Научная статья УДК 327(470+510)
https://doi.org/10.24158/pep.2023.12.7
Динамика китайско-российского политического гуманитарного партнерства: современные реалии и перспективы
Су Шуай
Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы, Москва, Россия, mrsshuai@163.com
Аннотация. В современных международных отношениях между странами складываются новые формы взаимодействия. Рассматриваемое в настоящей статье гуманитарное политическое партнерство представляет собой новый феномен, существующий на стыке политологии и науки о международных отношениях. Актуальность его изучения обосновывается тем, что в последние годы гуманитарная деятельность стран в международном пространстве становится все более системной и приобретает выраженный политический контекст. Китай и Россия на протяжении последних десятилетий также уделяют немалое внимание реализации совместных проектов в разных гуманитарных сферах, устанавливая тем самым более тесное сотрудничество, преследующее долгосрочные стратегические цели, как правило, политического характера. В связи с распространенностью, но недостаточной изученностью этого феномена проблема китайско-российского гуманитарного политического партнерства, его динамики, современного состояния и перспектив представляется определенно актуальной. Используя комплексный методический подход, автор статьи отвечает на вопрос о содержании гуманитарного политического партнерства Китая и России, представляет периодизацию и закономерности его развития на каждом этапе, а также предлагает собственную модель его перспективного развития.
Ключевые слова: гуманитарное политическое партнерство, гуманитарное сотрудничество, Китай, Россия, китайско-российская модель гуманитарного партнерства, перспективы
Финансирование: инициативная работа.
Для цитирования: Су Шуай. Динамика китайско-российского политического гуманитарного партнерства: современные реалии и перспективы // Общество: политика, экономика, право. 2023. № 12. С. 55-64. https://doi.org/10.24158/pep.2023.12.7.
Original article
Dynamics of the Sino-Russian Political Humanitarian Partnership: Current Realities and Prospects
Su Shuai
Patrice Lumumba Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russia, mrsshuai@163.com
Abstract. In modern international relations, new forms and mechanisms of interaction between the two countries are developing. The humanitarian political partnership is a new phenomenon located at the intersection of political science and the foreign affairs. In recent years the humanitarian activities of countries in the international space have become more and more systemic and are acquiring an increasingly clear political context. Over the past decades, China and Russia have also been paying considerable attention to the implementation of joint projects in various humanitarian fields, thereby establishing closer cooperation pursuing long-term strategic goals, usually of a political nature. Due to the prevalence and insufficient study of this phenomenon, the problem of the Chinese-Russian humanitarian political partnership, its dynamics, current state and prospects, seems not only relevant, but also definitely new. Using an integrated methodological approach, the author of the article answers the question about the content of the humanitarian political partnership between China and Russia, its patterns, and also offers his own vision of the model for its future development.
Keywords: humanitarian political partnership, humanitarian cooperation, China, Russia, Sino-Russian model of humanitarian partnership, prospects
Funding: Independent work.
For citation: Su Shuai (2023) Dynamics of the Sino-Russian Political Humanitarian Partnership: Current Realities and Prospects. Society: Politics, Economics, Law. (12), 55-64. Available from: doi:10.24158/pep.2023.12.7 (In Russian).
Введение. В настоящее время гуманитарный вектор взаимодействия стран становится все более значимым во внешней политике. Все чаще можно наблюдать, как он приобретает полити-
© Су Шуай, 2023
ческий контекст. В этих условиях сформировалась концепция гуманитарной дипломатии (Грибовод, 2023), заключающаяся в продвижении имиджа страны за счет ведения гуманитарной деятельности, что связывает ее с концептом «мягкой силы» (Богатырева и др., 2021: 12). Мы являемся свидетелями того, как правительства разных стран во внешней политике все чаще обращаются к инструментам гуманитарного взаимодействия. В качестве примера можно привести инициативу «Один пояс - один путь», которая, помимо политического и экономического сотрудничества, фокусирует внимание на развитии гуманитарных проектов сотрудничества. Создание организаций, подобных Фонду гуманитарных проектов в России, также свидетельствует о возникновении институциональной инфраструктуры, поддерживающей развитие гуманитарной деятельности страны. В то же время все более отчетливо прослеживается тенденция к политизации данного взаимодействия, что подтверждается принятием концепции гуманитарной политики в России1, неоднократным упоминанием о необходимости взаимодействия в гуманитарных сферах в высказываниях политических лидеров2, а также выбором темы обсуждения подобных обменов на уровне высшего руководства стран3. Это косвенно свидетельствует об эффективности и определенных выгодах, которые несет гуманитарное сотрудничество и партнерство для государств.
Феномен гуманитарного политического партнерства в настоящее время относительно нов и недостаточно изучен в научных кругах. В России гуманитарное взаимодействие в русле политологии и международных отношений исследовалось в трудах ряда авторов, которые рассматривают его как эффективный механизм внешнеполитического влияния (Табаринцева-Романова, 2021: 31), указывают на его связь с приоритетами внешней политики страны (Пентегова, 2019: 55; Муратшина, 2022: 120), изучают влияние социо-гуманитарных проектов на продвижение политического имиджа страны (Богатырева, 2022; Сидоренко, Сейидли, 2022: 81) и другие аспекты. В Китае данный объект исследования изучается с точки зрения его отличий от традиционных механизмов и инструментов внешнеполитического взаимодействия (Хэ Чжанъинь, 2022), межкультурных различий в политическом понимании гуманитарного сотрудничества и партнерства (Жэнь Яньян, Фан Лесянь, 2018; Сюй Ин, 2022), функций данного вектора внешней политики в продвижении национальных инициатив (Лю Шици, 2019). Исследователями изучается также становление гуманитарного вектора китайско-российского диалога (Богодухова, Фомина, 2021), а также гуманитарное сотрудничество двух стран на региональном уровне, преимущественно в приграничье (Ма Лижун, Цзян Ланьхой, 2019, Залесская, Янь Мэйвэй, 2020; Ли Синь, Дуань Хуэй-цинь, 2022) и на уровне отдельных городов-побратимов (Инь Мэнюань, 2023). Несмотря на обращение исследователей к данной теме, проблема гуманитарного политического партнерства в китайско-российских отношениях изучена недостаточно. Исходя из этого, а также учитывая высокую значимость гуманитарного взаимодействия в современных международных отношениях стран и их внешней политике, представляется определенно актуальным проведение подробного исследования развития гуманитарного вектора стратегического партнерства Китая и России, что в свою очередь обусловило выбор темы настоящей работы.
Цель статьи - оценить китайско-российское политическое гуманитарное партнерство в динамике. В соответствии с этим в статье ставятся задачи дать определение понятия политического гуманитарного партнерства, рассмотреть динамику его развития между Китаем и Россией, дать оценку его современного состояния и определить перспективы дальнейшего развития. Полученные результаты позволят внести вклад в теорию политологии и международных отношений, что определяет новизну исследования, его теоретическую и практическую значимость.
К вопросу о сущности понятия политического гуманитарного партнерства. Изучение политического гуманитарного партнерства Китая и России прежде всего требует теорети-зации основных понятий исследования.
Феномен рассматриваемого политического партнерства имеет тесную связь с понятиями гуманитарной политики / дипломатии, публичной и культурной дипломатии. В то же время имеются существенные различия между этими понятиями. Так, гуманитарная политика представляет собой вид воздействия социально-культурного характера на общество с целью оказания выгодного влияния. Публичная и культурная дипломатия чаще функционируют в дискурсе международных отношений, при этом первая сводится к взаимодействию стран на официальном уровне. Именно это отличает публичную дипломатию от культурной, которая, в сущности, направлена на
1 Об утверждении Концепции гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом : Указ Президента Российской Федерации от 05.09.2022 № 611 [Электронный ресурс] // Официальное опубликование правовых актов. Ш1_: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202209050019 (дата обращения: 10.10.2023).
2 = Классическая дискуссия Си Цзиньпина о китайско-российских отношениях [Электронный ресурс] // Baidu. Ш1_: https://baijiahao.baidu.com/s?id=1760876812798082428 (дата обращения: 07.10.2023).
3 ПШ^ШЙ&'^Ш = Си Цзиньпин провел переговоры с президентом России [Электронный ресурс] // Baidu. УР1_: https://baijiahao.baidu.com/s?id=1780134214531031216&wfr=spider&for=pc (дата обращения: 23.10.2023).
укрепление отношений посредством неофициальных инструментов взаимодействия. Гуманитарное политическое партнерство использует культурные мероприятия, выставки, различные виды обменов для установления долгосрочных отношений между государствами на основе общих ценностей, что делает его в некоторой степени схожим с культурной дипломатией. В то же время уровень участников, занимающихся организацией гуманитарного политического партнерства, включает официальных лиц, что делает данное явление схожим с публичной дипломатией. Характер целей партнерства лежит в русле гуманитарной политики каждой страны. Все это в совокупности позволяет сделать вывод, что гуманитарное политическое партнерство реализуется на стыке явлений гуманитарной политики, публичной и культурной дипломатии, воплощает в себе отдельные черты каждого из этих феноменов и в то же время представляет собой уникальное явление современного мира. При этом в Китае слово гуманитарный лш rëndao (знач. человечность, гуманность) в политическом контексте используется реже, чем, например, лх rënwën1 (знач. первоначально оно относилось к поэзии, книгам, ритуалам, музыке, а позже - к различным культурным явлениям в человеческом обществе), который содержит многозначный иероглиф # и используется при обозначении явлений, связанных с культурой, образованностью, грамотностью, цивилизованностью. Это также позволяет обнаружить, что в понимании гуманитарного политического партнерства между Китаем и Россией возможно наличие разных смысловых акцентов, вкладываемых в данное понятие. Несмотря на это, используемые инструменты и цели данного партнерства обнаруживают сходство в обеих странах.
Гуманитарное политическое партнерство и сотрудничество - различные понятия, при этом общим для обоих выступает гуманитарность как основополагающая характеристика такого взаимодействия. Из Концепции гуманитарной политики РФ следует, что в основе гуманитарного сотрудничества лежит взаимодействие страны с региональными и международными акторами, которое сводится к проведению «многосторонних культурных, научных, образовательных и спортивных мероприятий, включая международные фестивали, конференции, симпозиумы, олимпиады, универсиады, чемпионаты и другие»2. Данная основа характерна и для гуманитарного партнерства, при этом важно учитывать различия в ключевых атрибутах сотрудничества как таковых. Лэй Шуан указывает, что партнерство характеризует отношения, ориентированные на общее дело или цель (Лэй Шуан, 2020: 114). Н.И. Васильева пишет о том, что каждой страной при этом признается уникальность навыков, ресурсов и опыта, которые используются для достижения совместных результатов (Васильева, 2019: 42). В политическом контексте партнерство, по мнению А.Л. Андреева, предполагает совместную разработку и реализацию программ и стратегий, связанных с координацией действий государств в международном пространстве (Андреев, 2020: 195). Следовательно, в отличие от сотрудничества, под которым понимается краткосрочное, ориентированное на выполнение конкретных (обычно узконаправленных) задач взаимодействие стран, фокус которого лежит в определенной гуманитарной сфере, например, образовании, культуре и так далее, партнерство представляет собой более долгосрочное, носящее стратегический характер взаимодействие, предполагающее высокую степень зависимости и равенства участвующих стран-партнеров. Политическое партнерство может быть установлено только между равноправными государствами, оно предполагает взаимовыгодность и достижение общих целей политического характера.
Методы исследования. Для изучения динамики развития китайско-российского гуманитарного партнерства нами были использованы методы исторического анализа, системного анализа и анализа динамики, моделирование, а также общенаучные - описание, синтез, обобщение. В частности, исторический анализ используется для изучения эволюции гуманитарного политического партнерства Китая и России, позволяет проследить историческое формирование данного вектора взаимодействия двух стран. На основе выделения особенностей состояния гуманитарного партнерства двух стран была проведена периодизация его развития, представлены характеристики каждого из этапов. В связи со сложностью изучаемого объекта исследования, применение системного анализа позволило изучить гуманитарное политическое партнерство стран как систему, состоящую из разных сфер взаимодействия, таких как образование, культура, спорт, здравоохранение, туризм, средства массовой информации (СМИ). Анализ динамики используется для количественной оценки развития партнерства в разных гуманитарных сферах, для которых доступны статистические данные по числу реализуемых совместных проектов или численности участвующих в гуманитарных обменах. Моделирование используется для создания модели развития гуманитарного партнерства Китая и России, что необходимо для описания его дальнейших перспектив.
1 Sino-Russian Cultural Cooperation Continues to Deepen [Электронный ресурс] // The State Council the People's Republic of China. URL: https://www.gov.cn/xinwen/2023-03/20/content_5747517.htm (дата обращения: 10.10.2023).
2 Об утверждении Концепции гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом : Указ Президента Российской Федерации от 05.09.2022 № 611 ...
Хронологический период исследования определен нижней границей - временем подписания Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между двумя странами в 2001 г.1, и до настоящего времени. В качестве основных источников выступили данные Китайско-российского комитета по гуманитарному сотрудничеству, Китайского культурного центра, Центра русского языка и культуры, а также официальные сайты правительства и посольств КНР и РФ.
Результаты. Изучение истории гуманитарного сотрудничества и партнерства Китая и России позволило выделить следующие периоды их становления и развития (рис. 1).
Рисунок 1 - Периодизация гуманитарного политического партнерства Китая и России Figure 1 - Periodization of the Humanitarian Political Partnership between China and Russia
Первый период (до 2000 г.) - формирование предпосылок для становления гуманитарного партнерства Китая и России.
Китайско-российское гуманитарное сотрудничество впервые зафиксировано в XVII в., однако вплоть до середины XX в. оно носило хаотичный и несистемный характер. Это связано с существованием в те годы территориальных споров между двумя странами, которые сдерживали взаимодействие. Несмотря на то, что после образования КНР в 1949 г., между новым государством и СССР в течение первого десятилетия гуманитарные обмены в сферах науки и образования, литературы и культуры стали более активными, различия в политической мощи стран не позволяли им выйти на уровень гуманитарного партнерства, которое бы имело системный политический характер. Более того, относительная нестабильность в новообразованной стране, а позже распад СССР и схожая ситуация в РФ в 1990-е гг. также оказали определенное влияние на отношения двух стран. Однако уже после 1996 г. начинают формироваться первые предпосылки для установления политического сотрудничества двух стран и важным событием стало подписание Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве в 2001 г.2, в ст. 16 которого отмечено, что стороны «всемерно способствуют развитию обменов и сотрудничества в области культуры, образования, здравоохранения, информации, туризма, спорта и права»3.
Следовательно, для первого периода гуманитарного политического партнерства двух стран было характерно как таковое его отсутствие. В это время отдельные прецеденты гуманитарного сотрудничества не имели системности, взаимодействие двух стран в изучаемой сфере было хаотичным, при этом оно проводилось явно без политического контекста. В то же время, несмотря на активное взаимодействие Советского Союза с КНР в 1950-е гг., установление гуманитарного политического партнерства было невозможным, прежде всего по причине ресурсного неравенства стран. Однако уже к концу ХХ столетия формируются более конкретные предпосылки, подкрепляемые рядом соглашений и договоренностей стран, что позволило им сблизиться и создать фундамент для установления дальнейшего гуманитарного политического партнерства в XXI в.
Второй период (2000-2003 гг.) - формирование институциональной основы для китайско-российского партнерства.
Несмотря на небольшую продолжительность данного периода, в это время произошли события, позволившие окончательно закрепить формировавшиеся на протяжении многих лет предпосылки активного взаимодействия двух стран и официально создать институциональную основу
1 Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой [Электронный ресурс] // Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/3418 (дата обращения: 10.10.2023).
2 Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой ...
3 Там же.
для китайско-российского гуманитарного партнерства. Эта основа была заложена в декабре 2000 г. созданием по договоренности Президента РФ и Председателя КНР двусторонней Комиссии по сотрудничеству в области образования, культуры, здравоохранения и спорта, которая позже была переименована в Китайско-российскую комиссию по гуманитарному сотрудничеству. Данный механизм регулирования гуманитарного партнерства выполняет ряд политических задач, что позволяет обнаружить ее направленность на достижение внутриполитических целей обеих стран. Политическая сущность данной структуры также прослеживается в том, что ее состав утверждается правительствами России и Китая, а обеспечением ее деятельности занимается Министерство иностранных дел1. Также значимость комиссии для гуманитарного политического партнерства стран неоднократно отмечалась в речах высокопоставленных чиновников. Так, по мнению заместителя Председателя Правительства Т. Голиковой, деятельность данной комиссии, безусловно, необходима для углубления многоплановых гуманитарных связей двух стран, что «является безусловным приоритетом развития всего комплекса отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия»2.
Третий период (2003-2017 гг.) - расширение сфер и интенсификация обменов Китая и России в гуманитарной сфере.
В данный период политическое взаимодействие Китая и России достигло уровня партнерства. Это прежде всего связано с проведением множества тематических мероприятий в разных гуманитарных сферах в данный период. Отчетливо обнаруживается тенденция к равенству стран в данном взаимодействии, достижении с его помощью взаимных интересов. Особый вклад в интенсификацию обменов Китая и России в гуманитарной сфере в этот период был внесен посредством проведения тематических годов. В каждый из таких тематических годов организуется множество конференций, симпозиумов и других китайско-российских мероприятий, способствующих продвижению гуманитарного партнерства в сферах образования, культуры, здравоохранения, медиа, науки. «Год дружбы китайско-российской молодежи» (2004), «Год России» в Китае (2006), «Год Китая» в России (2007), «Год русского языка» в Китае (2009), «Год китайского языка» в России (2010), «Годы туризма» (2012-2013), «Годы дружбы и обменов между молодежью» (20142015), «Годы китайско-российского медиаобмена» (2016-2017) - каждый из этих периодов ознаменовался проведением масштабных гуманитарных обменов двух стран, о чем свидетельствует статистика количества мероприятий (табл. 1).
Таблица 1 - Статистика количества мероприятий в рамках тематических годов гуманитарного политического сотрудничества Китая и России3
Table 1 - Statistics on the Number of Events within the Framework
of the Thematic Years of Humanitarian Political Cooperation between China and Russia
Годы Тематика Количество мероприятий
в России в Китае
2006-2007 Год России и Год Китая свыше 150 свыше 200
2009-2010 Языковые годы около 100 свыше 260
2012-2013 Годы туризма около 100 свыше 200
2014-2015 Годы дружбы и обменов между молодежью4 около 30 около 40
2016-2017 Годы китайско-российского медиаобмена около 100 свыше 150
2018-2019 Годы регионального сотрудничества около 300 около 500
Четвертый период (с 2017 г. по настоящее время) - устойчивое развитие гуманитарного партнерства Китая и России, эволюция до стратегического политического уровня. Взаимодействие двух стран в разных гуманитарных сферах приобрело систематический характер, при этом
1 О Российской части Российско-китайской комиссии по сотрудничеству в области образования, культуры, здравоохранения и спорта : Постановление Правительства РФ от 02.12.2000 № 919 [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/doc-ument/901776161?ysclid=looavsl6fx691076486 (дата обращения: 02.11.2023).
2 Татьяна Голикова провела 21-е заседание Российско-китайской комиссии по гуманитарному сотрудничеству [Электронный ресурс] // Правительство России. URL: http://government.ru/news/40945/ (дата обращения: 01.11.2023).
3 Подготовлено с использованием данных официальной статистики Посольства КНР в РФ: Посольство Китайской Народной Республики в Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://ru.china-em-bassy.gov.cn/ (дата обращения: 01.11.2023).
4 По данным статистики «РосВуз», в эти годы количество мероприятий в России и Китае и вовсе достигло 800. См.: Год молодежных обменов Россия-Китай завершился. Но сами обмены продолжатся [Электронный ресурс] // RosVuz. URL: https://rosvuz.ru/news/953-god-molodezhnyh-obmenov-rossiya-kitaj-zavershilsya-no-sami-obmeny-prodolzhatsya?ysclid=looecvfqhx988516908 (дата обращения: 01.11.2023).
институциональная основа была существенно расширена. К настоящему времени развитие гуманитарного партнерства поддерживается на уровне взаимодействия министерств, посольств и консульств, международных организаций, подобных Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и БРИКС (англ. BRICS - Brazil, Russia, India, China, South Africa), общенациональных и региональных культурных центров, неправительственных организаций. Расширение институциональной основы позволяет продвигать политические интересы более широко и использовать разные ресурсы для их достижения в рамках гуманитарного партнерства.
Рассмотрев гуманитарное политическое партнерство Китая и России как систему и уделив особое внимание изучению закономерностей в развитии взаимодействия двух стран в отдельных гуманитарных сферах, мы обнаружили следующую динамику и тенденции.
Прежде всего в сфере образования в период с 2001 по 2021 гг. был достигнут значительный рост обмена студентами между двумя странами: если в 2000 г. в Китае обучалось всего около 1 000 чел. русских студентов, а в России - около 3 500 чел. китайских студентов, то к концу 2021 г. их количество возросло до 14 000 чел. и 35 352 чел.1 соответственно. Помимо этого, улучшается и качество образовательного партнерства, что сводится к созданию совместных китайско-российских университетов, а также открытию филиалов высших школ (по состоянию на март 2023 г., открыто 116 совместных образовательных структур)2. Активно развивается обмен между молодыми учеными и активной молодежью двух стран, что способствует их сближению и создает благоприятную основу для будущего развития гуманитарного партнерства. Обмен педагогическими кадрами вносит вклад в реализацию интересов стран в научно-технологическом и социально-экономическом развитии и создает условия для обеспечения межнационального согласия.
Растет интерес к изучению китайского языка в России (количество осваивающих его в 2021 г. достигло 113 тыс. чел.)3. Это также способствует созданию прочного фундамента для взаимодействия народов двух стран и устойчивого развития их гуманитарного партнерства. В Китае также активно функционируют центры изучения русского языка, что позволяет России реализовать цель гуманитарной политики по продвижению русского языка за рубежом и формированию положительного образа страны.
В сфере здравоохранения в последние годы также усилилось взаимодействие двух стран. Новая коронавирусная инфекция стала катализатором развития партнерства в данной сфере, способствовала расширению связей между исследовательскими кругами, а также организациями здравоохранения. В рамках данной сферы Китай и Россия реализуют множество совместных научных проектов, в том числе в области народной медицины (с 2016 г.), молекулярной генетики (с 2018 г.), педиатрии (с 2018 г.), профилактики эпидемий (с 2020 г.), фармацевтики и разработки вакцин (с 2020 г.). Сотрудничество в сфере здравоохранения позволяет Китаю эффективно реализовать инициативу «Один пояс - один путь», которая составляет основу современной внешнеполитической концепции страны4. Россия, как и КНР, в определенной степени зависит от импорта иностранных лекарств. Выход с отечественного рынка европейских фармацевтических компаний, продукция которых не имеет аналогов (например, противораковые препараты «Мабтера» и «Тамоксифен» и др.5), привел к возникновению высоких рисков для больных и угрозе социальной стабильности в России. Одновременно, Москва в гуманитарном политическом партнерстве с Пекином в сфере здравоохранения настаивает на расширении взаимодействия в сфере производства инновационных онкологических препаратов, а поэтому среди ожиданий от партнерства можно выделить достижение фармацевтической безопасности в стране и обеспечение стабильности в обществе. Для Китая взаимодействие с Россией в сфере здравоохранения также представляет определенный интерес.
Гуманитарное партнерство в сфере культуры и спорта стало активно развиваться с 2006 г. В данном направлении проводятся международные мероприятия по литературе, кино, музыке и танцевальному искусству, организуются совместные мероприятия музеев и архивов. России данные проекты позволяют достичь цели продвижения культуры в китайском пространстве, достичь взаимопонимания и сглаживания противоречий между русским и китайским народами6. При этом стоит отметить тенденцию к росту числа таких центров, например, по инициативе ДВФУ в 2023 г. в
1 В российских вузах обучается 37 081 китайский студент [Электронный ресурс] // Ведомости. URL: https://clck.ru/36zXyF (дата обращения: 04.11.2023).
2 Sino-Russian Cultural Coopération Continues to Deepen ...
3 Ibid.
4 Россия и КНР договорились о сотрудничестве в реализации медицинских проектов [Электронный ресурс] // ТАСС. URL: https://clck.ru/36yVZV (дата обращения: 05.11.2023).
5 «Санкции - санкциями, бизнес - бизнесом»: как в России борются с дефицитом зарубежных лекарств [Электронный ресурс] // Постньюс. URL: https://postnews.ru/a/24326?ysclid=lop5g2zlmf516155609 (дата обращения: 05.11.2023).
6 Об утверждении Концепции гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом : Указ Президента Российской Федерации от 05.09.2022 № 611 ...
Китае было открыто три новых центра русского языка и культуры, помимо ранее существовавших девяти. В России помимо центров китайской культуры важная роль отводится сети институтов Конфуция, количество которых составляет 19, функционируют также 4 специализированные школы1.
Активно развивается взаимодействие в сфере спорта, что подтверждается высокой частотой проведения мероприятий (Российско-китайский симпозиум по спортивной науке в 2012 г., Китайско-российские юношеские зимние игры в 2016 г., Китайско-российские юношеские игры в 2017 г. и другие). Также известны различные спортивные мероприятия в приграничных городах в провинции Хэйлунцзян, Амурской области, Приморском крае, проведение которых способствует обмену опытом и сближению между юными спортсменами двух стран. В декабре 2022 г. был представлен план по развитию китайско-российского спортивного обмена, включающий более 600 мероприятий, реализация которых позволит вывести сотрудничество двух стран в сфере спорта на новый уровень2.
В сфере медиа китайско-российское гуманитарное партнерство продвигается за счет сближения и тесного сотрудничества информационных агентств, газет, радиокомпаний, телекомпаний, новых медиа. С 2014 г. функционирует Китайско-российский совет по СМИ, на базе которого ежегодно организуются разнообразные мероприятия по развитию медиапартнерства двух стран. В настоящее время в гуманитарном политическом партнерстве Китая и России развитию такого рода взаимодействия уделяется особое внимание, что обусловлено пониманием высокой значимости информационного пространства для обеспечения государственной безопасности и стабильности в стране. Это также позволяет странам совместно формировать глобальное общественное мнение3.
Сфера туризма до начала пандемии СОУЮ-19 была одной из наиболее активно развивающихся сфер взаимодействия между Китаем и Россией. В 2019 г. туристический поток из России в Китай и наоборот составил 2,72 млн чел. и 2,25 млн чел. соответственно4. При этом на протяжении рассматриваемого периода не только возросло количество обменов туристами, но и произошли изменения в их качестве, а именно увеличилось время пребывания, возникли новые маршруты. Туризм является одним из важных инструментов расширения культурных связей между двумя странами, создавая основу для взаимного доверия в рамках гуманитарного политического партнерства. Туризм признан инструментом повышения результативности дипломатии и продвижения политических ценностей, что определяет его высокую роль во внешнеполитических концепциях обеих стран.
Обсуждение. Гуманитарное взаимодействие на современном этапе лежит в основе политических отношений Китая и России. С момента подписания Договора о добрососедстве 2001 г.5 оно постепенно эволюционировало от хаотического гуманитарного сотрудничества к более высокому уровню равноправного доверительного партнерства.
В настоящее время создана многоуровневая институциональная основа, позволяющая вести эффективно гуманитарный диалог двух стран. Она также обеспечивает реализацию проектов в разных сферах - образовании, культуре, спорте, медиа, науке. Проведенный анализ позволил обнаружить, что если сферы образования и СМИ в гуманитарном политическом партнерстве стали одними из ключевых и демонстрируют определенно высокие результаты взаимодействия, то в областях культуры, спорта, здравоохранения партнерство еще не достигло высокой степени сплоченности. Что касается сферы культуры, многие мероприятия, проводимые в настоящее время, характеризуются формализмом и в перспективе данное направление нуждается в качественной содержательной доработке, что позволит ему вносить более эффективный вклад в установление доверия и близких отношений между двумя народами. В сфере спорта значительная часть мероприятий проводится на приграничных территориях, а поэтому на современном этапе спортивное партнерство Китая и России можно назвать регионально фрагментированным. В сфере здравоохранения обмены между учеными все еще носят хаотический характер, отсутствует взаимодействие в определенных медицинских областях. Тем не менее в целом гуманитарное политическое партнерство идет по восходящему тренду развития. Представленная периодизация его становления и развития, а также описание каждого из периодов показывают, что в настоящее время гуманитарное политическое взаимодействие Китая и России действительно достигло статуса партнерства и характеризуется устойчивостью.
1 Об Институте Конфуция [Электронный ресурс] // Уральский федеральный университет. URL: https://ci.urfu.ru/ru/about/ (дата обращения: 05.11.2023).
2 Sino-Russian Cultural Cooperation Continues to Deepen ...
3 В РФ появится информационная лента о развитии российско-китайских отношений [Электронный ресурс] // Рамблер. URL: https://clck.ru/36yVfa (дата обращения: 04.11.2023).
4 Посол КНР: Китай и РФ работают над возобновлением безвизовых турпоездок [Электронный ресурс] // АиФ. URL: https://clck.ru/36yVhT (дата обращения: 04.11.2023).
5 Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой .
Поскольку в настоящей статье речь идет о политическом партнерстве стран в гуманитарной сфере, стоит отметить, что данное взаимодействие способствует реализации интересов двух стран. Для внутренней политики Китая и России особый интерес представляет устойчивое социальное развитие, повышение уровня жизни населения. Гуманитарное политическое партнерство позволяет внести вклад в достижение этих целей, в частности, за счет привлечения ресурсов обеих стран для развития ключевых социальных сфер, таких как образование, здравоохранение. Также партнерство позволяет сформировать основу для обеспечения национальной безопасности стран в условиях современной нестабильной международной обстановки, в том числе внося вклад в создание единого китайско-российского информационного пространства, защищенного от внешних воздействий, в создание инноваций в сфере науки и технологий, здравоохранения. Гуманитарное политическое партнерство также способствует совместному продвижению положительного имиджа стран, создавая благоприятную основу для реализации дальнейших политических инициатив.
Для того чтобы гуманитарное политическое партнерство Китая и России вышло на новый уровень и более эффективно выполняло политические функции, была создана модель перспектив его развития, которая позволит обозначить общую «теоретическую рамку» для последующей разработки конкретных мероприятий (рис. 2).
/■ > Сфера образования и науки V у • создание китайско-российских онлайн-платформ для обмена студентами; • совместные научные проекты молодых ученых; • создание условий для обмена учеными
с > Сфера культуры и спорта V У • расширение форматов культурного взаимодействия; ^ •совместное продвижение производства культурной продукции; • создание спортивных клубов; • расширение территориального охвата участников спортивных мероприятий
С N Сфера туризма V у \ • создание новых туристических маршрутов; • развитие культурно-туристической инфраструктуры; •упрощение процедур миграционного и таможенного оформления туристов У
с > Сфера здравоохранения V У N • поддержка взаимодействия организаций в разных сферах медицины; • создание мероприятий по воспитанию здорового образа жизни для реализации целей внутренней политики стран
с Сфера СМИ V \ • поддержка китайско-российских стартапов в сфере новых медиа и традиционных СМИ -'
Рисунок 2 - Модель перспектив развития китайско-российского гуманитарного политического сотрудничества1
Figure 2 - Model of Prospects for the Development of Sino-Russian Humanitarian Political Cooperation
Заключение. Таким образом, роль гуманитарного партнерства в развитии политического взаимодействия между странами продолжит оставаться значительной. Доверительные отношения народов, которые устанавливаются в результате этого партнерства, будут способствовать не только продвижению имиджа одной страны в пространстве другой, но и созданию благоприятных условий для последующего продвижения национальных интересов внешней политики в двустороннем пространстве.
В результате проведенного исследования было обнаружено, что современное взаимодействие Китая и России в гуманитарной сфере хоть и достигло статуса партнерства, тем не менее еще характеризуется рядом проблем и ограничений, не позволяющих ему эффективно выполнять свою политическую роль. Согласно разработанной нами модели, реализация мероприятий в сферах образования и науки, культуры и спорта, туризма, здравоохранения, СМИ позволит повысить доверие двух стран и сделает их гуманитарное политическое партнерство еще более эффективным. Дальнейшее изучение отдельных его аспектов и их влияния на реализацию внешнеполитических и внутринациональных политических интересов в отношениях Китая и России представляется необходимым и поможет внести вклад в научное понимание политизации китайско-российского гуманитарного партнерства.
1 Составлено автором.
Список источников:
Андреев А.Л. Стратегическое партнерство: к характеристике актуального политического феномена // Вестник Института социологии. 2020. Т. 11, № 2. С. 194-210. https://doi.Org/10.19181/vis.2020.11.2.648.
Богатырева О.Н. Гуманитарная дипломатия: современные концепции и подходы // Международные процессы. 2022. Т. 20, № 1 (68). С. 166-191. https://doi.Org/10.17994/IT.2022.20.1.68.4.
Богатырева О.Н., Ковба Д.М., Табаринцева-Романова К.М. Многосторонняя гуманитарная дипломатия: универсальный и региональный опыт. М., 2021. 282 с.
Богодухова Е.Е., Фомина М.Н. Россия и Китай: от международного сотрудничества к международному диалогу // Манускрипт. 2021. Т. 14, № 5. С. 951-955. https://doi.org/10.30853/mns210180.
Васильева Н.И. Стратегическое партнерство Российской федерации и Китайской народной республики: правовые и экономические аспекты взаимодействия // Вестник Московского университета. Серия 27: Глобалистика и геополитика. 2019. № 4. С. 41-54.
Грибовод Е.Г. Конфигурация современной гуманитарной дипломатии в системе международных отношений // Дискурс-Пи. 2023. Т. 20, № 2. С. 142-152. https://doi.org/10.17506/18179568_2023_20_2_142.
Залесская О.В., Янь Мэйвэй. Российско-китайское гуманитарное сотрудничество в области молодежных культурно-образовательных проектов между Амурской областью и провинцией Хэйлунцзян (начало XXI в.) // Genesis: исторические исследования. 2020. № 10. С. 91-104. https://doi.org/10.25136/2409-868X.2020.10.34027.
Инь Мэнюань. Перспективы углубления гуманитарного сотрудничества между городами-побратимами Шанхаем и Санкт-Петербургом // Общество: политика, экономика, право. 2023. № 4 (117). С. 58-65. https://doi.org/10.24158/pep.2023.47.
Лэй Шуан. Концепция партнерства в современной китайской дипломатии // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2020. № 4 (55). С. 113-124. https://doi.org/10.24866/1998-6785/2020-4/113-124.
Муратшина К.Г. Гуманитарное сотрудничество как направление внешней политики России // Власть. 2022. Т. 30, № 3. С. 115-121. https://doi.org/10.31171/vlast.v30i3.9055.
Пентегова А.В. Концепт гуманитарного сотрудничества в современной системе международных отношений // Вестник Забайкальского государственного университета. 2019. Т. 25, № 4. С. 54-60. https://doi.org/10.21209/2227-9245-2019-25-4-54-60.
Сидоренко Н.В., Сейидли С.А. Международное гуманитарное сотрудничество в Центральной Азии: неправительственные организации в регионе и их роль // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Серия: Исторические науки. Культурология. Политические науки. 2022. № 3. С. 81-84.
Табаринцева-Романова К.М. Международное гуманитарное сотрудничество: зарубежные подходы к изучению и реализации // Сравнительная политика. 2021. Т. 12, № 4. С. 31-46. https://doi.org/10.24411/2221-3279-2021-10038.
Ш^АШ^ХЙЙЖМ«:®-®, ЙЯШЖ // ЯТ^ЖМ 2018. Ш2Я„ Ш 98-116 я = Жэнь Яньян, Фан Лесянь. Эволюция развития международной гуманитарной помощи: происхождение, смысл и проблемы // Мир и развитие. 2018. № 2. С. 98-116 (на кит. яз.).
2022,Ш30#Ш8Я„ Ш 84-95 Я = Хэ Чжанъинь. Гуманитарная дипломатия: значение, характеристики и вызовы // Тихоокеанский журнал. 2022. № 30 (8). С. 84-95 (на кит. яз.).
ЖЯ» 2019^„Ш8Я„Ш23-25Я; = Лю Шици. Иностранная гума-
нитарная помощь Китая в рамках инициативы «Один пояс, один путь» // Современная наука управления. 2019. № 8. С. 2325 (на кит. яз.).
2022^Ш2Я„ Ш 82-97 Я = Сюй Ин. Дипломатия культурного наследия с точки зрения международной гуманитарной помощи: внешний вид, сущность и просвещение // Региональное и глобальное развитие. 2022. № (2). С. 82-97 (на кит. яз.).
iff 2022^Ш 38(2)Я„ Ш 56-58 Я = Ли Синь, Дуань Хуэй-
цинь. Укрепление культурных обменов в целях содействия всестороннему развитию китайско-российских отношений // Журнал Цзямусынского профессионального колледжа. 2022. № 38 (2). С. 56-58 (на кит. яз.).
ШШШ "-ф-^" 2019^Ш3Я,Ш26-58Я = Ма Лижун, Цзян
Ланьхой. Тематическое исследование культурных обменов и сотрудничества между Китаем и Россией на фоне «Одного пояса, одного пути» // Журнал Нового Шелкового пути. 2019. № 3. С. 26-58 (на кит. яз.).
References:
Andreev, A. L. (2020) Strategic partnership: characterizing an important political phenomenon. Bulletin of the Institute of Sociology. 11 (2), 194-210. Available from: doi:10.19181/vis.2020.11.2.648. (In Russian).
Bogatyreva, O. N. (2022) Humanitarian diplomacy: modern concepts and approaches. Mezhdunarodnye Processy. 20 (1 (68)), 166-191. Available from: doi:10.17994/IT.2022.20.1.68.4. (In Russian).
Bogatyreva, O. N., Kovba, D. M. & Tabarintseva-Romanova, K. M. (2021) Mnogostoronnyaya gumanitarnaya diplomatiya: uni-versal'nyi i regional'nyi opyt [Multilateral humanitarian diplomacy: universal and regional experiences]. Moscow. 280 p. (In Russian).
Bogodukhova, E. E. & Fomina, M. N. (2021) Russia and China: from international cooperation to international dialogue. Manuscript. 14 (5), 951-955. Available from: doi:10.30853/mns210180. (In Russian).
Gribovod, E. G. (2023) Configuration of modern humanitarian diplomacy in the system of international relations. Discourse-P. 20 (2), 142-152. Available from: doi:10.17506/18179568_2023_20_2_142. (In Russian).
He Zhangyin (2022) [Humanitarian diplomacy: meaning, characteristics and challenges]. [Pacific Journal]. (30 (8)), 84-95 (In Chinese).
Lei Shuang (2020). Partnership concept in modern Chinese diplomacy. Ojkumena. Regional Researches. (4 (55)), 113-124. Available from: doi:10.24866/1998-6785/2020-4/113-124. (In Russian).
Li Xin & Duan Huiqin (2022) [Strengthening cultural exchanges to promote the comprehensive development of Chinese-Russian relations]. [Journal of Jiamusing Vocational College]. (38 (2)), 56-58. (In Chinese).
Liu Shiqi (2019). [Foreign humanitarian assistance to China within the framework of the One Belt, One Road initiative]. [Modern Management Science]. (8), 23-25. (In Chinese).
Ma Lirong & Jiang Lanhui (2019) [A case study of cultural exchanges and cooperation between China and Russia against the background of One Belt, One Road]. [Journal of the New Silk Road]. (3), 26-58. (In Chinese).
Muratshina, K. G. (2022) Humanitarian cooperation as an area of Russian foreign policy. Vlast'. 30 (3), 115-121. Available from: doi:10.31171/vlast.v30i3.9055. (In Russian).
Pentegova, A. V. (2019) The concept of humanitarian cooperation in the modern system of international relations. Vestnik Za-baikal'skogo gosudarstvennogo universiteta. 25 (4), 54-60. Available from: doi:10.21209/2227-9245-2019-25-4-54-60. (In Russian).
Ren Yanyan & Fan Lesyan (2018) [Evolution of the development of international humanitarian aid: origin, meaning and problems]. [World and Development]. (2), 98-116. (In Chinese).
Sidorenko, N. V. & Seyidli, S. A. (2022) International humanitarian ocoperation in Central Asia: non-governmental organizations in the region and their role. Humanities, Socio-Economic and Social Sciences. Series: Historical Sciences. Cultural Science. Political Sciences. (3), 81-84. (In Russian).
Tabarintseva-Romanova, K. M. (2021) International humanitarian cooperation: foreign approaches to studying and realization. Comparative Politics Russia. 12 (4), 31-46. Available from: doi:10.24411/2221-3279-2021-10038. (In Russian).
Vasilyeva, N. I. (2019) Strategic partnership of the Russian Federation and the People's Republic of China: Legal and economic aspects of interaction. Bulletin of Moscow University. Series 27: Global Studies and Geopolitics. (4), 41-54. (In Russian).
Xu Ying (2022) [Diplomacy of cultural heritage from the point of view of international humanitarian assistance: appearance, essence and enlightenment]. [Regional and Global Development]. (6 (2)), 82-97. (In Chinese).
Yin Menyuan (2023) Prospects for deepening humanitarian cooperation between the Twin Cities of Shanghai and St. Petersburg. Society: Politics, Economics, Law. (4 (117)), 58-65. Available from: doi:10.24158/pep.2023.4.7. (In Russian).
Zalesskaya. O. V. & Yan Meiwei (2020) Russia - China humanitarian cooperation in the area of youth cultural and educational projects between Amur Region and Heilongjiang Province (Early XXI century). Genesis: istoricheskie issledovaniya. (10), 91-104. Available from: doi:10.25136/2409-868X.2020.10.34027. (In Russian).
Информация об авторе Су Шуай - аспирант кафедры политического анализа и управления факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы, Москва, Россия.
Конфликт интересов:
автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Information about the author Su Shuai - PhD student, Department of Political Analysis and Management, Faculty of Humanities and Social Sciences, Peoples' Friendship University of Russia named after Patrice Lumumba, Moscow, Russia.
Conflicts of interests:
The author declares no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 04.11.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 02.12.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 19.12.2023.
Автором окончательный вариант рукописи одобрен.