Научная статья на тему 'Динамика концептосферы Л. И. Бородина'

Динамика концептосферы Л. И. Бородина Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
290
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТЫ «СУДЬБА» / «СУД» / «ВЫБОР» / "ПРАВДА" / "ДОМ" / "СМУТА" / "ТВОРЧЕСТВО" / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОНЦЕПТОСФЕРА / ТВОРЧЕСТВО Л. И. БОРОДИНА / CONCEPTS "FATE" / "JUDGEMENT" / "CHOICE" / "TRUTH" / "HOUSE" / "REVOLT" / "CREATIVITY" / BORODIN''S LITERARY WORKS / ARTISTIC CONCEPTOSPHERE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Васильева Татьяна Ивановна

Статья посвящена рассмотрению формирования и развития основных констант творчества Л. Бородина в рамках изучения национальной художественной концептосферы второй половины ХХ века. В исследовании анализируется авторское смысловое наполнение концептов «судьба», «суд», «выбор», «правда», «дом», «смута», «творчество», особенности репрезентации данных концептов в художественных произведениях Л. Бородина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the formation and development of the fundamental constants of L. Borodin's works in the study of national artistic conceptosphere of the second half of the twentieth century. The study analyzes the semantic content of the author's concepts "fate", ";judgement", ";choice", ";truth", "house", ";revolt", ";creativity" and the specific representations of these concepts in Borodin's literary works.

Текст научной работы на тему «Динамика концептосферы Л. И. Бородина»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 28 (282). Филология. Искусствоведение. Вып. 70. С. 42-47.

Т. И. Васильева

ДИНАМИКА КОНЦЕПТОСФЕРЫ Л. И. БОРОДИНА

Работа выполняется в рамках проекта № 6.2939.2011, финансируемого Министерством образования и науки Российской Федерации

(госзадание на оказание услуг)

Статья посвящена рассмотрению формирования и развития основных констант творчества Л. Бородина в рамках изучения национальной художественной концептосферы второй половины ХХ века. В исследовании анализируется авторское смысловое наполнение концептов «судьба», «суд», «выбор», «правда», «дом», «смута», «творчество», особенности репрезентации данных концептов в художественных произведениях Л. Бородина.

Ключевые слова: концепты «судьба», «суд», «выбор», «правда», «дом», «смута», «творчество», художественная концептосфера, творчество Л. И. Бородина.

Исследование национальной концептосфе-ры является одним из актуальных направлений современной гуманитарной науки. Учитывая тот факт, что «особое значение в создании кон-цептосферы принадлежит писателям» [9. С. 6], изучение художественных концептов оказывается необходимым этапом на пути определения особенностей формирования и функционирования концептосферы русской культуры. На наш взгляд, рассмотрение динамики концептов в прозе Л. И. Бородина, чье творчество отразило основные социально-культурные события страны второй половины ХХ века, может способствовать определению характерных черт развития национальной художественной концептосферы в обозначенный период.

Стержневыми для большинства первых произведений художника оказываются взаимосвязанные многоуровневые (по классификации И. А. Стернина) концепты: «выбор», «суд», «судьба» [11. С. 60]. Л. Бородин исследует, как человек может повлиять на свою судьбу и судьбу другого. «Судьба» определяется в русле русской традиции, вписывается в данном случае в трактовку, данную словарем В. Даля, как синоним «суда» [8. С. 356]. Герои повестей «Перед судом», «Вариант», «Повести странного времени», рассказов «Встреча», «Посещение» оказываются в роли судьи своих и чужих судеб. В бородинской концептосфе-ре «судьба» неразрывно связана с концептом «справедливость». Стремление всех главных героев произведений автора добиться справедливости, по их пониманию, взяв на себя роль судьи, приводит к обнаружению непознаваемости «правды», закономерностей «судьбы» как Божьего суда. Показательна в данном случае

повесть «Перед судом». Сницаренко, узнав о свершившемся почти два десятка лет назад при его участии преступлении, решает наказать виновного Шитова, но вдруг осознает, что «справедливость не может прервать цепочку зла, а продолжает ее» [4. С. 49]. Персонаж не хочет нести ответственность за свой «суд» перед окружающими. Так определяется еще очень важная для авторского понимания «судьбы» категория - «ответственность». Быть готовым отвечать за свои помыслы, поступки - это один из критериев лучших героев писателя.

В повестях «Перед судом», «Год чуда и печали», в рассказах «Вариант», «Посещение» значимым является концепт «выбор». Центр семантического поля концепта «выбор» у Л. Бородина совпадает с общепринятым значением: от глагола «выбрать» - «взять нужное, предпочитаемое из наличного» [10. С. 94]. Вопросы, исследуемые писателем: свобода выбора, право выбора, смелость выбора, выбор цели, пути, судьбы, выбор как вариант, как игра, - традиционно входят в круг проблем, рассматриваемых классической литературой. По Л. Бородину, человек, выносящий приговор, необходимо встает перед выбором, который в свою очередь заставляет его пересмотреть собственное понимание законов нравственности, понятия «правда» и «справедливость». Так, Калиниченко считает свои преступления подвигами, которые он совершает в борьбе за «красную» власть. Наделяет, на наш взгляд, Л. Бородин этого персонажа «говорящей» фамилией. Она вызывает ассоциацию с реальным историческим деятелем, героем борьбы за освобождение рабочего класса - М. И. Калининым. Имя Калиниченко, Василь, тоже, скорее всего,

выбрано не случайно, и возводится автором не только к значению «царский», в переводе с греческого (Калиниченко стремится быть главным над всеми и во всем), а и к названию мифологического существа Василиска - змея, способного убивать взглядом. Однако не удалось выиграть Калиниченко схватку с более хитрым соперником - Шитовым. По жизненным позициям эти персонажи являются антагонистами. Один - герой, сошедший со страниц книг или киноэкрана, сильный, прямолинейный, одержимо и искренне служащий «идеализму духа». Другой - внешне совсем не герой, с человеческими слабостями, хитрый, делающий грязные дела чужими руками, понимающий свою вину, но скорее не принимающий ее, а пытающийся эту вину оправдать. При рассмотрении образа Шитова мы выходим на концепт «игра», связанный с концептом «выбор». Шитов - организатор игры с высокими ставками, которая вышла из-под его контроля. Противником в ней являлся Калиниченко, главным «козырем» -Сницаренко. Но жесткие расчеты персонажа рушатся в столкновении с непредсказуемостью жизни. И вот в случае с Калиниченко вместо привычного «шито-крыто» (сопоставим с фамилией действующего лица) оказалось «все шиворот-навыворот» [4. С. 38].

В системе концептов взаимодополняющие, а порой и включающиеся друг в друга, концепты «выбор» и «суд» расширяют свое смысловое поле за счет связи с такими концептами, как «преступление» и «наказание», включаемые в концепт «суд», а также «правда» и «справедливость», входящие в концепт «выбор». В начале творческого пути Л. Бородина концепты имеют разнонаправленные связи, в конкретных художественных текстах образуя разные системы (иерархии).

В известной бородинской повести «Третья правда» ключевым является концепт «выбор», который пересекается с концептами «правда» и «справедливость». Правда Ивана и правда Андриана Никаноровича, религиозная, христианская, и природная, языческая, с одной стороны, противопоставлены в повести, с другой - взаимосвязаны и дополняют друг друга, как и сами главные герои. В повести усиливается религиозная составляющая концептов, выстраивается вертикаль «выбор» - «суд» -«судьба» - «вера». Понимают и принимают «судьбу» герои, пришедшие к вере, как Иван Рябинин из «Третьей правды». Определенным образом судьба Ивана Рябинина, «горькая»,

как ягоды рябины, и «недобрая», связана с судьбой не только деревни Рябиновки, но и со всей Россией. Примечательно, что понятие «судьба» в тексте повести используется по отношению к Рябинину. К Селиванову же применяется определение «жизнь», которая в сознании этого героя связана со следующими представлениями: борьба за выживание, инстинкт жизни, чувство жизни. «Жизнь» понимается Селивановым как некое одушевленное существо, природное по своей сути, но в какой-то мере зависящее и от выбора человека: «Каждый свою жизнь сам ломает и чинит!» [6. С. 171]. Иван Рябинин для себя разделяет жизнь на обычную, «что состоит из надежд и грез», внешнюю, суетную, и на внутреннюю, «которая есть истинная правда обо всем и про все», духовную [6. С. 126]. Способствует передаче авторского понимания судьбы концепт «дом». В «Третьей правде» Л. Бородин впервые подробно описывает дома своих главных героев. Пятистенный дом Ивана становится символом судьбы русского человека в «смутное» время. Андриан Селиванов, напротив, «бездомный», хотя имеет свою избу «для прописки». Дом героя кажется «нежилым», «отсутствием своим лишил его души» [6. С. 33]. Селиванов защищает тайгу, будто это его собственный дом, от поползновений власти, воспринимая ее как разрушающее начало, посягающее на селивановскую свободу. И если для верующего Ивана дом и семья являются непоколебимыми ценностями, то «смятенный» Селиванов вовсе не стремится обзавестись ни тем ни другим. Дом для него - атрибут неволи. Однако именно Селиванов охраняет дом друга в течение двадцати пяти лет, пока тот отбывает срок. Именно Селиванов заботится о дочери и внуке Ивана. Селиванов подсознательно тянется к тем жизненным ориентирам, от которых он сознательно отвернулся.

В прозе Л. Бородина конца 1960-х - начала 1980-х гг. выделяются следующие особенности художественной концептосферы: писатель вербализует ключевые концепты, вынося их в заглавие произведений («Перед судом», «Вариант», «Третья правда» и другие), дает «говорящие фамилии» своим персонажам, выражающим ту или иную позицию по исследуемой проблеме, представляющим определенное смысловое наполнение концепта (Калиниченко, Шитов, Рябинин, Козлов и др.). В художественном мире Л. Бородина появляются герои-двойники, герои-антиподы.

В первом случае наблюдается усиление идеи-концепта, во втором концепты выступают в отношения «контраста» или «пересечения».

В 1980-1990-е гг. в центр художественной концептосферы Л. Бородина выходит концепт «творчество». В романе «Расставание» автор изображает нескольких персонажей творческой профессии - интеллигентов, берущихся за перо, кисть, музыкальный инструмент по различным причинам и в разных ситуациях. В контексте данного произведения концепт «творчество» раскрывается через антиномию «халтура». Под личиной «творчества» представленные в романе интеллигенты в большинстве своем «вымучивают» художественные произведения для личной выгоды, что постоянно подмечает центральный персонаж Геннадий. «Халтура» в «Расставании» и последующих произведениях Леонида Бородина ассоциативно связана с понятиями «деньги», «гонорары», «слава», «популярность», «лукавство» и напрямую взаимодействует с одним из ключевых в художественном сознании писателя концептом «игра». Творчество большинства персонажей романа оказывается «притворством», игрой-заигрыванием с народом и властью. В «Расставании» концепт «творчество» репрезентируется на лексическом и морфемном уровнях: через игру слов, неологизмы, которые характеризуют мировоззрение и мироощущение главного героя. «Богоубежище», «марксоидный папа», «пегасист проклятый», -все эти неологизмы носят негативный характер, относятся к образам московских интеллигентов. С гордым самолюбованием интеллигенты играют со словами, обыгрывая устойчивые выражения: мутить воду - «Пусть не мутят воду. Вода и без того слишком мутная, чтобы умный человек мог спокойно рыбку ловить» [5. С. 49]; вороне где-то бог послал кусочек сыру - «В рудиментарности своей найдут себе удовлетворение все те,... кто не удержит в зубах посланный Богом кусочек сыра» [5. С. 89]; Богу богово, а кесарю кесарево - «Я люблю нас, простых советских тружеников, за нашу способность жить в двух измерениях: кесарям кесарево; а наше - оно всегда при нас.» [5. С. 168]. Так и на языковом уровне писатель показывает «творческую игру» интеллигентов, подчеркивающих свою исключительность. Концепт «творчество» в художественной картине мира писателя противопоставлен концепту «игра», который Л. Бородин актуализирует для разоблачения «псевдотворчества».

Религиозная составляющая концептов в текстах Л. Бородина последних десятилетий во многом определяет изменение всей концеп-тосферы. В той же «судьбе» писатель видит «суд Божий», сравнивая его с несовершенным судом человеческим, свершаемым по несовершенным человеческим законам. Автор вновь активно использует морфемный уровень репрезентации концептов. Главный герой повести «Ловушка для Адама» рассуждает о значении слова «закон»: «Странное оно, это понятие - Закон! Интересно, с чего оно взялось? Возможно, был какой-то КОН, черта, предел, за который переходить было нельзя» [3. С. 6]. И в дальнейшем это рассуждение воплощается в жизнь героя. Помимо речевой характеристики для раскрытия образа главного героя Л. Бородин активно применяет эпизоды ирреального общения Адама с отсутствующими или умершими персонажами. Сцены встреч с ними не только обнаруживают многослойность пространственно-временного строения повести, но и способствуют осознанию Адамом собственной экзистенции, усиливают идейное напряжение произведения. Такое же значение имеют и сны Адама, автор использует даже графический разрыв слова для семантизации - «сно-видение». Писатель вводит эти «видения» в повествование неожиданно, создавая общее пространство действия, в котором едино сознательное и подсознательное, причины и следствия, временное и вечное, а в центре - духовные искания человека в мире Смуты.

В 1990-х - начале 2000-х гг. концептосфера Л. Бородина расширяется за счет разработки гиперконцепта «судьба», восходящего к рассмотренным нами ранее концептам «суд» и «выбор». Причем художник обращается к судьбе не только отдельной личности, поколения (военного, шестидесятников, перестроечного), но и к судьбе страны, ее истории, исследуя судьбу как сложнейший феномен, включающий все составляющие писательской концептосферы. Усиливается внимание Л. Бородина к социально-историческим явлениям, и важнейшим для художественного сознания современного автора становится концепт «смута». «Смута» является смысловым центром его произведений конца ХХ в. Данный концепт, по социологической классификации Д. С. Лихачева, следует отнести к этническим, так как само понятие «смута» возникло в русской истории, является доминантой русской культуры. В произведениях Л. И. Бородина 1990-2000-х гг. ассоци-

ативно-семантическое поле данного концепта наполнено понятиями «мятеж», «беспорядок», «волнение», «бесиво», несущими, уже по определению, разрушение государству, отдельной личности. В антонимический ряд, соответственно, выстраиваются «закон», «порядок», «дом», «вера». Данные ряды в конкретных бородинских произведениях оппозициониру-ются, группируя образы, организуя текст в соответствии с авторским осмыслением Смуты. Писатель изображает причины Смуты, ее течение и последствия. В структуре концепта «смута» в художественном мире Л. Бородина можно выделить три взаимосвязанных слоя: государственный (исторический), семейный, личностный. Рассматриваемый концепт в бородинских текстах находит воплощение на разных уровнях: вербализуется в названиях («Царица смуты»), отражается в сюжетах, образах, концентрируется в идейно-тематическом плане. Становление концепта «смута» в художественном сознании писателя шло от основного, исторического, смыслового слоя (мятеж, народные волнения) - к индивидуально-авторскому осмыслению «смуты» как разрушающего внутриличностного явления. В произведениях Бородина 1990-2000-х гг. Л. Бородин неизменно подводит читателя к мысли о причастности каждого человека к судьбе народа, страны; а поэтому и к идее об ответственности гражданина за трагические моменты истории Родины.

Концепт «дом» в повести «Царица смуты» расширяется до масштабов государства российского. Представление боярина Олуфьева о должном устройстве державы неразрывно связывается с «домом»: «Имя дому было - порядок - ряд к ряду, бревно к бревну, и сам он при этом не снаружи, но внутри. Склонил голову - на столе яства угодные, поднял голову - икона с образом Божьим. Из дому вышел -воля нраву и прихоти, но знаешь, что в дом к ночи вернешься, и если в воле меру нарушил, опустил голову - стол пуст, голову поднял - а из глаз Божьих слеза...» [7. С. 29]. В настоящем доме, по мнению писателя, должна быть икона, свидетельствующая о набожности его хозяина, о вере и принятии сложившегося многие века тому назад порядка (то же мы встречали и в доме Рябинина из «Третьей правды»). Именно общепринятому порядку не хочет подчиниться Селиванов, этот порядок не может понять Марина Мнишек. Дом как порядок и закон противопоставлен в исторической повести

степи как смуте и хаосу. Семантика концепта «дом» в творчестве писателя входит в поле концепта «вера». Дом выступает как образец, модель душевного, духовного образования, как внутреннее мироустройство. Вера является необходимым структурообразующим началом, духом дома, которым живут хозяева. Концепт «дом» связан у Л. Бородина и с проблемой свободы. Дом смиряет свободу человека, его суетную жизнь ограничивает не только пространственно, но и необходимой заботой о семье, о хозяйстве, ограничивает волю к праздности, к безответственности.

Писатель разводит концепты «жизнь» и «судьба». Жизненный путь его героев включает «игру», поиски «правды», выхода из «смуты». В концепте «жизнь» определяются две составляющие: личностная (биографическая) и общественная (социальная). Концепт «судьба» в концептосфере автора иерархически стоит выше концепта «жизнь». «Судьба» бородинских персонажей определяется их жизнью и «промыслом» Божьим, который осознают далеко не все. Предопределение судьбы чувствуют и понимают персонажи, стремящиеся объяснить закономерности окружающего мира, собственной жизни. Наряду с усложнением связей между концептами «судьба» и «жизнь» в концептосфере Л. Бородина, следует отметить и усиление ценностной составляющей концепта «жизнь». Отношение к человеку и жизни, понимание ее ценности, становятся самыми важными для бородинских персонажей рассматриваемого периода.

В повести «Бесиво» концепт «судьба» является узловым, становясь гиперконцептом. Через призму судьбы семьи Рудакиных писатель раскрывает свое понимание произошедших со страной перемен в 1990-е годы. Само название произведения характеризует жизнь того времени, когда в Смуту поднялись на поверхность «проходимцы», внесшие свою лепту в разграбление страны, в ломку жизни ее граждан. Саркастически изображает Л. Бородин «судейскую троицу», вершащую судьбы в районном центре. Черпаков, бывший народный заседатель, ныне влиятельный олигарх, считает себя благодетелем, беря на себя право определять жизненные пути людей. Мотив не-удавшейся судьбы, планиды, как называет ее Черпаков, проходит через всю повесть, поддерживается не только на уровне сюжета: разрушение крестьянского хозяйства, деревень, семьи, отдельной судьбы человеческой, - но и

на уровне лексическом: «Не удалась жизнь», -применительно к своей судьбе говорит практически каждый из центральных персонажей повести. И обвиняет художник в этой неудаче главным образом благодетеля-олигарха: «А все-таки не судьба Рудакина поломала, а вы» [2. С. 60]. Л. Бородин вновь поднимает в повести очень важный вопрос для понимания «судьбы»: насколько человек может вмешаться в судьбу другого, является ли это «моментом судьбы».

Два брата бородинской повести, Андрей и Санька, выступают антагонистами: домовитый Андрей одержим хозяйственной деятельностью, бесшабашный Санька, напротив, ищет легкой жизни. Но если в «Третьей правде» подобные герои (домовитый Рябинин и «смятенный» Селиванов) дополняли друг друга, стали друзьями, то совместная жизнь родных братьев не представляется возможной. Андрей с молоком матери впитал любовь к родной земле. Он единственный из деревни во время перестройки расширяет свое хозяйство. Благое намерение обеспечить спокойную старость брату Саньке сталкивается с негодованием от того, что Андрей посягнул на чужую «долю», принял за него решение, «загубил» мечту уехать к морю. И младший брат сжигает дом. Это сожжение в повести становится символом разрушения российского крестьянства, семьи. А нелепое непреднамеренное убийство братом брата завершает бесовское действо. «Взрыв жизни» одной семьи отражает судьбу всей страны: «Одно в утеху: не одна Андрея Михалыча Рудакина жизнь под откос, а, похоже, вообще у всего народа нынешнего крыша сдвинулась, и некуда ей иначе, как и дальше сдвигаться. Вся страна точно каким бесивом обожралась, и всяк на свой манер свихнулся.» [2. С. 57]. Вновь устройство государства представляется Л. Бородиным в виде дома. Писатель даже использует соответствующий фразеологический оборот - «крыша сдвинулась». Разрушение «дома» происходит на всех уровнях: отдельной семьи, рода, деревни, страны. Слабую надежду оставляет автор: лирический герой, выезжая из деревни, замечает, что остатки «дома-хозяйства семьи Рудакиных» не растащили, к тому же на Рудакинском пруду сидят рыбаки: «Так что завтра утром я хоть на часок, да присяду на Рудакинском пруду и первого же пойманного бычка короную в золотую рыбку, которая душой готова к чудодействию, а не чудит только потому, что никто не знает толком, чего хочет»

[2. С. 60]. Вера в чудо возрождения народа не покидает писателя. Фольклорный образ золотой рыбки является и христианским символом веры. Надежда на веру, способную обратить русского человека к дому, порядку, становится ключевой мыслью в последних произведениях Л. Бородина.

В художественной концептосфере Л. Бородина гиперконцепт «судьба» взаимодействует со многими базовыми концептами: «выбор», «жизнь», «правда», «вера». В динамике концепта «судьба», в его художественном воплощении, отразились творческие, а также нравственно-философские поиски писателя: от восприятия судьбы как суда, от желания противостоять судьбе - к принятию судьбы как высшей непознаваемой справедливости, к готовности нести ответственность за свои помыслы и поступки. Гиперконцепт «судьба» связывается в художественной системе автора с концептом «Родина», определяя социальный, личностный и религиозный компоненты кон-цептосферы писателя.

Концепт «творчество» в произведениях автора конца XX - начала XXI вв. репрезентируется через лексемы «свобода», «талант». Усиливается ценностная составляющая литературного творчества: «По мере моего (не без сопротивления разума) врастания в православную традицию наклевывалась, вылуплялась в сознании другая проблема: роль литературы вообще в радостях и бедах народных; степень соотносимости литературного фантазирования с истинами национальной религии; анатомирующий момент литературного мышления и его взаимоотношение с синтезом бытия - основной составляющей любой мировой религии» [1. С. 419]. Концепт «творчество» в контексте автобиографического повествования «Без выбора» соотносится со следующим ассоциативным рядом: писательство - сочинительство - литература. «Сочинительство» включает в себя произведения для души, «чтиво», по определению Л. Бородина. Художественные тексты социальной направленности определяются «писательством». Бородин, выстраивая ассоциативную цепочку, задается одним из самых «больных» для него вопросом: добро или зло несет социально значимое творчество, больше ставящее вопросов, чем отвечающее на них? И подобные вопросы остаются без прямых авторских ответов. Однако, анализируя собственную судьбу, Леонид Бородин так или иначе признает, что литература, страсть к

чтению и писательству, облагораживали его жизнь, помогали выжить в несвободе, способствовали познанию мира и самопознанию.

Природу творчества Л. Бородин склонен трактовать с христианских позиций, «.усматривая в слове «творчество» намерение превзойти Творение Бога - в одном случае, уподобиться Творцу - в другом, «расшифровать» смысл Его творения - в третьем и т. д. Для подлинно воцерковленного человека главная истина о мире - вся в нескольких текстах. Все прочее он рассматривает как попытки (удачные или не очень) комментария и толкования Творения» [1. С. 422]. Противоречивость художественного сознания Бородина в вопросах творчества, как видно из его высказываний, прослеживается во всех составляющих концепта, ибо личное отношение к творчеству, писательству, приходит у Л. Бородина в противоречие с его философскими рассуждениями. Компоненты концепта «творчество» отражают противостояние разума и чувства, рационального и иррационального познания, понимание божественной природы таланта и необходимости социального служения искусства, свойственное писательскому сознанию.

Итак, в 1990-е - начале 2000-х гг. наблюдается постепенное расширение концептов-образов в художественном мире Бородина. Они усложняются за счет усиления религиозной составляющей, а также углубления смысла и связей ключевых концептов. В названиях произведений от концептов-понятий писатель стремится к метафоричности: «Реку переплыть», «Царица смуты», «Инстинкт памяти» и др. Способствуют передачи смысла многослойных концептов дополнительные художественные средства: сложная композиция, фантастические элементы. В желании «дойти до самой сути» Л. Бородин обращается и к этимологии слов, обыгрывая их семантику и эмоциональные оттенки («Ловушка для Адама», «Бесиво», «Трики, или Хроника злобы дней»). Публицистичность последних текстов писателя говорит о желании Л. Бородина напрямую выразить свою гражданскую позицию. Это приводит к тому, что многие концепты переходят в разряд концепций (истории СССР, России, человеческой судьбы и др.), как например, в автобиографическом повествовании «Без выбора».

Изменения художественной концептосфе-ры Л. Бородина носят социально-биографи-

ческий характер: в творчестве автора нашли отражения все основные культурно-политические события конца ХХ века, которые затронули и личную жизнь писателя. От нравственносоциального наполнения ключевых концептов художественной картины мира Л. Бородин постепенно переходит к их философско-религиозному осмыслению. При этом общенациональная составляющая концептов усиливается (актуализируется в концептах «смута», «судьба», «дом»), а индивидуальное прочтение углубляется (концепты становятся многослойными, со сложными иерархическими связями). Расширяется и арсенал художественных средств репрезентации концептов: они находят воплощение не только на лексическом уровне, но и на морфемном, синтаксическом, стилистическом, реализуясь также в сюжетно-композиционном построении произведений.

Список литературы

1. Бородин, Л. И. Без выбора: автобиографическое повествование / Л. И. Бородин. М. : Молодая гвардия, 2003. 505 с.

2. Бородин, Л. И. Бесиво // Москва. 2002. № 11. С. 3-60.

3. Бородин, Л. И. Ловушка для Адама // Юность. 1994. № 9. С. 4-53.

4. Бородин, Л. И. Перед судом // Юность. 1992. № 4-5. С. 34-48.

5. Бородин, Л. И. Расставание // Посещение : повести, рассказы. М. : Андреев. флаг, 2003. 384 с.

6. Бородин, Л. И. Третья правда. Frankfurt/ Main : Посев, 1984. 182 с.

7. Бородин, Л. И. Царица смуты // Москва. 1996. № 5. С. 18-107.

8. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. Т. 4. СПб. : ТОО «Диамант», 1996. 688 с.

9. Лихачев, Д. С. Концептосфера русского языка // Изв. Акад. наук СССР. Сер. литературы и языка. 1993. Т. 52, № 1. С. 3-9.

10. Ожегов, С. И. Словарь русского языка. Екатеринбург : Урал-Советы (Весть), 1994. 800 с.

11. Стернин, И. А. Методика исследования структуры концепта // Методологические проблемы когнитивной лингвистики / под ред. И. А. Стернина. Воронеж, 2001. С. 58-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.