Научная статья на тему 'ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ'

ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
33
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / РОДИТЕЛИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Комарова Нина Анатольевна, Филимонова Анастасия Игоревна

В статье преведены результаты исследования влияния физкультурного образования родителей на изменение физических качеств учащихся младших классов. Результаты проведенного исследования могут быть использованы в общеобразовательных школах для организации и проведения внеурочных мероприятий по физической культуре, которые позволяют повысить уровни физического здоровья и физической подготовленности учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Комарова Нина Анатольевна, Филимонова Анастасия Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ»

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ

ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

И ТВОРЧЕСТВА

Комарова Нина Анатольевна, Филимонова Анастасия Игоревна, Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева, г. Саранск

E-mail: ninasm@bk.ru

Аннотация. В статье преведены результаты исследования влияния физкультурного образования родителей на изменение физических качеств • учащихся младших классов. Результаты проведенного исследования могут быть использованы в общеобразовательных школах для организации и проведения внеурочных мероприятий по физической культуре, которые позволяют повысить уровни физического здоровья и физической подготовленности учащихся.

Ключевые слова: физкультурное образование, физическая культура, младшие школьники, родители.

Проблемы семьи и ребенка в настоящее время требуют большого внимания, поскольку проблемы ребенка это, прежде всего проблемы семьи, а затем уже государства. При этом они неразрывно связаны между собой, и никакое государство не может, да и не должно в большинстве случаев заменять семью.

Исследования, проведенные во многих городах страны и сельских школ, показали, что только меньше половины учащихся начальных классов можно отнести к практически здоровым. Создавшееся положение требует безотлагательных мер, в том числе усиления контроля за здоровьем и физическим развитием школьников. Как никогда возрастает роль родителей [2, с. 10].

К сожалению, многие родителей почти не имеют представления о физической подготовленности своих детей, что, несомненно, не помогает работе учителя. Необходимость специальных бесед, помогающих родителям осознать роль активного и здорового образа жизни в судьбе ребенка, - очевидный факт для учителя физической культуры любых классов [1, с. 39; 3, с. 49].

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

В этой связи представляет определенный интерес проведение исследований взаимосвязи физкультурного образования родителей и младших школьников.

Цель работы - исследовать влияние физкультурного образования родителей на формирование физкультурного образования младшего школьника.

Исследование проводилось в МОУ «Средняя общеобразовательная школа школе №9» г. Саранска. Проводился педагогический эксперимент, в котором приняло участие 130 школьников 1-4 классов, отнесенных по состоянию здоровья к основной медицинской группе.

Все испытуемые были распределены на две учебные группы: контрольную и экспериментальную. В контрольных группах занятия проводились по учебному содержанию комплексной программы по физическому воспитанию. В экспериментальную группу входили дети, с родителями которых велась работа по физкультурному образованию по предложенной нами методике.

Наша экспериментальная программа разработана на основе плана школы по физкультурно-оздоровительной и спортивно- массовой работе и направлена на физкультурное образование родителей в оздоровительных, воспитательных и прикладных целях. В теоретический раздел программы входят лекции, • собеседования. Организация и провидение лекций для родителей, привлечение их к участию в спортивных соревнованиях, праздникам и вечерам физической культуры и спорта, освещение физической и спортивной работы в стенной печати, вся эта работа несомненно приносит хорошие результаты - укрепляет связи между семьей и школой.

В ходе эксперимента нами оценивался уровень развития физических качеств при помощи батареи стандартных тестов. В батарею тестов вошли следующие контрольные упражнения:

- бег 30 м,

- челночный бег 3x10 м,

- прыжок в длину с места,

- наклон туловища вперёд,

- подтягивания на низкой перекладине из виса лёжа (мальчики 3 - 4-х классов - на высокой перекладине),

- бег 1000 м.

Полученные данные обрабатывали с помощью метода математической статистики. Определяли средние результаты выборки и оценивали достоверность различий по ^критерию Стьюдента.

В ходе экспериментальной работы в течение одного учебного года удалось добиться достоверного прироста показателей быстроты, координационных способностей, скоростно-силовых качеств, как у девочек, так и у мальчиков экспериментальной группы. При этом достоверного прироста показателей

52

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

гибкости удалось добиться только у девочек 4-го класса (Р<0,05) и мальчиков 1-го и 2-го класса (Р<0,01). Аналогичная тенденция наблюдается и при сравнении результатов в подтягивании из виса лёжа как у девочек, так и у мальчиков (таблица 1).

Таблица 1

Динамика изменений показателей физической подготовленности учащихся экспериментальных групп за период педагогического эксперимента

Наименова Класс Девочки Мальчики

ние теста До После До После

Бег 30 м, с 1 6,83±0,23 6,41±0,22 6,65±0,11 6,31±0,10

2 6,69±0,10 6,28±0,05 6,44±0,08 6,07±0,08

3 6,49±0,06 6,11±0,04 6,19±0,05 5,85±0,05

4 6,19±0,03 5,87±0,03 5,87±0,04 5,46±0,04

Челночный бег 1 10,67±0,31 10,25±0,31 9,81±0,34 9,37±0,20

3x10 м, с 2 10,49±0,35 10,01±0,24 9,69±0,04 9,13±0,05

3 10,05±0,05 9,71±0,05 9,18±0,04 8,77±0,04

4 9,72±0,04 9,41±0,04 8,85±0,02 8,46±0,03

Прыжок в длину с 1 113,3±3,3 126,8±4,7 116,2±5,1 132,5±5,5

места, см 2 116,8±3,5 132,4±3,4 122,7±5,8 140,2±4,3

3 124,6±5,3 142,7±4,3 129,8±5,4 148,7±4,9

4 128,9±2,3 147,9±2,9 140,7±3,8 157,6±3,7

Наклон вперёд из 1 5,9±0,3 7,2±0,4 2,9±0,2 4,1±0,3

положения сидя, 2 6,7±0,3 7,1±0,3 3,7±0,3 4,3±0,2

см 3 6,1±0,4 7,9±0,5 1,5±0,2 3,1±0,2

4 5,7±0,6 8,0±0,6 1,1±0,2 3,1±0,5

Подтягивания на 1 9,0±0,3 10,0±0,2 9,0±0,4 11,0±0,4

низкой перекла- 2 10,0±0,3 11,0±0,2 12,0±0,4 14,0±0,5

дине, раз 3 12,0±0,4 13,0±0,3 2,0±0,2 3,0±0,3

4 15,0±0,4 19,0±0,4 3,0±0,2 4,0±0,3

Бег 1000м, с 3 394±5,8 366±5,4 356±5,1 331±3,7

4 365±8,6 342±7,1 331±7,5 310±5,4

В программе А. П. Матвеева (2008) оценка гибкости представлена в виде качественных норм: для учеников, 1-2 классов необходимо коснуться лбом колен, ладонями пола или пальцами пола, что соответствует высокому, среднему и низкому уровню развития этого качества. Для измерения выносливости у этого контингента используется бег на 1000 метров без учёта времени. Это не даёт возможности количественной оценки уровня развития этих качеств, а выполняется с целью решения воспитательных задач, когда в классах начальной школы не рекомендуется ставить оценок [4, с. 110].

Поэтому основным критерием эффективности программы физкультурного образования родителей следует признать сравнение показателей развития

53

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

основных физических качеств с исходными показателями, измеренными в определённых стандартных условиях. Отсутствие прироста показателей гибкости у девочек и мальчиков экспериментальной группы указывает на недостаточность внимания, которое уделяется развитию этого качества на уроках физической культуры. В то же время ряд авторов считает, что возраст 7-10 лет является сенситивным для развития гибкости

Определённый интерес представляет сравнение показателей развития основных физических качеств у девочек и у мальчиков контрольных и экспериментальных групп. Представленные в таблице 2 данные тестирования девочек из контрольных и экспериментальных групп показывают следующие закономерности:

- в экспериментальной группе показатели быстроты, координационных и скоростно-силовых способностей, и во всех четырёх классах превосходят, аналогичные показатели учеников из контрольной группы; показатели выносливости у детей экспериментальной группы достоверно улучшились за время проведения педагогического эксперимента, при уровне значимости в диапазоне от 0,01 до 0,05; •

- достоверно более высокие показатели гибкости отмечены у ребят экспериментальной группы только в первом классе (Р<0,05), а у девочек в первом и четвёртом классах (Р<0,01 и Р<0,05, соответственно).

Показатели силы, измеряемые при помощи подтягиваний из разных положений, оказались практически равными у детей контрольных и экспериментальных групп (Р>0,05), исключение составили участницы экспериментальной группы 4-го класса, показатели которых оказались достоверно выше по сравнению с их сверстницами из контрольной группы (Р<0,05) (таблица 2).

Экспериментально доказано, что физкультурное образование родителей в экспериментальных группах по годам обучения приводит к существенному повышению уровня развития физических качеств как у мальчиков, так и у девочек (р<0,05). В первых классах приросты физических качеств составили: скоростные качества — 6,5 % (девочки), 5,4 % (мальчики); скоростно-силовые качества - 11,5 % (девочки), 13,8 % (мальчики); координационные способности -

4.1 % (девочки), 4,7 % (мальчики). Во вторых классах соответственно: скоростные качества - 6,5 % (девочки), 6,1 % (мальчики); скоростно-силовые качества - 13,8 % (девочки), 14,8 % (мальчики); координационные способности — 4,8 % (девочки), 6,5 % (мальчики). В третьих классах: скоростные качества -

6.2 % (девочки), 5,8 % (мальчики); скоростно-силовые качества - 14,5 (девочки), 14,7 % (мальчики); координационные способности — 3,5 % (девочки), 4,7 % (мальчики); выносливость — 7,6 %. В четвертых классах: скоростные качества -

54

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

5.5 % (девочки), 7,5 % (мальчики); скоростно-силовые качества - 14,8 % (девочки), 12,1 % (мальчики); координационные способности - 3,3 % (девочки),

4.6 % (мальчики); выносливость - 6,7 % (девочки), 6,8 % (мальчики).

Таблица 2

Динамика показателей физической подготовленности учащихся контрольных и экспериментальных групп в конце педагогического эксперимента

Наименование теста Класс Девочки Мальчики

Контрольная Экспериментальная Контрольная Экспериментальная

Бег 30 м, с 1 6,69±0,30 6,41±0,22 6,50±0,10 6,31±0,10

2 6,53±0,07 6,28±0,05 6,39±0,07 6,07±0,08

3 6,39±0,05 6,11±0,04 6,09±0,05 5,85±0,05

4 6,11±0,04 5,87±0,03 5,76±0,04 5,46±0,04

Челночный бег 3x10 м, с 1 10,50±0,31 10,25±0,31 9,87±0,20 9,37±0,20

2 10,37±0,24 10,01±0,24 9,58±0,03 9,13±0,05

3 9,95±0,05 9,71±0,05 9,08±0,03 8,77±0,04

4 9,68±0,04 9,41±0,04 8,77±0,03 8,46±0,03

Прыжок в длину с места, см 1 117,8±3,6 126,8±4,7 121,3±4,3 132,5±5,5

2 120,3±4,3 132,4±3,4 127,5±4,9 140,2±4,3

3 127,9±4,7 142,7±4,3 133,7±6,4 148,7±4,9

4 133,4±2,5 147,9±2,9 144,2±3,8 157,6±3,7

Наклон вперёд из положения сидя, см 1 6,1±0,2 7,2±0,4 3,6±0,3 4,1±0,3

2 6,9±0,3 7,1±0,3 3,9±0,2 4,3±0,2

3 7,8±0,5 7,9±0,5 2,9±0,3 3,1±0,2

4 5,9±0,5 8,0±0,6 2,6±0,2 3,1±0,5

Подтягивания на низкой перекладине, раз 1 9,0±0,3 10,0±0,2 11,0±0,5 11,0±0,4

2 11,0±0,3 11,0±0,2 13,0±0,4 14,0±0,5

3 12,0±0,4 13,0±0,3 3,0±0,2 3,0±0,3

4 17,0±0,5 19,0±0,4 4,0±0,2 4,0±0,3

Бег 1000 м, с 3 389±5,8 366±5,4 352±4,8 331±3,7

4 359±8,6 342±7,1 329±6,3 310±5,4

В то же время, у детей контрольных групп эти показатели в течение учебного года изменились не достоверно (р > 0,05).

Таким образом, нами выявлено положительное влияние физкультурного образования родителей на уровень физического развития у мальчиков и девочек в период обучения с 1 по 4 классы.

Литература:

1. Андреев С.Н. Вместе с родителями / С.Н. Андреев // Физическая культура в школе. - 2015. - № 3. - С. 39.

2. Бабенкова Е.А. Как помочь детям стать здоровыми: учебное пособие / Е.А. Бабенкова. - М.: АСТ. Астрель, 2013. - С. 8-18.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

55

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

3. Байков В.П. Взаимодействие школы и семьи / В.П. Байков // Физическая культура в школе. - 2017. - № 1. - С. 49.

4. Матвеев А.П. Физическая культура. Основная школа. Средняя (полная) школа: базовый и профильный уровни / А.П. Матвеев - М. : Просвещение, 2008. - 144 с.

56

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.