Научная статья на тему 'Динамика исследований деятельности менеджеров образовательных учреждений в педагогическом наследии советского и постсоветского периодов'

Динамика исследований деятельности менеджеров образовательных учреждений в педагогическом наследии советского и постсоветского периодов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О А. Колосова

В статье рассматривается вопрос о характере и многоаспектности управленческой деятельности руководителя учебного заведения в образовательной практике. Раскрыто понятие «педагогический менеджмент», показана его роль в создании рыночной модели управления в образовании в советский и постсоветский период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTIGATION DYNAMICS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS MANAGERS' ACTIVITY IN PEDAGOGICAL HERITAGE OF SOVIET AND POST-SOVIET PERIODS

The article considers the problem concerning the character and variability of educational institution manager's activity I educational practice. The "pedagogical management" notion is revealed, its role in the creation of a market model of management in education in the Soviet and Post-soviet periods is determined.

Текст научной работы на тему «Динамика исследований деятельности менеджеров образовательных учреждений в педагогическом наследии советского и постсоветского периодов»

51/2007

_Вестник Ставропольского государственного университета [fjEf}j|

ИСТОРИЧЕСКИЕ ИНУК И

ДИНАМИКА ИССЛЕДОВАНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МЕНЕДЖЕРОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ СОВЕТСКОГО И ПОСТСОВЕТСКОГО ПЕРИОДОВ

О.А. Колосова

INVESTIGATION DYNAMICS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS MANAGERS' ACTIVITY IN PEDAGOGICAL HERITAGE OF SOVIET AND POST-SOVIET PERIODS

Kolosova O.A.

The article considers the problem concerning the character and variability of educational institution manager's activity I educational practice. The "pedagogical management" notion is revealed, its role in the creation of a market model of management in education in the Soviet and Post-soviet periods is determined.

В статье рассматривается вопрос о характере и многоаспектности управленческой деятельности руководителя учебного заведения в образовательной практике. Раскрыто понятие «педагогический менеджмент», показана его роль в создании рыночной модели управления в образовании в советский и постсоветский период.

УДК 371.2:37.014

Современная наука, отражающая проблемы управленческой деятельности в различных хозяйственных сферах, активно использует понятие «менеджмент».

Педагогический менеджмент трактуется как комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления образовательным процессом, направленным на повышение его эффективности. Внедрение идей менеджмента в управление учебным заведением связано с необходимостью его успешного функционирования в условиях рыночной экономики. Колледжи и школы вынуждены обеспечивать и рекламировать образовательные услуги, должны изучать спрос потребителей, соответствовать ему. Менеджмент включает пропаганду и распространение лучших педагогических инициатив, создание условий для привлечения дополнительных финансовых источников развития.

Эволюция исследований проблемы менеджмента в образовании складывается из четырех периодов, которые охватывают временной интервал от 20-х годов ХХ века до настоящего времени.

Первый период охватывает 20-е - первую половину 30-х гг. ХХ века. В этот отрезок времени были предприняты попытки раскрыть сущность процесса организации педагогического коллектива в целом и организации труда учителя. Специфика труда руководителя школы в эти годы не рассматривается исследователями, поскольку их деятельность не считалась профессиональ-

Колосова О.А.

«Динамика исследований деятельности менеджеров образовательных учреждений...»

ной. Вместе с тем были сделаны первые шаги в определении составляющих компонентов деятельности директора как администратора, хозяйственника, педагога. В исследованиях преобладали эмпирические методы и описательный характер анализа.

Второй период приходится на вторую половину 30-х - конец 50-х гг. ХХ века. Он характеризуется монографическим подходом к изучению проблемы учителя, описанием и анализом передовой школьной практики. Методологией для изучения профессиональной деятельности стала теория дея-тельностного подхода А.Н. Леонтьева, представляющая структуру деятельности как сложную, динамическую, многоуровневую и иерархическую модель. Эта теория положила начало системному исследованию профессиональной деятельности менеджера в образовании. В теоретических построениях и практической деятельности И.К. Новикова, Е. Перовского, В.А. Сухомлинского и др. раскрывалась система работы директора школы, содержание, методы, формы управления различными аспектами педагогического процесса. В публикациях тех лет содержание деятельности школьной администрации определялось через понятие «руководство и контроль». Деятельность руководителей техникумов и школ по-прежнему не считалась профессиональной, она рассматривалась как работа, сопутствующая дидактическому процессу.

Третий период самый противоречивый в развитии отечественного образовательного менеджмента. Он приходится на начало 60-х - начало 80-х гг. и ознаменовался рядом исследований в области психологии и педагогики управления, которые позволили выявить не только закономерности учебно-воспитательного процесса, структуру педагогической деятельности, но и сделать вывод о том, что результаты профессионально-педагогической подготовки сосредоточены на личности специалиста. Исследования этого периода в основном отражают научные поиски двух академических школ: ленинградской и московской. Ленинградская школа представлена работами Н.В. Кузьминой, московская - работами В.А. Сластенина.

Анализ научных исследований и прикладной психолого-педагогической литературы данного периода свидетельствует о том, что фактически неисследованным остался вопрос о характере и многоаспектно-сти управленческой деятельности руководителя учебного заведения. К середине 70-х годов появилась попытка восполнить этот пробел. Выделилась новая отрасль педагогических знаний - школоведение. Школоведение рассматривалось как система определенных технологий в управлении школьным делом и непосредственным руководством школьным коллективом. Школоведение было ориентировано на обобщение передового опыта в вопросах управленческой деятельности. Вся страна с интересом следила за изысканиями известных директоров и ярких педагогов Ш. А. Амонашвили, М.М. Поташника и др.

В 70-е годы появляются работы, в которых на смену школоведческой терминологии приходит специальная управленческая терминология. В исследованиях А.В. Голо-вашкиной, И.П. Раченко и др. доказывается, что научной основой профессиональной деятельности руководителя школы является теория управления. Разработки тех лет позволили раскрыть содержание управленческой деятельности директора школы, технологии управления, средств и механизмов осуществления педагогического анализа, планирования, организации, контроля. Таким образом, утверждалась управленческая парадигма. Процесс управления школой как целостной динамической системой требовал теоретического обоснования. Оно получило отражение в теоретических работах Ю.К. Бабанского, И.П. Раченко, Т.И. Ша-мовой, Г.И. Щукиной и др. Российская педагогическая теория и практика управления была ориентирована только на собственные изыскания. Зарубежный опыт не был адаптирован к отечественной практике.

Первая половина 80-х годов характеризуется усиленным вниманием исследователей к проблемам внутришкольного управления. Основными направлениями в теории и практике управления школой стали: оптимизация в управлении школой (М.М. По-

51/2007

Вестник Ставропольского государственного университета

ташник); функциональное управление (Ю.А. Конаржевский, Т.И. Шамова); интенсификация управленческого труда (И.К. Шалаев) и др.

Управление школой требовало от руководителей высокой научной компетентности, большого мастерства и постоянного совершенствования. Социальная ситуация в стране резко изменилась в середине 80-х годов ХХ века. Именно с этого периода начинается четвертый этап в развитии отечественного образовательного менеджмента. Он характеризовался усилением внимания к субъекту управления. Выделялись компоненты субъективных факторов: уровень владения специальными знаниями по управлению, степень опытности и умение использовать опыт в новых ситуациях, доминирующий стиль в руководстве, умение учитывать специфику коллектива, позитивное отношение к новаторству и творчеству.

Концепция внутришкольного управления стала основываться на принципах гу-манистичности, демократизации, аналитичности, целесообразности, сотрудничества, индивидуального подхода.

Обновлялся и реформировался механизм управления школой, возрастала необходимость интегративного подхода в управлении. Совершенствовались методы, расширялись масштабы деятельности директора, изменялись и появлялись новые виды деятельности. Возрастали требования к личности директора, стилю его деятельности, его профессиональной компетентности.

Ярким событием для развития теории менеджмента в 90 годы ХХ века стало исследование А.А. Деркача, который предложил в качестве критериев выбора психологических оснований для классификации управленческих кадров следующие показатели: уровень принятия решений и обязательность их реализации соответствующими исполнительными структурами. В соответствии с этими критериями автор разработал классификацию личностно-профессиональ-ных качеств менеджеров. Выделилось четыре группы:

• менеджеры, принимающие решения, подлежащие исполнению на федераль-

ном (или региональном) уровне через соответствующие исполнительные структуры;

• менеджеры, принимающие решения на уровне отдельных организационных структур и систем государственного управления;

• менеджеры, осуществляющие информационно-аналитическое обеспечение принимаемых решений;

• менеджеры, осуществляющие реализацию и контроль принятых решений.

Эта классификация упрочила свои позиции на рубеже XX и XXI тысячелетий. Она носила новаторский характер и могла быть использована как в образовательной сфере, так и в других сферах производства.

Автор совершенно справедливо отнес к числу многих профессионально важных качеств руководителя такие как: профессиональная компетентность, потребность в достижениях профессионального мастерства, особенности мотивации деятельности, опыт и профессиональные умения, деловые качества, стремление к самопознанию, самореализации, самоактуализации.

Резюмируя изложенное выше, следует отметить, что в истории педагогики проблема руководства образовательными учреждениями имела длительную и неоднозначную историю. Она сложилась из четырех этапов в становлении проблемы управленческой деятельности менеджера в образовательной теории и практике. Каждый этап имел свой социальный контекст и свою историческую реальность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Деркач А.А., Москаленко О.В. - Профессиональное самосознание руководителей образовательных учреждений: теория, методология, практика. - М., - 2000.

2. Кузьмина Н.В. Предмет акмеологии. - СПб. - 1996.

3. Педагогика: Учебное пособие / В.А. Сласте-нин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шия-нов. -М.: Школа-Пресс, - 1997 - 512 с.

Об авторе

Колосова Ольга Александровна, директор политехнического колледжа № 47 им. В.Г. Федорова г. Москва. Лауреат премии Правительства

Колосова О.А.

«Динамика исследований деятельности менеджеров образовательных учреждений...»

Москвы в области образования и подготовки рабочих кадров. Сфера научных интересов - теория и методы обучения и воспитания, подготовка

специалистов и квалифицированных рабочих в учреждениях среднего профессионального образования, менеджмент в образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.