Научная статья на тему 'Структура менеджмента как гуманитарного стиля управления в деятельности классного руководителя'

Структура менеджмента как гуманитарного стиля управления в деятельности классного руководителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
468
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ / КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ / ВОСПИТАНИЕ / ПЕДАГОГ-МЕНЕДЖЕР / ГУМАНИТАРНЫЙ СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT / TEACHER IN CHARGE / EDUCATION / MANAGER-TEACHER / LIBERAL STYLE OF MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Желудков Михаил Александрович

Определены сущностные характеристики, функции и компоненты менеджмента в деятельности классного руководителя как педагога-менеджера, раскрывающие особенности реализации уровневой модели включения менеджмента в процесс воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Желудков Михаил Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The management as the liberal style of administration in the activity of the teacher in charge

The essential features, functions and components of management in the activity of teacher in charge as a manager-teacher are defined, which reveal the peculiarities of realization of the level-based model of including the management in the process of education.

Текст научной работы на тему «Структура менеджмента как гуманитарного стиля управления в деятельности классного руководителя»

ВОСПИТАНИЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

М.А. ЖЕЛУДКОВ (Михайловка)

СТРУКТУРА МЕНЕДЖМЕНТА КАК ГУМАНИТАРНОГО СТИЛЯ УПРАВЛЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Определены сущностные характеристики, функции и компоненты менеджмента в деятельности классного руководителя как педагога-менеджера, раскрывающие особенности реализации уровневой модели включения менеджмента в процесс воспитания.

Ключевые слова: менеджмент, классный руководитель, воспитание, педагог-менеджер, гуманитарный стиль управления.

В современном обществе идет процесс демократизации, т.е. изменение государственно-политического устройства общества, основанное на признании народа в качестве источника власти. Как одно из следствий этого процесса происходит модификация стиля управления: переход от административно-командного к гуманитар -ному, для которого характерно обращение к нуждам человека и его потребностям. Наилучшим образом такая направленность проявляется именно в менеджменте, где интересы и возможности человека становятся основой для принятия и реализации управленческих решений. Такая позиция прослеживается в работах М. Армстронга, М. Мескона, Ф. Вудкока. Значимым для нас является исследование П. Друкера, трактующего понятие менеджмента как «специфический вид управленческой деятельности, вращающийся вокруг человека, с целью сделать людей способными к совместному действию, придать их усилиям эффективность и сгладить присущие им слабости» [3]. Идеи менеджмента находят свое отражение и в педагогике, выступая как комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления педагогическими системами, целью которого является повышение эффективности их

функционирования и развития [5]. Эта позиция проявляется также в исследованиях Л. В. Горюновой, Ю.А. Конаржевско-го, С.М. Сантуровой, Р.Х. Шакурова.

Мы полагаем, что внедрение идей и технологий менеджмента в педагогический процесс целесообразно рассматривать в контексте гуманитарной педагогической парадигмы (Н.М. Борытко, И.А. Колесникова, И.А. Соловцова, Н.Е. Щуркова), «в центре которой находится человек во всей его целостности, во всем многообразии его связей и отношений с окружающим миром» [1].

Актуальность внедрения идей менеджмента в профессиональную педагогическую деятельность подтверждается программой развития системы непрерывного педагогического образования в России на 2001 - 2010 гг., где указывается на то, что наряду с традиционными функциями педагога (обучение, воспитание, помощь в развитии, оценка, работа с родителями и т.д.) в условиях модернизации образования актуализируются такие профессиональные функции, как прогнозирование, проектирование и организация содержательной и процессуальной сторон образования и социокультурной среды, где в большей мере становятся востребованными умения, связанные с управленческой, экономической деятельностью (социальный диалог, социальное партнерство между учителем и учениками) [4].

Особенно важным является поиск путей реализации педагогического менеджмента в работе классного руководителя, т.к. именно классный руководитель - средоточие социальных воздействий на ребенка внутри школы, он фокусирует множество влияний, преломляет их через призму жизненных ценностей и характера культуры, при этом он способен оказывать решающее влияние на личностное развитие ребенка [6]. Потенциал применения идей и методик менеджмента при управлении учебным коллективом рассматривается в работах В.В. Коряпиной, В.И. Лещин-

© Желудков М.А., 2009

ского, В.М. Лизинского, М.Л. Портнова, М.М. Поташника, В.А. Шевченко.

Анализ работ по проблеме менеджмента (Д.О. Яснопольская, М. Мескон, Е.Е. Вер-шигора, А.В. Попов, Ю.А. Конаржевский, В. Зигерт, П.Ф. Друкер, В.П. Симонов) и соотнесение их с основными признаками гуманитаризации дают нам возможность выделить в менеджменте следующие гуманитарные характеристики:

• умение принимать рациональные решения, позволяющие разрешить или упростить возникающие перед участниками деятельности проблемы, что позволяет создавать условия для эффективной деятельности всех членов коллектива;

• гуманитарная ориентация на проблемы человека, что означает учет особенностей и реализацию потенциала каждого члена коллектива во благо общей деятельности;

• способность к креативному управлению - обеспечивает творческое развитие всех членов коллектива, что создает условия для обоюдного формирующего взаимодействия между всеми участниками деятельности;

• способность руководителя в ходе общения с членами коллектива понимать их интересы, стремления, склонности, внутренний духовный мир, что в итоге позволяет эффективно организовывать их деятельность;

• чувство команды - т.е. атмосфера взаимоподдержки, взаимовыручки в коллективе;

• знание психологии людей и способов воздействия на их психику, индивидуальный подход, т.е. постижение духовной жизни подопечных, построение с ними диалогического общения, что соотносится с одним из фундаментальных положений гуманитарной педагогики;

• способность к созданию коллектива, отношения в котором основаны на взаимоуважении, доверии и внимании между руководителем и каждым членом коллектива, участниками совместной, внутригрупповой деятельности.

Представленное сопоставление позволяет нам сделать вывод о том, что менеджмент профессиональной деятельности - это, прежде всего, гуманитарный стиль управления, который позволяет осуществлять эффективное руководство не увеличивая нагрузку на участников коллективной дея-

тельности, а развивая их внутренний потенциал, учитывая их интересы и потребности.

При этом под стилем мы понимаем «устойчивое сочетание педагогических приемов воздействия и методов взаимодействия, характеризующих в совокупности индивидуальную стратегию и тактику педагога» [1].

Однако для понимания феномена менеджмента в профессиональной деятельности классного руководителя как целостности необходимо не только выявить его сущностные характеристики, но и выделить связи данного феномена со средой, более широкой системой, т.е. определить его функции [2].

Основные функции менеджмента в деятельности классного руководителя могут быть поняты, исходя из учета специфики управленческой и воспитательной деятельности, отношений и общения между руководителем и членами коллектива, способов взаимодействия с коллективом и организации деятельности в условиях педагогического процесса. Анализ сущностных характеристик классного руководителя как педагога-менеджера позволяет выделить следующие функции: гуманитарно-управленческая, коммуникативно-диалогическая, толерантности, мотивационнопобудительная, креативно-прогностическая. Каждая из них отражает многообразие решения учебно-воспитательных задач и подчеркивает многоаспектность профессиональной деятельности классного руководителя как педагога-менеджера, неотъемлемой составляющей работы которого является гуманитарный стиль управления.

Гуманитарно-управленческая функция вытекает из такой характеристики, как способность к созданию коллектива, отношения в котором основаны на взаимоуважении, доверии и внимании между руководителем и воспитанниками, между учащимися. Такая стратегия взаимодействия создает предпосылки к комфортному и эффективному сотрудничеству, возможности для конструктивных совместных действий, раскрытия внутреннего потенциала, устранения чувства закомплексованности. Реализация данной функции в итоге дает возможность результативно управлять учебной группой.

Функция толерантности исходит из способности формировать благоприятную

психологическую атмосферу в коллективе воспитанников, основанную на взаимовыручке, взаимоподдержке, взаимоуважении и чувстве команды. Данная функция в деятельности классного руководителя проявляется за счет созданной в коллективе атмосферы консенсуса, направленности на общую цель, которая значима для каждого члена коллектива, в котором поощряются проявления собственной точки зрения и дискуссионные формы взаимодействия. При этом лидеры коллектива действуют как координаторы и помощники классного руководителя, а эффективность работы каждого члена коллектива является важным критерием оценки производительности коллектива в целом.

Мотивационно-побудительная функция проявляется в умении находить индивидуальный подход к каждому воспитаннику, используя механизмы скрытого управления во благо ученика, способности к формированию у воспитанников интереса и осознанной позиции по отношению к деятельности. Реализация данной функции основывается на четырех типах воздействия на воспитанников: заявление (разъяснения своих взглядов); убеждение (использование фактов логики и доводов для того, чтобы представить свой вариант выполнения деятельности, подчеркивая его сильные стороны, выгоды для воспитанников, предупреждая возражения по поводу его явных слабых мест и апеллируя к здравому смыслу); «наведение мостов» (выяснение точек зрения других людей, понимание их интересов и стремлений, одобрение их идей и предложений, которые принесут действительную пользу коллективу); привлечение на свою сторону (использование механизмов психологического заражения воспитанников энтузиазмом относительно вносимых предложений, создание у учащихся чувства причастности к осуществляемой воспитательной деятельности).

Коммуникативно-диалогическая функция вытекает из такой характеристики, как знание психологии воспитанников и способов воздействия на их психику, которое обеспечивает постижение духовной жизни подопечного, построение с ним диалогического общения, что в дальнейшем создает предпосылки для результативного управления ученической группой; особый гуманитарный стиль общения с

окружающими, основанный на уважении партнера по общению, проходящему в форме диалога. Данная функция также способствует внедрению и активному осуществлению в деятельности классного руководителя делегирования полномочий, что позволяет развивать у воспитанников способности самостоятельно принимать решения, достигать цели и брать на себя ответственность, работать в микрогруппах.

Креативно-прогностическая функция выражается в способности к творческому управлению, позволяющему предвидеть возможные проблемные воспитательные ситуации и со-развиваться каждому участнику коллектива, на которого оно направлено. Реализация данной функции осуществляется за счет перекрестного обмена идеями с коллегами и воспитанниками, использования аналогий при организации деятельности воспитанников, выдвижения вместе с коллективом воспитанников новых идей с помощью мозгового штурма.

Среди выделенных функций менеджмента в деятельности классного руководителя общеобразовательного учреждения гуманитарно-управленческая закономерно определяется как важнейшая, т.к. реализация именно этой функции задает само направление управленческих действий пе-дагога-менеджера в процессе его профессиональной деятельности, в которой приоритетными становятся интересы воспитанников, их развитие, удовлетворение их многогранных потребностей и подготовка к жизни в обществе.

Выделенные специфические функции менеджмента в деятельности классного руководителя позволяют определиться в понимании ее содержания и внутренней структуры. Реализовать перечисленные функции позволяют следующие компоненты, выявленные нами в структуре профессиональной деятельности классного руководителя как педагога-менеджера: целевой, содержательный, процессуальный, результативный.

Функция толерантности позволяет обнаружить в структуре целевой компонент, который обеспечивается знанием и субъек-тивацией классным руководителем того, что имеется в теории и практике менеджмента по эффективному формированию коллектива людей, в котором за счет целенаправленного руководства, построенных

S3

в коллективе конструктивных взаимоотношений и организованной деятельности его участников достигается максимально полезный для группы и руководителя результат.

Содержательный компонент менеджмента непосредственно связан с мотивационно-побудительной функцией - классный руководитель создает условия, побуждающие воспитанников класса к овладению способами саморазвития, актуализации, самореализации в учебной и социальной средах на основе формирования у них потребности в социально значимой деятельности, предлагаемой педагогом-ме-неджером.

Реализацию коммуникативно-диалогической функции обеспечивает процессуальный компонент, который включает в себя способности, поступки, умения классного руководителя в различных видах деятельности и общения, обеспечивающие успешное сотрудничество участников образовательного процесса. Определяющими в содержании этого компонента являются способности классного руководителя, которые в учебно-воспитательном процессе позволяют ему строить между воспитанниками взаимовыгодные отношения.

Результативный компонент связан с креативно-прогностической функцией -это формирование социально адаптированной и творческой личности воспитанника как следствие применения классным руководителем идей и технологий менеджмента, обеспечивающих творческое развитие личности и ее социальную мобильность в учебно-воспитательном процессе. При этом в ходе решения поставленных задач и преодоления нестандартных проблем происходит развитие творческого потенциала не только у воспитанников, но и у самого педагога-менеджера.

Ведущим компонентом является целевой, поскольку именно он составляет базовую основу, ключевой ориентир в осуществлении менеджмента классного руководителя.

Гуманитарно-управленческая функция менеджмента как основная обеспечивается единством и взаимосвязью всех четырех представленных в модели компонентов.

Таким образом, включение менеджмента в деятельность классного руково-

дителя обусловливается новыми социальными условиями, требующими учета реалий современной действительности, когда усиливается междисциплинарная связь педагогики с другими науками, в том числе и экономическими. Такая интеграция приводит к необходимости трансформации роли классного руководителя, наполнения ее новым содержанием и функциями, позволяющими сформировать корпоративную направленность общения и взаимодействия с воспитанниками. В итоге это позволит классному руководителю посредством технологий менеджмента найти общий язык с учащимися, успешно осуществлять совместную деятельность и гуманитарное управление педагогическим процессом.

Литература

1. Борытко, Н.М. Педагогика: учеб. для студ. пед. спец.: в 2 ч. / Н.М. Борытко, И.А. Соловцо-ва, А.М. Байбаков. Волгоград, 2007. Ч. 1.

2. Борытко, Н.М. Педагог в пространствах современного воспитания / Н.М. Борытко. Волгоград, 2001. 214 с.

3. Друкер, П.Ф. Эффективный управляющий / П.Ф. Друкер. М., 1992.

4. О программе развития системы непрерывного педагогического образования в России на 2001 - 2010 годы: Приложение к приказу Министерства образования Российской Федерации от 24.04.2001 №1818 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_01/ 1818.html#1#1.

5. Симонов, В.П. Педагогический менеджмент / В.П. Симонов. М.: Пед. о-во России, 1999.

6. Щуркова, Н.Е. Классное руководство в культурологической концепции воспитания / Н.Е. Щуркова // Классный руководитель. 2000. № 1.

The management as the liberal style of administration in the activity of the teacher in charge

The essential features, functions and components of management in the activity of teacher in charge as a manager-teacher are defined, which reveal the peculiarities of realization of the level-based model of including the management in the process of education.

Key words: management, teacher in charge, education, manager-teacher, liberal style of management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.