уважать и не пререкаться со старшими в семье.

47. с душой относиться к внеклассным мероприятиям.

48. в хобби вносить свои элементы или действия.

49. свободное время коротать в общества приятелей.

50. получать вознаграждения за старания в учёбе.

51. принимать решения, вне зависимости от выбора семьи.

52. радоваться от учебы и получаемых знаний.

53. творчески подходить к выполнению домашней работы.

54. быть участником внеклассных событий.

55. ставить четкий ориентир для достижения своей мечты в любимом увлечении.

56. иметь сове мнение по обсуждаемому на уроках вопросу.

57. творчески подходить к заданиям, решаемым в классе.

58. помогать своей семье в различных делах.

59. добиваться поставленной цели во внеклассных мероприятиях.

60. хобби, которые захватывают моих ровесников.

61. получать отличные оценки в учебе.

62. уважать традиции своей семьи и продолжать их в будущем.

63. участвовать в различных мероприятиях класса только за хорошее вознаграждение.

64. увлекаться чем-то редко встречающимся.

Прежде чем приступить к обработке полученных данных, необходимо убедиться в том, что бланк ответов полностью заполнен.

Поскольку обработка результатов тестирования достаточно трудоемкая (12 информационных шкал и 24 дополнительные шкалы), то для обработки результатов индивидуального и группового тестирования рекомендуется использовать элементы режима телетестинга. Для этого необходимо ввести результаты тестирования в формате Word в файл со следующей структурой:

— первая строка: ФИО или шифр первого испытуемого

— вторая строка: возраст и пол испытуемого (без пробела)

— третья строка: ответы испытуемого с пункта 1 по пункт 64 без разделителей

— четвертая строка: ФИО или шифр второго испытуемого и т. д. Например, файл с двумя испытуемыми юноши 14 лет (ДМА) и девушки

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13 лет (МОА) будет выглядеть следующим образом: ДМА 14м

5535445535542415555441551112451554154335151513155453315122224435

МОА

13ж

5525554545414544445443454443454354354524552554454534344545434343

Полученный файл отправить по адресу avkaptsov@mail.ru с указанием темы «Обработка АНЛ4.10» и получить результаты обработки (бесплатно) в виде таблицы П1 и П2.

Таблица П1

Результаты обработки теста АНЛ4.10 испытуемого ДМА (юноша, 14 лет)

1 1 С Ф Е Р Ы Образ. Семья Общ.дея Досуг

Итог (стен, * - несформирована) 4 5 1* 9

Безразличие (не более 2) 1 3 4 0

Школа класс Ш12 7А ЦЕННОСТИ Итог Безр

ФИО ДМА Коллективности 5 2

Пол М Духовного удовлетворения 3 1

Возраст 14 Креативности 4 2

Анизотропность ПЦ Жизнедеятельности (процесс) 1 0

К-И Д-М Кр-Т П-Р Достижения (результат) 3 1

2 -4 -3 -5 Традиции 5 1

Индекс противоречия Материальное благополучие 7 1

0 | 1 1 | 1 Индивидуальности 5 0

В таблице П1 итоговые значения ценностей сфер и личностных ценностей приведены в стенах, а шкалы безразличия — в сырых баллах.

Допустимое значение шкал безразличия сфер (16 пунктов) 3 ответа «безразлично», а для шкал личностных ценностей (8 пунктов) — 2 ответа «безразлично». При превышении допустимого уровня по шкалам «безразличие» при p < 0,01 в распечатке (таблица П1) значение ценности отмечается звездочкой «*», что свидетельствует о несформированности (неосознанности) данной ценности. В левой верхней части распечатки приведена демографическая информация об испытуемом. В правой части — выраженность ценностей (стен) и шкал безразличия.

Поскольку в конструкции теста АНЛ4.10 заложены четыре пары противоположных ценностей, то тестом оценивается «анизотропность ПЦ» в каждой паре, свидетельствующая о направлении разрешения ценностного противоречия. Под «анизотропностью ПЦ» — понимается степень неоднородности (различия) противоположных ценностей (ПЦ), измеренных в сырых баллах. Положительный знак анизотропности говорит о преобладании гуманистических ценностей над прагматическими, отрицательный знак — наоборот. В связи с тем, что тест обладает конечным значением чувствительности (мощности шкалы, ± 2), то при анализе результатов необходимо учитывать амбивалентное состояние противоположных ценностей, которое сигнализируется в строке «индекс противоречия» (0 — амбивалентное состояние; 1 — разрешенное состояние).

В таблице П2 приведена распечатка корреляционной матрицы аксиосфе-ры школьника ДМА.

Таблица П2

Корреляционная матрица личностных ценностей аксиосферы юноши ДМА (14 лет)

ДМА 7 А Кол Дух Кре Проц Рез Трад Матер Инд

Коллектив 0,50 0,35 0,73 0,76 -0,27 0,52 0,37

Дух.удовл 0,50 0,63 0,52 0,77 -0,09 0,64 0,71

Креатив 0,35 0,63 0,29 0,49 -0,16 0,31 0,53

Процесс 0,73 0,52 0,29 0,81 -0,47 0,68 0,35

Результат 0,76 0,77 0,49 0,81 -0,33 0,67 0,45

Традиции -0,27 -0,09 -0,16 -0,47 -0,33 -0,18 0,25

Матер. благ. 0,52 0,64 0,31 0,68 0,67 -0,18 0,64

Индивидуал 0,37 0,71 0,53 0,35 0,45 0,25 0,64

Примечание: полужирным шрифтом выделены значимые значения коэффициента корреляции (тау-Кендалла) при p < 0,05

Матрица (таблица П2) содержит 56 коэффициентов корреляции, расположенных парами симметрично относительно главной диагонали. Значимые коэффициенты корреляции (выделены полужирным шрифтом в нижней части матрицы) позволяют определить цельность аксиосферы. Значимые коэффициенты корреляции на второй диагонали характеризуют наличие структурного ценностного противоречия.

Интерпретация данных по шкалам личностных ценностей

Интерпретация данных приведена для случая высокой выраженности личностной ценности (знак «+», означающий 7-10 стен) и низкой выраженности (знак «-», означающий 1-4 стена).

Коллективность

(+) Для человека важен коллектив одноклассников, друзей или родственников. Такие люди считают, что дружеские отношения играют решающую роль в жизни, без которых невозможно прожить.

(-) Безразличное отношение к окружающим его людям. Окружение только создает дополнительные хлопоты, проблемы.

Духовное удовлетворение

(+) Для человека важно получение морального удовлетворения во всех сферах жизни. Такие люди считают, как правило, что самое главное в жизни - делать только то, что интересно и что приносит внутреннее удовлетворение. Идеалистичность во взглядах, приверженность к соблюдению этических норм в поведении и детальности.

(-) Низкая эмоциональная чувствительность, черствость, циничность, пренебрежение общественным мнением, общественными нормами.

Креативность

(+) Для человека важна реализация своих творческих возможностей, внесение различных изменений во все сферы своей жизни. Стремление избегать стереотипов и разнообразить свою жизнь. Такие люди устают от размерного хода своей жизни и всегда стараются внести в нее что-то новое. Характерны изобретательность и увлечённость в самых обыденных ситуациях.

(-) Безразличное отношение к творческим наклонностям, стереотипность поведения и деятельности. Следование устоявшимся нормам и ценностям. Раздражает отсутствие привычного.

Жизнедеятельность

(+) Для человека важно удовлетворение от любимого дела, поступка, деятельности. Увлеченность процессом деятельности, зачастую теряя ориентиры во времени.

(-) Безразличие к процессу учебы, отдыха, увлечения. Желание скорее закончить эту деятельность (работу). Быстро теряет интерес к начатому делу.

Достижения

(+) Для человека важно достижение конкретных и ощутимых результатов в различные периоды жизни. Такие люди, как правило, считают, что главное -добиться цели.

(-) Безразличие к успеху. Основное кредо: «Поживём-увидим». Иногда проявляют бессилие в стремлении достигать какую-либо дальнюю перспективную цель.

Традиции

(+) Для человека важно соблюдение обычаев, правил, традиций. Трепетное отношение к правилам поведения в обществе. Соблюдение народных и старинных обычаев дома, в школе и т. п.

(-) Безразличное отношение к обычаям и правилам, особенно старинным, которые давно надо заменить на новые, современные.

Материальное благополучие

(+) Для человека важно возможно более высокий уровень своего материального благополучия; убежденность в том, что материальный достаток является главным условием жизни.

(-) Равнодушие к материальному достатку. Игнорирование материального достатка как ценности, к которой надо стремиться. Иногда характеризуется тенденцией к аскетизму.

Индивидуальность

(+) Для человека важна независимость от других людей. Такие люди, как правило, считают, что самое главное в жизни — это сохранить неповторимость и своеобразие своей личности, своих взглядов, убеждений, своего стиля жизни, стремясь как можно меньше поддаваться влиянию массовых тенденций. Часто не доверяют авторитетам.

(-) Стремление к конформности, главное — не быть «белой вороной». Такие люди считают, «выскочки» — люди невоспитанные, от которых можно ожидать непредсказуемых поступков. Такие люди не любят брать на себя ответственность.

Интерпретация данных по шкалам ценностей сфер жизнедеятельности

Сфера образования

(+) Для человека важно повышение уровня своей образованности, расширение кругозора, считая, что главное в жизни - это учиться и получать новые знания.

(-) Безразличное отношение к учебе, повышению своей образованности. В жизни есть много дел кроме учебы, которым можно и нужно уделять внимание и силы.

Сфера семьи

(+) Высокая значимость для человека всего того, что связано с жизнью его семьи, отдают много сил и времени решению проблем своей семьи, считая, что главное в жизни — это благополучие в семье.

(-) Безразличное отношение к своей семье, отношениям между ее членами. Семья нужна для достижения каких-либо утилитарных целей и не более того.

Сфера общественной жизни

(+) Высокая значимость для человека проблем жизни общества, общественно-политической жизни. Самое главное для человека — это его политические убеждения, интересы школы, общества.

(-) Безразличное отношение ко всем «внеклассным мероприятиям», участие в них по принуждению, если совсем не удается от них увильнуть.

Сфера досуга

(+) Высокая значимость для человека его увлечений, хобби. Такие люди отдают своему увлечению все свободное время и считают, что без увлечения жизнь человека во многом неполноценна.

(-) Безразличное отношение к проведению своего досуга. Заранее неизвестно, как и чем буду заниматься. Времяпрепровождение спонтанное, бесцельное.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.