Научная статья на тему 'Из истории возникновения понятия педагогического менеджмента в россии'

Из истории возникновения понятия педагогического менеджмента в россии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1382
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ / ГУМАННОЕ ОТНОШЕНИЕ / PEDAGOGICAL MANAGEMENT / MANAGEMENT OF EDUCATION / HUMANE ATTITUDE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харченко Елизавета Сергеевна

В статье рассматривается педагогический менеджмент как особый вид деятельности, в центре которой лежит взаимодействие между субъектами образовательной деятельности и гармоничные отношения между ними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From the History of the Notion of Pedagogical Management in Russia

This article deals with pedagogical management as a special activity in the centre of which lies the interaction between subjects of the educational activity and harmonious relationship between them.

Текст научной работы на тему «Из истории возникновения понятия педагогического менеджмента в россии»

DOI: 10Л7805Д1^у.2017.3.7

из истории возникновения понятия педагогического менеджмента в россии

Е. С. Харченко Московский гуманитарный университет

Аннотация: В статье рассматривается педагогический менеджмент как особый вид деятельности, в центре которой лежит взаимодействие между субъектами образовательной деятельности и гармоничные отношения между ними.

Ключевые слова: педагогический менеджмент; управление образованием; гуманное отношение

from the history of the notion of pedagogical

MANAGEMENT IN russia

E. S. Kharchenko Moscow University for the Humanities

Abstract: This article deals with pedagogical management as a special activity in the centre of which lies the interaction between subjects of the educational activity and harmonious relationship between them.

Keywords: pedagogical management; management of education; humane attitude

Согласно действующему закону «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.), образование есть «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства» (Федеральный закон ... , Электр. ресурс). Для эффективной реализации этого процесса необходимо осмысление его целостности с точки зрения науки управления и придание ему научно обоснованных признаков.

Управление системой образования включает в себя такие аспекты, как формирование системы взаимодействия органов федеральной, исполнительной власти и органов местного самоуправления; стратегическое планирование системы образования; реализацию программ, направленных на развитие системы образования; мониторинг в системе образования; государственную регламентацию образовательной деятельности; аккредитацию и оценку качества образования; подготовку и повышение квалификации работников образования.

43

НАУЧНЫЕ труды Московского ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА

2017 № 4

Закон об образовании, принятый в нашей стране в 1973 г., также рассматривал аспект руководства образованием, которое осуществлялось органами государственной и муниципальной власти, в том числе в республиках, областях. В их функции входила разработка общих положений в области организации и контроля функционирования учебно-воспитательных учреждений. Следует отметить, что особое внимание уделялось укреплению связи образования и воспитания с производственной сферой и жизнью, определению профиля трудовой подготовки школьников, и организации их трудового обучения в соответствии с потребностями народного хозяйства в кадрах, а также трудоустройство выпускников. Важная роль отводилась руководству дошкольным и школьным воспитанием и оказанию содействия в области воспитания.

В последние десятилетия в современной России появляется достаточно новое для отечественной системы образования понятие «педагогический менеджмент», которое привносит новое содержание в систему взаимодействия «человек — человек».

Термин «менеджмент» заимствован от английского management — управление, руководство, администрирование, дирекция, умение распоряжаться, владеть, управлять. Чаще всего в русском языке данный термин употребляется в значении — «управление». Под управлением понимается деятельность, которая направлена на организацию, контроль, анализ и подведение итогов. Управление внутри образовательного учреждения — это целенаправленное взаимодействие участников педагогического процесса.

Изначально менеджмент применялся только к производственной сфере. Претерпевая изменения в своем историческом развитии, последовательно менял направленность в сторону социализации. В настоящее время учет психологических особенностей и развитие потенциала работников организации актуальны для всех организаций. Необходимость в более чутких к «человеческому фактору» формах управления обосновывается переходом от экстенсивных к интенсивным методам хозяйствования.

Американский теоретик П. Ф. Друкер, рассматривая менеджмент, как общественную науку, указывал на то, что данная наука имеет дело с поведением человека, а также с поведением общественных институтов (Друкер, 2004a: 9). Основную задачу менеджмента П. Друкер определял как организацию единых целей и ценностей коллектива, обеспечение развития и повышения квалификации (Друкер, 2004b: 28). По П. Друкеру, менеджмент — это специфический вид деятельности, ориентированной на человека, цель которой — научить людей быть способными к совместным действиям, сделать их усилия эффективными, сгладить присущие им слабости, с учетом того, что человеческая способность вносить вклад в общество зависит не только от собственных усилий и отдачи других, но и от эффективного управления.

Управленческая и педагогическая деятельности имеют схожие функции: контроль; организационная; мотивационная; информационная; конструктивная функции, а также функция принятия решений.

Объединяющим фактором управленческой и педагогической деятельности стала необходимость изменения действий педагога для реализации управления. Что и привело к формированию нового направления — педагогического менеджмента.

Т» и и

В российской практике в контексте педагогики термин «управление» впервые употребил Н. Н. Иорданский в работе «Школоведение» (Иорданский, 1929). Школоведение стало отраслью советской педагогики и означало процесс организации и управления школьным делом, включая деятельность органов управления. Основными источниками школоведения являлись советское законодательство и опыт управления школами как в СССР, так и за рубежом, педагогическое наследие, выводы и рекомендации (Школоведение, 1978: 427).

В. П. Симонов выделяет педагогический менеджмент в самостоятельную науку, в которой отражена специфика образовательного процесса, как деятельностной системы. Педагогический менеджмент — это управление как учебно-познавательной деятельностью, так и учебно-воспитательной (Симонов, 2005: 3).

Внедрение педагогического менеджмента в практику образовательных учреждений РФ необходимо в целях осуществления адекватного управления в условиях меняющегося отечественного образования. Как пишет Л. В, Горюнова, «педагогический менеджмент — управленческая деятельность учителя, осуществляемая в классе и направленная на достижение целей развития личности ребенка, готового к жизни в новых социально-педагогических условиях» (Горюнова, 1999: 15).

Обосновывается данное определение работами советских педагогов. В. А. Сухомлинскоий призывал учителей отказаться от стремления повелевать своими учениками. «Умение управлять уровнем требований личности, стимулировать его повышение, — писал он, — одна из тех сфер педагогического мастерства, где обучение сливается с воспитанием коллектива, где интеллектуальная жизнь коллектива — большая сила, которая обусловливает отношение человека к самому себе и, наконец, побуждает его к самовоспитанию» (Сухомлинский, 1975: 155).

Ю. К. Бабановский считал, что именно педагог совершает переход от управления операциями к управлению действиями, лишь затем — к управлению деятельностью учащихся. Необходимым условием для управления является наличие обратной связи, которая показывает результативность управленческих действий (Бабановский, 1988: 113).

В своих работах исследователи Т. И. Шамова и Г. Н. Шибанова акцентируют внимание, что любая гуманистическая воспитательная система — это система открытая, важную роль, в которой играет окружающая среда. Особую роль в управлении воспитательной системы занимает деятельность, направленная на реализацию поставленных задач и ориентированную на общечеловеческие ценности. Цель, которую преследует воспитательная система — развитие личности ученика. Цель создания воспитательной системы — реализация педагогической идеи, создание условий для самовыражения участников данной системы. (Шамова, Шибанова, 2005: 15).

Т. И. Шамова также отмечает, что необходима некоторая перестройка преподавателей и руководителей в направлении «принятия приоритета человека во всех звеньях отрасли». Именно гуманные отношения — наиболее важный компонент деятельности и предполагают переход к сотрудничеству от административно-командного подчинения. (Шамова, 2002: 80).

Ю. А. Конаржевский делал акцент на том, что современный поведенческий аспект теории менеджмента ориентирован на человека и социальные ценности, что чрезвычайно важно для образовательных организаций, которые являются «человеческими» (Конаржевский, 2000: 6). Он выделил управленческие принципы, основываясь на позициях педагогического менеджмента, такие как: уважение и доверие к человеку; сотрудничество; целостный взгляд; индивидуальный подход в управлении; личное стимулирование; социальная справедливость; обогащение работы педагога; коллективное принятие решений; консенсус; горизонтальные связи; постоянное обновление; целевая гармонизация; автономиза-ция управления.

В контексте современной теории рассматривается и образовательная среда. Так Ю. С. Мануйлов отмечает необходимость средового подхода как условия реализации, а также на его важность в дополнении к формированию воспитательной среды и ее влияния на личность школьника (Мануйлов, 1997).

Проблема гуманистического и демократического отношения к детям и между людьми в целом, нашла отражение в определении понятия «педагогический менеджмент», предполагающего взаимное уважение и доверие, взаимодействие субъектов образовательного процесса, управление на основе сотрудничества.

Таким образом, педагогический менеджмент определяется как управленческая деятельность учителя или педагога в группе, совокупностью средств, принципов и технологий управления процессами развития личности в педагогической деятельности, а также как наука управления педагогическими процессами. Поскольку система образования представляет

собой сложную организацию, то и задача менеджера образования (учителя, воспитателя) заключается в создании условий для успешной реализации коллективом целей и задач и задача педагога по формированию умений и навыков конструктивного межличностного взаимодействия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // Консультант.Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/ (дата обращения: 12.05.2017).

Бабановский, Ю. К. (1988) Педагогика. М. : Просвещение. 197 с.

Школоведение (1978) // Большая Советская Энциклопедия (19691978) / под ред. А. М. Прохорова. Изд. 3-е. М. : Советская энциклопедия. Т. 9. 632 с. С. 427.

Горюнова, Л. В. (1999) Овладение знаниями и умениями педагогического менеджмента как фактор повышения качества профессиональной подготовки учителя : дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д. 239 с.

Друкер, П. Ф. (2004a) Задачи менеджмента в XXI веке / пер. с англ. М. : Издательский дом «Вильямс». 272 с.

Друкер, П. Ф (2004b) Энциклопедия менеджмента / пер. с англ. М. : Издательский дом «Вильямс». 432 с.

Иорданский, Н. Н. (1929) Школоведение. Руководство для массового учителя. Изд. 4-е. М. : «Работник просвещения», 21-я тип. «Мосполиграф». 301 с.

Конаржевский, Ю. А. (2000) Менеджмент и внутришкольное управление. М. : Центр «Педагогический поиск». 224 с.

Мануйлов, Ю. С. (1997) Средовой подход в воспитании : дисс. ... докт. пед. наук. М. 193 с.

Симонов, В. П. (2005) Диагностика личности и деятельности преподавателя и обучаемых : учеб. пособие. 2-е изд. М. : Изд-во МГОУ. 181 с.

Сухомлинский, В. А. (1975) Мудрая власть коллектива. М. : Молоая гвардия. 204 с.

Шамова, Т. И. (2002) Управление образовательными системами : учебное пособие для вузов. М. : ВЛАДОС. 319 с.

Шамова, Т. И., Шибанова, Г. Н. (2005) Воспитательная системы школы: сущность, содержание, управление. М. : ЦГЛ. 200 с.

Дата поступления: 16.06.2017 г.

Харченко Елизавета Сергеевна — магистрант кафедры педагогики и психологии высшей школы Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5 Тел.: +7 (499) 374-74-59. Эл. адрес: [email protected]. Научный руководитель — д-р пед. н., проф. В. А. Ситаров.

Kharchenko Elizaveta Sergeevna, Graduate Student, Department of Pedagogy and Psychology of Higher School, Moscow University for the Humanities. Postal address: 5, Yunosti St., Moscow, Russian Federation 111395. Tel.: +7 (499) 374-74-59. E-mail: [email protected]. Scientific Adviser - Sitarov V. A., Doctor of Pedagogy, Professor.

Для цитирования:

Харченко Е. С. Из истории возникновения понятия педагогического менеджмента в России [Электронный ресурс] // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2017, № 4. URL: http://journals.mosgu.ru/trudy/article/view/530 (дата обращения: дд.мм.гг.). DOI: 10.17805/trudy.2017.4.7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.