Научная статья на тему 'Взаимосвязь стиля саморегуляции студентов с аксиологическими типами личности'

Взаимосвязь стиля саморегуляции студентов с аксиологическими типами личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
79
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕГУЛЯЦИЯ / ЦЕННОСТИ / СТУДЕНТЫ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ / SELF-REGULATION / VALUES / STUDENTS / AXIOLOGICAL TYPES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Капцов Александр Васильевич, Колесникова Екатерина Ивановна

В статье эмпирически показано, что акцентуированный стиль саморегуляци студентов сопровождается взаимосвязью аксиологических типов личности в сфере образования и сфере профессии, причем эта взаимосвязь появляется по мере становления субъектов учебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Капцов Александр Васильевич, Колесникова Екатерина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP STYLE OF SELF-REGULATION OF STUDENTS WITH AXIOLOGICAL PERSONALITY TYPES

The article empirically shows that accentuated the style of self-regulation students accompanied by axiological relationship of personality types in education and the field of the profession, and this relationship appears as the formation of subjects of learning activities.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь стиля саморегуляции студентов с аксиологическими типами личности»

_ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ_

Р5УСМ010СУ0ГРЕк80МАГ!ТУ

УДК 159.9

ВЗАИМОСВЯЗЬ СТИЛЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ СТУДЕНТОВ С АКСИОЛОГИЧЕСКИМИ ТИПАМИ ЛИЧНОСТИ*

© А. В. Капцов © Е. И. Колесникова

Капцов Александр Васильевич кандидат

технических наук, доцент заведующий кафедрой психологии управления Самарская

гуманитарная академия e-mail: avkaptsov@mail.ru

Колесникова Екатерина Ивановна кандидат

психологических наук, доцент доцент кафедры философии Академия строительства и архитектуры Институт социальных и гуманитарных наук и технологий

Самарский государственный технический университет e-mail: kolesnikovaei@yandex.ru

В статье эмпирически показано, что акцентуированный стиль саморегуляци стулентов сопровожлает-ся взаимосвязью аксиологических типов личности в сфере образования и сфере профессии, причем эта взаимосвязь появляется по мере становления субъектов учебной леятельности.

Ключевые слова: саморегуляция, ценности, студенты, аксиологические типы.

Регуляторная сфера личности студентов играет важную роль в успешности профессиональной подготовки. Теоретические и экспериментальные исследования О. А. Конопкина, В. И. Моросановой, А. А. Волочкова, А. К. Ос-ницкого и других показали, что регуляторная сфера студентов в своем развитии проходит ряд стадий от саморегуляции деятельности к саморегуляции личности [4]. При этом в контуры регуляции включаются не только компоненты саморегуляции поведения, но и личностные качества, потребности, мотивы и ценностно-смысловые образования. Становление системы саморегуляции личности происходит неравномерно и на сегодняшний день в онтогенезе является мало исследованным.

В исследовании [2] было показано, что личностные ценности как отдельные компоненты, так и аксиосфера студента в целом на определенном возрастном этапе становятся частью регуляторной системы личности, образуя либо

1 Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РФФИ № 15-06-10399-ОГН

The Bulletin of the Samara Humanitarian Academy. A series Psychology. 2017. No 2 (22)

латентные факторы объединенной ценностно-регуляторной системы, либо взаимодействующие гомогенные факторы отдельно ценностной и регуляторной сфер личности.

Эмпирическая верификация теоретических концепций построения системы саморегуляции личности наталкивается на трудности, в том числе, диагностического характера. Если диагностика звеньев саморегуляции поведения покрывается семейством методик, разработанных В. И. Моросановой и ее учениками [5], то с диагностикой ценностной сферы обстоит все несколько иначе [1]. Во-первых, аксиологичсекая сфера личности состоит из большого количества ценностей, тогда как в опросниках закрытого типа предлагается оценить не более 10-20 ценностей наиболее типичных по мнению авторов диагностического средства. В методиках открытого типа испытуемые вписывают общепризнанные ценности, например, ценность жизни, здоровья, счастья и т. п., слабо коррелирующих с повседневным поведением. Во-вторых, на сегодняшний день появилось и появляется множество новых методик для диагностики отдельных фрагментов аксиосферы личности, что ставит перед исследователями серьезную проблему выбора предмета исследования.

Недостатки дифференциального подхода можно уменьшить при переходе на типологический подход. Как известно, под типом понимается нежесткая классификация близких по сути объектов. Достоинством выявления типов является краткое описание людей, характеризуемых совокупностью признаков и характеристик. Выделение на основе диагностического средства типа, например, личности, осуществляется при отсутствии некоторых диагностических конструктов в методике на отдельные характеристики.

В диссертационном исследовании Л. В. Карпушина [3] с помощью разработанного теста МТЖЦ [7] выделила две аксиологические направленности: гуманистическую и прагматическую, на основе которых была построена аксиологическая типология, состоящая из 9 типов личности. На рисунке 1 приведена двухфакторная модель аксиосферы личности (по Л. В. Карпушиной).

Гм- 100

1 2 3

Е0 4 5 6

7 8 9

£0 100 Пр

Рис. 1. Двухфакторная модель аксиосферы личности

цифрами обозначены типы личности: 1 — гуманистический, 2 — гуманистически-прагматический, 3 — гипераксиальный, 4 — скрытый гуманистический, 5 — гармоничный, 6 — прагматически-гуманистический, 7 — гипоаксиальный, 8 — скрытый прагматический, 9 — прагматический

Мы предполагаем, что на определенном этапе становления саморегуляции личности обучающиеся регулируют свою учебную и учебно-профессиональную деятельность не только за счет звеньев саморегуляции, но и с учетом типологических особенностей аксиологической направленности личности. Причем если ценностная регуляция участвует как в учебной, так и учебно-профессиональной деятельности, то должна существовать взаимосвязь между

аксиологическими типами личности в сфере образования и в сфере профессии. Если в сфере жизнедеятельности выражены ценности другой направленности, то этой взаимосвязи не должно быть обнаружено. Данное предположение послужило гипотезой эмпирического исследования. Кроме основной гипотезы исследования была сформулирована вторая гипотеза о том, что взаимосвязь между аксиологической направленностью студентов в сферах образования и профессии различаются в зависимости от стиля саморегуляции поведения.

Методика исследования

Для доказательства гипотезы о существовании взаимосвязи между аксиологическими типами студентов в сфере образования и сфере профессии было проведено лонгитюдное исследование на трех когортах студентов инженерных специальностей в период с 2009 по 2017 г. Первая выборка (2009 г. поступления) обследовалась на первом курсе (2009 г) и на пятом (2013 г.). Вторая выборка — на первом курсе (2013 г.), на третьем (2015г.) и на пятом (2017 г.). Третья выборка — на первом курсе (2014 г.) и на втором (2015 г.).

Общий объем испытуемых в трех выборках с учетом выбывания студентов, не участвующих во всех диагностических процедурах, составил 241 чел., из них 135 юношей и 106 девушек. При поступлении на первый курс возраст составлял 18,2 лет (ББ = 0,81).

В качестве диагностического инструментария применялись опросник стиля саморегуляции поведения ССП-М В. И. Моросановой [4], и тест аксиологической направленности личности АНЛ4 А. В. Капцова [1].

Для определения стиля саморегуляции был применен кластерный анализ (метод к-средних), с помощью которого выборка испытуемых в каждой когорте делилась на три кластера, отличающихся преобладающим стилем саморегуляции. Поскольку аксиологический тип направленности личности выражен в шкале наименований, то для определения взаимосвязи был применен критерий К. Пирсона х2 в пакете БТАТКТГСА 10.0.

Результаты исследования

Рассмотрение результатов начнем с определением стиля саморегуляции студентов на первых курсах в различных выборках. На рисунке 2 приведен профиль саморегуляции студентов 1 курса когорта 2013 г., а на рисунке 3 — аналогичный профиль саморегуляции для когорты 2014 г.

Plot of Means for Each Cluster

8,0 7,5 7,0 6,5 6,0 5,5 5,0 4,5 4,0 3,5 3,0 2,5

--------

\___________

\ .

.... y.

/

/

моделирование оценка •o- Cluster 3

Рис. 2. Профиль саморегуляции первокурсников (когорта 2013)

Plot of Means for Each Cluster

10 9 8 7 6 5 4 3 2

планирование программирование Cluster 1

моделирование оценка """ Quster 2

Cluster 3

Variables

Рис. 3. Профиль саморегуляции первокурсников (когорта 2014)

Из сравнения профилей видно, что в обеих когортах присутствуют акцентуированный профиль саморегуляции с низким уровнем развитости планирования (кластер 1 на рис. 2 и кластер 3 на рис. 3), акцентуированный профиль саморегуляции с высоким уровнем сформированности планирования (кластер 2 на рис. 2 и кластер 1 на рис. 3) и стиль, имеющий тенденцию к гармоничному, с высоким уровнем звеньев саморегуляции (кластер 3 на рис. 2 и кластер 2 на рис. 3). Причем в когорте 2013 г. более высокий уровень сформированности планирования действительно соответствует гармоничному стилю саморегуляции, нежели в когорте 2014 г. Сравнительный анализ показывает, что в различных когортах стили саморегуляции имеют как общую тенденцию, присущую всем первокурсникам, так и отличительную, отражающую индивидуальные особенности принятого на обучения контингента в данном учебном году. При вычислении критерия хи-квадрат Пирсона выявлено отсутствие взаимосвязи между аксиологической направленностью в сфере образования и профессии при различных стилях саморегуляции, что свидетельствует о неучастии ценностной сферы в регуляторном процессе учебной деятельности первокурсников в целом по потоку студентов. Мы отдаем себе отчет, что на потоке первого курса (в среднем по 75 студентов) имеются некоторые студенты, у которых ценностная сфера уже вовлечена в регуляторные процессы, но номотетические исследования и применяемые математические методы не позволяют их выявить.

По истечению одного года обучения произошли изменения в развитии звеньев саморегуляции, в частности, студенты с низким уровнем планирования повысили его развитость и наоборот. В результате профиль саморегуляции принял вид, показанный на рис. 4.

Из рис. 4 следует, что на втором курсе имеется гармоничный стиль саморегуляции с высоким уровнем развития всех звеньев (кластер 3 на рис. 4), акцентуированный с низким уровнем планирования и моделирования (кластер 2 на рис. 4), а также акцентуированный стиль с высоким развитием моделирования (кластер 1 на рис. 4). Именно в последнем случае обнаружена взаимосвязь аксиологической направленности в сфере образования со сферой

профессии (х2 = 51,45; df = 36 при р = 0,045). Это говорит о том, что для студентов (19 человек), обладающих данным стилем саморегуляции, свойственно в регуляторном процессе задействовать и ценностные характеристики личности. Вероятнее всего, имеет место более высокий уровень становления субъектности студентов, при которой наблюдается уже саморегуляция личности.

Рис. 4. Профиль саморегуляции второкурсников (когорта 2014)

При исследовании студентов третьего курса (когорта 2013 г.) то-же обнаружен один стиль саморегуляции, который можно отнести к акцентуированному с высоким развитием планирования (кластер 3 на рис. 5), характеризуемый наличием ценностной регуляции (х2 = 72,04; df = 48 при р = 0,014). Причем количество студентов, относящихся к этому типу личности, уже составляет 29 человек, следовательно, по мере взросления и перехода студентов на следующий курс у определенной их части происходит развитие регуляторных и ценностных характеристик.

Рис. 5. Профиль саморегуляции третьекурсников (когорта 2013)

Наконец, на выборке этой же когорты 2013 г. был проведен диагностический срез через 4 года обучения (первый курс магистратуры). На рис. 6 приведен профиль саморегуляции, хотя общее количество магистрантов уменьшилось до 61 человека.

Рис. 6. Профиль саморегуляции магистрантов (когорта 2013)

Из рис. 6 видно, что профили саморегуляции магистрантов представлены тремя разновидностями: акцентуированный с высоким развитием планирования (кластер 1 на рис. 6), акцентуированный с низким уровнем развития планирования при нормальном уровне моделирования (кластер 2 на рис. 6) и гармоничный с высоким уровнем развития всех звеньев саморегуляции (кластер 3 на рис. 6). Взаимосвязь с аксиологическими типами личности обнаружена только у акцентуированного стиля с высоким развитием планирования (X2 = 58,00; df = 42 при р = 0,05), хотя их количество составило всего 12 человек.

Таким образом, в результате проведенных исследований можно обнаружить некоторую тенденцию в динамике становления личностной саморегуляции в процессе учебной деятельности. На первом курсе ценностные факторы не участвуют ни в одном из стилей саморегуляци, а начиная со второго курса в одном из стилей присутствует ценностная составляющая, выраженная косвенно в наличии взаимосвязи аксиологической направленности личности на образование и профессию. В данном исследовании эта взаимосвязь проявилась только при наличии акцентуированного стиля саморегуляции, что можно объяснить проявлением компенсаторных механизмов, способствующих достижению поставленных в учебной деятельности целей.

Отсутствие взаимосвязи стиля саморегуляции с аксиологическими типами личности на первом курсе поставило дополнительную задачу исследо-вания: найти сферу жизнедеятельности, в которой молодые люди в возрасте 18 лет все-таки проявляют личностную саморегуляцию. Это оказалось возможным, так как тест аксиологической направленности личности дает информацию по направленности личности в сфере семьи, общественной деятельности и досуга. В результате на выборке когорты 2013 г. установлено, что акцентуированный стиль с высоким уровнем планирования сочетается с аксиологической направленностью в сфере образования и семьи (х2 = 67,74; df = 49 при р = 0,039), а также гармоничный стиль с высоким уровнем звеньев саморегуляции (х2 = 66,68; df = 49 при р = 0,049). И наконец, акцентуированный стиль с низким

уровнем планирования взаимосвязан с аксиологической направленностью сферы образования и досуга (х2 = 43,96; df = 30 при p = 0,048). На старших курсах стили с низким уровнем планирования и гармоничные стили с низким уровнем развития всех звеньев саморегуляции также оказались взаимосвязаны с аксиологической направленностью в сфере досуга, что вполне объяснимо с точки зрения проявления своей личностной саморегуляции именно в этой сфере.

Выводы

1. С помощью аксиологических типов личности возможно определение сферы жизнедеятельности, в которой студенты стремятся к проявлению личностной саморегуляции.

2. Студенты первого курса в силу протекающего адаптационного периода в вузе в основном не склонны к проявлению признаков личностной саморегуляции в учебной деятельности.

3. На втором и более старших курсах в учебной и учебно-профессиональной деятельности студенты с акцентуированным стилем саморегуляции демонстрируют признаки личностной саморегуляции.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Капцов А. В. Психологическая аксиометрия личности и группы. Самара : СамЛюксПринт, 2011. 112 с.

2. Капцов А. В. Структура ценностной и регуляторной систем студентов и школьников // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2016. № 2 (20). С. 3—16.

3. Карпушина Л. В. Структура жизненных ценностей различных социальных групп студентов вузов : дис. ... канд. психол. наук. Самара, 2003. 184 с.

4. Моросанова В. И. Саморегуляция и индивидуальность человека. 2-е изд. Москва : Наука, 2012. 519 с.

5. Моросанова В. И., Бондаренко И. Н. Диагностика саморегуляции человека. Москва : Когито-Центр, 2015. 304 с.

6. Осницкий А. К. Структура и функции регуляторного опыта в развитии субъектности человека // Субъект и личность в психологии саморегуляции: сб. науч. трудов / под ред. В. И. Моросановой. Москва ; Ставрополь : Изд-во ПИ РАО, СевКавГТУ, 2007. С. 233—255.

7. Сопов В. Ф, Карпушина Л. В. Морфологический тест жизненных ценностей: Руководство по применению. Самара : Изд-во СамИКП - СНЦ РАН, 2002. 56 с.

REFERENCES

1. Kapcov A.V. Psihologicheskaya aksiometriya lichnosti i gruppy [Psychological axiometry of individuals and groups]. Samara: SamLyuksPrint, 2011. 112 p. (in Russian).

2. Kapcov A.V. Vestnik Samarskoj gumanitarnoj akademii. Seriya Psihologiya [The Bulletin of Samara humanitarian Academy. Series Psychology]. 2016. No. 2 (20). Pp. 3-16. (in Russian).

3. Karpushina L.V. Struktura zhiznennyh cennostej razlichnyh social'nyh grupp studentov vuzov: dis...kand. psihol. nauk [The structure of values of different social groups of University students: dis...Cand. the course of studies. Sciences]. Samara, 2003. 184 p. (in Russian).

4. Morosanova V.I. Samoregulyaciya i individual'nost' cheloveka [Self-regulation and human individuality]. Moskva: Nauka, 2012. 519 p. (in Russian).

5. Morosanova V.I., Bondarenko I.N. Diagnostika samoregulyacii cheloveka [Diagnostics of self-regulation of human]. Moskva: Kogito-Centr, 2015. 304 p. (in Russian).

6. Osnickij A.K. Sub»ekt i lichnost' v psihologii samoregulyacii: sb. nauch. trudov / pod red. V.I. Morosanovoj [The subject and personality in psychology of self-regulation: collection of scientific works. works / under the editorship of V.I. Morosanova]. Moskva - Stavropol': Izd-vo PI RAO, SevKavGTU, 2007. Pp. 233-255. (in Russian).

7. Sopov V.F., Karpushina L.V. Morfologicheskij test zhiznennyh cennostej: Rukovodstvo poprimeneniyu [Morphological test values of life: application Guide]. Samara: Izd-vo SamIKP - SNC RAN, 2002. 56 p. (in Russian).

THE RELATIONSHIP STYLE OF SELF-REGULATION OF STUDENTS WITH AXIOLOGICAL PERSONALITY TYPES

A. Kaptsov, E. Kolesnikova

The article empirically shows that accentuated the style of self-regulation students accompanied by axiological relationship of personality types in education and the field of the profession, and this relationship appears as the formation of subjects of learning activities.

Key words: self-regulation, values, students, axiological types.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.