Научная статья на тему 'Реализация системно-деятельностного подхода на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС'

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
876
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФГОС / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Синявский Н.И., Безноско Н.Н., Обухов С.М., Родионов В.А., Михель О.И.

Результаты физической подготовленности учащихся определили необходимость разработки новой эффективной методики системно-деятельностного подхода к физическому воспитанию школьников и поиска таких сочетаний средств и методов обучения, которые позволяют активизировать двигательную деятельность на уроке, способствуют комплексному развитию двигательных качеств, раскрывают индивидуальные способности учащегося. Реализация деятельностного подхода на уроках физической культуры с детьми младшего школьного возраста в условиях реализации ФГОС ориентирована на достижение школьниками высокого уровня физической подготовленности, что способствует улучшению показателей. Методика формирования универсальных учебных действий на уроках физической культуры направлена на самостоятельный поиск решения двигательной задачи, анализ и оценку двигательных действий, поиск и формулирование цели, а также систематизацию полученных знаний и умений. Повышение познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся возможно при использовании на уроках физической культуры с детьми младшего школьного возраста деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Синявский Н.И., Безноско Н.Н., Обухов С.М., Родионов В.А., Михель О.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация системно-деятельностного подхода на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС»

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

УДК/UDC 796.011

Информация для связи с автором: apokin_vv@mail.ru

Поступила в редакцию 06.02.2015 г.

Доктор педагогических наук, профессор Н.И. Синявский1 Кандидат педагогических наук, доцент Н.Н. Безноско1 Кандидат педагогических наук, профессор С.М. Обухов2 Кандидат педагогических наук, доцент В.А. Родионов2 Магистрант О.И. Михель1

1 Сургутский государственный педагогический университет, Сургут

2 Сургутский государственный университет, Сургут

SYSTEM-ACTIVITY APPROACH IMPLEMENTED AT PHYSICAL EDUCATION LESSONS

Professor, Dr.Hab. N.I. Sinyavsky1 Associate professor, Ph.D., N.N. Beznosko1 Professor, Ph.D., S.M. Obukhov2 Associate professor, Ph.D., V.A. Rodionov2 Postgraduate O.I. Mikhel'1

1 Surgut State Pedagogical University, Surgut

2 Surgut State University, Surgut

Аннотация

Результаты физической подготовленности учащихся определили необходимость разработки новой эффективной методики системно-деятельностного подхода к физическому воспитанию школьников и поиска таких сочетаний средств и методов обучения, которые позволяют активизировать двигательную деятельность на уроке, способствуют комплексному развитию двигательных качеств, раскрывают индивидуальные способности учащегося. Реализация деятельностного подхода на уроках физической культуры с детьми младшего школьного возраста в условиях реализации ФГОС ориентирована на достижение школьниками высокого уровня физической подготовленности, что способствует улучшению показателей. Методика формирования универсальных учебных действий на уроках физической культуры направлена на самостоятельный поиск решения двигательной задачи, анализ и оценку двигательных действий, поиск и формулирование цели, а также систематизацию полученных знаний и умений. Повышение познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся возможно при использовании на уроках физической культуры с детьми младшего школьного возраста деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС.

Ключевые слова: ФГОС, системно-деятельностный подход, урок физической культуры.

Annotation

As seen from the results concerning physical fitness of students a new and effective technology of the system-activity approach to physical education for schoolchildren need to be developed and such combinations of teaching methods and techniques should be found that could intensify motor activity during classes, facilitate the comprehensive development of motor qualities and reveal individual abilities of pupils.

The aim of the implementation of the activity approach at physical education lessons with primary-school-age children within the framework of the implementation of the federal state educational standard is to increase the physical fitness level of schoolchildren, resulting in higher physical working capacity. The purpose of the technique of formation of universal teaching actions at physical education lessons is to find a solution to a motor task on one's own, analyze and estimate motor actions, search and formulate goals and systematize the acquired knowledge and skills.

Cognitive independence and creativity of schoolchildren can be improved by using physical education lessons with primary-school-age children in the conditions of the activity approach within the framework of the implementation of the federal state educational standard.

Keywords: federal state educational standard, system-activity approach, physical education lesson.

Введение. Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их дея-тельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика [5, с. 3]. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений, навыков и направлено на реальные виды деятельности.

Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями в деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения. Внедрение системно-деятельностного

подхода на уроках физической культуры с детьми младшего школьного возраста в условиях реализации ФГОС открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по предмету «Физическая культура».

Приоритетной целью школьного образования вместо простой передачи знаний, умений и навыков учителем ученику становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться.

Методика и организация исследования. Для достижения цели и решения поставленных задач был использован

комплекс теоретических (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), эмпирических (наблюдение, тестирование физической подготовленности, педагогический эксперимент), а также методы математико-статистической обработки данных.

Педагогический эксперимент реализовывали на базе общеобразовательных учреждений Сургута с 2012 по 2014 г В формирующем этапе эксперимента участвовали 89 воспитанников 2-х классов.

Результаты исследования и их обсуждение. Для модернизации системы физического воспитания учащихся в условиях реализации ФГОС формулируются разные задачи, которые можно объединить в две группы:

1.Развитие индивидуальных способностей ребенка и создание условий для их самосовершенствования средствами физической культуры.

2. Обучение способам самостоятельного поиска необходимой информации, освоение новых двигательных действий путем переосмысления уже изученных движений, исследовательской и конструктивной деятельности, нахождение своих способов решения проблемных ситуаций в двигательной деятельности.

Продолжающееся в школьном возрасте интенсивное развитие форм и функций организма в определенной степени зависит от условий жизни и характера деятельности, в частности от направленного использования средств физической культуры. Доказано, что недостаток двигательной активности (гиподинамия) неизбежно приводит к невосполнимым потерям в физическом развитии, ослаблению защитных сил организма и серьезным нарушениям здоровья. Умелое применение специально подобранных и правильно дозированных физических упражнений в период усиленного естественного морфофункционального развития способствует стимулированию, упорядочению и интенсификации соответствующих процессов достижения значительного подъема функциональных возможностей всех систем организма. Это важно потому, что на более поздних возрастных этапах, когда пики естественного развития тех или иных функций просрочены, добиться подобных результатов трудно или невозможно.

Реализация деятельностного подхода на уроках физической культуры с детьми младшего школьного возраста в соответствии с требованиями ФГОС осуществляется с помощью ряда деятельностно-ориентированных принципов, таких как:

а) принцип обучения деятельности. Содержание материала на уроках физической культуры опирается на технологию проблемного диалога. В соответствии с этой технологией ученики на уроке участвуют в совместном открытии знаний на основе сформулированной ими самими цели урока. У детей развиваются умения определять цель своей деятельности, планировать работу для её осуществления и оценивать итоги достижения в соответствии с планом;

б) принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации и от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности. На первых порах совместно с учителем ученики выполняют репродуктивные задания, позволяющие им понять структуру физического упражнения, затем наступает черёд продуктивных заданий, в рамках которых ученики пробуют применить полученные знания в новой ситуации (например, подбор физических упражнений, направленных на развитие физического качества - гибкости). В конце изучения раздела программного

материала учащиеся решают жизненные задачи (имитирующие ситуации из жизни) и участвуют в работе над созданием проекта (карточек заданий), направленного на развитие ведущих и отстающих физических качеств.

При разработке комплексов физической подготовки педагог совместно с учащимися разрабатывает проект, где необходимо:

1. Определить перспективную цель формирования двигательных качеств, их развитие на конкретном этапе обучения.

2. Провести анализ намеченных физических упражнений, связав их с учебной программой, ее конкретным учебным материалом, с учётом наличия спортивного оборудования и инвентаря, имеющегося в школе.

3. Познакомить детей с методикой организации и проведения круговой тренировки. Каждое упражнение комплекса учащиеся выполняют в течение обусловленного времени (работают 20-30 с, отдыхают 30-40 с), стараясь проделать его максимальное (для себя) число раз, чтобы определить объем работы и отдыха на станциях при выполнении упражнений с учетом своих индивидуальных особенностей.

5. Найти упражнения, направленные на коррекции физических качеств (силы, скорости, выносливости, координации, гибкости).

6. Определить последовательность выполнения упражнений и перехода с одной станции на другую, а также интервал между «кругами» при повторном прохождении комплекса.

7. Оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая) по частоте пульса (с помощью специальной таблицы).

Таким образом осуществляется переход от чисто предметных заданий к заданиям, нацеленным прежде всего на формирование универсальных учебных действий.

Системно-деятельностный подход, осуществляемый на уроках физической культуры, представляет собой целостную организационно-методическую форму физической подготовки. Он не сводится к какому-либо одному способу выполнения упражнений и включает в себя ряд частных методов строго регламентированного упражнения с общим воздействием на организм учащихся и органически вписывается в конкретную серию учебных занятий, помогает учителю осуществлять учебную деятельность.

Опытно-экспериментальным фактором в испытуемых классах являлась целенаправленная коррекция учебного процесса на основе применения деятельностного подхода на уроках физической культуры. Учебный процесс в контрольных и экспериментальных классах строился в соответствии с примерной программой по физической культуре для учащихся общеобразовательной школы [программа].

Одним из условий проведения опытно-экспериментального исследования было сравнение начальных и конечных результатов опытных факторов экспериментальных и контрольных групп.

Всего в работе было задействовано 89 учащихся 2-х классов. Способ комплектования экспериментальных и контрольных групп по их количественному составу - естественный. Исследование было проведено в виде опытных уроков.

Для определения степени воздействия предлагаемого нами применения деятельностного подхода было проведено тестирование физической подготовленности учащихся, занимающихся в контрольных и экспериментальных группах.

Изучая динамику развития базовых кондиционных и координационных способностей у второклассников обеих групп за период эксперимента (табл. 1), можно отметить, что исследуемые показатели у мальчиков обеих групп до экспери-

№ 4 • 2015 Апрель | Дрп!

http://www.teoriya.ru

91

Таблица 1. Абсолютные значения и показатели прироста физической подготовленности мальчиков 2-х классов за период эксперимента, Х ± а

Показатели Группы р

К, n = 20 Э, n = 22

Бег на 30 м, с До эксп. 6,6 ± 0,6 6,6 ± 0,3 > 0,05

После эксп. 6,1 ± 0,3 5,9 ± 0,4 < 0,05

Челночный бег 3x10 м, с До эксп. 9,8 ± 0,7 9,6 ± 0,5 > 0,05

После эксп. 9,4 ± 0,б 9,0 ± 0,6 < 0,05

Прыжок в длину с места, см До эксп . 140,9 ± 16,0 140,6 ± 12,7 > 0,05

После эксп. 146,8 ± 14,2 151,5 ± 14,3 > 0,05

Наклоны вперед из положения сидя, см До эксп. 5,5 ± 3,2 6,5 ± 5,0 > 0,05

После эксп. 5,6 ± 4,3 9,7 ± 7,2 < 0,05

6 -минутный бег, м До эксп. 1076,5 ± 50,8 1072,6 ± 52,4 > 0,05

После эксп. 1163,4 ± 82,3 1156,4 ± 71,2 > 0,05

Подтягивание, колич. раз До эксп. 2,3 ± 3,2 2,7 ± 3,0 > 0,05

После эксп. 2,7 ± 2,0 3,7 ± 1,4 < 0,05

Таблица 2. Абсолютные значения и показатели прироста физической подготовленности девочек 2-х классов за период эксперимента, Х ± а

Показатели Группы р

К, n = 22 Э, n = 23

Бег на 30 м, с До эксп. 6,7 ± 0,5 6,7 ± 0,3 > 0,05

После эксп. 6,2 ± 0,4 5,9 ± 0,3 < 0,05

Челночный бег 3x10 м, с До эксп. 10,2 ± 0,6 10,0 ± 0,6 > 0,05

После эксп. 9,7 ± 0,6 8,8 ± 0,4 < 0,05

Прыжок в длину с места, см До эксп. 130,0 ± 15,6 136,8 ± 9,9 > 0,05

После эксп. 135,9 ± 18,3 154,3 ± 14,2 < 0,05

Наклоны вперед из положения сидя, см До эксп. 5,7 ± 4,8 8,9 ± 6,2 > 0,05

После эксп. 5,8 ± 4,7 11,3 ± 5,8 < 0,05

6-минутный бег, м До эксп. 1076,6 ± 52,1 1074,8 ± 60,5 > 0,05

После эксп. 1109,0 ± 100,2 1130,1 ± 78,6 > 0,05

Подтягивание, колич. раз До эксп. 6,8 ± 4,0 9,6 ± 4,2 < 0,05

После эксп. 7,8 ± 3,2 15,7 ± 6,1 < 0,05

мента существенных различий не имели. Однако в результате эксперимента их физическая подготовленность достоверно улучшилась по большинству параметров: бегу на 30 м (р<0,05), челночному бегу 3x10 м (р<0,05), подтягиванию (р<0,05), наклону вперед из положения сидя (р<0,05).

У девочек 2-го класса до эксперимента достоверно лучшие показатели развития силовых способностей (р<0,05) отмечены в экспериментальной группе, по всем остальным показателям достоверных различий не обнаружено (табл. 2). Девочки экспериментальной группы существенно превысили результаты контрольной группы в развитии скоростных, координационных, скоростно-силовых способностей, гибкости.

Выводы

1.Реализация деятельностного подхода на уроках физической культуры с детьми младшего школьного возраста в условиях реализации ФГОС ориентирована на достижение школьниками высокого уровня физической подготовленности, что способствует ее улучшению. Методика формирования универсальных учебных действий на уроках физической культуры направлена на самостоятельный поиск решения двигательной задачи, анализ и оценку двигательных действий, поиск и формулирование цели, а также систематизацию полученных знаний и умений.

2. Повышение познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся возможно при использовании деятельностного подхода на уроках физической культуры с детьми младшего школьного возраста в условиях реализации ФГОС.

Литература

Гуревич И.А. Физическая культура и здоровье. 300 соревновательно-игровых заданий: учеб.-метод. пособие / И.А. Гуревич. - Минск: Выш. шк., 20011. - 349 с. Лукьяненко В.П. Концепция модернизации системы среднего физкультурного образования в России / В.П. Лукьяненко. - М.: Советский спорт, 2007. - 120 с.

Примерная программа: Физическая культура.1-4-е классы: проект. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 61 с. (Стандарты второго поколения).

Тяпин А.Н. Физическое здоровье обучающихся и пути его совершенствования: информ.-метод. сб. № 4 / А.Н. Тяпин, Ю.П. Пузырь, В.П. Щербаков, Н.А. Созинова, А.С. Базюкин. - М.: Центр ОМОФВ, ГОМЦ «Школьная книга», 2007. - 207 с. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Мин-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011.

References

Gurevich, I.A. Fizicheskaya kul'tura i zdoroVe. 300 sorevnovatel'no-igrovykhzadaniy: ucheb.-metod. posobie (Physical culture and health. 300 competitive-game tasks: teaching aid) / I.A. Gurevich. - Minsk: Vysshaya shkola, 20011. - 349 P.

Luk'yanenko, V.P. Kontseptsiya modernizatsii sistemy srednego fizkul'turnogo obrazovaniya v Rossii (The concept of modernization of secondary physical culture education in Russia) / V.P. Luk'yanenko. -Moscow: Sovetsky sport, 2007. - 120 P.

Primernaya programma: Fizicheskaya kul'tura.1-4-e klassy: proekt (Sample program: Physical culture.1-4th forms: project). - 3rd ed. - Moscow: Prosveshchenie, 2011. - 61 P. (Standards of the second generation).

Tyapin, A.N. Fizicheskoe zdorove obuchayushchikhsya i puti ego sovershenstvovaniya: inform.-metod. sb. № 4 (Physical health of students and ways to improve it: teaching aid. № 4 / A.N. Tyapin,Yu.P. Puzyr', V.P. Shcherbakov, N.A. Sozinova, A.S. Bazyukin. - Moscow: Shkol'naya kniga, 2007. - 207 P.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.